ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
В. С. Грызлов, Т. Б. Воробьева, В. Е. Приходский
ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ЧЕРЕПОВЕЦКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
V. S. Gryzlov, T. B. Vorobyova, V. E. Prikhodsky
An experience of strategic planning in Cherepovets state university
Череповец — крупнейший промышленный центр на северо-западе России. В городе размещаются предприятия химии, машиностроения, строительной отрасли, но около 80 % объемов промышленного производства приходится на предприятия черной металлургии, тем самым определяя моноструктурность экономики города. Череповец имеет давние образовательные традиции. В конце XIX в. его именовали «Северными Афинами» из-за большого количества учебных заведений и учащихся. В настоящее время в образовательном пространстве города действуют различные учебные заведения среднего и высшего профессионального образования, крупнейшим из которых является Череповецкий государственный университет (ЧГУ).
Университет был создан 3 июня 1996 г. по Указу Президента РФ Б. Н. Ельцина и последовавшего за тем постановления Правительства Российской Федерации № 742 от 24 июня 1996 г. путем слияния Череповецкого государственного индустриального института и Череповецкого государственного педагогического института. Именно с этой даты начинается история классического университетского образования в нашем городе. Но традиции подготовки учите© В. С. Грызлов, Т. Б. Воробьева, В. Е. Приходский, 2005
лей и технических специалистов в Череповце — давние.
Сегодня ЧГУ — это единственный классический университет и крупнейшее высшее учебное заведение Вологодской области. В его составе пять институтов, три факультета. Обучение осуществляется в соответствии с государственной лицензией на право ведения образовательной деятельности № А 001633 от 02.02.2004 и государственной аккредитацией от 02.02.2004, свидетельство А № 001332.
Ежегодно из стен ЧГУ выходят квалифицированные специалисты разных направлений. И каждый год университет набирает новых студентов, девушек и юношей, которые хотят получить избранную специальность.
Сегодня в ЧГУ на всех формах обучения по 44 специальностям обучается более 9500 студентов и 230 аспирантов. Занятия проводят свыше 500 преподавателей, из которых более 60 — доктора наук, профессора; более 250 — кандидаты наук, доценты.
Университет участвует в научных и учебных программах сотрудничества с ведущими высшими учебными заведениями России, программах международного сотрудничества. Осуществля-
Тё>
ются совместные культурно-просветительские и образовательные программы с учреждениями, организациями и предприятиями, находящимися в Череповце и других городах Вологодской области.
Предпосылки стратегического планирования
Первый опыт стратегического планирования вуз приобрел, заключив в 1996 г. соглашение о пятилетней программе развития ЧГУ с мэрией города, правительством области и Министерством образования РФ.
Вновь созданному университету было необходимо провести лицензирование 10 университетских специальностей и организовать по ним процесс обучения; преодолеть глубокий финансовый кризис; сформировать эффективную университетскую структуру управления; ликвидировать противостояние в коллективе.
В условиях реформирования российского образования, наметившегося демографического спада, усиления конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг перед руководством университета встали новые задачи. Их решение мы видим в стратегическом подходе к управлению вузом.
Как мы понимаем стратегическое планирование в вузе на сегодняшний день? Необходи-
мость стратегического планирования развития ЧГУ, на наш взгляд, обусловлена следующими причинами:
— склонностью рассматривать сферу образовательной деятельности главным образом с точки зрения педагогической, хотя эта сфера требует более широкого подхода и всестороннего рассмотрения;
— «туннельным кругозором»: мы не вполне способны распознать все многообразие целей университета, мыслим достаточно упрощенными категориями, связанными с использованием лишь имеющихся ресурсов;
— бюрократичностью организационной структуры университета, приспособленной скорее для поддержания эффективности и для контроля текущей деятельности, чем для стимулирования нововведений долгосрочного характера;
— отсутствием «организации» или процедуры, ориентированной специально на то, чтобы стимулировать участие ППС в создании новых образовательных услуг;
— склонностью ППС считать, что стратегическое планирование осуществляют и должны осуществлять главные должностные лица (ректор, проректоры) с участием штата профессиональных плановиков;
— системой стимулирования деятельности учебных подразделений университета (институтов, факультетов и кафедр), при которой крат-
косрочные результаты оцениваются более существенно, чем усилия, направленные на изыскание долгосрочных возможностей.
Стратегия университета — это средство определения целей и задач его развития на конкретный промежуток времени с учетом создавшихся макро- и микроэкономических условий.
Стратегическое планирование — процесс, при помощи которого определяется дальнейшее развитие университета исходя из поставленных целей. Данный процесс основывается на системном анализе деятельности вуза, оценке его сильных и слабых сторон, возможностей и угроз внешней среды и заканчивается разработкой плана стратегических мероприятий.
