Научная статья на тему 'Опыт проектной деятельности дошкольников в летний оздоровительный период в детском саду'

Опыт проектной деятельности дошкольников в летний оздоровительный период в детском саду Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. / PRESCHOOL AGE / PROJECT ACTIVITIES / SUMMER WELLNESS PERIOD / ENVIRONMENTAL EDUCATION.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харченко Мария Павловна

Анализируется опыт создания детьми различных проектов – продуктов совместной деятельности на основе экологических компонентов окружающей среды в летний период времени. Творческая инициатива детей в условиях игровой деятельности способствует развитию критичности мышления, адекватности эмоционально-чувственного отношения к живой природе. На примере проектных материалов из песка дети осваивали различные продукты собственного творения, усиливая тем самым познавательный интерес к практике, как виду творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харченко Мария Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of project activities of preschoolers in the summer wellness period in kindergarten

The article analyzes the experience of children creating various projects – products of joint activities based on environmental components of the environment in the summer. The creative initiative of children in the conditions of play activity contributes to the development of critical thinking, the adequacy of emotional and sensual attitude to wildlife. Using the example of sand project materials, children mastered various products of their own creation, thereby enhancing their cognitive interest in practice as a type of creative activity.

Текст научной работы на тему «Опыт проектной деятельности дошкольников в летний оздоровительный период в детском саду»

ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

УДК 376.37:372.3

И. В. Телънюк, М. М. Ковалева, М. Б. Савенко, Н. С. Горовая Т. Г. Фомина

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Введение. Вопросы логопедии и организации работы логопедического кабинета в образовательных учреждениях общего и специального типа достаточно широко освещены в отечественной научно-прикладной литературе [1-2]. Учитывая то, что работа логопеда представляет собой прак-тико-ориентированную помощь детям с нарушениями речевого развития, перед дошкольной образовательной организацией возникает объективная необходимость проектирования рабочего места (логопедического кабинета), где педагог мог бы реализовывать свои функциональные обязанности - осуществлять коррекцион-но-педагогическую работу, составлять и реализовывать индивидуальные образовательные марш-

руты, способствовать нормализации физического и психического развития детей, подготавливая их таким образом к будущему школьному обучению [3-5]. Логопедическая помощь детям в целом является важной частью образовательного процесса в детских садах, особенно в учреждениях комбинированного типа, где обучаются дети с различными особенностями развития.

Организация работы логопедического кабинета требует учета множества факторов, таких как возраст детей, уровень речевого развития, индивидуальные особенности каждого ребенка и взаимодействие с педагогами и родителями.

Рассмотрим основные аспекты организации работы логопедиче-

Коррекционно-педагогическое образование. 2024. № 4

ского кабинета в детском саду комбинированного вида, а также обсудим опыт некоторых видов логопедических практик.

Основная часть. При организации открытия логопедического кабинета следует учесть возможные направления его деятельности, что обусловливает необходимость комплектования соответствующими учебно-методическими и дидактическими материалами. Следует также учесть, что комплектование логопедического кабинета в детском саду комбинированного вида требует тщательного планирования и учета специфики работы с разными категориями детей. Кабинет должен быть оборудован таким образом, чтобы обеспечить комфортное и эффективное проведение диагностических, коррекционных и развивающих занятий [6].

Министерством просвещения РФ разработаны рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учеб-но-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования прописаны компоненты

РППС для кабинетов специалистов: учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога

[7].

Приведём перечень основных пространств и элементов, которые должны присутствовать в кабинете учителя-логопеда:

1. Рабочее пространство учи-теля-логопеда включает: рабочее место педагога должно включать стол, кресло, компьютер или ноутбук с лицензионным программным обеспечением, многофункциональное устройство / принтер, взрослый стул, шкаф для одежды, а также специализированную мебель и системы хранения. Это обеспечит эргономичность и удобство в процессе работы и оформления документации.

Для соблюдения санитарно-гигиенических требований необходимы следующие средства: емкости для приготовления и хранения дезинфицирующих растворов, используемые для обработки логопедического инструментария, полотенца, раковины, бактерицидные облучатели, а также бесконтактные детские термометры.

