СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
УДК 371
Захарова Дарья Александровна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
janna_z@mail.ru
МОДЕЛЬ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОПЕЧЕНИЯ
В статье раскрываются специфика понятия «одиночество», разнообразие его форм, специфика проявлений и последствий воздействия одиночества у детей-сирот. Представлена модель педагогической деятельности, направленная на преодоление и предупреждение одиночества у воспитанников учреждений государственного попечения. Ключевые слова: дети-сироты, одиночество, условия преодоления и предупреждения сиротства.
В жизни российского общества последних десятилетий мы наблюдаем кардинальные преобразования, последствия которых отразились в нестабильности ведущих институтов социализации подрастающих поколений, ухудшении социального самочувствия разных категорий населения, распространении таких явлений, как наркомания, алкоголизм, безработица, социальное сиротство.
Изучение контингента «одиночества» свидетельствует, что данный термин прошел длительный процесс развития. О.В. Задорожная установила, что это слово появилось в древнерусском книжном языке в XI-XII вв., в частности, в «Поучении князя Владимира Мономаха детям» и в последующие шесть столетний «одиночество» трактовалось как состояние одинокого, бессемейного человека. Начиная с середины XIX века, смысл этого понятия расширяется. Оно понимается теперь в двух значениях: человек бессемейный и человек, живущий без товарищей. В последние годы при определении данного понятия выстраивается синонимический ряд: изоляция, уединенность, отчужденность, депривация, бессемейность.
В современных исследованиях (К.Н. Агалина, С.В. Вербицкая, О.Б. Долгинова. И.С. Кон, Н.Е. Покровский, В.А. Сакутин, О.В. Хухлаева и др.) одиночество рассматривается как состояние и ощущение человека, находящегося в условиях отсутствия значимого общения, эмоциональных связей с людьми. В отечественной философии одиночество трактуется как определенная форма отношения личности к окружающему миру, вызванная нарушением коммуникации между ним и субъектом, выражающаяся в состоянии дисгармонии, оторванности от этого мира, замкнутости на субъектных чувствах, мыслях и переживаниях (Д.А. Ма-теев, Т.Р. Рашидова и др.).
В психологии одиночество - это специфическая форма самосознания, основой которой является субъективная уверенность в невозможности получения помощи извне по поводу удовлетворения потребности в «другом», трансформирующаяся в ощущение собственного социального бессилия,
воспринимаемая как дефицит социального взаимодействия и значимых социальных связей (С.В. Ба-калдин, Е.М. Коротеева, С.В. Малышева, Н.А. Николаева, Е.А. Селиванова и др.). В этом контексте подростковое одиночество понимается как невключенность в жизнь общества и сообщества, вызванные этим переживания (А.А. Петрова).
Одиночество проявляется в трех формах: обыденной, экстремально-ситуативной или искусственной (экспериментальной, лечебной). Оно может быть системным или диффузным (подозрительность в межличностных отношениях при сочетании возбудимости, эмотивности, тревожности, эм-патийности); конструктивным (экзистенциональ-ный поиск) или деструктивным (ощущение потери прошлого, безысходности, бессмысленности собственного существования, пустоты); эпизодическим или хроническим; вынужденным или объективным; физическим, коммуникативным, эмоциональным, духовным.
Кроме того, оно может иметь глубинный уровень последствий (аутизм, иные патологические изменения) или поверхностный (вызванный нехваткой образной связи).
Все сказанное выше позволяет нам сделать ряд выводов: а) одиночество - состояние несовершеннолетнего, связанного с отсутствием положительных связей с окружающими людьми, сопровождающееся коммуникативной депривацией, ощущением пустоты, аномией, подозрительностью в межличностных отношениях. У детей-сирот одиночество проявляется в высоком уровне требовательности, малообщительности, отстраненности, закрытости при одновременной ранимости, неуверенности в себе, в стремлении уйти от реальности; б) причинами одиночества у детей, лишенных попечения родителей, являются: синдром госпитализ-ма в детстве, отсутствие обратной связи с семьей, ближайшем окружением, сообществом сверстников, слабо развитые социальные навыки, низкая самооценка, узость жизненного опыта, страх нового, неудачи в деятельности.
