Научная статья на тему 'Университет на пути к международной интеграции'

Университет на пути к международной интеграции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / INTERNATIONAL COOPERATION / WORLD EDUCATIONAL SPACE / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курешов Владимир Алексеевич

В статье рассмотрены основные направления международной деятельности СибГАУ, партнерство с зарубежными вузами, опыт участия вуза в международных проектах и программах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курешов Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the way to international cooperation

The main directions of international activities of SibSAU and the partnership with foreign universities are considered. The experience in integration into the world educational space, participation in international programs and projects is described.

Текст научной работы на тему «Университет на пути к международной интеграции»

В.А. КУРЕШОВ, доцент, Университет на ПуТИ

прорек^тор по международному к МС^^^ДУН а родной

сотрудничеству У у м

и дополнительному образованию ИНТСГраЦИИ

В статье рассмотрены основные направления международной деятельности СибГАУ, партнерство с зарубежными вузами, опыт участия вуза в международных проектах и программах.

Ключевые слова: международное сотрудничество, мировое образовательное пространство, интеграция.

Подготовка элитных специалистов в любой области, а тем более в области техники и технологий, в современных условиях невозможна без установления международных связей и расширения сотрудничества с ведущими зарубежными научно-образовательными центрами. Учитывая это, Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М.Ф. Решетнева на протяжении последних лет своего развития рассматривает сферу международного сотрудничества в качестве одной из приоритетных. Цель международных контактов - повышение качества подготовки выпускников, углубление интеграции университета в мировое образовательное пространство путем развития сотрудничества в области образования, науки и культурного обмена.

В 2006 г. Ученый совет университета принял комплексную программу развития международного сотрудничества вуза на период до 2015 г., ориентированную на развитие СибГАУ как полноправного участника процесса интеграции российской высшей школы в общеевропейское и международное образовательное пространство и авторитетного партнера зарубежных университетов, международных организаций и компаний. Для реализации задач по этому направлению в вузе создана и развивается инфраструктура, обеспечивающая координацию дей-

ствий, информационную и организационную поддержку основных подразделений вуза.

За прошедшие годы университет не только расширил и укрепил свои связи с зарубежными партнерами, но и занял лидирующую позицию в регионе по установлению международного сотрудничества с зарубежными университетами. Наиболее успешно в вузе выполняются соглашения о сотрудничестве и долгосрочные программы академических обменов с университетами США, Германии, Чехии, Голландии, Венгрии, Великобритании. Уже более 15 лет длится сотрудничество с Чешским техническим университетом в Праге, Высшей технической школой и Университетом в г. Ульм (Германия), Государственным университетом штата Нью-Йорк (колледжем в г. Онеонта), Ракетно-космическим центром и Международным космическим лагерем в г. Хантсвилл (США). Эффективно развивается сотрудничество и с другими зарубежными партнерами, в числе которых университеты Голландии, Финляндии, Германии, Великобритании. В последние годы активизировалась работа по развитию сотрудничества с университетами стран Юго-Восточной Азии, в частности с университетами Китая, Кореи, а также стран СНГ - Беларуси, Украины и Узбекистана.

Ежегодно за рубежом по линии прямых связей проходят обучение или

проводят совместные исследования около 50 наших студентов, аспирантов, ученых и сотрудников. В рамках договоров с зарубежными вузами осуществляется совместная подготовка специалистов (США, Голландия, Германия), студенты проходят включенное обучение за рубежом (Венгрия, Чехия, Германия), а также обучение в рамках совместных международных проектов (Испания,Великобритания, Германия, Голландия). Благодаря программам обменов только за 2006-2008 гг. более 200 студентов СибГАУ прошли стажировку или обучение за рубежом, из них завершили обучение с получением диплома зарубежного вуза 20 чел.: в США - 15 чел. (4 диплома с отличием), в Г ол-ландии - 4 чел., в Германии - 1 чел.

Студенты и аспиранты СибГАУ участвуют во Всероссийском открытом конкурсе на стипендии Президента РФ для обучения за рубежом. 10 его лауреатов за прошедшие годы были командированы за рубеж (в Чехию - 4, Германию - 4, Австрию - 1, США - 1). Большое внимание уделяется участию студентов и преподавателей университета в конкурсах на получение стипендий для обучения за рубежом, объявляемых различными международными организациями (ACTR, СЕи, CERGE, DAAD, Goethe-Institut, 1СС, Fulbright и др.). Сотрудничество с ACTR (Американским советом преподавателей русского языка и литературы) и ШЕХ (Международным советом по научным исследованиям и обменам) позволило расширить перечень стипендиальных программ для аспирантов, студентов и школьников для обучения в США. Благодаря участию в программах этих международных организаций ежегодно 3-5 студентов, аспирантов или магистрантов получают возможность краткосрочной поездки в зарубежные университеты для включенного обучения.

