Научная статья на тему 'Музыкальное образование: современный специалист-универсал'

Музыкальное образование: современный специалист-универсал Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
143
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ-УНИВЕРСАЛ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Черватюк Анна Петровна

В статье рассматриваются модель и концепция подготовки современного специалиста-универсала музыкального профиля в педагогическом вузе с учетом модернизации российского музыкального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальное образование: современный специалист-универсал»

^^ "Культурная жизнь Юга России "

m 3 (32), 2009

ет тому, что получаемая студентами из разных источников информация воспринимается, оценивается и используется ими на фоне задач развития у них соответствующих качеств. Успешность формирования психологической готовности студентов к карьерному росту зависит, прежде всего, от внутреннего принятия учащимися будущей профессии, отношения к ней, которое обусловлено их потребностью к познанию, интересами и идеалами, ценностными ориентациями. При этом необходимо также систематическое, комплексное и целенаправленное использование всего разнообразия принципов, форм и методов в ходе учебно-воспитательной работы в вузе, создание ситуаций, близких к реальным условиям будущей деятельности. В этом и состоит работа по образованию предпосылок формирования у студентов психологической готовности к карьерному росту [12].

Таким образом, анализ научных подходов позволяет систематизировать условия, способствующие формированию психологической готовности к карьерному росту, которые (в соответствии с ее структурой) можно объединить в следующие содержательные блоки:

- развитие мотивационно-ценностного компонента (т. е. потребности в карьерном росте, убежденности в его значимости для дальнейшей жизни, воспитание и поддержание устойчивой профессиональной направленности личности студента, стимулирование мотивационно-ценностного отношения к профессии, интереса к ней, желания проявлять в ней свои способности);

- утверждение оценочно-ориентационного компонента структуры (стимулирование к самообразованию и самовоспитанию, организация активной пробы сил в выбранной ими сфере деятельности, актуализация внутреннего потенциала студента, будущего специалиста, привитие навыков рефлексии);

- выработка эмоционально-волевого компонента (формирование образа «Я» как субъекта готовности к карьерному росту, развитие субъектных качеств, способствующих последнему, а также навыков самоуправления и самоконтроля, создание ситуации успеха).

В настоящее время нами разработано и готово к реализации опытно-экспериментальное исследование по апробации модели формирования психологической готовности к карьерному росту в процессе обучения в вузе.

Литература

1 .Super D. Е. Synthesis. Or is it distillation//Personnel and Guidance journal. 1983. Vol. 61. P. 508-512.

2. Пряжников H. С. Профессиональное и личностное самоопределение. M.; Воронеж, 1996.

3. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.

4. Надетое И. Д. Психология управления рыночными структурами: преобразующее лидерство. М., 1997.

5. Мшттш Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4. С.28-38.

6. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. С. 173.

7. Дьяченко М. И. Психология высшей школы. Минск, 2006.

8. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность ...

9. Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1970.

10. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.

11. Шумская Л. И. Социализация студенческой молодежи. Минск, 2001.

12. ДьяченкоМ. И. Психология высшей школы ...

I. G. PR0K0PENK0. THEORETICAL-METHODOLOGICAL GROUNDS OF PHSYCH READINESS FORMING TO A CAREER ADVANCE

The article deals with the notion «a career advance». The author stipulates the necessity to introduce technologies aimed at high level of students' knowledge as well as their phsych readiness to a career advance.

Key words: a career, a career advance, a psychological readiness, psychological conditions, methodology.

А. П. ЧЕРВАТЮК

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОВРЕМЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ-УНИВЕРСАЛ

В статье рассматриваются модель и концепция подготовки современного специалиста-универсала музыкального профиля в педагогическом вузе с учетом модернизации российского музыкального образования.

Ключевые слова: современный специалист-универсал музыкального профиля, гуманизация высшего образования.

Современная жизнь общества ставит новые тности, весьма востребованным на данном этапе задачи перед музыкальным образованием. В час- является специалист-универсал. Это обстоятель-

№ 3 (32), 2009

' 'Кул ътурная жизн ь Юга России " ^

ство порождает необходимость разработки моделей и концепций его профессиональной подготовки. Под моделью в науке понимается наглядная схема, четко выстроенная система какого-либо объекта, дающая представление о механизмах его функционирования (в нашем случае - о творческой деятельности музыканта).