Следовательно, для детей-сирот одиночество сопровождается социальной изоляцией, развитием
184
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Захарова Д.А., 2014
Модель предупреждения и преодоления одиночества у воспитанников..,
эгоцентризма, конфликтом личностных стандартов, агрессией в общении, поведенческой пассивностью, социальным инфантилизмом.
В силу этого становится важным осуществление процессов предупреждения и преодоления этого сложного и многоаспектного явления в жизни несовершеннолетних, лишенных родительского попечения и переданных на воспитание государству. Первый термин подразумевает формирование установки у участников педагогической деятельности на минимизацию влияния совокупности условий, мешающих эффективной социальной коммуникации. Второй - это система мер, предусматривающая использование стимулов и применение адекватных педагогических средств для коррекции опыта взаимодействия и самочувствия ребенка-сироты в учреждении государственного попечения.
Для продуктивности взаимосвязанных процессов предупреждения и преодоления одиночества у воспитанников учреждений государственного попечения, обеспечения их успешности нами была разработана модель педагогической деятельности, которая включала: принципы гуманизации, иерархичности, диалогичности, адресности; средства (коллектив, деятельность, игра, личный пример, обучение), организационные формы (дополнительное занятие, консультация, факультативы, кружки, тренинги, консилиумы, дискуссии), логики (диагностика, проектирование, реализация, мониторинг). Она включает концептуальный, целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты.
В ходе претворения в жизнь охарактеризованной модели были выявлены пути эффективности процессов предупреждения и повышения преодоления одиночества у детей-сирот. При этом мы исходим из того, что путь - это направление деятельности специалиста (педагога, воспитателя, психолога), ориентированное на предупреждение и преодоление одиночества у детей-сирот. Такими путями являются: развитие интеллектуальной, мотива-ционной, эмоционально-волевой, духовно-нравственной сфер личности детей-сирот; формирование жизненных качеств через обучение в коллективе и коллективом; использование трансситуационного научения для преодоления и расширения детьми индивидуального опыта решения проблем; преобразование детьми предметной и природно-эстетической среды учреждения и социума, создание локальных пространств для личности и группы; организация взаимодействия с окружающими на разных уровнях; стимулирование объективации и рефлексии у воспитанников учреждений государственного попечения.
Целесообразной реализацией предложенных путей, как было установлено в ходе опытно-экспериментальной работы, является совокупность условий, к которым отнесены: индивидуальный под-
ход, обеспечение безопасности личности на основных этапах взросления, оптимизация совместной деятельности всех членов коллектива учреждения государственного попечения.
Для подтверждения выдвинутых в гипотезе предложений использовалась совокупность методик: шкала одиночества Д. Рассела и М. Фергюсо-на, опросники П. Эдди, Д. Гирвельда, метод незаконченных предложений, методика «Словарь моих проблем» (Е.Б. Старовойтенко), тест смысложиз-ненных ориентаций (Д.А. Леонтьев), методика исследования самоотношений (МИС), которые должны были фиксировать динамику изменений после проведения тренингов («Я и другие», «Я в мире других», «Мир и гармония»), групповых дискуссий («Без чего человек не сможет быть счастливым?», «Самые важные ценности», «Доверие»), индивидуального консультирования («Портрет близкого мне человека», «О чем я мечтаю»), моделирования будущего («Кем быть, где жить?!»), участия в коллективной деятельности («Помочь другому», «Твой голос», «Изменим мир вокруг»), игры («Космос», «Океан», «Лучше гор могут быть только горы...»).
По завершении опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе были отмечены следующие результаты:
1) 1) снижение уровня переживания одиночества с 1,75 до 0,58;
2) 2) общий показатель одиночества за время эксперимента изменился по критериям когнитивный, поведенческий, эмоциональный.
Кроме того, проведенный сравнительный анализ показывает: чем больше сфер, в которых ребенок-сирота испытывает неудовлетворенность отношениями со значимыми людьми, тем интенсивнее переживание одиночества.
