Научная статья на тему 'Опыт применения информационно-коммуникационных технологий как инструмента организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов'

Опыт применения информационно-коммуникационных технологий как инструмента организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прихода Татьяна Егоровна, Кожевина Лариса Игоревна

В статье рассмотрена проблема организации педагогом внеаудиторной самостоятельной ра-боты студентов в контексте применения информационных технологий, приведено описание опытной работы преподавателя по теме исследования. Проанализированы и уточнены основ-ные понятия проблемы. Сделаны выводы о положительных и отрицательных эффектах некор-ректного использования информационно-коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прихода Татьяна Егоровна, Кожевина Лариса Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF APPLICATION OF INFORMATIONAL AND COMMUNICATIONAL TECHNOLOGIES AS A TOOL OF ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

The article deals with the problem of organizing by teacher extracurricular independent work of students in the context of using information technology. The teacher’s experimental work on a research topic is described. The basic concepts of the problem are analyzed and rened. Conclusions about the posi-tive and negative effects of the incorrect use of information and communication technologies are made.

Текст научной работы на тему «Опыт применения информационно-коммуникационных технологий как инструмента организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов»

3. Goncharova, G. N. Lapp V. P. Praktika ispol'zovanija mezhdisciplinarnogo jelektronnogo metodicheskogo kompleksa po special'nosti 38.02.01 Jekonomika i buhgalterskij uchet (po otrasljam). (Proceedings of the I International Scientific and practical Conference "Srednee professional'noe ob-razovanie v informacionnom obshhestve"), Cheljabinsk, 2015, pp. 106-107. (In Russian)

4. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovanija po special'nosti 38.02.01 Jekonomika i buhgalterskij uchet (po otrasljam). [prikaz M-va obrazovanija i nauki RF ot 28.07.2014 № 832], available at: Konsul'tantPljus. (In Russian)

5. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Buhgalter». [prikaz M-va truda i soc. zashhity RF ot 22.12.2014 № 1061n], available at: https://base.garant.ru/70852774. (In Russian)

6. Stashkevich I. R. Uslovija podgotovki kadrov dlja cifrovoj jekonomiki v srednem professional'nom obrazovanii (Proceedings of the IV International Scientific and practical Conference «Kadry dlja cifrovoj jekonomiki», «Srednee professional'noe obrazovanie v informacionnom obshhestve»), Cheljabinsk, 2019, pp. 9-14. (In Russian)

Нефедова Наталья Анатольевна, преподаватель ГБПОУ ««Южно-Уральский государственный колледж», г. Челябинск, e-mail: [email protected] Капралова Елена Владимировна, преподаватель ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж», г. Челябинск, e-mail: elena.kapralova.77@ mail.ru

Nefedova Natalya Anatolyevna, lecturer, South Ural State College, Chelyabinsk, e-mail: nefediki77@ mail.ru

Kapralova Elena Vladimirovna, lecturer, South Ural State College, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Прихода, Т. Е. Опыт применения информационно-коммуникационных технологий как инструмента организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов [Текст] / Т. Е. Прихода, Л. И. Ко-жевина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 1 (21). — С. 34-43.

УДК 377+004 ББК 74.57

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Т. Е. Прихода, Л. И. Кожевина

В статье рассмотрена проблема организации педагогом внеаудиторной самостоятельной работы студентов в контексте применения информационных технологий, приведено описание опытной работы преподавателя по теме исследования. Проанализированы и уточнены основные понятия проблемы. Сделаны выводы о положительных и отрицательных эффектах некорректного использования информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова: внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся, организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, информационное общество, информационные технологии.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. ведущая роль отводится образованию, в том числе и профессиональному, как важнейшей ценности граждан, призванной обеспечить

подготовку компетентного, мобильного и творческого работника. Основной задачей педагога профессиональной школы стала организация деятельности студентов по формированию компетенций, ключевым моментом которых явля-

ется способность выпускника самостоятельно адаптироваться к изменяющимся условиям производства, уметь самостоятельно обучаться и переобучаться, самостоятельно принимать решения в стандартных и нестандартных профессиональных ситуациях. Кроме того, формирование компетенции — способности действовать самостоятельно — предполагает создание некой практической (профессиональной) ситуации, в которой эта компетенция и проявляется. Решению задачи в значительной степени будет способствовать развитие у студентов навыков самостоятельной деятельности по решению учебных и учебно-производственных задач.

