Algorithm. Informatics in Control, Automation and Robotics (ICINCO), 11th International Conference on. INSTICC, 2014. Vol. 2. P. 851-855.
14. Gasanova T., Sergienko R., Semenkin E., Minker W. Dimension Reduction with Coevolutionary Genetic Algorithm for Text Classification. Informatics in Control, Automation and Robotics (ICINCO), 11th International Conference on. INSTICC, 2014. Vol. 1. P. 215-222.
15. Sidorov M., Brester Ch., Semenkin E., Minker W. Speaker State Recognition with Neural Network-based Classification and Self-adaptive Heuristic Feature Selection. Informatics in Control, Automation and Robotics (ICINCO), 11th International Conference on. INSTICC, 2014. Vol. 1. P. 699-03.
© Minker W., Semenkin E. S., Sergienko R. B., Lücker R., Voroshilova A. A., 2014
УДК 378.014.25
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АЭРОКОСМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
А. А. Ворошилова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Показывается значение развития международной деятельности вуза в соответствии с приоритетами развития высшего образования в России. Раскрываются основополагающие принципы и приоритетные направления организации международной деятельности высшей школы. Демонстрируются основные цели развития международного сотрудничества Сибирского государственного аэрокосмического университета. Представлены задачи, которые стоят перед вузом для решения поставленных целей.
Ключевые слова: интернационализация высшего образования, международное сотрудничество высших учебных заведений, мобильность, экспорт образовательных услуг.
PROSPECTS FOR FURTHER DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL COOPERATION OF SIBERIAN STATE AEROSPACE UNIVERSITY
A. A. Voroshilova
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]
The importance of university international cooperation according to the priorities of higher education development in Russia is shown. Major prospects and goals for further development of international cooperation of Siberian State Aerospace University in accordance with the priorities which face Russian higher educational institutions at the present moment are demonstrated.
Keywords: internationalization of higher education, international cooperation of higher educational institutions, mobility, export of educational services.
Интернационализация высшего образования в России приобретает в последнее время все более широкий характер, требуя усиления различных сфер деятельности университетов в области развития международного сотрудничества. Как справедливо подчеркивается в документах первой Всемирной конференции по высшему образованию, «высшее образование следует рассматривать как общее достояние, а международное сотрудничество и обмены являются основными путями развития высшего образования во всем мире» [1]. Таким образом, становится очевидным, что современный этап развития образовательной системы настоятельно диктует необходимость участия любого вуза в международной деятельности, что
подтверждается включением в оценку эффективности деятельности всех высших учебных заведений таких показателей, как контингент иностранных студентов, обучающихся и закончивших обучение в вузе по программам высшего образования; численность иностранных аспирантов; количество иностранных студентов и студентов российского вуза, принявших участие в программах академической мобильности; объем средств от образовательной деятельности, полученный от иностранных граждан, и объем средств на выполнение НИОКР, полученный из иностранных источников.
Основополагающими принципами организации международной деятельности высшей школы являют-
Решетневскуе чтения. 2014
ся: комплексный характер организации международной деятельности; приоритетность и самостоятельность вуза в вопросах международной деятельности; равноправное партнерство с зарубежными организациями; всемерное содействие сохранению главных достижений и традиций российской высшей школы; ориентация на мировые стандарты подготовки специалистов. Расширение и совершенствование международных связей в системе высшего образования идет на современном этапе по направлениям, определяемым основными функциями высшей школы: по пути интернационализации как учебного процесса, так и научно-исследовательской деятельности.
Приоритетным направлением развития российских университетов в международной сфере является углубление интеграции в международное образовательное и научное пространство, которое рассматривается как неотъемлемая часть «интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций, активного выхода на рынок образовательных услуг, широкого участия учебных заведений и педагогов в образовательных программах международных организаций и сообществ» [2].
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева (Сиб-ГАУ) осуществляет международное сотрудничество в области учебной, научной, культурной и инновационной деятельности согласно указанным приоритетам. Процесс интеграции в мировое научно-образовательное сообщество рассматривается не как дань тенденциям и стремление соответствовать критериям эффективности, а как глобальная цель, реализуемая в рамках стратегии развития университета.
Стратегическими целями международного развития СибГАУ являются повышение качества, привлекательности и конкурентоспособности вуза в мировом и региональном научно-образовательном пространстве и повышение доли доходов от внешнеэкономической деятельности в общей структуре бюджета.