Разрабатывая модель и концепцию подготовки современного специалиста-универсала музыкального профиля в педагогическом вузе, мы учитывали современную направленность государственных структур в музыкальном искусстве, модернизацию российского образования музыкального профиля. Как показано на схеме, наша модель состоит из четырех блоков, тесно взаимосвязанных между собой и в то же время являющихся самостоятельными. Внутри каждого блока дисциплины находятся в тесной взаимосвязи и преемственности, вплотную обьединяющей все блоки. Наша модель предусматривает необходимый объем формирования критериев профессионального мастерства специалиста-универсала музыкального профиля, подготовленного вузом.

В первом блоке модели - дисциплины хорового, оркестрового и вокально-инструментального классов, а также дирижирование и чтение партитур. Эти предметы являются основой при формировании руководителя музыкальных коллективов. К данному блоку относятся также сольное пение, постановка певческого голоса и гигиена голосового аппарата.

Обучая дирижированию, педагог использует единые приемы показа длительностей долей в тактах простых и сложных размеров, схем их тактирования, акцентирует внимание на способах пока-

МОДЕЛЬ И КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА-УНИВЕРСАЛА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

Современный специалист-универсал

1-й блок

Дисциплины специализаций, формирующие специалиста-универсала, руководителя коллективов музыкального профиля (академического хора; духового, народного, симфонического оркестров; вокально-инструментальных ансамблей и сольного пения)

3-й блок

Основной и дополнительный музыкальные инструменты: фортепиано, баян, аккордеон, гитара; оркестровые инструменты и методика обучения игре

4-й блок Лингвистическая подготовка (один из иностранных языков): английский, немецкий, французский, итальянский

Подготовленный современный специалист-универсал музыкального профиля: руководитель творческих коллективов, педагог и исполнитель

за вступления и выключения голосов, постановки ферматы, снятия ее на любой доле такта различных размеров, исполнения пунктирных ритмов (различных длительностей нот с точкой), синкоп, стаккато, портаменто и деташе. Подобная наработка технических навыков, умений и приемов по дирижированию соответствует учебному плану специальности. Мы рекомендуем поручать ее проведение одному из наиболее опытных педагогов один раз в неделю в первом и втором семестрах в форме двухчасового учебного занятия в небольших группах. Во время остальных семестров учебного плана дирижирование и чтение партитур рекомендуем проводить индивидуально. Концертмейстер на фортепиано исполняет специально подобранные для этой цели музыкальные упражнения и небольшие построения, состоящие из различных музыкальных пьес и крупных произведений.

Важно также рассказать студентам о постановке рук, показать схемы дирижирования двумя руками и одной, продемонстрировать поочередные подключения левой и правой, их отключение и выведение в свободную позицию дирижерского аппарата. Если у одного из студентов группы возникают затруднения, необходимо тут же добиться устранения ошибки. При этом рекомендуется не прерывать работ}' над музыкальным произведением. Именно такую плановую, четко продуманную учебную деятельность по формированию у студентов дирижерской техники рук, усвоению приемов, способов и методов дирижирования необходимо осуществлять при обучении управлению хоровым, оркестровым и вокально-инструментальным творческим коллективами. Такие же наработки требуются учителю музыки и исполнителю сольного пения, ему необходимо хорошо понимать все показы дирижера при их совместном творческом процессе. В классе музыки общеобразовательной школы учителю приходится осуществлять несколько функций: обучать детей музыке, дирижировать при хоровом исполнении музыкальных произведений и хорошо выполнять обязанности концертмейстера. Ему важно владеть этими творческими специализациями. Во время пения детского хора, сосредоточив внимание на конкретном фрагменте, он должен показывать жестами рук необходимые приемы исполнения песни. Он должен уметь разучивать новые музыкальные произведения, играть их на фортепиано или другом музыкальном инструменте [1].

Кроме вышесказанного, руководителю творческого коллектива надлежит уметь читать хоровые и оркестровые партитуры, музыкальные эскизы вокально-инструментальных ансамблей (эскиз - изложение музыкального произведения для ансамбля, запись которого осуществляется без транспорта, т. е. вся запись делается как клавир для фортепиано, но в виде партий для каждого инструмента). Эта работа в период обучения студентов в вузе занимает одно из значимых мест.

Одновременное прочтение нотного текста, записанного на двух и более нотных строках в разных ключах (скрипичном, басовом и др.), требует длительной и постоянной подготовки студентов.

2-й блок

Музыкально-теоретические дисциплины и сольфеджио; инструментоведение и инструментовка; хоровая аранжировка, хороведение и хоровая литература

Ф "Культурная жизнь Юга России "

№ 3 (32), 2009

Как правило, в оркестровых партитурах имеются транспонирующие инструменты, следовательно, после прочтения записанного музыку следует исполнять в реальном звучании. Это весьма сложно, навыки такого ее чтения и исполнения надо постоянно нарабатывать.