На основе анализа соответствующих словарных статей [1; 2] в целях более точного понимания освещаемой в данной статье проблемы разведем понятия «самостоятельная деятельность», «самостоятельная работа» и «внеаудиторная самостоятельная работа» обучающихся. Под самостоятельной деятельностью обучающихся мы понимаем вид индивидуальной специфически определенной целенаправленной активности личности, где «активность» — это определяемое интенсивностью взаимодействие с образовательной средой, в ходе которого обучающийся выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои образовательные потребности и предъявляемые к нему педагогические требования. «Самостоятельная работа обучающихся» определена нами как индивидуальный производительный процесс создания, превращения обучающимся чего-либо из одного вида в другой (например, превращение информации в знания, умения и образцы профессионального поведения, умений — в практический опыт и компетенции). Существенным признаком самостоятельной работы обучающихся является опосредованное педагогическое управление процессом. С точки зрения Ю. А. Коноводовой, в рамках принятого в профессиональном образовании деятельностного подхода «самостоятельная работа предполагает не просто самостоятельную деятельность учащихся по усвоению готовых знаний по готовым алгоритмам деятельности, предполагающую отсутствие непосредственной помощи и контроля учителя, но представляет собой целостную взаимосвязанную систему деятельности учителя и учащегося как субъектов образовательного процесса, целью которой является мотивирование и вовлечение учащегося в самостоятельную познавательную деятельность, и создание условий для развития и формирования у учащегося

таких качеств и умений как способность к саморегуляции, самоактивации, самоорганизации, самоконтролю, которые в дальнейшем должны позволить им самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности» [3].

Одним из видов самостоятельной работы студентов наряду с деятельностью во время учебных занятий является также внеаудиторная самостоятельная работа, на которую во ФГОС СПО отводится до пятидесяти процентов от обязательной аудиторной нагрузки обучающихся [4, пп. 7.3, 7.4]. Вследствие перехода на компетентностную модель профессионального образования внеаудиторная самостоятельная работа студентов стала необходимой формой организации образовательного процесса, способствующей овладению студентами общими и профессиональными компетенциями. Внеаудиторная самостоятельная работа представляет собой нормативно регламентированный и обязательный, целенаправленный и методически оснащенный педагогом вид учебного взаимодействия педагога и обучающихся, обеспечивающий реализацию ФГОС СПО в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ». Внеаудиторная самостоятельная работа реализуется студентом при методическом управлении педагогом, но без его личного участия. От педагога требуется четкая организация самостоятельной работы студентов, построенная на принципах субъект-субъектного взаимодействия педагога и обучающегося, включающая самоорганизацию студентом своей деятельности. В этой связи ФГОС СПО по специальности 31.02.01 «Лечебное дело» предъявляет конкретные требования: «при формировании основной профессиональной образовательной программы образовательная организация обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся» [4]. Характеризуя сущность понятия «организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся», мы принимаем точку зрения Ю. А. Коноводовой, которая рассматривает организацию самостоятельной работы как «отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности» [3], в отличие от управления самостоятельной работой, которое Ю. А. Коноводова отождествляет с педагогическим руководством («предъявление учебной задачи ученику, инструктаж по ее выполнению, мотивация ее разрешения, контроль и коррекция самостоятельных действий учащегося, оценивание результатов самостоятельной работы» [3]).

