Научная статья на тему 'Стратегическое планирование развития российских вузов: итоги реализации про екта и перспективы'

Стратегическое планирование развития российских вузов: итоги реализации про екта и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клюев Алексей Константинович

В статье главного редактора журнала «Университетское управление» рассказывается об инновационном проекте развития стратегического управления в российских университетах, реализованном совместно с Фондом Форда. В проекте приняло участие более 40 российских вузов. В рамках данного направления ставились следующие задачи: внедрение стратегического менеджмента в управленческую практику вузов, содействие укреплению институтов включения вузовского сообщества в принятие стратегических решений в университетах, содействие комплексному развитию университетов, укреплению их экономики, укрепление взаимодействия между вузами на региональном, межрегиональном уровне и т.д. Результаты этого проекта представлены в данном номере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic planning of development Russian universities: results of project realization and perspectives

In the article of the chief editor of the journal «University management: practice and analysis» describes the innovative project of the development of strategic management in Russian universities, realized together with the Ford Foundation. More than 40 Russian universities participated in the project. In the framework of this direction the following tasks are: introduction of strategic management in the university practice, promotion the strengthening of the institutions of the inclusion of the university community in strategic decision-making, promotion the comprehensive development of universities, the strengthening of their economy, strengthening of interaction between higher education institutions at the regional, inter-regional level, etc. The results of this project are presented in this issue.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование развития российских вузов: итоги реализации про екта и перспективы»

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

А. К. Клюев

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ: ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА И ПЕРСПЕКТИВЫ

A. K. Kluev

Strategic planning of development Russian universities: results of project realization and perspectives

2003-2005 гг. журнал «Университетское управление: практика и анализ» выступил не только как информационно-аналитический центр в области совершенствования управления вузами, но и инициировал создание новых управленческих практик в области стратегического планирования, реализуя при поддержке Фонда Форда инновационный проект развития стратегического управления в российских университетах. Результаты этого проекта представлены в данном номере журнала.

Всего в проекте приняли участие более 40 российских университетов, в том числе пять, получивших серьезную экспертную поддержку по разработке стратегии развития вуза. В рамках этого направления деятельности ставились следующие задачи:

• внедрение стратегического менеджмента в управленческую практику российских вузов;

• содействие укреплению институтов включения вузовского сообщества в принятие стратегических решений в университетах;

• содействие комплексному развитию университетов, укреплению их экономики;

• мобилизация внутренних интеллектуальных, материально-технических, творческих ресурсов развития вузов;

• укрепление взаимодействия между вузами на региональном, межрегиональном уровне;

© А. К. Клюев, 2005

• создание механизмов привлечения внешних финансовых, материальных и гуманитарных ресурсов для развития вузов посредством формирования привлекательного имиджа учебных заведений и благоприятного инвестиционного климата для бизнес-окружения.

Реализация программы «Стратегическое планирование развития вуза» происходила в три этапа: пилотный, внедрение и распространение.

Целью пилотного этапа было изучение практики стратегического управления в российских университетах и формирование методологии создания и реализации вузами стратегий развития, опирающихся на собственные интеллектуальные и материальные ресурсы.

В ходе пилотного этапа программы был обследован опыт стратегического управления в 40 вузах страны. По результатам обследования была спроектирована обучающая программа и проведен проектный семинар по разработке, реализации и корректировке стратегий вузовского развития для руководителей вузов, заявивших об участии в программе (44 государственных и негосударственых вуза). Итоги пилотного этапа: 1. Привлечение внимания руководителей к проблематике развития вузов. Инерция управленческого мышления 90-х как антикризисно-

А. К. Клюев. Стратегическое планирование развития российских вузов

К

го управления продолжала довлеть в сознании руководителей и очень важно было начинать смещение фокусов управленческих проблем с оперативного повседневного текущего решения задач на перспективные стратегические цели, связанные с развитием вуза.

2. Формирование и апробация программы повышения квалификации менеджмента вузов в области стратегического управления. Такого рода программы практически отсутствуют в «репертуаре» обучающих центров. Несмотря на крайнюю сложность проведения любых программ повышения квалификации руководителей вузов, интерактивное обучение с использованием практического опыта в сфере стратегического управления является весьма полезным и эффективным.

3. Разработка методологии обучающего консалтинга, способствующей реализации стратегии вузовского развития. Методология обучающего консалтинга достаточно успешно используется в бизнес-менеджменте и значительно в меньшей степени — для повышения квалификации управленческого состава вузов, в то время как на сегодня — это один из самых эффективных инструментов и обучения, и развития системы управления вузом.

