2. Novikov A. M. Pedagogika: Slovar' sistemy osnovnyh ponjatij (Pedagogy: Vocabulary of the system of basic concepts), available at: https://www.anovikov.ru/dict/ped_sl.pdf. (In Russian)
3. Konovodova Yu. A. Otlichie samostojatel'noj dejatel'nosti uchashhihsja ot samostojatel'noj raboty uchashhihsja. Problemy i perspektivy razvitija obrazovanija (Proceedings of the International Scientific Conference), Perm', 2011, pp. 173-176, available at: https://moluch.ru/conf/ped/ar-chive/17/318. (In Russian)
4. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 31.02.01 Medicina. [prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF, 12.05.2014 No. 514], available at: ConsultantPlus. (In Russian)
5. Selevko G. K. Jenciklopedija obrazovatel'nyh tehnologij (Encyclopedia of educational technologies), Moscow, NII shkol'nyh tehnologij, 2006, 816 p. (In Russian)
6. Basharina O. V., Basharin I. V. Problemy i jetapy vnedrenija jelektronnogo obuchenija i dis-tancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij. Bezopasnost' informacionno-obrazovatel'noj sredy. (Proceedings III International Scientific and Practical Conference «Secondary vocational education in the information society »), Chelyabinsk, ChIRPO, 2018, pp. 9-13. (In Russian)
7. Stashkevich I. R., Basharina O. V. Ispol'zovanie informacionnyh i telekommunikacionnyh tehnologij v sisteme srednego professional'nogo obrazovanija. Razvitie informacionno-obrazovatel'noj sredy v organizacijah srednego professional'nogo obrazovanija: Teorija i praktika (Proceedings II International Scientific and Practical Conference «Secondary vocational education in the information society» (Chelyabinsk, ChIRPO, 2017, pp. 9-13. (In Russian)
8. Koncepcija formirovanija informacionnogo obshhestva v Rossii. [odobr. resheniem Gos. ko-missii po informatizacii pri Gos. kom. RF po svjazi i informatizacii ot 28.05.1999 № 32], available at: http://www.iis.ru/library/riss. (In Russian)
9. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovanija» na 2013-2020 gg. [postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15.04.2014 № 295], available at: http://static.government.ru/media/files/0kPx2UXxuWQ.pdf. (In Russian)
10. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: feder. zakon. [prinyat Gos. Dumoi 21 dek. 2012 g.: odobr. Sovetom Federatsii 26 dek. 2012 g.], available at: http: //min-obrnauki.rf. (In Russian)
Прихода Татьяна Егоровна, начальник центра мониторинга и научно-методического обеспечения качества профессионального образования ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Кожевина Лариса Игоревна, преподаватель ГБПОУ «Челябинский медицинский колледж», г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Prikhoda Tatyana Egorovna, Head of the Center for Monitoring and Methodological Assurance of the Quality of Vocational Education, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, candidate of pedagogical sciences, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Kozhevina Larisa Igorevna, Lecturer, Chelyabinsk Medical College, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Степанова, Ю. А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся с использованием информационных технологий [Текст] / Ю. А. Степанова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 1 (21). — С. 43-47.
УДК 377+004 ББК 74.57
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Ю. А. Степанова
В статье рассматривается обеспечение самостоятельной работы студентов профессиональных образовательных организаций как реализация требований профессионального стандарта
педагога. Приводится авторский опыт организации самостоятельной работы студентов с использованием современных информационных технологий.
Ключевые слова: самостоятельная работа, электронное учебное пособие, электронные таблицы, компетенции.
В соответствии с действующим профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и ДПО» преподаватель профессиональной образовательной организации (ПОО), выполняя такую трудовую функцию, как организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), должен организовывать самостоятельную работу обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы и использовать при этом педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы [1].