Чаще всего транспонировать музыку приходится на большую секунду вниз от написанного (партии кларнетов и труб «В»), на малую терцию вверх (партия кларнета «Ее»), на большую сексту вниз (партии саксофона альта, валторн «Ее», альтов духового оркестра), на большую нону вниз (партии саксофона тенора, а также духовых инструментов - тенора, баритона). Освоение навыков транспозиции нот, написанных для инструментов разного строя, является одной из основных задач для руководителя творческих коллективов.

Кроме духовых, в транспортном режиме записываются партии для некоторых инструментов народного и симфонического оркестров, поэтому данную проблему обойти невозможно, ее следует решать в процессе занятий в классе дирижирования и чтения партитур. Управление творческими хоровыми, оркестровыми, вокально-инструментальными коллективами, проведение уроков музыки и сольного пения - это сложный процесс, требующий от специалиста профессионального мастерства.

Второй блок в нашей схеме составляют музыкально-теоретические дисциплины. Необходимо отметить органичную связь между теорией музыки, гармонией и полифонией, которые по своему содержанию наиболее близки и специфично дополняют друг друга. Эти дисциплины тесно связаны с практическим курсом сольфеджио, не входящим в музыкально-теоретический блок, и плавно переходят во взаимосвязь с дисциплиной «Анализ музыкальных произведений», которая имеет отношение к их форме и содержанию.

Изучив основы музыкальной грамоты (музыкальный звук и его свойства, нотное письмо, скрипичный и басовый ключи, слоговое и буквенное название нот, основные ступени звукоряда, октаву и октавную систему в музыкальном звукоряде, регистры и фортепианную клавиатуру), педагог переходит к изучению теории музыки. Вопросы этой дисциплины надо усваивать не только теоретически, но и практически, выполняя упражнения для развития слуха в классе сольфеджио и гармонии. Здесь изучаются вопросы построения простых интервалов и аккордов.

В классе гармонии приобретаются более сложные навыки, изучается система построения всех аккордов, применяемых в курсе гармонии, во всех мелодических положениях тесного, широкого или смешанного расположений. Каждый аккорд строится и исполняется голосом в шести вариантах. Поются аккорды по вертикали снизу вверх: бас, тенор, альт, сопрано. Построение аккордов в четырехголосном изложении - сложная задача, поэтому мы разработали специальную цифровую систему их построения во всех мелодических положениях и расположениях. Она изложена в наших предыдущих научных работах.

По мере приобретения навыков построения аккордов студент должен изучать систему и логику их соединения, развития и последовательности. Тема «Аккорды» закрепляется на музыкальных произведениях русской и зарубежной классики. Теория музыки тесно связана с гармонией и практическим курсом сольфеджио, которые весьма органично дополняют друг друга, позитивно влияют на развитие музыкального слуха и способностей студентов при обучении в вузе.

Завершение предыдущей работы осуществляется в классе полифонии, изучаемой на старшем курсе, в объеме которой усваиваются многоголосие и приемы развития голосов. Так, в подголо-сочной полифонии одновременно звучат варианты одной, а в контрастной - различных мелодий; в имитационной - повторение какого-либо мотива или темы осуществляется через некоторое время в другом голосе. Изучив эти виды полифонии, следует переходить к усвоению сложного контрапункта и некоторых правил голосоведения. Завершается изучение полифонии фугой, где дается многоголосное проведение одной темы во всех голосах.

Творческая взаимосвязь между всеми музыкально-теоретическими дисциплинами - практическим курсом сольфеджио, народным музыкальным творчеством, историей западной, русской классической и современной музыки - открывает путь к широкому изучению музыкального искусства, его интонационной основы, что активно влияет на эмоции человека, а следовательно, на эстетическое воспитание личности [2].

Музыка объединяет такие виды искусств, как театр, кино и литература, что и создает своего рода творческий круг искусств:

Музыка

Литература Театр

Кино

Понимание их взаимосвязи весьма важно, поскольку глубокое, всестороннее изучение музыки открывает пути постижения других искусств.

Современные направления гуманизации образования предполагают активизацию использования различных видов искусств в обучении, что должно обеспечить достойное воспитание нового поколения, служить ему основой здорового образа жизни. В музыке содержится большая творческая сила, влияющая на различные сферы человеческой жизни и общества, а в совокупности различные виды искусств способствуют эффективному всестороннему развитию человека, его обучению и воспитанию. Музыка широко используется артистами театра и кино при подготовке и исполнении своих ролей, которые тесно связаны с вокальным музыкальным произведением - песней или романсом [3].

