Научная статья на тему 'Юногика отрасль педагогики'

Юногика отрасль педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1711
735
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юногика отрасль педагогики»

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

М.И. Рожков ЮНОГИКА - ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИКИ

В связи с наметившейся в последней трети XX века развитием педагогики взрослых, в ряде публикаций была высказана мысль о создании науки «юногогики».

Эта отрасль педагогики призвана изучать педагогическое влияние на человека в юношеском возрасте в процессе личностного самоопределения и формирования его социально ориентированного мышления, а также обслуживающей процессы социализации и образования юношей и девушек.

Конечно, историки педагогики будут расходиться во мнениях о зарождении юногогики. Но наверно справедливо утверждать, что эта отрасль педагогики зародилась как педагогика комсомольской работы в конце пятидесятых, начале шестидесятых годов прошлого столетия. К числу людей, которые взялись за разработку сложных проблем педагогики юности относились такие видные ученые, как И.П. Иванов, Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин, М.М. Ященко, A.B. Мудрик, С.Е. Хозе, Ь.З. Вульфов и другие.

Вначале эти ученые разрабатывали проблемы педагогики и психологии комсомольской работы в школе. Впоследствии они и их последователи изучали педагогические основы организации комсомольской работы в профессиональном училище, техникуме, вузе, а также организацию воспитания молодых рабочих на производстве.

Таким образом, в конце XX века возникли предпосылки для формирования новой отрасли педагогики, которую можно назвать «юногогикой».

Особое значение разработка научных основ педагогического влияния на молодежь приобрела в 2004 году, когда в ряде вузов страны была открыта подготовка студентов по специальности «Организация работы с молодежью». Включение в структуру этой подготовки большого курса «Педагогическое обеспечение работы с молодежью» интенсифицировало разработку методологии и содержания юногогики.

Юногогика это отрасль педагогики, которая изучает педагогическое обеспечение социального развития молодого человека, разрабатывает педагогические технологии и методики педагогического влияния на молодых людей.

Объектом юногогики является изучение процесса целенаправленного воздействия на молодых людей с целью их адекватного социального опыта и их физического развития.

В связи с рассмотрением объекта юногогики возникает необходимость выявление возрастных границ молодежи. В целом можно говорить, что к молодежи относятся люди от 14-15 до 30 лет. При этом этот возрастной период неоднороден и делится учеными на различные стадии. A.B. Мудрик выделяет раннюю юность - 15-17 лет, юность - 18-23 года, молодость - 23-33 года.

Юногогика осуществляет поиск средств педагогического воздействия на молодых людей в период его социального взросления в процессе специально организуемой работы с ними. Субъектами этой деятельности являются профессиональные и непрофессиональные организаторы работы с молодежью.

Предметом юногогики является социальнопедагогическая деятельность направленная на адекватное развитие молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет.

Каковы же функции юногогики как науки?

Теоретическая функция юногогики

реализуется на трех уровнях:

- изучения опыта организации молодежной работы и диагностики состояния и результатов педагогических процессов в молодежной среде;

- выявлении устойчивых связей и закономерностей в процессе педагогического влияния на молодых людей;

- прогностического исследования социальнопедагогической деятельности по организации

ГМ.И. Рожков, 2007

101

Юногика - отрасль педагогики

молодежи.

Технологическая функция имеет также три уровня реализации:

- разработку методических материалов по организации молодежной работы;

- внедрение достижений педагогической науки в практику работы с молодежью;

- оценку влияния результатов научных исследований на организацию работы с молодежью и соответствующая коррекция взаимодействия теории и практики.

Юногогика определяет основные параметры социально-педагогической деятельности с молодежью. Основы этих параметров составляют принципы этой деятельности.

Принцип юногогики - это основное исходное положение теории социально-педагогической деятельности организатора работы с молодежью, в котором отражаются ценностные основания данного процесса. Содержание принципов отражается в сформулированных требованиях к данному процессу, а также вытекающих из них условий и правил.

Принцип центрирования предполагает рассматривать личность каждого молодого человека как уникального в своем социальном становлении, способного самостоятельно сделать свой социальный и экзистенциальный выбор, для которого взаимодействие с организатором работы с молодежью выступает в качестве средства осмысления своей жизненной ситуации.

Условиями реализации данного принципа являются:

-добровольность включения молодого человека в ту или иную деятельность;

-доверие молодому человеку в выборе средств достижения поставленной цели, основанное на вере в возможность каждого человека и его собственной вере в достижения поставленных задач;

- предупреждение негативных последствий в процессе социально- педагогического влияния;

- осознание молодым человеком социальной защищенности, формирование готовности к социальной самозащите своих интересов;

- учет интересов юношей и девушек, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение новых интересов.

