Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕАТРА ТЕНЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТРАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ'

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕАТРА ТЕНЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТРАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
связная речь / театр теней / общее недоразвитие речи / старший дошкольный возраст / coherent speech / shadow theater / general speech underdevelopment / senior preschool age

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Лебедева Ирина Владимировна, Боровкова Людмила Сергеевна

В статье представлен теоретический и практико-ориентированный материал по проблеме логопедической помощи детям раннего возраста с задержкой речевого развития. Источниковедческая база исследования и практический опыт работы позволил доказать необходимость использования принципа интеграции различных методик в организации логопедической поддержки детей с общим недоразвитием речи. В статье рассмотрен опыт применения логопедической коррекции нарушений развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Ключевой темой статьи является возможность применения технологии театра теней как основы последовательной логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. Доказываются преимущества театрализованных методик на занятиях с детьми с нарушениями развития связной речи. Рассмотрены психолого-физиологические основания для использования технологии театра теней в работе с детьми, имеющими нарушения развития связной речи. На основе анализа теоретического материала и методических разработок по проблеме рассмотрена практическая деятельность по апробации методики «Театр теней». Представлена программа коррекционных занятий, включающих в себя упражнения на развитие монологической и диалогической речи, познавательных и кинетических реакций. Анализируются результаты использования технологии театра теней в работе с детьми с нарушениями речи в детском образовательном учреждении (г. Москва). Доказана значимость своевременного логопедического вмешательства для коррекции нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и выбора средства логопедической коррекции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Лебедева Ирина Владимировна, Боровкова Людмила Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents theoretical and practice-oriented material on the problem of speech therapy for young children with delayed speech development. The source base of the research and practical work experience made it possible to prove the need to use the principle of integration of various techniques in the organization of speech therapy support for children with general speech underdevelopment. The article considers the experience of using speech therapy correction of disorders of the development of coherent speech in older preschoolers with general speech underdevelopment of the III level. The key topic of the article is the possibility of using shadow theater technology as the basis for consistent speech therapy work with young children with delayed speech development. The advantages of theatrical techniques in classes with children with impaired development of coherent speech are proved. The psychological and physiological grounds for the use of shadow theater technology in working with children with impaired development of coherent speech are considered. Based on the analysis of theoretical material and methodological developments on the problem, the practical activity of testing the "Shadow Theater" technique is considered. A program of remedial classes is presented, including exercises for the development of monological and dialogical speech, cognitive and kinetic reactions. The results of using shadow theater technology in working with children with speech disorders in a children's educational institution (Moscow) are analyzed. The importance of timely speech therapy intervention for the correction of disorders of coherent speech in preschoolers with general speech underdevelopment and the choice of a means of speech therapy correction is proved

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕАТРА ТЕНЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТРАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ»

Педагогика

УДК 376.3

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Ирина Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Боровкова Людмила Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕАТРА ТЕНЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТРАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация. В статье представлен теоретический и практико-ориентированный материал по проблеме логопедической помощи детям раннего возраста с задержкой речевого развития. Источниковедческая база исследования и практический опыт работы позволил доказать необходимость использования принципа интеграции различных методик в организации логопедической поддержки детей с общим недоразвитием речи. В статье рассмотрен опыт применения логопедической коррекции нарушений развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Ключевой темой статьи является возможность применения технологии театра теней как основы последовательной логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. Доказываются преимущества театрализованных методик на занятиях с детьми с нарушениями развития связной речи. Рассмотрены психолого-физиологические основания для использования технологии театра теней в работе с детьми, имеющими нарушения развития связной речи. На основе анализа теоретического материала и методических разработок по проблеме рассмотрена практическая деятельность по апробации методики «Театр теней». Представлена программа коррекционных занятий, включающих в себя упражнения на развитие монологической и диалогической речи, познавательных и кинетических реакций. Анализируются результаты использования технологии театра теней в работе с детьми с нарушениями речи в детском образовательном учреждении (г. Москва). Доказана значимость своевременного логопедического вмешательства для коррекции нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и выбора средства логопедической коррекции.

Ключевые слова: связная речь, театр теней, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст.

