Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия гражданско-патриотического воспитания студентов вуза'

Организационно-педагогические условия гражданско-патриотического воспитания студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1376
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ВУЗ / ПАТРИОТ / ГРАЖДАНИН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Дарья Владимировна, Константинова Валентина Васильевна

Введение . Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений адекватно реагировать на исторические вызовы, к защите интересов многонационального государства. Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время система гражданско-патриотического воспитания студентов в образовательной организации требует совершенствования с учетом новых реалий. В современной России усиливаются миграционные процессы, которые приводят к конфликту различных культурных традиций и ценностей. Нарушается преемственность в культурно-историческом развитии российского общества, меняется существующая система ценностей. Цель исследования теоретически обосновать и практически проверить реализацию организационно-педагогических условий гражданско-патриотического воспитания обучающихся в учреждении высшего профессионального образования. Материалы и методы . С целью определения уровня гражданско-патриотической воспитанности студентов, была проведена многоаспектная анкета, включающая в себя спектр вопросов по различным направлениям: специфика и состояние патриотического сознания, патриотизм и национализм, социальное самочувствие, ценностные ориентации молодежи, факторы, влияющие на формирование патриотического сознания, эффективность форм патриотического воспитания молодежи. Результаты исследования, обсуждения . Результаты диагностики показали, что одной из причин падения популярности патриотизма в российском обществе является изменение отношения граждан к своему государству. Многие молодые люди ощущают себя социально незащищенными, с тревогой думают о своем будущем и своей страны. Проблема формирования патриотизма связана и с отсутствием четких механизмов привлечения молодежи к гражданско-патриотической деятельности. Заключение . Решать проблему развития гражданских и патриотических чувств и убеждений следует через учет и применение в деятельности вуза организационно-педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Дарья Владимировна, Константинова Валентина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and pedagogical conditions of civil and patriotic education of university students

Introduction . The future of Russia depends on the degree of readiness of young generations to adequately respond to historical challenges, to protect the interests of a multinational state. The relevance of the topic is due to the fact that at present the system of civil-patriotic education of students in an educational organization requires improvement taking into account new realities. In modern Russia, migration processes are intensifying, which lead to a conflict of various cultural traditions and values. The continuity in the cultural and historical development of Russian society is being violated, the existing system of values is changing. Purpose . The goal of our research is to theoretically substantiate and practically verify the implementation of the organizational and pedagogical conditions of civil-patriotic education in higher professional education institutions. Materials and methods . In order to determine the level of civil and patriotic upbringing of students, a multidimensional questionnaire was conducted, including a range of questions in various areas: the specificity and state of patriotic consciousness, patriotism and nationalism, social well-being, value orientations of young people, factors influencing the formation of patriotic consciousness, the efficiency of forms of patriotic education of youth. Results, discussion . The diagnostic results showed that one of the reasons for the decline in the popularity of patriotism in Russian society is a change in the attitude of citizens towards their state. Many young people feel socially unprotected, they are worried about their future and the future of their country. The problem of the formation of patriotism in the youth environment is also associated with the lack of clear mechanisms for attracting young people to civil-patriotic activities. Conclusion . The problem of developping civil and patriotic feelings and beliefs should be solved through accounting and applying organizational and pedagogical conditions in the activities of the university.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия гражданско-патриотического воспитания студентов вуза»

