УДК 342.951 ББК 64.401
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ГРЕЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА ПРУДНИКОВА,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.14 — административное право;
административный процесс
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Исследуются современные миграционные отношения в Греции, особенности деятельности греческих уполномоченных органов в сфере миграции; выявлены основные проблемы в различных направлениях миграционной сферы. Ключевые слова: миграция, уполномоченные органы, Греция, миграционные процессы.
Annotation. The article is devoted to modem migration relations in Belgium, the activities of Greece authorized bodies in the sphere of migration, identified the main problems in various areas of the migration sphere. Keywords: migration, competent authorities, Greece, migration processes.
Изучение миграционной политики Греческой Республики показывает, что Греция традиционно является страной, экспортирующей мигрантов, в основном для занятия неквалифицированным трудом. В настоящее время проблема дефицита неквалифицированной рабочей силы в Греции сохраняется, хотя и по другим причинам. В основном это связано с миграционным кризисом на европейском пространстве, когда поток мигрантов, просящих убежище в Европе, увеличился на 90 % по сравнению с недавними показателями.
Если говорить о ситуации, которая сложилась в сфере миграции в 2015 году, то среди мигрантов в Греции оказались более 80 тыс. человек. Стремясь в другие страны Европейского Союза, свыше 220 тыс. мигрантов проходят транзитом через территории Греции. Парламент Греции принял и внес ряд принципиально важных изменений в уже существующее законодательство, охватывающее одновременно различные аспекты иммиграционной политики, перейдя к комплексному решению непростых проблем миграции.
Важным событием стал выход Закона 4251/2014 «Иммиграционный кодекс, социальная интеграция и
другие положения». Основная часть законодательной базы, связанная с иммиграцией и интеграцией иностранных граждан, осталась прежней, но есть ряд важных изменений, а именно:
• при оформлении документов на предоставление вида на жительство может быть оформлена доверенность, которая дается представителю на право представления интересов заинтересованного лица в компетентных органах и оформляется в письменном виде с заверением подлинности подписи любым компетентным государственным органом.
• компетентные органы Децентрализованных Администраций при первичной подаче документов на получение вида на жительство, имеют право пригласить гражданина третьей страны на собеседование в Иммиграционную Комиссию в определенное время и в определенное место.
• министр Внутренних Дел, принимая к сведению мнение Иммиграционной Комиссии, созданной при Министерстве Внутренних Дел, в порядке исключения имеет полномочие пре-
доставить вид на жительство в Греции на срок в один год гражданину третьей страны, если будет подтверждена документально его тесная связь с Грецией и др.
Здесь следует отметить, что Акт 3386/2005 «О въезде, проживании и социальной интеграции граждан третьих стран на территорию Греции» имеет следующие основные цели: рационализация планирования миграционных потоков путем принятия во внимание нужд экономической и социальной жизни Греции; воздержание от беспорядочных изменений в статус законно проживающих иностранцев; гарантирование для трудовых мигрантов условий занятости, соответствующих стандартам современного правового государства; введение режима для социальной интеграции мигрантов; эффективное применение греческого законодательства во избежание неконтролируемого въезда и выезда иностранцев; введение стимулов для привлечения иностранных инвестиций в Грецию; обеспечение соблюдения прав граждан третьих стран без каких-либо ограничений, их личностного развития тем образом, который они выберут, а также свободного участия в социальной и экономической жизни Греции.
Очень важно отметить, что законодательством данного государства предусмотрены следующие иммиграционные статусы: воссоединение семьи; работа, включая занятость, самозанятость и сезонный труд; а также учеба и профессиональная подготовка. Существуют специальные разрешения на проживание, доступные для людей «других» статусов, включая: финансово независимых лиц; взрослых детей дипломатов, работающих в Греции, и граждан третьих стран, работающих в качестве «членов обслуживающего штата» и «частной прислуги»; иностранных репортеров и корреспондентов; представителей духовенства всех известных вероисповеданий; участников исследовательских программ;1 гуманитарные случаи;2 и жертв торговли людьми.
Как правило, заявления как для получения первоначального разрешения на проживание, так и на обновление разрешения, подаются в муниципалитет или в общину по месту проживания мигранта. Заявления рассматриваются Директоратом по вопросам иностранцев и миграции региона, которому подчиняется префектура места проживания иммигранта. Наконец, разрешения выдаются на основании решения Генерального секретаря соответствующего региона. Однако существуют случаи, когда разрешения на проживание выдаются министерством внутренних дел. Данные случаи включают граждан третьих стран, занимающихся инвестиционной деятельностью.
Следует подчеркнуть, что законно въехав на территорию Греции, граждане третьей страны имеют
право на проживание при соблюдении условий, подробно изложенных в Акте 3386/2005. Согласно Статье 10 иммигрант должен: иметь действительный паспорт либо другой принятый на международном уровне проездной документ; не представлять угрозы публичному порядку, безопасности или здоровью; иметь медицинскую страховку с полным покрытием; и иметь доказательство наличия достаточных финансовых средств, включая стоимость возвращения в страну своего про-исхождения3.
