УДК 37
Оболенская Лариса Дмитриевна
соискатель кафедры педагогики Восточно-Сибирской государственной академии образования, г. Иркутск преподаватель кафедры психологии и менеджмента Иркутского государственного университета, филиал г. Братске Ьапва3911 ©yandex.ru
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ РОССИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Obolenskaya Larisa Dmitrievna
post-graduate student of the chair of pedagogy, East Siberian State Education Academy, Irkutsk, lecturer of the chair of psychology and management, Irkutsk State University, affiliate in Bratsk Larisa3911 @yandex.ru
CIVIL AND PATRIOTIC RUSSIAN IDENTITY OF STUDENTS OF MANAGEMENT SPECIALISATION
Аннотация:
Автор статьи рассматривает актуальный вопрос гражданственности и патриотизма в его связи с российской индентичностью студентов-менеджеров. В статье дано определение таким терминам, как «гражданско-патриотическая российская идентичность» (ГПРИ) и «развитие ГПРИ», описана модель развития ГПРИ учащихся средствами региональных культурных ценностей во внеучебной деятельности в форме добровольчества и социального партнерства.
Ключевые слова:
развитие студентов-менеджеров, гражданственность, патриотизм, российская идентичность, добровольчество.
The summary:
The author considers the current issue of citizenship and patriotism in its relationship with the Russian identity of stu-dent-managers. The article provides the definition of such terms as “civil and patriotic Russian identity” (CPRI) and the “development of CPRI”, the model of development of CPRI of students by the regional cultural values in extracurricular activities in the form volunteering and social partnership is described.
Keywords:
development of student-managers, citizenship, patriotism, Russian identity, volunteerism.
Для молодежи первого десятилетия ХХ в., которая сегодня остро и болезненно переживает духовный кризис, обусловленный утратой общественных идеалов и разрушением традиционных механизмов преемственности, особое значение имеет проблема реализации идентификационных, ценностноориентационных потенциалов.
Глубинным фактором, порождающим эти проблемы, является кризис идентичности, который на персональном уровне переживается как разрыв связей человека с миром, проявляющийся в слабой включенности в социально-политические институты, нигилизме в отношении к прошлому и отсутствии образа будущего, неспособности адекватно осмыслять жизненные проблемы и самоопределяться в духовно-нравственной плоскости, и прежде всего в координатах добра и зла.
Негативная гражданско-патриотическая российская идентичности студентов (далее - ГПРИ) затрудняет поиск жизненных смыслов, расширяет пространство правовой и нравственной аномии, вызывает чувство незащищенности, стимулирует рост девиантных форм поведения, выступает фактором социальной и межэтнической напряженности в обществе, рождая агрессию по отношению к «чужим». Значительным ресурсом ГПРИ студентов управленческой специальности, призванных в своей будущей деятельности реализовать на практике гражданско-патриотические ценности, является образовательное пространство вуза (учебная и внеучебная деятельность), которое может приобщить молодое поколение к гражданско-патриотическим ценностям, воспитать чувство патриотизма, освоить отобранные историческим опытом наиболее оптимальные с точки зрения своей социальной значимости средства участия в жизни общества, повысить уровень ГРПИ - как групповой, так и личной.
Понятие «гражданско-патриотическая российская идентичность» студентов является новым для современной науки, хотя отдельные его аспекты раскрыты достаточно полно (работы М.К. Афзали [1], Т.М. Ивановой [2], В.И. Лесняк [3], С.В. Лисак [4] и др.). Однако современные запросы общества заставляют исследователей находить новые пути развития уже сложившихся положений и, в частности, развивать терминологический аппарат.
Понимая, что педагогический подход к исследованию ГПРИ на данный момент не сложился, среди уровней исследования ГПРИ мы можем выделить следующие:
- Теоретические разработки об этносе (этническая идентичность и межэтническое взаимодействие, факторы и сферы взаимодействия национальностей);
- Национально-культурное развитие народов России;
- Опыт государственного регулирования национальных и федеративных отношений в РФ;
- Гражданственность и патриотизм.
Кроме того, к предпосылкам, условиям и факторам развития ГПРИ мы относим проблемы личностно-ориентированного образования и гуманистического воспитания, культурологический подход к воспитанию, теорию ценностей, а также изучение специфики ценностно-смысловой сферы личности.
Мы полагаем, что развитие ГПРИ студентов должно осуществляться средствами региональных культурных ценностей во внеучебной деятельности в форме добровольчества и социального партнерства.