Annotation. The article presents theoretical and practice-oriented material on the problem of speech therapy for young children with delayed speech development. The source base of the research and practical work experience made it possible to prove the need to use the principle of integration of various techniques in the organization of speech therapy support for children with general speech underdevelopment. The article considers the experience of using speech therapy correction of disorders of the development of coherent speech in older preschoolers with general speech underdevelopment of the III level. The key topic of the article is the possibility of using shadow theater technology as the basis for consistent speech therapy work with young children with delayed speech development. The advantages of theatrical techniques in classes with children with impaired development of coherent speech are proved. The psychological and physiological grounds for the use of shadow theater technology in working with children with impaired development of coherent speech are considered. Based on the analysis of theoretical material and methodological developments on the problem, the practical activity of testing the "Shadow Theater" technique is considered. A program of remedial classes is presented, including exercises for the development of monological and dialogical speech, cognitive and kinetic reactions. The results of using shadow theater technology in working with children with speech disorders in a children's educational institution (Moscow) are analyzed. The importance of timely speech therapy intervention for the correction of disorders of coherent speech in preschoolers with general speech underdevelopment and the choice of a means of speech therapy correction is proved.

Key words: coherent speech, shadow theater, general speech underdevelopment, senior preschool age.

Введение. Развитие связной речи ребенка в дошкольном детстве является одной из главных задач воспитательного и образовательного процесса. В процессе овладения речью дошкольник гармонично вовлекается в коммуникацию с взрослыми и сверстниками, а от качества коммуницирования впоследствии зависит развитие ребенка. Исследователи отмечают, что в настоящее время происходит заметное увеличение количества дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), которое считается сложным речевым расстройством у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом. Как отмечает А.В. Ященко, данное расстройство оказывает тормозящее действие на формирование высших психических функций (ВПФ): мышления, внимания, памяти, речи, восприятия и воображения. Автор доказывает, что в силу этого коррекцию ВПФ необходимо проводить в период дошкольного детства, когда компенсаторные возможности мозга велики и есть вероятность предотвратить формирование стойких патологических проявлений [9].

Соответственно, отсутствие качественной и своевременной логопедической работы с детьми с ОНР неизбежно ведет к проблемам общения и социализации. Не вызывает сомнений утверждение, что качественное и своевременное овладение ребенком связной речью служит необходимой предпосылкой к успешному освоению в дальнейшем школьной образовательной программы, всестороннему развитию личностно-социумной успешности в целом.

Изложение основного материала статьи. Несмотря на глубокую научно-практическую разработку темы формирования связной речи у дошкольников с ОНР в работах отечественных ученых (Р.Е. Левина, А.В. Текучев, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Г.В. Чиркина, Л.Г. Парамонова, Т.Д. Ладыженская и др.), проблема педагогического и логопедического сопровождения таких детей не закрыта. Связная речь дошкольника с ОНР III уровня характерна трудностями моделирования собственного высказывания, нарушением порядка слов в предложении, иногда их пропусками. Кроме того, может быть нарушена структура сложноподчиненного предложения, заметны лексические ошибки, проявляются аграмматизмы в нарушении согласования прилагательных, существительных, числительных, замены, пропуски, недоговаривания, пропуски предлогов. На III уровне ОНР при воспроизведении ребенком предложения имеют место трудности в воспроизведении слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости. Соответственно, искажается восприятие, снижается стойкость и уровень внимания, страдает память; часто заметны отставания в развитии двигательной сферы.

В данном контексте стоит отметить приоритетные характеристики связного высказывания, к которым исследователи относят прежде всего логико-смысловую организацию сообщения[2; 7].

Изложенное выше обуславливает значимость своевременного логопедического вмешательства для коррекции нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и выбора средства логопедической коррекции, способного решить поставленные задачи.

В современной научной литературе наряду с многообразием образовательных инновационных технологий рядом авторов выявлен потенциал театра теней в воспитательном процессе дошкольников. Вместе с тем арсенал программно-методических разработок логопедического сопровождения коррекционного процесса нарушений речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи требует расширения [5; 6]. Так, И.Ф.Фильченкова и А.А. Толстенева отмечают необходимость использования средств театральной педагогики более интенсивно и разнопланово [8].

В данном исследовании представлен опыт применения технологии театра теней у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и его логопедическую продуктивность. Теневой театр представляет собой театрализованную деятельность, в которой наиболее полно и ярко проявляется принцип: учить играя. Несмотря на современный формат использования театра теней, данный вид развития речи и коммуникации детей известен давно (по некоторым данным, со времен цивилизаций древнего Востока и Азии). Стоит отметить, что теневой театр сегодня развивается как средство логопедического взаимодействия детей в целях развития у них связной речи. Доказано, что данная технология способна объединить в рамках коррекционного занятия решение серьезных взаимосвязанных задач. Они следующие: развитие лексической, грамматической, фонетической сторон речи, связной речи в целом, улучшение просодики, стимулирование речевой активности, развитие мелкой моторики, внимания, памяти.