4. Формирование и запуск программ информационной поддержки через создание общедоступных Интернет-ресурсов по стратегическому управлению в вузах, а также регулярная публикация материалов по данной проблематике в журнале «Университетское управление: практика и анализ».

На этапе внедрения программы (20042005 гг.) происходило создание стратегий в 5 вузах при консалтинговой поддержке экспертов журнала, было организовано повышение квалификации в области стратегического управления для руководителей 25 вузов, заявивших о желании продолжить работу в проекте. Для оказания ресурсной поддержки процессов стратегического планирования из числа участников программы были отобраны следующие вузы:

— Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

— Череповецкий государственный университет,

— Уральская государственная архитектурно-художественная академия,

— Мордовский государственный университет,

— Югорский государственный университет.

Ключевыми критериями для отбора являлись:

Региональная роль университета, его значимость для развития территории. Вузы — участники проекта расположены в 4 федеральных округах, что позволяет им в перспективе занять лидирующую роль в области совершенствования управления университетами в рамках региона и округа. Три университета (Мордовский, Череповецкий и Югорский) являются основными учебными и научными центрами для своих регионов. Два университета (Мордовский и Югорский) являются центрами развития национальной культуры в своих национально-территориальных образованиях.

Готовность вуза к инновациям, стремление к демократизации управления. Все вузы-участники известны в вузовском сообществе своими инициативами в области совершенствования управления, участием в крупных проектах по модернизации высшей школы НФПК, Министерства образования и науки, международных проектах. Вузы ведут активный поиск концепций и технологий развития своей деятельности. Широко известными и признанными в российской высшей школе являются разработки Мордовского университета по созданию университетских учебных округов, модели финансового менеджмента, внедренные в Череповецком университете, система управления информационными ресурсами вуза Владивостокского университета.

Приоритетность социальных ориентиров, прежде всего доступности образования, в стратегических ориентирах вуза. Все вузы-участники в качестве своей миссии выдвигают широкий спектр социальных задач и рассматривают себя как образовательные учреждения, наделенные значимыми социальными ролями с высоким уровнем социальной ответственности. Особое значение социальная ориентированность вуза имеет для таких участников проекта, как Мордовский университет — вуз, обеспечивающий ключевые факторы развития проблемного в экономическом плане региона, Череповецкий университет, занимающийся кадровым обеспечением не только экономики, но и социальной сферы региона. Югорский университет наряду с важными задачами подготовки специалистов для удаленного северного региона решает проблемы сохранения и развития самобытной национальной культуры народов Севера, обеспе-

чения доступности образования для малых северных народов.

С отобранными вузами был заключен контракт, содержащий обязательства вуза по реализации проекта и распространению его результатов. Каждый из вузов обеспечивал софинан-сирование проекта из собственных средств.

Основными мероприятиями проекта были сессии стратегического планирования, которые проводились с группой стратегического планирования (ГСП) вуза, как правило, включавшей ректора и проректоров вуза, руководителей подразделений, деканов факультетов, директоров институтов, заведующих кафедрами, ведущих преподавателей. Иногда в группы стратегического планирования входили аспиранты и студенты. В каждом вузе экспертами проекта было проведено по 3-4 сессии. После каждой сессии ГСП делала следующий шаг в разработке стратегии. Общая логика проведения сессий стратегического планирования (являющаяся достаточно традиционной) приведена на рис. 1.

Результатами первой сессии были проекты (4-5) миссий вуза, на второй сессии были выра-

ботаны проекты стратегических приоритетов и целей вуза, итогом третьей сессии стал комплект стратегических программ вуза, направленных на реализацию миссии и стратегических приоритетов вуза. На каждой сессии эксперты, работая в режиме обучающего консалтинга, предлагали ГСП соответствующий аналитический и управленческий инструментарий, проводили согласование позиций членов ГСП по ключевым вопросам стратегии, знакомили с техникой и методикой разработки стратегии вуза. В межсессионный период ГСП проводили доработку проектов документов, занимались углубленным стратегическим анализом, осуществляли обратную связь с персоналом вуза.

Общий график проведения мероприятий проекта и численность групп стратегического планирования, работавших на этих сессиях, представлены в таблице.

