Научная статья на тему 'СибГАУ на пути в мировое образовательное сообщество: опыт зарубежных стран и вузов России'

СибГАУ на пути в мировое образовательное сообщество: опыт зарубежных стран и вузов России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / МИРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / РОССИЯ / EDUCATIONAL COMMUNITY / WORLD EDUCATION / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / FOREIGN EXPERIENCE / RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балтакова С. А.

Рассмотрен опыт зарубежных стран и вузов России, способствующий совершенствованию системы образовательного процесса в области международного сотрудничества Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIBSAU ON THE WAY TO THE WORLD EDUCATIONAL COMMUNITY: EXPERIENCE OF THE FOREIGN COUNTRIES AND RUSSIAN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The experience of foreign countries and Russian higher education institutions which contributes to the educational process system perfection in the field of international cooperation in Siberian State Aerospace University named after academician M.F. Reshetnev is considered.

Текст научной работы на тему «СибГАУ на пути в мировое образовательное сообщество: опыт зарубежных стран и вузов России»

УДК 005.009 С.А. Балтакова

СИБГАУ НА ПУТИ В МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И ВУЗОВ РОССИИ

Рассмотрен опыт зарубежных стран и вузов России, способствующий совершенствованию системы образовательного процесса в области международного сотрудничества Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева.

Ключевые слова: образовательное сообщество, мировое образование, вуз, зарубежный опыт, Россия.

S.A. Baltakova

SIBSAU ON THE WAY TO THE WORLD EDUCATIONAL COMMUNITY: EXPERIENCE OF THE FOREIGN COUNTRIES AND RUSSIAN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The experience of foreign countries and Russian higher education institutions which contributes to the educational process system perfection in the field of international cooperation in Siberian State Aerospace University named after academician M.F. Reshetnev is considered.

Key words: educational community, world education, higher education institution, foreign experience, Russia.

Развитие и совершенствование образовательного процесса в области международного сотрудничества (МС) невозможны без учета опыта ведущих мировых университетов, так как он основан на многовековых стандартах качества образовательных программ. Классикой международного образования является высшее образование в Великобритании. Программы обучения здесь разработаны по стандартам, признанным во всем мире. За последнее десятилетие количество иностранцев, приезжающих учиться в Великобританию, выросло на 96% (до 229 тысяч человек) [8]. Правительством, а также ректорами университетов ведется активная деятельность в целях дальнейшего увеличении притока иностранных студентов, прибывающих для получения образования в Великобританию, так как иностранцы ежегодно приносят экономике примерно 5 млрд фунтов [8].

Структура высшего образования в Великобритании состоит из бакалавриата со сроком обучения 3 года и магистратуры - 1 год. Каждый курс обучения предполагает прохождение практики в конкретных компаниях, что позволяет применить все полученные знания в реальных условиях. Для получения визы иностранцам необходимо набрать 40 баллов по двум критериям: наличию места учебы (30 баллов) и средств на нее (10 баллов). Обязательным условием для получения визы является соответствие сложности курса и знаний студента установленному минимуму. Также для поступления в вуз Великобритании иностранцам требуется сдача экзамена по английскому языку ЕИЭ или ТОЕР1_.

Система образования Великобритании имеет ряд особенностей, которые привлекают большое количество иностранцев, а именно:

- постоянный контроль качества образования. Все учебные заведения аккредитованы Британским советом и регулярно проходят проверки на соответствие стандартам высокого качества;

- бесплатное медицинское обслуживание, не ограниченное страховкой;

- финансовая поддержка в виде стипендий, кредитов, грантов, конкурсов;

- вузы Великобритании готовят специалистов для работы в условиях современного рынка, целенаправленно создается стимулирующая учебная среда, применяются своеобразные методики обучения и оценки, вырабатывающие у учащихся независимость мышления.

