формирования профессиональной позиции, умений и навыков успешной профессиональной деятельности выпускников, компетентного использования социально-педагогического потенциала форм воспитательной работы и готовности к грамотному применению их на практике.
Библиографический список
1. Адольф В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1998.
2. Басова В.М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности. - Кост-
рома, 2004.
3. Воронцов Д.Б. Некоторые подходы к определению педагогических условий формирования социальной компетентности студентов вузов // Психология и педагогика социального воспитания. -Кострома, 2010. - С. 42-45.
4. Кевля Ф.И. Педагогические технологии: диагностика, прогнозирования и поддержка личностного развития ребёнка. - Вологда, 2009.
5. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М.; Воронеж, 2002.
6. Мудрик А.В. Социализация человека. - М., 2010.
УДК 37;371.4
Захарова Жанна Анатольевна
доктор педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
janna_z@mail.ru
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО ДОМА
В данной статье раскрываются основные подходы к воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях государственного попечения.
Ключевые слова: ребенок-сирота, социокультурная среда, детский дом.
Ситуация, сложившаяся в последние десятилетия в современной России, характеризуется экономической и социальной нестабильностью, что отражается на жизни семьи в целом и, в частности, детей. Неизбежным следствием этого является увеличение масштабов социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности, усиление социальной дезадаптации детей и подростков. Именно они пополняют детские социальные учреждения, в первую очередь - детские дома.
Как показывают исследования зарубежных и российских ученых, дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, характеризуются повышенной эмоциональной тревожностью, агрессией, нередко имеют слабое физическое здоровье, психические отклонения или задержки, отрицательный социальный опыт, отсутствие постоянного положительно окрашенного общения с взрослыми и сверстниками. Часто у них снижен уровень нормы интеллектуального развития, хуже сформированы умения саморегуляции поведения, навыки самоконтроля.
Обедненная среда обитания в детском доме способствует деформированности жизненно важных для детей-сирот качеств психики, таких как, например, любознательность, познавательная активность, избирательность в отношениях со сверстниками и теми, кто младше или старше, лицами своего и противоположного пола, и многих других.
Воспитанники данного типа учреждений, в отличие от детей, воспитывающихся в семейных ус-
ловиях, активно реагирующих на окружающую их обстановку, творчески осваивающих ее, вынуждены приспосабливаться к требованиям окружающей среды. Они практически не способны к сопереживанию окружающим людям. Причем им чуждо как реактивное сопереживание, появляющееся в ответ на чувства других людей, так и инициативное сопереживание - стремление ребенка разделить свое переживание с другими людьми, привлечь их к сопереживанию.
Ребенок из детского дома с трудом способен к собственному оцениванию, он часто не стремится согласовать свое отношение к происходящему с отношением взрослого. Он только соотносит их.
Неумение взять на себя ответственность за решение конфликта демонстрирует его «потребительское» отношение к взрослым, тенденцию ждать и даже требовать решения своих проблем от окружающих, приводит к доминированию защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и, соответственно, к неспособности продуктивного, конструктивного решения проблем во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Медики утверждают, что пребывание ребенка в условиях типового детского дома в течение нескольких лет атрофирует у него функции регуляторного блока мозга, что приводит к невозможности реагировать на актуальные стимулы и формирует принцип поведения «здесь и сейчас». Специалисты называют данную особенность психики «синдромом полевого поведения», который проявляется в том, что человек не в состоянии самостоя-
© Захарова Ж.А., 2013
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013
173
тельно выполнить ряд последовательных действий, которые требуют переключения с одного вида деятельности на другой с одновременным удерживанием в памяти конечной цели делаемого.