Здесь уместно напомнить, что всякое чисто теоретическое изучение музыки отдаляет нас от «живого» реального звучания, от непосредственных творческих переживаний. Вокальная музыка оказывает большое влияние на инструментальную, на ее мелодико-интонационное развитие.

№ 3 (32), 2009 "Культурная жизнь Юга России" ^

Основой музыки, по меткому выражению М. И. Глинки, является мелодия. Следовательно, аккорды сопровождения составляют ее вторую половину, они дополняют, делают музыку более совершенной и значимой, дорисовывают в ней те черты, которых нет в мелодии. Но, прежде чем научиться применять аккорды, студенту вуза необходимо хорошо изучить их теоретически, уметь строить и соединять между собой, выработать хороший вкус, сформировать представление о логике и последовательности гармонического развития. Наиболее интенсивно этот процесс протекает только в сочетании с изучением ритма - основы каждого музыкального произведения. Наиболее сложны для усвоения пунктирный ритм и различного рода синкопы, а также инструментальные затакты вступления голосов с мелким ритмическим рисунком и другими полифоническими переплетениями и украшениями мелодии. Полифония в музыке - одно из сложнейших явлений, тем более с неординарным ритмом.

Проводя постоянные наблюдения за приемами интенсивного совершенствования музыкальных способностей, мы создали алгоритмическую систему опытно-экспериментальной методики формирования профессионального мастерства музыканта в лингвистическом классе вуза. На базе алгоритмов в музыке мы разработали специальные тесты, изучили их со студентами музыкально-педагогическо-го факультета в классе английского языка, формируя тем самым профессиональное мастерство будущих специалистов-универсалов музыкального профиля и одновременно активно совершенствуя студенческую лингвистическую подготовку. Такая работа нравится студентам, она им близка, легко усваивается. Учитывая то, что иностранный язык в России широко изучается в общеобразовательной школе, когда закладываются основы формирования лингвистических навыков и общей подготовки, мы пришли к выводу о необходимости осуществления опытной работы с детьми этого возраста.

Эксперимент был проведен с учащимися 6-го класса одной из краснодарских средних общеобразовательных школ и со студентами Московского государственного областного педагогического института, в котором автор работал на протяжении трех лет. Результаты эксперимента позволяют утверждать, что включение специализированных тестов по музыкальному искусству в учебный процесс музыкантов при изучении английского языка вызывает у будущих специалистов большой профессиональный интерес.

Работая по предложенной экспериментальной методике, студенты проявляли большую активность на занятиях в классе английского языка. Вся эта деятельность целенаправленно обеспечивала пополнение словарного запаса, опыта общения на английском языке и, что очень важно, укрепляла профессиональные знания студентов и их навыки, которые необходимы для работы с творческими коллективами.

Нами на практике апробировалась гипотеза об эффективности созданной экспериментальной методики совершенствования лингвистической подготовки студентов музыкального профиля педаго-

гических и других вузов при формировании у них профессионального мастерства. Были установлены критерии оценивания специалиста-универсала, согласно которым мастерство педагога и исполнителя, подготовленного на музыкально-педагогическом факультете вуза, предполагает наличие высокопрофессиональных знаний, умений и навыков работы с различными творческими коллективами, ведения индивидуальной педагогической деятельности по подготовке солистов в сферах вокально-хорового и инструментального исполнительства.

В соответствии с разработанной нами моделью и концепцией подготовки специалиста-универсала музыкального профиля будущий профессионал должен:

- владеть инновационными тенденциями развивающего и проблемного обучения;

- обладать хорошим музыкальным слухом и развитым чувством лада;

- в совершенстве знать сольфеджио и музыкально -те оретиче ские дисциплины;

- иметь хорошие навыки игры на одном из музыкальных инструментов (фортепиано, баяне, аккордеоне, гитаре);

- уметь играть, транспонируя из оригинальной (исходной) тональности в другие, расположенные на интервалы больших и малых секунд и терций вверх и вниз;

- подбирать по слуху знакомые мелодии, песни и романсы;

- играть аккомпанемент на одном из основных музыкальных инструментов при исполнении голосом песен и романсов (петь под свой аккомпанемент);

- обладать певческими голосовыми данными;

- владеть техникой дирижирования во всех применяемых в музыке размерах;

