ными воззрениями, подготавливают к профессиональной деятельности.
Таким образом, реализация перечисленных условий зависит от педагогического потенциала социально-культурной среды, возможностей привлечения к разработке и реализации реабилитационных проектов ресурсов государственных и общественных организаций. В связи с этим, возникает потребность в формировании особого социокультурного пространства, позволяющего осуществить полноценное включение детей с ограниченными возможностями здоровья в культурный социум, создании педагогических условий, позволяющих осуществить полноценное включение детей-инва-лидов в социум, использовать их потенциал в социокультурной жизни современного общества.
Библиографический список
1. Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации». - М.: НВФ «Со-
циально-психологические технологии», 1996. -С. 155-156.
2. Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. - Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002. - С. 15-21.
3. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. - 260 с.
4. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инк-
люзивное образование детей-инвалидов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://
www. socpolitika. ru/rus/social_policy_research/ applied_research/document745. shtml.
5. Уставные и программные документы Всероссийского общества инвалидов. - М.; Пермь: РИЦ «Здравствуй», 1997. - С. 40-41.
УДК 37
Захарова Дарья Александровна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
janna_z@mail.ru
ОПЫТ ПРОФИЛАКТИКИ ОДИНОЧЕСТВА У ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА (на примере Ченцовского детского дома Красносельского района Костромской области)
Данная статья посвящена анализу опыта предупреждения чувства одиночества у детей, воспитывающихся в условиях детского дома.
Ключевые слова: дети-сироты, одиночество, творческая деятельность.
Проблема сиротства остро стоит в современной России. Несмотря на все усилия . государства и общества количество детей данной категории снижается крайне мало. Как показывают исследования (О.Б. Долгинова, А.В. Мудрик, З. Рубин, Фромм-Рейхман и др.) дети-сироты из-за недостатка внимания и ласки склонны переживать одиночество.
Проблема одиночества, его значение для отдельных индивидов, влияние на социальные процессы, а также возможные технологии его преодоления всегда были одним из центров гуманитарной и социальной мысли.
Несмотря на то, что на протяжении столетий изучением проблемы одиночества занимались и продолжают заниматься ученые различных взглядов и направлений, одиночество как социально-пси-холого-педагогический феномен представляет собой малоизученное явление. Содержание понятия «одиночество» в психолого-педагогической науке постоянно уточняется.
В зарубежной научной литературе проблема одиночества наиболее активно стала исследовать-
ся с 50-х годов прошлого столетия (Р. С. Вейс, Т.Б. Джонсон, К.Э. Мустакас, Л.Э. Пепло и др.). В современной России к проблеме одиночества проявляется повышенный интерес только в последнее десятилетие. Многие аспекты одиночества нашли свое отражение в трудах таких исследователей, как С.В. Бакалдин, Е.Н. Заворотных, И.С. Карнаух, Е.М. Коротаева, С.В. Малышева, Л.Г. Нуретдино-ва, И.М. Слободчиков и др.
В настоящее время имеются трудности определения и интерпретации сущности одиночества, его специфики и субъективных причин, отсутствует четкая дифференциация смежных с одиночеством понятий (таких, например, как «изоляция», «уединение»).
Мы понимаем одиночество как один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, попавшего в условия изоляции от других людей или оказавшегося в непривычной, измененной обстановке. В условиях одиночества у ребенка-сироты может возникнуть психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией, нарушением вегетативных реакций, актуализируется потребность в общении.
© Захарова Д.А., 2013
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 4
169
Высокая многогранность одиночества у детей-сирот вырастает из множества способствующих появлению этого феномена факторов, которые в общем можно разделить на три тематические части: обусловленные расставанием с родителями, физическим и психическим становлением, когнитивным развитием, стремлением к значимости; связанные с социальными структурами и культурными процессами (чрезмерное отвержение и роль неудачника, чрезмерные ожидания и нереалистические нормы, неполноценные отношения между взрослыми и детьми, ограниченные или блокированные возможности осмысленной занятости); связанные с личностными особенностями (низкая самооценка, чувство бессилия, апатия и бесцельность, робость, скудные социальные навыки) [1].
Характерными чертами детей-сирот, ощущающими себя одинокими являются следующие: они более пессимистичны, испытывают гипертрофированное чувство жалости к себе, ожидают от других людей только неприятностей, а от будущего - лишь худшего, они не общительны, стараются быть незаметными и не привлекать к себе внимание, чаще всего выглядят печальными.