Аналогичные тенденции были установлены И.А. Залысиной и Е.О. Смирновой. Длительное наблюдение за группами детей четырех-шести лет, одни из которых росли в семье, другие - вне ее, позволило авторам сделать следующие выводы: а) воспитанники детского дома ведут себя менее активно, скупо выражают свои переживания, их движения скованны и маловыразительны; б) речь детей, воспитывающихся вне семьи, отличалась бедностью словарного запаса, простотой и однообразием грамматического состава высказываний. Более того, у них оценочных суждений было меньше в 3,5 раза, чем у их семейных сверстников. Объяснения вообще отсутствовали; в) воспитанникам детского дома трудно было сосредоточиться на длительное время, они постоянно отвлекались на предметы окружающей ситуации (в 4 раза чаще); г) у дошкольников из детского дома, из-за того что отсутствует генезис общения, а ни одна из форм общения с ними взрослых не отвечает возрастным требованиям, в поведении совместились особенности детей младенческого, дошкольного и младшего школьного возраста, которые находят свое выражение в сниженной эмоциональности, пассивности, неадекватности реакций и задержках развития внутреннего плана [2]. Итак, дефицит общения с взрослыми на данном возрастном этапе, бедность контактов со сверстниками, различие в условиях жизни и воспитания оказывают существенное влияние на личностное развитие воспитанников закрытых государственных учреждений, объясняя причину их отставания не только в психическом развитии, но и в социальном становлении.
Исследования А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых, в свою очередь, показывают, что младшие воспитанники интернатов общительны, приветливы, доброжелательно относятся к взрослым и детям, любознательны. Одновременно, подчеркивают авторы, бросается в глаза, что они во многом отличаются от своих сверстников из обычных школ, от детей, воспитывающихся в семье. Картина отличий сложна и неоднозначна: по одним параметрам они находятся на уровне своих одноклассников, даже несколько опережают их, по другим - резко отстают и от более младших. В частности, в своем исследовании они установили, что воспитанники детских домов, школ-интернатов превосходят детей из всех других групп массового обследования по старательности, стремлению как можно лучше выполнить задание взрослого, что свидетельствует об их общем положительном отношении к учению и направленности на общение с взрослым.
Данная тенденция прослеживается и в подростковом возрасте, о чем свидетельствуют результа-
ты исследований В.С. Мухиной. Она подчеркивает, что в эмоциональном отношении подросток не развит, их волевые притязания недостаточно социализированы, волю ребенок часто прилагает к противостоянию, к нарушению прав, нарушению своих обязанностей.
Развитие духовности, ценностных ориентаций детдомовцев отличается от подростков из семьи тем, что первые ограничены маленьким социальным пространством, диспропорцией социального «Я» в сторону социального «Мы», неумением фиксировать себя на своих переживаниях, проблемах, чувствах, неспособностью рефлексировать, глубокой погруженностью в замкнутое, достаточно коррумпированное детдомовское сообщество. Объясняется все это, по мнению автора, тем, что с первых месяцев жизни за ребенком, лишенным родительского попечения, тянется недостаточность в прочувствовании своих телесных переживаний: его мало гладили, его мало любили, он не все может осмыслить.
По данным НИИ детства Российского Детского Фонда, результаты проведенного опроса выпускников школ-интернатов не утешительны в сфере социальной адаптации. Во-первых, несмотря на все усилия государства, администраций конкретных образовательно-воспитательных учреждений, эти дети не ориентированы на достижение более высоких профессиональных перспектив: свыше 80% детей-сирот ориентированы на ПТУ, лишь 10% мечтают о среднем специальном и высшем образовании. Только 3% из них продолжают обучаться в 10-11 классах.
Трудно решаются вопросы трудоустройства выпускников детских домов и школ-интернатов. До 40% из них находят работу благодаря помощи руководителей учреждений. От 50% до 60% подростков направляется в рабочие коллективы, где заняты неквалифицированным трудом. Отсюда неудовлетворенность местом работы, неконкурентоспо-собность на рынке труда.
Кроме того, по результатам мониторинга, ежегодно из сиротских учреждений убегает примерно 10% детей (около 20 тыс.). Каждый третий выпускник в течение года попадает на скамью подсудимых. Большой процент становится бомжами, и 1500 - кончают с собой, что позволяет авторам сделать вывод: «Детский дом - не лучшее место для развития ребенка».
По отдельным регионам 39,8% выпускников не смогли положительно адаптироваться после выхода из детского дома в новой социальной среде. В качестве основных причин исследователи называют: безвыходную жизненную ситуацию, недостаточное знание законов (42%), низкий культурно-образовательный уровень, заниженную самооценку, перенос ответственности при решении сложных внутренних проблем на взрослых, чувство страха за будущее.