С целью организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся преподаватель отбирает педагогические технологии, адекватные современному развитию науки и техники, способствующие выработке у студента профессионального опыта, формированию профессионально значимых качеств личности, стимулирующие познавательную активность обучающихся [5]. Актуальными в данной ситуации остаются технологии активного социально-психологического обучения, построенного на взаимодействии обучающегося с учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. В рамках активного социально-психологического обучения педагог создает условия для инициативы студентов; не дает готовых решений, а побуждает студентов к самостоятельному поиску; вовлекает студентов в совместную самостоятельную деятельность, разделяет с ними ряд управленческих функций; побуждает студентов реализовы-вать свои замыслы в конкретных видах самостоятельной деятельности, нести ответственность за принятые решения; использует интерактивные технологии обучения.

Современное общество — это информационное общество, основными особенностями которого являются использование информации почти во всех сферах жизни и автоматизация производства [6; 7]. В соответствии с Концепцией формирования информационного общества в России «основные черты и признаки информационного общества будут сформированы в России... в первой четверти XXI века» [8]. В этом плане задачей профессионального образования является, в частности, «выбор адекватных образовательным технологиям и учебным процессам современных информационно-коммуникационных технологий (компьютерные обучающие программы, спутниковое и кабельное телевидение, средства мультимедиа и т. д.)» [8]. Возрастанию роли и значения электронного обучения в развитии образования уделено место в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 гг. [9] и в статье 16 Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» [10].

Информационно-коммуникационные (компьютерные) образовательные технологии являются признанным удобным и эффективным инструментом электронного обучения, в том числе и организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. С учетом особенностей современных студентов СПО, их недостаточной мотивированности на поиск и получение профессионально значимой информации посредством чтения учебников педагоги предлагают иные, активные технологии и средства учебного взаимодействия. Компьютеры и иные гаджеты являются органичной частью жизни студентов, понятной, красочной, позволяющей студентам проявлять свою активность, в том числе и познавательную. На самостоятельную работу посредством компьютера студенты мотивированы изначально. Педагоги используют этот значимый фактор, тем более что информационно-коммуникационные технологии позволяют практически без ограничений осуществлять сбор и хранение самой разнообразной информации, которая становится чрезвычайно доступной; делают возможным привлечение новых видов наглядности, которую сложно изготовить самостоятельно; дают студенту возможность работать в виртуальных лабораториях, на виртуальных тренажерах; делают доступными электронные библиотеки и т. п. К тому же заниматься внеаудиторной самостоятельной работой в этом случае студент может вне рамок времени и места. Педагоги отмечают, что при организации взаимодействия посредством информационно-коммуникационных технологий студенты углубляют и расширяют знания, развивают самостоятельность в принятии решений в смоделированных профессиональных ситуациях и нацеленность на продуктивную деятельность. Педагог получает уникальную возможность наладить оперативную обратную связь с целью контроля и коррекции деятельности обучающихся.

В соответствии с ФГОС по специальности СПО 31.02.01 «Лечебное дело» результатом освоения основного вида профессиональной деятельности «Диагностическая деятельность» [4] должны стать следующие общие (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции студентов.

Таблица 1

Результаты освоения основного вида профессиональной деятельности «Диагностическая деятельность»

Код Наименование результатов обучения

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп

ПК 1.2 Проводить диагностические исследования

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний

Окончание таблицы 1

Код Наименование результатов обучения

ПК 1.6 Проводить диагностику смерти

ПК 1.7 Оформлять медицинскую документацию

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку

ОК12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

Элементы этих компетенций (знания, умения, профессионально значимые качества личности) формируются студентами в том числе и в ходе внеаудиторной самостоятельной работы. С целью создания условий для формирования и развития студентами элементов компетенций для организации их внеаудиторной самостоятельной работы были разработаны задания нескольких видов разнообразного содержания. Покажем это на примере организации внеаудиторной самостоятельной работы при изучении МДК.01.02. «Диагностика инфекционных заболеваний с курсом ВИЧ-инфекции»:

- поиск информации в сети Интернет (студенты используют веб-браузеры, базы данных, используют информационно-поисковые и информационно-справочные системы, автоматизированные библиотечные системы, электронные журналы; полученная информация используется для написания реферата, анализа существующих рефератов в сети на данную тему, их оценивания, подготовки презентации или фрагмента практического занятия доклада по теме и др.);

- организация диалога в сети (обеспечивает получение и распространение информации, дает постоянный контакт со студентами и пре-

подавателями, создание веб-квестов для работы по теме);

- подготовка веб-квеста (вид внеаудиторной самостоятельной работы по поиску и анализу информации; подходит для работы в группе онлайн или предназначен для работы отдельных студентов; создает дополнительную мотивацию при выборе роли студентами и требует действовать в соответствии с ними с последующим проведением пресс-конференции по теме; данный метод активизирует познавательную деятельность студентов);

- разработка обобщающих таблиц по теме в электронном варианте (вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации в виде таблиц с гиперссылками; формирование структуры таблицы дает возможность студенту и систематизировать материал, и развивать умения по структурированию и сжатию информации; при создании гиперссылок таблица обеспечивает самоконтроль усвоенного материала);

- решение практических задач и ситуаций (в ситуации, приближенной к реальности, студент применяет теоретические знания, получает практический опыт и формирует ПК);

- создание фотозадач (в данном виде внеаудиторной самостоятельной работы студенты на основании полученной фотозадачи формируют текст и задания для ее решения, при этом формируется практический опыт при отсутствии субъекта для обследования);

- формирование базы данных нормативно-правовой документации (оформляется перечень нормативно-правовой документации с гиперссылками на основной регламентирующий документ; база данных формируется по темам и разделам);

- упражнения на тренажере (тренажер позволяет студентам закрепить и систематизировать знания и умения, полученные при изучении конкретной темы и накапливать практический опыт в оформлении медицинской документации, отработке алгоритма манипуляционной техники);

- работа с электронным пособием, выполнение заданий в электронной рабочей тетради (работа с пособиями дает возможность изучения нового материала или углубления знаний при повторении, повышает активность обучения студентов, помогает правильно планировать время, установить непосредственную обратную связь студентов с преподавателем; пособия позволяют студенту работать в индивидуальном темпе, в удобное время, помогают студенту обеспечить необходимый объем знаний);

- подготовка информационного сообщения (вид ВСР по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии; сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам; сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером — сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами; оформляется задание в электронном виде, оно должно содержать элементы наглядности — иллюстрации, демонстрацию);

- подготовка реферата (вид внеаудиторной самостоятельной работы, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях; реферат включает обзор нескольких источников и служит основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях; ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны; оформляется в электронном и письменном виде);

- составление электронного словаря понятий (данный вид внеаудиторной самостоятельной ра-

боты осуществляется подбором и систематизацией терминов и выражений, встречающихся при изучении темы; термины чередуются списком в алфавитном порядке с гиперссылками на определение и значение терминов; развивает у студентов способность выделять главные понятия и их формулировать; развивает память и дает возможность осуществить самоконтроль; оформляется в виде банка данных по темам или разделам);

- разработка графологической структуры (студент представляет в виде логической схемы систематизированную самостоятельно информацию; работа способствует развитию у студентов умений мыслить логически, обобщать, представлять информацию наглядно);

- разработка тестовых заданий и эталонов ответов к ним (в ходе данного вида самостоятельной работы студент закрепляет сформированные знания, развивает логические умения; далее идет онлайн-рецензирование в группе, исправление ошибок);

- разработка и поиск в сети иллюстраций в виде схем, графиков, диаграмм (в ходе работы студент развивает умения графического отображения информации; также развиваются умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи и изменения и т. д.);

- составление задач по типу кроссвордов по теме (выполнение данного задания способствует развитию умений студента отображать информацию в графическом виде; в данном случае студент демонстрирует владение материалом, умение концентрировать свои мысли);