Наряду с высшими учебными заведениями Великобритании необходимо отметить вузы Германии, которые на сегодняшний день являются одними из лучших образовательных учреждений в мире.

Университетский курс здесь разделен на два этапа: базовый (3-4 семестра), по итогам которого присваивается степень лиценциата ^о^р1от-Преддиплом), и основной (4-6 семестров), по итогам которого присваивается степень магистра (Magister Агйит). Также выпускник должен защитить дипломную работу или диссертацию.

Особенности системы образования Германии имеют ряд преимуществ, в том числе предоставляя студентам следующие возможности:

- бесплатное образование;

- студенты имеют право в произвольном порядке записываться на лекции и семинары, выбирать время для стажировок и практики;

- студенты имеют право на отсрочку от армии, а также могут работать во время учебы;

- на обучение существует возможность получить материальную помощь, половина которой предоставляется в виде стипендии, другая часть - в качестве займа, который студент должен вернуть после приема на работу;

- возможность прохождения оплачиваемой практики в немецких фирмах с последующим трудоустройством в компаниях Германии, Европы, США;

- по окончании учебы государство предоставляет возможность получения права на постоянное место жительства для специалистов.

За последние годы число иностранных студентов, в том числе и россиян, приезжающих учиться в Германию, значительно выросло. Причиной тому - активная политика по привлечению иностранцев, которую проводят и учебные заведения Германии совместно с Правительством страны.

Развитию международного сотрудничества в последнее десятилетие уделяется большое внимание не только в Великобритании и странах Европы, но и в КНР. Так, за период с 1978 по 2010 год число иностранных студентов выросло в 200 раз (рис. 1). Подобные темпы прироста иностранных учащихся не имеют аналогов в мире.

тыс.чел

Рис. 1. Динамика численности иностранных студентов в КНР [2,3]

Правительство КНР выделяет тысячи стипендий иностранным студентам, хорошо владеющим китайским языком, для компенсации образовательного процесса, что является стимулом для получения образования именно в Китае.

В большинстве своем стипендии для иностранцев направлены на обучение по программам, ведущим к получению академических степеней и дипломов. Количество мест для бесплатного обучения иностранных граждан в китайских вузах в 2010 году достигло 20 тысяч [3].

В 2010/2011 академическом году в КНР был организован единый подготовительный факультет для иностранных студентов, обучающихся за счет стипендий китайского правительства. Срок обучения на факультете составляет от 1 до 2 лет. В процессе обучения студенты получают базовые знания, изучают китайский язык и культуру, а также проходят языковую практику. Высокие оценки, полученные по итогам данного обучения, могут быть засчитаны как вступительные на первый курс.

Привлекая на учебу иностранных граждан, не владеющих китайским языком, вузы КНР стремятся расширять количество англоязычных программ, в основном это программы уровня магистратуры и докторантуры.

С точки зрения привлекательности обучения в той или иной стране важное значение имеют условия личной безопасности иностранных студентов и отношение к ним местных жителей. Для обеспечения безопасности иностранных студентов в КНР создана система экстренного реагирования, действующая с 2008 года.

Рассматривая высшее образование в России, нужно отметить, что на протяжении последних 15 лет оно находится в состоянии непрерывного совершенствования и модернизации. Российский небольшой опыт многоуровневого обучения последних лет базируется на модели: 4 года - бакалавриат, 2 года - магистратура, 3 года - очная аспирантура. На развитие высшего образования в стране влияют глобальные мировые процессы, которые изменяют сложившееся представление о высшем образовании, его целях и задачах. В

связи с этим, тенденции развития МС вузов России необходимо рассматривать с позиции вхождения страны в Болонский процесс.

Правительством РФ совместно с руководствами вузов предусматривается создание условий для значительного повышения мобильности студентов и преподавателей. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [1] поддерживает развитие мобильности студентов и преподавателей. Автономия вузов позволяет им разрабатывать и реализовывать программы взаимообмена и стажировок в других вузах России и мира.

