Научная статья на тему 'Применение игры на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста'

Применение игры на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ. / PLAY ACTIVITIES / PRESCHOOL AGE / SPEECH THERAPY CLASSES / CORRECTION OF SPEECH DEVELOPMENT.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клюквина Алёна Владимировна, Сорокина Ольга Юрьевна

В статье обсуждаются возможности применения различных форм игровой деятельности детей на логопедических занятиях. Показано, что игровые приемы нейростимуляции способствуют улучшению согласованной работы полушарий головного мозга и формированию новых нейронных связей. Отмечается, что использование учителем-логопедом приемов технологии развития критического мышления помогает развивать у дошкольников мыслительные навыки, необходимые им в дальнейшей жизни: умение принимать взвешенные решения, различать главное и второстепенное, анализировать разные стороны явлений. Установлено, что регулярное выполнение комплексов игровых учебно-корригирующих занятий оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психологического и эмоционального здоровья; снижает утомляемость; повышает способность к речевому самоконтролю звукопроизношения, что в свою очередь позволяет заметно сократить время на этапе закрепления звукопроизношения и уйти от «кабинетной речи» и повысить качество подготовки ребенка к школьному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клюквина Алёна Владимировна, Сорокина Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of the game in speech therapy classes with preschool children

The article discusses the possibilities of using various forms of children's play activities in speech therapy classes. It is shown that the game techniques of neurostimulation contribute to improving the coordinated work of the cerebral hemispheres and the formation of new neural connections. It is noted that the use of critical thinking technology techniques by a speech therapist helps preschoolers develop the thinking skills they need in later life: the ability to make informed decisions, distinguish between the main and secondary, analyze different sides of phenomena. It has been established that regular performance of complexes of game educational and corrective exercises has a positive effect on the correction of learning, the development of intelligence and improves the state of physical, psychological and emotional health; reduces fatigue; increases the ability to speech self-control of sound reproduction, which in turn allows you to significantly reduce the time at the stage of fixing sound reproduction and get away from "desk speech" and to improve the quality of the child's preparation for school.

Текст научной работы на тему «Применение игры на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста»

УДК 376.356.1:616.855.5-053.2

А. В. Гусев, А. Ю. Гусева

К ВОПРОСУ О ЗАИКАНИИ: поиск новых путей помощи детям

Проблема заикания изучалась с разных позиций (психолого-педа-гогических, нейропсихологиче-ских, клинических, психолингвистических) и в настоящее время представляет собой область, требующую дальнейшего изучения, в особенности в практико-ориенти-рованном контексте. Исследователи подчеркивают необходимость комплексной системы лечения заикания (JI. И. Белякова [1], Е. Ф. Pay [2], В. М. Шкловский [3] и др.) и возможность и важность максимально раннего начала работы при возникновении данного нарушения (Н. А. Власова [5], J1. М. Крапивина [6], Н. А. Чеве-лева [4] и др.).

Актуальной задачей логопедии является совершенствование методов и приемов коррекционно-развивающей работы с детьми, в частности, поиск и модернизация путей помощи при заикании.

Целью исследования является выстраивание логики коррекци-онной работы с детьми с заиканием в условиях центра дополнительного образования с опорой на теоретический анализ по изучаемой проблеме.

В. М. Шкловский [3] рассматривает заикание как дискоордина-ционное судорожное нарушение речи, возникающее во время общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными (собственно речевыми), и вторичными расстройствами, которые во взрослом возрасте доминируют. Особенность заикания в детском возрасте выражается в том, что дети (иногда до 10-12 лет) не фиксируются на своем недостатке и, соответственно, не испытывают трудностей коммуникации. В силу этого большинство исследователей акцентируют

Коррекционно-педагогическое образование. 2024. № 4

внимание на необходимости правильной реакции близких взрослых на запинки в речи ребенка (не замечать, не делать замечания, не ругать, не обсуждать заикание в присутствии ребенка и т. д.).

Заикание представляет собой расстройство деятельности нервной системы (Л. И. Белякова [1]) и проявляется в виде клонических, тонических или смешанных судорог мышц речевого аппарата.

Дебютирует заикание чаще всего в дошкольном возрасте (2-5 лет) и бывает невротической, неврозоподобной и смешанной форм. Характеристика различных форм заикания представлена во многих работах Л. И. Беляковой, Т. Г. Визель, Е. А. Дьяковой, Н. И. Жинкина и др.

