ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
УДК 376.37:372.3
И. В. Телънюк, М. М. Ковалева, М. Б. Савенко, Н. С. Горовая Т. Г. Фомина
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Введение. Вопросы логопедии и организации работы логопедического кабинета в образовательных учреждениях общего и специального типа достаточно широко освещены в отечественной научно-прикладной литературе [1-2]. Учитывая то, что работа логопеда представляет собой прак-тико-ориентированную помощь детям с нарушениями речевого развития, перед дошкольной образовательной организацией возникает объективная необходимость проектирования рабочего места (логопедического кабинета), где педагог мог бы реализовывать свои функциональные обязанности - осуществлять коррекцион-но-педагогическую работу, составлять и реализовывать индивидуальные образовательные марш-
руты, способствовать нормализации физического и психического развития детей, подготавливая их таким образом к будущему школьному обучению [3-5]. Логопедическая помощь детям в целом является важной частью образовательного процесса в детских садах, особенно в учреждениях комбинированного типа, где обучаются дети с различными особенностями развития.
Организация работы логопедического кабинета требует учета множества факторов, таких как возраст детей, уровень речевого развития, индивидуальные особенности каждого ребенка и взаимодействие с педагогами и родителями.
Рассмотрим основные аспекты организации работы логопедиче-
Коррекционно-педагогическое образование. 2024. № 4
ского кабинета в детском саду комбинированного вида, а также обсудим опыт некоторых видов логопедических практик.
Основная часть. При организации открытия логопедического кабинета следует учесть возможные направления его деятельности, что обусловливает необходимость комплектования соответствующими учебно-методическими и дидактическими материалами. Следует также учесть, что комплектование логопедического кабинета в детском саду комбинированного вида требует тщательного планирования и учета специфики работы с разными категориями детей. Кабинет должен быть оборудован таким образом, чтобы обеспечить комфортное и эффективное проведение диагностических, коррекционных и развивающих занятий [6].
Министерством просвещения РФ разработаны рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учеб-но-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования прописаны компоненты
РППС для кабинетов специалистов: учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога
[7].
Приведём перечень основных пространств и элементов, которые должны присутствовать в кабинете учителя-логопеда:
1. Рабочее пространство учи-теля-логопеда включает: рабочее место педагога должно включать стол, кресло, компьютер или ноутбук с лицензионным программным обеспечением, многофункциональное устройство / принтер, взрослый стул, шкаф для одежды, а также специализированную мебель и системы хранения. Это обеспечит эргономичность и удобство в процессе работы и оформления документации.
Для соблюдения санитарно-гигиенических требований необходимы следующие средства: емкости для приготовления и хранения дезинфицирующих растворов, используемые для обработки логопедического инструментария, полотенца, раковины, бактерицидные облучатели, а также бесконтактные детские термометры.
2. Пространство кабинета для занятий с ребенком/детьми, необходимое для эффективной ра-
боты логопеда, должно включать следующее оборудование:
а) столы и стулья, удобные для детей (соответствующие их росту), используемые для проведения индивидуальных и групповых занятий;
б) зеркало (большое настенное), зеркало индивидуальное, позволяющее ребенку видеть свою артикуляцию и контролировать правильность произношения звуков;
г) доска магнитно-маркерная, доска пробковая; интерактивная доска - позволяет проводить занятия в игровой форме, используя мультимедийные ресурсы;
д) артикуляционный тренажер -устройство, предназначенное для тренировки мышц языка и губ, используемое в коррекционной работе; шпатели металлические, логопедические зонды;
е) музыкальный центр или магнитофон - необходимы для прослушивания музыкальных произведений, сказок, стихов и песен, а также для проведения музыкальных занятий;
ж) компьютер или ноутбук -используется для демонстрации презентаций, видеоматериалов,
интерактивных игр и других цифровых ресурсов.
2. Учебно-методические материалы, к которым относят:
методические пособия (книги и руководства по логопедии, содержащие информацию о диагностике, коррекции и развитии речи у детей разных возрастных групп);
б) Картотека на имеющиеся в кабинете пособия, рабочие тетради и альбомы, предназначенные для выполнения упражнений по развитию речи, мелкой моторики, зрительного восприятия и других важных навыков;
в) карточки и карточки-задания с изображениями предметов, животных, действий и др., используемые для развития словарного запаса, формирования грамматических конструкций и улучшения понимания речи;
г) альбомы для диагностики, в которых содержатся задания для первичной и повторной диагностики речевых нарушений;
д) дидактические игры (настольные игры, лото, домино и другие игры, способствующие развитию речи, мышления, внимания и памяти).
