СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
М.И. Рожков ЮНОГИКА - ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИКИ
В связи с наметившейся в последней трети XX века развитием педагогики взрослых, в ряде публикаций была высказана мысль о создании науки «юногогики».
Эта отрасль педагогики призвана изучать педагогическое влияние на человека в юношеском возрасте в процессе личностного самоопределения и формирования его социально ориентированного мышления, а также обслуживающей процессы социализации и образования юношей и девушек.
Конечно, историки педагогики будут расходиться во мнениях о зарождении юногогики. Но наверно справедливо утверждать, что эта отрасль педагогики зародилась как педагогика комсомольской работы в конце пятидесятых, начале шестидесятых годов прошлого столетия. К числу людей, которые взялись за разработку сложных проблем педагогики юности относились такие видные ученые, как И.П. Иванов, Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин, М.М. Ященко, A.B. Мудрик, С.Е. Хозе, Ь.З. Вульфов и другие.
Вначале эти ученые разрабатывали проблемы педагогики и психологии комсомольской работы в школе. Впоследствии они и их последователи изучали педагогические основы организации комсомольской работы в профессиональном училище, техникуме, вузе, а также организацию воспитания молодых рабочих на производстве.
Таким образом, в конце XX века возникли предпосылки для формирования новой отрасли педагогики, которую можно назвать «юногогикой».
Особое значение разработка научных основ педагогического влияния на молодежь приобрела в 2004 году, когда в ряде вузов страны была открыта подготовка студентов по специальности «Организация работы с молодежью». Включение в структуру этой подготовки большого курса «Педагогическое обеспечение работы с молодежью» интенсифицировало разработку методологии и содержания юногогики.
Юногогика это отрасль педагогики, которая изучает педагогическое обеспечение социального развития молодого человека, разрабатывает педагогические технологии и методики педагогического влияния на молодых людей.
Объектом юногогики является изучение процесса целенаправленного воздействия на молодых людей с целью их адекватного социального опыта и их физического развития.
В связи с рассмотрением объекта юногогики возникает необходимость выявление возрастных границ молодежи. В целом можно говорить, что к молодежи относятся люди от 14-15 до 30 лет. При этом этот возрастной период неоднороден и делится учеными на различные стадии. A.B. Мудрик выделяет раннюю юность - 15-17 лет, юность - 18-23 года, молодость - 23-33 года.
Юногогика осуществляет поиск средств педагогического воздействия на молодых людей в период его социального взросления в процессе специально организуемой работы с ними. Субъектами этой деятельности являются профессиональные и непрофессиональные организаторы работы с молодежью.
Предметом юногогики является социальнопедагогическая деятельность направленная на адекватное развитие молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет.
Каковы же функции юногогики как науки?
Теоретическая функция юногогики
реализуется на трех уровнях:
- изучения опыта организации молодежной работы и диагностики состояния и результатов педагогических процессов в молодежной среде;
- выявлении устойчивых связей и закономерностей в процессе педагогического влияния на молодых людей;
- прогностического исследования социальнопедагогической деятельности по организации
ГМ.И. Рожков, 2007
101
Юногика - отрасль педагогики
молодежи.
Технологическая функция имеет также три уровня реализации:
- разработку методических материалов по организации молодежной работы;
- внедрение достижений педагогической науки в практику работы с молодежью;
- оценку влияния результатов научных исследований на организацию работы с молодежью и соответствующая коррекция взаимодействия теории и практики.
Юногогика определяет основные параметры социально-педагогической деятельности с молодежью. Основы этих параметров составляют принципы этой деятельности.
Принцип юногогики - это основное исходное положение теории социально-педагогической деятельности организатора работы с молодежью, в котором отражаются ценностные основания данного процесса. Содержание принципов отражается в сформулированных требованиях к данному процессу, а также вытекающих из них условий и правил.
Принцип центрирования предполагает рассматривать личность каждого молодого человека как уникального в своем социальном становлении, способного самостоятельно сделать свой социальный и экзистенциальный выбор, для которого взаимодействие с организатором работы с молодежью выступает в качестве средства осмысления своей жизненной ситуации.
Условиями реализации данного принципа являются:
-добровольность включения молодого человека в ту или иную деятельность;
-доверие молодому человеку в выборе средств достижения поставленной цели, основанное на вере в возможность каждого человека и его собственной вере в достижения поставленных задач;
- предупреждение негативных последствий в процессе социально- педагогического влияния;
- осознание молодым человеком социальной защищенности, формирование готовности к социальной самозащите своих интересов;
- учет интересов юношей и девушек, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение новых интересов.