Как показывают исследования, дети склонны переживать ощущение одиночества из-за недостатка внимания и ласки особенно остро в возрасте 56 лет (после начнется школа, учеба, новые друзья, и это несколько снимет остроту данной проблемы). Для таких детей одиночество является ошеломляющим сознанием того, что они нигде не могут найти поддержки, что люди, от которых зависит их выживание, с которыми связано теплое отношение, привязанность и интерес к ним, могут обеспечить только очень ограниченное внимание к их потребностям. В этой ситуации дети-сироты чувствуют себя беспомощными. Ответом на это всепоглощающее чувство одиночества является тревога. Сдержанность в проявлениях чувств способствует усилению ощущения одиночества. Чем меньше ребенок-сирота способен к выражению того, что происходит внутри него, тем больше он чувствует себя изолированным и отчужденным. Каждый раз, когда чувства не получают выражения, «скорлупа», которая их отгораживает, становится толще и за этим барьером накапливается чувство одиночества.
Особенность переживания чувства одиночества детьми-сиротами, заключающаяся в том, что эмоциональное состояние ребенка, воспитывающегося в условиях государственного попечения обусловлено дефицитом чувства общности, ведущего к недоразвитию конструктивных отношений с миром, к отчуждению, возникновению чувства собственного несоответствия, характеризующегося тревожностью и депрессией [2].
Особую актуальность приобретает целенаправленное педагогическое воздействие с целью устранения чувства одиночества у детей данной катего-
рии. Как показывает наш опыт работы в детских домах, социально-культурная деятельность, являясь мощным средством воздействия на эмоциональную сферу ребенка-сироты, благоприятно сказывается на их морально-психологическом состоянии, способствует предупреждению или устранению чувства одиночества.
Одним из эффективных способов преодоления одиночества у детей-сирот младшего школьного возраста, по нашему мнению, является организованная творческая деятельность.
Так, в Ченцовском детском доме Красносельского района Костромской области творческая деятельность детей-сирот организована по следующим направлениям:
1) сказкотворчество. Дети сочиняют сказки, рассказывают друг другу, своим друзьям, ставят спектакли по сценарию своих произведений. Эта деятельность благоприятно влияет на интеллектуальное развитие детей данного возраста;
2) художественно-изобразительная деятельность: вышивание, живопись, резьба по дереву. Ребята имеют возможность подарить свои рукоделия друзьям, родственникам, гостям, принять участие на выставках в различных организациях разных регионов России. Например, ежегодно дети выезжают в г. Москву к своим друзьям и спонсорам с концертом и выставкой своих поделок. Все это благоприятно влияет на эмоциональное развитие, рост самооценки детей;
3) ролевые игры, которые проходят в положительном окрашенном общении способствуют выработки позитивного отношения к миру через сопереживание, прикосновение, соучастие.
4) ландшафтная терапия: воспитанники сами моделируют свое пространство. Например, они сами разрабатывают ландшафтный проект по озеленению территории вокруг детского дома: сажают деревья, разбивают клумбы с различными цветами, площадки для игры и отдыха, на которых располагаю сделанные своими же руками скамеечки, столик. Следует отметить, что дети в Ченцов-ском детском доме имеют возможность моделировать пространство не только в своей спальне, доме, дворе, но социальном окружении (в деревне).
Нами был проведен опрос воспитанников младшего школьного возраста Ченцовского детского дома, какое творчество они предпочитают, что им нравится и что не очень и почему?
Полученные данные свидетельствуют, что дети предпочитают различные формы творческой деятельности:
- девочки отдают предпочтение: сказкотворчество - 75%; вышивание - 90%; живопись - 45%; ролевые игры, участие в спектаклях - 60%; резьба по дереву - 1%; ландшафтная деятельность - 80%;
- мальчики предпочитают: сказкотворчество -55 %; вышивание - 2%; живопись - 30%; ролевые
170
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
игры, участие в спектаклях - 50%; резьба по дереву - 97%; ландшафтная деятельность - 80%.
На вопрос, чем им нравится выбранные формы творчества, были получены следующие ответы:
1. Можно показать взрослым людям, что я умею делать своими руками - 40 %
2. Меня хвалят - 30%.
3. Я со своей работой поеду на выставку - 25%.
4. Талантливых детей забирают в семью - 5%.
Проведенное нами исследование показывает,
что условиями успешного преодоления одиночества у детей-сирот младшего школьного возраста являются:
1) активное вовлечение младших школьников в творческую деятельность;
2) многообразие форм и видом свободного выбора для ребенка в творческой деятельности;
3) направленность творческой деятельности не только на себя, но и на других.
Наше исследование свидетельствуют, что формы выбираются и нравятся воспитанникам детс-
кого дома младшего школьного возраста, такие, при которых расширяются социальные контакты, и работа осуществлялась в ситуации успеха.
Итогом такой деятельности становится повышение уровня самооценки, коммуникативных навыков, самостоятельности в использовании получаемой информации, снижение уровня тревожности и агрессивности, повышение активности и мотивации к получению новых знаний, что в свою очередь, способствует преодолению чувства одиночества у детей данной категории.
Библиографический список
1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2001. - 176 с.
2. ЗахароваД.А. Факторы, способствующие возникновению одиночества в подростковом возрасте // Социальная педагогика: интеграция теории и практики: Сб. науч. тр. аспирантов и молодых ученых. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. - С. 38-43.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 4
171