Научная статья на тему 'Организационно-экономические формы международной деятельности вузов'

Организационно-экономические формы международной деятельности вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА / ИНТЕГРАЦИЯ / АКАДЕМИЧЕСКИЙ И НАУЧНЫЙ ОБМЕН / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / HIGH PROFESSIONAL EDUCATION / INTERNATIONAL ACTIVITY / INSTITUTION-ECONOMIC FORMS OF COOPERATION / INTEGRATION / ACADEMIC AND SCIENTIFIC EXCHANGE / EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курешов Владимир Алексеевич

Представлен анализ результатов развития в последние годы международной деятельности в высших учебных заведениях г. Красноярска в сферах академического и научного обмена и при выполнении совместных образовательных и научно-исследовательских проектов с учебными, научными и иными зарубежными учреждениями. Дан прогноз развития направлений и форм международного сотрудничества на ближайшую перспективу с учетом тенденций глобализации в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL AND ECONOMIC FORMS OF INTERNATIONAL ACTIVITY OF INSTITUTIONS OF HIGHER LEARNIN

The article presents the analysis of international activity development of institutions og higher learning in Krasnoyarsk, in spheres of academic and scientific exchanges and joint educational and research projects with educational, scientific and other international establishments, for the last year. The forecast for the nearest future is given for prospective directions and forms of international cooperation development of institutions of higher learning with the account of the tendencies of globalization of higher education.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические формы международной деятельности вузов»

УДК 378.1

В. А. Курешов

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ

Представлен анализ результатов развития в последние годы международной деятельности в высших учебных заведениях г. Красноярска в сферах академического и научного обмена и при выполнении совместных образовательных и научно-исследовательских проектов с учебными, научными и иными зарубежными учреждениями. Дан прогноз развития направлений и форм международного сотрудничества на ближайшую перспективу с учетом тенденций глобализации в образовании.

Ключевые слова: высшее образование, международная деятельность, организационно-экономические формы сотрудничества, интеграция, академический и научный обмен, экспорт образовательных услуг.

Развитие международного сотрудничества является одним из наиболее важных направлений совершенствования системы высшего профессионального образования в Красноярском крае. Все красноярские вузы ведут активную работу по установлению и развитию контактов с иностранными партнерами и за последние годы в той или иной степени расширили и развили связи и формы сотрудничества с зарубежными университетами, научными учреждениями и организациями.

В настоящее время вузами края заключено свыше 200 прямых договоров о сотрудничестве с зарубежными вузами и другими организациями в 44 странах мира, расположенных в Западной и Восточной Европе, Юго-Восточной и Средней Азии, Северной Америке. Сотрудничество строится в основном на основе прямых двусторонних договоров между российскими и зарубежными участниками.

Только за 2010 г. силами вузов в Красноярске были организованы и проведены свыше 50 международных научно-практических конференций, симпозиумов и семинаров. Ежегодно по программам академической мобильности вузы командируют за рубеж для продолжения обучения около 200 студентов и аспирантов и для прохождения стажировки, проведения совместных работ с зарубежными партнерами - не менее 150 преподавателей.

Как результат растущего международного межвузовского сотрудничества и расширения программ экспорта образовательных услуг возрастает число иностранных студентов в красноярских вузах, которых на начало 2010-2011 учебного года (сентябрь 2010 г.) было уже свыше 400 человек, что почти вдвое больше, чем на аналогичный период в 2007 г. Наибольшую долю среди иностранных студентов, обучающихся в красноярских вузах (около 38 %), составляют представители Китая. Доля студентов из других стран дальнего зарубежья (в основном, таких как Чехия, Венгрия, Республика Корея, Монголия, Германия, США) составляет не более 7 %. Среди стран СНГ наибольшее число обучающихся приходится на представителей из Армении и Кыргызстана, занимающих примерно по 10-12 %, и Азербайджана, доля которых

составляет около 5 % среди всех иностранных студентов в вузах города.