УДК 378.035.6 DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-3-344-351

Организационно-педагогические условия

гражданско-патриотического воспитания студентов вуза Д. В. Иванова, В. В. Константинова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Введение. Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений адекватно реагировать на исторические вызовы, к защите интересов многонационального государства. Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время система гражданско-патриотического воспитания студентов в образовательной организации требует совершенствования с учетом новых реалий. В современной России усиливаются миграционные процессы, которые приводят к конфликту различных культурных традиций и ценностей. Нарушается преемственность в культурно-историческом развитии российского общества, меняется существующая система ценностей. Цель исследования - теоретически обосновать и практически проверить реализацию организационно-педагогических условий гражданско-патриотического воспитания обучающихся в учреждении высшего профессионального образования. Материалы и методы. С целью определения уровня гражданско-патриотической воспитанности студентов, была проведена многоаспектная анкета, включающая в себя спектр вопросов по различным направлениям: специфика и состояние патриотического сознания, патриотизм и национализм, социальное самочувствие, ценностные ориентации молодежи, факторы, влияющие на формирование патриотического сознания, эффективность форм патриотического воспитания молодежи. Результаты исследования, обсуждения. Результаты диагностики показали, что одной из причин падения популярности патриотизма в российском обществе является изменение отношения граждан к своему государству. Многие молодые люди ощущают себя социально незащищенными, с тревогой думают о своем будущем и своей страны. Проблема формирования патриотизма связана и с отсутствием четких механизмов привлечения молодежи к гражданско-патриотической деятельности. Заключение. Решать проблему развития гражданских и патриотических чувств и убеждений следует через учет и применение в деятельности вуза организационно-педагогических условий.

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, гражданско-патриотическое воспитание, студент, воспитательная работа, вуз, патриот, гражданин.

Organizational and pedagogical conditions

of civil and patriotic education of university students D. V. Ivanova, V. V. Konstantinova

Mari State University, Yoshkar-Ola

Introduction. The future of Russia depends on the degree of readiness of young generations to adequately respond to historical challenges, to protect the interests of a multinational state. The relevance of the topic is due to the fact that at present the system of civil-patriotic education of students in an educational organization requires improvement taking into account new realities. In modern Russia, migration processes are intensifying, which lead to a conflict of various cultural traditions and values. The continuity in the cultural and historical development of Russian society is being violated, the existing system of values is changing. Purpose. The goal of our research is to theoretically substantiate and practically verify the implementation of the organizational and pedagogical conditions of civil-patriotic education in higher professional education institutions. Materials and methods. In order to determine the level of civil and patriotic upbringing of students, a multidimensional questionnaire was conducted, including a range of questions in various areas: the specificity and state of patriotic consciousness, patriotism and nationalism, social well-being, value orientations of young people, factors influencing the formation of patriotic consciousness, the efficiency of forms of patriotic education of youth. Results, discussion. The diagnostic results showed that one of the reasons for the decline in the popularity of patriotism in Russian society is a change in the attitude of citizens towards their state. Many young people feel socially unprotected, they are worried about their future and the future of their country. The problem of the formation of patriotism in the youth environment is also associated with the lack of clear mechanisms for attracting young people to civil-patriotic activities. Conclusion. The problem of developping civil and patriotic feelings and beliefs should be solved through accounting and applying organizational and pedagogical conditions in the activities of the university.

Keywords: organizational and pedagogical conditions, civil and patriotic education, student, educational work, university, patriot, citizen.

Конец прошлого века характеризуется кризисом в политической, экономической, культурной сферах. Кризисное явление затронуло и Российскую Федерацию. В российском обществе наблюдалась тенденция к утрате чувств гражданственности и патриотизма. Это проявлялось в том, что молодое поколение отказывалось от культурно-исторических ценностей страны, а идеалами для подражания становились западные образцы. Неустойчивое социально-экономическое и политическое состояние в стране оказывало влияние и на систему воспитания подрастающего поколения. Противоречие возникало с тем, что школа несет идеалы духовности и нравственности, а окружающая действительность противоречила всем принципам воспитания. На формирование у молодого поколения мировоззрения, гражданской позиции и патриотических чувств огромное влияние оказывали и оказывают средства массовой информации, где в последнее время можно встретить мнение людей, агрессивно настроенных по отношению к России.