- разработка электронных презентаций (с помощью мультимедийных средств студент создает продукт, который может стать информационно-наглядным пособием; этот вид работы требует от студента наличия большинства общеучебных и части общепрофессиональных знаний и умений, умений работать с электронной техникой, знаний и умений работы в программе PowerPoint);

- работа с учебным кейсом (студенту предлагается описание конкретной ситуации из определенной сферы профессиональной деятельности, в котором присутствует сюжет с некой интригой, содержащий скрытый или явный конфликт — интересов, позиций, действий различных субъектов деятельности и/или их последствий; в описание кейсов часто включается прямая речь действующих лиц сюжета — для персонификации позиций и смыслов, — описание их действий и поведения, а также, если необходимо, небольшие таблицы и схемы, иллюстрирующие сюжет, и т. д.; иногда описание ситуации учебного кейса сопровождается мно-

гостраничными приложениями, из которых отбирается информация для решения проблемы; ознакомившись с содержанием учебного кейса, обучающиеся формулируют проблему, диагностируют причины ее возникновения и описывают/обосновывают способы разрешения противоречий; работа с кейсом развивает у студентов способность выделять главное и самостоятельно находить способ решения проблемы в нестандартной ситуации и использовать междисциплинарные связи);

- научно-исследовательская деятельность студента (предполагается, что студент должен самостоятельно выделить актуальную проблему, сформулировать ее и решить; либо студент предлагает решение проблемы, предложенной ему преподавателем; данный вид работы имеет однозначно продуктивный характер, что способствует развитию интеллектуальных умений студента; этот вид задания может выполняться в ходе подготовки курсовой работы и выпускной квалификационной работы).

Для оценки эффективности применения информационных технологий при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы выбрана упрощенная методика подсчета показателей дидактической эффективности.

Оценка эффективности проводилась в два этапа:

- сразу по выполнении полученного задания с целью выяснения уровня знаний и умений студентов;

- через месяц (отсроченно) для определения прочности усвоенного материала.

В качестве критериев эффективности использования компьютерных технологий при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы выступают: уровень знаний, сформиро-ванность умений применять полученные знания для решения поставленных задач, степень самостоятельности и самоорганизации студентов, временные затраты.

Студенты третьего курса, изучающие ПМ 01 «Диагностическая деятельность» МДК 01.02 «Диагностика инфекционных болезней с курсом ВИЧ-инфекции», были разделены на три группы по десять человек. Первая группа получила задание для внеаудиторной самостоятельной работы в традиционной форме (учебник, методические разработки на бумажном носителе); вторая группа — тот же материал в электронном виде; третья группа (опытная) — электронное учебно-методическое пособие с гиперссылками на видео, иллюстрации, схемы и таблицы, алгоритмы, задание для самоконтроля.

С целью контроля усвоения материала все группы получили одинаковые задания в виде: тестов первого уровня сложности, тестов повышенной сложности, ситуационной задачи, творческого задания. Оценка усвоения материала проводилась по пятибалльной системе.

1. Оценка эффективности применения информационных технологий.

Э = S2 : S1, S3 : S2, где:

Э — эффективность;

51 — сумма баллов, полученных группой 1;

52 — сумма баллов, полученных группой 2;

53 — сумма баллов, полученных группой 3.

Таблица 2

Оценка результатов выполнения студентами теста I уровня и теста повышенной сложности

Оценка Тест I уровня Тест повышенной сложности

Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 1 Группа 2 Группа 3

«5» 2 2 4 0 1 2

«4» 5 5 4 3 4 4

«3» 2 3 2 3 3 4

«2» 1 0 0 4 2 0

Е 38 39 44 24 26 30

Таблица 3

Оценка результатов выполнения студентами ситуационной задачи и творческого задания

Оценка Ситуационная задача Творческое задание

Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 1 Группа 2 Группа 3

«5» 0 1 2 0 0 2

«4» 3 4 4 2 2 5

«3» 3 3 4 5 6 2

«2» 4 2 0 3 2 1

Окончание таблицы 3

Оценка Ситуационная задача Творческое задание

Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 1 Группа 2 Группа 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е 29 34 38 29 30 37

Общее количество баллов 120 129 149

3, = 129

1

32 = 149

33 = 149

120 = 1,075; 129 = 1,15; 120 = 1,24.

