Библиографический список
1. КОМПАС-3Р у16 : Руководство пользователя [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://support.ascon.ru/source/info_materials/2015/KOMPAS-3D_Guide.pdf.
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта [Электронный ресурс] : [приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 № 383]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.
3. Куликов, В. П. Инженерная графика [Текст] : учебник / В. П. Куликов, А. В. Кузин. — М. : Форум ; ИНФРА-М, 2010. — 368 с.
For citation: Molodtsova, M. Y. Using CAD "COMPASS-3D" in teaching the "Engineering Graphics" discipline [Text] / M. Y. Molodtsova // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 4 (20). — P. 28-34.
USING CAD "COMPASS-3D" IN TEACHING THE "ENGINEERING GRAPHICS" DISCIPLINE
M. Y. Molodtsova
The article presents the experience of using CAD "COMPASS-3D" in the classroom for the academic discipline "Engineering Graphics" (computer simulation) in the organization of secondary vocational education.
Key words: information and communication technologies, assembly drawing, CAD "COMPASS-3D v16".
References
1. KOMPAS-3D v16: Rukovodstvo pol'zovatelja, available at: https://support.ascon.ru/source/ info_materials/2015/KOMPAS-3D_Guide.pdf. (In Russian)
2 Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovanija po special'nosti 23.02.03 Tehnicheskoe obsluzhivanie i remont avtomobil'nogo transporta [prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 09.12.2016 № 1565], available at: Konsul'tantPljus. (In Russian)
3. Kulikov V. P. Inzhenernaja grafika Moskva: Izd-vo Forum; INFRA-M, 2010, 368 p. (In Russian)
Молодцова Марина Юрьевна, преподаватель ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова», Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: [email protected]
Molodtsova M. Y., teacher, Anosov Zlatoust industrial college, Chelyabinsk region, Zlatoust, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Сидорова, Е. Н. Электронное учебное пособие по математике : создание и применение в профессиональной образовательной организации [Текст] / Е. Н. Сидорова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 4 (20). — С. 34-39.
УДК 372.016:51 ББК 74.262.21
ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ: СОЗДАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ В ПОО
Е. Н. Сидорова
В статье обсуждаются возможности использования информационных технологий для проведения различных форм уроков по математике, для самостоятельной внеаудиторной работы по
ликвидации пробелов в знаниях студентов, для самостоятельного освоения учебного материала по разделам курса математики.
Ключевые слова: электронное учебное пособие, самостоятельная работа студентов, дидактические функции, демонстрация, иллюстративный материал, методы работы с электронным учебным пособием.
Проникновение компьютерных технологий во все сферы жизни [1] оказывает существенное влияние на организацию образовательного процесса в среднем профессиональном образовании. По мнению специалистов, внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в систему обучения позволяет качественно улучшить его [2; 3].
Компьютерная поддержка учебной дисциплины «Математика» создает принципиально новые (дополнительные) возможности для организации усвоения содержания курса. Она позволяет и обогатить содержание, и обеспечить новые активные формы и способы овладения этим содержанием, не подменяя собой учебник или другие учебные пособия. «Изменение технологии получения знания учащимися на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности, ведет к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта, навигатора как в мире знаний, так и в становлении у ученика "целостного качества быть Личностью"» [4, с. 101].
Разработанное нами электронное учебное пособие по математике размещено на сайте колледжа и доступно по ссылке http://mtcol.ru/elt/ TnYp1aa1.html.
Данное электронное учебное пособие обладает собственными дидактическими функциями.
1. Предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения математическими фактами; особое значение это приобретает на этапе введения нового знания, а также при организации заключительного повторения, появляется возможность проведения лабораторных работ по алгебре, в частности при изучении темы «Схема исследования функции» (гл. 7 пособия).
2. Отработка в интерактивном режиме элементарных базовых умений. С этой задачей хорошо справляются всевозможные тренажеры (в пособии предложены тренажеры по отработке навыков решения линейных и квадратных уравнений).