Необходимость установления общеевропейских критериев оценки качества образования послужила толчком к разработке сопоставимых методологий. В настоящее время Министерство осуществляет согласование требований университетов Европейского Союза и вузов России.

Рассматривая международное сотрудничество вузов России, нельзя не отметить опыт, накопленный Российским университетом дружбы народов (РУДН), в котором обучается более 25 тыс. студентов и аспирантов, среди них 5200 иностранных студентов из 142 стран мира. В 2010 учебном году их количество составляло 1 846 человек. Ежегодно здесь проводится более 40 международных конференций, в которых принимают участие представители 80 стран мира [7].

География МС университета обширна. Она представлена на рисунке 2.

Кол-во

Северная СНГ Африка Латинская Азия, Ближний и Европа

Америка Америка Средний Восток

Рис. 2. География МС РУДН [7]

В 2010 году в РУДН насчитывалось 224 договора с зарубежными вузами из более чем 70 государств мира [7].

В рамках двухсторонних соглашений вуз активно сотрудничает с международными организациями, а также является членом множества международных ассоциаций.

За многие годы университетом накоплен опыт интернационализации всей жизнедеятельности университета. Этот комплекс включает ряд мер:

- образовательные программы на иностранных языках, в том числе набор студентов в магистратуру на английском и испанском языках;

- службу встречи (круглосуточную) прибывающих в РУДН иностранных студентов и преподавателей, размещение их для проведения предварительного комплексного медицинского осмотра;

- обязательное ежегодное комплексное медицинское обследование всех иностранных и российских студентов;

- преподавание на всех годах обучения строго в интернациональных группах, проживание в общежитии по тому же принципу;

- активную пропаганду национальных культур, путем проведения многочисленных национальных и региональных выставок, фестивалей, праздников народов мира;

- организацию научных исследований по проблематике стран приема иностранных студентов (тропическая медицина; тропическое сельское хозяйство; архитектура и строительство в условиях жаркого климата и т.п.);

- широкое развитие земляческих организаций студентов из соответствующей страны для организации помощи студентам-землякам, вновь прибывающим иностранным студентам, а также для организации культурной жизни в соответствии с традициями своей страны;

- разветвленную сеть ресторанов в студенческом кампусе с национальными кухнями разных стран;

- наличие развитой инфраструктуры для занятий спортом, включая закрытые (зимние) футбольные поля и теннисные корты;

- наличие собственной службы безопасности и отделения милиции в вузе;

- развитый информационный сайт, в том числе на английском языке [8].

Весь комплекс этих вопросов в вузе решается или координируется структурами службы обеспечения экспорта образовательных услуг и обучения иностранных студентов.

Политика руководства вуза направлена на расширение и углубление процессов интернационализации в самых различных сферах его деятельности.

Несмотря на отсутствие такой обширной географии международного сотрудничества, как в РУДН, руководство Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решет-нева (СибГАУ) также стремится к расширению международных связей, что в определенной мере предопределено принадлежностью вуза к ракетно-космической отрасли, отличающейся глобальной конкуренцией и высоким уровнем подготовки кадров. На сегодняшний день партнерами вуза являются университеты таких стран, как США, Великобритания, Германия, Чехия, Венгрия, Нидерланды, Финляндия, Испания, Израиль, Южная Корея, Монголия, Китай, Беларусь, Украина и др. [4].

Сведения о динамике мобильности студентов СибГАУ представлены на рисунке 3.

Чел.

35

30 ^ .Ль.

25

20

15

10

5

0

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Год

Рис. 3. Динамика мобильности студентов СибГАУ за рубежом [5]

Данная динамика связана в первую очередь непосредственно со спецификой вуза, а именно, наличием доступа к секретной информации, касающейся оборонной промышленности страны, также влияние оказывают множество других факторов, в том числе немаловажным фактором здесь является отсутствие условий проживания в общежитиях вуза.