Итак, дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, характеризуются повышенной эмоциональной тревожностью, агрессией, нередко имеют слабое физическое здоровье, психические отклонения или задержки, отрицательный социальный опыт, отсутствие постоянного положительно окрашенного общения со взрослыми и сверстниками. У них ниже нормы уровень интеллектуального развития, хуже сформированы умения саморегуляции поведения, навыки самоконтроля. В результате психологический прогноз для них носит неблагоприятный характер. В будущем большинство детдомовцев, если им не будет оказана целенаправленная, педагогически продуманная помощь, введена модель семейно замещающей заботы, ждут девиантные формы поведения, склонность к жестокости, нежелание иметь семью, воспитывать детей.
Поэтому для российского общества и государства, для педагогической теории и практики оказания помощи уязвимым категориям несовершеннолетних проблема воспитания сирот становится особенно актуальной.
В науке сложились следующие подходы к воспитанию детей-сирот: личностный, деятельностный, творческий, отношенческий, дифференцированный, ценностный (аксиологический).
Подход мы трактуем как совокупность приемов, способов в изучении чего-нибудь, в построении логики познания и преобразования действительности. Как показывает собственный опыт работы с данной категорией детей на базе Ченцовского детского дома Красносельского района Костромской области, на наш взгляд, такими подходами могут быть: личностно-деятельностный, событийный, средовой.
Личностно-деятельностный подход к воспитанию предполагает то, что учреждение государственного попечения должно снабдить деятельность воспитанника, становление его личности.
Событийный подход. Его суть в превращении какого-либо планируемого мероприятия в интересное для всех дело, способное оставить незабываемые впечатления.
Суть средового подхода - объединение воздействий всех общественных воспитательных инструментов в пределах окружающей среды.
Так, Ченцовский детский дом Красносельского района Костромской области находится в 24 км от областного центра в деревне Ченцы. На территории данного населенного пункта расположены: заброшенная последние четыре года ферма, в которой в свое время насчитывалось около 800 голов скота, один магазин, два продуктовых киоска, фельдшерско-акушерский пункт, почта, детский сад, библиотека, клуб.
Детский дом располагается в двух зданиях, соединенных переходом.
В двухэтажном здании 1992 года постройки дети живут, в одноэтажном, восстановленном и рекон-
струированном в 1999 году -занимаются кружковой работой (изостудия, мастерская, комната «Хозяюшка»).
Ченцовский детский дом имеет следующую материальную базу.
Актовый зал занимает площадь в 76,3 м2. В нем установлены мягкие кресла (3), столы (9), мягкие стулья (50), пианино, музыкальная аппаратура, домашний кинотеатр, экран, демонстрационная доска, мультимедийный проектор, ноутбук. В актовом зале проводятся праздники, собрания для детей и сотрудников, семинары для специалистов учреждений интернатного типа и других ведомств, приемных родителей, кандидатов в замещающие родители, общие мероприятия.
Тренажерный зал - 5 тренажерных станков. Дискотечный зал - аудио- и видеоаппаратура, телевизор. Компьютерный класс: 3 компьютера, принтер, сканер.
В комнатах отдыха для детей есть 3 телевизора, 2 видеомагнитофона, ДВД, караоке, 5 магнитофонов, видеокамера, цифровой фотоаппарат.
С ноября 2005 года оборудована и функционирует сенсорная комната (22,2 м2), полученная в рамках проекта Евросоюза.
В здании кружковой работы (325,2 м2) расположены:
- комната «Хозяюшка» - площадью 13,98 м2. Здесь находятся - электрическая трехконфорочная плита, 2 кухонных гарнитура, стол обеденный, стулья, холодильник, кухонный комбайн, тостер, микроволновая печь, 4 сервиза;
- мастерская - площадью 35,59 м2. Здесь находятся стеллажи для хранения инструментов, 6 рабочих столов, стулья, шкаф для электроинструментов, токарный станок, заточной станок, электролобзик, шлифовальная машина, ручные лобзики;
- изостудия - площадью 34,54 м2, в которой находятся: 3 письменных стола, 3 журнальных столика, стол для глажения, 5 шкафов для хранения материалов, стулья, диван, кресла; электрооборудование: 4 швейные электромашинки, электрооверлок, утюг, 3 настольные лампы;
- библиотека - 35,59 м2, в которой 7581 экземпляр книг, аудио-, видеокассеты, 3 компьютера;
- лекотека - в которой находятся развивающие игры, книжки и различные игрушки для детей от 3 до 18 лет.