3. Усиление значимости и повышение удельного веса в учебном процессе исследовательской
деятельности студентов. Например, при изучении темы «Преобразования функций и действия над ними» мы организуем построение графиков, устанавливаем связь между формулой, задающей график функции, и положением графика в координатной плоскости. После заполнения в тетрадях соответствующих таблиц студенты формулируют все правила геометрических преобразований графиков функций полностью самостоятельно, без каких-либо пояснений преподавателя.
4. Возможность увеличения объема предъявляемой информации особенно заметна при изучении стереометрии: быстрая смена чертежа, возможность дополнить, достроить изображение, а также возможность собственной практической деятельности студента, например, при изучении темы «Непрерывность функции» — рассмотреть построение кусочно-заданных функций и графиков функций по модулю.
5. Увеличение доли содержательной работы студента за счет снятия проблем технического характера заметно сказывается при решении стереометрических задач на вычисления.
Электронное учебное пособие по математике предназначено для самостоятельной работы студентов, использования на уроке в качестве дополнительного демонстрационного материала (таблицы, презентации), оценки знаний студентов (тесты — печатные и электронные, самостоятельные и контрольные работы), закрепления их знаний и умений в практической работе, методической помощи преподавателю.
Основными задачами создания и внедрения электронных учебных пособий вообще и по математике в частности являются:
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- стимулирование разнообразной творческой деятельности студентов;
- воспитание навыков самоконтроля, привычки к рефлексии;
- изменение роли студента в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя.
Мультимедийная среда организована таким образом, что более значимыми становятся
наблюдение, разного рода эксперименты, математическое моделирование, конструирование.
Электронное учебное пособие разработано на основе учебника М. И. Башмакова «Математика: общеобразовательные дисциплины, профессиональное образование». В пособии представлены все главы учебника, каждая глава оформлена в виде сайта, где представлены наиболее значимые вопросы содержания, которые преподаватель и студенты могут использовать в любой последовательности (ознакомление, изучение, углубление, повторение, решение задач, контроль). Основную роль играет задачный материал, использование которого варьируется преподавателем. Проверка и контроль выполняются компьютером и преподавателем с использованием сетевых технологий.
На главной странице каждого сайта представлена историческая справка. Она может быть предложена для самостоятельного изучения при наличии времени на уроке либо при проведении внеклассных мероприятий, в этом плане наиболее интересными будут сообщения студентов. В качестве иллюстративного материала можно использовать рисунки со страницы, а также презентации по ссылкам. В конце страницы приведены вопросы для самопроверки. Следующие страницы каждого сайта соответствуют темам занятий учебника, причем каждая тема представлена предельно широко, начиная с материалов учебных программ 5-6 классов и вплоть до уровня, заявленного «Примерной программой». К каждому занятию представлены иллюстративный материал (презентации, флеш-ролики), тренажеры (презентации, бейсик программы), контролирующий материал (самостоятельные, контрольные работы, тесты в форматах Word, Excel). Количество страниц сайта соответствует количеству занятий учебника, на странице представлен учебный материал в виде справочной таблицы, что может служить планом при проведении лекции, а также многократно использоваться для проведения последующего повторения, как в полном, так и в сокращенном варианте. В конце страницы приведены презентации к уроку (объяснение, актуализация, первичное ознакомление, отработка навыков, устные упражнения, разбор и решение типовых задач), а также материал для практического применения полученных знаний: самостоятельные и контрольные работы на два — четыре варианта и тесты (печатные и компьютерные).
Все сайты связаны между собой через оглавление, что дает возможность контролировать
переход от одного занятия к другому, возможен также переход по якорям при использовании логически взаимосвязанных понятий. Например, решение логарифмических уравнений будет рассмотрено во второй главе и в полном объеме — в главе 12, и т. д.