Во все времена в России носителем идей гражданственности и патриотизма является учитель, поэтому воспитание личности, творчески мыслящей, нравственно устойчивой, готовой и умеющей организовать свою профессиональную деятельность в условиях демократического государства и гражданского общества, - одна из главных задач учреждений образования, в том числе высшего профессионального образования. Однако практика показывает, что процесс формирования гражданских и патриотических качеств будущих педагогов протекает сложно и противоречиво. Это связано, во-первых, с недостаточным теоретико-методологическим обоснованием организации процесса гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи; во-вторых, с бессистемностью проводимых воспитательных мероприятий; в-третьих, с многонациональным контингентом обучающихся, в том числе наличием большого количества студентов из ближнего и дальнего зарубежья.

Говоря о гражданско-патриотическом воспитании в вузе, мы имеем в виду постепенное и устойчивое формирование у студентов - будущих

педагогов патриотизма, культуры межнациональных отношений, любви к Родине, как к малой, так и к большой, воспитание уважения к государственным символам. Студент - будущий педагог, должен осознавать себя гражданином своей страны и проявлять готовность активно содействовать процветанию общества.

В научной литературе отмечено, что патриотизм - одна из важнейших черт всесторонней гармонично развитой личности. «Гражданско-патрио-тическое воспитание студентов - это непрерывный, целенаправленный, социально-обусловленный процесс становления и развития личности, как патриота и гражданина своей страны» [1].

«Основная цель гражданско-патриотического воспитания - формирование гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения» [7].

Гражданско-патриотическое воспитание особенно тесно связано с учебно-воспитательной деятельностью по формированию и развитию у личности гражданственности и патриотизма как важнейших качеств и чувств, характеризующих истинного гражданина и патриота своей страны [9].

Студенты, представители того или иного народа, должны развивать в себе чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его большим и малым достижениям, свершениям и достойным страницам прошлого. Многое зависит от образовательной организации, а именно -от умелого построения процесса гражданско-па-триотического воспитания обучающихся [11].

В России вопрос о месте и цели гражданского воспитания в процессе развития человека ставили А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, Н. А. Добролюбов, А. Н. Радищев, Н. В. Шелгунов, Н. Г. Чернышевский и другие. К. Д. Ушинский в своих работах подчеркивал, что «национальное самосознание, любовь к Родине составляют нравственную основу личности гражданина».

П. П. Блонский гражданское воспитание относил к нравственному воспитанию.

Изучению проблемы гражданско-патриоти-ческого воспитания подрастающего поколения посвятили работы такие ученые, как В. И. Водовозов, П. Ф. Каптерев, М. В. Ломоносов и другие. Все они отмечали, как важно воспитать в человеке любовь к народу, родному языку, национальной культуре. Проблема гражданско-патриотического воспитания находилась в поле зрения и советских педагогов (В. С. Сухомлинского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко и др.). Данную проблему рассматривают и в настоящее время (Г. Х. Валеева, Л. И. Мищенко, Н. В. Ипполитова, А. В. Вырщи-ков, Л. В. Кокуева).

Вопросы гражданско-патриотического воспитания рассматриваются и в документах нашего правительства. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» решаются вопросы содействия нравственному становлению человека, формированию его нравственных чувств (совесть, долг, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм), нравственного характера (терпение, милосердие, незлобивость), нравственной позиции (умение различать добро и зло, проявление бескорыстной любви, готовность преодолевать жизненные испытания), нравственного поведения (готовность служить народу и Отечеству) [3].

Несмотря на большой интерес науки к рассматриваемой проблеме, правильной организации гражданско-патриотического воспитания препятствует недостаточный объем методической литературы, в которой педагоги могли бы найти необходимые советы и рекомендации. В этом мы видим проблему исследования. Объясняя смысл реальных понятий добра и зла, необходимо обратить сознание студентов к высоким идеалам отечественной истории, создать собственные представления о себе как о достойном представителе общества и самоценности в нем. Важно, чтобы педагоги грамотно планировали свою работу с учетом организационно-педагогических условий, что позволит воспитать поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, т. е. тех, кого называют емкими словами «патриот» и «гражданин» [8].

