УДК 374.71
Э.И.Минуллина
КУЛЬТУРНО-СМЫСЛОВОЕ И ЦЕННОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В статье рассматривается культурно-смысловое и ценностное содержание, а также проблема гражданско-патриотического воспитания, его трактовка и понимание в таких науках, как: философия, педагогика, социология, социально-культурные науки. В статье предлагается авторская интерпретация патриотизма, основанная на рациональной и эмоциональной составляющих человеческий разум на проявление внешней среды. Также автором предлагается модель культурно-смыслового и ценностного содержания процесса гражданско-патриотического воспитания молодежи, усилить социально-культурный потенциал, интегрировать различных институтов современного общества.
Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, молодежь, система ценностей, личность, общественная жизнь, педагогическое воздействие, социальный процесс.
Minullina E.I. CULTURAL SEMANTIC AND VALUE CONTENTS OF CIVIL PATRIOTIC EDUCATION OF TODAY'S COLLEGE STUDENTS
The article consider cultural semantic and value content, as well as the problem of civil-patriotic education, its interpretation and understanding of the sciences, such as: philosophy, pedagogy, sociology, social and cultural sciences. The paper proposes interpretations of patriotism associated with knowledge and emotions in the human manifestation of the external environment The author also proposes a model of cultural semantic and value of the content of civil and patriotic education of youth, strengthen the social and cultural potential, integrate the various institutions of modern society.
Key words: patriotism, civicism, the youth, system of values, personality, public life, pedagogical influence, social process.
Проблема гражданско-патриотического воспитания, его трактовка и понимание всегда были предметом междисциплинарной научной дискуссии в философии, педагогике, социально-культур-ной науке, социологии и т.п. Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой сложное единство социального, культурного, этического, духовного и нравственного содержания. Свой подход к рассмотрению проблемы гражданско-патриотического воспитания мы связываем с раскрытием его культурно-смыслового и ценностного содержания, направленного на определенный результат.
Для начала используем этимологический анализ данного понятия. Во всех словарях отмечается, что слово «патриотизм» греческого происхождения от слова «patris» - родина. В этой связи В. Даль определил патриотизм как «любовь к отчизне». Патриот, по В.Далю, - «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [4, с.24].
В Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова патриотизм рассматривается как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [7,с.496]. В Философском словаре патриотизм представлен как «нравственный или политический принцип, социальные чувства, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» [9,с.432].
Как видим, практически во всех словарях патриотизм идентифицируется на уровне следующих личностных качеств: любовь к большой и малой Родине; преданность Отечеству; гордость за прошлое и настоящее своего народа; социальная толерантность; а также готовность подчинить свои личные интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее.
Современные трактовки патриотизма связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его формирования, становления, развития, воспитания и его социализации.
Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущей всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа. Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
Гражданственность - интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию,
подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.
Воспитание в широком смысле являет собой процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного общества, социальной группы и воспроизводства человеком социальных связей и социального опыта. Воспитание в узком смысле - целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей, молодежи определенные социально значимые качества личности, взгляды и убеждения. Гражданско-патри-отическое воспитание - целенаправленная деятельность, призванная формировать у молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
В исследовании А.Е.Мешкова гражданско-патриотическое воспитание определяется с позиции воспитания чувства гордости за свое Отечество, хорошего знания истории и традиций отечественной культуры. По его мнению, воспитание гражданско-патриотического чувства необходимо проводить мерами политического, экономического, социального, духовно-идеологического, информационно-психологического, педагогического воздействия, на основе общегосударственной идеи, на базе прогрессивных традиций прошлого, ценностях отечественной культуры [5].
А.А.Радугин считает, что гражданское воспитание осуществляется на основе образования, педагогического общения и вовлечения в общественную жизнь. По его мнению, патриотическое воспитание включает в себя формирование чувства любви и ответственности за свою Родину, формирование готовности прийти на защиту Родины и своего народа [8,с.113].
