Технология воспитания ассертивного поведения у детей-сирот в условиях детского дома
УДК 373
Грушин Александр Сергеевич
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ale35547@yandex.ru
ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
В данной статье рассмотрены категории детей-сирот, последствия социального сиротства, проанализированы определения ассертивности, ассертивного поведения, ассертивной позиции и компонентов ассертивности, особенности воспитания ассертивного поведения у детей-сирот в условиях детского дома, проблемы формирования уверенности у детей данной категории.
Ключевые слова: ассертивность, ассертивное поведение, дети-сироты.
Процессы реформирования российского общества, затронули все социальные . институты и, прежде всего, семью, которая в настоящее время характеризуется нестабильностью, сложностью в системе детско-роди-тельских отношений, социальным неблагополучием, ослаблением воспитательной функции, неадекватностью поло-ролевой социализации в ней, что привело к росту феномена «сиротство».
Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие различных социальных факторов.
Сирота - человек, лишившийся единственного или обоих родителей в связи со смертью последних [11].
Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель [11].
К категории детей-сирот относятся:
- дети, у которых умерли или погибли родители;
- дети, оставшиеся без попечения родителей в связи с лишением их родительских прав, отобранные у родителей без лишения родительских прав;
- дети, чьи родители считаются без вести пропавшими или недееспособными, объявлены умершими;
- дети, родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы и находятся под стражей на время следствия, разыскиваемые органами внутренних дел за уклонения от уплаты алиментов и отсутствие сведений об их местонахождении;
- дети, родители которых длительное время болеют и не имеют возможности выполнять свои родительские обязанности;
- дети, родители которых неизвестны;
- дети, от которых отказались родители;
- беспризорные дети.
Исследователи (О.А. Дорожкина, Ж.А. Захарова, И.И. Осипова, Г.В. Семья, В.Н. Ослон и другие), занимающиеся данной темой, указывают, что при значительных материальных затратах государства на содержание учреждения попечения таких детей, многие их выпускники плохо адаптируются к новым условиям, совершают противоправные действия, испытывают неудовлетворение от общения, окружения.
Неутешительна статистика выпускников, которые покидают учреждения государственного попе-
чения. В самостоятельной жизни, большинство из них плохо адаптируются к новым условиям. Многие из них оказываются не способными принять нормы и проблемы общества, страдают алкоголизмом и наркоманией, заканчивают жизнь самоубийством [4].
У выпускников детских домов возникает множество проблем. Одна из основных - успешно влиться в общество и самостоятельно выстроить собственную жизнь.
Как показывает анализ литературы, одним из последствий воспитания в учреждениях государственного попечения является неуверенное поведение ребенка-сироты.
Следовательно, важным вопросом для теории и практики преодоления и предупреждения неуверенности у детей-сирот является формирование навыков ассертивного поведения.
Под ассертивностью - мы понимаем способность и готовность ребенка свободно вступать в коммуникацию с разными людьми, ясно выражать свои мысли, чувства и требования, осознанно управлять своим поведением, неагрессивно регулировать отношения с окружающими.
Ассертивность как интегративное свойство личности, влияющее на социальную презентацию и успешность, активно формируется в подростковом возрасте, когда подросток наиболее близок к восприятию своих собственных переживаний и переживаний других людей. В подростковом возрасте существует огромная потребность, необходимость в интеграции разных проявлений своего Я, но для этой интеграции необходим другой человек - сила, дающая психологическую информацию для интегрирования Я [12].
В подростковом периоде у детей складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений; становление «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это потеря детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта [12].
Поскольку психофизическое, умственное, социальное, эмоциональное развитие связаны с изменениями, происходящими в личности подростка,
© Грушин А.С., 2014
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2
153
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
они во многом определяют все дальнейшие особенности взросления и поведения подростка, наиболее остро это проявляется у детей-сирот [5].