Изучение теоретических основ рассматриваемой проблемы способствовал определению нами организационно-педагогических условий граж-

данско-патриотического воспитания студентов высшего учебного заведения:

- учет современных подходов, форм, методов и технологий для включения в систему воспитательной работы вуза;

- четкое планирование и координация деятельности всех структур образовательной организации по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся;

- взаимодействие субъектов образовательной организации, их профессиональная подготовка и переподготовка;

- формирование на уровне учреждения временных творческих коллективов, проектных и аналитических групп, рабочих команд;

- включение в содержание подготовки будущих педагогов специальных дисциплин, реализующих подходы гражданско-патриотического воспитания;

- мониторинг уровня гражданско-практической воспитанности студентов - будущих педагогов.

В основе гражданско-патриотического воспитания лежат общечеловеческие, личностные и гражданские ценности. Общечеловеческие ценности включают такие важные добродетели, как любовь, сострадание, сочувствие, справедливость и так далее. В настоящее время при пересмотре идеологической позиции, изменении позиции личности в обществе переоценена значимость граж-данско-патриотического воспитания. Формирование общечеловеческих ценностей, нравственности и культуры среди молодежи имеет большое значение. Определяющей идеей в воспитании студентов является отражение того, что человек есть только благодаря осмысленности своей жизни. Человеком можно считать того, кто несет ответственность за последствия своих действий, оценок, а также за принятие определенных стандартов жизни. Важно рассматривать человека как уникальную личность [10]. В реализации задач гражданско-патриотического воспитания обучающихся большую роль играет правильно построенная работа на факультете, в группе, в университете в целом.

В системе воспитания Марийского государственного университета реализуются следующие базовые ценности: патриотизм, дружба народов, семейные ценности. Все они направлены на формирование у студентов патриотизма и гражданственности через учебную и внеучебную деятельность. Требования Федерального государственного

образовательного стандарта высшего образования также связаны с идеями гражданско-патрио-тического воспитания через формирование компетенций: способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (общекультурные компетенции); готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования (общепрофессиональные компетенции); способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (профессиональные компетенции)1.

В ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» гражданско-патриотическое воспитание осуществляет Управление по воспитательной работе и молодежной политике. Оно решает задачи, направленные на создание необходимых условий для развития личности студента в рамках культурных, нравственных, интеллектуальных, физических и патриотических направлений. Важной задачей управления является поддержка студенческого самоуправления, а также методическая помощь в работе студенческих отрядов и организаций. Управление по воспитательной работе и молодежной политике создает условия для психологической и правовой готовности к будущей профессиональной деятельности. Оно сохраняет и развивает традиции вуза, пропагандирует его историю, символы, значимость и престиж обучения в Марийском государственном университете.

Управление по воспитательной работе и молодежной политике разрабатывает основные направления работы со студентами, локальные правовые акты в области образования, в том числе программу и план воспитательной работы университета, координирует деятельность структурных подразделений университета, участвующих в образовательно-воспитательном процессе, разрабатывает формы, методы и средства координации, сотрудничает с соответствующими подразделениями других образовательных организаций, предприятий, учреждений, города, республики, страны, общественных молодежных организаций регионального и республиканского уровней [6].

1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 1426 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2015.

В университете отлично налажена работа по гражданско-патриотическому воспитанию студентов через кружки, ансамбли и так далее. Это: вокальная студия «Яндар», ансамбль «Мари Мурсем», оркестр народных инструментов, театр танца «Цармис», политический клуб «Сократ», исторический клуб «Хронос», искусствоведческая гостиная «Кариатида», исторический клуб «Восточная пятница».

Уже много лет студенческие отряды организуют археологические экспедиции, поисковые работы, изучают документы в архивах для установления имен погибших в Великой Отечественной войне, а также для установления их мест захоронения. В ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» работает отряд «Воскресение». Он активно участвует в поисковой деятельности. В мае 2015 года по инициативе студентов был создан Музей поискового движения.