Стратегический план дает университету ориентиры на перспективу, помогает концентрировать усилия на ключевых моментах развития, позволяет сделать управление вузом более открытым, обеспечивает эффективное использование имеющихся ресурсов и устойчивое развитие, дает уверенность в будущем, является инструментом приобретения конкурентных преимуществ.
Таким образом, стратегическое планирование представляет собой процесс определения:
— миссии, целей развития и их изменения;
— ресурсов, необходимых для достижения целей;
— политики, направленной на приобретение и использование необходимых ресурсов.
Процесс стратегического планирования
Участие ЧГУ в проекте журнала «Университетское управление» по развитию стратегического планирования в российских вузах позволило университету утвердиться в образовательном пространстве города и региона, приобрести финансовую устойчивость и тем самым подвело черту под 10-летним периодом становления ЧГУ.
Для работы по стратегическому планированию была создана рабочая группа в количестве 26 человек, включающая руководителей всех уровней во главе с ректором. С 14 по 16 апреля 2004 г. прошла первая сессия стратегического планирования.
В процессе сессии необходимо было ответить на вопросы: Чем вуз занимается в настоящее время? Чем ЧГУ должен заниматься в будущем? Как лучше действовать, чтобы ЧГУ стал таким, каким мы хотим его видеть?
В результате работы сессии было сформулировано видение будущего университета, выявлены его проблемные зоны, определено его положение на рынке образовательных услуг, с позиции конкурентоспособности и привлекательности рынка были сформированы и проанализированы стратегические поля деятельности (центры дохода), сформулированы корпоративные ценности. К их числу мы относим:
тэ
Результаты оценки «уровней совершенства» критериев, подкритериев и составляющих
модели СМК вуза
9. Результаты деятельности вуза
1. Лидирующая роль руководства
8. Влияние вуза на общество
7. Удовлетво^ ренность персонала
3. Менеджмент персонала
2. Политика и стратегия
4. Ресурсы и партнеры
6. Удовлетворенность потребителей
5. Менеджмент процессов
Октябрь 2004 г. Апрель 2005 г.
Рис. 1. Самооценка ЧГУ
— открытость обществу;
— сохранение традиций;
— наличие научных школ;
— способность к инновациям;
— высокий имидж ЧГУ на городском и региональном уровне;
— коллективизм;
— социальную защищенность.
SWOT-aнaлиз ЧГУ
Далее необходимо было идентифицировать те внутренние переменные, которые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны вуза, оценить их важность и установить, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ. С этой целью был проведен анализ внутренней среды, т. е. текущего состояния вуза, по 9 параметрам и 10-балльной шкале.
Произведенная участниками сессии самооценка вуза (октябрь 2004 г.) по ряду параметров не вполне соответствовала действительно-
сти, так как базировалась исключительно на мнениях участников, без учета мнения внутренних и внешних клиентов (рис. 1). В результате проведенных в последующем опросов картина самооценки к апрелю 2005 г. стала более объективной.
Стратегическое планирование, как правило, касается проблем, испытывающих серьезное воздействие многочисленных внешних факторов. Объектом стратегического планирования является будущее и внешние факторы, воздействующие на миссию ЧГУ, — практически все, что существенно изменяет характер ЧГУ или направления его развития. Следовательно, прежде чем приступать к вопросу о будущих стратегических целях или направлениях развития университета, необходимо было уяснить, какие социальные, экономические, научно-технические, юридические, политические и другие факторы влияют на будущее ЧГУ. В противном случае можно выбрать стратегию, которая окажется ошибочной.
Анализ внешней среды вуза также является исходным процессом в стратегическом управлении, так как он создает базу для определения миссии и целей, выработки стратегии развития.
Из числа наиболее значимых для ЧГУ возможностей выделяются согласованность развития вуза со стратегией развития города, рост ценности высшего образования, а из числа угроз — реформа высшей школы, ее конъюнктурная зависимость от изменения экономической ситуации в стране и регионе, демографический спад.
В результате проведенного анализа были сделаны следующие выводы:
1. Слабые аккредитационные показатели и угроза сокращения бюджетного финансирования требуют от вуза:
• ухода с рынка непрестижных и неконкурентоспособных специальностей и направлений подготовки;
• перефокусировки на платные научные и образовательные услуги.
2. Стратегия развития г. Череповца («Череповец — город лидеров») позволяет при усилении коммуникации с органами власти и управления:
• предлагать городу и населению новые образовательные услуги по новым направлениям подготовки на компенсационной основе, через участие в региональных и муниципальных программах.
