Научная статья на тему 'Опыт организации инклюзивного обучения студентов-инвалидов в Челябинском государственном университете'

Опыт организации инклюзивного обучения студентов-инвалидов в Челябинском государственном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING / ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / OBUCHENIYESTUDENTOV-DISABLED AND PERSONS WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH / INVALIDNOST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елизарьева Лариса Вениаминовна, Ярушева Светлана Александровна

Рассматривается доступность высшего образования для инвалидов. Интегрированное обучение студентовинвалидов организуется на основе как российского опыта, так и результатах международного сотрудничества. Сформирована система инклюзивного обучения студентов-инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елизарьева Лариса Вениаминовна, Ярушева Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of inclusive Training of Disabled Students in Chelyabinsk State University

This article availability of the higher education to disabled people is considered. The integrated training of disabled students will be organized on a basis as Russian experience, and results of the international cooperation. The system of inclusive training of disabled students is created.

Текст научной работы на тему «Опыт организации инклюзивного обучения студентов-инвалидов в Челябинском государственном университете»

УДК 376 ББК 60.55.002

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ В ЧЕЛЯБИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Л. В. Елизарьева, С. А. Ярушева

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Рассматривается доступность высшего образования для инвалидов. Интегрированное обучение студентов-инвалидов организуется на основе как российского опыта, так и результатах международного сотрудничества. Сформирована система инклюзивного обучения студентов-инвалидов.

Ключевые слова: инвалидность, профессиональная подготовка, обучение студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья относится к числу проблем, актуальность которых не утрачивает своего значения. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий1.

Под инвалидом понимается лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты2.

Стратегия доступности реализуется за счет системы инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзия предусматривает равное отношение ко всем студентам при создании специальных условий для тех из них, кто имеет особые образовательные потребности. Инклюзивное образование с организационной точки зрения подразумевает совместное обучение студентов-инвалидов вместе с другими студентами с учетом общих норм и требований к самому процессу и содержанию образования, а также к его качеству и конечному результату.

Данный факт обуславливает государство и общество обозначить важную задачу перед системой образования на современном этапе — создание необходимых условий для обеспечения

1 Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон от 29 дек. 2012 № 273-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53. 31 дек. Ч. I. Ст. 7598.

2 О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : Федер. закон от 24 нояб. 1995 № 181-ФЗ //

Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 48. 27 нояб. Ст. 4563.

доступности и качества образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Создание среды, доступной для инвалидов, выступает обязательным требованиям к развитию образовательных организаций современной системы высшего образования.

Челябинский государственный университет занимается обучением инвалидов с 1992 года. В ЧелГУ обучаются студенты с нарушениями зрения (в том числе полностью слепые), студенты с нарушениями слуха, студенты с поражением опорно-двигательного аппарата и других органов и систем. На сегодняшний день в университете сформирована и действует инновационная система доступности высшего образования для людей с ограниченными физическими возможностями, которая является уникальной для Российской Федерации. С этой целью предусмотрена такая особая структура, как региональный центр образования инвалидов (РЦОИ), который на сегодняшний момент не имеет аналогов в российских вузах — Региональный учебно-научный центр инклюзивного образования (РУНЦИО)3.

РУНЦИО — инновационное учебно-научное подразделение, которое организованно для создания и обеспечения специальных условий, гарантирующих доступность и инклюзивность высшего образования для студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе сотрудничества с подразделениями университета, административными органами, образовательными учреждениями, органами социальной защиты, труда и занятости населения, медико-социальной экспертизы, научными и другими организациями города Челябинска, Челябинской области и РФ.

3 Программа развития инклюзивного образования в ФГБОУ ВПО «ЧелГУ» на 2014—2018 гг. [Электронный ресурс] : утв. Приказом ректора ФГБОУ ВПО «ЧелГУ» от 06 нояб. 2014 № 819-1. URL: http://www.csu.ru (дата обращения: 25.01.2017).

2017. № 2

Деятельность РУНЦИО направлена на создание специальных условий, направленных на обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по всем направлениям подготовки (специальностям) университета в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Основные задачи РУНЦИО:

1. Создание условий для инклюзивного обучения студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ различных нозологий по программам довузовского, дополнительного и высшего профессионального образования.

2. Реализация системного образовательно-реабилитационного подхода к непрерывному инклюзивному профессиональному образованию студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ на базе образовательной организации высшего образования начиная с довузовской подготовки.

3. Координация межведомственного взаимодействия, в том числе с общеобразовательными и специальными (коррекционными) образовательными учреждениями, учреждениями начального и среднего профессионального образования региона для обеспечения качества, доступности и непрерывности процесса образования студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ.

Достижение цели и решение задач РУНЦИО обеспечивается путем осуществления функций по трем направлениям: в области организационно-педагогической деятельности; научной и методической деятельности; информационно-просветительской и координационной деятельности.

