6. Ivanov V.V., Toporov VN.Issledovaniya v oblasti slavyanskikh drevnostei. M., 1974.
7. Ilarion Slovo o Zakone i Blagodati. M., 1994.
8. Kartashev A.V. Sobranie sochinenii v 2 t. T. 1: Ocherki po istorii russkoi tserkvi. M., 1992.
9. Kniga khozhenii. Zapiski russkikh puteshestvennikov XI—XV vv. M., 1984.
10. Le Goff Zh. Geroi i chudesa Srednikh vekov. M., 2012.
11. Nikol'skii N.M. Istoriya russkoi tserkvi. M., 1983
12. Paterik Kievskogo Pecherskogo monastyrya. Spb., 1911.
13. Povest' vremennykh let / Podgotovka teksta, perevod, stat'i i kommentarii D.S. Likhacheva. Pod red. V.P. Adrianovoi-Peretts. Izd. 2-e ispr. i dop. SPb., 1999.
14. Rapov O.M. O date prinytiya khristianstva knyazem Vladimirom i kievlyanami // Voprosy istorii, 1984. № 6.
15. Russkoe pravoslavie: vekhi istorii. M., 1989.
16. Rybakov B.A. Yazychestvo Drevnei Rusi. M., 1988.
17. Sapunov V.V. Kniga v Rossii v XI—XVII vv. L., 1978.
18. Tikhomirov M.N. Drevnerusskie goroda. SPb., 2008.
19. Tolochko P.P. Drevnyaya Rus'. Ocherki sotsial'no-politicheskoi istorii. Kiev, 1987.
20. Toporov V.N. Bogi drevnikh slavyan // Ocherki istorii kul'tury slavyan. M., 1996.
21. Ustav velikogo knyazya Vsevoloda o tserkovnykh sudakh, lyudyakh i merilakh torgovykh // Rossiiskoe zakonodatel'stvo X—XX vekov. V devyati tomakh. T. I. Zakonodatel'stvo Drevnei Rusi. M., 1984.
22. Ustav knyazya Vladimira Svyatoslavicha o desyatinakh, sudakh i lyudyakh tserkovnykh. Oleninskaya redaktsiya // Rossiiskoe zakonodatel'stvo X—XX vekov. V devyati tomakh. T. I. Zakonodatel'stvo Drevnei Rusi. M., 1984.
23. Shchapov Fa.N.Gosudarstvo i tserkov' v Drevnei Rusi X—XIII vv. M., 1989.
УДК 342.951 ББК 64.401
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ РЕДКОУС,
доктор юридических наук, профессор; СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА АКИМОВА,
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Статья посвящена исследованию современных миграционных отношений в Латвии, выявлению проблемных вопросов и совершенствованию организации деятельности миграционных органов.
Ключевые слова: миграция, уполномоченные органы, Латвия, административное регулирование.
Annotation. The article is devoted to the study of contemporary migration relations in Latvia, to identify problem issues and to improve the organization of activities of migration bodies.
Keywords: migration, authorities, Latvia, administrative regulation.
Иммиграция в Латвию является относительно новым социально-политическим явлением. Недавние иммигранты составляют не более 3% от всего населения Латвии, что частично связано с ограничительной миграционной политикой, принятой в 1990-х годах. Однако, согласно официальным данным, количество иностранных граждан, проживающих в Латвии, увеличивается. В 2015 г. разрешения на проживание получили свыше 10 тыс. иностранных граждан, большинство из которых из стран Азии. Приезд граждан стран Азиатского региона связан с расширением миграционного кризиса, происходящего в Европе на фоне масштабной миграции населения в связи с нестабильной политической ситуацией в регионе1.
В складывающейся ситуации становится очевидно, что необходим четкий, рассчитанный на долгосрочную перспективу, подход в отношении иммиграции в Латвию, более гибкая иммиграционная политика. Позитивным шагом в этом направлении является подготовленная специальной правительственной рабочей группой «Стратегия миграционной политики в контексте занятости» — документ, который, хотя и не охватывает все проблемы, но предусматривает решение ряда конкретных вопросов, например снижение стоимости найма иностранной рабочей силы на 60% и упрощения бюрократических процедур2.
Латвийским законом «Об иммиграции», принятым 31 октября 2002 г. определяется порядок въезда, пребывания, транзита, выезда и задержания иностранных граждан для обеспечения реализации миграционной политики. Данный закон установил принципиальное различие между двумя типами разрешений на проживание: разрешениями на временное проживание, выдаваемыми на различные периоды времени: от шести месяцев до пяти лет, и разрешениями на постоянное проживание. Кроме данных типов разрешений на проживание, законодательством признается статус долговременного жителя ЕС. Данная трехуровневая система охватывает различные типы иммиграционных статусов: воссоединение семьи, учеба, профессиональная подготовка, исследование и работа. Что касается иммиграции с целью трудоустройства, иностранные граждане могут заниматься поиском работы либо осуществлять самостоятельную экономическую
деятельность. Ежегодно на рынок труда Латвии допускаются гостевые работники, однако, специальное законодательство в отношении сезонного труда отсутствует.