В рамках заключенных соглашений в ряде вузов (в их числе Сибирский федеральный университет (СФУ), Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева (СибГАУ), Красноярский государственный аграрный университет (КрасГАУ), Красноярский государственный торгово-экономический институт (КГТЭИ), Красноярский государственный медицинский университет имени В. Ф. Войно-Ясенецкого (КрасГМУ)) разработаны и реализуются совместные образовательные программы, которые позволяют участвующим российским студентам проходить определенные периоды обучения и (или) стажировки, являющиеся частью их образовательной программы, за рубежом. В ряде случаев реализация таких программ позволяет студентам получать по окончании обучения дипломы обоих вузов, подписавших соглашение, - так называемые программы «двойных дипломов». Среди наиболее успешных совместных проектов можно выделить российско-американский проект сотрудничества СибГАУ с государственным университетом штата Нью-Йорк, колледж в Онеонте, продолжающийся более 15 лет, который позволяет студентам СибГ АУ, обучающимся по направлению бакалавриата «Менеджмент», реализовать программу «двух дипломов» по схеме «3+1» (3 года в России и затем 1 год в США).

В последние годы началось формирование совместных международных научно-образовательных

структур. Так, в КрасГМУ созданы и успешно работают Российско-японский центр микробиологии, эпидемиологии и инфекционных заболеваний, Российско-германский тренинговый центр анестезиологии и медицины критических состояний, Российско-

французская ассоциированная лаборатория «Совместная эволюция человек-среда в Восточной Сибири».

Кроме этого, вузы активно развивают сотрудничество и членство в составе международных профессиональных организаций. На американском континенте два красноярских вуза - СФУ и СибГАУ - являются членами Международного института образования (11Е). Три вуза (СибГАУ, КГТЭИ, СФУ) явля-

ются членами Европейского совета по бизнес-образованию, а СибГ АУ, кроме того, является членом американского Аккредитационного совета бизнес-школ и программ (ACBSP). С 2010 г. КрасГМУ является координатором взаимодействия медицинских и фармацевтических вузов РФ с Всемирной федерацией медицинского образования (WFME).

Вместе с тем, возможности расширения международного сотрудничества осложняют как внешние, так и внутренние проблемы. Внешние связаны, в первую очередь, с географическим расположением, поскольку территориальная удаленность Красноярска от границ стран-партнеров порождает ряд дополнительных проблем, с которыми не сталкиваются вузы, расположенные в приграничных или центральных регионах страны. Это относится к сложности и неудобствам внутренней транспортной логистики, значительным потерям времени при перелетах, особенно ощутимым при краткосрочных деловых визитах, а также к дополнительным затратам на организацию мобильности при ограниченных финансовых ресурсах. В определенной степени сдерживают программы мобильности, осложнившиеся в последние годы, процедуры получения въездных виз на территорию ряда государств для российских участников, в том числе для поездок в США, Великобританию, Германию, Чехию. Это обстоятельство также имеет особое значение для красноярских вузов, поскольку на территории края отсутствуют консульские учреждения зарубежных стран, все они расположены в основном на европейской территории России.

Важным фактором, сдерживающим развитие внешнеэкономической деятельности вузов, является отсутствие четкой государственной политики в отношении международной деятельности вузов и, в частности, развития экспорта образовательных услуг.

Что касается внутренних проблем, то среди них одной из важнейших все еще остается низкий уровень владения иностранными языками преподавателями. Кроме того, доля таких преподавателей в составе вузов достаточно велика, что не позволяет обеспечить разработку образовательных программ и методического обеспечения, ориентированных на зарубежных потребителей, чтобы осуществить образовательную программу на иностранном языке в полном объеме, а не отдельными курсами дисциплин.