Управление по воспитательной работе и молодежной политике активно участвует в работе совета университета, ректората, тесно контактирует с руководителями структурных подразделений для анализа состояния воспитательной деятельности. Особое внимание уделяется студентам, находящимся в непростых жизненных ситуациях. Вместе с профсоюзным комитетом управление осуществляет поддержку сирот, студентов-инвалидов, студентов из многодетных семей. Совместно с молодежными общественными организациями решаются вопросы занятости студентов в свободное от учебы время.

Неотъемлемой частью деятельности управления является организация творческих мероприятий, событий спортивного и массового характера, содержание которых также направлено на реализацию вопросов гражданско-патриотического воспитания (митинг и возложение цветов в День памяти и скорби, Фестиваль военной реконструкции, Парад дружбы народов России, Вахта памяти, Бессмертный полк, акции «Георгиевская ленточка» и «Письмо Победы», Всероссийский исторический диктант, съемки видеопроекта «Строки войны», мероприятия ко Дню Государственного флага Российской Федерации и др.).

В целях повышения методического уровня заместителей деканов по воспитательной работе и кураторов групп организуются семинары и мастер-классы по гражданско-патриотическому воспитанию. В вузе используется система поощрения студентов, активно участвующих в жизни

университета. Оказывается методическая и организационная помощь в реализации вопросов гражданско-патриотического воспитания через кружки, творческие коллективы, любительские объединения.

На факультетах и институтах ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» организацией гражданско-патриотического воспитания студентов занимаются заместители декана/директора по воспитательной работе и кураторы студенческих групп. В их обязанности входит формирование у студентов ценностных ориентаций в отношении к родине, обычаям, традициям, к своему народу, культуре региона, его образу жизни.

Например, на факультете общего и профессионального образования проводятся информационный час на тему «День Республики Марий Эл», литературно-музыкальная композиция с конкурсом чтецов, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне, торжественная линейка, посвященная Дню Победы и другие.

Одним из способов повышения уровня оснащенности современными формами, методами и приемами по гражданско-патриотическому воспитанию является участие в различных семинарах, круглых столах, форумах, конференциях, симпозиумах, где происходит обмен опытом, демонстрация авторских технологий воспитательной работы по гражданско-патриотическому воспитанию и информирование об основных тенденциях по данному направлению [5].

В рамках учебных дисциплин и внеурочной деятельности студенты посещают музеи, выставки, открытые лекции, экскурсии, мероприятия гражданско-патриотической направленности (конкурс проектов «Моя страна - моя Россия», форум «Традиционные ценности» и др.).

Формирование на уровне учреждения временных творческих коллективов, проектных и аналитических групп, рабочих команд стало традицией в университете. Значительное место в организации этой работы занимают молодежные организации и объединения: профсоюз студентов, студенческое самоуправление, добровольный студенческий отряд по охране порядка [2]. Одним из популярных способов взаимодействия студентов является совместная (групповая) разработка, защита и реализация проектов на гражданско-патриотическую тематику. На этапе разработки обучающиеся формируют проектную группу и определяют тему, заполняют паспорт проекта,

включающий цели, задачи, актуальность, проблему, план мероприятий по его реализации, команду, партнеров, устойчивость, планируемые результаты и бюджет. Защита проекта осуществляется на таких конкурсах-форумах, как «Иволга», «Территория смыслов», «Таврида» и других.

Включение в содержание подготовки будущих педагогов специальных дисциплин, реализующих подходы гражданско-патриотического воспитания, становится актуальной проблемой вузовского образования. Данное условие предполагает наличие в учебном плане дисциплин, включающих в содержание гражданско-патрио-тическую тематику. В университете такими дисциплинами являются политология, этнопедаго-гика, история и культура Республики Марий Эл, история России, марийский язык, социология, культурология, организация культурно-просветительской деятельности в поликультурной среде и другие.