С 2002 г. проводится совместная работа с Ракетно-космическим центром (г. Хантсвилл, штат Алабама, США). Благодаря опыту этого сотрудничества решением Федерации космонавтики РФ университет назначен координатором по организации конкурсного отбора российских команд для участия в работе Международного космического лагеря. В течение последних пяти лет 4 преподавателя СибГАУ были задействованы в работе Международного космического лагеря со студентами и школьниками Красноярска.

Программы обмена разработаны и успешно реализуются в вузе и для иностранных студентов, поступающих на включенное обучение или научную стажировку сроком до трех месяцев, одного семестра или учебного года. Обучение иностранных студентов в СибГАУ осуществляется в форме договоров о сотрудничестве между вуза-ми-партнерами на включенное обучение, в рамках международных проектов, на основе договоров по обмену студентами и Летней программы. Еже-

годное число студентов-иностранцев в вузе за последние годы составляло от 15 до 30 человек.

В течение многих лет в СибГАУ успешно реализуются совместные образовательные программы с зарубежными вузами. Так, программа бакалавриата по направлению «Менеджмент», разработанная вместе с Государственным университетом штата Нью-Йорк (колледжем в г. Онеонта), предусматривает возможность получения выпускниками двух дипломов - российского и американского вузов. Аналогичные соглашения университет имеет с вузами-партнерами в Голландии, Германии, Венгрии. В рамках проекта BRIDGE в июне 2006 г. магистерская программа «Менеджмент в социальной сфере» прошла валидацию университета Ноттингем Трент (Великобритания), что дает право студентам, завершившим обучение, получать дипломы российского и британского университетов.

Ряд кафедр университета (системного анализа и исследования операций, технической физики и др.) вместе с коллегами из вузов-партнеров в Германии, Чехии, США ведут отработку совместной подготовки не только студентов, магистров, но и научных кадров высшей квалификации - кандидатов наук (PhD). Благодаря согласованным программам такого уровня ряд выпускников университета защитили докторские степени в зарубежных вузах.

Решая задачи расширения сотрудничества с зарубежными партнерами, университет активно привлекает ресурсы международных организаций и фондов. СибГАУ накоплен значительный опыт участия в конкурсах на получение грантов международных организаций и фондов на совместные с западными университетами проекты. За последние годы у нас выполнено 11 меж-

дународных проектов, получавших финансирование из средств различных фондов и программ, в том числе программы Tempus (ЕС), грантов фондов «Евразия », Агентства по международному развитию (США) и др. В числе задач совместных проектов - совершенствование учебных планов и программ, реализация дуальных программ подготовки специалистов и программ послевузовского образования (магистратуры, аспирантуры), академические обмены студентами и преподава-телами для проведения совместных учебно-методических и научно-исследовательских работ. Общий объем средств на их реализацию за последнее десятилетие составил около 2 млн. долл. США.

В рамках программ американских фондов реализованы следующие международные проекты:

• USIA - проект Информационного Агентства Соединенных Штатов «Партнерство между Университетом штата Нью-Йорк (SUNY), колледжем в Онеонте, СибГАУ и другими вузами Красноярска» (совершенствование образовательных программ участвующих вузов, повышение квалификации преподавателей, развитие сотрудничества в различных сферах, создание российско-американского центра культуры и делового сотрудничества).

• EURASIA - «Создание и аккредитация Высшей школы бизнеса СибГАУ в Красноярске, Россия » (становление и развитие совместной российско-американской программы подготовки по направлению «Менеджмент» и аккредитация этой программы в Европейском Совете по бизнес-образованию).

В рамках программ российско-британского партнерства университет участвовал в реализации проекта BRIDGE - «British Degrees in Russia » (2005-2008 гг.), направленного на раз-

работку программы двойных дипломов магистерской программы «Менеджмент в социальной сфере». Проект реализован на факультете международного бизнеса СибГАУ. Контрактором по проекту выступал университет Ноттингем Трент (Великобритания), а партнером - Уральский государственный экономический университет.