Сдерживает развитие экспорта также относительно низкий рейтинг вузов и невысокий процент программ, имеющих аккредитацию зарубежных общественно-профессиональных организаций, что сопровождается слабой рекламой и пассивным продвижением образовательных услуг вузов на внешний рынок, в том числе в страны СНГ.

Недостаточно развитая в большинстве вузов материальная база для развития международного сотрудничества и отсутствие необходимой инфраструктуры (общежитий, культурно-спортивных, медицинских учреждений, столовых, обеспечивающих типовой

набор услуг в зарубежных кампусах университетов) для отдыха и занятий студентов также сдерживает развитие экспорта образовательных услуг красноярских вузов.

Несмотря на имеющиеся трудности, вузы г. Красноярска заинтересованы и рассматривают в рамках стратегий своего развития различные варианты дальнейшего расширения связей с учебными и научными учреждениями зарубежных стран, учитывая, что международная деятельность становится все более актуальной и одной из важнейших составляющих всей деятельности университетов. При этом она оказывает значительное влияние не только на академическую мобильность студентов и преподавателей, но и на организацию и содержание учебного процесса, проведение научных исследований и другие сферы.

Дальнейшая интеграция вузов в мировую образовательную систему и направления дальнейшего развития их международной деятельности связаны с общими тенденциями в мировом образовательном пространстве высшего образования. В том числе, вузам придется столкнуться с необходимостью противостоять негативным явлениям, порожденным интернационализаций на рынке образовательных услуг, среди которых глобальная конкуренция среди университетов за переманивание наиболее талантливых студентов в целях развития национальных экономик; коммерциализация аккредитаций; вероятность снижения в ряде случаев качества трансграничного образования; перевод образования в категорию товара и коммерциализация международного образования как самостоятельной сферы бизнеса и др.

Применительно к красноярским вузам на перспективу до 2020 г. можно предположить следующие основные направления развития международной деятельности в рамках развития существующих и формирования новых организационно-экономических форм сотрудничества с субъектами международной научно-образовательной среды.

Получит дальнейшее развитие практика по созданию и участию вузов в деятельности международных сетей и консорциумов. Пока эти сети представлены в большей степени двусторонними партнерскими соглашениями, которые и впредь будут одним из наиболее динамичных инструментов реализации международных связей. Одновременно продолжится практика создания многосторонних соглашений и образования крупных консорциумов, формирование которых будет происходить как по инициативе высших органов власти (как, например, Шанхайская организация сотрудничества), так и по инициативе самих вузов (сотрудничество в рамках совместных проектов и программ). Особое значение в развитии международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности вузы планируют уделять формированию дружеских отношений с вузами и научными организациями иностранных государств, спланируют содействовать развитию взаимовыгодного партнерства в области обра-

зования, науки, культуры, одновременно обеспечивая поддержку за рубежом русского языка и культуры народов России.

Возрастет число студентов, преподавателей и исследователей, участвующих в программах академических обменов, основу которых составит практическая реализация подписанных договоров и соглашений с зарубежными вузами и другими организациями. В предстоящий период вузы планируют продолжать сотрудничество с партнерами из СНГ, в других региональных и субрегиональных форматах, развитие партнерских отношений с Европейским союзом, странами Европы и Северной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона, Шанхайской организации сотрудничества. С учетом темпов развития двусторонних связей красноярских вузов можно ожидать, что к 2020 г. вузы будут иметь прямые связи с вузами на всех континентах, а число договоров увеличится в 1,5-2 раза (до 300-400). Вместе с тем, в качестве приоритетов вузы рассматривают расширение сферы сотрудничества с вузами в странах СНГ (в первую очередь, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Украины, Белоруссии) и Юго-Восточной Азии. Особые интересы связаны с дальнейшим развитием отношений и сотрудничества с вузами Китая, и весьма перспективными, несмотря на очень ограниченные на сегодняшний день контакты, выглядят потенциальные связи с партнерами в Индии и Таиланде. В соответствии с планами стран - участниц Болонского соглашения (в том числе и России) к 2020 г. не менее 20 % выпускников вузов должны будут в процессе обучения принимать участие в академической мобильности и проходить обучение или стажировку за рубежом.

