Научная статья на тему 'Формирование патриотизма в процессе гражданско-патриотического воспитания студентов оборонных специальностей технического университета'

Формирование патриотизма в процессе гражданско-патриотического воспитания студентов оборонных специальностей технического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
574
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПАТРИОТИЗМ / СПЕЦИАЛЬНОСТИ ОБОРОННОГО НАПРАВЛЕНИЯ / CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION / MODEL / PROFESSIONAL PATRIOTISM / MILITARY-ORIENTED SPECIALTIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Устинова Наталья Павловна

Рассмотрена модель формирования профессионального патриотизма в процессе гражданско-патриотического воспитания студентов оборонных специальностей в техническом университете. Дано подробное описание организационно-содержательного блока, особенностью которого является двухуровневый процесс воспитания, учитывающий конкретные особенности образовательного учреждения и специальности, на которой обучаются студенты. Подробно рассмотрены критерии и показатели уровня сформированности профессионального патриотизма студентов на примере специальности «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Устинова Наталья Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PATRIOTISM IN THE PROCESS OF CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF THE STUDENTS OF MILITARY-ORIENTED SPECIALTIES OF A TECHNICAL UNIVERSITY

The article deals with the model of the formation of patriotism in the frame of civil and patriotic education of the students of military-oriented specialties of a technical university. The detailed description of the organizational and substantive educational block is given. The peculiarity of the block a two-level educational process, which takes into account the specific characteristics of the educational institution and the specialties of the students is described. The criteria and the indicators of the level of formation of patriotism among the students enrolled in the specialty "guns, artillery and missiles" are viewed in detail.

Текст научной работы на тему «Формирование патриотизма в процессе гражданско-патриотического воспитания студентов оборонных специальностей технического университета»

УДК 316.74

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В ПРОЦЕССЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ОБОРОННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Н.П. Устинова

Рассмотрена модель формирования профессионального патриотизма в процессе гражданско-патриотического воспитания студентов оборонных специальностей в техническом университете. Дано подробное описание организационно-содержательного блока, особенностью которого является двухуровневый процесс воспитания, учитывающий конкретные особенности образовательного учреждения и специальности, на которой обучаются студенты. Подробно рассмотрены критерии и показатели уровня сформированности профессионального патриотизма студентов на примере специальности «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие»

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, модель, профессиональный патриотизм, специальности оборонного направления.

Гражданско-патриотическое воспитание - это управляемый процесс по формированию у молодого поколения высокого патриотического сознания, выражающегося в действиях и поступках на благо Отечества.

Содержание управления процессом патриотического воспитания включает в себя анализ, оценку, прогнозирование и моделирование состояния процесса воспитания. В современной науке накоплен опыт разработки и реализации различных моделей воспитания. В теории моделирования выделяют следующие виды моделей: 1) теоретическую - для оптимального распределения ресурсов и конкретизации целей; 2) инструментальную - для подготовки средств исполнения и обучения работе с инструментарием; 3) рефлексивную -для выработки решений в случае возникновения неожиданных ситуаций; 4) концептуальную, - основанную на информационной базе данных и программе действий; 5) модель мониторинга - для создания механизмов обратной связи и способов корректировки возможных отклонений от планируемых результатов [1, с. 122] .

В результате анализа представленных моделей для нашего исследования выбрана концептуальная модель формирования профессионального патриотизма студентов оборонных специальностей в процессе гражданско-патриотического воспитания в техническом университете (рисунок).

о ч

ю

о

CS

Социальный заказ: потребность в выпускниках технических вузов, специалистов оборонной отрасли, носителях высоких гражданско-патриотических качеств

Факторы, влияющие на формирование гражданско-патриотичеекого сознания стл дентов технического вуза

Морально-нравственное состояние общества Духовно-нравственные ценности личности Постановка воспитательной работы в вузе

I

Цель: гражданско-патриотическое воспитание студентов оборонных специальностей технического университета

Задачи:

1. Формирование патриотического сознания (знаний, взглядов, убеждений) студенческой молодежи, выражающегося в действиях и поступках:

2. Формирование в процессе воспитания патриотических качеств личности (чувство гражданского долга, гордость за принадлежность России: профессионально важных качеств, необходимых обучающимся, как будущим специалистам)

3. Формирование стремления к реализации своих возможностей в деятельности на благо Родины.

Подходы к воспитанию Принципы воспитания

Системный- когнитивный, ценностный, деятельностный Системности, преемственности, исторического и культурного наследия России, профессиональной направленности, взаимосвязи традиций и инноваций

о П ю

S

н

л %

с.