2. Пространство кабинета для занятий с ребенком/детьми, необходимое для эффективной ра-

боты логопеда, должно включать следующее оборудование:

а) столы и стулья, удобные для детей (соответствующие их росту), используемые для проведения индивидуальных и групповых занятий;

б) зеркало (большое настенное), зеркало индивидуальное, позволяющее ребенку видеть свою артикуляцию и контролировать правильность произношения звуков;

г) доска магнитно-маркерная, доска пробковая; интерактивная доска - позволяет проводить занятия в игровой форме, используя мультимедийные ресурсы;

д) артикуляционный тренажер -устройство, предназначенное для тренировки мышц языка и губ, используемое в коррекционной работе; шпатели металлические, логопедические зонды;

е) музыкальный центр или магнитофон - необходимы для прослушивания музыкальных произведений, сказок, стихов и песен, а также для проведения музыкальных занятий;

ж) компьютер или ноутбук -используется для демонстрации презентаций, видеоматериалов,

интерактивных игр и других цифровых ресурсов.

2. Учебно-методические материалы, к которым относят:

методические пособия (книги и руководства по логопедии, содержащие информацию о диагностике, коррекции и развитии речи у детей разных возрастных групп);

б) Картотека на имеющиеся в кабинете пособия, рабочие тетради и альбомы, предназначенные для выполнения упражнений по развитию речи, мелкой моторики, зрительного восприятия и других важных навыков;

в) карточки и карточки-задания с изображениями предметов, животных, действий и др., используемые для развития словарного запаса, формирования грамматических конструкций и улучшения понимания речи;

г) альбомы для диагностики, в которых содержатся задания для первичной и повторной диагностики речевых нарушений;

д) дидактические игры (настольные игры, лото, домино и другие игры, способствующие развитию речи, мышления, внимания и памяти).

2. Дидактические материалы, включающие:

а) разрезные картинки и пазлы, используемые для развития мелкой моторики, зрительно-пространственного восприятия и навыков анализа и синтеза;

б) кубики и конструкторы, помогающие развивать мелкую моторику, пространственное мышление и творческие способности;

в) сюжетные картинки, которые помогают ребенку составлять рассказы, развивают связную речь и воображение;

г) магнитные доски и наборы букв и цифр, используемые для обучения чтению и письму, а также для формирования начальных математических представлений.

4. Средства для развития моторики являются необходимым учебно-методическим материалом, включающие:

а) песочные столы и кинетический песок - используются для развития тактильной чувствительности и мелкой моторики;

б) массажные мячики и коврики - применяются для массажа рук и ног, стимулирующего развитие моторики и сенсорного восприятия;

в) наборы для лепки и рисования - включают пластилин, краски, карандаши, фломастеры и другие материалы для творчества.

5. Материалы для психологической разгрузки также важны и включают:

а) детское кресло-мешок, подушки и мягкие игрушки - создают уютную атмосферу и помогают ребенку расслабиться после интенсивных занятий;

б) сенсорные панели, маты, сухой бассейн - используются для релаксации и снятия напряжения.

6. Дополнительные материалы, к которым относятся:

а) наглядные пособия (таблицы, схемы, плакаты, иллюстрирующие правила русского языка, звуки речи, строение органов артикуляции и т. д.);

б) хронометр, песочные часы, секундомер, таймер механический предназначены для контроля времени выполнения заданий и отслеживания прогресса;

в) документация (журналы учета посещаемости, планы занятий, отчеты о результатах работы и другая необходимая документация).

Таким образом, правильно укомплектованный логопедический кабинет обеспечит комфортные условия для работы специалиста и создаст оптимальную среду для эффективного обучения и развития детей с различными речевыми нарушениями, а также будет способствовать реализации важных направлений в работе логопеда.