A.Г.Горельцев пришел к выводу, что гражданско-патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс воздействия специально созданных условий на развитие у студентов личностной позиции гражданина и патриота, позволяющей им реализовывать полученные в вузе знания, навыки и умения на благо своего государства. Содержание гражданско-патриотического воспитания студентов, по его мнению, включает в себя: комплекс воспитательных задач, связанных с формированием у студентов гражданско-патриотического мировоззрения и патриотических чувств, активной гражданской позиции, морально-психологических качеств гражданина и патриота, необходимых при выполнении профессиональных обязанностей в России и защите ее национальных интересов [3].
B.И.Андреев считает, что «патриотизм - это синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры» [2,с.374].
Н.Д.Никандров пишет: «Для меня цель социализации и воспитания и на перспективу -патриот России, ориентированный на приоритет национальных российских ценностей при уважении к ценностям других культур, быстро адаптирующийся к изменяющимся условиям жизни и готовый активно влиять на эти условия для достижения общественного прогресса и личного успеха» [6,с.266].
Следует подчеркнуть, что современное общество предъявляет высокие требования к современной молодежи: она должна стремиться в разумных пределах сочетать личные интересы и интересы общества, государства и других людей, быть терпимой к другим людям и их ценностям, быть законопослушной и одновременно готовой легальными способами совершенствовать систему власти, понимать демократию как реальное народовластие, ориентироваться на поступательное общественное и личное развитие в рамках социального мира, справедливости, равенства прав и возможностей.
Период трансформационных процессов в России растянулся на долгие десятилетия, в течение которых произошла смена поколений. Сегодня значительной частью нашего общества являются люди, чье становление пришлось на период плановой экономики, административно-командной системы управления. Насаждавшееся тогда чувство коллективизма тормозило развитие индивидуальности в человеке. Все это способствовало «вымыванию» из социальной памяти нации внутреннего осознания личностью себя хозяином собственной судьбы, и как следствие - полной ответственности за совершаемые действия и поступки. Подобное «воспитание» привело к появлению целого поколения, не привыкшего проявлять инициативу, занявшего позицию исполнителя властных директив. А процесс подавления политического плюрализма привел и к подавлению активности граждан.
Отсюда сегодня одной из актуальных становится проблема подготовки к жизни поколения саморазвивающихся граждан, способных адаптироваться к изменяющимся социальным процессам. Современная динамичная жизнь требует от человека активных действий, а
способность к этому формируется в основном в молодежном возрасте. Но развитие социально ответственной активной личности немыслимо без осознания и освоения ею культуры как коллективного интеллекта и условия самоорганизации и саморазвития. В связи с этим возникает необходимость изыскания эффективных средств для осуществления процесса стимулирования гражданской и политической активности студенческой молодежи.
Мы считаем, что в условиях современной социокультурной ситуации, структура гражданско-патриотического воспитания включает в себя следующие компоненты:
Первый компонент - организационно-деятельностный: гражданско-патриотическое воспитание современной молодежи имеет следующие организационно-деятельностные формы -беседы, конференции, тематические мероприятия, проведение праздников, торжественные линейки, экскурсии, целевые акции, просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности, конкурсы, викторины, выставки творчества, ролевые и деловые игры, проигрывание ситуаций, встречи с ветеранами Великой Отечественно войны и труда, знаменитыми земляками, социальные акции и операции, работа с общественными организациями.
Второй компонент - социально-культурный: создание механизма военно-патриотического воспитания в целом, который связан с формированием патриотических чувств у участников на основе исторических ценностей, сохранение и развитие чувства гордости за свой город, свою страну. Важно осуществлять воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны. Все это базируется на основе комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания при усилении взаимодействия с муниципальными учреждениями дополнительного образования молодежи, муниципальными образовательными учреждениями и общественными организациями по вопросам патриотического воспитания.
Третий компонент - социально-политически: направлен на формирование добросовестного отношения к учебе, терпимости к чужой вере (религиозные отношения), базирующийся на ознакомлении с основами коммуникативной культуры, умении воспринимать собеседника, развитии культуры межличностных отношений. Понимание и восприятие различных национальных культур, способность с высокой эффективностью выполнять общественные обязанности и достигать конкретных целей. Сюда же относится воспитание правовой культуры, формирование понимания политических и правовых событий, формирование последовательной, твердой, аргументированной активной гражданской позиции и патриота своей страны. Оно базируется на ознакомлении с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России.