о»

п о

г

я

с.

с

Основные направления н содержание гражданско-патрпотпчеекого воспитания студентов оборонных

■ краеведческое направление ; • историко-мемориальное направление :

Основной уровень

- межэтническое направление:

- литературно-музыкальное направление

Вариативный уровень ■ профессионально-ориентированное направление:

Формирование профессионального патриотизма стл дентов оборонных специальностей (специальности «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие»)

• Инновационно-гуманитарная программа дня студентов ИжГТУ «Город оружейников»

■ Межрегиональная программа «Города мастеров» (для студентов ИжГТУ ТулГУ. КГТА)

■ Работа студенческого союза оборонных специальностей «Чистое небо»

Процессуальный блок (формы, методы, средства)

Методы

1 .Формирования патриотического сознания, 2.Организации деятельности и формирования патриотического поведения.

Формы

традиционные (лекции, беседы, диспуты, встречи со ветеранами, знаменитыми людьми, посещение

выставок, участие в мероприятиях и др.) инновационные (проведение телеконференций, онлайн игр, интерактивных круглых столов)

Средства

Музейно -выставочные экспонаты, интерактивные( компьютер, интерактивные доски, программное обеспечение Adobe Acrobat Connect, Skipe) и др.

Результативно-оценочный блок

Концептуальная модель формирования профессионального патриотизма студентов оборонных специальностей в процессе гражданско-патриотического воспитания в техническом университете

Модель состоит из следующих взаимосвязанных блоков: целевого, включающего в себя социальный заказ общества, цель и задачи, организационно-содержательного; процессуального (формы, методы, средства) и результативно-оценочного, включающего в себя критерии оценки и уровни сформированности гражданско-патриотических качеств студентов.

Согласно концепции патриотического воспитания граждан РФ ( в рамках реализации постановления правительства РФ от 16.02.2001г. № 122 « О Государственной программе патриотического воспитания граждан РФ на 2001 - 2015 гг.» ) целью патриотического воспитания является развитие в Российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и началами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укреплении государстваз обеспечении его жизненно важных интересов и устойчивого развития[2].

Одним из приоритетных направлений развития нашего государства в настоящее время является укрепление оборонного и промышленного потенциала России, наращивание собственных производственных мощностей. Учитывая эти факты, в основу модели был положен социальный заказ: потребность в выпускниках технических вузов, специалистов оборонной отрасли, носителях высоких гражданско-патриотических качеств. Был выделен ряд факторов, влияющих на процесс формирования гражданско-патриотических качеств студентов технических университетов оборонных специальностей. Это морально-нравственное состояние общества, духовно-нравственные ценности личности и постановка воспитательной работы в вузе.

В современной ситуации развития России как никогда необходимо возрождение духовности, воспитание населения, особенно молодежи, в духе патриотизма, любви к Отечеству, прекращение пропаганды насилия, жестокости, не свойственного нам образа жизни. Только развивая чувство патриотизма и любви к Родине у нового поколения, можно обеспечить стране будущее.

Учитывая эти факторы, необходимо уделять особое внимание гражданско-патриотическому воспитанию студентов в системе воспитательной работы вуза. Особая роль должна быть отведена патриотическому воспитанию студентов оборонных специальностей технического университета, т.к. оно имеет свои особенности. Отсюда целью модели является гражданско-патриотическое воспитание студентов оборонных специальностей технического университета. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач по формированию:

1) патриотического сознания (знаний, взглядов, убеждений) студенческой молодежи, выражающегося в действиях и поступках;

2) патриотических качеств личности в процессе воспитания (чувства гражданского долга, гордости за принадлежность России; профессионально важных качеств, необходимых обучающимся как будущим специалистам и др.);

3) стремления к реализации своих возможностей в деятельности на благо Родины.

Возможность решения задач по гражданско-патриотическому воспитанию студентов оборонных специальностей технического вуза реализуется на основе следующих подходов к воспитанию.

- системного (системный подход при организации воспитательного процесса опирается на интегративные (целостные) характеристики личности);

- ценностного (воспитательный процесс требует организации, которая способствовала бы изучению, формированию и передаче ценностных ориентаций личности);

- деятельностного (основным и необходимым условием развития личности является деятельность).

Нами выделены основные принципы построения системы патриотического воспитания студентов оборонных специальностей технического вуза:

- преемственности (обеспечение связи основных форм и методов воспитания в историческом аспекте и развитие содержания патриотического воспитания);

- исторического и культурного наследия России;

- взаимосвязи традиций и инноваций (прошлое в патриотическом воспитании выступает как основа духовности, основанная на традициях, настоящее - как потенциальная база, объединяющая и дополняющая роль традиций и инноваций, будущее - как результат внедрения инноваций в пространство традиций);

- профессиональной направленности (использование специфики вуза и факультета в воспитательном процессе).

