Научная статья на тему 'Чгу:органичный синтез ( интервью с ректором В. А. Грызловым)'

Чгу:органичный синтез ( интервью с ректором В. А. Грызловым) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Чгу:органичный синтез ( интервью с ректором В. А. Грызловым)»

ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА

«Главная особенность Череповца - это обилие учебных заведений, дающее ему завидное право именоваться русским Оксфордом, какое название, кроме Череповца, ни одному из небольших уездных городов обширной земли русской присвоено быть не может» (Вестник Новгородского земства, 1906 г.). «ОтРыбинска ходят пароходы по Шексне. На этом пути лежит знаменитый город Череповец, - или, проще говоря, Северные Афины. В городе около 800 учащихся, или по одному на 5 жителей - пропорция такая, какую встретишь где-нибудь в Цюрихском кантоне. В Череповце им-еет-ся реальное училище, женская гимназия, учительская семинария, сельскохозяйственная школа» (Субботин А.П. «Волга и волгари». 1894 г.).

Череповецкий государственный университет создан 3 июня 1996 г. Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина и последовавшим постановлением Правительства Российской Федерации № 742 от 24 июня 1996 года «путём слияния... Череповецкого государственного индустриального института и Череповецкого государственного педагогического института». С этой даты начинается история классического университетского образования в городе Череповце. Между тем традиции подготовки учителей и технических специалистов в этом крае - давние.

В 1868 г. городской голова Иван Андреевич Милютин, столкнувшись с нехваткой квалифицированных кадров для своего механического завода, решил открыть в Череповце техническое училище. И в 1869 г. на средства «Торгового дома бр. Милютиных и К» училище с шестилетним сроком обучения было открыто и получило название Александровского в честь будущего императора Александра III. Учебные планы и програм-мы для него разрабатывались в Череповце, т.к. в столи-

цах ничего подходящего не оказалось. Училище находилось в ведении Министерства финансов и готовило мастеров, машинистов, чертёжников. Оно было доступно для всех сословий, в конце XIX в. здесь обучались дети из многих губерний России, а в очереди за выпускниками российские предприятия стояли десятилетиями. Из стен Александровского технического училища вышли знаменитый летчик. Валерий Чкалов, известный хирург Николай Амосов.

В 1872 г. состоялся первый набор в Реальное училище; в 1873 г. для него было построено новое здание на окраине города. Среди реалистов первого набора был будущий профессорИ.Н. Воскресенский, судостроитель, основатель Ленинградского кораблестроительного института. Учился в Реальном училище и Игорь Ло-тарев - будущий поэт Игорь Северянин.

Не м-енее давними являются традиции и в педагогическом образовании. В1875 г. в городе была открыта учительская семинария (ранее существовали летние курсы по подготовке учителей), приглашены преподаватели из С.-Петербурга и других городов России. Располагалась она «на окраине города, в местности м-ало заселённой...». Семинарии принадлежал большой участок земли, где размещались сад, огород, теплицы, парники, пасека, конюшня, ферм-а, мастерские. Доходы от хозяйства шли на завтраки учащимся (ломоть чёрного хлеба и чай) и на пом-ощь нуждающимся семинаристам. За 44 года существования Череповецкая учительская семинария подготовила около 600 квалифицированных учителей.

Мы беседуем с ректором Череповецкого государственного университета, профессором Владимиром Сергеевичем Грызловым.

- Как развивалась система образования в регионе после революции?

- Техническое обучение в нашем городе не прерывалось. После революции училища преобразовывались в средние специальные учебные заведения. С раз-

витием промышленного и гражданского строительства в Череповце был открыт строительный факультет Вологодского политехнического института (ВоПИ). В 1964 г. Северо-Западный политехнический институт заочного обучения открыл Череповецкий УКП (учебно-консультативный пункт), в 1970 г. преобразованный в филиал СЗПИ с одним химико-металлургическим факультетом. В 1986 г. оба филиала слились в Череповецкий филиал ВоПИ с двумя факультетами: индустриальным и строительным. В 1993 г. на базе филиала ВоПИ был организован Череповецкий государственный индустриальный институт (ЧГИИ), вошедший в 1996 г. в состав ЧГУ.