В век информационных технологий в качестве методической помощи нами разработаны электронные образовательные ресурсы: «Культура и быт марийского народа», «Этнотуристическое пространство Республики Марий Эл».

Создание и применение подобных электронно-образовательных ресурсов позволит повысить эффективность урочных и внеурочных занятий по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.

Для определения эффективности мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию студентов необходимо осуществлять ежегодный мониторинг. В связи с этим было проведено исследование по многоаспектной анкете изучения гражданско-патриотического сознания и граж-данско-патриотического поведения студентов ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». В исследовании приняли участие обучающиеся 1-4 курсов в количестве 66 человек (все женского пола). Респондентам была дана многоаспектная анкета с открытыми и закрытыми вопросами.

Использование количественных и качественных результатов исследования позволило комплексно рассмотреть проблему формирования гражданско-патриотического сознания молодежи, получить как статистическую информацию, так и выявить существенные признаки изучаемого явления в современных условиях. Специфика и состояние патриотизма студентов МарГУ

во многом обусловливается экономическими и культурными особенностями края.

По результатам исследования большая часть респондентов определяет для себя патриотизм как «чувство любви к своей Родине и готовность действовать в интересах ее благополучия и процветания», однако патриотами России считают себя только половина опрошенных.

При анализе путей становления патриотического сознания личности можно выделить, что «неосознанное» становление превалирует среди студенческой молодежи, пути организационных форм формирования патриотического сознания вторичны.

Оценивая патриотическое настроение ближайшего окружения, 60 % опрошенных считают, что большинство из их окружения гордятся своей родиной и являются настоящими патриотами. 21 % отвечают, что в их ближайшем окружении мало патриотически настроенных людей, а остальные затруднились ответить, скорее всего, потому, что не часто или совсем не затрагивают темы патриотического характера [4].

При распределении групп населения по сфор-мированности в них чувства патриотизма выясняется, что на первые места студенты ставят пенсионеров и военных. Именно эти категории населения ассоциируются как носители и трансляторы ценности российского патриотизма. Однако совсем не радует самооценка патриотизма у самих студентов, себя они поставили на 5 место (9 %).

Интересен анализ российского патриотизма с точки зрения многонациональности государства. 82 % обучающихся считают, что патриотизм наиболее развит в регионах, где проживает преимущественно русское население. Однако большинство опрошенных (79 %) поддерживают многонациональный состав России.

К причинам кризисного состояния государства студенты относят: коррупцию, большой разрыв доходов у бедных и богатых, отсталость экономики. Слабость власти, низкую духовность

Литература

и религиозность, отсутствие патриотизма респонденты отметили как факторы маловероятные для кризисного состояния страны.

Результаты исследования показывают, что большинство опрошенных хотели бы сменить свой населенный пункт. Следовательно, несмотря на положительное отношение к малой Родине и среднем уровне гражданско-патриотического сознания, можно констатировать, что у студентов лояльность к малой Родине не сформирована.

Фактором, влияющим на формирование патриотической сознательности молодежи, по мнению респондентов, являются семейное воспитание и мнение ближайшего окружения (родственников, друзей, знакомых).

Немаловажным было выявить у студентов, в чем они видят сегодня проявление патриотизма среди молодежи. Большинство респондентов подтвердили, что необходимо сформировать систему патриотического воспитания у каждого гражданина с детских лет.

Из общего количества респондентов 58 % отметили, что с ними проводятся занятия граждан-ско-патриотической направленности как в учебное, так и внеурочное время. Все обучающиеся высоко оценивают важность и ценность проводимых мероприятий.

Таким образом, одной из важнейших целей современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является гражданско-патриотическое воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина - патриота России. Рассмотренные организационно-педагогические условия гражданско-патриотического воспитания студентов вуза позволяют повысить эффективность в формировании чувств гражданственности и патриотизма обучающихся, а также преобразовать деятельность вуза по данному направлению.