Следует отметить, что проблема эффективной организации самостоятельной работы студентов многие годы не теряет своей актуальности ни с теоретической, ни с практической точек зрения. Сложность проведения анализа заключается в том, что в педагогической науке нет единства взглядов на сам феномен самостоятельной работы. Самостоятельная работа трактуется и как метод обучения (Ю. К. Бабанский), и как особая система условий обучения (В. Граф), и как средство организации познавательной деятельности обучающихся (П. И. Пидкасистый), и как система взаимодействия студента и преподавателя в аудиторной и внеаудиторной работе (В. И. Заг-вязинский), и как самостоятельная познавательная деятельность (М. У Пискунов), и как форма организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности (Т. И. Шамова) [2].
Мы разделяем точку зрения И. Р. Сташкевич, что, организуя самостоятельную работу, следует выделять как минимум два аспекта, имеющих доминирующее значение: аспект управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью студента со стороны преподавателя и собственно индивидуальную учебно-познавательную деятельность обучающегося [2]. Современные информационные-коммуникационные
технологии создают все условия для успешности этих процессов в их единстве.
Мы полагаем, что одной из главных причин повышения значимости самостоятельной работы обучающихся является именно быстрое развитие информационно-образовательной среды колледжа, использование дистанционных образовательных технологий. При таких условиях эффективность ее организации определяет качество всего образовательного процесса, формирования профессиональных компетенций [3].
Самостоятельная учебная работа в современном образовательном процессе основана на использовании и доступности мультимедийных технологий, их интерактивности, что дает возможность видеть объект изучения, совместить теоретический материал и его практическое применение, закреплять и совершенствовать последовательность действий, овладевать компетенциями.
Современные информационно-коммуникационные технологии не только способствуют развертыванию самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов, но служат средством обратной связи, то есть позволяют студентам проводить самоанализ результатов выполнения заданий, а для преподавателя делают видимым ход мыслей студента при работе над заданием. Это важно и для аудиторной, и для внеаудиторной формы организации самостоятельной работы.
На аудиторных занятиях при проведении самостоятельной работы преподаватели используют средства информационных технологий в следующих видах работ: выполнение индивидуальных заданий; практические работы; решение задач; поиск информации в сети Интернет; разработка проектов; выполнение творческих работ; работа с электронными учебными пособиями; составление опорного конспекта; составление презентаций; подготовка докладов.
Внеаудиторная самостоятельная работа — планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. При этом обучающиеся составляют презентации, выпол-
няют курсовые работы, изучают нормативные документы, выполняют практические задания в различных офисных приложениях, работают со справочными программами.
Наибольшей управляемости самостоятельной работой студента позволяет добиться применение электронного учебного пособия / электронного учебника.
Электронный учебник — это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, профессиональному модулю. Электронный учебник включает в себя также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать различные информационно-справочные материалы для самостоятельного изучения учебной информации и контроля знаний. Для того чтобы электронный учебник стал популярным, эффективным при подготовке к определенному заданию, его необходимо разработать универсальным, полным по содержанию, высокоинформативным, хорошо оформленным.
Структура разработанного нами электронного учебного пособия по ПМ 03 «Участие в управлении финансами организации и осу-
При использовании табличного процессора сокращается время для проверки результатов расчетов.
Рассмотрим функции преподавателя и обучающегося при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы (табл. 2).
К учебно-программной документации по самостоятельной работе обучающихся относятся: ФГОС по специальности, рабочая программа учебной дисциплины, профессионального модуля, календарно-тематический план, методические указания по выполнению самостоя-
ществление финансовых операций»: теоретический материал, вопросы для самоконтроля, тестовые задания. Электронное учебное пособие позволяет осуществлять быстрый поиск по тексту, организует учебную информацию в виде гипертекста, предполагает наличие мультимедиа как богатейшего арсенала способов иллюстрации изучаемой информации.