Вывод: группа с традиционным методом получения задания показала худшие результаты по сравнению группами, получавшими задания с помощью информационно-коммуникационных технологий. Уровень усвоения материала

в группе 3 вырос в 1,24 раза, что говорит об эффективности использования ИКТ.

2. Определение коэффициента оценки уровня знаний.

К = К3 : К1, где: К — коэффициент; К3 — средний балл группы 3; К2 — средний балл группы 2; К1 — средний балл группы 1.

Результаты выполнения заданий

Таблица 4

Задание Средний балл

Группа 1 Группа 2 Группа 3

Тест 1 3,8 3,9 4,4

Тест 2 2,4 2,6 3,0

Ситуационная задача 2,9 3,4 3,8

Творческое задание 2,9 3,0 3,7

3,0 3,2 3,7

Коэффициент 1,06 1,16 1,23

Вывод: коэффициент оценки уровня знаний выше у опытной группы 3. Уровень знаний повысился во всех группах, значительнее в третьей группе.

3. Определение коэффициента времени. Кт = Т3 : Т где Кт — коэффициент времени. Для оценки результатов взято среднее время по группе на изучение нового материала.

Результаты выполнения заданий

Таблица 5

Задание Время, в мин.

Группа 1 Группа 2 Группа 3

Изучение материала тт 30 25 48

ср 45 42,5 59

тах 60 60 70

Тест 1 тт 10 10 8

ср 12 11,5 8,5

тах 14 13 9

Тест 2 тт 17 15 13

ср 20 19,5 15,5

тах 23 24 18

Ситуационная задача тт 15 15 12

ср 23,5 23 13,5

тах 32 31 15

Творческое задание тт 16 17 10

ср 20 18 13,5

тах 24 19 17

Общее время 75,5 72 51

Коэффициент 0,95 0,7 0,6

Кт1 = 0,95; Кт2 = 1,31; Кт3 = 1,38.

Вывод: время, затраченное на изучение темы в группе 2, снизилось в сравнении с временем, затраченным в группе 1; время, затраченное в группе 3, повысилось. Данный результат связан с большим насыщением дидактическим материалом и возможностью текущего самоконтроля

Вывод: расчет степени усвоения показал, что в первой и второй группах она упала практически одинаково — на 0,8, в третьей группе выросла в 1,3 раза.

Средний балл находится в области от 3,13,2 до 4,0.

Исследование показало, что выполнение внеаудиторной самостоятельной работы с применением компьютерных технологий дало более глубокие и прочные знания, более высокий уровень применения сформированных умений, развитие самостоятельности в учебной деятельности, сокращение общего времени на изучение и самоконтроль, обеспечение индивидуальной работой каждого обучающегося, облегчение мониторинга хода внеаудиторной самостоятельной работы, а также продемонстрировало лучшие результаты при выполнении творческого задания и самостоятельной работы студентов в целом.

Таким образом, полученные в ходе исследования результаты позволяют сделать вывод о целесообразности и эффективности использования информационно-коммуникационных технологий обучения при организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, то есть о достижении каждым студентом более высоких результатов в профессиональном образовании.

В то же время интенсификация процесса образования не может быть бесконечной, так как скорость усвоения материала определяет-

в ходе изучения темы и с повтором изучения, если материал не усвоен. Общее время на изучение материала и ответы на контрольные задания резко снизилось в группе 3 (опытной) за счет уменьшения времени на решение контрольных заданий.

4. Расчет прочности усвоения знаний.