1. Балыкова И.Е., Германова Л.М. О значимости гражданско-патриотического воспитания студентов // Символ науки. 2016. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-znachimosti-grazhdansko-patrioticheskogo-vospitaniya-studentov (дата обращения: 15.05.2019). С. 161-162.

2. Воспитательная среда университета: традиции и инновации : моногр. / А. В. Пономарев [и др.]. Екатеринбург : Урал. ун-т, 2015. 408 с.

3. Вырщиков А.Н., Кусмарцев Р.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе : моногр. Волгоград : Авторское перо, 2006. 172 с.

4. Иванова Д.В. Организационно-педагогические условия как фактор эффективного управления деятельностью образовательной организации по гражданско-патриотическому воспитанию // Студенческая наука и XXI век. 2018. Т. 15. № 1 (16). Ч. 2. С. 138-140.

5. Колчина А.А. Подготовка преподавателя к воспитательной деятельности в процессе повышения его квалификации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 171. С. 187-192. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-prepodavatelya-k-vospitatelnoy-deyatelnosti-v-protsesse-povysheniya-ego-kvalifikatsii (дата обращения: 15.05.2019).

6. Левченко Т.Г., Ермолаев С.А., Шарапатова Е.П. Системное управление воспитательным процессом в образовательном учреждении городского социума // Концепт: научно-метод. электрон. журн. 2016. Т. 43. С. 39-43. URL: http://e-koncept.ru/2016/76411.htm (дата обращения: 15.05.2019).

7. Мусинов П.А., Гаврилова Т.Г., Табакаева И.В. Роль гражданско-патриотического воспитания студентов в полиэтнической и поликультурной среде вуза // CredeExperto: транспорт, общество, образование, язык. 2015. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-grazhdansko-patrioticheskogo-vospitaniya-studentov-v-polietnicheskoy-i-polikulturnoy-srede-vuza (дата обращения: 15.05.2019).

8. Самигуллина В.Г. Гражданско-патриотическое воспитание студентов в образовательной организации высшего образования // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4. С. 1-5.

9. Федорова С.Н., Медведева З.В. Этнокультурные образовательные технологии: сущность, компоненты, методика использования в гражданско-патриотическом воспитании молодежи: моногр. / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2014. 248 с.

10. Fang L.-M., Zhang W.-R. On the contemporary patriotism education of Russia // 5th International Conference on Education, Management, Information and Medicine (EMIM 2015), p. 1178-1181.

11. Uzakbayeva S., Zhalgasova Sh., Beisembayeva A., Kosherbayeva G. The Patriotism Education Content at the Present Stage // Procedia - Social and Behavioral Sciences, Volume 141, 25 August 2014, p. 675-679.

References

1. Balykova I.E., Germanova L.M. O znachimosti grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya studentov [On the significance of civil-patriotic education of students]. Simvol nauki = Symbol of science, 2016, no. 12(2). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/o-znachimosti-grazhdansko-patrioticheskogo-vospitaniya-studentov (accessed 15.05.2019) (In Russ.).

2. Ponomarev A.V. et al. Vospitatel'naya sreda universiteta: traditsii i innovatsii: monogr. [Educational environment of the university: traditions and innovations]. Ekaterinburg, Ural Un-ty, 2015. 408 s. (In Russ.).

3. Vyrshchikov A.N., Kusmartsev R.B. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v sovremennom rossiiskom obshchestve: monogr. [Patriotic upbringing of youth in modern Russian society: monogtaph]. Volgograd, Avtorskoe pero, 2006, 34 p. (In Russ.).

4. Ivanova D.V. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya kak faktor effektivnogo upravleniya deyatel'nost'yu obrazovatel'noi organizatsii po grazhdansko-patrioticheskomu vospitaniyu [Organizational-pedagogical conditions as a factor of the effective management of the activities of the educational organization for civil-patriotic education]. Studencheskaya nauka iXXI vek = Student science and the XXI century, 2018, vol. 15, no. 1 (16), c. 2, pp. 138-140. (In Russ.).