Параллельно развивалось педагогическое образование. В 1919 г. Учительская семинария была преобразована в Череповецкий институт народного образования (ЧИНО) с трёхлетним курсом обучения. Управлял институтом в традициях того времени совет ЧИНО, куда входили преподаватели, лаборанты, студенты. Текущей жизнью руководило правление института. Первым председателем правления был назначен профессор Н.А. Бунаковский. В институте преподавали -будущий детский писатель Ю.В. Цеханович, профессор ЛГПУ им. Герцена С.Е. Ляпин. Студентов и преподавателей постоянно привлекали на ликвидацию неграмотности, субботники, воскресники и т.п. Преподавателей не хватало. Осенью 1921 г. ЧИНО, не сделавший ни одного выпуска, был преобразован в педтех-никум повышенного типа; затем подобные учебные заведения стали называться педучилищами. В 1939 г. на его базе был открыт двухгодичный Учительский институт. Летом 1941 г. состоялся первый выпуск ЧУИ, тогда же институт был временно закрыт, здания и имущество были переданы военному ведомству.

В 1944 институт вновь начал работу, причем кроме филфака и физмата открылся исторический факультет, просуществовавший до 1950 года.

В 1954 г. Череповецкий учительский институт был преобразован в Череповецкий педагогический институт (ЧГПИ) с четырёхлетним курсом обучения и двумя факультетами: филологическим и физико-математическим, в 1959 г. к ним добавился педагогический факультет. В ЧГПИ работали такие известные преподаватели, как Р.Н. Попов, М.И. Сидоренко, А.И. Ященко, Л.Я. Маловицкий и др. Созданное Р.Н. Поповым студенческое научное общество воспитало целую плеяду филологов, именами которых гордится вуз.

Сегодня ЧГУ - это единственный классический университет и крупнейшее высшее учебное заведение Вологодской области, являющееся действительным членом Евразийской Ассоциации университетов. В его составе - пять институтов, три факультета. Обучение ведется в соответствии с государственной лицензией на право ведения образовательной деятельности и государственной аккредитацией по 44 специальностям и направлениям. В ЧГУ обучается более 9500 студентов и 230 аспирантов. Занятия проводят свыше 500 преподавателей, из которых более 60 - доктора наук, профессора; более 250 - кандидаты наук, доценты.

Университет участвует в научных и учебных программах сотрудничества с ведущими высшими учебными заведениями России, программах международного сотрудничества. (ЧГУ является участником программы ШБСиРР партнерства университетов Северо-Запада России и США, сотрудничает с Фейрфилдским университетом (США), осуществляет постоянные контакты с Немецким культурным центром им. Гёте в Санкт-Петербурге и Москве, сотрудничает с немецкой службой академических обменов). Университет осуществляет совместные культурно-просветительские и образовательные программы с учреждениями, организациями и предприятиями, находящимися в Череповце и других городах Вологодской области.

- Ваш университет создан путем объединения ресурсов двух институтов, готовивших специалистов в двух направлениях: техническом и педагогическом. Насколько органичным получилось такое слияние?

- В университетах классического типа действуют различные направления в сфере подготовки специалистов. Наш университет не является здесь исключением. Наоборот, объединение ресурсов позволило придать ускорение развитию университета, расширить границы его влияния на жизнь региона. Совместное общение и деятельность гуманитариев и специалистов технической сферы оказывают благотворное воздействие на весь процесс подготовки специалистов в нашем вузе. Интерес к творчеству, культуре, искусству, познание законов развития человеческого общества дают пищу для размышлений представителям технической сферы. И наоборот. Прагматическая основа подготовки инженеров, управленцев заставляет гуманитариев учитывать экономические и технические реалии нашего времени. Таким образом, обогащая и поддерживая друг друга, полноценно развиваются и классические университетские, и педагогические, и инженерно-технические, и экономические направления подготовки.

