Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА В КОНСУЛЬТАЦИОННОМ ПУНКТЕ ДОУ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА В КОНСУЛЬТАЦИОННОМ ПУНКТЕ ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети раннего возраста / неорганизованные дети / сенситивный период / консультационный пункт / пренатальный период / натальный период / постнатальный период / логопедическая работа / анамнестические данные / онтогенез / young children / unorganized children / sensitive period / counseling center / prenatal period / natal period / postnatal period / speech therapy / anamnestic data / ontogenesis

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочагова Екатерина Александровна, Карелина Инна Борисовна

В статье представлены основные аспекты работы логопеда с детьми раннего возраста и их семьями в консультационном пункте в ДОУ, которые не посещают дошкольное учреждение, но планируют в ближайшее время его посещать. Раскрыты основные направления логопедической работы в консультационном пункте дошкольного образовательного учреждения. Определены цель и задачи логопедической работы в консультационном пункте в ДОУ для неорганизованных детей. В статье рассмотрены теоретические аспекты оказания ранней коррекционной помощи детям в нашей стране, разработанные отечественными учеными. Рассмотрены и практические аспекты по оказанию ранней помощи детям в консультационном пункте в ДОУ № 109 «Изюминка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бочагова Екатерина Александровна, Карелина Инна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SPEECH THERAPY FOR YOUNG CHILDREN IN THE PRE-SCHOOL COUNSELING CENTER

The article presents the main aspects of the work of a speech therapist with young children and their families at a counseling center in preschool who do not attend preschool, but plan to attend it in the near future. The main directions of speech therapy work at the counseling center of a preschool educational institution are revealed. The purpose and objectives of speech therapy work at the counseling center in the preschool for unorganized children are defined. The article examines the theoretical aspects of providing early correctional care to children in our country, developed by Russian scientists. The practical aspects of providing early assistance to children at the counseling center in Preschool № 109 «Zest» are also considered.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА В КОНСУЛЬТАЦИОННОМ ПУНКТЕ ДОУ»

УДК 373.2+376

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА В КОНСУЛЬТАЦИОННОМ ПУНКТЕ ДОУ

Бочагова Екатерина Александровна

магистрантка 2 курса, Дефектологический факультет, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, учитель-логопед, МДОУ «Детский сад № 109»,

г. Ярославль, Россия E-mail: bochagov. oleg2015@yandex. ru Карелина Инна Борисовна кандидат педагогических наук, доцент, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль, Россия E-mail: [email protected]

ORGANIZATION OF SPEECH THERAPY FOR YOUNG CHILDREN IN THE PRE-SCHOOL COUNSELING CENTER

Bocharova Ekaterina Alexandrovna

2nd year Master's student, Faculty of Defectology, Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky,

speech therapist teacher, Kindergarten № 109,

Yaroslavl, Russia E-mail: bochagov. oleg2015@yandex. ru Karelina Inna Borisovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky,

Yaroslavl, Russia E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье представлены основные аспекты работы логопеда с детьми раннего возраста и их семьями в консультационном пункте в ДОУ, которые не посещают дошкольное учреждение, но планируют в ближайшее время его посещать. Раскрыты основные направления логопедической работы в консультационном пункте дошкольного образовательного учреждения. Определены цель и задачи логопедической работы в консультационном пункте в ДОУ для неорганизованных детей. В статье рассмотрены теоретические аспекты оказания ранней коррекционной помощи детям в нашей стране, разработанные отечественными учеными. Рассмотрены и практические аспекты по оказанию ранней помощи детям в консультационном пункте в ДОУ № 109 «Изюминка».

Abstract. The article presents the main aspects of the work of a speech therapist with young children and their families at a counseling center in preschool who do not attend preschool, but plan to attend it in the near future. The main directions of speech therapy work at the counseling center of a preschool educational institution are revealed. The purpose and objectives of speech therapy work at the counseling center in the preschool for unorganized children are defined. The article examines the theoretical aspects of providing early correctional care to children in our country, developed by Russian scientists. The practical aspects of providing early assistance to children at the counseling center in Preschool № 109 «Zest» are also considered.

Ключевые слова, дети раннего возраста, неорганизованные дети, сенситивный период, консультационный пункт, пренатальный период, натальный период, постнатальный период, логопедическая работа, анамнестические данные, онтогенез.

Keywords: young children, unorganized children, sensitive period, counseling center, prenatal period, natal period, postnatal period, speech therapy, anamnestic data, ontogenesis.

Актуальность.

Ранний возраст детей является сенситивным периодом развития. Данный период касается детей от 1 мес. до 3 лет и является моментом, когда у ребенка происходит значительный скачек в усвоении нового опыта, формирование и развитие огромного количества навыков. В первые годы жизни происходит становление его речевого, познавательного, двигательного и социального развития [5].