По программе Тетри8, финансируемой ЕС, в прошедший период реализованы:

■ проект «Международный коммерческий менеджмент в Красноярске» (разработка учебной программы специализации «Международный коммерческий менеджмент» и реализация ее методами дистанционного обучения). СибГАУ являлся координатором проекта, направляя работу международной команды университетов-участников из Голландии (г. Эйндховен), Германии (г. Ра-венсбург), Финляндии (г. Иоенсуу) и России (Москва и Красноярск). В ходе проекта в вузе был создан Центр дистанционного обучения, разработаны два учебных модуля, прошедшие апробацию в дистанционном режиме и принятые к использованию в учебном процессе как российскими, так и зарубежными вузами-партнерами;

■ проект «Совершенствование инженерного педагогического образования и расширение сотрудничества российских и украинских университетов » (совершенствование подготовки специалистов технических кафедр в сфере педагогики образования). По результатам создан и аккредитован в ЮІР Межвузовский центр по инженерной педагогике, введена новая программа повышения квалификации по этому направлению на факультете повышения квалификации преподавателей.

Одним из наиболее значимых текущих международных проектов в области совершенствования аэрокосмического образования является реали-

зуемый совместно с Берлинским техническим и рядом российских, казахстанских и украинских университетов проект «Реформирование образовательных программ в области космических технологий в Казахстане, России и Украине». Этот проект ориентирован как на разработку программ специализаций в рамках программ подготовки специалистов и магистров, так и на создание интегрированной сети вузовских Центров управления полетами студенческих малых космических аппаратов.

Не менее значимым проектом является завершаемый в настоящее время совместно с Университетом Хериот-Уотт (Эдинбург, Шотландия) и Университетом Гранады (Испания) проект ТЕМПУС «Разработка учебной программы преподавания английского языка для профессиональной коммуникации». В его рамках преподаватели кафедр делового и технического иностранного языка, а также преподаватели и студенты технических кафедр университета прошли стажировку в вузах Гранады и Эдинбурга. В результате работы по проекту разработана серия учебных и методических материалов по новой программе английского языка для студентов и преподавателей технических специальностей, включая модули и рабочие программы по модулям для ряда технических дисциплин.

Данный проект явился хорошим дополнением к принятой в университете программе изучения и использования иностранного языка в профессиональной сфере. Английский язык введен у нас в качестве обязательного, предоставлены условия для изучения двух иностранных языков, в учебных планах всех специальностей период изучения иностранного языка продлен до 8-9 семестров вместо четырех по типовым учебным планам; часть дисциплин читается на английском языке.

На протяжении многих лет университет имеет прочные связи с Германской службой академических обменов (ДААД), благодаря финансовой поддержке которой успешно развивается сотрудничество и программа академической мобильности студентов с Высшей технической школой в г. Ульм. Особое значение для совершенствования преподавания немецкого языка, популяризации немецкой литературы и культуры в университете, развития научных и культурных связей с германскими вузами имела работа в вузе в период с 2001 по 2008 гг. лекторов ДААД. При их непосредственном участии в университете был создан центр тестирования DAF по немецкому языку как иностранному, который и сегодня успешно продолжает работу.

СибГАУ заинтересован в формировании подобных структур и ведет поиск различных форм сотрудничества с зарубежными организациями, включая создание на своей базе научно-образовательных центров с международным статусом и организацию в регионе их филиалов. В структуре вуза имеется отделение кафедры ЮНЕСКО «Новые материалы и технологии», открыт Информационный центр европейского проекта «Сибирь, информационные технологии и Европа» (SITE). Университет является инициатором и координатором деятельности созданного в Красноярске межвузовского российско-американского центра образования, науки, культуры и делового сотрудничества.

Как одну из ключевых задач развития сотрудничества вуз рассматривает привлечение зарубежных специалистов к совместным научно-исследовательским работам, чтению лекций, подготовке совместных учебников и учебно-методических разработок. Преподаватели и сотрудники СибГАУ активно взаимодействуют с коллегами из

зарубежных вузов-партнеров. Результатом является ряд совместных учебных пособий по проблемам физики конденсированного состояния вещества, системного анализа, менеджмента и других, изданных как в России, так и за рубежом. Для профессоров, внесших большой личный вклад в развитие партнерства между университетами и реализацию программы интеграции СибГАУ в международное образовательное пространство, учрежден статус «Почетного доктора СибГАУ». За годы развития международной деятельности университета этот статус получили два представителя США и один - Чехии.