- обладать чувством музыкального ритма, хронометрического движения, знать темповые обозначения, определять скорость исполнения произведения;

- знать хороведение и уметь делать аранжировки музыкальных произведений;

- свободно читать хоровые и оркестровые партитуры, играть их на фортепиано;

- уметь делать эскизы музыкальных произведений, инструментовать их для оркестров и оформлять партитуры;

- знать строй инструментов духового, народного и симфонического оркестров и уметь их настраивать;

- иметь начальные навыки игры на оркестровых инструментах - духовом и струнном;

- уметь настраиваться по камертону и обучать этому хор и вокальные ансамбли;

- обладать навыками руководства творческими коллективами - хором, оркестрами (духовым, народным, симфоническим) и вокально-инструментальными ансамблями;

- иметь опыт создания вокальных и инструментальных дуэтов, трио, квартетов, квинтетов, секстетов и обладать навыками ансамблевой игры;

- хорошо знать синтезатор и уметь играть на нем;

"Культурная жизнь Юга России "

52 —

М> 3 (32), 2009

- играть на классической шестиструнной гитаре, петь под свой аккомпанемент, знать ритм- и бас-гитару.

Работая над музыкальным произведением, специалист обязан уметь определять такие параметры его формы, как тональность, границы частей, периодов, предложений и их каденции; характеризовать период (одночастный, модулирующий и др.), его структуру, осуществлять мелодический и гармонический анализ, рассматривать приемы мелодического развития, намечать исполнительский план работы, отмечать диапазон мелодии, анализировать лад, метрические и ритмические особенности, кульминацию мелодии и фактуру всего музыкального произведения, тональный план, единство формы и содержания.

В целях развития методики обучения специа-листа-универсала музыкального профиля в вузе мы проанализировали отдельные приемы и методы начального обучения игре на различных классических и оркестровых музыкальных инструментах при работе со студентами музыкально-педагогического факультета МГОПИ, в котором работал автор. С сентября 2003 года мы обучали студентов игре на различных музыкальных инструментах, хоровому пению, оркестровому дирижированию, вокально-инструментальному ансамблю, сольному пению, а также пению с аккомпанементом.

Особое внимание мы отводили тем студентам, которые изъявили желание заниматься на духовых инструментах, переживающих сейчас не лучшие времена, - флейте, кларнете, саксофонах альте и теноре, валторне, тромбоне, трубе, теноре, баритоне и тубах «Е8» и «В».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эти инструменты занимают важное место в различных оркестрах: являются основой в духо-

вом, составляют опорную группу духовых (кроме тенора и баритона) - в симфоническом, а также выборочно используются в оркестре народных инструментов.

В основе нашей работы лежали теоретические и практические мелкогрупповые и индивидуальные занятия продолжительностью по 45 минут каждое и двухчасовое - в ансамблевой и оркестровой группе, которые проходили один раз в неделю.

Творческая отчетность по работе проводилась два раза в год, в январе и мае - июне, перед окончанием учебного года. Подобные занятия оказали плодотворное влияние на развитие эмоционально-нравственных чувств и любви к музыкальному искусству. Особенно ярко это проявлялось в концертах, где принимали активное участие творческие группы, состоящие из студентов других факультетов института.

Таким образом, в рамках опытной работы, на музыкальных занятиях со студентами факультета, была проверена и доказана эффективность нашей методики при подготовке студентов музыкального профиля педагогических и других вузов для формирования у них профессионального мастерства будущих специалистов-универсалов.

Литература

1. Казурова А. С, Проблемы государственного образовательного стандарта высшего профессионального музыкального образования: опыт и перспективы. М., 2005.

2. Куревгша О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003.

3. Уколова Л, И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека. М., 2008.

A. P. CHERVATYUK. MUSICAL EDUCATION: MODERN TOP-SPECIALIST

The article deals with the model and conception of preparing modern specialist in any musical profile in the high school, registering modernization of Russian musical education.

Key words: top-specialist in music, humanization of high education.

Е. В. ШВАРЕВ

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Статья посвящена критериям и показателям эффективности управления процессами интеграции в вузах культуры и искусств. Выделены основные типы этих процессов: содержательно-обобщающие, функцио-нально-агрегатирующие, организационно-преобразующие и личностно-развивающие.

Ключевые слова: интеграция, интеграционный процесс, управление интеграционными процессами, критерии, показатели.

Одной из важнейших тенденций современ- Целенаправленное и успешное управление ими ного профессионального образования являет- невозможно без обоснования соответствующих ся интенсификация интеграционных процессов. критериев и показателей эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.