Работа логопеда в условиях детского сада комбинированного вида включает следующие важные направления:

1. Диагностика речевых нарушений. Логопед проводит первичную диагностику для выявления особенностей речи у детей, определения уровня речевого развития и постановки диагноза. Для этого используются различные методы диагностики, такие как наблюдение за ребенком, беседы с ним, анализ продуктов его творческой деятельности и разнообразные специализированные методики комплексного речевого обследования. Для оптимизации диагностической работы рекомендуется использовать клише-бланки,

включая электронные версии, где выделены диагностические крите-

рии. Это создаст учителю-логопеду удобство работы, позволит рационально распределить время, отведенное на диагностику, увидеть результаты (а затем и динамику) как индивидуального обследования ребенка, так и всей группы [8]. Например, статья А. А. Арсеньевой и В. В. Пивнен-ко [9] посвящена рассмотрению диагностических критериев речевых нарушений у дошкольников. Используя современные подходы к диагностике грамматического строя речи, авторы предлагают использовать комплексный подход, включающий оценку различных аспектов речи, таких как фо-нетико-фонематическое развитие, лексический запас, грамматические навыки и связная речь, что особенно важно при построении индивидуальных и групповых занятий с детьми, обнаруживающими общее недоразвитие речи (ОНР).

Таким образом, правильная диагностика речевых нарушений впоследствии положительно влияет на дальнейшее построение плана коррекционной работы с детьми с нарушениями речи. Построение дальнейшего плана работы в

соответствии с развитием когнитивных функций, формированием познавательной активности ребенка, развитием общей и мелкой моторик, формированием пространственных ориентировок, развитием конструктивного прак-сиса. С учетом всестороннего подхода происходит положительная динамика общего развития ребенка, а также пополнение словарного запаса и активизация экспрессивной речи.

2. Коррекционная работа. После проведения диагностики логопед разрабатывает индивидуальный план коррекционной работы для каждого ребенка. Этот план может включать занятия по развитию артикуляционного аппарата, формированию правильного зву-копроизношения, расширению словарного запаса, улучшению грамматических навыков и развитию связной речи. Так, например, в статье О. А. Стенниковой [10] подробно рассматриваются вопросы организации коррекцион-ных занятий с детьми, имеющими общее ОНР; подчеркивается важность применения индивидуального подхода и использования игровых методов при работе с такими детьми.

3. Консультативная работа с педагогами и родителями. Логопед оказывает консультативную помощь воспитателям и родителям, помогая им понять особенности речевого развития детей и давать рекомендации по созданию благоприятных условий для коррекции и развития речи. Так, в статьях С. А. Карпенковой и со-авт. [11], И. И. Завезеновой и со-авт. [12] рассматриваются вопросы взаимодействия логопеда с другими специалистами и родителями. Авторы отмечают, что успешность коррекционной работы зависит от тесного сотрудничества всех участников образовательного процесса, подчеркивается необходимость применения интересных инновационных практик взаимодействия педагогов с родителями дошкольников.

4. Мониторинг результатов. Регулярный мониторинг достижений детей позволяет оценить эффективность проводимых мероприятий и внести необходимые коррективы в программу работы. В частности, работа А. А. Таракановой [13] посвящена вопросам мониторинга и оценки результатов логопедической работы. Ав-

тор предлагает использовать систему критериев комплексной оценки динамики речевого развития детей и качества оказываемой помощи.

Формы и методы работы логопеда. Для достижения наилучших результатов логопед использует разнообразные формы и методы работы:

1. Индивидуальные занятия. Эти занятия направлены на работу над конкретными проблемами каждого ребенка. Они могут включать упражнения на развитие артикуляционного аппарата, постановку звуков, расширение словаря и улучшение грамматики. Например, в статье Е. С. Тепляко-вой [14] приводятся подробные данные о том, что должно быть положено в основу разработки индивидуальных занятий, индивидуальных образовательных маршрутов с детьми, обнаруживающими нарушения речевого развития, показаны пути эффективных индивидуальных практик.