2. Дидактические материалы, включающие:
а) разрезные картинки и пазлы, используемые для развития мелкой моторики, зрительно-пространственного восприятия и навыков анализа и синтеза;
б) кубики и конструкторы, помогающие развивать мелкую моторику, пространственное мышление и творческие способности;
в) сюжетные картинки, которые помогают ребенку составлять рассказы, развивают связную речь и воображение;
г) магнитные доски и наборы букв и цифр, используемые для обучения чтению и письму, а также для формирования начальных математических представлений.
4. Средства для развития моторики являются необходимым учебно-методическим материалом, включающие:
а) песочные столы и кинетический песок - используются для развития тактильной чувствительности и мелкой моторики;
б) массажные мячики и коврики - применяются для массажа рук и ног, стимулирующего развитие моторики и сенсорного восприятия;
в) наборы для лепки и рисования - включают пластилин, краски, карандаши, фломастеры и другие материалы для творчества.
5. Материалы для психологической разгрузки также важны и включают:
а) детское кресло-мешок, подушки и мягкие игрушки - создают уютную атмосферу и помогают ребенку расслабиться после интенсивных занятий;
б) сенсорные панели, маты, сухой бассейн - используются для релаксации и снятия напряжения.
6. Дополнительные материалы, к которым относятся:
а) наглядные пособия (таблицы, схемы, плакаты, иллюстрирующие правила русского языка, звуки речи, строение органов артикуляции и т. д.);
б) хронометр, песочные часы, секундомер, таймер механический предназначены для контроля времени выполнения заданий и отслеживания прогресса;
в) документация (журналы учета посещаемости, планы занятий, отчеты о результатах работы и другая необходимая документация).
Таким образом, правильно укомплектованный логопедический кабинет обеспечит комфортные условия для работы специалиста и создаст оптимальную среду для эффективного обучения и развития детей с различными речевыми нарушениями, а также будет способствовать реализации важных направлений в работе логопеда.
Работа логопеда в условиях детского сада комбинированного вида включает следующие важные направления:
1. Диагностика речевых нарушений. Логопед проводит первичную диагностику для выявления особенностей речи у детей, определения уровня речевого развития и постановки диагноза. Для этого используются различные методы диагностики, такие как наблюдение за ребенком, беседы с ним, анализ продуктов его творческой деятельности и разнообразные специализированные методики комплексного речевого обследования. Для оптимизации диагностической работы рекомендуется использовать клише-бланки,
включая электронные версии, где выделены диагностические крите-
рии. Это создаст учителю-логопеду удобство работы, позволит рационально распределить время, отведенное на диагностику, увидеть результаты (а затем и динамику) как индивидуального обследования ребенка, так и всей группы [8]. Например, статья А. А. Арсеньевой и В. В. Пивнен-ко [9] посвящена рассмотрению диагностических критериев речевых нарушений у дошкольников. Используя современные подходы к диагностике грамматического строя речи, авторы предлагают использовать комплексный подход, включающий оценку различных аспектов речи, таких как фо-нетико-фонематическое развитие, лексический запас, грамматические навыки и связная речь, что особенно важно при построении индивидуальных и групповых занятий с детьми, обнаруживающими общее недоразвитие речи (ОНР).
Таким образом, правильная диагностика речевых нарушений впоследствии положительно влияет на дальнейшее построение плана коррекционной работы с детьми с нарушениями речи. Построение дальнейшего плана работы в
соответствии с развитием когнитивных функций, формированием познавательной активности ребенка, развитием общей и мелкой моторик, формированием пространственных ориентировок, развитием конструктивного прак-сиса. С учетом всестороннего подхода происходит положительная динамика общего развития ребенка, а также пополнение словарного запаса и активизация экспрессивной речи.
2. Коррекционная работа. После проведения диагностики логопед разрабатывает индивидуальный план коррекционной работы для каждого ребенка. Этот план может включать занятия по развитию артикуляционного аппарата, формированию правильного зву-копроизношения, расширению словарного запаса, улучшению грамматических навыков и развитию связной речи. Так, например, в статье О. А. Стенниковой [10] подробно рассматриваются вопросы организации коррекцион-ных занятий с детьми, имеющими общее ОНР; подчеркивается важность применения индивидуального подхода и использования игровых методов при работе с такими детьми.
3. Консультативная работа с педагогами и родителями. Логопед оказывает консультативную помощь воспитателям и родителям, помогая им понять особенности речевого развития детей и давать рекомендации по созданию благоприятных условий для коррекции и развития речи. Так, в статьях С. А. Карпенковой и со-авт. [11], И. И. Завезеновой и со-авт. [12] рассматриваются вопросы взаимодействия логопеда с другими специалистами и родителями. Авторы отмечают, что успешность коррекционной работы зависит от тесного сотрудничества всех участников образовательного процесса, подчеркивается необходимость применения интересных инновационных практик взаимодействия педагогов с родителями дошкольников.