Сотрудничество с зарубежными вузами, осуществляется при поддержке международных программ и фондов, таких как TACIS, DAAD, EURASIA, USIA [4].

В последние годы в университете реализуется принятая ученым советом программа усиленной языковой подготовки, которая предусматривает продление курса изучения иностранного языка для студентов всех специальностей до 8-9 семестров; в вузе предоставлены условия для изучения двух иностранных языков, часть дисциплин читается на английском языке.

Также для организации учебного процесса с использованием системы зачетных единиц в СибГАУ разработаны три формы учебного плана по каждому направлению (специальности).

Базовый учебный план разрабатывается на весь период обучения, и содержит перечень дисциплин основной профессиональной образовательной программы с указанием обязательности, последовательности, формы промежуточной аттестации и трудоемкости в зачетных единицах.

Индивидуальный учебный план формируется на каждый семестр по установленной форме лично студентом, при необходимости с помощью академического консультанта, начиная со второго семестра первого курса.

Курсовой рабочий учебный план разрабатывается на текущий учебный год и содержит полный перечень всех читаемых для данного курса дисциплин.

За многолетний период в области международного сотрудничества СибГАУ достигнуты также следующие положительные эффекты:

- выравнивание уровня квалификационных требований, в частности, к магистрам повышающий кредит доверия к российским дипломам за рубежом;

- получение дополнительных методологических знаний;

- международное приложение к диплому;

- возможность участия в зарубежных визитах, служащая стимулом для преподавателей и студентов к профессиональному развитию (расширению кругозора, усилению языковой подготовки) и т.д. [6].

Миссия университета направлена на всестороннюю интеграцию вуза в мировое образовательное и научно-техническое пространство. В связи с чем, актуален анализ международного и отечественного опыта в сфере международного сотрудничества, на основе которого автором разработана схема рекомендаций, относящаяся к определенным областям деятельности СибГАУ, совершенствование которых будет способствовать исполнению данной миссии (рис. 4).

Рис. 4. Рекомендации, способствующие развитию МС СибГАУ

Согласно данной схеме, мероприятия по совершенствованию образовательного процесса необходимо провести в образовательной, инновационной и послевузовской деятельностях университета, а также в области информационного и инвестиционного обеспечений, проживания, безопасности и организации досуга иностранных студентов.

Реализация данных рекомендаций будет способствовать повышению привлекательности вуза, увеличению притока иностранных студентов.

Литература

1. Российская Федерация. Законы. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: фе-дер. Закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ, ред. от 02.02.2011 г. URL: http // consultant.ru.

2. В Пекине отметили 60-ю годовщину открытия дверей КНР для иностранных студентов. - URL: http://russian.people.com.cn/31517/ 7155022.html.

3. Горшков, М.К. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы I под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. - М.: ЦСПиМ, 2010. - 352 c.

4. Зарубежные партнеры СибГАУ. URL: http://www.ums.sibsau.ru.

5. Курешов В.А. Университет на пути интеграции в международное научно-образовательное пространство: состояние и перспективы II Международный менеджмент и маркетинг в вузе. Развитие в условиях кризиса: мат-лы IV междунар. науч.-практ. конф. (21-23 окт. 2009 г., г. Красноярск) I под общ. ред. В.А. Курешова; Сиб. гос. аэрокос. ун-т. - Красноярск, 2009. - Вып. 2. - 4416 с.

6. Курзюкова Ф.В. Реализация международных образовательных проектов: проблемы и опыт II Международный менеджмент и маркетинг в вузе: тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. (6-7 апр. 2007 г., г. Красноярск) I под общ. ред. В.А. Курешова; СибГАУ. - Красноярск, 2007. - Вып. 3. - 304 c.

7. Международное сотрудничество в РУДН. URL:http://www.rudn.ru.

8. Образование в Великобритании. URL: http://www.finomenov.ru/finance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.