5. Kolchina A.A. Podgotovka prepodavatelya k vospitatel'noi deyatel'nosti v protsesse povysheniya ego kvalifikatsii [Preparation of the teacher for educational activity in the process of improving his qualification]. Izv. Ros.gos. ped. un-ta im. A.I. Gertsena = Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science, 2014, no. 171. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ podgotovka-prepodavatelya-k-vospitatelnoy-deyatelnosti-v-protsesse-povysheniya-ego-kvalifikatsii (accessed 15.05.2019) (In Russ.).

6. Levchenko T.G., Ermolaev S.A., Sharapatova E.P. Sistemnoe upravlenie vospitatel'nym protsessom v obrazovatel'nom uchrezhdenii gorodskogo sotsiuma [System management of the educational process in the educational institution of the urban society]. Kontsept: nauchno-metod. elektron. zhurn. = Contcept, 2016, vol. 43, pp. 39-43. Available at: http://e-koncept.ru/2016/76411.htm (accessed 15.05.2019) (In Russ.).

7. Musinov P.A., Gavrilova T.G., Tabakaeva I.V. Rol' grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya studentov v polietnicheskoi i polikul'turnoi srede vuza [Role of civil and patriotic education of students in multiethnic and multicultural environment of high school]. CredeExperto: transport, obshchestvo, obrazovanie, yazyk = Crede Experto: transport, society, education, language, 2015, no. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-grazhdansko-patrioticheskogo-vospitaniya-studentov-v-polietnicheskoy-i-polikulturnoy-srede-vuza (accessed 15.05.2019) (In Russ.).

8. Samigullina V.G. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie studentov v obrazovatel'noi organizatsii vysshego obrazovaniya [Civic and patriotic education of students in educational organization of higher education]. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal = Kazan Pedagogical Journal, 2015, no. 4, pp. 1-5. (In Russ.).

9. Fedorova S.N., Medvedeva Z.V. Etnokul'turnye obrazovatel'nye tekhnologii: sushchnost', komponenty, metodika ispol'zovaniya v grazhdansko-patrioticheskom vospitanii molodezhi: monografiya [Ethno-cultural educational technologies: essence, components, methods of use in civil-patriotic education of youth: monograph]. Mari State University, Yoshkar-Ola, 2014, p. 248. (In Russ.).

10. Fang L.-M., Zhang W.-R. On the contemporary patriotism education of Russia. 5th International Conference on Education, Management, Information and Medicine (EMIM 2015), pp. 1178-1181.

11. Uzakbayeva S., Zhalgasova Sh., Beisembayeva A., Kosherbayeva G. The Patriotism Education Content at the Present Stage. Procedia - Social and Behavioral Sciences, vol. 141, 25 August 2014, pp. 675-679.

Статья поступила в редакцию 1.06.2019 г.; принята к публикации 2.07.2019 г.

Submitted 1.06.2019; revised 2.07.2019.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

All authors have read and approved the final manuscript.

Для цитирования:

Иванова Д.В., Константинова В.В. Организационно-педагогические условия гражданско-патрио-тического воспитания студентов вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 3. С. 344-351. DOI: 10.30914/2072-67832019-13-3-344-351

Об авторах

Иванова Дарья Владимировна

магистрант ФОиПО, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, klomahn@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Константинова Валентина Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола,

mar.pedagog@gmail. com

Citation for an article:

Ivanova D.V., Konstantinova V.V. Organizational and pedagogical conditions of civil and patriotic education of university students. Vestnik of the Mari State University. 2019, vol. 13, no. 3, pp. 344-351. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-3-344-351 (In Russ.).

About the authors Darya V. Ivanova

Master's student, Mari State University, Yoshkar-Ola, klomahn@yandex.ru

Valentina V. Konstantinova

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, mar.pedagog@gmail. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.