Следующим компонентом модели гражданско-патриотического воспитания студентов является организационно-содержательный блок, который включает в себя основные направления и содержание работы по патриотическому воспитанию.

Содержательный блок является важнейшим в модели гражданско-патриотического воспитания студентов оборонных специальностей . В отличие от понятия «содержание образования», категория «содержание воспитания» является в недостаточно разработанной.

О.С. Газман определяет содержание воспитания как формирование базовой культуры личности и основы для дальнейшего развития, понимаемой автором как культура жизненного самоопределения, семейных отношений, экономическая и культура труда, политическая и правовая, интеллектуальная [3]. По мнению В. С. Безруковой, это «часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему» [4, с. 52]. Большинство других исследователей ограничиваются констатацией основных направлений воспитания либо системы формируемых базовых ценностей. По мнению В. Е Мусиной [5, с. 86], в отечественной педагогике по-прежнему существует проблема отбора содержания воспитания.

Содержание патриотического воспитания молодежи во многом определено в таких нормативных документах, как Концепция патриотического воспитания граждан РФ, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ». Так, согласно Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы» содержание патриотического воспитания составляют научные факты, понятия, теории, способствующие усвоению глубоких знаний о сущности и истории Отечества; на которых базируются общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, идет формирование патриотических чувств, воспитание волевых и нравственных качеств, а также способности, навыки, умения, привычки поведения, обеспечивающие реализацию патриотических идей и чувств в практической деятельности [6]. Учитывая основные требования к содержанию патриотического воспитания, указанные в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы», организационно-содержательный блок модели гражданско-патриотического воспитания студентов технического университета оборонных специальностей предлагается рассмотреть как двухуровневый процесс: основной (базовый) и вариативный. Основной уровень применим для всех специальностей и направлений технического университета в процессе гражданско-патриотического воспитания студентов. Мероприятия вариативного уровня направлены на формирование профессионального патриотизма и зависят от направления подготовки инженера, специальности, на которой обучаются студенты технического университета.

Основной (базовый) уровень. В основной уровень гражданско-патриотического воспитания студентов входят четыре направления: краеведческое, историко-мемориальное, межэтническое, литературно-музыкальное. Мероприятия базового уровня в основном направлены на воспитание духовно-нравственных качеств личности, что играет главную роль в воспитании гражданина и патриота. Понятия «патриот» и «патриотизм» связаны с чувствами человека, с возможностью ощущать, переживать, в основном с чувствами любви, уважения и гордости. Воспитание у студенческой молодежи любви к Родине происходит через воспитание любви к родному краю (путем изучения его истории и традиций), через изучение истории вуза, своего факультета, через изучение героических страниц прошлого России, через принятие и уважительное отношение к традициям других народов, через знакомство с литературными произведениями выдающихся советских и российских авторов, через знакомство с основными направлениями в мире музыки.

Только переживание может стать собственным мировоззрением и от пережитого формируется гармонически развитая личность, способная любить и уважать свою Родину быть активным участником и организатором общественных и экономических процессов.

Наряду с духовно-нравственным воспитанием личности основной особенностью гражданско-патриотического воспитания студентов специальностей оборонного направления технического университета является

формирование профессионального патриотизма. Патриотизм означает не только любовь и преданность Родине, но и долг перед ней. Готовность к выполнению гражданского долга и обязанностей по защите интересов Родины наиболее востребована в профессии инженера обороной отрасли. В связи с этим система патриотического воспитания студентов оборонных специальностей в техническом университете должна быть тесно связана с их будущей профессией. Воспитание высококлассных специалистов оборонной отрасли, любящих и уважающих свое Отечество и желающих проявить полученные профессиональные знания, умения и навыки в развитии оборонно-промышленного комплекса России, - главная задача технического университета.

Вариативный уровень. Мероприятия второго уровня учитывают конкретные особенности образовательного учреждения и специальности, на которой обучаются студенты. Для специальности «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие» было предложено добавить к основным направлениям базового уровня профессионально-ориентированное. Мероприятия данного направления способствуют формированию профессионального патриотизма у студентов оружейников.

Использование традиций отечественной оружейной школы и инноваций оборонной отрасли послужило основой программ, составивших содержание профессионально-ориентированного направления вариативного уровня гражданско-патриотического воспитания студентов специальности «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие». Содержание представлено инновационно-гуманитарной программой «Город оружейников», межрегиональной программой «Города мастеров» и работой студенческого союза оборонных специальностей ИжГТУ имени М.Т. Калашникова «Чистое небо».