На всех факультетах ЧелГУ каждый год насчитывается более ста студентов с инвалидностью по всем формам обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Среди студентов-инвалидов ЧелГУ двадцать один процент имеют первую группу инвалидности, двадцать четыре процента — вторую группу, пятьдесят три процента — третью группу, два процента имеют статус «ребенок-инвалид».

Более сорока процентов студентов имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе передвигающиеся на коляске, пятнадцать процентов студентов имеют нарушения зрения, девять процентов студентов — нарушения слуха, значительная часть студентов-инвалидов (около

тридцати двух процентов) имеет нарушения различных органов и систем организма.

К поступлению в ЧелГУ ежегодно по очной и дистанционной форме в Региональном учебно-научном центре инклюзивного образования готовятся около двадцати молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.

С 1998 года 367 инвалидов успешно окончили ЧелГУ, в том числе 31 человек получил диплом с отличием. Более семидесяти процентов выпускников из числа инвалидов при этом трудоустроено.

В Челябинском государственном университете сложилась инновационная система высшего образования инвалидов, в основе которой лежит довузовская подготовка, инклюзивное обучение, дистанционные технологии и сопровождение учебы.

В университете принята Программа развития инклюзивного образования на 2014—2018 гг.. Главная цель Программы — повышение уровня доступности высшего образования для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ в ЧелГУ за счет создания специальных условий, которые обеспечивают получение ими высшего образования.

Задачи Программы:

1. Совершенствование локальной нормативной базы ЧелГУ, организационной, материально-технической основы инклюзивного образовательного процесса студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ в ЧелГУ.

2. Развитие безбарьерной архитектурной среды ЧелГУ.

3. Повышение уровня доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ЧелГУ.

4. Повышение качества высшего образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ЧелГУ.

5. Формирование толерантной социокультурной среды в ЧелГУ.

В Программе предусматривается реализация мероприятий по организации образовательного процесса для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ, который подразумевает организационные мероприятия и разработку локальных нормативных актов, мероприятия по кадровому обеспечению и подготовке кадров, мероприятия по материально-техническому обеспечению образовательного процесса, мероприятия по адаптации образовательных программ и учебно-методического обеспеченияобразовательного процесса для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ, мероприятия по организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, мероприятия по работе с абитуриентами из числа лиц с ограниченными возмож-

ностями здоровья и инвалидов, мероприятия по комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережению, мероприятия по подготовке к трудоустройству и содействию трудоустройству выпускников-инвалидов и выпускников с ОВЗ, мероприятия по формированию толерантной социокультурной среды и организации волонтерской помощи, и мероприятий по развитию безбарьерной среды во всех учебных корпусах, спортивном зале, общежитиях, санатории-профилактории ЧелГУ.

Ожидаемые результаты реализации Программы:

1. Увеличение доли доступных для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ учебных площадей ЧелГУ в общей их численности.

2. Увеличение доли преподавателей ЧелГУ, прошедших повышение квалификации в сфере инклюзивного образования.

3. Разработка адаптированных основных образовательных программ по направлениям подготовки высшего образования.

4. Увеличение удельного веса учебной и учебно-методической литературы, доступной в электронном варианте.

5. Разработка индивидуальных программ сопровождения образовательного процесса для всех поступивших в ЧелГУ студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ.

6. Заключение договоров с руководителями предприятий (организаций, учреждений) для предоставления мест прохождения практики студентам-инвалидам и лицам с ОВЗ.

7. Повышение удельного веса численности выпускников-инвалидов, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности.

Таким образом, можно подытожить, что для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ Челябинский государственный университет осуществляет комплексное сопровождение образовательного процесса, включающее организационно-педагогическое, психолого-педагогическое, социальное, медицинско-оздоровительное, технологическое сопровождение, а также содействие в трудоустройстве.

В своей деятельности по реализации интегрированного обучения инвалидов ЧелГУ осуществляет широкое партнерство на различных уровнях: с региональными и муниципальными органами исполнительной власти, органами социальной защиты населения, образования, медицины и занятости, образовательными учреждениями, обществами инвалидов, общественными организациями, коммерческими структурами и т. д.

Сведения об авторах:

Елизарьева Лариса Вениаминовна — магистрант кафедры менеджмента Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected].

Ярушева Светлана Александровна — доцент кафедры менеджмента Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected].

EXPERIENCE OF INCLUSIVE TRAINING

OF DISABLED STUDENTS IN CHELYABINSK STATE UNIVERSITY

L. V Elizaryeva

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]

S.A. Yarusheva

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. yarushevaca@mail. ru

This article availability of the higher education to disabled people is considered. The integrated training of disabled students will be organized on a basis as Russian experience, and results of the international cooperation. The system of inclusive training of disabled students is created.

Keywords: invalidnost, vocational training, obucheniyestudentov-disabled and persons with limited opportunities of health

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.