3. Угроза демографического спада и неудовлетворенность образовательными услугами ЧГУ требуют:
• маркетинга и мониторинга спроса на образовательные услуги, фокусировки на платные «нишевые» (престижные, отсутствующие в ЧГУ) программы с использованием информационных технологий и лицензионных образовательных продуктов Москвы, Санкт-Петербурга, зарубежных научно-образовательных центров.
Миссия
Итогом проделанной аналитической работы и прогнозирования развития внутренней и внешней среды явилось формулирование миссии университета. По мнению участников сессии стратегического планирования, она должна была отражать эффективность ЧГУ в местном и региональном развитии, т. е. показывать взаимосвязь между целями города, региона и результатами деятельности ЧГУ. Это могли бы быть, в частности, новые виды образовательных услуг, необходимые для эффективного развития города и области. На сегодняшний день миссия ЧГУ сформулирована следующим образом.
ЧГУ — международный образовательный и научно-исследовательский центр на Русском Севере, стремящийся к реализации ноосферной
научной и образовательной парадигмы. Наши ценности отражают гуманистические идеалы российского образования:
• качество,
• доступность,
• непрерывность,
• фундаментальность,
• свобода мысли и возможности для самореализации.
Через научно-образовательную и просветительскую работу ЧГУ формирует интеллектуальную среду региона, готовит кадры, способные производить новые знания и готовые к успешной деятельности в любых необходимых для развития региона сферах. Это центр формирования и динамичного развития успешной и счастливой личности, умеющей жить в современном обществе.
ЧГУ решает задачи:
— воспитания лидеров в научной, образовательной и культурной сфере;
— создания условий для раскрытия талантов и творческого развития личности.
Эти задачи решаются путем:
— интеграции ЧГУ с предприятиями, учреждениями и организациями региона и России в целом;
— интеграции ЧГУ в международное образовательное пространство.
Девиз ЧГУ:
«Не уставая творить и дерзать
В честь и во славу российской земли!»
Приоритеты
С указанными выше результатами вуз пришел ко 2-й сессии стратегического планирования, которая проходила в конце 2004 г. Проведенная ранее самооценка позволила в процессе сессии осуществить выбор стратегических приоритетов. В качестве таковых были названы:
• высокое качество всех процессов в вузе;
• информационные технологии в образовании, науке и управлении;
• развитая прикладная наука;
• корпоративная культура;
• экономическая успешность;
• непрерывное образование.
Приоритеты вместе с миссией являются концептуальными основами стратегического плана развития университета.
В процессе сессии были сформированы следующие ключевые направления деятельности вуза:
— укрепление роли ЧГУ в Череповце и Северо-Западном регионе;
— развитие корпоративной информационной системы и системы качества;
— экономическая успешность.
В связи с первым из указанных направлений предполагалось провести:
— совершенствование системы непрерывного образования;
— укрепление связей с бизнес-сообществом, властью и общественностью;
— расширение спектра прикладных научных исследований для крупного, среднего и малого бизнеса.
В ЧГУ одним из приоритетов является качество всех процессов. Как элемент менеджмента качества в университете в настоящее время действует рейтинговая система оценки деятельности институтов и кафедр, которая позволяет определить эффективность их участия в образовательном процессе. Второе направление также потребовало:
— разработки и сертификации системы качества образовательных услуг;
— внедрения новых образовательных технологий, систем тестирования и самоконтроля, е-управления;
— систематизации исследований потребностей на образовательные услуги в регионе.
Актуальность применения системы менеджмента качества в вузе обусловлена следующими моментами:
1) комплексная оценка деятельности вузов содержит показатель «Наличие и эффективность внутривузовских систем контроля качества образования»;
2) Болонская декларация констатирует обеспечение высокого качества образования посредством создания СМК — на уровне государства и на уровне вуза;
3) на рынке образовательных услуг существует конкуренция;
4) необходимо ввести систематическое отслеживание требований потребителей образовательных услуг и корректирование в соответствии с этим своей деятельности;
5) нужно четко определить обязанности, ответственность и полномочия сотрудников, реализовать справедливую систему мотивации и стимулирования.
Третье стратегическое направление развития ЧГУ предусматривает:
— расширение объема оказываемых научных и образовательных услуг;
— повышение эффективности управления имеющимися ресурсами.
Приоритет экономической успешности предполагает эффективное управление финансами. С этой целью разработан и апробируется механизм бюджетирования финансовых ресурсов.