Продвижению вуза на международную арену способствует организация международных научных конференций, семинаров и школ. За последнее десятилетие стали традицией и приобрели популярность регулярно проводимые на базе СибГАУ международные конференции и семинары: «Ре-шетневские чтения», «Международный менеджмент и маркетинг в вузе», студенческий фестиваль «Студенчество без границ» с участием студентов из зарубежных стран, обучающихся в вузах Красноярска.

Другим направлением взаимодействия с мировым научно-образовательным сообществом является участие вуза в деятельности общественнопрофессиональных международных организаций. СибГАУ является членом Международного общества по инженерной педагогике (ЮІР), Международного института образования (ІІЕ), Европейского совета по бизнес-образованию (ЕСВЕ), американской Ассоциации университетских бизнес-школ и программ (ACBSP) и др. Членство в этих организациях позволяет изучать и внедрять лучший зарубежный опыт, находить новых партнеров и выполнять совместные программы, разраба-

тывать совместные учебно-методические материалы и т.д.

Вместе с тем одной из наиболее важных задач интеграции в международное образовательное пространство является активное внедрение результатов международного сотрудничества во все сферы деятельности вуза. Предшествующий опыт показывает, что университет успешно использовал возможности международного сотрудничества для своего развития, повышения конкурентоспособности университета, дальнейшего совершенствования качества подготовки специалистов, профессионального роста членов профессорско-преподавательского коллектива.

В частности, подтверждением признания качества подготовки в вузе служит аккредитация программ в международных организациях. Так, межвузовский центр по инженерной педагогике, созданный по инициативе СибГАУ и при участии Красноярского государственного технического университета и Государственного университета цветных металлов и золота (в 2007 г. последние вошли в структуру созданного в Красноярске Сибирского федерального университета), аккредитован ГС1Р в 2006 г. на 5 лет в качестве международного учебного центра. В 2007 г. Европейский совет по бизнес-образованию, а в 2009 г. американская Ассоциация университетских бизнес-школ и программ аккредитовали 4 образовательные программы вуза, ориентиро-

ванные на подготовку управленческих кадров для предприятий ракетно-космической отрасли и высокотехнологичных производств. В настоящее время университет подготовил к международной аккредитации еще ряд программ, что позволит еще более усилить его конкурентные преимущества и будет способствовать дальнейшему укреплению его авторитета среди зарубежных партнеров и потенциальных потребителей.

Накопленный опыт международного сотрудничества позволяет университету переходить на новый уровень задач в целях наиболее полного удовлетворения потребностей предприятий космической отрасли. Это предполагает расширение международной деятельности, активное участие в мировом научно-образовательном пространстве путем развития и совершенствования академической мобильности преподавателей и студентов, международной аккредитации образовательных программ, развития экспорта образовательных и научно-технических услуг. Вуз ставит задачу активного сотрудничества с известными учены-

ми, работающими в ведущих российских и международных научных центрах, использования их опыта и знаний для достижения передового уровня об-

разования, развития науки и высоких технологий, совместного выполнения фундаментальных и прикладных исследований.

KURESHOV V. ON THE WAY TO INTERNATIONAL COOPERATION The main directions of international activities ofSibSAU and the partnership with foreign universities are considered. The experience in integration into the world educational space, participation in international programs and projects is described.

Keywords: international cooperation, world educational space, integration.

В.В. КОЛЬГА, профессор, проректор по довузовской подготовке и воспитательной работе

Аэрокосмическая школа

В статье идет речь об организации довузовской профессионально-ориентированной подготовки абитуриентов, поступающих на специальности авиационной ракетно-космической направленности, на примере Аэрокосмической школы Сибирского государственного аэрокосмического университета им. акад. М.Ф. Решетнева.

Ключевые слова: система непрерывного аэрокосмического образования, допрофес-сиональная подготовка, Аэрокосмическая школа.

Проблему подготовки инженеров XXI в. надо решать кардинально, комплексно и системно на всех ступенях допрофессионального и профессионального обучения. В формировании технической элиты наибольшие успехи будут достигнуты только тогда, когда стратегию непрерывного технического образования будет вырабатывать государство, а его конкретное содержание и методику преподавания - определять сами учреждения образования любого типа и уровня.

При этом высокие стандарты качества подготовки инженерных кадров требуется сохранять в нынешних условиях падения престижности большинства технических специальностей в среде молодежи, учитывая ряд негативных факторов. Отметим некоторые.

Длительное время не находит решения проблема несоответствия уровня общего образования стандартам выс-

шего профессионального образования (это относится прежде всего к физико-математической подготовке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.