Помимо электронного учебного пособия во внеаудиторной самостоятельной работе студентов, обучающихся по специальностям «финансы», «банковское дело», «экономика и бухгалтерский учет», мы используем такое офисное приложение, как табличный процессор (Excel). В силу высокой функциональности электронных таблиц обучающиеся используют их, например, при расчете структуры основных средств, при расчете показателей прибыли и рентабельности, при составлении сметы затрат. Также программу Excel обучающиеся применяют при расчете требуемых коэффициентов, когда готовят курсовой проект по ПМ 03 «Участие в управлении финансами организации и осуществление финансовых операций».
В таблице 1 представлен пример использования электронных таблиц при расчете структуры основных производственных фондов.
тельной работы обучающихся по дисциплине, профессиональному модулю, предусматривающие и наличие соответствующего электронного образовательного контента, заранее подготовленного преподавателем.
Наш многолетний опыт позволяет утверждать, что высокий результат от самостоятельной работы обучающихся можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в образовательном процессе в качестве определенной системы, охватывающей все этапы обучения студентов в колледже.
Таблица 1
Расчет структуры основных производственных фондов
Основные производственные фонды Среднегодовая стоимость, в руб. Структура, в %
Здания
Сооружения и передаточные устройства
Машины и оборудование:
- котельная установка;
- электродвигатели; - рабочие машины и оборудование
Транспортные средства
Инструменты со сроком эксплуатации свыше 12 месяцев
Производственный инвентарь
Итого 100
Таблица 2
Функции преподавателя и обучающегося при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы
Преподаватель Обучающийся (должен)
- разрабатывает и определяет задания для самостоятельной работы обучающегося - быть готов к самообразованию, самодисциплине
- выдает методические рекомендации по выполнению заданий - оценивать необходимость информации
- осуществляет мониторинг в электронной библиотеке - уметь осуществлять поиск информации
- проводит консультации - анализировать результаты самостоятельной работы
Каждый элемент самостоятельной работы должен предусматривать включение студентов в конкретные виды деятельности, соответствующие содержанию изучаемого учебного элемента и способствующие формированию умений самостоятельной работы [4; 5].
К основным проблемам обучающихся при подготовке к самостоятельной работе следует отнести: отсутствие навыков организации самостоятельной работы, недостаточную подготовку обучающегося к работе с информационно-поисковыми системами, формальный подход к выполнению заданий, что необходимо
нивелировать соответствующим дидактическим обеспечением, создающим психолого-дидактические условия для развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы [5].
Результатом эффективно организованной и выполненной обучающимся самостоятельной работы является развитие способности студента решать как производственные задачи, так и задачи научного исследования в различных областях профессиональных знаний, что совершенствует как профессиональные, так и общие компетенции будущего специалиста.
Библиографический список
1. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс] : [приказ М-ва труда и соц. защиты РФ от 08.09.2015 № 608н]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.
2. Сташкевич, И. Р. Педагогические условия совершенствования самостоятельной работы курсантов высших военных училищ средствами ЭВМ [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / И. Р. Сташкевич. — Челябинск, 1998.
3. Прохорова, О. Н. Формирование электронной информационно-образовательной среды Мининского университета на первом этапе реализации проекта <ЮЕ : Электронное обучение и электронная образовательная среда» [Текст] / О. Н. Прохорова, А. В. Гущин // Вестник Мининского университета. — 2015. — № 3. — С. 18-27.
4. Насеретдинова, Э. Б. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине и профессиональному модулю [Текст] : метод. рекомендации для преподавателей / Э. Б. Насеретдинова. — Челябинск : ИЦ ЧКИПТиХП, 2014. — 27 с.
5. Кутепова, Л. И. Дидактические условия формирования профессиональных компетенций [Текст] / Л. И. Кутепова // Современные тенденции развития технолого-экономического образования. — Н. Новгород, 2014. — С. 32-39.
6. Борисова, О. А. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов как фактор повышения конкурентоспособности выпускников [Текст] / О. А. Борисова. — Иваново : Департамент образования Ивановской обл. ; ОГБПОУ «Ивановский промышленно-экономический колледж», 2012.