ся личностными качествами обучающихся при восприятии информации с монитора. Применение ИКТ лишь дает преподавателю возможность организовать изучение такого материала, который сложно качественно представить без использования современных образовательных технологий, специфического инструмента педагогического труда, улучшающего его педагогические возможности в организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

К тому же мы понимаем, что информационно-коммуникационные технологии, применяемые без тщательного продумывания образовательной ситуации, могут вызвать нежелательный результат. Например, работа студента один на один с компьютером уменьшает и без того ограниченное время живого общения с преподавателем и сокурсниками, вследствие чего студенты не формируют умения формулировать высказывания, аргументировать свою точку зрения, что существенно снижает их профессиональную конкурентоспособность. Еще одним недостатком информационно-коммуникационных технологий является общедоступность опубликованных в сети информационных ресурсов. Это может привести к тому, что студент заимствует в интернете готовые рефераты, решения задач, проекты, доклады. Поэтому внедрять информационно-коммуникационные образовательные технологии необходимо обдуманно.

Таблица 6

Результаты выполнения контрольного теста отсроченно (через один месяц)

Оценка Тест

Группа 1 Группа 2 Группа 3

«5» 0 0 3

«4» 3 4 4

«3» 5 4 3

«2» 2 2 0

Е 31 32 40

К 0,78 0,8 1,3

Библиографический список

1. Душков, Б. А. Энциклопедический словарь : Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика [Электронный ресурс] / Б. А. Душков, А. В. Королев, Б. А. Смирнов. —

Режим доступа: https://vocabulary.ru/slovari/110-enciklopedicheskii-slovar-psihologija-truda-upravlenija-mzhenemaja-psihologija-i-ergonomika.html.

2. Новиков, А. М. Педагогика : Словарь системы основных понятий [Электронный ресурс] / А. М. Новиков. — Режим доступа: https://www.anovikov.ru/dict/ped_sl.pdf.

3. Коноводова, Ю. А. Отличие самостоятельной деятельности учащихся от самостоятельной работы учащихся [Электронный ресурс] / Ю. А. Коноводова // Проблемы и перспективы развития образования : материалы Междунар. науч. конф. (Пермь, апр. 2011 г.). — Т. I. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 173-176. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/318.

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело [Электронный ресурс] : [приказ Минобрнауки РФ от 12.05.2014 № 514]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.

5. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г. К. Селевко. — М. : НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с.

6. Башарина, О. В. Проблемы и этапы внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [Текст] / О. В. Башарина, И. В. Башарин // Безопасность информационно-образовательной среды : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. «Среднее профессиональное образование в информационном обществе» (Челябинск, 1 февр. 2018 г.). — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2018. — С. 9-13.

7. Сташкевич, И. Р. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в системе среднего профессионального образования [Текст] / О. В. Башарина, И. Р. Сташкевич // Развитие информационно-образовательной среды в организациях среднего профессионального образования : Теория и практика : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. «Среднее профессиональное образование в информационном обществе» (Челябинск, 26 янв. 2017 г.). — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2017. — С. 9-13.

8. Концепция формирования информационного общества в России [Электронный ресурс] : [одобр. решением Гос. комиссии по информатизации при Гос. ком. РФ по связи и информатизации от 28.05.1999 № 32]. — Режим доступа: http://www.iis.ru/library/riss.

9. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс] : [постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295]. — Режим доступа: http://static.government.ru/media/ files/0kPx2UXxuWQ.pdf.

10. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 21.12.2012 : одобр. Советом Федерации 26.12.2012]. — Режим доступа: httpY/минобрнауки.рф.

For citation: Prikhoda, T. E. Experience of application of informational and communicational technologies as a tool of organization of extracurricular independent work of students [Text] / T. E. Prikhoda, L. I. Kozhevina // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 1 (21). — P. 34-43.

EXPERIENCE OF APPLICATION OF INFORMATIONAL AND COMMUNICATIONAL TECHNOLOGIES AS A TOOL OF ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

T. E. Prikhoda, L. I. Kozhevina

The article deals with the problem of organizing by teacher extracurricular independent work of students in the context of using information technology. The teacher's experimental work on a research topic is described. The basic concepts of the problem are analyzed and refined. Conclusions about the positive and negative effects of the incorrect use of information and communication technologies are made.