Электронное учебное пособие используется для проведения уроков, а также для самостоятельной работы студентов, дает возможность дифференциации по глубине изучаемых понятий, а также в соответствии с уровнем сфор-мированности понятий для конкретной группы студентов.
Методика использования электронного учебного пособия на уроке зависит от оснащенности кабинета информатики, целей и задач урока, методических приемов преподавателя.
Специализированный компьютерный класс в обязательном порядке имеет аппаратуру, позволяющую демонстрировать изображение на широком экране (проектор, интерактивная доска). В этом случае возможно полное использование электронного пособия как для проведения уроков, так и для тестирования обучающихся. Возможна демонстрация уроков как индивидуально, так и в группе.
При групповой форме урок демонстрируется на экране перед группой студентов. Показом управляет преподаватель. В ходе работы предусмотрены групповое обсуждение и вопросы.
Индивидуальная форма предусматривает демонстрацию урока на каждом рабочем месте и предполагает наличие индивидуального плана изучения темы.
Демонстрационный экран в дисплейном классе используется, как правило, при проведении практических занятий, направленных на усвоение очередного раздела теоретического материала или на разбор учебного материала, который при первичном ознакомлении вызвал наибольшие затруднения студентов. В данном случае проекционный экран дублирует изображение, выводимое на мониторы студентов, облегчая преподавателю управление вниманием аудитории. Применять демонстрационный экран следует, прежде всего, для показа схем и анимационных роликов. С помощью указателя мыши преподаватель может акцентировать внимание студентов на наиболее важных, ключевых фрагментах кадра. В некоторых случаях для концентрации внимания всей аудитории рекомендуется временно отключить мониторы студентов и работать только с изображением на демонстрационном экране.
При работе с экраном можно задействовать и речевое сопровождение — там, где это уместно. После проведения демонстрации на экране целесообразно предложить студентам самостоятельно просмотреть пройденный материал на своих рабочих местах, законспектировать его, выполнить контрольный тест.
Одним из вариантов использования электронного учебного пособия при особых конфигурациях оборудования является его применение в лекционной аудитории с демонстрационным экраном. В такой аудитории, снабженной мультимедийным компьютером и демонстрационным экраном большого размера, следует проводить лекции, чередуя традиционные (доска + мел) и новые (компьютер + проектор) формы подачи информации. В ходе изложения лекционного материала в полной мере используются графические и анимационные возможности курса.
Использование электронного учебного пособия в процессе преподавания может происходить следующими способами.
1. Возможно использование учебного пособия как методического материала для преподавателя. В этом случае преподаватель может на основе заложенного в пособии тематического планирования разработать собственный учебный план. По учебному плану можно подобрать все необходимые учителю таблицы, презентации, тесты, самостоятельные и контрольные работы, от устных фронтальных (индивидуальных, письменных) опросов до итоговых тестов. Например, теоретический и практический материал к уроку по теме «Призма» преподаватель может найти в главах 8 и 10, причем он не дублируется, а дает возможность просмотреть тот же материал с иных позиций.
2. Преподаватель может использовать данное пособие для самоподготовки студентов на уроке. Возможно тематическое планирование каждого урока, в соответствии с которым в урок будут включены необходимые преподавателю материалы. Например, по теме «Бином Ньютона» материал представлен в абсолютно доступной форме и может использоваться для самоподготовки, при этом для отработки практических навыков следует использовать раздел «Решение типовых задач», а для контроля — раздел «Самостоятельная работа».
3. Студенты могут использовать пособие для самоподготовки дома по составленному преподавателем плану или на самостоятельных занятиях в компьютерном классе.
4. Можно также использовать пособие в качестве репетитора. Пособие настраивается на
независимое прохождение курса по индивидуальному учебному плану.
Если структура урока электронного пособия совпадает со структурой урока, используемой преподавателем, пособие можно применять в качестве обучающего средства. Преподавателю следует:
1) сформулировать цели и задачи урока;
2) запустить урок на выполнение;
3) в конце урока провести тестирование;
4) оценить результаты тестирования.