Анализ типичных чувств, сопровождающих одиночество воспитанников учреждения государственного попечения с низкой интенсивностью его переживания, показал, что они испытывают печаль, плохое настроение, скуку и практически не указывают такие чувства, как отчужденность, страх, опустошенность, депрессия. Кроме того, эти подростки способны увидеть позитивные аспекты уединения (об этом свидетельствует переживание спокойствия, умиротворенности, увлеченности, занятости).
Таким образом, выявленная динамика позволила нам сделать выводы:
1. Понимание одиночества как сложного многопланового, амбивалентного феномена позволяет считать, что применительно к детям-сиротам, воспитывающимся в государственных учреждениях, оно может рассматриваться как невключенность в жизнь сообщества, отсутствие связей, образов прошлого, настоящего и будущего, несформирован-ность уверенности в себе, акцентированность на самопереживаниях. Следовательно, одиночество -
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1
185
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
это результат добровольного переживания, экзис-тенционального поиска или дефицит социальных связей.
2. Для преодоления одиночества необходимо использование как мер прямого воздействия, так и косвенного влияния, сочетания методов коррекции, научения, реабилитации, минимизации негативных факторов и актуализации жизненного опыта ребенка.
3. Для предупреждения одиночества целесообразно создание благоприятного микроклимата, проектирование насыщенной событиями эмоционально-окрашенного характера повседневной жизнедеятельности детей, расширение опыта совладания с одиночеством, жизненными трудностями, создание ситуации успеха.
Библиографический список
1. Березин С.В., Евдокимова Ю.Б. Социальное сиротство: дети и родители: Материалы к курсу «Педагогическая психология». - Самара: Изд-во «Универс-групп», 2003. - 52 с.
2. Герт В.А. Коррекционные аспекты преодоления негативного влияния одиночества в подростковом возрасте // Социальное образование. -2011. - № 1. - С. 26-32.
3. Захарова Д.А. Опыт профилактики одиночества у детей-сирот в условиях детского дома (на примере Ченцовского детского дома Красносельского района Костромской области) // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. -2013. - № 4. - С. 169-172.
УДК 159.923
Пронина Анжелика Николаевна
доктор педагогических наук
Маркова Светлана Витальевна
кандидат психологических наук Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина antipi-elena@yandex.ru, marckova.s2011@yandex.ru
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ ПЕДАГОГА ДЕТСКОГО ДОМА КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ-ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
В статье авторы представили основные предпосылки разработки и процессуальные характеристики психолого-педагогической технологии развития личностной зрелости педагога детского дома как условия обеспечения целостности социализации-индивидуализации детей-сирот.
Ключевые слова: личностная зрелость, целостность социализации-индивидуализации, эмпатийность, креативность, самореализация.
Проблема сиротства для России была и остаётся значимой социальной и научной . проблемой. Правительство РФ принимает все необходимые меры по снижению количества детских домов и сокращению численности детей-сирот. Вместе с тем, в детских домах РФ остаётся около 50000 детей, оставшихся без попечения родителей.
В современной психолого-педагогической науке обосновано положение о том, что развитие ребёнка старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского дома обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации, теоретически обоснованы и апробированы программа и педагогическая технология социализации-индивидуализации детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского дома [2]. Вместе с тем практика показывает не-сформированность профессиональных знаний и умений у воспитателей детского дома для реализации соответствующей программы и технологии обеспечения целостности социализации детей-сирот.
Статистические данные показывают, что для 45,8% детей интернатных учреждений значимым в их жизни является педагог. В настоящее время в исследованиях Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной и др. изучается проблема субъектных факторов, определяющих эффективность педагогической деятельности. Одним из основных компонентов в структуре субъектных факторов педагогической деятельности является личностный компонент (Н.В. Кузьмина). А.К. Маркова, изучая профессиональную компетентность учителя, вводит понятие «зрелость личности учителя». Основным педагогическим умением личностно зрелого учителя А.К. Маркова считает умение осознавать направленность собственной деятельности на развитие личности ученика.
Эмпирическое исследование, проведённое А.Н. Прониной и С.В. Марковой, установило наличие взаимосвязи уровня личностной зрелости педагога и проблем социализации и индивидуализации детей детского дома. Так во взаимодействии с личностно незрелыми педагогам выявлено у 23,5% воспитанников детского дома поведение
186
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Пронина А.Н., Маркова С.В., 2014