Как форма визуального искусства, зародившаяся свыше двух тысяч лет назад, театр теней основан на использовании плоских фигур и декораций, которые размещаются в пространстве между источником света и экраном или накладываются на него [5]. Игра света и тени, ожившие черные силуэты на белом экране мгновенно вызывают у ребенка интерес к игре, желание вступить в коммуникацию, что приобретает существенное преимущество перед современными цветными мультипликациями, которыми современный дошкольник пресыщен.

Теоретическим фундаментом разработанной коррекционной программы с применением театра теней послужили выводы о закономерностях речевого развития дошкольников и особенностях игровой деятельности в дошкольном детстве. Исследования Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, В.П. Глухова, О.С. Ушаковой, Л.Г. Парамоновой и др., посвященные развитию и коррекции связной речи у дошкольников, составили теоретическую основу коррекционной программы. Уникальность театра теней раскрыта в научно-методических статьях, авторских образовательных программах и учебно-методических пособиях такими авторами, как Г.В. Генов, М.И. Родина, И.А. Лыкова, Т.Н. Доронова. На значимость игр-драматизаций в развитии дошкольников указывают Е.А. Антипина, Л.В. Артемова, Э.Г. Чурилова и др. Научные исследования М.М. Кольцовой о зависимости уровня развития речи от сформированности тонких движений пальцев рук положены в основу одной из техник создания и речевого сопровождения ручных теней предлагаемой коррекционной программы развития связной речи.

Гипотеза исследования состоит в научном обосновании необходимости и возможности многоаспектного использования потенциала теневого театра для коррекции связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Так, Е.Ю. Александрова утверждает, что данная методика позволяет «интегрировать театрализованную деятельность теневого театра в коррекционную среду дошкольного учреждения при взаимодействии педагогов, детей и родителей» [1, С. 123]. Е.В. Жулина, И.В. Лебедева доказывают, что логопедический театр является удачным и органичным сочетанием оптимальной социализации детей и развития их диалогической речи, а также имеет непреходящую прикладную и воспитательную роль [3, С. 88]. По мнению Э.А. Игнатьевой, данная технология, являясь креативной по своей сути, способствует решению сложных проблем в образовательной сфере в целом [4].

Целью нашего исследования явилась разработка и экспериментальная проверка программы логопедической коррекции нарушений связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня с применением театра теней. В исследовании применялись теоретические, эмпирические, статистические методы.

Участниками экспериментальной коррекционной программы стали воспитанники старших дошкольных групп на базе ГБОУ «Школа № 1210» (г. Москва). Предварительно 32 ребенка проходили логопедическую диагностику, по результатам которой выявлены 15 детей с общим недоразвитием речи 3 уровня. Эксперимент проводился с марта по май 2024 года.

Коррекционная программа составлена из вступительного блока, 4-х блоков по 3 занятия в каждом. Вступительный блок содержит авторскую сказку, которая объясняет, для чего нужен родной язык и владение связной речью. Каждый блок имеет в своей основе одну лексическую тему и одну сказку для проигрывания детьми с помощью теневого театра.

Первый коррекционный блок занятий по лексической теме «Моя семья» знакомит дошкольников с искусством театра теней на базе русской народной сказки «Репка», известной всем с раннего детства. Данная сказка была намеренно подобрана как не соответствующая старшему дошкольному возрасту в целях исключения волнения, скованности, испуга ребят перед новизной теневого театра и непривычной темноты в кабинете для занятий. Известно, что основное достоинство русских народных сказок в том, что они написаны простым и понятным языком и воспитывают в детях положительные моральные качества, которые в наше время оказываются в дефиците [4]. На протяжении всех трёх занятий одного блока ребенок выполняет речевые упражнения для всех компонентов речи и одновременно учится рассказывать одну сказку, одновременно обыгрывая ее с помощью театра теней. В нашей методике включены две техники ведения силуэта по экрану: ведение ручной тени и ведение силуэта с помощью одной палочки. Четыре блока занятий и соответственно четыре сказки построены в порядке усложнения речевого материала.

