НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
УДК 37
Л. В. Байбородова, А. В. Золотарева
Юбилей ученого
SCIENTIFIC LIFE
L. V. Baiborodova, A. V. Zolotariovа
Scientist's
Михаила Иосифовича Рожкова знает каждый ярославский педагог, потому что на очередном важном педагогическом событии его выступление или доклад бывают в числе самых ярких, глубоких и оригинальных. Но не только этим известен М. И. Рожков. Его труды, книги, статьи по своим идеям всегда опережают время, обозначают перспективы развития актуальных образовательных процессов.
Ярославскому педагогическому сообществу повезло, когда в 1993 г. он был приглашен ректором Ярославского государственного педагогического университета, Владимиром Васильевичем Афанасьевым, для руководства кафедрой педагогики. К этому периоду у М. И. Рожкова уже была хорошая научная основа и опыт управленческой и образовательной деятельности. Он участвовал в создании первого в стране регионального лагеря лидеров-организаторов профессиональных училищ в 1976 г. Этот опыт был обобщен ЦК ВПКСМ. В 1978 г. вместе с известным социальным психологом Л. И. Уманским он стал инициатором создания группы при ЦК ВЛКСМ по обучению лидеров-организаторов учащихся профессиональных училищ. С 1977 по 1980 г. М. И. Рожков учился в аспирантуре НИИ общих проблем воспитания АПН СССР. После защиты в 1980 г. кандидатской диссертации работал в Казани в НИИ профессионально-технической педагогики АПН СССР. Здесь он прошел путь от младшего научного сотрудника до заведующего лабораторией. Он является автором ряда оригиналь-
Anniversary
ных идей и организатором их реализации. В историю российского образования и педагогической практики вошли сборы учащихся ПТУ, проведенные в Анапе в 1987, 1990, 1991 гг.; Всесоюзный сбор детских организаций в Артеке в 1991 г., сбор детских организаций СНГ в «Орленке» в 1994 г. и другие детские и подростковые акции.
С момента приезда в Ярославль Михаила Иосифовича у его ярославских коллег и учеников начинается очень плодотворный и успешный период. Самым ярким и важным событием стало создание по его инициативе Института педагогики и психологии (ИПП) в структуре ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. Это событие стимулировало рождение качественно нового процесса не только в университете, но и в других образовательных учреждениях, так как вслед за созданием ИПП появились подобные структуры и в других вузах России. Содержательно и организационно были решены проблемы взаимодействия педагогов и психологов вуза, педагогических колледжей, развития межпредметных связей, интеграции средств образовательного процесса, согласованности действий педагогов и психологов. Преподаватели института вместе разрабатывали программу психолого-педагогической подготовки будущих учителей, обсуждали спорные вопросы, сущность и содержание основных категорий, изучаемых студентами. Замечательным достижением этого сотрудничества явились общие программы по психолого-педагогическим дисциплинам. В результате дискуссий, обсуждений вырабатывалась непроти-
© Байбородова Л. В., Золотарева А. В., 2016
воречивая точка зрения по основным вопросам, изучаемым в психологии и педагогике, что привело к изданию словаря основных психолого-педагогических понятий.
Важным историческим событием в жизни ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, которое произошло благодаря Михаилу Иосифовичу Рожкову, является открытие диссертационного совета, сначала кандидатского, а затем докторского. А это значит, что путь к научной степени для многих ярославских аспирантов и докторантов значительно сократился. Именно диссертационный совет обусловил открытие аспирантуры и докторантуры в нашем университете. Впервые в истории Ярославля в стенах педагогического университета рождались местные ученые. Под руководством М. И. Рожкова начинали свой научный путь многие известные педагоги, которые сами теперь являются научными руководителями важных направлений исследовательской работы, актуальных педагогических проектов.
Вы держите в руках журнал «Ярославский педагогический вестник». А ведь именно Михаил Иосифович много лет назад дал жизнь этому изданию и все эти годы являлся его редактором, заместителем главного редактора и активным автором.
Трудно поверить, что так много может создать и сделать один человек за относительно недолгий период времени. Это очень наглядный и яркий пример существенного влияния личности на историю образовательного учреждения, судьбу людей. Создание института педагогики и психологии стало рождением качественно нового процесса не только в нашем университете, но и в других образовательных учреждениях.
М. И. Рожков является также инициатором открытия в 1995 г. факультета менеджеров образования, который получил свое дальнейшее развитие как факультет дополнительного профессионального образования и сегодня пользуется большой популярностью не только в Ярославской области, но в других регионах России.