Принцип персонификации социальнопедагогического влияния на молодых людей предполагает выбор задач и средств сопровождения,

адекватных социальной ситуации каждого человека. Он требует постановки персонифицированных целей социально-педагогической деятельности по отношению к каждому человеку, а если социальнопедагогическая деятельность осуществляется по отношению к группе, то учет последствий этой деятельности для каждого члена группы.

Условиями реализации принципа

персонификации являются:

- определение персональной стратегии и тактики социально-педагогической деятельности, адекватной потребностям каждого объекта.

- осуществление мониторинга изменений в социальном развитии каждого молодого человека;

- определение эффективности влияния фронтальных подходов на решение проблем молодых людей;

- выбор специальных средств педагогического влияния на каждого молодого человека;

- учет индивидуальных качеств молодых людей, их сущностных сфер при выборе средств педагогического влияния;

- предоставление возможности молодым людям для самостоятельного выбора способов решения своих проблем.

Принцип конвенциальности социальнопедагогической деятельности организаторов работы с молодежью предполагает, что решение задач социально-педагогической деятельности ограничено соглашением на его осуществление, основой которого являются потребности молодежи.

Этот принцип требует рассматривать социальнопедагогическую деятельность организатора работы с молодежью как определенную профессиональную услугу, востребованную молодыми людьми. При этом необходимо хорошо понимать, что необходимость в этой деятельности может осознаваться молодыми людьми с помощью организатора работы с молодежью. Это совсем не значит, что социально-педагогическая деятельность должна быть навязана. Напротив, эффективность педагогического влияния в процессе сопровождения повышается, если оно воспринимается молодым человеком как ему необходимое.

Этот принцип реализуется при следующих условиях:

- наличие мотивации сотрудничества у субъекта и объекта социально-педагогической деятельности;

- четкое определение сферы допустимого

102

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова« 2007. Том 13

Социально-педагогическое сопровождение личности в процессе самоорганизации детей и молодежи

вмешательства в жизнь молодого человека на основе соглашения с ним;

- наличие эмоционального контакта между субъектом и объектом соцпеддеятельности;

- совместный поиск наиболее приемлемых форм сотрудничества.

Принцип оптимистической стратегии предполагает, что субъекты социальнопедагогической деятельности являются носителями позитивного социального опыта.

Реализация принципа оптимистической стратегии возможна при следующих условиях:

- необходима реальная вера в позитивное развитие молодого человека.

- организатор должен видеть в выборе сделанном молодыми людьми, прежде всего, позитивную составляющую;

- педагог должен убедить молодых людей, что затруднения и проблемы, возникшие у них, будут обязательно разрешены при соответствующих усилиях.

Принцип социального закаливания

предполагает включение молодых людей в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладение определенными способами этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Условиями реализации принципа социального закаливания являются:

- включение юношей и девушек в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);

- диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;

- стимулирование самопознания молодых людей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;

- оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

Таким образом, перечисленная совокупность принципов позволяет целостно представить ценностные основания процесса социальнопедагогической деятельности организатора работы с молодежью, то есть, по сути, они являются принципами юногогики.

Формируемое научное знание об юногогики как об отрасли педагогики требует дальнейшего осмысления и развития. При этом необходимо отметить достаточно заметную связь между этой отраслью и акмеологией, социальной педагогикой и педагогикой социальной работы.

М.Р. Мирошкина СОЦИАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВА РИСКА

В условиях стремительного формирования единого общемирового финансово-

информационного пространства на базе новых, преимущественно компьютерных, технологий важнейшим субъектом социально-экономических и общественных отношений становится индивидуальность. Система образования, динамика рынка рабочей силы, модель карьеры, даже рынки являются индивидуализирующими структурами и институтами, то есть «двигателями» индивидуализации. Гибкая занятость означает индивидуализацию рисков и жизненных связей,

основные права (гражданские, политические и социальные) адресованы индивидууму, а не коллективам или группам, институт тайного голосования освобождает индивидуума от группового давления и т.д.

Это делает актуальными исследования процесса социального становления молодых людей, развития самостоятельности и творчества индивидуумов как важнейших субъектов общественного развития. Основу этих исследований составляют работы философов Ж.П. Сартра, К. Ясперса, М. Хайдеггра, теория социализации немецкого философа

©М.Р. Мирошкина, 2007

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.