Не рекомендуется ставить студентам оценки, исходя только из результатов тестирования, поскольку оно проверяет лишь репродуктивный уровень. В то же время рекомендуется заканчивать каждый урок тестированием для развития у студентов внимания и стимулирования познавательной активности. Для полноценной оценки знаний предусмотрены самостоятельные и контрольные работы.
В данном случае преподаватель самостоятельно начинает урок, обрисовывая студентам цели и задачи. После этого электронное учебное пособие запускается в режиме прохождения урока на всех рабочих местах. После изучения лекционного материала студенты проходят тренажеры, а затем тестирование. Каждый студент работает в своем собственном темпе, преподаватель только отвечает на вопросы и делает замечания по ходу работы. После прохождения урока следует обязательная рефлексия.
Если построение урока преподавателем отличается от приведенного в электронном учебном пособии, преподаватель может использовать ресурсы электронного учебного пособия в качестве дополнительного демонстрационного материала. В частности, когда преподаватель вводит новые понятия или нуждается в иллюстративном материале, он может установить на экране проекционной аппаратуры один или несколько кадров и использовать их в ходе урока. Особенно рекомендуется использовать в ходе урока презентации (слайды и анимационные ролики), иллюстрирующие наиболее значимые вопросы темы. По мнению А. И. Башмакова, главная дидактическая функция презентации «обусловлена тем, что реализуемая в ней последовательно сть представления визуальных компонентов определяет порядок восприятия учебного материала. Если первоначально обучаемому сразу предъявляется все содержание кадра или страницы, и он самостоятельно формирует "траекторию" его рассмотрения, то презентация обеспечивает методически выверенное распределение внимания. Привносимая
презентационной формой дополнительная регламентация действий обучаемого дисциплинирует его, существенно уменьшает эффект "раз-бегания глаз", снижает возможные отвлечения от работы» [5, с. 123].
Для использования электронного учебного пособия в качестве учебного и иллюстративного материала:
1) ознакомьтесь с одним или несколькими уроками электронного учебного пособия, тема которых соответствует теме планируемого урока;
2) выберите необходимые слайды, анимационные ролики, рисунки, схемы, таблицы;
3) подберите соответствующий контролирующий материал.
Запустите электронное учебное пособие во время урока и используйте выбранные материалы на демонстрационном оборудовании.
Входящие в электронное учебное пособие тестовые задания являются стандартными и могут использоваться для объективной оценки знаний студентов. Они реализованы в виде поурочных тестов, контрольных тестов и практикумов. Тесты можно использовать для оценки качества усвоения материала даже в том случае, когда в учебном планировании электронного учебного пособия есть расхождения с учебными планами преподавателя.
В этом случае:
1) составьте график тестирования;
2) подберите тесты, соответствующие учебной программе, или скомпонуйте их самостоятельно;
3) выберите необходимые практикумы и определите время их проведения.
Приведенные в электронном учебном пособии тесты и практикумы можно использовать полностью самостоятельно, вне учебного плана пособия. При этом важно отслеживать соответствие тем и объемов пройденных материалов объему знаний, необходимых для практикума.
Использование практикумов, входящих в состав электронного учебного пособия, преследует две цели:
1) закрепление знаний, умений и навыков в практической деятельности;
2) оценка действенности применения знаний на конструктивном и творческом уровне, оценка способности самостоятельно решать поставленную задачу.
Закрепление знаний, умений и навыков достигается путем практического выполнения заданий.
В заключение следует отметить, что данную работу нельзя считать завершенной, так как после использования пособия в течение года будут накоплены поправки, дополнения, вследствие чего неизбежным станет дальнейшее усовершенствование электронного учебного пособия.
Библиографический список
1. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.
2. Сташкевич, И. Р. Информатизация как стратегический фактор развития профессионального образования [Текст] / И. Р. Сташкевич // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 4 (12). — С. 25-28.