После проведения занятий первого блока нами была отмечена высокая активность и заинтересованность дошкольников в проводимых занятиях, дети с удовольствием знакомились с искусством теневого театра, испытав на своём опыте сложность и одновременно увлекательность в обыгрывании и самой простой сказки и усложненной; проявляли инициативу во время беседы учителя-логопеда, коррекционная часть занятий была для них не заметна. Ребята получали домашнее задание по изготовлению собственного силуэта-героя сказки, затем приносили в группу и с гордостью использовали на следующем коррекционном занятии, что дополнительно повышало мотивацию к занятиям. Кроме того, в целях включения своеобразной физминутки часть речевых упражнений сопровождались игровыми действиями с мячом, развивая кисти рук, ловкость.

Второй блок трех коррекционных занятий построен по лексической теме «Школьные принадлежности». Коррекционные игры и упражнения сопровождались сказкой совсем небольшой, но повышенной сложности «Мышонок и карандаш» В.Сутеева. В сказке присутствует диалог двух героев. Перед ребенком стоит непростая задача: уметь грамотно переключаться с монолога на диалог и обратно, одновременно удерживать силуэты героев на экране, не теряя речевой материал. Отметим, что обязательной частью каждого коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста в данной рассматриваемой методике является обсуждение детьми увиденного в теневом театре литературного произведения. Ребятам предлагается создать портреты-описания героев сказки с опорой на предложенный план, затем - самостоятельно. Ребятам экспериментальной группы не сразу удалось выполнить заданные упражнения, требовалась помощь учителя-

логопеда, в основном использовался наглядный метод. Уделено внимание правильной интонации героев, с чем девочки справились лучше, чем мальчики.

Третий блок коррекционных занятий построен по лексической теме «В зоопарке». Занятия сопровождаются сказкой-стихотворением «Где обедал воробей» С.Я. Маршака. И вновь перед детьми стояла непростая задача наизусть с соответствующей интонацией воспроизвести стихотворение, словно сказку, одновременно управляя ручной фигурой на экране теневого театра. Речевые коррекционные упражнения данного блока выстроены таким образом, что ребенок к третьему занятию в целом запоминает стихотворение, статичные декорации экрана теневого театра включают всех персонажей, и дошкольник, управляя ручным силуэтом главного героя, лишь перемещает его по заданным точкам, проговаривая стихотворение. Данный блок завершался поучительными разъяснениями правил поведения в зоопарке, после чего учитель-логопед просил детей рассказать о безопасности поведения в зоопарке всей группе, но уже голосом главного героя сказки - воробья, или голосом крокодила, применяя на экране ручную тень своих пальцев, имитируя пальцами движение пасти (ротовой полости) героя, что способствовало проработке мелкой моторики, запоминанию материала и умению выстроить логический связанный рассказ.

Отметим, что дошкольники ловко и с неподдельным интересом пытались показать «говорящую» ручную тень, имитируя на гласные «а», «о» похожую композицию руками. Кроме того, ручная тень исполнялась и левой и правой рукой поочередно и одновременно, что способствовало развитию межполушарного взаимодействия мозга.

Четвертый блок коррекционных занятий построен по лексической теме «Дикие животные». Занятия сопровождаются сказкой С.В. Михалкова «Заяц-симулянт». Данный блок завершает цикл занятий довольно сложным произведением, включающим и повествование, и диалог героев, и стихотворение. Ребята учились описывать диких животных, разделяя их на хищников и травоядных, пытались вести диалог, меняя высоту и силу голоса, подстраиваясь под голоса героев сказки (медведя, зайца, лису).

Структура каждого коррекционного блока универсальна и одинакова: первое занятие - подготовительное, больше включает работу над обогащением словарного запаса в рамках заданной лексической темы, ознакомление с силуэтами предметов театра теней, показ учителем-логопедом сказки с помощью театра теней, обсуждения просмотренного художественного произведения; второе занятие включает коррекционную работу (в рамках просмотренной сказки на первом подготовительном занятии) над правильным построением предложений, работу над составлением рассказа цветным картинам или составленных детьми из силуэтов героев сказки в миниатюре на листах белой бумаги формата А4; третье занятие (завершающее лексическую тему) направлено на обучение ребят технологии ведения силуэтов по экрану теневого театра совместно с речевым сопровождением монологов героев «рабочей» сказки, и далее, самостоятельному проигрыванию целого произведения. Роль рассказчика сказки за экраном в данном занятии служит завершающим коррекционным этапом по формированию и закреплению связной монологической речи. Ребята на занятии меняются ролями, и роль рассказчика достаётся каждому дошкольнику.

