6. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1992.
7. Аллак Ж. Вклад в будущее: Приоритет образования: пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 2003.
8. Брюэр Ф. Процессуальная модель профессиональной мобильности (Социальный конфликт). Калуга, 1994. С. 59-69.
9. Тезаурус ЮНЕСКО-МБЛ по образованию. ЮНЕСКО, 1993.
УДК 378.147.31
Е. А. Ходырева
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Проблема организации самостоятельной деятельности студентов в процессе обучения является одной из актуальных. Сегодня сложилась ситуация, когда устоявшиеся способы и формы проектирования и осуществления самостоятельной работы в вузе требуют корректировки. Это обусловлено, прежде всего, расширением возможностей самостоятельной деятельности студентов в условиях привлечения к процессу познания информационно-коммуникационных технологий. Данная группа технологий рассматривается, с одной стороны, в качестве педагогического средства организации и управления самостоятельной деятельностью студента в учебном процессе, с другой - в качестве специфической формы учебного и научного познания.
The problem of organization of students' independent activity in the course of training is actual. At present the settled ways and forms of designing and realization of independent work in higher school need updating. It is caused, first of all, by growing possibilities of students' independent activity in the conditions of expansion of information-communication technologies in the process of education. The given technologies are considered, on the one hand, as a pedagogical means of organization and management of independent activity in educational process, and, on the other, as a specific form of educational and scientific cognition.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, организация самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы, информационная образовательная среда вуза.
Keywords: information-communication technologies, organisation of independent class- and out-of-class work, informational educational environment of higher school.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) традиционно рассматриваются как совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие). Данная группа технологий включает систему методов и приемов, основанных на использовании компьютера и средств телекомму-
© Ходырева Е. А., 2010
никаций для создания, преобразования и обмена информацией в целях образования.
Значительные возможности имеют эти технологии в организации как аудиторной, так и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Выделим основные функции информационно-коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы студентов.
Практика показывает, что наибольшее значение имеет информационная функция, поскольку обеспечивается доступ к различной информации, в том числе нормативно-правовой, справочной, образовательной. Будущему специалисту важно уметь добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий, а также хранить и передавать адресату. Информационно-коммуникационные технологии позволяют студенту в ходе самостоятельной работы наблюдать изучаемые процессы в развитии, во временном и пространственном движении; осуществлять графическую интерпретацию исследуемых закономерностей, формулировать собственные выводы.
Существенное значение имеет мотивационная функция. Она связана с возможностями информационно-коммуникационных технологий обеспечивать комфортность в обучении за счет доступности и высокой скорости получения значительных массивов информации. Положительная мотивация самостоятельной деятельности у студентов при использовании ИКТ создается также через вариативность содержания и методов преподавания, форм организации учебных занятий, сочетания различных методик для тех или иных групп обучающихся, а также конкретных студентов.
Организационная функция связана с обеспечением возможности планирования и управления студентом собственной самостоятельной деятельностью. При этом управление учебным процессом становится более гибким, основанным на осуществлении оперативной педагогической коррекции и непрерывной обратной связи, систематичным и объективным.
Коммуникативная функция информационно-коммуникационных технологий в самостоятельной работе студентов связана с обеспечением возможности студенту в ходе сетевого взаимодействия кратко и четко формулировать собственные мысли, терпимо относиться к мнению партнеров, вести дискуссию, аргументированно доказывать свою точку зрения, а также слушать и уважать мнение партнера по общению в сети.
Комплексная реализация данных функций обусловливает вариативность направлений использования информационно-коммуникационных технологий в организации самостоятельной деятельности студентов. Выделим основные из них.
1. Информационное обеспечение самостоятельной работы (создание в сетях баз данных, баз знаний).
2. Совместная проектная деятельность в различных областях знаний школьников, студентов, педагогов, научных сотрудников.
3. Дистанционное обучение различных целевых направлений, различных форм и видов.
4. Свободные контакты пользователей сетей по разнообразным вопросам образования.
Работа с электронными учебными материалами может быть частью самостоятельной аудиторной или внеаудиторной самостоятельной работы, причем на аудиторных занятиях имеет смысл обращаться только к тем ресурсам, использование которых реально в конкретных условиях и временных рамках обучения.
Планируя занятие с применением ИКТ, преподаватель должен хорошо представлять себе, на каком этапе изучения материала можно использовать те или иные электронные ресурсы, какие задания должны предварять и завершать их использование.
Особенности планирования и организации самостоятельной работы с использованием информационно-коммуникационных технологий определяются спецификой задач и форм обучения - дневной, дистанционной, традиционной заочной. Электронные учебные ресурсы могут использоваться для организации самостоятельной работы студентов как на занятиях, так и при подготовке к занятиям, выполнении творческих заданий. Для дистанционного обучения важно планирование соотношения объема самостоятельной работы с автономными электронными ресурсами и ресурсами Интернета и работы в режиме онлайн: выполнение контролирующих и тестовых заданий, размещение заданий в форуме, общение с преподавателем и в учебной группе.