Среди жителей Латвии существует специальная категория неграждан, которую составляют граждане бывшего СССР, которые после 1991 г. не были квалифицированы для получения латвийского гражданства и не приняли российского или другого гражданства (Акт о гражданах бывшего СССР, Ст. 1). Негражданам выдается паспорт, который предоставляет им специальный статус принадлежности к государству, позволяющий сохранять их право на возвращение3.
Выдача, регистрация и отмена разрешений на временное проживание и на постоянное проживание производится управлением по делам гражданства и миграции (УДГМ) (Закон об иммиграции, Ст. 3(22)). Разрешение на проживание необходимо в случае, если иностранный гражданин либо лицо без гражданства желает проживать на территории Республики Латвия в течение более 90 дней из шести месяцев.
Как правило, документы должны быть поданы в консульский департамент за пределами Латвии, хотя решением кабинета министров определенным группам лиц разрешено подавать документы в УДГМ на территории Латвии (Закон об иммиграции, Ст. 32)4.
Лицо в Латвии, приглашающее иностранца, либо иностранец, которому не нужно приглашение при обращении за разрешением на проживание, имеют право на подачу апелляции главе УДГМ в течение 30 дней со дня получения решения об отказе в выдаче или отмене разрешения (Закон об иммиграции, Ст. 40). Апелляция против решения главы УДГМ об отказе в выдаче или отмене разрешения на проживание может быть подана в административный суд. Апелляция не дает иностранцу, которому было отказано в разрешении на проживание или чье разрешение было отменено, права на пребывание на территории Республики Латвия5.
Для пребывания в Латвии в течение менее 90 дней в рамках шести месяцев тем, в отношении кого действует требование наличия визы, достаточно одной визы. Для более длительного пребывания необходимо получение разрешения.
Некоторые разрешения на временное проживание выдаются на срок, не превышающий шести месяцев или одного года, включая самые новые разрешения для воссоединения семьи и учебы. Знание латвийского языка не требуется для временного проживания, кроме случаев, когда целью проживания является работа по специальности, для которой знания языка является одним из условий получения разрешения на работу. Решение по выдаче разрешения на временное проживание принимается в течение 30 дней со дня подачи заявления (Закон об иммиграции, Ст. 33(1)).
Национальное разрешение на постоянное проживание может и в основном выдается в следующих случаях: иностранцам, которые проживали в Латвии непрерывно на основании разрешения на временное проживание в течение по крайней мере пяти лет; и несовершеннолетним детям латвийских граждан, латвийских неграждан или иностранцев, имеющих разрешение на постоянное проживание6.
Что касается первой ситуации, иностранцы, обращающиеся за разрешением на постоянное проживание в Латвии, должны владеть официальным языком на приемлемом уровне (CMReg. 252)7, а пятилетний период проживания не включает период проживания на основании разрешений на временное проживание, выданных для целей учебы (Закон об иммиграции, Ст. 24).
Существуют, однако, некоторые исключения в требование пятилетнего проживания. Например, право постоянного проживания может быть одобрено министром внутренних дел, если это соответствует интересам государства. Обычно это происходит в отношении ученых, экспертов и врачей. Решение о выдаче национального разрешения на постоянное проживание принимается в течение 90 дней со дня подачи заявления (Закон об иммиграции, Ст. 33(1)).
Небольшие изменения в закон «Об иммиграции» вступили в силу 1 января 2014 г. Понятие «разрешение на труд» заменено на понятие «право на занятость», разделив потенциальных работников на две категории — лиц, которым занятость присваивают (с ограничениями) и лиц, которые могут быть трудоустроены без ограничений и которым никакое разрешение не нужно.
Во всех случаях, при принятии отрицательного решения, у иностранца появилось право оспорить вышеупомянутое решение. Законодатель точно указал, что также собственные дети супруга/супруги иностранца (не только собственные дети самого иностранца и их общие дети) имеют право получить временный вид на жительство.
Как показывает практика, в ближайшем будущем Латвии придется полагаться на иммигрантов для поддержания экономического роста. С другой стороны, существуют факторы, определяющие критическое отношение к иммиграции, в основном это озабоченность в области социальной интеграции и безопасности. Лежащая в ее основе напряженность существует между «традиционными» европейцами и иммигрантами на фоне культурных различий, что, в свою очередь, ведет правительство по пути поощрения скорее «культурной интеграции», чем культурного многообразия. Латвии необходимо решать подобные проблемы от лица своих коренных граждан, если они намерены поощрять иммиграцию, которая поможет стране сохранять экономическое благополучие. Данная задача усложняется тем, что правительство уже сталкивается с проблемами при реализации программ социальной интеграции для русскоговорящего населения8.
Учитывая низкий уровень оплаты, работодатели в Латвии в вопросах привлечения квалифицированных работников находятся в невыгодном положении по сравнению с работодателями других государств-участников ЕС, поскольку должны платить работникам из третьих стран определенную компенсацию, заработную плату среднего уровня, что по их мнению, является серьезным недостатком. Однако данное требование имеет смысл, так как Латвия заинтересована в привлечении квалифицированной рабочей силы.