Структура 3-х занятий каждого блока остается неизменной. Проведение коррекционной работы в рамках настоящей методики требует предварительного изготовления экрана теневого театра, силуэтов-героев (а также миниатюрных силуэтов) и декораций.

Экран теневого театра рекомендуется изготовить из плотного картона, поскольку конструкция в итоге будет легкая и удобная для переноски. Силуэты героев рекомендуется изготавливать из черного плотного фоамирана (можно заменить на плотный картон); фоамиран более долговечен, одновременно мягкий и приятный на ощупь для детских пальчиков, легкий. В данном пособии предполагается использование только черных фигур, управляемых лишь одной палочкой без возможности управления частями тела отдельно. Это связано с особой сложностью технологии ведения фигуры по экрану для дошкольника, особенно в рамках нескольких занятий в дошкольном учреждении, и ограниченных по времени (20-30 мин.). К каждой фигуре с оборотной стороны приклеивается одна палочка, и рекомендуется в качестве крепления использовать именно коктейльную трубочку с динамическим сгибом. При таком способе крепления фигуры падающая на экран тень от палочки будет менее заметна зрителю, и за счет динамического сгиба фигуру можно будет вести по экрану более свободно, то, поднимая, то, опуская руки (рука ребенка не будет уставать).

Необходимо отметить, что, работая в тесноте за экраном театра, иногда переплетаясь руками, дети должны действовать предельно четко. Поэтому педагогу, воспитателю, логопеду необходимо грамотно предварительно выстроить «маршрут» героев, объяснить и контролировать движение за экраном, подсказывая направление рук, а также способствовать сплоченности детского коллектива, развивая у детей навык работы в дружной команде. Для этого педагогам рекомендуется первоочередно самостоятельно, в отсутствие детей, проиграть сказку. Каждая сказка, подобранная в рамках настоящей методики, предусматривает возможность проигрывания ее в теневом театре как самостоятельно, так и в небольшом коллективе.

Рекомендуется предварительно приобрести или записать все четыре аудио-сказки с музыкальным сопровождением и отдельно аудио-файл только с музыкальным сопровождением (любую подходящую фоновую мелодию). При знакомстве детей со сказкой на первом занятии каждого блока дети не должны слышать знакомый голос своего педагога за экраном в тишине, эффект теневого театра будет испорчен. Педагог первоначально показывает детям сказку с использованием аудио-сказки, а сам лишь управляет фигурами в соответствии с сюжетом. Данный прием необходим, чтобы максимально полно погрузить ребенка в волшебство сказки, сконцентрировать внимание на театре, обеспечить появление у ребенка внутренней потребности в связном высказывании, пробудить у ребенка интерес к теневой технологии и развить мощную речевую мотивацию для составления в будущем самостоятельного монолога.

Выводы. Контрольная диагностика групп по завершению программы коррекции нарушений связной речи у старших дошкольников с ОНР с применением театра теней показала положительный результат: дети легче вступали в коммуникацию с педагогом, на основе диалогической речи улучшилось активное овладение фонетическим, лексическим и грамматическим строем родного языка. Монологическая речь ребят, как организованный вид речи, подлежащий предварительному планированию, стала лексически более насыщенной и структурированной. Рассматривая применение теневого театра в логопедической работе по контекстному общению детей друг с другом, отмечены заметное повышение культуры общения и степени организованности, развитие их творческих способностей, стимулирование познавательной деятельности. Изложенное позволяет нам сделать вывод о подтверждении обозначенной гипотезы, об успешном внедрении теневого театра в логопедическую коррекцию и развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня при условии создании эффективных условий: четко структурированной и организованной системы коррекционных игр и упражнений в соединении с игрой света и тени. Разработанная программа логопедического сопровождения коррекционного процесса нарушений связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с применением театра теней экспериментально внедрена в образовательное учреждение, и материалы программы использованы учителями-логопедами в коррекционной работе

Литература:

1. Александрова, Е.Ю. Арт-методика «Театр теней для малышей»: воспитательный потенциал искусства в образовательной среде [текст] / Е.Ю. Александрова // Нижегородское образование. - 2022. - №2. - С. 122-130

2. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / [Текст]: учеб.-метод. пособие / В.П. Глухов. - Москва: АРКТИ, 2002. - 144 с.