К компонентам ассертивности следует отнести адекватную оценку ситуации, целесообразное варьирование способов действия и продуктивное преобразование проблемных ситуаций (гибкость мышления); прогнозирование саморазвития и самодвижения, определение своего Я в окружающем мире на основе осознания смыслов и ценностей своей жизни (смыс-ложизненные ориентации) (В.А. Шамиева).
Ассертивное поведение позволяет детям высказываться четко и однозначно, поступать нравственно, действовать убедительно, избегать манипулирования окружающими, разбираться в себе и в других, уметь настоять на своем. Можно сказать, что ассертивность - это адекватная оценка обстановки и своего поведения, это путь к самореализации, путь саморазвития.
В сфере межличностных отношений ассертив-ное поведение предполагает отказ от опоры на чужие мнения и оценки, культивирование спонтанного поведения в соответствии со своими собственными настроениями, побуждениями и интересами.
Под ассертивным поведением мы понимаем развитие у человека самооценки, эмоциональной сферы, достижение успеха в деятельности, удовлетворенности в самоутверждении в себе и своих действиях.
Как отмечает Т.В. Левкова, ассертивная позиция подростка выступает как эффективный способ разрешения конфликтных ситуаций в системе «Специалист-воспитанник». Такая позиция освобождает от авторитарности и развивает чувство ответственности в педагогическом общении. Ассертив-ное поведение детей-сирот предполагает также развитие уверенности и позитивной установки [7].
Дети, растущие вне семьи более других подвержены формированию неуверенного или агрессивного поведения среди сверстников. Особенно часто агрессивное поведение подростков проявляется вне семьи, в закрытых коллективах (детских домах, учреждениях интернатного типа и др.), где ребенок зачастую сам пытается занять определенную линию поведения. В ситуациях давления со стороны группы ребенок либо подчиняется, даже не высказывая собственное мнение, либо отвечает подобными же манипуляциями и агрессией. Учитывая важность для детей-сирот быть принятым в среде сверстников, выработка навыков ассертив-ного поведения очень важна. Специалисты детских домов на занятиях или специальных тренингах вырабатывают у детей навыки уверенного отказа в безопасных ситуациях [3].
Чаще всего неуверенность проявляется, как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, забитость. Гиперактивность и гипоактивность - формы часто неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей. Это имеет огромное
значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм уверенного поведения, следования положительным образцам - способность открыто выражать позитивные и негативные чувства [3].
Главное в работе специалистов и воспитателей детских-домов - направлять деятельность детей, регулировать их межличностные отношения. Общение обладает ценностью лишь тогда, когда вызывает потребность взаимного обмена мыслями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям [1].
Поскольку у детей-сирот недостаточно опыта эффективного взаимодействия, то соответственно, у них нет уверенности в собственной эффективности. Это ведет к негативным психическим состояниям, таким как внутренняя конфликтность, фрустрация, иногда депрессивное состояние. С другой стороны это неуверенность на поведенческом уровне выражается как непоследовательные, противоречивые действия и поступки, иногда социально небезопасные, поэтому столь актуально формирование у детей-сирот уверенности в себе, ассертивности.
Для воспитанников детских домов особенно важным является моделирование условий, в которых возможно формирование навыков уверенности в себе. Оптимальные условия для этого создает психологический тренинг.
Тренинг уверенности увеличивает число возможных способов поведения человека. Они могут заключаться в отходе от знакомых, стереотипных паттернов и в поиске альтернативных, более эффективных способов взаимодействия [4].
Эффективность социально-психологического тренинга, направленного на развитие у подростков коммуникативных навыков и коррекцию межличностных отношений в группе сверстников способствует повышению уровня ассертивности детей, повышению их социальной адаптации. Так, на базе Ченцовского детского дома Красносельского района Костромской области, для детей-сирот проводился «Тренинг уверенного поведения», направленный на формирование у детей-сирот оптимального и конструктивного способа взаимодействия с разными людьми.
