Научная статья на тему 'Опыт профилактики одиночества у детей-сирот в условиях детского дома (на примере Ченцовского детского дома Красносельского района Костромской области)'

Опыт профилактики одиночества у детей-сирот в условиях детского дома (на примере Ченцовского детского дома Красносельского района Костромской области) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
747
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ОДИНОЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ORPHANS / LONELYNESS / CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Захарова Дарья Александровна

Данная статья посвящена анализу опыта предупреждения чувства одиночества у детей, воспитывающихся в условиях детского дома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Захарова Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of lonesomeness prophylaxis in orphaned children in the conditions of children''s home (on the example of Chentsy orphanage in the District of the urban locality of Krasnoye, Kostroma Region)

This article analyzes the experience of preventing loneliness in children who are brought up in a children's home.

Текст научной работы на тему «Опыт профилактики одиночества у детей-сирот в условиях детского дома (на примере Ченцовского детского дома Красносельского района Костромской области)»

ными воззрениями, подготавливают к профессиональной деятельности.

Таким образом, реализация перечисленных условий зависит от педагогического потенциала социально-культурной среды, возможностей привлечения к разработке и реализации реабилитационных проектов ресурсов государственных и общественных организаций. В связи с этим, возникает потребность в формировании особого социокультурного пространства, позволяющего осуществить полноценное включение детей с ограниченными возможностями здоровья в культурный социум, создании педагогических условий, позволяющих осуществить полноценное включение детей-инва-лидов в социум, использовать их потенциал в социокультурной жизни современного общества.

Библиографический список

1. Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации». - М.: НВФ «Со-

циально-психологические технологии», 1996. -С. 155-156.

2. Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. - Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002. - С. 15-21.

3. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. - 260 с.

4. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инк-

люзивное образование детей-инвалидов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://

www. socpolitika. ru/rus/social_policy_research/ applied_research/document745. shtml.

5. Уставные и программные документы Всероссийского общества инвалидов. - М.; Пермь: РИЦ «Здравствуй», 1997. - С. 40-41.

УДК 37

Захарова Дарья Александровна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

janna_z@mail.ru

ОПЫТ ПРОФИЛАКТИКИ ОДИНОЧЕСТВА У ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА (на примере Ченцовского детского дома Красносельского района Костромской области)

Данная статья посвящена анализу опыта предупреждения чувства одиночества у детей, воспитывающихся в условиях детского дома.

Ключевые слова: дети-сироты, одиночество, творческая деятельность.

Проблема сиротства остро стоит в современной России. Несмотря на все усилия . государства и общества количество детей данной категории снижается крайне мало. Как показывают исследования (О.Б. Долгинова, А.В. Мудрик, З. Рубин, Фромм-Рейхман и др.) дети-сироты из-за недостатка внимания и ласки склонны переживать одиночество.

Проблема одиночества, его значение для отдельных индивидов, влияние на социальные процессы, а также возможные технологии его преодоления всегда были одним из центров гуманитарной и социальной мысли.

Несмотря на то, что на протяжении столетий изучением проблемы одиночества занимались и продолжают заниматься ученые различных взглядов и направлений, одиночество как социально-пси-холого-педагогический феномен представляет собой малоизученное явление. Содержание понятия «одиночество» в психолого-педагогической науке постоянно уточняется.

В зарубежной научной литературе проблема одиночества наиболее активно стала исследовать-

ся с 50-х годов прошлого столетия (Р. С. Вейс, Т.Б. Джонсон, К.Э. Мустакас, Л.Э. Пепло и др.). В современной России к проблеме одиночества проявляется повышенный интерес только в последнее десятилетие. Многие аспекты одиночества нашли свое отражение в трудах таких исследователей, как С.В. Бакалдин, Е.Н. Заворотных, И.С. Карнаух, Е.М. Коротаева, С.В. Малышева, Л.Г. Нуретдино-ва, И.М. Слободчиков и др.

В настоящее время имеются трудности определения и интерпретации сущности одиночества, его специфики и субъективных причин, отсутствует четкая дифференциация смежных с одиночеством понятий (таких, например, как «изоляция», «уединение»).

Мы понимаем одиночество как один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, попавшего в условия изоляции от других людей или оказавшегося в непривычной, измененной обстановке. В условиях одиночества у ребенка-сироты может возникнуть психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией, нарушением вегетативных реакций, актуализируется потребность в общении.

© Захарова Д.А., 2013

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 4

169

Высокая многогранность одиночества у детей-сирот вырастает из множества способствующих появлению этого феномена факторов, которые в общем можно разделить на три тематические части: обусловленные расставанием с родителями, физическим и психическим становлением, когнитивным развитием, стремлением к значимости; связанные с социальными структурами и культурными процессами (чрезмерное отвержение и роль неудачника, чрезмерные ожидания и нереалистические нормы, неполноценные отношения между взрослыми и детьми, ограниченные или блокированные возможности осмысленной занятости); связанные с личностными особенностями (низкая самооценка, чувство бессилия, апатия и бесцельность, робость, скудные социальные навыки) [1].

Характерными чертами детей-сирот, ощущающими себя одинокими являются следующие: они более пессимистичны, испытывают гипертрофированное чувство жалости к себе, ожидают от других людей только неприятностей, а от будущего - лишь худшего, они не общительны, стараются быть незаметными и не привлекать к себе внимание, чаще всего выглядят печальными.