- В вашем учебном заведении своя сложившаяся структура управления и организации деятельности. Каковы ее особенности?

- Наш университет, созданный на основе интеграционной идеологии, вынужден был решать многие вопросы своего становления и развития самостоятельно, в условиях отсутствия какого либо опыта и примера для подражания. Кстати говоря, общепринятой модели интеграционного механизма объединения вузов до сих пор не существует. Поэтому во многих регионах, в которых по стратегическим соображениям необходимо проводить укрупнение вузов или создавать университетские комплексы, решение не принимается, так как на первый план выдвигается человеческий фактор.

Руководство ЧГУ исходит из концепции классического университетского образования, т.е. признания единства учебного и научного процессов. В связи с этим многочисленные бывшие факультеты были объединены в пять крупных институтов по научно-отраслевым признакам. Это позволило расширить их автономию, придать им статус центров финансовой ответственности, создать научные творческие коллективы, дееспособные ученые советы с правом конкурсного отбора ППС, диссертационные советы, внедрить систему студенческого самоуправления. Директора институтов работают на правах проректоров, поэтому степень их полномочий и ответственности значительно шире, чем у деканов.

Как центры финансовой ответственности, институты занимаются инновационной и инвестиционной деятельностью, на основе зарабатываемых средств создают собственные фонды развития, участвуют в формировании консолидированного бюджета университета.

- Сегодня весьма актуален вопрос трудоустройства выпускников вузов. Как решают эту проблему ваши выпускники,? Как университет участвует в их трудоустройстве?

- Наши выпускники трудятся во многих уголках России. Наибольшее их количество, естественно, сосредоточено в Северо-Западном регионе. Да, мы стараемся наладить системное стратегическое партнерство с представителями бизнеса, учитывая интересы предприятий в подготовке специалистов, регулярно про-

водя встречи с топ-менеджерами крупных производств, руководителями средних и малых предприятий. Наши студенты не испытывают проблем с прохождением практики. Многие из них, проявив себя, впоследствии остаются работать там, где практиковались. И все же проблема трудоустройства существует. Чтобы решить ее, мы ведем постоянный мониторинг рынка труда в нашем городе, стараемся учесть прогнозные оценки развития промышленности, сферы услуг, участвуем в разработке и реализации городских и региональных программ, связанных с открытием новых производств, в переподготовке работников. В ближайшее время в университете начнет работать Общественный Совет, в который войдут наиболее авторитетные представители экономики, культуры, органов власти. Это позволит скоординировать усилия и получить более полную и достоверную картину в сфере подготовки специалистов на годы вперед. Эта задача является, на наш взгляд, настолько важной, что она стала частью миссии ЧГУ, а именно: строить свою деятельность не только на основе учета реальных потребностей региона в высококвалифицированных кадрах, но и активно формировать эти потребности с учетом перспектив развития России и региона.

- В следующем году ЧГУ отметит свое 10-летие. Можно уже подводить некоторые итоги, обозначать перспективы развития?

- Главным результатом нашей деятельности является то, что университет состоялся, и это произошло не в областном центре, а в городе районного значения, но обладающем крупным промышленным потенциалом. Наличие у нас в регионе крупных производственных комплексов России: ОАО «Северсталь», ОАО «Аммофос», ОАО «Азот» и др., прогрессивное развитие наукоемких и образовательных технологий, экономика и экологические проблемы, история Вологодской земли - явились благодатной почвой для обеспечения высокого уровня фун-

даментальных и прикладных научных исследований в таких областях, как металлургия, химия, строительство, социология, естественные и гуманитарные науки, информационные технологии.