3. Жулина, Е.В. Коммуникативно-игровые технологии как средство развития диалогической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития / Е.В. Жулина, И.В. Лебедева, И.В. Забара // Проблемы современного педагогического образования. - 2024. - № 84-1. - С. 87-89

4. Игнатьева, Э.А. Анализ практики применения креативных технологий в образовании / Э.А. Игнатьева // Вестник Мининского университета. - 2024. - Т. 12, № 1. - С. 2.

5. Лыкова, И.А. Теневой театр в детском саду или Как приручить тень. Учебно-методическое пособие для реализации модульной программы дополнительного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста «Цветной мир» / И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. - Москва.: ИД «Цветной мир», 2018 - 120 с.

6. Парамонова, Л.Г. О связной речи. Учебно-методическое пособие / Л.Г. Парамонова. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2021. - 128 с.

7. Филичева, Т.Б. Логопедия: теория и практика / Издание 3-е, исправленное и дополненное / Т.Б. Филичева. -Москва: Эксмо, 2022. - 608 с.

8. Фильченкова, А.Д. Исторический аспект развития школьных театров / А.Д. Фильченкова, А.А. Толстенева // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11. - № 2. - С. 6.

9. Ященко, А.В. Психологическая коррекция высших психических функций дошкольников логопедической группы средствами образовательной кинезиологии / А.В. Ященко // СМАЛЬТА. - 2022. - № 3. - С. 72-86

Педагогика

УДК 378+331.522

кандидат экономических наук, доцент Жулькова Юлия Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат экономических наук, доцент Федорова Галина Валентиновна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский

государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород);

кандидат экономических наук, старший преподаватель Купцова Александра Семеновна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский

государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород)

ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ: ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ТРУДА И РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация. Представленная статья носит аналитический характер и направлена на выявление основных проблем, связанных с трудоустройством выпускников высших учебных заведений. Основное внимание авторов статьи было сведено к анализу трудов, опубликованных как в научных журналах, так и размещенных на иных ресурсах. В статье уделено внимание подготовке молодежи непосредственно к выходу на рынок труда. Кроме того, рассмотрены вопросы достижения соответствия ожиданий будущих работников и запросов работодателей. Проведенное исследование позволило выявить основные факторы, замедляющие процесс поиска работы или принятия нового сотрудника работодателем. По итогу изучения материала были предложены варианты снижения критического уровня сложившейся ситуации на рынке труда. Одним из направлений тесного взаимодействия между предприятиями как работодателем, а также непосредственно учебным заведением и обучающимися является развитие взаимодействия на современном уровне. В перспективе новый подход будет способствовать повышению осведомленности студентов о возможностях конкретных компаний, обеспечению лояльности работодателя к обучающимся и поддержанию имиджа образовательной организации. Представленные в статье материалы могут быть применены преподавателями вузов в работе со студентами не зависимо от формы обучения, курса, направления, специализации и прочих характеристик. Изучение материалов данной статьи и указанных в ней источников с последующим внедрением представленных предложений позволит на основе повышения качества образовательного процесса подготовить более квалифицированных выпускников, отвечающих запросам социально-экономического развития страны в целом и отдельных работодателей.

Ключевые слова: выпускник, конъюнктура рынка труда, подбор, трудоустройство, мотивы труда.

Anmtation. The presented article is of an analytical nature and is aimed at identifying the main problems associated with the employment of graduates of higher education institutions. The authors' main attention was reduced to the analysis of works published both in scientific journals and posted on other resources. The article pays attention to the preparation of young people directly for entering the labor market. In addition, the issues of achieving compliance with the expectations of future employees and the requests of employers are considered. The conducted study allowed us to identify the main factors that slow down the process of finding a job or accepting a new employee by the employer. Based on the results of studying the material, options for reducing the critical level of the current situation in the labor market were proposed. One of the areas of close interaction between enterprises as an employer, as well as directly between the educational institution and students is the development of interaction at the modern level. In the future, the new approach will help to increase students' awareness of the capabilities of specific companies, ensure employer loyalty to students and maintain the image of the educational organization. The materials presented in the article can be used by university teachers in working with students, regardless of the form of study, course, direction, specialization and other characteristics. The study of the materials of this article and the sources indicated in it, followed by the implementation of the proposals presented, will allow, on the basis of improving the quality of the educational process, to prepare more qualified graduates who meet the needs of the socio-economic development of the country as a whole and individual employers.

Key words: graduate, market conditions, recruitment, employment, labour motives.

Введение. Идеей для написания настоящей статьи послужили итоги исследований, в разные годы проводимых как научными работниками, так и специалистами рынка труда относительно трудоустройства выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.