Развитие взаимовыгодных двусторонних связей с вузами и научными организациями и фондами США, Германии, Франции, Испании, Великобритании и некоторых других государств Западной Европы вузы рассматривают как важный ресурс продвижения своих интересов и содействия переводу российского высшего образования на инновационный путь развития. В рамках участия в совместных работах с ведущими западными университетами вузы намерены развивать исследования и разработки по актуальным направлениям развития экономики города и края, в частности, в области космических и информационных технологий, нанотехнологий, энергетики, нефти и газа, а также по ряду других направлений.

Сотрудничество в сфере образования предполагается развивать по различным по форме подготовки и длительности обучения программам. Среди них -программы высшего профессионального образования по широкому спектру инженерной подготовки, включая направления общего и специального (в том числе космического) машиностроения, автоматизации и систем управления, вычислительной техники, геологии и горного дела, нефти и газа, металлургии, радиотехники, тепло- и электроэнергетики, гражданской

авиации, гидротехники, промышленного и гражданского строительства, автотранспортной техники и др.

Вместе с тем, с учетом существующих ограничений по материальной базе и отсутствия соответствующего кадрового персонала большинство вузов в ближайшие годы намерено проводить политику реализации программ академической мобильности на основании согласованных двусторонними соглашениями с партнерскими университетами квот, согласно которым основная часть прибывающих иностранных студентов не ставит целью получение диплома российского вуза. Развитие «въездной» академической мобильности будет также связано с продвижением на образовательный рынок коротких летних программ и программ более высокого (индивидуального) уровня подготовки - магистратура и аспирантура. Развитию летних образовательных программ будет способствовать дальнейшее развитие в крае сферы туризма и рекреационных зон отдыха, что позволит создать более привлекательные условия для обучения и отдыха и привлечения потенциальных слушателей к приезду в Красноярск. Одновременно будет продолжаться накопление учебно-методического, кадрового и организационного потенциала для более масштабной организации обучения иностранных граждан в средне- и долгосрочной перспективе.

Академическая мобильность профессорско-преподавательских кадров вузов получит дальнейшее развитие в рамках организации и проведения международных научных и образовательных конференций, участия в работе конференций за рубежом. Вузы активно развивают направление международного научного сотрудничества и планируют ежегодно увеличивать число проводимых в Красноярске на своей базе конференций, конгрессов, семинаров, симпозиумов, различных школ с международным статусом. Общее число мероприятий такого уровня к 2020 г. планируется довести до 50-70 в год.

В планах вузов - расширение практики привлечения иностранных специалистов к работе на кафедрах на долгосрочной основе и для чтения отдельных курсов лекций, в том числе в целях формирования совместных авторских коллективов для подготовки учебников и учебных пособий. Вузы планируют поддерживать научные стажировки своих преподавателей, сотрудников и аспирантов за рубежом, в том числе за счет средств международных фондов и организаций, а также в рамках совместных с зарубежными партнерами программ сотрудничества и участия в осуществлении международных проектов в области образования, науки и культуры.

Увеличение числа участников «выездной» академической мобильности для российских участников связано с развитием во внутренней деятельности университетов курсов по углубленному изучению иностранного языка студентами и преподавателями, увеличением числа курсов, программ и квалификаций, которые сфокусированы на сравнительной и между-

народной тематике, формировании мотивации и повышении интереса к международной тематике и совместным исследованиям. Будет продолжена работа по совершенствованию учебных планов, программ и системы подготовки на основе требований многоуровневой подготовки кадров, соответствующей положениям Болонского соглашения, и опыта реализации в вузах международных проектов, а также с учетом требований стандартов в области образования, разработанных международными профессиональными организациями.