Главное звено стратегических планов крупных промышленных регионов -видение перспективы развития ведущих предприятий, что создает своего рода корпоративный климат и понимание на всех уровнях региональной политики. ЧГУ, как одна из составляющих социальной инфраструктуры города, непосредственно участвует в формировании этого климата. Тысячи студентов, преподавателей и сотрудников университета, десятки тысяч выпускников, аспирантов, родителей студентов - все они создают серьезный социальный пласт. Это не просто значительная по количеству группа горожан, это специфическая часть населения, ориентированная на проблемы образования, заинтересованная в их оптимальном решении. Университет возложил на себя основную ответственность за уровень образованности населения региона, его интеллектуальный потенциал, социальный настрой, воспитанность молодежи, наличие местных научных школ. В связи с этим структура университета, его имидж, научно-исследовательская база, социальные гарантии становятся основой стратегии развития университета.

В 2004-2005 гг. при поддержке Фонда Форда университет являлся участником международного инновационного проекта «Стратегическое управление в российских университетах», результаты которого в настоящее время используются нами при формировании стратегии развития университета на конкретный промежуток времени с учетом имеющихся условий, макро- и микроэкономических ситуаций.

Руководство университета видит необходимость разработки стратегического плана, ориентированного на перспективу, позволяющего обеспечить концентрацию усилий на ключевых направлениях развития, сделать управление вузом более открытым, обеспечивающим эффективное использование имеющихся ресурсов. Устойчивое развитие вуза является инструментом приобретения конкурентных преимуществ, придающих нам уверенность в будущем.

Важным этапом в этом направлении явился Б^ОТ-анализ состояния и перспектив развития университета, позволивший выявить сильные и слабые стороны, проблемы и возможности как вуза в целом, так и отдельных его подразделений. Результатом этого анализа стало определение: «Череповецкий государственный университет - это независимый, динамичный, многопрофильный, международный образовательный центр с диверсифицированными связями, центр молодежной культуры».

Миссия: «Мы - классический инновационный университет, эффективно и динамично хозяйствующий комплекс, развивающий образование с учётом ноос-ферного восприятия картины мира. ЧГУ готовит высококвалифицированных специалистов и обеспечивает формирование их лидерских качеств. Наши ценности отражают гуманистические идеалы Российского образования: качество, доступность, непрерывность, фундаментальность, свобода мысли и возможность для самореализации. Наш девиз: «Не уставая творить и дерзать в честь и во славу Российской земли!».

Главная цель - создание интеллектуальной среды для повышения благосостояния и становления новых форм и стилей жизни в регионе, устойчивое успешное развитие ЧГУ.

Основные стратегические направления:

• укрепление роли университета в городе Череповце и Северо-Западном регионе путем создания условий для реализации лидерских качеств у студентов, профессорско-преподавательского и административно-управленческого состава вуза, формирования активного гражданского общества, совершенствования системы непрерывного образования, укрепления партнёрских связей с бизнес-сообществом, властью и общественностью, расширения спектра прикладных научных исследований для крупного, среднего и малого бизнеса;

• повышение качества научной и образовательной деятельности путем развития корпоративного менеджмента, совершенствования кадрового потенциала, внедрения новых образовательных технологий, систем тестирования и самоконтроля, е-управления;

• экономическая успешность на основе эффективного использования ресурсов и повышения материального благополучия сотрудников вуза.

Университет реализует следующие стратегические проекты: система менеджмента качества, бюджетирование, система непрерывного образования, инновационно-инвестиционная деятельность, жилищное строительство через ипотеку, электронное управление, система сбалансированных показателей.

Последние инициативы Президента РФ В.В. Путина в области образования вселяют уверенность, что для развития образования будет создана новая качественная основа. Хотелось бы надеяться, что эти инициативы будут в полном объеме реализованы, а не потонут в «риторике и отсутствии реальных действий» громоздкого управленческого аппарата. Ведь нет сомнения, что будущее России

- в сохранении фундаментальной науки и высокой планки университетского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.