2. Групповые занятия. Групповая форма работы позволяет развивать коммуникативные навыки, улучшать навык восприятия и воспроизведения речи, а также

формировать умение работать в команде. Статья Л. Б. Астаховой [15] посвящена подробному рассмотрению вопросов организации логопедической помощи детям дошкольного возраста, планированию и проведению различных форм работы с детьми, в том числе и в процессе групповых занятий; подчеркивается важность подбора заданий и дидактических средств, соответствующих уровню подготовки группы.

3. Игровые методы. Использование игр и игровых ситуаций помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным для детей. Игры способствуют развитию моторики, внимания, памяти и других когнитивных функций. В статье О. Б. Римбаевой [16] показана роль игровых технологий в процессе коррекции речевых нарушений. Автор приводит примеры игр, направленных на развитие различных аспектов речи. Немаловажное значение уделяется

Заключение. Организация работы логопедического кабинета в детском саду комбинированного вида требует комплексного подхода, учитывающего все аспекты речевого развития детей. Важно

проводить регулярную диагностику, индивидуализировать программы коррекционной работы, взаимодействовать с педагогами и родителями, а также отслеживать результаты. Современные исследования показывают, что использование разнообразных форм и методов работы, включая игровые технологии, способствует достижению высоких результатов в коррекции речевых нарушений у детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». М.: Просвещение, 1989. 223 с.

2. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в специальном детском саду. СПб.: Союз, 1999.

3. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж. М.: Академия, 2008.

4. Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедическом пункте ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте от 5 до 7 лет. СПб.: Детство-Пресс, 2015.

5. Шевченко С. Г. Подготовка детей с задержкой психического развития к

обучению в школе. М.: Школьная пресса, 2001.

6. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 № р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность», Приложение № 5 // URL: https://docs.edu.gov.ru/document/50b3847 97ceaa94a9cf 1 е429db295f5 8/download/ 3 О 32/(дата обращения: 11.11.2024).

7. Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования https:// docs.edu.gov.ru/document/f4f7837770384 bfalfaal827ec8d72d4/ (дата обращения: 10.11.2024).

8. Тельнюк И. В., Худик М. В. Клише-технологии в оптимизации учебно-методической работы образовательной организации // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2024. № 3 (11). С. 34-38.

9. Арсеньева А. А., Пивненко В. В. Исследование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. № 4 (52). С. 25-28.

10. Стенникова О. А. Основные направления коррекционно-логопеди-

ческой работы по обучению грамоте детей с ОНР 3 уровня старшего дошкольного возраста // Символ науки. 2020. № 5. С. 195-198.

11. Карпенкова С. А., Иванова А. А., Мельник Г. В., Буховцова О. Л., Яковлева Е. А. Завиялова Т. А. Формы взаимодействия логопедов дошкольного учреждения с родителями // Специальное образование. 2014. № 10. Т. 1. С. 77-80.

12. Завезенова И. И, Кравцова Е. А., Лебедева Ю. В. Инновационные практики взаимодействия педагогов с родителями дошкольников // Коррекционно-педагогическое образование. 2024. № 3 (39). С. 32-37.

13. Тараканова А. А. К вопросу об организации целостной системы мониторинга в дошкольном учреждении для детей с нарушениями речи // Специальное образование. 2015. № 11. Т. 2. С. 250-253.

14. Теплякова Е. С. Индивидуализация обучения детей на коррекционно-логопедических занятиях // Ярославский педагогический вестник. 2014. №2. Т. II. С. 184-188.

15. Астахова Л. Б. Организация формы логопедической помощи детям раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях дошкольного образования // Педагогическое образование в России. 2018. № 3. С. 59-65.

16. Римбаева О. Б. Применение игровых технологий в логопедическом обучении // Eurasian Journal of Academic Research. Vol. 4. Issue 7, July 2024. P. 35-37 // URL: https://cyberleninka.ru/arti cle/n/primenenie-igrovyh-tehnologiy-v-

logopedicheskom-obuchenii/viewer (дата обращения: 11.11.2024).