В дневной форме обучения при планировании курса важно соотношение традиционных занятий, занятий в компьютерном классе и самостоятельной работы обучающихся во внеаудиторное время. Самостоятельная работа студентов может включать знакомство с новым учебным материалом, выполнение тренировочных, творческих и проектных заданий. Цель аудиторных занятий с использованием ИКТ - презентация новых электронных ресурсов, индивидуализация выполнения заданий, организация работы в парах и микрогруппах, представление и обсуждение работ, выполненных студентами, и т. п.
Информационно-коммуникационные технологии разнообразны и традиционно объединяются исследователями в три основных группы: технологии представления информации, технологии структурирования информации, коммуникационные технологии. Представим их характеристику.
Технологии представления информации (мультимедиа, гипертекст, виртуальная реальность) формируют у обучаемых навыки работы с различными типами информации, позволяют объединять ее разные типы (текст, звук, графическое изображение, анимация и видеоизображение). В результате обеспечивается такое представление информации, при котором студент воспринимает ее сразу несколькими органами чувств одновременно в сочетании с использованием больших объемов информации, быстрым доступом и интерактивными возможностями работы с ней. Реализация технологии виртуальной реальности в образовательных целях способствует формированию опыта деятельности по имитированию, проектированию, моделированию объектов, явлений и процессов предметного мира, развитию наглядно-образного и теоретического мышления, что позволяет студенту самостоятельно изучать не только объекты и явления окружающей действительности, но и те, которые в реальности невоспроизводимы или сложно воспроизводимы. Несмотря на кажущуюся простоту и распространенность, использование данной группы информационно-коммуникационных технологий является достаточно сложным, так как требует, во-первых, безупречного владения методами и приемами использования визуальных средств, во-вторых, знания правил построения кадрированного пространства (цвет, форма, расположение относительно центра и углов экрана и тому подобное). Вот почему зачастую визуализация изучаемого материала с помощью компьютера и мультимедийного проектора имеет мало общего с современными информационными образовательными технологиями и лишь затрудняет восприятие информации студентами.
К технологиям структурирования информации относят базы данных и знаний, экспертно-обучающие системы, виртуальные библиотеки, виртуальные мультимедийные клубы, музеи и т. д. Использование систематизированных баз данных по предметным областям, в том числе архивов нормативных документов, редких текстов делает самостоятельную работу студентов более целенаправленной, формируя у них способность работать с разнообразными источниками информации, сопоставлять данные, полученные из них, устанавливать причинно-следственные связи и формулировать собственные выводы. Развивая данное направление, можно использовать материалы из удаленных источников, создав для этого в текстовом редакторе на компьютере небольшой по объему алгоритм с гиперссылками на источники и обеспечив студентам выход в Интернет. Кроме того, продуктивным направлением организации самостоятельной деятельности может стать создание собственной базы инфор-
мации по учебной дисциплине на электронных носителях.
Коммуникационные технологии основаны на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам. К ним принято относить сети разных уровней, а также телекоммуникации. Они включают в себя услуги собственно почты - отправка и прием электронных писем, получение и отсылка материалов телеконференций - форумов, в которых в отложенном режиме времени разворачиваются дискуссии, в них могут принимать участие люди, разделенные большими расстояниями. Они позволяют формировать совокупность методических, организационных, технических и программных средств реализации и управления самостоятельной деятельностью студентов независимо от их места нахождения.
Однако, по нашему мнению, в расширительной трактовке любая инновационная образовательная технология может быть отнесена к разряду информационно-коммуникационных. Данное утверждение обусловлено тем обстоятельством, что основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации, а основу педагогического -коммуникация.
Именно поэтому можно включить в качестве вспомогательных информационно-коммуникационных технологий следующие:
- кейсовую, основанную на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения (кейсов) с использованием различных видов носителей информации;
- технологию развития критического мышления, базирующуюся на освоении учащимися активных способов мышления и активных способов работы с информацией, обеспечивающую развитие у студентов интереса к исследовательской работе, умение обобщать приобретенные знания;
- уровневую дифференциацию, учитывающую основные характеристики студента, значимые при проектировании и осуществлении самостоятельной работы;
- проблемное обучение, основанное на активной самостоятельной деятельности студентов по постановке и разрешению проблем, обеспечивающее творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками;
- проектную деятельность, предполагающую такую организацию самостоятельной деятельности студентов, при которой решается какая-либо проблема, для чего интегрируются групповые
методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы;
- модульное обучение, которое предполагает самостоятельную работу студента по определенной индивидуальной учебной программе, при наличии банка информации и методическом руководстве по достижению дидактических целей.