- 1B7 -
При этом предлагаемая автором модель опирается на идеи гуманистического подхода и базируется на принципах научности, целостности, системности, сотворчества, опоры на историческое наследие, культу-росообразности; объединяет мотивационно-стимулирующий, содержательно-операционный, регулирующе-обеспечивающий, оценочно-корректировочный компоненты; обеспечивает целостность воспитательного процесса и способствует развитию ГПРИ у учащихся.
Существующие подходы к развитию гражданственности и патриотизма, на наш взгляд, недостаточны для проектирования модели развития ГПРИ. Так, ставшие уже традиционными личностноориентированный, гуманистический, деятельностный подходы, безусловно, отражают актуальные направления развития обучения. Однако возникающие в последние годы новые тенденции и взгляды свидетельствуют о необходимости переосмысления традиционных подходов при разработке и внедрения той модели развития, которая аппелировала бы к структурным, сущностным изменениями в системе воспитания.
В целом, мы можем сформулировать ряд основных терминов:
1. Гражданско-патриотическая российская идентичность (ГПРИ) - это комплекс качеств, связанных как с гражданско-патриотическими чертами (преданности Родине, готовности защищать ее), так и с осознанием собственной роли в качестве патриота и гражданина России (идентичности), что тесно связано с толерантностью к иным идентичностям и знанием национальной (региональной) культуры.
2. Развитие ГПРИ - это процесс, затрагивающий ценностно-смысловую сферу личности путем воспитания чувств патриотизма и гражданственности, базирующихся на принадлежности тому или иному этносу (идентичности).
Мы полагаем, что модель развития ГПРИ учащихся средствами региональных культурных ценностей во внеучебной деятельности в форме добровольчества и социального партнерства опирается на идеи гуманистического подхода и базируется на принципах научности, целостности, системности, сотворчества, опоры на историческое наследие, культуросообразности; объединяет мотивационно-стимулирующий, содержательно-операционный, регулирующе-обеспечивающий, оценочно-корректировочный компоненты; обеспечивает целостность образовательного процесса и способствует повышению уровня патриотизма у учащихся.
При этом процесс развития ГПРИ учащихся средствами региональных культурных ценностей во внеучебной деятельности в форме добровольчества и социального партнерства будет успешным при соблюдении комплекса педагогических условий:
- отношение к развитию ГПРИ учащихся как важной части целостного педагогического процесса;
- деятельное приобщение учащихся к региональным культурным ценностям в процессе формирования у них представлений о патриотизме и его осознание;
- включение учащихся в творческую деятельность в процессе приобщения к региональным культурным ценностям;
- активное использование разнообразных форм патриотической направленности в воспитательной работе и особенно добровольчества и социального партнерства.
Ссылки:
References (transliterated):
1. Афзали М.К. Система гражданско-патриотического воспитания студентов по формированию активной жизненной позиции, обеспечивающей стабильность и безопасность в обществе: дис. ... канд. пед. наук. Душанбе, 2007.
2. Иванова Т.М. Воспитание гражданственности студента в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2005.
3. Лесняк В.И. Педагогическая система героикопатриотического воспитания личности в условиях становления гражданского общества: дис. ... д-ра пед. наук. Магнитогорск, 2006.
4. Лисак С.В. Воспитание гражданственности в условиях полиэтнической группы студентов: дис. ... канд. пед. наук: Ставрополь, 2005.
1. Afzali M.K. Sistema grazhdansko-patrioticheskogo vospitani-ya studentov po formirovaniyu aktivnoe zhiznennoe pozitsii, obespechivayushchee stabil'nost' i bezopasnost' v ob-shchestve: dis. ... kand. ped. nauk. Dushanbe, 2007.
2. Ivanova T.M. Vospitanie grazhdanstvennosti studenta v obrazovatel'nom protsesse: dis. ... kand. ped. nauk. Orenburg, 2005.
3. Lesnyak V.I. Pedagogicheskaya sistema geroiko-patrioticheskogo vospitaniya lichnosti v usloviyah stanovleni-ya grazhdanskogo obshchestva: dis. ... d-ra ped. nauk. Magnitogorsk, 2006.
4. Lisak S.V. Vospitanie grazhdanstvennosti v usloviyah po-lietnicheskoe gruppy studentov: dis. ... kand. ped. nauk: Stavropol', 2005.
- 1BB -