Е.Н. Сорочинская, И.С. Чальцева
РАЗВИТИЕ ЮВЕНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК ФАКТОР ТАБИЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Статья посвящена рассмотрению методологических подходов к становлению новой отрасли научного знания — ювенальной педагогики в системе современного гуманитарного знания. Авторы анализируют основные тенденции молодежной политики в Российской Федерации в начале ХХ1 в., характеризуют главные социальные проблемы российской молодежи. В статье определены основные элементы ювенальной педагогики, а также направления исследования проблем подростков и молодежи как объектов ювенальной педагогики.
Ключевые слова: молодежная политика, международные документы о соблюдении прав детей, ювенальная педагогика, социальный статус, ювенальная юстиция, молодежная работа.
ООН объявила 2010 год Международным годом молодежи. Среди приоритетных направлений развития молодежной политики в Европе в ближайшее десятилетие выделяются: соблюдение прав человека и развитие демократии; межкультурный диалог; социокультурное разнообразие; социальная интеграция молодых людей. Одним из наиболее важных документов современности является План действий Совета Европы в отношении будущего молодежной политики на период до 2020 г. - «Повестка 2020».
Ювенальная политика государства (единая ювенальная политика РФ в области семьи, детства и молодежи) - приоритетная составляющая его социально-экономической политики. В широком смысле она представляет собой систему законодательных и нормативных актов, организационных мероприятий и мер по установлению и поддержанию определенного социального статуса молодого поколения. В узком - это специфическая деятельность федеральных, региональных и муниципальных органов власти, направленная на поддержание нормативного жизнеобеспечения детей, подростков и молодежи в современном обществе.
Законодательные, организационные и финансовые основы государственной молодежной политики в Российской Федерации заложены в указах Президента России «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» (№ 1075 от 16.09.1992), «Об основных направлениях
государственной молодежной политики в Российской Федерации» (2005), Федеральном законе «О государственной поддержке молодежных и детских
общественных объединений» (1995), Федеральной программе «Молодежь России» и т.д.
Молодежь как особая социально-демографическая группа является наиболее динамичной частью общества и характеризуется специфической ролью и местом в системе общественного воспроизводства.
В июле 2009 г. состоялось заседание Государственного Совета РФ, на котором был рассмотрен вопрос «О молодежной политике в Российской Федерации» и принято решение о восстановлении и модернизации молодежной инфраструктуры, широком развитии программно-целевого подхода, нормативно-правовой базы молодежной политики, стандартов молодежной работы. В качестве приоритетных направлений молодежной политики в РФ названы: социальное самоопределение молодежи; обеспечение стабильности в обществе; соблюдение прав личности и обеспечение человеческого достоинства; социальное участие и демократическое гражданство; повышение роли молодежи как субъекта молодежной политики.
Несмотря на заметную роль молодежи в отдельных областях жизнедеятельности общества сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере развития молодого поколения неоднозначна. С одной стороны, современную российскую молодежь отличают самостоятельность, практичность и мобильность, ответственность за свою судьбу, резкое повышение заинтересованности в получении качественного образования и профессиональной подготовки, влияющих на дальнейшее трудоустройство и карьеру.
С другой стороны, отмечается невысокий уровень интереса и участия молодежи в событиях политической, экономической и культурной жизни, увеличиваются показатели смертности молодого поколении от неестественных причин. Растет криминализация молодежной среды, усиливается влияние на нее деструктивных субкультур и сообществ.
Учитывая то обстоятельство, что объектами молодежной политики в Российской Федерации становятся подростки 14 лет, существует серьезная диспропорция между юридическим и фактическим возрастом взрослости. Данное обстоятельство приводит к необходимости знания и соблюдения подростками и молодежью своих законных прав и обязанностей.
Ювенальная юстиция - это новые правовые механизмы, медико-социальные, психолого-педагогические, реабилитационные процедуры (включая и судебные) и программы, направленные на максимальное обеспечение прав и свобод несовершеннолетних - как оказавшихся в конфликте с законом, так и нуждающихся в защите гражданских прав в судебном порядке.
Важнейшей задачей современной ювенальной юстиции в России становится учреждение ювенальных судов для несовершеннолетних либо создание специальных коллегий в общих судах, специализирующихся на рассмотрении
дел о преступлениях и правонарушениях, связанных с участием несовершеннолетних.
Опыт регионов России, в частности Ростовской области, в которой отрабатывались элементы ювенальной юстиции, показал, что к числу перспективных и эффективных ювенальных технологий могут быть отнесены:
- институт комплексного ювенального суда;
- ювенальная прокуратура;
- ювенальная адвокатура;
- агентства уполномоченных по правам ребенка:
- инфраструктура социальных учреждений и института социальных работников.