В январе 2010 г. специалистами учебно-методического управления Вятского государственного гуманитарного университета был проведен анализ использования преподавателями Вятского государственного гуманитарного университета информационно-коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы студентов. В анкетировании приняли участие 84 преподавателя 16 факультетов и колледжа Вятского государственного гуманитарного университета.
Выявлено, что подавляющее большинство преподавателей применяют информационно-коммуникационные технологии в процессе организации самостоятельной работы по общепрофессиональным и специальным дисциплинам (42% и 36% соответственно). При освоении студентами циклов ГСЭ и ЕН данные виды технологий востребованы лишь у 12% и 10% опрошенных преподавателей соответственно. Использование информационно-коммуникационных технологий требует сформированности у студентов определенных навыков самостоятельной работы в целом и умения работать самостоятельно в виртуальной среде, в частности. Именно поэтому их использование, в основном, организуется в процессе обучения на II-IV курсах: так, на II курсе ИКТ применяют 40% преподавателей, на III -43%; на IV курсе - 50%. Исследование показало, что при организации самостоятельной работы с применением информационно-коммуникационных технологий меняется характер взаимодействия преподавателя и студентов. Если на младших курсах инициатива и более активная позиция принадлежит преподавателю, то по мере перехода на старшие курсы возникает необходимость побуждения студентов работать более самостоятельно, стимулировать их к самообразованию. На старших курсах, при выполнении курсовых проектов, процесс самостоятельной работы перерастает в процесс творческий, когда студенты должны демонстрировать мыслительные навыки, элементы анализа и синтеза.
Предпочтение преподаватели отдают учебным занятиям, проводимым на очной форме обучения. Здесь ИКТ используют 92% преподавателей. А вот потенциал данных технологий при организации по очно-заочной и заочной формам обучения используется явно недостаточно. Лишь 32% и 5% преподавателей соответственно организуют здесь самостоятельную работу при по-
мощи информационно-коммуникационных технологий.
Анализируя цели использования информационно-коммуникационных технологий при проведении аудиторных занятий и организации самостоятельной работы студента можно выделить их основные группы целей: повышение качества усвоения материала - 37% опрошенных преподавателей; создание условий для повышения качества самостоятельной работы студентов - 31%; оптимизация учебного процесса - 22%; развитие познавательного интереса и творческих способностей студентов - 10%. Результаты показывают, что преподаватели отдают предпочтение применению ИКТ на аудиторных занятиях: лекциях - 86% преподавателей; семинарских занятиях - 57%; практических занятиях - 48%. Во внеаудиторной деятельности при организации самостоятельной работы применяют лишь 27% преподавателей.
Среди других видов занятий, на которых эффективны информационно-коммуникационнные технологии, преподаватели выделяют конференции и подготовку методических мероприятий по практике, кураторские часы и воспитательные мероприятия, курсовые и дипломные работы; профориентационную, кружковую работу, организацию онлайн-конференций, проведение онлайн зачетов и экзаменов, групповых консультаций и тренингов. При этом преимущество при организации самостоятельной работы с использованием информационно-коммуникационных технологий отдается индивидуальным формам организации деятельности студентов - 88% ответивших преподавателей, групповой форме - 61%. Наименее востребованы для данных целей парная форма - 32% и фронтальная форма - 31% респондентов.
Несмотря на то что преподаватели используют разнообразные технологии при организации самостоятельной работы на учебных занятиях, наиболее востребованными оказались проблемное обучение (MS Office (Power Point, Word), среды и системы программирования)) - используют 56% опрошенных преподавателей; технология проектной деятельности (разработка проекта информационной системы организации, курсовые проекты, проведение различных форм воспитательной работы, разработка web-ресурсов) -55%; сетевые технологии (в том числе контроль за выполнением лабораторных в рамках локальной компьютерной сети, работа со специализированными сайтами, Интернет-библиотеками, публикации заданий на сетевых форумах, создание электронных библиотек, в том числе и электронных медицинских библиотек, электронная почта) - 50% опрошенных преподавателей; технология уровневой дифференциации (создание
разноуровневых заданий в электронном учебнике, индивидуальные и подгрупповые исследовательские проекты, использования тестовых оболочек) - 42%; технология критического мышления (использование поисковых систем в Internet) - 39% преподавателей; кейсовые технологии (использование в обучении электронных учебников и справочно-правовых систем (Консультант Плюс), специальных компьютерных программ) -36%; видеотехнологии (в том числе презентации и видеолекции, мультимедийные презентации) -31%; технология модульного обучения - 23%;
При этом следует отметить недостаточный уровень владения педагогами возможностями информационно-коммуникационных технологий при организации самостоятельной работы студентов. Так, лишь 7% респондентов не испытывают трудностей при проведении таких занятий и организации внеаудиторной самостоятельной работы. 93% педагогов выделили проблемы, возникающие при использовании информационно-коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы студентов. Их мы условно объединили в три группы: организационные, технические, методические. Представим краткую характеристику каждой.