Сессии стратегического планирования в вузах были построены на основе следующих принципов:

— ценность каждого участника,

— важность каждого мнения,

— равенство в дискуссии,

Рис. 1. Этапы разработки стратегии

А. К. Клюев. Стратегическое планирование развития российских вузов

К

№ п/п Мероприятие Дата проведения Количество участников от вуза

1 Установочный семинар экспертов проекта, тренинг «Навыки процессного консультирования» 16-18 февраля 2004 г. 16

2 3 Первая сессия стратегического планирования во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса Первая сессия стратегического планирования в Уральской государственной архитектурно-художественной академии 15-18 марта 2004 г. 7-9 апреля 2004 г. 46 23

4 Первая сессия стратегического планирования в Череповецком государственном университете 13-16 апреля 2004 г. 35

5 Вторая сессия стратегического планирования во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса 19-21 апреля 2004 г. 42

6 Третья сессия стратегического планирования во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса 30 мая -1 июня 2004 г. 74

7 Вторая сессия стратегического планирования в Череповецком государственном университете 13-15 октября 2004 г. 38

8 Первая сессия стратегического планирования в Уральской государственной архитектурно-художественной академии 25-27 октября 2004 г. 27

9 Сессия стратегического планирования в Уральской государственной архитектурно-художественной академии для студенческого актива академии 5 декабря 2004 г. 84

10 Первая сессия стратегического планирования в Мордовском государственном университете 18-20 ноября 2004 г. 31

11 Научно-практическая конференция «Практика стратегического планирования в российских вузах» 14-16 декабря 2004 г. 48

12 Первая сессия стратегического планирования в Югорском государственном университете 20-21 декабря 2004 г. 35

13 Вторая сессия стратегического планирования в Югорском государственном университете 2-4 февраля 2005 г. 35

14 Третья сессия стратегического планирования в Уральской государственной архитектурно-художественной академии 21-23 апреля 2005 г. 38

15 Третья сессия стратегического планирования в Череповецком государственном университете 24-26 апреля 2005 г. 35

16 Третья сессия стратегического планирования в Мордовском государственном университете 27-29 апреля 2005 г. 36

17 Третья сессия стратегического планирования в Югорском государственном университете 19-22 мая 2005 г. 37

— вовлечение в работу ключевых сотрудников,

— поддержка и участие ректора и проректоров вуза.

Команды экспертов, проводивших сессии, подбирались из базы экспертов проекта (более 30 человек) с учетом:

• пожеланий и потребностей вуза;

• взаимодополнения участников команды;

• наличия временной возможности;

• минимизации транспортных расходов.

В целом в проекте приняли участие эксперты по стратегическому управлению вузов Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Казани, Москвы, Саранска, Новосибирска.

Итоговая структура стратегии как документа тоже носила достаточно традиционный характер (рис. 2).

Более подробно материалы вузов — участников программы представлены в данном номере журнала.

Ключевыми особенностями программы развития стратегического управления, отличающими ее от ряда других проектов в этой области, являются:

• Значительное число вовлеченных вузов и специалистов. Разными формами работы в проекте было охвачено более 40 вузов, а общая численность руководителей и специалистов, участвовавших в разработке стратегий, превыша-

Миссия

Стратегические приоритеты и цели

Стратегические программы

Проекты

Рис. 2. Принципиальная структура стратегического плана

ла 300 человек. Возможно, это один из самых масштабных проектов по стратегическому управлению, реализованных в высшей школе России за последние годы.

• Направленность на формирование новых управленческих практик в области стратегического управления вузами. Значительное число проектов этой сферы носили либо обучающий, либо исследовательский характер. Проект журнала позволил создать целый ряд хороших, а иногда и лучших управленческих практик по разработке стратегии.

• Формирование в регионах центров, способных осуществлять комплексное сопровождение создания и реализации вузами стратегий развития, опирающихся на развитие собственной базы и привлечение ресурсов.

• Подготовка консультантов по стратегическому планированию, имеющих практический опыт организации стратегического планирования в вузах и способных оказывать поддержку стратегическому планированию в вузах региона.

• Укрепление межвузовских связей, обмен опытом университетского управления, совмест-

ная работа по реализации крупных проектов развития высшей школы.

• Самостоятельной задачей проекта явилось развитие экспертного ресурса по стратегическому управлению в российской высшей школе, формирование новой управленческой культуры в вузах - участниках проекта, повышение управленческого профессионализма на всех уровнях управления вузом. В рамках решения этой задачи были созданы группы стратегического планирования в вузах - участниках проекта и сформирована сеть экспертов по стратегическому планированию.

• Создание общедоступных информационных ресурсов по стратегическому планированию вузов через журнал «Университетское управление: практика и анализ», web-site. Журнал обеспечивал постоянную информационную поддержку проекта путем публикации материалов по проблемам стратегического планирования, с которыми столкнулись вузы — участники программы, и статей, анализирующих опыт других университетов, в том числе и зарубежных. Всего по данной проблематике за период действия проекта опубликовано более 40 статей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.