Результаты воспитания ассертивного поведения отслеживались при помощи таких методик, как: «Ассертивность личности в условиях сотрудничества учащихся с педагогом» (В.Г. Казанская); тест на ассертивность; опросник «Адаптивность» (МЛО - АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина; методика диагностики и показателей форм агрессии и враждебных реакций А. Басса и А. Дарки; Фрейбургская анкета агрессивности; тест склонности к риску К. Левитина; «Диагностика степени уверенности в себе» (Н.Н. Обозов) и другие. Они свидетельствуют о позитивной динамике. Так, по завершении тренинга в группе были отмечены следующие результаты:
154
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
Представления городских и сельских социальных работников о пожилых и старых людях
- снижение уровней тревожности ситуативной и личностной;
- повышение уровня ассертивного поведения.
Таким образом, ассертивность является характеристикой определенного типа поведения - ассертивного, для которого характерны: расширение степени свободы и саморазвития на основе ответственности за выбор своих чувств, действий и отношений с собой и окружающими, независимость в суждениях, чувство собственного достоинства и значимости, ориентация на события реальной жизни, независимость ценностей и поведения от воздействия извне; способность самостоятельно формировать свое мнение о жизни; свобода выражения своих потенциалов, открытость; вера в себя и доверие другим.
Библиографический список
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М.: Просвещение, 1988. -398 с.
2. Бишоп С. Тренинг ассертивности. - СПб.: Питер, 2001. - 208 с.
3. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. - М.: Прогресс, 1990. - 192.
4. Грушин А.С. Тренинг уверенного поведения у детей-сирот - Кострома: Авантитул, 2013. - 83 с.
5. Захарова Ж.А. Основные подходы к воспитанию детей-сирот в условиях социокультурной среды детского дома // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасо-
ва. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2013. -№ 5. - С. 173-176.
6. Конькина Е.В. Современное положение российских кадетских корпусов // Модернизация образования: проблемы и перспективы: материалы региональной науч.-практ. конф. Оренбург, 2829 ноября 2002. Ч. 2. - Оренбург: ОГПУ, 2002. -С. 97-101.
7. Кривцова C.B., МухаматулинаЕ.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. - М.: Генезис, 1997. - 192 с.
8. Особенности социальной адаптации детей из детского дома. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/sociology/ 2c0b65625a3bd68a5d53b89521206c37_1.html (дата обращения: 10.02.2014).
9. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. - М.: Большая российская энциклопедия, 1999. - 672 с.
10. Ульрих P. P. Уверенность в себе / Рита и Роджер Ульрих. - М.: РГБ, 1999. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sunhome.ru/psychology.
11. Федеральный закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ.
12. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. - СПб. : Речь, 2006. -112 с.
УДК 159.9:316.6
Лемиш Вера Васильевна
кандидат психологических наук, доцент Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
verlem2004@yandex.ru
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
О ПОЖИЛЫХ И СТАРЫХ ЛЮДЯХ
В статье представления о пожилых и старых людях рассматриваются как элемент геронтокультуры. Показано, что у сельских социальных работников образ пожилого человека более позитивен, чем у городских, однако образ старого человека в равной степени негативен. Представления сельских социальных работников лучше дифференцированы.
Ключевые слова: геронтокультура, образ пожилого человека, образ старого человека, социальная работа, городской менталитет, сельский менталитет.
Увеличение доли пожилых людей в возрастной структуре общества сделало актуальным вопрос о необходимости формирования культуры старения, или геронтокультуры как на микро-, так и на макросоциальном уровне. На макросоциальном уровне геронтокультура проявляется в социальной политике, в представлениях о том, как человек должен вести себя при старении, в образах старости [5; 6]. Представления о стареющих людях оказывают влияние на межпоколенные и межличностные отношения [1; 10],
в том числе и на взаимодействие специалистов помогающих профессий с пожилыми и старыми людьми [7]. Чаще других, практически ежедневно, с данной возрастной категорией людей имеют дело социальные работники.
Цель социальной работы с пожилыми людьми состоит в создании условий для их эффективной социально-психологической адаптации, в превращении пожилого человека из объекта (клиента) социальной работы в её субъекта. Это возможно лишь при опоре на ресурсы самих пожилых людей
© Лемиш В.В., 2014
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2
155