После подачи гражданином третьей страны заявления на выдачу или обновление разрешения на проживание и своевременного предоставления всей требуемой документации, заявитель получает сертификат, подтверждающий законность его проживания на территории Греции в течение периода рассмотрения его заявления государством.
Как изложено в Министерском решении 24103/2005, заявление на разрешение на проживание, выдаваемое впервые, должно сопровождаться следующими документами: заверенной копией действительного паспорта, с визой, там, где это требуется; и справкой о хорошем состоянии здоровья, выданной публичной больницей Греции. Данная справка должна содержать подтверждение того, что гражданин третьей страны не страдает от заболевания, которое, согласно международным стандартам и стандартам Всемирной организации здравоохранения, может представлять угрозу для общественного здоровья.4 Заявления должны также сопровождаться оплатой соответствующего сбора, подробно описанного в Статье 92 Акта 3386/2005.
Как показывает изучение юридической литературы, все решения и акты, выносимые публичными органами, должны сопровождаться конкретным и адекватным обоснованием, исходя из сопутствующей документации и фактов.
Следует отметить, что соответствующим законодательством предусмотрено, что любые запросы об аннулировании решений должны быть рассмотрены административным судом, состоящим из трех членов. Решения, вынесенные этим судом, подлежат дальнейшей апелляции в Государственном совете, являющемся высшим административным судом Греции.
В отношении разрешений на временное проживание отсутствуют общие положения; только специальные требования, зависящие от цели пребывания. Максимальный период временного проживания также зависит от цели пребывания: разрешение на проживание с целью воссоединения семьи, а также с целью учебы выдается на период одного года; разрешение на пребывание для трудоустройства — на период до двух лет; разрешение на самозанятость — на период двух или трех лет; и разрешение на сезонный труд — на
№ 1 / 2016
Вестник Московского университета МВД России
155
период, не превышающий шести месяцев.
Анализ законодательства показывает, что в соответствии со ст. 89 Закона 4251/2014 «Иммиграционный кодекс, социальная интеграция и другие положения» право на долгосрочное проживание выдается гражданам третьих стран, проживающим в Греции законно и беспрерывно на протяжении пяти лет до подачи заявления на его получение, а так же на следующих условиях5:
• периоды отсутствия его в стране были продолжительностью менее шести месяцев и в своем общем количестве не превышают десять месяцев за последние пять лет;
• заинтересованное лицо должно располагать доходом, достаточным для личного обеспечения и обеспечения своей семьи, при условии, что этот доход не будет получен за счет системы социальной помощи в Греции;
• наличие полноценной медицинской страховки на получение всех услуг, покрывающая соответствующие категорий застрахованных граждан Греции, которая так же учитывает и потребности его семьи;
• удовлетворяет условия полной интеграции в греческое общество;
• законное проживание на территории Греции в течение двенадцати лет.
В целом иммиграционное законодательство Греции соблюдает дух и значение соответствующих правовых актов ЕС. Каких-либо значительных расхождений с законодательством ЕС не наблюдается. Однако необходимо дождаться соответствующих отчетов относительно реализации Директивы 2003/86 и Директивы 2003/109 Европейской Комиссии с целью под-
тверждения данного заключения.
В заключении следует отметить, что несмотря на то, что действующее законодательство недостаточно полно способствует улучшению миграционной обстановки в стране, так как она в пропорциональном измерении в основном является принимающей страной. Поэтому сегодня главный вопрос в том, как Греция будет справляться, критически оценивая преимущества, предоставляемые иммиграцией, и в тоже время, поддерживая регулируемый режим, соответствующий международным нормам о защите и продвижении прав мигрантов.
1 Обновляемое разрешение на проживание длительностью в один год выдается для того, чтобы позволить гражданам третьих стран участвовать в программах, проводимых исследовательскими организациями публичного сектора либо исследовательскими институтами, которые контролируются Грецией. Иностранец должен иметь заключенный договор о сотрудничестве с соответствующей организацией, которая должна также покрывать его расходы на проживание и стоимость возвращения в страну происхождения.
2 Следующие категории лиц имеют право на получение разрешения на проживание: жертвы трудовых или иных несчастных случаев, на период лечения; жертвы преступлений, подтвержденных решениями суда, на период лечения; лица, принимаемые благотворительными организациями; несовершеннолетние дети, чьими опекунами являются греческие семьи или семьи граждан третьих стран с правом постоянного проживания в Греции; и лица, страдающие серьезными заболеваниями на основании подтверждения из государственной больницы.
3 Skordas, А., «Новое иммиграционное законодательство Греции: модернизация по неправильному пути», 4 европейский журнал по миграции и праву (2012) стр. 23.
4 Данная справка не требуется, если заявитель, гражданин третьей страны, является членом семьи греческого гражданина либо гражданина другого государства-участника ЕС, либо если он является родителем несовершеннолетнего гражданина Греции.
5 Rua.gr