Как показывают исследования, дети склонны переживать ощущение одиночества из-за недостатка внимания и ласки особенно остро в возрасте 56 лет (после начнется школа, учеба, новые друзья, и это несколько снимет остроту данной проблемы). Для таких детей одиночество является ошеломляющим сознанием того, что они нигде не могут найти поддержки, что люди, от которых зависит их выживание, с которыми связано теплое отношение, привязанность и интерес к ним, могут обеспечить только очень ограниченное внимание к их потребностям. В этой ситуации дети-сироты чувствуют себя беспомощными. Ответом на это всепоглощающее чувство одиночества является тревога. Сдержанность в проявлениях чувств способствует усилению ощущения одиночества. Чем меньше ребенок-сирота способен к выражению того, что происходит внутри него, тем больше он чувствует себя изолированным и отчужденным. Каждый раз, когда чувства не получают выражения, «скорлупа», которая их отгораживает, становится толще и за этим барьером накапливается чувство одиночества.

Особенность переживания чувства одиночества детьми-сиротами, заключающаяся в том, что эмоциональное состояние ребенка, воспитывающегося в условиях государственного попечения обусловлено дефицитом чувства общности, ведущего к недоразвитию конструктивных отношений с миром, к отчуждению, возникновению чувства собственного несоответствия, характеризующегося тревожностью и депрессией [2].

Особую актуальность приобретает целенаправленное педагогическое воздействие с целью устранения чувства одиночества у детей данной катего-

рии. Как показывает наш опыт работы в детских домах, социально-культурная деятельность, являясь мощным средством воздействия на эмоциональную сферу ребенка-сироты, благоприятно сказывается на их морально-психологическом состоянии, способствует предупреждению или устранению чувства одиночества.

Одним из эффективных способов преодоления одиночества у детей-сирот младшего школьного возраста, по нашему мнению, является организованная творческая деятельность.

Так, в Ченцовском детском доме Красносельского района Костромской области творческая деятельность детей-сирот организована по следующим направлениям:

1) сказкотворчество. Дети сочиняют сказки, рассказывают друг другу, своим друзьям, ставят спектакли по сценарию своих произведений. Эта деятельность благоприятно влияет на интеллектуальное развитие детей данного возраста;

2) художественно-изобразительная деятельность: вышивание, живопись, резьба по дереву. Ребята имеют возможность подарить свои рукоделия друзьям, родственникам, гостям, принять участие на выставках в различных организациях разных регионов России. Например, ежегодно дети выезжают в г. Москву к своим друзьям и спонсорам с концертом и выставкой своих поделок. Все это благоприятно влияет на эмоциональное развитие, рост самооценки детей;

3) ролевые игры, которые проходят в положительном окрашенном общении способствуют выработки позитивного отношения к миру через сопереживание, прикосновение, соучастие.

4) ландшафтная терапия: воспитанники сами моделируют свое пространство. Например, они сами разрабатывают ландшафтный проект по озеленению территории вокруг детского дома: сажают деревья, разбивают клумбы с различными цветами, площадки для игры и отдыха, на которых располагаю сделанные своими же руками скамеечки, столик. Следует отметить, что дети в Ченцов-ском детском доме имеют возможность моделировать пространство не только в своей спальне, доме, дворе, но социальном окружении (в деревне).

Нами был проведен опрос воспитанников младшего школьного возраста Ченцовского детского дома, какое творчество они предпочитают, что им нравится и что не очень и почему?

Полученные данные свидетельствуют, что дети предпочитают различные формы творческой деятельности:

- девочки отдают предпочтение: сказкотворчество - 75%; вышивание - 90%; живопись - 45%; ролевые игры, участие в спектаклях - 60%; резьба по дереву - 1%; ландшафтная деятельность - 80%;

- мальчики предпочитают: сказкотворчество -55 %; вышивание - 2%; живопись - 30%; ролевые

170

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

игры, участие в спектаклях - 50%; резьба по дереву - 97%; ландшафтная деятельность - 80%.

На вопрос, чем им нравится выбранные формы творчества, были получены следующие ответы:

1. Можно показать взрослым людям, что я умею делать своими руками - 40 %

2. Меня хвалят - 30%.

3. Я со своей работой поеду на выставку - 25%.

4. Талантливых детей забирают в семью - 5%.

Проведенное нами исследование показывает,

что условиями успешного преодоления одиночества у детей-сирот младшего школьного возраста являются:

1) активное вовлечение младших школьников в творческую деятельность;

2) многообразие форм и видом свободного выбора для ребенка в творческой деятельности;

3) направленность творческой деятельности не только на себя, но и на других.

Наше исследование свидетельствуют, что формы выбираются и нравятся воспитанникам детс-

кого дома младшего школьного возраста, такие, при которых расширяются социальные контакты, и работа осуществлялась в ситуации успеха.

Итогом такой деятельности становится повышение уровня самооценки, коммуникативных навыков, самостоятельности в использовании получаемой информации, снижение уровня тревожности и агрессивности, повышение активности и мотивации к получению новых знаний, что в свою очередь, способствует преодолению чувства одиночества у детей данной категории.

Библиографический список

1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2001. - 176 с.

2. ЗахароваД.А. Факторы, способствующие возникновению одиночества в подростковом возрасте // Социальная педагогика: интеграция теории и практики: Сб. науч. тр. аспирантов и молодых ученых. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. - С. 38-43.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 4

171

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.