Термин «молодежная работа» используется в большинстве развитых стран мира. Для России данное понятие сравнительно новое. Ее внутренние законы, система построения, механизмы развития, методы оценки эффективности не являются устоявшимися и не имеют единых общепризнанных стандартов, правил и традиций. Так, например, создание ювенальной юстиции не всегда адекватно воспринимается семьей, конфессиями, общественными организациями в связи с обоснованными доводами относительно отсутствия у молодежи сбалансированного сочетания прав и обязанностей, что может привести к вседозволенности.
Ювенальная педагогика возникает как объективный результат интеграционных процессов современного знания и основывается на комплексном междисциплинарном знании о механизмах социального становления и развития молодежи в диалектической связи социально-духовного и биологического начал [1].
Необходимость разработки методологических основ ювенальной педагогики как составляющей педагогического знания объясняется недостаточной разработанностью в современной педагогике методов и технологий работы с молодежью, учитывающих изменившиеся условия жизнедеятельности молодежи, внутреннюю стратификацию данной социально-демографической группы населения, многообразие и специфику молодежных сообществ, находящихся вне педагогического влияния.
В настоящее время для обозначения новой научной отрасли социальнопедагогического знания используются такие термины, как «педагогика юности», «юногогика», «ювенальная педагогика».
Юногогика рассматривается как отрасль педагогики, изучающая педагогическое обеспечение социального развития молодого человека, разрабатывает педагогические технологии и методики педагогического влияния на молодых людей [2].
Интегративный характер ювенальной педагогики проявляется на двух уровнях:
- интеграция достижений наук, составляющих единое педагогическое знание (общая педагогика, социальная педагогика, философия образования, теория воспитания, андрогогика и т. д.);
- интеграция знания других наук о человеке.
Во втором случае наибольшее влияние на становление ювенальной педагогики имеют науки, составляющие ювенологическое знание:
- социология молодежи - самостоятельная отрасль социологического знания, изучающая молодежь как специфическую социальную общность, особенности ее социализации, образа жизни, ценностных ориентаций и жизненных планов, социальных ролей и статусов молодых людей и молодежных групп и т.д.;
- философия молодежи - особая область философского знания, изучающая онтологические вопросы жизнедеятельности молодежи, закономерности и особенности ее становления и развития, положение и роль этой возрастной группы в конкретно-историческом обществе, генезис и значение ее различных возрастных стадий, а также гносеологические и логико-методологические проблемы ее исследования;
- психология юности и молодости исследует психические особенности становления личности в юношеском возрасте и в период молодости, проблемы личностного, социального и профессионального становления молодого человека;
- ювенальная медицина изучает состояние молодого организма, способность сохранять соответствующую организму устойчивость, свойственную возрасту, последствия распространения негативных процессов в молодежной среде (алкоголизация, табакокурение, наркомания и т.д.), заболеваемость и т.д.
Ювенальная педагогика представляет собой отрасль научнопедагогического знания, рассматривающую проблему интеграции воспитательных сил общества, обеспечивающих социальное становление и развитие молодежи как активного участника социальных отношений, позитивного преобразования общества.
Методологические подходы:
1) антропологический - рассмотрение человека в его целостности, совокупности «душевных, духовных и телесных» свойств, целостности бытия, во всех его сущностных проявлениях и жизненных отношениях;
2) личностно-деятельностный - учет интересов и потребностей молодежи, понимание человека как уникального явления, принятия целостности его внутреннего мира;
3) субъектный - восприятие молодежи как активного участника социальных отношений, носителя накопленных культурой общечеловеческих ценностей, активного субъекта социального взаимодействия, готового принимать на себя
ответственность, осуществлять нравственный выбор, вырабатывать
индивидуальную стратегию самоопределения в жизни;
4) синергетический - позволяет учесть нелинейность,
незапрограммированность как социального становления и развития личности молодого человека, жизнедеятельности молодежных сообществ, так и определенную долю непредсказуемости результатов организованного педагогического влияния.
Объект ювенальной педагогики - становление и развитие молодежи как социально-педагогический феномен.
Предмет ювенальной педагогики - закономерности, содержание, формы и средства воспитательного влияния различных факторов среды, взаимодействие социальных институтов на социальное становление и развитие молодежи.