4. Мониторинг результатов. Регулярный мониторинг достижений детей позволяет оценить эффективность проводимых мероприятий и внести необходимые коррективы в программу работы. В частности, работа А. А. Таракановой [13] посвящена вопросам мониторинга и оценки результатов логопедической работы. Ав-
тор предлагает использовать систему критериев комплексной оценки динамики речевого развития детей и качества оказываемой помощи.
Формы и методы работы логопеда. Для достижения наилучших результатов логопед использует разнообразные формы и методы работы:
1. Индивидуальные занятия. Эти занятия направлены на работу над конкретными проблемами каждого ребенка. Они могут включать упражнения на развитие артикуляционного аппарата, постановку звуков, расширение словаря и улучшение грамматики. Например, в статье Е. С. Тепляко-вой [14] приводятся подробные данные о том, что должно быть положено в основу разработки индивидуальных занятий, индивидуальных образовательных маршрутов с детьми, обнаруживающими нарушения речевого развития, показаны пути эффективных индивидуальных практик.
2. Групповые занятия. Групповая форма работы позволяет развивать коммуникативные навыки, улучшать навык восприятия и воспроизведения речи, а также
формировать умение работать в команде. Статья Л. Б. Астаховой [15] посвящена подробному рассмотрению вопросов организации логопедической помощи детям дошкольного возраста, планированию и проведению различных форм работы с детьми, в том числе и в процессе групповых занятий; подчеркивается важность подбора заданий и дидактических средств, соответствующих уровню подготовки группы.
3. Игровые методы. Использование игр и игровых ситуаций помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным для детей. Игры способствуют развитию моторики, внимания, памяти и других когнитивных функций. В статье О. Б. Римбаевой [16] показана роль игровых технологий в процессе коррекции речевых нарушений. Автор приводит примеры игр, направленных на развитие различных аспектов речи. Немаловажное значение уделяется
Заключение. Организация работы логопедического кабинета в детском саду комбинированного вида требует комплексного подхода, учитывающего все аспекты речевого развития детей. Важно
проводить регулярную диагностику, индивидуализировать программы коррекционной работы, взаимодействовать с педагогами и родителями, а также отслеживать результаты. Современные исследования показывают, что использование разнообразных форм и методов работы, включая игровые технологии, способствует достижению высоких результатов в коррекции речевых нарушений у детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». М.: Просвещение, 1989. 223 с.
2. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в специальном детском саду. СПб.: Союз, 1999.
3. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж. М.: Академия, 2008.
4. Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедическом пункте ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте от 5 до 7 лет. СПб.: Детство-Пресс, 2015.
5. Шевченко С. Г. Подготовка детей с задержкой психического развития к
обучению в школе. М.: Школьная пресса, 2001.
6. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 № р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность», Приложение № 5 // URL: https://docs.edu.gov.ru/document/50b3847 97ceaa94a9cf 1 е429db295f5 8/download/ 3 О 32/(дата обращения: 11.11.2024).
7. Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования https:// docs.edu.gov.ru/document/f4f7837770384 bfalfaal827ec8d72d4/ (дата обращения: 10.11.2024).
8. Тельнюк И. В., Худик М. В. Клише-технологии в оптимизации учебно-методической работы образовательной организации // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2024. № 3 (11). С. 34-38.
9. Арсеньева А. А., Пивненко В. В. Исследование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. № 4 (52). С. 25-28.
10. Стенникова О. А. Основные направления коррекционно-логопеди-
ческой работы по обучению грамоте детей с ОНР 3 уровня старшего дошкольного возраста // Символ науки. 2020. № 5. С. 195-198.
11. Карпенкова С. А., Иванова А. А., Мельник Г. В., Буховцова О. Л., Яковлева Е. А. Завиялова Т. А. Формы взаимодействия логопедов дошкольного учреждения с родителями // Специальное образование. 2014. № 10. Т. 1. С. 77-80.
12. Завезенова И. И, Кравцова Е. А., Лебедева Ю. В. Инновационные практики взаимодействия педагогов с родителями дошкольников // Коррекционно-педагогическое образование. 2024. № 3 (39). С. 32-37.
13. Тараканова А. А. К вопросу об организации целостной системы мониторинга в дошкольном учреждении для детей с нарушениями речи // Специальное образование. 2015. № 11. Т. 2. С. 250-253.
14. Теплякова Е. С. Индивидуализация обучения детей на коррекционно-логопедических занятиях // Ярославский педагогический вестник. 2014. №2. Т. II. С. 184-188.