Четвертый компонент - ценностно-ориентационный, включающий: формирование ценностных ориентиров, составляющих основу патриотического воспитания: чувства долга и ответственности за свою жизнь, жизнь близких, судьбу страны; содействие развитию творческой индивидуализации и формированию личностных потенциалов участников, выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни; развитие духовных и физических возможностей личности, формирование основ нравственного и здорового образа жизни, привлечение к участию в групповой и коллективной деятельности для развития общественно-ценностных отношений; формирование представления о важности и необходимости соблюдения в мире людей общечеловеческих, гуманных, нравственных, справедливых законов и норм.
Пятый компонент - результативный: мониторинг воспитательного процесса гражданско-патриотического воспитания в соответствии с целями и задачами, критериями результативности; совершенствование программ, положений, методических материалов, технологий и форм деятельности, использование различных социально-культурных технологий.
С учетом выведенных нами компонентов и проведя анализ научных первоисточников, мы пришли к выводу, что культурно-смысловое и ценностное содержание процесса гражданско-патрио-тического воспитания современной студенческой молодежи есть реализация комплекса важных социокультурных и педагогических задач, направленных на понимание участниками социокультурного процесса социально-политических задач государства, на осознание гражданско-политической роли личности в совершенствовании общественных отношений, познание и принятие основ государственной идеологии, формирование гражданского мировоззрения на основе усвоения ценностей государства в сфере экономики, права, социальной политики и культуры в условиях системы мотивации молодежи на участие в гражданской жизни общества (авт. определение).
Литература
1. Акберова А.Г. К вопросу о модернизации системы патриотического воспитания учащейся молодежи [Текст] //Среднее профессиональное образование - №6 - 2012 - с.47-48
2. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст] - Казань, центр инновационных технологий 2004. - 608 с.
3. Горельцев А.Г. Гражданско-патриотическое воспитание студентов в техническом вузе: [Текст] автореф...канд.пед.наук - Санкт-Петербург, 2007-19 с.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / Даль В.- в 4-х т., М., 1994. -с.962
5. Мешков А.Е. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на традиционных ценностях отечественной культуры: [Текст]
автореф.. .канд.пед.наук - Москва, 2011-20 с.
6. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. [Текст] - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 304 с.
7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / Ожегов С.И. - М., 1992. - с.144.
8. Радугин А.А. Педагогика. Учебное пособие для высших учебных заведений [Текст]. - М.:Центр, 2002 - 272 с.
9. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 6-е изд.перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1991- 560 с.
1. Akberova A.G. K voprosu o modernizacii sistemy patrioticheskogo vospitanija uchashhejsja molodezhi [Tekst] //Srednee professional'noe obrazovanie - №6 - 2012 - s.47-48
2. Andreev V.I. Pedagogika: uchebnyj kurs dlja tvorcheskogo samorazvitija [Tekst] - Kazan', centr innovacionnyh tehnologij 2004. - 608 s.
3. Gorel'cev A.G. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie studentov v tehnicheskom vuze: [Tekst] avtoref...kand.ped.nauk - Sankt-Peterburg, 2007-19 s.
4. Dal' V.I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo jazyka / Dal' V.- v 4-h t., M., 1994. -s.962
5. Meshkov A.E. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie uchashhihsja na tradicionnyh cennostjah otechestvennoj kul'tury: [Tekst] avtoref.kand.ped.nauk - Moskva, 2011-20 s.
6. Nikandrov N.D. Rossija: socializacija i vospitanie na rubezhe tysjacheletij. [Tekst] - M.: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2000 - 304 s.
7. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka [Tekst] / Ozhegov S.I. - M., 1992. - s.144.
8. Radugin A.A. Pedagogika. Uchebnoe posobie dlja vysshih uchebnyh zavedenij [Tekst]. - M.:Centr, 2002 - 272 s.
9. Filosofskij slovar' / pod red. I.T. Frolova. - 6-e izd.pererab. i dop. - M.: Politizdat, 1991- 560 s.