REFERENCES

1. Filicheva Т. В., Cheveleva N. A., Chirkina G. V. Fundamentals of Speech Therapy: Textbook for Students of Pedagogical Institutes Specializing in "Pedagogy and Psychology (Preschool)". M.: Prosveshcheniye, 1989. 223 p. (In USSR).

2. Lalaeva R. I. Speech Therapy Work in a Special Kindergarten. St. Petersburg: Soyuz, 1999. (InRuss.).

3. Arkhipova E. F. Speech Therapy Massage. M.: Akademiya, 2008. (In Russ.).

4. Nishcheva N. V. Model Adapted Program of Correctional Development Activities at the Speech Therapy Unit of Preschool Educational Institution for Children with Severe Speech Disorders (General Underdevelopment of Speech) from 5 to 7 Years Old. St. Petersburg: Detstvo-Press, 2015. (InRuss.).

5. Shevchenko S. G. Preparation of Children with Mental Retardation for School Education. M.: Shkolnaya Pressa, 2001. (InRuss.).

6. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated August 6, 2020. No. r-75 "On Approval of the Model Regulations on Providing Speech Therapy Assistance in Organizations Engaged in Educational Activities," Appendix No. 5 // URL: https://docs.edu.gov.ru/document/50

b3 84797ceaa94a9cf 1 e429db295£5 8/downl oad/3032/ (date of application: 11.11.2024).

7. Recommendations for Forming the Infrastructure of Preschool Educational Organizations and Equipping Them with Teaching Materials for Implementing Preschool Education Programs https://docs. edu.gov.ru/document/f4f7837770384bfalf aal827ec8d72d4/ (date of application: 10.11.2024).

8. Telnyuk I. V., Khudik M. V. Cliché Technologies in Optimizing Educational Methodological Work of an Educational Organization // Bulletin of the St. Petersburg Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2024. No. 3 (11). P. 34-38. (InRuss.).

9. Arsenyeva A. A., Pivnenko V. V. Study of Grammatical Structure of Speech in Preschoolers with General Speech Underdevelopment // Bulletin of Shadrinsk State Pedagogical University. 2021. No. 4 (52). P. 25-28. (InRuss.).

10. Stennikova O. A. Main Directions of Correctional Speech Therapy Work on Literacy Training for Children with Level III General Speech Underdevelopment of Senior Preschool Age // Symbol of Science. 2020. No. 5. P. 195-198. (InRuss.).

11. Karpenkova S. A., Ivanova A. A., Melnik G. V., Bukhovtsova O. L., Ya-kovleva E. A., Zaviyalova T. A. Forms of Interaction Between Logopedists of a Preschool Institution with Parents // Special Education. 2014. No. 10. Vol. 1. P. 77-80. (In Russ.).

12. Zavezenova I. I., Kravtsova E. A., Lebedeva Yu. V. Innovative Practices of Teachers' Interaction with Parents of Preschoolers // Pedagogic Correction Education Journal. 2024. No. 3 (39). P. 32-37. (In Russ.).

13. Tarakanova A. A. On the Question of Organizing a Comprehensive Monitoring System in a Preschool Institution for Children with Speech Disorders // Special Education. 2015. No. 11. Vol. 2. Pp. 250-253. (InRuss.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Teplyakova E. S. Individualization of Teaching Children in Correctional Speech Therapy Classes // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2014. No. 2. Vol. II. Pp. 184-188. (InRuss.).

15. Astakhova L. B. Organization of Speech Therapy Support for Young and Preschool Children with Limited Health Abilities in Modern Conditions of Preschool Education // Pedagogical Education in Russia. 2018. No. 3. P. 59-65. (In Russ.).

16. Rimbaeva O. B. Application of Game Technologies in Speech Therapy Training // Eurasian Journal of Academic Research. Vol. 4. Issue 7, July 2024. Pp. 35-37 // URL: https://cyberleninka.ru/ ar-ticle/n/primenenie-igrovyh-tehnologiy-v-logopedicheskom-obuchenii/viewer (date of application: 11.11.2024).

IJocmynujia e peoaiafino: 27.11.2024 z.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.