Актуальность. В настоящее время, специалисты отмечают, что большое количество детей раннего возраста имеют нарушения онтогенетического развития, от минимального проявления отклонений в развитии до выраженных расстройств речевой, двигательной и психической функций. Следует учитывать, что пластичность и значительность компенсаторных возможностей нервной системы у детей раннего возраста достаточна высока. Следовательно, в этом возрасте имеются высокие потенциальные возможности коррекции нарушенных или отстающих в своем развитии функций. Поэтому необходима ранняя коррекционная помощь ребенку, что позволит эффективно компенсировать нарушения и возможно предупредить вторичные отклонения. А именно, в нашем случае, устранить задержку речевого развития (ЗРР) различного генеза. Так как ЗРР в дальнейшем может привести к более тяжелым речевым и психическим нарушениям.

Большой вклад в разработку методических рекомендаций и создание отечественной системы ранней помощи детям внесли Е.Ф. Архипова, О.Е. Громова, И.Б. Карелина, И.В. Королёва, С.А. Миронова, О.Г. Приходько, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева и другие. Они отмечают высокий рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы, которые составляют группу риска. Так Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова указывают на отсутствие единой системы раннего выявления детей предполагаемой группы социального или биологического риска [8, 10].

Анализируя основные дизонтогенетические проявления у детей раннего

возраста, следует отметить, что речевой дизонтогенез рассматривается как наиболее распространенный вариант отклонений в развитии детей. Поэтому раннее предупреждение, выявление и коррекция речевых нарушений способствует полноценному речевому развитию детей и формированию их личности в целом [3].

Исследование. В настоящее время бесплатную раннюю логопедическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в возрасте с трех лет оказывают в системе здравоохранения. Для детей раннего возраста без заключения ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия), но находящихся в группе риска, квалифицированная помощь оказывается недостаточно. Поэтому, в Указ Президента от 01.10.2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» включен раздел по созданию условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, а также реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье. Поэтому на основании приказа департамента образования мэрии города Ярославля от 11.08.2009 № 3428 «О создании консультационных пунктов в дошкольных образовательных учреждениях», в ДОУ открываются консультационные пункты с целью оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), чьи дети не посещают дошкольное образовательное учреждение [11].

На сегодняшний день на базе МДОУ «Детский сад № 109» успешно функционирует консультационный пункт для неорганизованных детей. С 2021 учебного года по сегодняшний день, оказывается психолого-педагогическая и коррекционная помощь детям раннего возраста и их родителям. За это время на консультационный пункт обратилось 18 семей с неорганизованными детьми раннего возраста. Из числа этих детей с задержками речевого развития было выявлено 15 детей, что составляет 83% от общего числа обратившихся детей. Были выявлены следующие Задержки речевого развития:

1. Функциональные задержки речевого развития:

- обусловленные соматической ослабленностью - у 2 детей;

- конституционального характера - у 2 детей.

2. Органические задержки речевого развития:

- алалического характера - у 2 детей;

- дизартрического характера - у 4 детей;

- обусловлены Задержкой психического развития - у 5 детей.

Логопед, является участником междисциплинарной команды

специалистов системы ранней помощи и оказывает раннюю логопедическую помощь неорганизованным детям, которая заключается в определении структуры и степени выраженности речевого нарушения у ребенка, и коррекции отклонений в развитии речи детей.

Целями работы консультационного пункта являются: беседа с родителями (законными представителями); проведение обследования речевого и психического развития ребенка раннего возраста; психолого -педагогическая помощь; консультативная помощь семьям, воспитывающим детей раннего возраста на дому, что позволяет обеспечить единство и преемственность семейного и общественного воспитания, поддержку всестороннего развития личности детей.

На консультационный пункт в ДОУ родители или законные представители ребенка обращаются по добровольному запросу. Консультативная работа и последующие коррекционно-развивающие занятия проводятся в присутствии родителей. При первой встрече проводится беседа с родителями, выясняется проблема, с которой они обратились за коррекционной помощью. Затем родителям предлагается заполнить анкету с анамнестическими данными. Если родители затрудняются вспомнить данные пренатального, натального и постнатального развития ребенка, просим принести личную медицинскую карту из поликлиники или выписку из истории развития. После чего проводится логопедическое обследование ребенка, которое включает понимание речи, активный и пассивный словарь, наличие фразы и её характер.

Данные заносятся в протокол логопедического обследования. Такое обследование позволяет провести дифференцированную количественно -качественную оценку состояния доречевых и речевых функций, моторной сферы, оценить уровень психического развития; составить логопедическое заключение, прогнозировать дальнейшее развитие и определить индивидуальный образовательный маршрут. Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы.

Психолого-педагогическая коррекция нарушения развития детей раннего возраста проводится на индивидуальных занятиях по преодолению речевых или психических отклонений; по развитию общей и мелкой моторики с использованием ритмопластики. С детьми работают специалисты: педагог -психолог, учитель - логопед и музыкальный руководитель. Занятия длятся 1015 минут, в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка.

Содержание и методы обучения определяются особенностями мышления детей раннего возраста, которое носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер. На основе учета особенностей всех психических процессов подбираются приемы коррекционной работы. При работе с детьми раннего возраста используется подключение многих анализаторов, в игровой деятельности используются наглядные предметы и игрушки, образец действий, многократное их повторение.