С приездом М. И. Рожкова не только изменилась жизнь преподавателей вуза, кафедр, но и стали осуществляться яркие и чрезвычайно важные начинания в ярославской системе образования. Его качества как ученого, прекрасно знающего практику, проблемы учителей и специалистов, лидера и организатора сразу же заметили и руководители департамента образования Ярославской области. В частности, Вера Ивановна Рыбакова, директор департамента, которая высоко оценила
научные и организаторские возможности М. И. Рожкова для развития образования в области, вместе с ректором ЯГПУ поддержали идею создания на базе Института педагогики и психологии Регионального центра по проведению научно-исследовательской работы по наиболее актуальным проблемам образования. При финансовой поддержке департамента были открыты шесть, а затем еще две научно-исследовательские лаборатории, руководство которыми осуществляли ведущие ученые и специалисты региона.
Этому центру удалось решить одну из самых главных проблем в образовании - осуществить интеграцию науки и практики. В деятельности каждой лаборатории активно участвовали ученые, методисты, работники образования, что позволило добиться убедительных результатов в разработке ряда проблем, подготовить научно-методические, практико-ориентированные материалы, которые активно внедрялись в деятельность образовательных учреждений, были востребованы педагогами, психологами и другими специалистами. За десять лет существования центра произошел мощный прорыв в развитии системы образования региона, в подготовке научных и педагогических кадров.
Благодаря развитию ярославской научной школы в педагогическую науку пришли учителя, руководители образовательных учреждений, работники управления образования. Так, например, защитили диссертации руководители департамента образования Ярославской области - Вера Ивановна Рыбакова, Татьяна Александровна Степанова, Михаил Вадимович Груздев; руководители учреждений общего и профессионального образования - Александр Александрович Галочкин, Людмила Абрамовна Кригер, Людмила Михайловна Курилова, Татьяна Михайловна Смирнова, Ирина Геннадьевна Копотюк, Ольга Геннадьевна Важно-ва и другие руководители и педагоги системы образования Ярославской области.
Всего за годы работы Михаила Иосифовича Рожкова под его научным руководством защищены 21 докторская и 112 кандидатских диссертаций. Михаил Иосифович взрастил ученых, которые сегодня возглавляют важные научные направления и осуществляют руководство научными и профессиональными коллективами, они подтвердили право на существование своих научных школ.
Невозможно перечислить, а тем более охарактеризовать все конкретные научные открытия, научно-методические труды, разработки М. И. Рожкова. Тем не менее, попытаемся отме-
тить наиболее важные достижения и продукты его научного творчества, которые высоко оценили и используют в своей деятельности ярославские работники образования.
Михаил Иосифович одним из первых обратился к рассмотрению воспитания подрастающего поколения с новых мировоззренческих, ценностных позиций, взяв за основу экзистенциональный подход, и предложил оригинальную концепцию воспитания свободного человека. В разработке этих идей он обращается к созданию целостного представления педагогического сопровождения развития ребенка.
В сложный для страны и очень противоречивый для педагогов период середины 1990-х гг. М. И. Рожков занимается разработкой стратегий и моделей воспитания, предлагает свое понимание сущности воспитания. Он организует разработку региональной концепции воспитательной работы в Ярославской области, а затем концепции деятельности классного руководителя, в результате издается учебное пособие «Классный руководитель», которое было удостоено Премии правительства Российской Федерации. Это пособие оказалось очень востребованным и несколько раз переиздавалось. В 2015-2016 гг. М. И. Рожков в составе группы ученых принял участие в разработке Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.
М. И. Рожков не оставляет без внимания те проблемы, которые задает педагогическая практика, оперативно реагирует на запросы образовательных учреждений и общества. Особое внимание уделяет разработке социально-педагогических проблем образования, разным аспектам социального выбора и социального становления подрастающего поколения. Идея социального закаливания, выдвинутая и обоснованная им около 20 лет назад, стала одной из самых плодотворных и признанных в ученом мире. Многие ученики и последователи М. И. Рожкова эту идею развивают и применяют в своих исследованиях.
Особое место в научных трудах М. И. Рожкова отводится проблеме работы со старшеклассниками и молодежью, изучению молодежных субкультур и методик работы с ними, разработке методического обеспечения педагогической деятельности в работе с молодежными объединениями. М. И. Рожковым предложена оригинальная система педагогического обеспечения работы с молодежью, названная им «юногогикой». Результаты исследования этой проблемы эффективно внедрены в практику педагогического образования,
М. И. Рожков один из первых инициировал открытие в российском вузе специальности «Организация работы с молодежью». В ЯГПУ им. К. Д. Ушинского уже более 10 лет ведется подготовка специалистов, бакалавров и магистров в рамках этого направления педагогической деятельности.