Бюджетирование — это:
— лучший способ понять, что происходит в вузе;
— наглядное представление того, из чего складываются доходы, на что и кем тратятся финансовые ресурсы;
— лучший способ согласования деятельности всех функциональных служб для достижения поставленных целей;
— жесткий контроль деятельности всех функциональных служб.
Основными этапами стратегического проектирования бюджетного процесса, по нашему мнению, являются:
— определение: а) центров финансовой ответственности, б) периодов планирования;
— настройка статей бюджетов с необходимыми аналитическими разрезами;
— формирование типовых форм бюджетов (бюджеты доходов и расходов, движения денежных средств, внутрихозяйственных операций, налоговый, инвестиционный и др.);
— создание регламента бюджетирования.
Разработанная в университете система бюджетирования обеспечивает:
— автоматическое построение консолидированных бюджетов по любой сложной оргструктуре;
— автоматизацию процедуры согласования бюджетов и хранение данных по всем этапам согласования;
— возможность формирования и анализа различных вариантов (сценариев) бюджетов;
— гибкую настройку аналитических признаков статей и их визуальное представление в типовых формах бюджетов;
— формирование плановых показателей бюджетов по оперативным планам (например, формирование бюджета на основе календарных планов договоров);
— формирование фактических показателей бюджета в автоматическом режиме на основе оперативных и бухгалтерских данных;
— возможность агрегировать бюджет по нескольким вариантам оргструктуры (например, по оргструктуре функционального подчинения);
— гибкую настройку представления форм бюджетов для каждого подразделения.
тэ
В приоритетах ЧГУ — использование информационных технологий для управления процессами в вузе. Ноу-хау нашего вуза на данном стратегическом направлении является проект е-правления (рис. 2, 3).
Программы и проекты
Программы и проекты — это требующая определенных ресурсов совокупность мероприятий, осуществляемых для реализации
стратегий и достижения стратегических целей.
Для осуществления намеченных нами в рамках стратегического планирования программ и проектов необходимы соответствующие ресурсы. Объемы ресурсов, выделяемых на отдельные программы и проекты, будут определяться в процессе финансового планирования. Макет проектов, выделенных в подкрепление выбранных стратегических направлений деятельности, представлен в таблице.
ПЕРЕХОД ВУЗА К Е-ПРАВЛЕНИЮ
Этапы продвижения
Основная цель:
Основная цель: Основная цель: расширенная интеграция
внутренняя интеллектуалиция и вуза в условиях
Основная цель: интеграция/ капитализация Моно города/региона
приложения трансформация информационных
ресурсов на портале Адаптивное управления
Присутствие в Ориентация на Бизнес
Web клиента Взаимодействие «по требованию»
Волна 1 Волна 2 Волна 3 Волна 4
Доступ Интеграция «По требованию»
Исходное состояние
Целевое состояние
Рис. 2. Переход вуза к е-правлению
ПЕРЕХОД ВУЗА К Е-ПРАВЛЕНИЮ
Системное управление
Уровни
Д
Стратегическое планирование
Оперативное планирование
Операционная деятельность
Процессное управление (мировой опыт) Мягкое управление (дополнительно) 'Я
+ +
+ +
Рис. 3. Сущность е-правления в вузе
Череповецкий государственный университет ^^^^^^^^^^^^^^^^^^
Приоритетные проекты плана стратегического развития ЧГУ
Проект Доля в сумме инвестиций, %
1. Внедрение системы менеджмента качества 25
2. Создание института инноваций и непрерывного образования 10
3. Коммерционализация вузовской науки 10
4. Дистанционный образовательный портал ЧГУ 20
5. Бюджетирование 10
6. Социальная защищенность сотрудников 25
Итого 100
Выводы
Мы отдаем себе отчет в том, что проделанная работа — это только начало регулярной работы по стратегическому планированию, по совершенствованию организационных начал этого планирования, по разработке подходов к управлению изменениями в культуре деятельности вуза, без которых реализация стратегических планов невозможна.
ЧГУ пока находится на вт ором из трех этапов процесса стратегического планирования (подготовительный, разработка стратегии и реализация). Стратегические планы университета еще должны быть сведены воедино, согла-
сованы со всеми заинтересованными сторонами и приняты к реализации.
Чтобы эти планы реально воплощались в жизнь, необходимо разработать адаптивные механизмы их коррекции с учетом изменения внутренней и внешней среды.
На третьем этапе непрерывного стратегического процесса предстоит разработать бизнес-планы реализации всех заявленных проектов в совокупности маркетинговых, производственных, кадровых, финансовых и исследовательских мероприятий, внедрить систему стратегического контроля и коррекции деятельности университета в соответствии с новым положением ЧГУ на рынке научных и образовательных услуг.