Основными задачами коррекционной работы с детьми раннего возраста являются: преодоление негативизма; развитие речевой активности с использованием стимуляции и поощрения; развитие первичного словаря в виде обиходных, доступных слов по структурно-звуковому подобию и по тематическим категориям; совершенствование структуры слова (стучим, прохлопываем, топаем и т. д.), словосочетаний, предложений; совершенствование грамматических категорий.

По окончанию учебного года, в мае месяце проводится итоговое обследование речевого и психического развития детей для определения

результатов коррекционной работы и дальнейшего пути развития детей раннего возраста. По необходимости дети направляются на ПМПК для определения особых образовательных потребностей и условий, необходимых для развития и обучения. А также просим родителей заполнить анкету-отзыв об удовлетворенности оказанной коррекционной помощи в консультационном пункте в ДОУ.

Помимо коррекционной помощи, проводится необходимая работа с семьей или законными представителями в течение всего времени посещения консультационного пункта. Для чего проводятся консультации по нормам развития детей раннего возраста и обучение мамы коррекционным мероприятиям, необходимым для эффективной комплексной коррекционной помощи ребенку раннего возраста.

Анализ логопедической работы за предыдущие учебные года: 2021-2022, 2022-2023, 2023-2024 показал, что планируемые результаты достигнуты, но не в полном объёме.

Это объясняется тяжестью, стойкостью речевого нарушения у детей раннего возраста, что требует более длительного периода коррекционной работы, а также недостаточной включенностью родителей в коррекционную работу со своими детьми. Многие дети посещали логопедические занятия с большими пропусками по болезни, поэтому положительная динамика наблюдалась не в полном объеме. Так высокий показатель эффективности логопедических занятий был выявлен у 2 детей раннего возраста, что составляет 22%; со значительным улучшением окончили занятия 8 детей раннего возраста - 44%, у остальных 8 детей - 44%, наблюдался незначительный эффект от коррекционной помощи по стимуляции речевого развития в связи с различными причинами.

Вывод. Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Поэтому раннее речевое развитие детей важно, так как этот период является первоначальным этапом активного

становления речи. Благодаря своевременному обращению к специалистам, в том числе в консультационный пункт в ДОУ, можно предотвратить нарушения развития речи у детей раннего возраста. Поэтому очень важно своевременное выявление и качественная всесторонняя коррекция речевых и психических нарушений у детей раннего возраста, а также комплексное взаимодействие специалистов между собой и родителями или законными представителями.

Анализ логопедической работы за предыдущие года показал, что планируемые результаты достигнуты не в полном объеме. Необходима дальнейшая коррекционная работа с детьми, у которых наблюдаются тяжелые органические нарушения речевого развития. Важно, по окончанию логопедической работы в консультационном пункте, ребенка раннего возраста направить на психолого-медико-педагогическую комиссию с целью установления речевого диагноза и определения дальнейшего пути коррекционного воздействия. Обязательно вовлекать в педагогический процесс родителей или законных представителей, как помощников комплексного воздействия на развитие речи детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. Пособие для специалистов Службы ранней помощи и родителей. - М.: Мозаика-синтез, 2012. - 160 с.

2. Ахметзянова А.И., Каримова Ф.Р. Организация и содержание работы логопеда в системе ранней помощи // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 03(74). - С. 53-57.

3. Бережная С.П. Программа ранней помощи. Этапы становления // теория и практика службы ранней помощи детям с ограниченными возможностями от 0 до 3 лет и их родителям. - Кемерово: Практика, 2018. - С. 14-23.

4. Григоренко Н.Ю. Логопедическая работа в системе ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии (на базе службы ранней

помощи) //Специальное образование. - 2011. - № 1. - С. 34-41.

5. Карелина И.Б. Комплексная абилитация неговорящих детей раннего возраста: монография. - Новосибирск: АНС «СибАК», 2017. - 156 с.

6. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: книга для логопеда. - 2-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 192 с.

7. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: метод. пособие. - СПб.: КАРО, 2006. - 113 с.

8. Разенкова Ю. А. Начальный этап становления системы ранней помощи в США: исторический экскурс / Ю.А. Разенкова // Дефектология. - 2012. -№ 4. - С. 3-5.

9. Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей (Письмо Минобрнауки России от 13.01.2016 № ВК-15/07 «О направлении методических рекомендаций»). [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71248844/#review (дата обращения: 27.01.2024).

10. Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Выродова И.А. и др. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания: метод. пособие / под ред. Е.А. Стребелевой. -М.: Полиграф сервис, 2003. - 158 с.

11. Указ президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/ (дата обращения: 30.01.2024).

12. Akhmetzyanova A. The Development of Self-Care Skills of Children with Severe Mental Retardation in the Context of Lekoteka // World Applied Sciences Journal. - 2014. - vol. 29. - № 6. - P. 724-727.

13. Moss P., Cameron C. Conclusion: From the state were in to «what do we want for our children?» / P. Moss., C. Cameron // Transforming Early Childhood in England. - 2020. - P. 220-238.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.