РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД КНИГОИ
Б.З. ВУЛЬФОВ, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
Аля начала - небольшой фрагмент из ди-! алога на семинаре старшекурсников педвуза, получающих относительно новую у нас специальность организаторов работы с молодежью. Один горячо говорит:
- Понимаешь, главное, чтобы ребята поверили: ты пришел, чтобы помочь им в жизни!
Другой:
- Вот-вот, и кто-то из них, чуть дополнив известное суждение, мрачно подумает: «Как бы твоими благими намерениями не оказалась вымощена моя дорога в ад!..»
Не станем осуждать первого за некоторую чрезмерность вполне искренних намерений, второго - за скептицизм. Дело, к которому они профессионально себя готовят, действительно едва ли не самое сложное в педагогике. И не только потому, что молодой возраст - от 14 до 30 лет - охватывает целые полтора десятилетия человеческой жизни. Не только потому, что годы эти включают, как правило, ее важнейшие и очень разные возрастные и социальностатусные изменения и этапы (общее образование, образование профессиональное, начало и становление самостоятельной трудовой деятельности, создание семьи, рождение детей). И даже не только потому, что период этот более чем уникален и ответствен, ибо определяет, в сущности, все главное во всей дальнейшей жизни человека, какой бы индивидуально своеобразной она ни оказалась.
Человеческая и профессиональная сложность ситуации для организатора работы с молодежью состоит в том, что эта молодежь (нередко, кстати, и годами-то
Организатору работы с молодежью
старше него!), будь то старшеклассники, молодые рабочие, военнослужащие, студенты, а то и смешанная группа - приходит к нему не по обязанности, как, скажем, в школу, вуз или на службу, а добровольно: потому что почувствовала интерес и доверие к нему, ощутила пользу от взаимодействия, отношений и общения с ним.
Именно этой сложностью определяются профессиональные задачи будущего педагога. Они вполне отчетливы, хотя специальность официально существует всего-то пять лет. Ответственность педагога как человека и как специалиста базируется на профессиональной компетентности, которая воплощается и в знаниях, и в умениях, и в осознанном отношении к своему делу, и прежде всего - к своим подопечным. Иначе говоря, необходимо содержательное педагогическое обеспечение деятельности того, кому будет или уже доверено организовывать работу с молодежью. Суть выделенной курсивом деятельности в том, что внешняя организация, даже самая инновационная, просто не может быть эффективной без активизации внутреннего мира молодого человека.
Возможностям и путям научно-методического решения столь серьезной проблемы и посвящено учебное пособие 1, о котором речь пойдет ниже. И решение в целом дельное и убедительное. Для такой оценки есть немало оснований, к ним и обратимся.
Первое и главное: точность адресата и адекватность ему не только научно-методического содержания, но и самой интонации пособия. Оно ориентирует будущего организатора не на послушное, механичес-
1 Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью». М.: ВЛАДОС, 2008. 264 с.
148
Высшее образование в России • № 4, 2009
кое следование предлагаемым методическим рекомендациям, но на понимание социально-педагогической сущности своей деятельности. Поэтому стратегическая концепция книги характеризуется выраженным единством и взаимосвязью, взаимообусловленностью теории, методики и практики.
Достоинством пособия является его подчеркнуто гуманистическая основа -ориентация на уважительное отношение к будущему педагогу, опора на его желание многое узнать и многому научиться, на его собственную активность в обретении профессии, вера в возможность самостоятельного и творческого ее освоения.
В книге прописана технология организации инновационной деятельности и стимулирования молодежного социального творчества. По этому общему алгоритму, но в конкретных условиях специалисты могут организовать проектную деятельность, которая становится все более популярной, и помочь выбрать пути реализации молодежных проектов. Автор исходит из того, что молодежи присуще стремление к новому, а это означает, что ей необходима помощь в выборе достойного пространства инноваций в социальной сфере: в создании новшеств, их освоении и применении. Разве это не в логике стратегии государственной молодежной политики РФ?