7. Ваганова, О. И. Оценка образовательных результатов студентов вуза в электронной среде Moodle [Текст] / О. И. Ваганова, А. В. Хижная // Общество : социология, психология, педагогика. — 2016. — Вып. 1. — С. 93-95.
For citation: Stepanova, J. A. Organization of extracurricular independent work of students using information technologies [Text] / J. A. Stepanova // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 1 (21). — P. C. 43-47.
ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR INDEPENDENT WORK OF STUDENTS USING INFORMATION TECHNOLOGIES
J. A. Stepanova
The article considers the ensuring of students' independent work in professional educational organizations as the implementation of the requirements of the professional standard of the teacher. The author's experience in organizing students' independent work using modern information technologies is given.
Key words: independent work, e-textbook, spreadsheets, competencies.
References
1. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog professional'nogo obuchenija, professional'nogo obrazovanija i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija». [prikaz M-va truda i soc. zashhity RF ot 08.09.2015 № 608n], available at: ConsultantPlus. (In Russian)
2. Stashkevich I. R. Pedagogicheskie uslovija sovershenstvovanija samostojatel'noj raboty kur-santov vysshih voennyh uchilishh sredstvami JeVM. Extended abstract of candidate's thesis, Chelyabinsk, 1998, 22 p. (In Russian)
3. Prohorova O. N., Gushhin A. V. Formirovanie jelektronnoj informacionno-obrazovatel'noj sredy Mininskogo universiteta na pervom jetape realizacii proekta «DE: Jelektronnoe obuchenie i jelektron-naja obrazovatel'naja sreda» (Formation of electronic information and educational environment of the University of Minin in the first stage of the implementation of the project "DE: E-learning and electronic educational environment"), Vestnik Mininskogo universiteta, 2015, No. 3, pp.18-27. (In Russian)
4. Naseretdinova Je. B. Metodicheskie rekomendacii po vypolneniju samostojatel'noj raboty studen-tov po uchebnoj discipline i professional'nomu modulju (Guidelines for the implementation of independent work of students in academic discipline and professional module), Chelyabinsk, 2014, 27 p. (In Russian)
5. Kutepova L. I. Didakticheskie uslovija formirovanija professional'nyh kompetencij (Didactic conditions for the formation of professional competencies), Sovremennye tendencii razvitija tehnolo-go-jekonomicheskogo obrazovanija, N. Novgorod, 2014, pp. 32-39. (In Russian)
6. Borisova O. A. Vneauditornaja samostojatel'naja rabota studentov kak faktor povyshenija konkurentosposobnosti vypusknikov (Out-of-class independent work of students as a factor in increasing the competitiveness of graduates), Ivanovo, Departament obrazovanija Ivanovskoj obl., OGBPOU «Ivanovskij promyshlenno-jekonomicheskij kolledzh», 2012. (In Russian)
7. Vaganova O. I., Hizhnaja A. V. Ocenka obrazovatel'nyh rezul'tatov studentov vuza v jelektronnoj srede Moodle (Evaluation of educational results of university students in the electronic environment Moodle), Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika, 2016, V. 1, pp. 93-95. (In Russian)
Степанова Юлия Александровна, преподава- Stepanova Julija Aleksandrovna, lecturer, South тель ГБПОУ «Южно-Уральский государственный Ural State College, Chelyabinsk, e-mail: 060119791@ колледж», г. Челябинск, e-mail: [email protected] mail.ru
Сведения для цитирования: Танаева, З. Р. Научное обеспечение развития педагогических компетенций у будущих юристов [Текст] / З. Р. Танаева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 1 (21). — С. 47-54.
УДК 378 ББК 74.58
НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
У БУДУЩИХ ЮРИСТОВ
З. Р. Танаева
В статье раскрыта сущность понятия «педагогическая компетентность», представлена авторская модель развития педагогической компетентности будущих юристов, разработанная на