Цель и задачи ювенальной педагогики:
теоретический уровень:
- разработка методологического аппарата, научных основ науки о молодежи;
содействие созданию и укреплению необходимой научной базы
государственной молодежной политики;
- изучение, анализ социально-педагогических проблем молодежи; выявление закономерностей, содержания, условий социально-педагогической работы с молодежью;
- прогнозирование и моделирование педагогически целесообразного вмешательства в социальное становление и развитие молодежи;
- обоснование путей и механизмов педагогизации молодежной среды, гармонизации межпоколенческих отношений в социуме;
технологический уровень:
- научно-методическое обеспечение междисциплинарных исследований молодежи;
- разработка технологий и методик социально-педагогической работы с различными категориями молодежи, стимулирования социальной активности молодого человека в различных сферах его жизнедеятельности, педагогического сопровождения процесса социального становления и развития молодого человека;
- внедрение результатов междисциплинарных исследований молодежи в практику социально-педагогической работы с молодежью;
- научно-педагогическое сопровождение процесса интеграции молодого
человека в социально-экономическую, общественно-политическую,
социокультурную сферы жизни общества.
Принципы ювенальной педагогики:
- принцип интеграции заключается в сближении, преодолении
разобщенности, объединении знаний наук о молодежи, опоры на антропоцентрическую концепцию;
- принцип дифференциации - углубленное специальное изучение педагогических аспектов социально-педагогической работы с молодежью, молодежными сообществами в различных условиях;
- принцип комплексности предполагает не механическое привнесение данных исследований других наук, а осуществление междисциплинарных исследований молодежи на основе единых методологических основ, разработки программы исследования, формирования единых исходных представлений об объекте исследования;
- принцип коэволюции - одновременное, равномерное развитие всех составляющих ювенального знания, взаимосвязь развития теории и практики социально-педагогической работы с молодежью;
- принцип преемственности ориентирует на понимание глубокой взаимосвязи, взаимообусловленности протекания возрастных периодов развития человека, целостного его развития в онтогенезе.
Одной из существенных особенностей ювенальной педагогики как области научно-теоретического знания является то, что она формируется в условиях так называемого культурного шока, понимаемого как конфликт старых и новых культурных норм и ориентаций общества, которое человек покинул, и общества, в которое он попал. По сути, это конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания [3].
Развитие ювенальной педагогики в постиндустриальном обществе рассматривается в связи со спецификой реализации «многомерного человека». При этом происходит перенос акцента с «подготовки к служению обществу» на «формирование у подрастающих поколений ответственности за судьбы общества и готовности прийти на помощь», способности к сотрудничеству. Это неизбежно выдвигает на первый план комплекс проблем, связанных с признанием самоценности личности, формирования ее самосознания, создания условий для ее самоопределения и самореализации [4].
Кризис идеалов и поведения учащихся в условиях «высокой современности» усиливает «феномен риска», заключающийся в том, что восприятие факторов риска становится более острым. Личность, не обладающая развитыми навыками жизни в обществе и коллективе, оказывается неспособной и к индивидуальной самореализации.
В «помогающем» образе социального воспитания на первое место выдвигается функция помощи, заботы средствами социальной политики, социальной работы, социальной реабилитации и коррекции: «забота общества о поколении будущего, поддержка человека обществом, коллективом, другим человеком, помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятии правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений».
Миссия ювенальной педагогики формируется в связи с необходимостью реагирования на рост социальных девиаций, аномии, представляющих угрозу стабильности обществу, для поддержания «культурных эстафет».
В этом контексте необходимо:
- развитие у подростков и молодежи социальной активности, побуждение и привитие интереса к себе и окружающим;
- обучение саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности;
- пробуждение и привитие интереса и способности к творчеству, его прикладным видам;
- оптимизация положительного опыта, создание и закрепление позитивных образцов поведения в семье и в обществе.
Развитие позитивных тенденций и использование потенциала инновационной активности молодежи в интересах созидания и гражданского служения могут быть устойчивыми лишь при создании адекватной системы участия государства и общества в процессах социализации молодежи, формировании действенных механизмов партнерских взаимоотношений между «взрослым» обществом и входящими в него новыми поколениями.
Жизнеспособная личность должна стать индивидуальностью, сформировать свои смысложизненные установки, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом в своих интересах среду обитания. Только в этом случае молодежная политика и ее составляющие способны стать действенным фактором стабилизации общества и преодолеть вызовы века.
Литература
1. Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: Опыт комплексного междисциплинарного исследования: Монография / Под ред. Е.Г. Слуцкого. СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2004.
2. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью.
Юногогика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по
специальности «Организация работы с молодежью». М., 2008.
3. Мудрик А.В.Социализация вчера и сегодня. М.: Московский психологопедагогический ин-т, 2006.
4. Ромм Т.А.Социальное воспитание: эволюция теоретических образов. Новосибирск: Наука; Изд-во НГТУ, 2007.