В связи с возросшим спросом рынка труда Латвии в квалифицированных специалистах, Министерством социального обеспечения предприняты шаги в направлении упрощения административных процедур и снижения административных расходов. Так, министерством были предложены рекомендации для рабочей группы о создании и введении агентства по принципу «одной остановки», при котором документы будут подаваться в одно учреждение вместо нынешних двух: государственного
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
агентства занятости и управления по делам гражданства и миграции, и одного комбинированного разрешения на работу/проживание, выдаваемого иностранцу.
Работодатели также заинтересованы, и спрос со временем увеличивается, в найме работников в сфере строительства, а также в других секторах, нуждающихся в низко квалифицированной рабочей силе, в связи с тем, что большинство латвийских жителей, работающих в данных секторах, пользуются своим правом свободного передвижения9. Другой причиной является рост числа студентов и нежелание работодателей выплачивать зарплату на адекватном уровне либо выплаты «зарплаты в конверте» с целью избежания выплаты налогов. Официальные данные по иммиграции из третьих государств остаются низкими, потому что работодатели обходят официальную процедуру найма иностранной рабочей силы10. Таким образом, число скрытых иммигрантов растет, составляя примерно от 14% до 20% от ВВП Латвии, хотя точные цифры не доступны11. Двумя основными причинами для этого являются: строгая иммиграционная политика и непривлекательная система социального обеспечения для граждан третьих стран.
Согласно УДГМ исключения в Закон об иммиграции допускаются постоянно с целью предоставления разрешений на проживание членам семей. Однако если существует угроза публичной безопасности, отказ в выдаче разрешения на проживание является автоматическим, так как преобладающими являются интересы общества. Формальных инструкций в отношении процедуры нет, так как это практика, развивавшаяся годами, но УДГМ не испытывает внутренней потребности для инструкций подобного рода.
Существует ряд условий, которые делают обучение в Латвии непривлекательным для иностранных студентов. Так, студенты должны отвечать требованиям о приеме, включая знание латвийского языка в соответствии с требованиями централизованного языкового теста, который проводится по окончании средней школы. Несмотря на наличие определенных предметов, которые могут преподаваться на других языках, список их невелик.
В заключении необходимо отметить, что дефицит рабочей силы вынуждает Латвию менять
миграционную политику, цель которой — оценить необходимость поощрения притока граждан третьих стран с целью занятости и разработать возможные варианты увеличения предложения рабочей силы В частности речь об облегчении условий привлечения иностранной рабочей силы из третьих стран, с разработкой соответствующих критериев. При этом работодатели охотнее будут привлекать более дешевую рабочую силу, что в свою очередь потребует инвестиций на интеграцию трудящихся-мигрантов, а также будет способствовать возвращению на родину эмигрировавших жителей Латвии.
1 Акимова С.А. Особенности законодательства в сфере миграции в современных государствах // Государственная служба и кадры. 2015. № 3. С. 18.
2 Сеть независимых экспертов ЕС по вопросу основных прав человека, Сводный отчет за 2013 (2013) (Отчет 2013 об основных правах).
3 Прудников А.С. Незаконная миграция как источник угрозы национальной безопасности России // Государственная служба и кадры. 2015. № 3. С. 35.
4 Данные лица включают тех, кто уже имеет разрешение на проживание, тех, кто имеет действительную визу, либо не обязаны иметь визу и чей спонсор является: учителем, ученым, проектным консультантом, работающим на Латвию, тренером латвийской команды, спортсменом, студентом, родителем латвийского гражданина и не гражданина, несовершеннолетним ребенком, либо частным бизнесменом, основателем предприятия, самозанятым лицом, экспертом в области атомной энергии, либо занимающим особую позицию в коммерческом предприятии (CM Reg. 813).
5 Fridriksone M. «Предложения об облегчении въезда иностранной рабочей силы», Dienas Bizness (2009) (Fridriksone 2009).
6 Прудникова Т.А. Особенности законодательства в сфере миграции в современных государствах // Государственная служба и кадры. 2015. № 3. С. 38.
7 Если иностранец не отвечает данному требованию, он имеет право на проживание в Латвии на основании разрешения на временное проживание (Закон об иммиграции, Ст. 24(6)). Кроме того, лица, страдающие определенными психическими заболеваниями, освобождены от данного требования.
8 Delfi, "Vienkarsos darba atlauju sanemsanu arzemniekiem" («Процедура предоставления разрешений на работу иностранцам будет упрощена») (2013).
9 Согласно статистическим данным, примерно 75 000— 90 000 латвийских жителей работают в секторе неквалифицированного труда за рубежом.
10 Процесс очень затратный: минимальная ежемесячная заработная плата составляет 249 LVL (354 евро), и дополнительно сбор в размере 35 LVL (50 евро) выплачиваемый за каждого приглашенного работника ежемесячно.
11 Центральное статистическое бюро считает, что теневая экономика составляет 16% от ВВП Латвии, в то время как уровень скрытого трудоустройства, по подсчетам министерства финансов, достигает примерно от 14% до 20%, а по мнению Государственного инспектората по труду эта цифра колеблется между 18% и 20%.