В пособии специальное внимание совершенно справедливо уделено такому серьезному компоненту социально-педагогической деятельности, как ее анализ. При этом выделяются не только критерии ее качества - соответствие полученного результата запроектированному, оптимальность содержания, адекватность методов работы. Уже и этого, казалось бы, в принципе достаточно для того, чтобы понять сделанное и наметить перспективы дальнейшей работы. Но М.И. Рожков идет дальше, затрагивая сферу, не менее важную, если вести речь о социализации и развитии молодого человека: серьезное внимание уделено самоанализу и самооценке самих молодых людей по критериям собственно
ими сделанного и по его влиянию на участников. В таком единстве, взаимовлиянии, в такой наглядной взаимообусловленности делового и личностного складывается убедительная картина отношения того, кто «пособляет» (ведь книга-то - учебное пособие), к тому, к кому автор адресуется, -как пример будущего гуманистического отношения читателя-студента к тем молодым, с кем ему предстоит работать.
Возможности такого взаимовлияния отчетливо представлены в отдельной главе, целиком посвященной более чем десятку конкретных - возможных и уже существующих -направлений и участков деятельности организатора. Среди них - развитие молодежного самоуправления и подготовка лидеров-организаторов, формирование толерантных отношений в молодежной среде и общение в организации работы с молодежью, социально-педагогическое сопровождение молодежных и, что характерно, детских организаций (тех, что основаны на «вариативно-программном подходе », теоретически и методически разработанном А.В. Волоховым), деятельность социальных служб, оказывающих поддержку проблемным группам молодежи, и профориентационная работа, педагогика лагерного сбора и игры с детьми и молодежью, работа с волонтерскими отрядами и сопровождение массовых явлений в молодежной среде. Здесь специально приведен весь названный в пособии набор, чтобы еще раз подчеркнуть многоаспектность затронутым автором пособия проблем.
И вот тут-то неизбежны другие вопросы: есть ли какие-то особые требования к личности такого специалиста перед лицом столь явного разнообразия сфер его профессиональной жизни? Есть ли мера, границы его вмешательства в жизнь и судьбы молодых людей? (Еще раз вспомним диалог двух студентов, приведенный нами вначале). Кто давал и дает нам право на таковое, по определению полагающее, что мы -«выше», потому что лучше понимаем, куда ей, молодежи, следует идти дальше, а главное, знаем - как? За нами опыт? Но он все-
Размышления над книгой
149
гда уже прошедшее, состоявшееся, и у каждого уникален: у всех разные характеры и обстоятельства, каждый индивидуален в своих потенциалах, оценках и намерениях.
Да и не каждый молодой человек захочет кого-то слушать и слушаться только потому, что тот пришел «от службы», «по должности»... Поэтому верна позиция М.И. Рожкова, ориентирующая будущего специалиста на знание и понимание общего, характерного, типичного, хотя и предстающего в разных обличиях. Без этого ему трудно достичь и психологической готовности, и теоретико-методической подкованности для сложнейшей работы с юными и уже достаточно взрослыми молодыми людьми, на практике неизменно выходящей далеко за пределы собственно квалификационных требований.Значит,надо всегда работать над собой.
Но, продолжая наши размышления, это значит и другое: не требует ли большего внимания, так сказать, работа молодежи с нами - старшими? Как и в чем она воспитывает нас? Как учиться у тех, кому мы стараемся что-то сообщить, в чем-то помочь разобраться, в том числе у нынешних студентов - завтрашних специалистов? Эти вопросы принципиальны. Ведь и у них наверняка есть немало того, что нам, возможно, вовсе не ведомо. Это могут быть и профессиональные интересы подопечных организатора, и всевозможные варианты хобби, и информация, циркулирующая в различного рода неформальных объединениях и группах, и индивидуальные стили общения, и всякого рода сленг. К тому же нередко приходится иметь дело с самым разнородным, смешанным, то есть несущим множество разных признаков, социальнопрофессиональным составом группы.
В любом случае есть немало того, чему группа может научить педагога; дело за тем, чтобы увидеть, воспринять, взять на вооружение - обогатить свои собственные знания и опыт. С ростом компетентности создается авторитет, престиж специалиста, растет удовлетворенность работой и
пробуждается желание творчества. Уже не говоря о том, что чем больше и о большем он знает, тем интереснее он разным людям, с которыми работает. И в данном случае это не банальные истины, а едва ли не решающее условие результативности, которому нет ни аналога, ни альтернативы.
Заметим, это справедливо и при решении такой затронутой в пособии проблемы, какработа с молодежью, склонной к девиантному поведению, при формировании у молодых людей социального иммунитета к неблагоприятным влияниям окружающей среды. Позиция нашего автора и здесь определенна: да, сегодня самым лучшим нашим намерениям явно противостоят и многие средства массовой информации, и реалии самой жизни. Но это лишь означает, что за судьбы молодежи надо бороться, как бы это ни было трудно. И бороться одним из самых принципиально результативных путей - помогая раскрыться позитивному социальному потенциалу молодости.