По данным М. В. Шкловского [3], у заикающихся наблюдается наличие органической неполноценности ЦНС. По мнению исследователя наиболее характерной особенностью неврологического статуса таких людей является наличие признаков нарушения пирамидного и экстрапирамидного управления речедвигательной системы.

Л. И. Белякова [6] объясняет механизм неврозоподобной формы заикания в органическом поражении подкорковых моторных структур и нарушении корковых регулирующих влияний. Неврозо-подобное заикание возникает у детей с отягощенным анамнезом, как правило, в возрасте 3-4 лет (в момент появления «запаздывающей» фразовой речи) и не связано с наличием или отсутствием острой или хронической травмирующей ситуацией.

Невротическое заикание возникает в ответ на стрессовую ситуацию у ребенка без задержки речевого развития (им, наоборот, характерен ранний старт речи и высокий уровень речевого развития). Однако исследователи указывают на наличие эндогенной «уязвимости», предрасположенности к заиканию и особой организации нервной системы. Как одним из факторов, способствующих развитию невротического заикания, рассматривается гиперактивность эмоциогенных структур [6]. Что, в свою очередь, указывает на необходимость формирования тормозных процессов и

подключения мер, направленных на развитие регуляции и контроля.

Таким образом, при всех формах заикания наблюдается наличие органической неполноценности центральной нервной системы или особенности ее организации.

Комплексность работы при заикании обеспечивается единовременной, системной организацией помощи по медицинскому, психотерапевтическому и логопедическому направлениям.

При формировании навыка плавности речи традиционно используются следующие технологии:

Торможение патологических речедвигательных стереотипов. Применительно к детям дошкольного возраста мы говорим о временном исключении видов деятельности, которые активно сопровождаются речью, с целью организации режима ограничения речи.

Регуляция эмоционального состояния проводится через обучение ребенка навыкам релаксации в игровой форме и психотерапевтическим сессиям.

Развитие координации и ритмизации движений направлено на

развитие крупной, мелкой и артикуляционной моторики; развитие чувства темпо-ритмических речевых и неречевых движений.

Формирование речевого дыхания включает в себя последовательное речение таких задач, как: расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмаль-но-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот); формирование длительного фонационного выдоха; формирование речевого выдоха).

Работа над просодической стороной речи.

Формирование планирующей функции речи (методики Н. А. Власовой [5], Н. А. Чевелевой [4] и др.) осуществляется посредством обучения детей сопровождающей, завершающей, предваряющей речи в процессе ручной деятельности.

По мнению Л. И. Беляковой [6], выбор и реализация реабилитационных методик должна учитывать характер первичного поражения нервной системы при различных формах заикания. Так, при невротической форме воздействие должно быть направлено, в

первую очередь, на снижение возбудимости эмоциогенных структур мозга. Традиционно это достигается с помощью сочетания медикаментозного лечения и психотерапевтических приемов. Логопедические занятия на данном фоне становятся более эффективными. При неврозоподобной формой заикания медикаментозное лечение направлено на редукцию последствий раннего органического поражения мозга; коррекци-онно-педагогические воздействия направлены на развитие регулирующих функций мозга (стимуляция внимания, памяти и других психических процессов). Логопедические занятия должны быть регулярными в течение продолжительного времени.

Наши наблюдения в процессе практической деятельности на протяжении более, чем 10 лет, указывают на следующую тенденцию: дети с заиканием посещают общеобразовательные детские сады или воспитываются дома; при этом родители в целях решения проблемы водят ребенка на занятия к специалистам, но выстроить комплексную работу зачастую не представляется воз-

можным. Во-первых, иногда родители не осознают важность именно комплексной работы, а отсутствие таковой снижает возможность ремиссии. К примеру, ребенок занимается только с логопедом, но лечения и специального охранительного режима нет. Или принимает медикаменты, но отсутствует логопедическое воздействие и психологическая помощь. Тогда, как правило, результаты работы сводятся к нулю или очень низкие. Во-вторых, даже при единовременных занятий по всем направлениям, наблюдается низкая динамика из-за рассогласованной работы специалистов (например, если они работают в разных учреждениях).

В связи с данной практической проблемой существует необходимость в информировании родителей о важности комплексной работы, объяснении им области задач различных направлений.