Кроме того, в Детском доме расположены кабинеты специалистов службы сопровождения замещающих семей: кабинет психолога, методический кабинет, игровая.
Деревенским «домашним» детям нечем заняться, так как нет секций, кружков (только в школе, которая расположена в 1,5 километрах от деревни, но все учителя, живущие в Ченцах, уходят из школы вместе с учениками), поэтому, несмотря на то что в деревне имеется клуб, культурно-досуговым
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013
175
очагом для этого населенного пункта стал Ченцов-ский детский дом, где на сегодняшний день воспитывается 16 детей в возрасте от 8 до 18 лет.
Взаимодействие детей детского дома и семей деревни носит взаимовыгодный характер. Для воспитанников детского дома предоставляется возможность более близко соприкоснуться с устоями семьи, понять семейные роли, получить наглядный положительный пример проведения свободного времени взрослых и детей (в данном случае для них важно видеть общение родителей и детей, то есть того, чего они лишены или имели негативный опыт в своей кровной семье) и т.п. Для сельских семей с детьми, с одной стороны, это позволяет на практике укрепить детско-родительские и супружеские отношения, с другой - возродить семейные традиции.
Важным регулирующим элементом жизни сельского сообщества всегда были и остаются совместные праздники. Деревенские дети и их родители совместно с воспитанниками детского дома участвуют во многих мероприятиях, способствующих обогащению и расширению семейных традиций общения членов семьи, среди которых: тематические семейные викторины, конкурсы, выставки, КВН, «Минута славы», «Зарница», «Зимние забавы», «Ищем клад», «Масленица», «Колядки».
В течение пяти лет действует традиция «Письмо Деду Морозу»: дети детского дома и деревенские дети (1-5 класс) пишут письма и получают подарки от Московских спонсоров.
Ежегодно на базе детского дома проводятся новогодние елки для этих детей с вручениями подарков, на которых в обязательном порядке присутствуют деревенские жители; организуется поздравление пожилых людей (День мудрости) и ветеранов (9 Мая) с праздниками с приглашением их в детский дом, вручением подарков, изготовленных своими руками в изостудии; проводится акция «Чистая деревня» (дети убирают территорию деревни вместе с деревенскими детьми, в том числе возле памятника воинам Великой Отечественной войны).
Кроме того, в этом году было организовано восстановление праздничного календаря. Бережное обращение с традицией, соединение ее с современными формами досуга населения - основной принцип формирования этого календаря. При малона-
селенности деревни это особенно важно, так как способствует расширению контактов людей, развитию деловой и социальной активности сельчан.
Таким образом, приобщение к семейным традициям даёт представление о формировании мотивационно-ценностного отношения детей и их родителей к традициям семьи, о механизме передачи социокультурных ценностей на основе принципа преемственности традиций с учетом возрастных особенностей детей, педагогические функции традиций заключаются в стереотипных требованиях к личности и ее поведению в обществе, в силе личного примера; использовании положительного опыта воспитания детей предшествующих поколений. Через них транслируются подрастающему поколению знания о хозяйственных обязанностях членов семьи, правилах поведения в супружестве, подготовка к материнству, отцовству и т.д. и реализуются через методы, приемы и средства воспитания, заложенные в его содержании, в педагогических взглядах, опыте каждой семьи: уважение к старшим, к женщине-матери, к труду, гостеприимство, семейно-родственная взаимопомощь.
В Ченцовском детском доме разрабатываются и реализуются программы воспитательной работы и дополнительного образования различной направленности: «Здоровье », «Социально-бытовая ориентация», «Культура поведения», «Рукоделие», «Твой профессиональный выбор», «Программа подготовки детей-сирот к переходу в приемную семью», целью которой является компенсация последствий травматического опыта, пережитого ребенком, лишенным попечения родителей, создание позитивного образа семьи в сознании воспитанников.
Таким образом, в своей совокупности все эти подходы к воспитанию детей-сирот центрируются на воспитаннике детского дома - будущем гражданине, родителе, семьянине, специалисте.
Библиографический список
1. Басова В.М., Захарова Ж.А. Формирование социально-педагогической компетентности у приемных родителей (усыновителей). - Кострома, 2003.
2. Захарова Ж.А. Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания приемного ребенка в замещающей семье: монография. - Кострома, 2009.