3. Сташкевич, И. Р. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в системе среднего профессионального образования [Текст] / И. Р. Сташкевич, О. В. Башари-на // Развитие информационно-образовательной среды в организациях среднего профессионального образования : Теория и практика : материалы II Междунар. науч.-практ. конференции «Среднее профессиональное образование в информационном обществе» (Челябинск, 26 янв. 2017 г.). — Челябинск, 2017. — С. 9-13.
4. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств [Текст] / Г. К. Селевко. — М. : НИИ школьных технологий, 2005 г.
5. Башмаков, А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем [Текст] / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. — М. : Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003 г. — 616 с.
6. Башмаков, М. И. Математика [Текст] : учебник / М. И. Башмаков. — М. : Академия, 2017.
For citation: Sidorova, E. N. Electronic textbook on mathematics : the creation and application in a professional educational organization [Text] / E. N. Sidorova // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 4 (20). — P. 34-39.
ELECTRONIC TEXTBOOK ON MATHEMATICS: THE CREATION AND APPLICATION IN A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION
E. N. Sidorova
The article discusses the possibility of using informational technologies to conduct various forms of math lessons, for independent extracurricular work to eliminate gaps in students' knowledge, for self-mastering educational material in sections of the course of mathematics.
Key words: electronic textbook, independent work of students, didactic functions, demonstration, illustrative material, methods of working with electronic textbook.
References
1. Ob utverzhdenii programmy «Cifrovaja jekonomika Rossijskoj Federacii»: [rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 28.07.2017 № 1632-r], available at: Konsul'tantPljus. (In Russian)
2. Stashkevich I. R. Informatizacija kak strategicheskij faktor razvitija professional'nogo obrazo-vanija. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija, 2016, no 4 (12), pp. 25-28. (In Russian)
3. Stashkevich I. R., Basharina O. V. Ispol'zovanie informacionnyh i telekommunikacionnyh tehnologij v sisteme srednego professional'nogo obrazovanija.Razvitie informacionno-obrazovatel'noj sredy v organizacijah srednego professional'nogo obrazovanija: Teorija i praktika: materialy II Mezh-dunar. nauch.-prakt. konferencii «Srednee professional'noe obrazovanie v informacionnom obsh-hestve» (Cheljabinsk, 26 janv. 2017 g.), Cheljabinsk, 2017. pp. 9-13. (In Russian)
4. Selevko G. K. Pedagogicheskie tehnologii na osnove informacionno-kommunikacionnyh sred-stv. Moskva: NII shkol'nyh tehnologij, 2005 g. (In Russian)
5. Bashmakov A. I., Bashmakov I. A. Razrabotka komp'juternyh uchebnikov i obuchajushhih sistem. Moskva: Informacionno-izdatel'skij dom «Filin#», 2003, 616 p. (In Russian)
6. Bashmakov M. I. Matematika: uchebnik. Moskva: Akademija, 2017. (In Russian)
Сидорова Елена Николаевна, преподаватель Sidorova E. N., teacher, Magnitogorsk techno-
ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический logical college, Chelyabinsk region, Magnitogorsk,
колледж им. В. П. Омельченко», Челябинская обл., e-mail: [email protected] г. Магнитогорск, е-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Урванова, Н. А. Модель развития математического мышления обучающихся на занятиях по дисциплинам математического и естественно-научного цикла [Текст] / Н. А. Урванова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 4 (20). — С. 39-45.
УДК 372.016 ББК 74.26
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНАМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА
Н. А. Урванова
В статье рассматривается проблема развития математического мышления выпускников технологического колледжа. Автор представляет действующую модель развития математического мышления обучающихся на занятиях по математическим и естественно-научным дисциплинам.
Ключевые слова: математическое мышление, компоненты математического мышления, развитие математического мышления, комплекс педагогических условий развития