Особое внимание вузы планируют уделить разработке и увеличению числа академических программ, реализуемых с пересечением границ, в числе которых наибольшее значение планируется отводить соглашениям с зарубежными партнерами о реализации совместных образовательных программ и программ двойных дипломов. В связи с этим может получить развитие практика по созданию партнерств на основе франчайзинговых соглашений и формированию на базе красноярских вузов филиалов зарубежных университетов или их программ. Одновременно вузы планируют вести разработку и продвигать собственные курсы (как на русском, так и на иностранных языках) с использованием дистанционных технологий обучения для студентов и преподавателей ближнего и дальнего зарубежья.

Одним из основных направлений в деятельности вузов, которому в предстоящий период планируется уделить особое внимание, является рекрутинг иностранных студентов. Учитывая, что развитие экспорта образовательных услуг напрямую связано со статусом учебных заведений и приоритет отдается признанным (в мире или в регионе) образовательным учреждениям, вузы планируют продолжать работу по улучшению имиджа учебных заведений и формированию конкурентного образовательного продукта. С этой целью предусмотрено дальнейшее формирование актуальных (уникальных) образовательных программ, как на русском, так и на иностранном языке, продолжение практики привлечения к проведению исследований и образовательной деятельности ведущих отечественных и зарубежных ученых и специалистов, повышение уровня прозрачности и информационной доступности предлагаемых услуг для потенциальных потребителей, включая описание технологий обучения и организации учебного процесса. Усилится участие вузов в международных и региональных рейтингах университетов. Продолжится практика аккредитации образовательных программ вузов в общественнопрофессиональных организациях. Будет продолжена практика проведения фестиваля «Студенчество без границ», других межвузовских мероприятий.

В предстоящем периоде получит развитие сеть партнерств вузов с различными типами посредников, обеспечивающих коммерческие услуги по программам, реализуемым с пересечением границ. К числу задач подобных структур могут быть отнесены фор-

мирование контингента студентов для обучения в красноярских вузах, установление и поддержание в интересах российских вузов прямых связей с зарубежными организациями по месту нахождения посредника, подбор потенциальных слушателей и организация обучения по различным образовательным программам на месте базирования и др.

В значительной мере достижение целей расширения экспорта образовательных услуг будет зависеть от мер государственной поддержки обучения иностранных граждан как на федеральном, так и на региональном уровне. Эти меры во многом определяют решение ключевых вопросов при развитии в вузах программ экспорта: это стоимость обучения, условия проживания, отдыха и быта, безопасность пребывания на территории кампусов и места нахождения и др.

С учетом прогнозируемых темпов развития вузов края и, в первую очередь, планов развития Сибирского федерального университета, предусматривающих укрепление его материально-технической базы и строительство современных общежитий, можно ожидать дальнейшего увеличения численности иностранных студентов в красноярских вузах к 2020 г. ориентировочно до 5-8 % от общего числа студентов дневного обучения, что составит около 3-5 тыс. человек.

Среди инструментов, содействующих развитию темпов интернационализации красноярских вузов, может стать позиционирование города Красноярска как образовательного хаба, образовательного города, предоставляющего возможности широкого доступа к обучению для различных категорий иностранных слушателей. Предпосылки для такого позиционирования и развития возникли с момента создания в Красноярске Сибирского федерального университета, который может выступать в качестве одного из основных элементов разветвленной многопрофильной системы высшего образования. Очевидно, что в целях реализации указанной стратегии целесообразно будет продолжить отработку взаимодействия и координации деятельности в этой сфере всех красноярских вузов. Такое сотрудничество может осуществляться в различных по формам и составу участников объединениях и группах, в основу которых может быть положен принцип проектной организации работ. Решению этой задачи может способствовать также разработка краевой и (или) городской целевой программы развития международной деятельности вузов и расширения экспорта образовательных услуг.