Key words: extracurricular independent work of students, organization of extracurricular independent work of students, the informational society, informational technologies.

References

1. Dushkov B. A., Korolev A. V., Smirnov B. A. Jenciklopedicheskij slovar' : Psihologija truda, up-ravlenija, inzhenernaja psihologija i jergonomika (Encyclopedic Dictionary: Labor Psychology, Management, Engineering Psychology and Ergonomics), available at: https://vocabulary.ru/slovari/110-enciklope-dicheskii-slovar-psihologija-truda-upravlenija-inzhenernaja-psihologija-i-ergonomika.html. (In Russian)

2. Novikov A. M. Pedagogika: Slovar' sistemy osnovnyh ponjatij (Pedagogy: Vocabulary of the system of basic concepts), available at: https://www.anovikov.ru/dict/ped_sl.pdf. (In Russian)

3. Konovodova Yu. A. Otlichie samostojatel'noj dejatel'nosti uchashhihsja ot samostojatel'noj raboty uchashhihsja. Problemy i perspektivy razvitija obrazovanija (Proceedings of the International Scientific Conference), Perm', 2011, pp. 173-176, available at: https://moluch.ru/conf/ped/ar-chive/17/318. (In Russian)

4. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 31.02.01 Medicina. [prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF, 12.05.2014 No. 514], available at: ConsultantPlus. (In Russian)

5. Selevko G. K. Jenciklopedija obrazovatel'nyh tehnologij (Encyclopedia of educational technologies), Moscow, NII shkol'nyh tehnologij, 2006, 816 p. (In Russian)

6. Basharina O. V., Basharin I. V. Problemy i jetapy vnedrenija jelektronnogo obuchenija i dis-tancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij. Bezopasnost' informacionno-obrazovatel'noj sredy. (Proceedings III International Scientific and Practical Conference «Secondary vocational education in the information society »), Chelyabinsk, ChIRPO, 2018, pp. 9-13. (In Russian)

7. Stashkevich I. R., Basharina O. V. Ispol'zovanie informacionnyh i telekommunikacionnyh tehnologij v sisteme srednego professional'nogo obrazovanija. Razvitie informacionno-obrazovatel'noj sredy v organizacijah srednego professional'nogo obrazovanija: Teorija i praktika (Proceedings II International Scientific and Practical Conference «Secondary vocational education in the information society» (Chelyabinsk, ChIRPO, 2017, pp. 9-13. (In Russian)

8. Koncepcija formirovanija informacionnogo obshhestva v Rossii. [odobr. resheniem Gos. ko-missii po informatizacii pri Gos. kom. RF po svjazi i informatizacii ot 28.05.1999 № 32], available at: http://www.iis.ru/library/riss. (In Russian)

9. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovanija» na 2013-2020 gg. [postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15.04.2014 № 295], available at: http://static.government.ru/media/files/0kPx2UXxuWQ.pdf. (In Russian)

10. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: feder. zakon. [prinyat Gos. Dumoi 21 dek. 2012 g.: odobr. Sovetom Federatsii 26 dek. 2012 g.], available at: http: //min-obrnauki.rf. (In Russian)

Прихода Татьяна Егоровна, начальник центра мониторинга и научно-методического обеспечения качества профессионального образования ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Кожевина Лариса Игоревна, преподаватель ГБПОУ «Челябинский медицинский колледж», г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Prikhoda Tatyana Egorovna, Head of the Center for Monitoring and Methodological Assurance of the Quality of Vocational Education, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, candidate of pedagogical sciences, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Kozhevina Larisa Igorevna, Lecturer, Chelyabinsk Medical College, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Степанова, Ю. А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся с использованием информационных технологий [Текст] / Ю. А. Степанова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 1 (21). — С. 43-47.

УДК 377+004 ББК 74.57

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ю. А. Степанова

В статье рассматривается обеспечение самостоятельной работы студентов профессиональных образовательных организаций как реализация требований профессионального стандарта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.