Раскрытие содержания основных векторов гражданско-патриотического воспитания позволяет сделать вывод, что каждое из направлений, решая отдельные задачи, направлено на формирование личности гражданина и патриота, способного любить и уважать свою Родину и стремиться к реализации своих профессиональных возможностей в деятельности на благо Отечества [7].

Важнейшее значение при формировании профессионального патриотизма студентов технического вуза имеет применение различных форм и методов воспитательной работы традиционного и инновационного характера.

В процессуальном блоке модели выделены следующие методы формирования профессионального патриотизма:

1 . Методы формирования патриотического сознания:

- убеждения - разъяснения ( убеждение на собственном примере, опыте и опыте других , дискуссия, полемика ).

2. Методы организации деятельности и формирования патриотического поведения:

- побуждение - увлечение (формирование высокой значимости порученных и выполняемых дел для общества, гордости за принадлежность обществу, народу, государству);

- приучение - творческая игра, соревнование (на основе коллективной творческой деятельности формирование отношения к выбранной профессии инженера).

Формы: традиционные (лекции, беседы, диспуты, встречи с ветеранами оборонной отрасли, знаменитыми людьми, посещение выставок, музеев, и др.) и инновационные (проведение телеконференций, онлайн игр, интерактивных круглых столов среди студентов и преподавателей вузов, ведущих подготовку специалистов оборонной отрасли и др.).

Результативный блок модели формирования профессионального патриотизма в процессе гражданско-патриотического воспитания студентов технических вузов представляет ряд выделенных критериев оценки сформированности профессионального патриотизма (когнитивный

(познавательный), мотивационно-ценностный и деятельностно-поведенческий), позволяющих определить уровни сформированности: низкий, средний, высокий, представленные в таблице.

Критерии оценки сформированности профессионального патриотизма студентов оборонных специальностей в^ техническом университете

Критерий Показатель (для студентов специальности «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие») Уровень (для студентов специальности «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие»)

1 2 3

Когнитивный (познавательный) 1.Владение основной информацией об отечественной оружейной школе (имена знаменитых отечественных оружейников, название выдающихся разработок в области стрелково-пушечного вооружения и др.) 2. Владение знаниями в области современных разработок в области вооружения. 3.Владение основами оружейной культуры. Низкий - минимальные знания об отечественных оружейниках и оружейной школе, отсутствие интереса к изучению традиций отечественных оружейников, непонимание роли выбранной профессии оружейника, отсутствие знаний в области современных образцов оружия, отсутствие знаний основ оружейной культуры. Средний - проявление интереса к изучению традиций отечественных оружейников, понимание сущности профессии оружейника, присутствие интереса к получению знаний об инновационных разработках в оружейной отрасли. Высокий - проявление устойчивого познавательного интереса к традициям и историческим ценностям отечественной оружейной школы, присутствие стремления к более глубокому получению знаний в области оружия, владение знаниями в области современных разработок оружия, владение в полной мере основами инновационной и оружейной культуры.

Окончание

1 2 3

Ценностно-мотивационный 1.Осознание выбора профессии оружейника как базовой ценности в смыс-ложизненных ориентациях личности. 2.Понимание сущности и важности профессии оружейника для развития оборонно-промышленного комплекса России. 3. Ощущение чувства гордости за выбранную профессию инженера оборонной отрасли промышленности, убеждение необходимости личного участия в выполнении профессиональных обязательств (если не я, то кто?) Низкий - отсутствие осознания выбора профессии оружейника как базовой ценности в жизненных ориентациях, непонимание важности и нужности профессии инженера-оружейника для общества, государства. Отсутствие убеждения в необходимости личного участия в выполнении профессиональных обязанностей. Средний - понимание сущности и важности выбранной профессии для государства, ощущение чувства гордости за выбранную профессию, но не достаточно убежденности в необходимости личного участия и осознания выбора профессии как базовой ценности. Высокий - проявление чувства гордости за выбранную профессию, четкое убеждение в необходимости личного участия в выполнении профессиональных обязательств, осознание выбора профессии оружейника как базовой ценности в жизненных ориентациях.