Принцип персонификации социальнопедагогического влияния на молодых людей предполагает выбор задач и средств сопровождения,
адекватных социальной ситуации каждого человека. Он требует постановки персонифицированных целей социально-педагогической деятельности по отношению к каждому человеку, а если социальнопедагогическая деятельность осуществляется по отношению к группе, то учет последствий этой деятельности для каждого члена группы.
Условиями реализации принципа
персонификации являются:
- определение персональной стратегии и тактики социально-педагогической деятельности, адекватной потребностям каждого объекта.
- осуществление мониторинга изменений в социальном развитии каждого молодого человека;
- определение эффективности влияния фронтальных подходов на решение проблем молодых людей;
- выбор специальных средств педагогического влияния на каждого молодого человека;
- учет индивидуальных качеств молодых людей, их сущностных сфер при выборе средств педагогического влияния;
- предоставление возможности молодым людям для самостоятельного выбора способов решения своих проблем.
Принцип конвенциальности социальнопедагогической деятельности организаторов работы с молодежью предполагает, что решение задач социально-педагогической деятельности ограничено соглашением на его осуществление, основой которого являются потребности молодежи.
Этот принцип требует рассматривать социальнопедагогическую деятельность организатора работы с молодежью как определенную профессиональную услугу, востребованную молодыми людьми. При этом необходимо хорошо понимать, что необходимость в этой деятельности может осознаваться молодыми людьми с помощью организатора работы с молодежью. Это совсем не значит, что социально-педагогическая деятельность должна быть навязана. Напротив, эффективность педагогического влияния в процессе сопровождения повышается, если оно воспринимается молодым человеком как ему необходимое.
Этот принцип реализуется при следующих условиях:
- наличие мотивации сотрудничества у субъекта и объекта социально-педагогической деятельности;
- четкое определение сферы допустимого
102
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова« 2007. Том 13
Социально-педагогическое сопровождение личности в процессе самоорганизации детей и молодежи
вмешательства в жизнь молодого человека на основе соглашения с ним;
- наличие эмоционального контакта между субъектом и объектом соцпеддеятельности;
- совместный поиск наиболее приемлемых форм сотрудничества.
Принцип оптимистической стратегии предполагает, что субъекты социальнопедагогической деятельности являются носителями позитивного социального опыта.
Реализация принципа оптимистической стратегии возможна при следующих условиях:
- необходима реальная вера в позитивное развитие молодого человека.
- организатор должен видеть в выборе сделанном молодыми людьми, прежде всего, позитивную составляющую;
- педагог должен убедить молодых людей, что затруднения и проблемы, возникшие у них, будут обязательно разрешены при соответствующих усилиях.
Принцип социального закаливания
предполагает включение молодых людей в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладение определенными способами этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Условиями реализации принципа социального закаливания являются:
- включение юношей и девушек в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);
- диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;
- стимулирование самопознания молодых людей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
- оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
Таким образом, перечисленная совокупность принципов позволяет целостно представить ценностные основания процесса социальнопедагогической деятельности организатора работы с молодежью, то есть, по сути, они являются принципами юногогики.
Формируемое научное знание об юногогики как об отрасли педагогики требует дальнейшего осмысления и развития. При этом необходимо отметить достаточно заметную связь между этой отраслью и акмеологией, социальной педагогикой и педагогикой социальной работы.
М.Р. Мирошкина СОЦИАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВА РИСКА
В условиях стремительного формирования единого общемирового финансово-
информационного пространства на базе новых, преимущественно компьютерных, технологий важнейшим субъектом социально-экономических и общественных отношений становится индивидуальность. Система образования, динамика рынка рабочей силы, модель карьеры, даже рынки являются индивидуализирующими структурами и институтами, то есть «двигателями» индивидуализации. Гибкая занятость означает индивидуализацию рисков и жизненных связей,
основные права (гражданские, политические и социальные) адресованы индивидууму, а не коллективам или группам, институт тайного голосования освобождает индивидуума от группового давления и т.д.
Это делает актуальными исследования процесса социального становления молодых людей, развития самостоятельности и творчества индивидуумов как важнейших субъектов общественного развития. Основу этих исследований составляют работы философов Ж.П. Сартра, К. Ясперса, М. Хайдеггра, теория социализации немецкого философа
©М.Р. Мирошкина, 2007
103