Для реализации первой стратегической цели необходимо осуществление ряда задач, среди которых:
- включение в рейтинговую систему оценки деятельности преподавателей, заведующих кафедрами, деканов факультетов и директоров институтов показателей международной деятельности;
- совершенствование информационной политики, направленное на широкое распространение достижений СибГАУ в образовании, науке и технологиях;
- обеспечение участия университета в международных программах мобильности и сотрудничества в сфере высшего образования;
- внедрение в образовательный процесс системы качества, обеспечивающей сопоставимость с системами, согласованными в рамках международных организаций;
- аккредитация программ обучения в международных профессиональных ассоциациях;
- разработка совместных программ с ведущими зарубежными вузами;
- повышение уровня интегрированности вузовского образования и науки в международные образовательные и исследовательские сети;
- организация языковой подготовки иностранных студентов и аспирантов по дисциплине «Русский язык как иностранный»;
- создание системы поддержки и адаптации для иностранных обучающихся;
- организация преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка на всех уровнях обучения студентов;
- формирование в университете непрерывной системы развития межкультурной коммуникативной компетенции студентов и преподавателей;
- повышение уровня компетентности профессорско-преподавательского состава в овладении иностранными языками;
- формирование эффективной системы переподготовки кадров и повышения квалификации за рубежом;
- совершенствование внутривузовской системы управления процессами международного сотрудничества.
Для достижения цели повышения доли доходов от внешнеэкономической деятельности важнейшими являются следующие задачи:
- формирование системы мониторинга спроса и анализа предложения образовательных услуг и потребностей зарубежных рынков труда;
- реализация возможности обучения иностранных граждан по всем открытым образовательным программам СибГАУ;
- разработка программ и курсов на иностранных языках (прежде всего английском);
- широкое использование дистанционной формы обучения;
- участие в международных мероприятиях, ориентированных на усиление внешнеэкономической деятельности университета;
- развитие форм международной научной деятельности, направленных на вывод наукоемкой продукции и передовых технологий на международные рынки;
- взаимодействие с общественными объединениями Российской Федерации в части содействия развитию внешнеэкономической деятельности в контексте сотрудничества с научными и образовательными организациями за рубежом, расширению культурных и гуманитарных связей;
- создание системы (инфраструктуры, механизмов, программ) повышения квалификации и профессиональной переподготовки иностранных выпускников.
Реализация всех перечисленных задач возможна при условии создания инфраструктуры, соответствующей международным нормам и гарантирующей возможности качественного обеспечения экспорта образовательных услуг и развития академической мобильности.
Бесспорно, что развитие международного сотрудничества во многом способствует превращению уни-
верситета в научно-образовательный центр, соответствующий ведущим мировым требованиям, при этом требуя внедрения на всех уровнях творческого мышления, новых подходов и навыков, поиска дополнительных источников финансирования.
Библиографические ссылки
1. Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры // Заключительный доклад Всемирной конференции по высшему образованию. ЮНЕСКО (5-9 окт. 1998, г. Париж). С. 12.
2. Национальная доктрина образования Российской Федерации. М., 2000. С. 10.
References
1. Higher Education in the 21 Century: Vision and Action. Final Report of The World Conference on Higher Education // UNESCO, Paris, 5-9 October 1998, p. 12.
2. National Doctrine on Education of the Russian Federation. Moscow, 2000, p. 10.
© Ворошилова А. А., 2014
УДК 378.4
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОГОВОРОВ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А. К. Горбунова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматриваются возможные причины неэффективности договоров о международном сотрудничестве. Предлагаются пути решения данной проблемы при подписании подобных договоров в будущем, а также меры по совершенствованию реализации уже заключенных договоров о международном сотрудничестве.
Ключевые слова: договор о международном сотрудничестве, эффективность договора, рамочный договор, рабочая программа.
EFFICIENCY KEY COMPONENTS OF AGREEMENT ON COOPERATION IN EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITIES
A. K. Gorbunova
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]
The possible reasons for the inefficiency of agreements on international cooperation are examined and the ways to solve this problem upon signing such agreements in the future, as well as measures for implementation of existing agreements on international cooperation are proposed.
Keywords: agreement on international cooperation, agreement efficiency, framework agreement, work program.
Для реализации задач по развитию международного сотрудничества в сфере научной и образовательной деятельности Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева (СибГАУ) заключил более 70 договоров о сотрудничестве с университетами и организациями более чем из 25 стран мира [1].
Первый договор о сотрудничестве был заключен с Чешским техническим университетом в Праге в 1992 году. За 22 года неоднократно изменялось содержание документа. В 2013 году в качестве новой версии был принят проект Меморандума о взаимопонимании, включающий следующие пункты:
- предмет соглашения;
- определения;
- обмен студентами;
- обмен профессорско-преподавательским составом и административным составом;
- контактные лица;
- пролонгация и расторжение Меморандума;
- дополнения к Меморандуму;
- контактная информация и подписи сторон.
Несмотря на достаточно весомое количество заключенных договоров о сотрудничестве, эффективно реализуются не более 20. Одной из причин такой недостаточной результативности является наличие ра-