Деятельностно-поведенческий 1. Реализация своих знаний, умений в деятельности по повышению престижа профессии инженера оборонной отрасли промышленности. 2. Готовность к непосредственному применению полученных знаний, на благо отечества, проявление профессиональной самореализации в деятельности на благо Родины. Низкий - отсутствие желания реализации своих знаний, умений в деятельности по повышению престижа профессии инженера оборонной отрасли. Отсутствие готовности к проявлению профессиональной самореализации на благо Родины. Средний - готовность к реалии-зации знаний, умений в деятельности по повышению престижа профессии инженера оборонной отрасли, наличие навыков и умений применения полученных знаний на прогностическом уровне, но отсутствие готовности к применению полученных знаний , умений на благо Отечества. Высокий - готовность к реализации знаний, умений в деятельности по повышению престижа профессии инженера оборонной отрасли, проявление профессиональной самореализации в деятельности на благо Родины.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Пионтковский В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования [Электронный ресурс] // дис. ... д-ра пед. наук. Якутск, 2006. 326 с.

2. Концепция патриотического воспитания граждан РФ: текстовое изложение [Электронный ресурс] // Росвоенцентр [сайт] URL: http://www.rosvoencentr-rf.ru/ (дата обращения: 22.04.2015).

3. Газман О.С. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя) // Вестник образования: справоч.- информ . изд . Минестерства образования РСФСР. 1991. № 8. С. 2-40.

4. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагогогических техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

5. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. 156 с.

6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] // URL: http://archives.ru/programs/patriot 2015.shtml (дата обращения: 24.04.2015).

7. Устинова Н.П. Об основных направлениях содержания гражданско-патриотического воспитания студентов, обучающихся на специальностях оборонного направления: сб. статей по материалам II Междунар. науч.-практ. конф. «Общество и цивилизация в XXI веке: тенденции и перспективы развития» (27 мая 2014г., г. Воронеж). Воронеж, 2014. № 8(12). С. 137-140.

References

1. Piontkovskij V.V. Patrioticheskoe vospitanie uchashhejsya molodezhi v usloviyakh regional'nogo obrazovaniya [EHlektronnyj resurs] // dis... d-ra ped. nauk. YAkutsk, 2006. 326 s.

2. Kontseptsiya patrioticheskogo vospitaniya grazhdan RF: tekstovoe izlozhenie [EHlektronnyj resurs] // Rosvoentsentr [sajt] URL: http://www.rosvoencentr-rf.ru/ (data obrashheniya: 22.04.2015).

3. Gazman O.S. Kontseptual'nye osnovy soderzhaniya deyatel'nosti klassnogo rukovoditelya (klassnogo vospitatelya) // Vestnik obrazovaniya: Spravoch.- inform . izd . Minesterstva obrazovaniya RSFSR. 1991. № 8. S. 2-40.

4. Bezrukova V.S. Pedagogika. Proektivnaya pedagogika: uchebnik dlya industrial'no-pedagogogicheskikh tekhnikumov i dlya studentov inzhenerno-pedagogicheskikh spetsial'nostej. Ekaterinburg: Delovaya kniga, 1999.

5. Musina V.E. Patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov: uchebno-metodicheskoe posobie. Belgorod: ID «Belgorod» NIU «BelGU», 2013. 156 s.

6. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan RF na 2011-2015 gody» [EHlektronnyj resurs] // URL: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml (data obrashheniya 24.04.2015).

7. Ustinova N.P. Ob osnovnykh napravleniyakh soderzhaniya grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya studentov, obuchayushhikhsya na spetsial'nostyakh oboronnogo napravleniya: sb. statej po materialam II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Obshhestvo i tsivilizatsiya v XXI veke: tendentsii i perspektivy razvitiya» (27 maya 2014g., g. Voronezh). Voronezh, 2014. № 8(12). S. 137-140.

Устинова Наталья Павловна, соискатель, usti-natalya@yandex.ru, Россия, Ижевск, Ижевский государственный технический университет им. М. Т. Калашникова

FORMATION OF PATRIOTISM IN THE PROCESS OF CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF THE STUDENTS OF MILITARY-ORIENTED SPECIALTIES OF A TECHNICAL

UNIVERSITY

N.P. Ustinova

The article deals with the model of the formation of patriotism in the frame of civil and patriotic education of the students of military-oriented specialties of a technical university. The detailed description of the organizational and substantive educational block is given. The peculiarity of the block - a two-level educational process, which takes into account the specific characteristics of the educational institution and the specialties of the students - is described. The criteria and the indicators of the level of formation of patriotism among the students enrolled in the specialty "guns, artillery and missiles" are viewed in detail.

Key words: civil and patriotic education, model, professional patriotism, military-oriented specialties

Ustinova Natalya Pavlovna, applicant, usti-natalya@yandex.ru, Russia, Izhevsk, Kalashnikov Izhevsk State Technical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.