15. Астахова Л. Б. Организация формы логопедической помощи детям раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях дошкольного образования // Педагогическое образование в России. 2018. № 3. С. 59-65.
16. Римбаева О. Б. Применение игровых технологий в логопедическом обучении // Eurasian Journal of Academic Research. Vol. 4. Issue 7, July 2024. P. 35-37 // URL: https://cyberleninka.ru/arti cle/n/primenenie-igrovyh-tehnologiy-v-
logopedicheskom-obuchenii/viewer (дата обращения: 11.11.2024).
REFERENCES
1. Filicheva Т. В., Cheveleva N. A., Chirkina G. V. Fundamentals of Speech Therapy: Textbook for Students of Pedagogical Institutes Specializing in "Pedagogy and Psychology (Preschool)". M.: Prosveshcheniye, 1989. 223 p. (In USSR).
2. Lalaeva R. I. Speech Therapy Work in a Special Kindergarten. St. Petersburg: Soyuz, 1999. (InRuss.).
3. Arkhipova E. F. Speech Therapy Massage. M.: Akademiya, 2008. (In Russ.).
4. Nishcheva N. V. Model Adapted Program of Correctional Development Activities at the Speech Therapy Unit of Preschool Educational Institution for Children with Severe Speech Disorders (General Underdevelopment of Speech) from 5 to 7 Years Old. St. Petersburg: Detstvo-Press, 2015. (InRuss.).
5. Shevchenko S. G. Preparation of Children with Mental Retardation for School Education. M.: Shkolnaya Pressa, 2001. (InRuss.).
6. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated August 6, 2020. No. r-75 "On Approval of the Model Regulations on Providing Speech Therapy Assistance in Organizations Engaged in Educational Activities," Appendix No. 5 // URL: https://docs.edu.gov.ru/document/50
b3 84797ceaa94a9cf 1 e429db295£5 8/downl oad/3032/ (date of application: 11.11.2024).
7. Recommendations for Forming the Infrastructure of Preschool Educational Organizations and Equipping Them with Teaching Materials for Implementing Preschool Education Programs https://docs. edu.gov.ru/document/f4f7837770384bfalf aal827ec8d72d4/ (date of application: 10.11.2024).
8. Telnyuk I. V., Khudik M. V. Cliché Technologies in Optimizing Educational Methodological Work of an Educational Organization // Bulletin of the St. Petersburg Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2024. No. 3 (11). P. 34-38. (InRuss.).
9. Arsenyeva A. A., Pivnenko V. V. Study of Grammatical Structure of Speech in Preschoolers with General Speech Underdevelopment // Bulletin of Shadrinsk State Pedagogical University. 2021. No. 4 (52). P. 25-28. (InRuss.).
10. Stennikova O. A. Main Directions of Correctional Speech Therapy Work on Literacy Training for Children with Level III General Speech Underdevelopment of Senior Preschool Age // Symbol of Science. 2020. No. 5. P. 195-198. (InRuss.).
11. Karpenkova S. A., Ivanova A. A., Melnik G. V., Bukhovtsova O. L., Ya-kovleva E. A., Zaviyalova T. A. Forms of Interaction Between Logopedists of a Preschool Institution with Parents // Special Education. 2014. No. 10. Vol. 1. P. 77-80. (In Russ.).
12. Zavezenova I. I., Kravtsova E. A., Lebedeva Yu. V. Innovative Practices of Teachers' Interaction with Parents of Preschoolers // Pedagogic Correction Education Journal. 2024. No. 3 (39). P. 32-37. (In Russ.).
13. Tarakanova A. A. On the Question of Organizing a Comprehensive Monitoring System in a Preschool Institution for Children with Speech Disorders // Special Education. 2015. No. 11. Vol. 2. Pp. 250-253. (InRuss.).
14. Teplyakova E. S. Individualization of Teaching Children in Correctional Speech Therapy Classes // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2014. No. 2. Vol. II. Pp. 184-188. (InRuss.).
15. Astakhova L. B. Organization of Speech Therapy Support for Young and Preschool Children with Limited Health Abilities in Modern Conditions of Preschool Education // Pedagogical Education in Russia. 2018. No. 3. P. 59-65. (In Russ.).
16. Rimbaeva O. B. Application of Game Technologies in Speech Therapy Training // Eurasian Journal of Academic Research. Vol. 4. Issue 7, July 2024. Pp. 35-37 // URL: https://cyberleninka.ru/ ar-ticle/n/primenenie-igrovyh-tehnologiy-v-logopedicheskom-obuchenii/viewer (date of application: 11.11.2024).
IJocmynujia e peoaiafino: 27.11.2024 z.