Теоретико-методическая суть движения по этому пути и выступает объектом педагогического научного направления, названного М.И. Рожковым юногогикой. В современной науке действительно накоплено достаточно специального материала, чтобы выделить такое направление. Книга о юногогике, о которой здесь идет речь, - это и первая фундаментальная заявка, и содержательный вклад автора в формирование столь уверенно набирающей силы отрасли педагогической науки.
Пособие не свободно и от некоторых недостатков. Так, текст иногда отходит от методического стиля к сугубо описательному (например, в разделе о работе с семьей): называется множество функций организатора, видов, сфер и методов воздействия, изучения и обобщения передового опыта, а также методов педагогического исследования; приводится масса уровней, этапов, условий и пр. При подготовке последующих изданий, которые, конечно же, будут востребованы, появится и возможность устранения названных и иных погрешностей. Неплохо было бы несколько
150
Высшее образование в России • № 4, 2009
усилить психологический аспект и приложить не угрожающе великий, но зато комментированный список литературы по рассмотренной проблеме, а также предложить тематику для самостоятельной работы студентов.
Однако, завершая, не формы ради, а вполне убежденно следует добавить и заключить: вовсе не недостатки характеризуют эту книгу в замысле и его воплощении. Она действительно отвечает самым строгим требованиям к пособию подобного плана, тем более - первому по данной специаль-
ности, которой, напомню, всего-то пять лет. Оно не только информирует, строго придерживаясь государственного стандарта, но и заставляет студента думать над прочитанным, осмысливать свой жизненный путь, предлагая свои решения и предполагая их возможные последствия. Это пособие, четко ориентирующее на социально значимую самореализацию, прежде всего, естественно, на единство человеческого и профессионального в трудной и очень важной деятельности организатора работы с молодежью.
А.Н. ШЕРЕМЕТ, канд. социол. наук Государственный институт искусствознания
Литература о кино широко использует, ся в чтении различных курсов, так или иначе связанных с киноискусством. Между тем аналитических работ, показывающих всю сложность реальной киноситуации в стране, явно недостает. Преподаватели, ведущие соответствующие курсы, испытывают информационный голод в вопросах, касающихся социальной истории кинозрелища, поскольку в существующей литературе история кино освещена преимущественно как история киношедевров. Более того, из масс-медиа преподаватели нередко получают дезориентирующие их сведения.
В самом деле, то, что происходит сегодня с отечественным кинематографом, принято называть не иначе, как «возрождение», «подъем», «прорыв» и т.п. Казалось бы, что в приведенных оценках неверного? Разве не бьют один за другим рекорды кассовых сборов новоявленные российские блокбастеры? Разве не впечатляет общий объем кассовых сборов, в 2008 г. перешагнувший заветный рубеж в 700 млн. долл., в сравнении, скажем, со скромными 8 млн. долл. в 1999 г. [1, 2]? Если верить статистике, средняя цена кинобилета составляет около 5 долл. [3]. Следовательно, за девять лет количество зрителей, заполняющих кинозалы, возросло с
Социология кино для всех
3,6 млн. до 140 млн., т.е. почти в 40 раз. В 40 раз за 9 лет!
Конечно, всегда более выгодно сравнивать скорость передвижения на костылях и без них. Зато крайне невыгодно сравнивать жизнь до травмы и сразу после нее. Так происходит и в случае с кинематографом. В 90-е гг. российское общество получило серьезную социокультурную травму. Можно сказать, общественный организм был парализован. И если наши успехи измерять от состояния паралича, то, конечно же, все выглядит как революционный прорыв и возрождение. А может быть, стоит сравнить сегодняшние результаты с доперестроечными? Так, в упомянутом 2008 г. 217 фильмов в прокате посмотрели около 140 млн. зрителей. А в 1980 г. лишь один фильм «ПиратыХХ века» увидели 104 млн. граждан. В 1975 г. общее количество кинозрителей в СССР составило около 4,5 млрд. человек, посмотревших более 250 кинофильмов. Как говорится, комментарии излишни.
Безусловно, кинематограф в России сделал значительный шаг. Но опять же возникает вопрос: в какую сторону? Высокие количественные показатели еще не свидетельство высокого качества социально-кинематографического процесса. Если мы применяем к