На протяжении всего профессионального пути М. И. Рожков инициирует создание творческих коллективов по разработке актуальных тем. Приведем несколько примеров, которые это наглядно подтверждают.
Под руководством Михаила Иосифовича разрабатываются проблемы, связанные с воспитанием детей-сирот. В течение нескольких лет проводится экспериментальное исследование по выявлению и преодолению трудностей социализации детей-сирот, по обеспечению научно-методической поддержки детских домов и учреждений интернатного типа. Под его руководством проведены исследования по профилактике девиа-нтного поведения детей. М. И. Рожков осуществляет научное руководство коллективом исследователей и педагогов-практиков, работающих в течение нескольких лет в детском оздоровительном лагере «Дружба», апробируя программы воспитания, в основу которых положены его идеи.
М. И. Рожковым и его учениками выполнен ряд работ по проблеме воспитания толерантности. Дается его трактовка качества личности как реализуемой готовности к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, ценностные ориентации, стереотипы поведения. Авторами предлагается и внедряется комплекс программных документов и методических материалов по решению этой проблемы.
В связи с переходом на ФГОС общего и профессионального образования по заданию департамента образования Ярославской области разрабатывается ряд научно-методических материалов, связанных с наиболее актуальными проблемами современной практики региона, в числе которых воспитание социальной ответственности, воспитание гражданской идентичности, социально-педагогическая поддержка детей с особыми потребностями и др.
В поле зрения научных интересов М. И. Рожкова - проблемы внешкольного воспитания и дополнительного образования. При его участии и научном консультировании разрабатывались проблемы социально-педагогических
функций дополнительного образования, интеграции общего и дополнительного образования, развития систем образования разного уровня на основе потенциала дополнительного образования детей. Кандидатские и докторские диссертации по разным проблемам развития дополнительного образования детей защищены под руководством М. И Рожкова.
Преданность М. И. Рожкова детству проявилась в том, что на протяжении многих лет он занимается проблемами детских объединений и организаций, развитием детского самоуправления. Он не только описывает результаты исследований в своих трудах, но и непосредственно работает с детьми и молодежью. Несколько лет он являлся научным руководителем Федерального детского центра «Смена», а также осуществлял научно-методическое сопровождение московского проекта «Гражданская смена». В рамках этой деятельности им были разработаны интересные методики, направленные на развитие социальной активности детей и молодежи.
Ярославская наука, мы, его ученики, гордимся тем, что многие годы имеем возможность общаться, трудиться, творить с уникальным человеком и ученым, который известен не только в нашем регионе, но и далеко за его пределами. Его труды, идеи востребованы на федеральном и международном уровне. Об этом свидетельствует их широкое цитирование в монографиях, различных пособиях, статьях и диссертациях. Исследования научной школы под руководством М. И. Рожкова получили широкое общественное признание. Михаил Иосифович активно участвует в международном сотрудничестве.
По инициативе Михаила Иосифовича в 2006 г. на базе двух высших учебных заведений - ЯГПУ им. К. Д. Ушинского и Высшей Школы им. Павла Влодковица - в г. Плоцке (Польша) был создан Международный институт межкультурных коммуникаций (МИМК), в рамках которого были проведены курсы повышения квалификации ра-
ботников образования не только России и Польши, но и Казахстана, Беларуси, заключены договора о международном сотрудничестве с высшими учебными заведениями Украины, Беларуси, США. М. И. Рожков выступал с докладами на многих международных симпозиумах, встречах, в том числе в США, Голландии, Польше, Израиле и других странах.
Ряд его книг переведен на польский язык и издан в Польше. В «Учительской газете», журналах «Классный руководитель», «Воспитание школьников» и других изданиях регулярно публикуются рекомендации, разработанные в ходе его исследований, во многих регионах страны проводятся конференции и семинары по внедрению этих рекомендаций в практику.
Особое доверие к Михаилу Иосифовичу как ученому и педагогу вызывает тот факт, что на протяжении всех лет он лично активно внедряет свои научные идеи в педагогическую практику, выступает научным консультантом различных учреждений (школ, учреждений дополнительного образования, учреждений для детей-сирот, профессиональных училищ), активно участвует в повышении квалификации педагогических кадров, проводит авторские школы и семинары по новым педагогическим технологиям. И сегодня, работая главным научным сотрудником ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», он оказывает непосредственную научно-методическую и практическую поддержку школе-интернату № 6 г. Ярославля, Ярославскому педагогическому колледжу и другим учреждениям нашей страны.
Безусловно, достижения Михаила Иосифовича Рожкова - это результат его уникальных способностей, большого, настойчивого труда, одержимости и преданности профессии, неординарности, перспективности, мобильности мышления, способности менять взгляды, постоянно меняться и развиваться самому, жить, опережая время.