Обязательным условием начала работы является наблюдение ребенка в медицинском учреждении и выполнение всех предписаний лечащего врача по проблеме заикания. Обязательно проводится логопедическое обследование и

консультация родителей по итогам диагностики, разъяснение этапов коррекционной программы и рекомендаций по созданию режимных условий и организация систематических логопедических занятий.

Рекомендована нейропсихоло-гическая диагностика и коррекция по методу замещающего онтогенеза с включением (при необходимости) работы по преодолению не угасших рефлексов.

Необходимы занятия с психологом (при невротическом или смешанном типе заикания обязательны, при неврозоподобном при необходимости специальные технологии могут использоваться в рамках логопедических занятий).

Усилить работу по выделенным направлениям возможно через использование аппаратных методик, направленных на работу с ритмом [7] (ритмо-БОС, метод InTime), выработке речевого дыхания (тренинг по методу биологической обратной связи), на регуляцию и контроль (стабило-платформа, тренинг на внимание Play Attan-tion).

Работа по формированию планирующей функцией речи может

быть дополнена приемами активизации эгоцентрической речи. Известно, что этап речи «для себя» является этапом формирования внутренней речи и связан с функцией планирования. Среди таких приемов выделяется «имитация эгоцентрической речи», «озвучивание», «рисую и комментирую» и др. [8].

Понимание теоретических основ, глубокий анализ каждого конкретного случая, использование комплекса как традиционных, так и инновационных методик с применением современного оборудования будут способствовать хорошей динамике в работе по преодолению заикания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белякова Л. П., Дьякова Е. А. Заикание. Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов по спец. «Логопедия». М.: В. Сека-чев, 2001.

2. Pay Е. Ю., Садовникова Е. Н. Современный подход к восстановлению коммуникации заи кающихся дошкольников // Психолингвистика и современная логопедия. 1997. № 2.

3. Шкловский В. М. Заикание. Учебник для вузов. М.: Изд-во Юрайт, 2024. 309 с.

4. Чевелева Н. А. Исправление речи у заикающихся школьников. М.: Просвещение, 1966. 96 с.

Коррекционно-педагогическое образование. 2024. № 4

5. Власова Н. А. Беккер К. Заикание. Сборник работ. М.: Медицина, 1983. 256 с.

6. Заикание: проблемы теории и практики. Коллективная монография / Под ред. Л. И. Беляковой. М.: Национальный книжный центр, 2015. 184 с.

7. Гусев А. В. Коррекция моторной импульсивности у детей посредством метода INTIME // Коррекционно-педагогическое образование. 2022. № 2. С. 44-50.

8. Давидович Л. Р., Гусева А. Ю. Стимуляция эгоцентрической речи у дошкольников 1 уровня речевого развития в условиях семьи // Наука и школа. 2022. №6. С. 189-195.

REFERENCES

1. Belyakova L. I., Dyakova E. A. Stuttering. Textbook for students at pedagogical institutes specializing in "Logopedics." M.: V. Sekachev, 2001. (InRuss.).

2. Rau E. Yu., Sadovnikova E. N. A modern approach to restoring communica-

tion in stuttering preschoolers // Psycholin-guistics and Modern Logopedics. 1997. No. 2. (In Russ.).

3. Shklovsky V. M. Stuttering. University textbook. M.: Yurait Publishing House, 2024. 309 p. (In Russ.).

4. Cheveleva N. A. Correcting speech in stuttering schoolchildren. M.: Prosvescheni-ye, 1966. 96 p. (In USSR).

5. Vlasova N. A., Becker K. Stuttering. Collection of works. M.: Medicine, 1983. 256 p. (In USSR).

6. Stuttering: problems of theory and practice. Collective monograph / Ed. by L. I. Belyakova. M.: National Book Center, 2015. 184 p. (InRuss.).

7. Gusev A. V. Correction of motor impulsiveness in children using the INTIME method // Pedagogic Correction Education Journal. 2022. No. 2. P. 44-50. (In Russ.).

8. Davydovich L. R., Guseva A. Yu. Stimulation of egocentric speech in preschoolers of the first level of speech development in family conditions // Science and School. 2022. No. 6. P. 189-195. (InRuss.).

IJocmynujia e pedamfwo: 11.11.2024 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.