Таким образом, проводя активную политику интернационализации как в своей внешней, так и внутренней деятельности, изучая и активно реагируя на глобальные процессы, происходящие в образовании, вузы планируют укрепить и расширить свое участие в мировом образовательном пространстве, избирая различные организационно-экономические формы сотрудничества как с участниками на локальном рынке, так и совместно с различными зарубежными партнерами.

V. A. Kureshov

INSTITUTIONAL AND ECONOMIC FORMS OF INTERNATIONAL ACTIVITY OF INSTITUTIONS OF HIGHER LEARNING

The article presents the analysis of international activity development of institutions og higher learning in Krasnoyarsk, in spheres of academic and scientific exchanges and joint educational and research projects with educational, scientific and other international establishments, for the last year. The forecast for the nearest future is given for prospective directions and forms of international cooperation development of institutions of higher learning with the account of the tendencies of globalization of higher education.

Keywords: high professional education, international activity, institution-economic forms of cooperation, integration, academic and scientific exchange, export of educational services.

© KypemoB B. A., 2011

УДК 330.322.3

А. А. Лукьянова, Н. И. Смородинова, Е. Ю. Алексеева

ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ В РЕГИОНЕ

Предложена классификация объектов социальной инфраструктуры в регионе, сформулированы принципы инвестирования в объекты социальной сферы, разработана матрица выбора стратегии социального развития, представлена и построена модель формирования портфеля социальных инвестиций.

Ключевые слова: инструменты стратегического планирования, социальная сфера, инвестиционная дея-

тельность, факторы, стратегии, показатели.

Современное состояние социальной сферы обусловлено процессами, происходящими на протяжении последних лет в России. Финансовые и экономические кризисы, приводящие к снижению темпов экономического роста, уровня объема валового внутреннего продукта (ВВП) и, как следствие, ухудшению макроэкономической стабильности, не могли не сказаться на общем состоянии социальной инфраструктуры. Вместе с тем, отсутствие организационноэкономического механизма, отвечающего требованиям рыночной экономики, приводит к проблемам текущего финансирования социальной сферы и к снижению уровня обеспеченности объектов социальной инфраструктуры. Все вышеизложенное подтверждает необходимость разработки инструментов, позволяющих наиболее эффективно распределять социальные инвестиции в сфере услуг в условиях имеющегося бюджетного дефицита.

Для решения сформулированной задачи была проведена классификация объектов общественного производства, опирающаяся на научно обоснованные признаки, на основании которых и разделяются между собой отраслевые группы. Данная классификация основана на признаках ОКВЭД и дополнена признаком наличия государственных гарантий по обеспечению.

Ряд специалистов, в частности Н. Н. Некрасов, определяют социальную инфраструктуру как комплекс предприятий, сооружений и учреждений, обеспечивающих на определенной территории необходимые

материальные и культурно-бытовые условия жизни населения.

Д. И. Правдин делит непроизводственную сферу на пять групп: распределение и обмен, потребительские услуги, охрана здоровья населения, формы общественного сознания, управление и охрана общественного порядка.

В Международной стандартной хозяйственной классификации, утвержденной ООН в 1969 г., все виды экономической деятельности разделены на десять отраслей, в каждой из которых выделяются свои виды -всего 260 видов.

В качестве основных признаков классификации обеспеченности социальной инфраструктуры предложены социальные отрасли и социальные подотрасли. На сегодняшний день социальные нормативы обеспеченности социальными услугами и соответствующие обязательства государства распространяются на следующие отрасли: образование, здравоохранение,

культура, социальная защита, физическая культура и спорт.

На основе анализа нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок обеспеченности объектов социальной сферы, были выделены подотрасли, структура которых представлена на рис. 1. В качестве дополнительного признака в предлагаемой классификации, исходя из специфики решаемых задач, предлагается ввести территориальное расположение объектов (город, поселок, поселок городского типа, деревня).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.