1. Организационные проблемы:
- недостаток времени и отсутствие у преподавателей достаточной мотивации для разработки системы самостоятельной работы студентов по учебному курсу на базе информационно-коммуникационных технологий;
- нехватка учебно-вспомогательного персонала, обеспечивающего организацию и контроль самостоятельной работы;
- недостаточное моральное и материальное стимулирование деятельности преподавателей по внедрению ИКТ.
2. Технические проблемы:
- недостаточное количество соответствующим образом оборудованных аудиторий, их слабая техническая оснащенность;
- отсутствие необходимых денежных средств, в т. ч. для подключения безлимитного Интернета в учебных аудиториях, залах для самостоятельной работы, студенческих общежитиях;
- дефицит специалистов в области информационных и коммуникационных технологий, способных обеспечить техническую поддержку организации самостоятельной деятельности студентов;
- отсутствие у вуза технических возможностей подключения к некоторым электронно-образовательным ресурсам.
3. Методические проблемы:
- недостаточная мотивация преподавателей в использовании потенциала информационно-коммуникационных технологий;
Е. Б. Назаренко. К проблеме формирования профессионально-коммуникативной компетентности.
- необходимость соответствующей коррекции методического инструментария освоения студентами учебных курсов;
- малое количество и низкое качество готовых учебных материалов для организации самостоятельной работы студентов на базе ИКТ;
- отсутствие многоуровневой системы повышения квалификации для преподавателей, готовых применять информационно-коммуникационные технологии в организации самостоятельной работы студентов;
- недостаточная готовность студентов к организации собственной самостоятельной деятельности в инновационном режиме, так как многие из них ориентированы на традиционные формы обучения.
Итак, применение информационно-коммуникационных технологий позволяет создать информационную образовательную среду вуза, которая может стимулировать активность и самостоятельность студентов. Эта среда представляет большие возможности в выборе студентами источников информации, необходимой в процессе профессионального образования. Средства информационных технологий также позволяют актуализировать и субъектный компонент информационной образовательной среды, обеспечивая осуществление взаимодействия между преподавателем и студентом в диалоговом режиме. Такое взаимодействие облегчает процесс обмена информацией. Эффективное использование имеющегося в распоряжении университета программного и аппаратного обеспечения как материально-технического компонента информационной образовательной среды позволит комплексно привлечь образовательные ресурсы глобальных компьютерных сетей, организовать доступ к ним в удобное время. Именно такая информационная образовательная среда вуза, которая основана на сочетании традиционных методов и средств обучения с современными информационно-коммуникационными технологиями, способствует повышению качества знаний студентов, стимулирует развитие у них умений и навыков самостоятельной работы.
УДК 378:338.48:341.95:34.03
Е. Б. Назаренко
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
Статья посвящена современным тенденциям развития компетентностного подхода к обучению иностранных студентов. В ней рассматриваются вопросы различной интерпретации терминов профессиональная компетенция и коммуникативная компетенция, определена структура, дан анализ компонентов, а также предложена модель формирования профессионально-коммуникативной компетентности иностранных студентов, обучающихся по специальности «Международный туризм».
The article is devoted to modern tendencies of developing the competence approach to training foreign students. The problems of different interpretation of the terms professional competence and communicative competence are considered in the article. The author defines the structure of professional communicative competence, analyzes its components and suggests a model of its forming in foreign students trained at the Department of International Tourism.
Ключевые слова: компетентностный подход, коммуникативная компетенция, профессиональная компетенция, профессиональное общение, иностранные студенты, туризм, русский язык как иностранный.
Keywords: competence approach, communicative competence, professional competence, professional communication, foreign students, tourism, Russian as a foreign language.
Происходящие в начале XXI в. существенные изменения характера образования (его направленности, целей, содержания) все более явно, согласно ст. 2 Закона РФ «Об образовании», ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущего специалиста, что подчеркнуто в Концепции модернизации российского образования. Эти накапливающиеся новшества означают процесс смены образовательной парадигмы, что отмечается многими исследователями (В. И. Байденко, Г. Б. Корнетов, А. Н. Новиков, Л. Г. Семушина, Ю. Г. Татур и др.). Однако происходящие в мире и России перемены в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптацией в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения более полного, личностно- и социально-интегрированного результата образования. Одним из оснований такого обновления является компетентностный подход.
© Назаренко Е. Б., 2010