Научная статья на тему 'Модель взаимодействия ПОО по профессиональному обучению и образованию инвалидов и лиц с ОВЗ'

Модель взаимодействия ПОО по профессиональному обучению и образованию инвалидов и лиц с ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
595
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / БАЗОВАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ИДЕНТИЧНАЯ РАСПРЕДЕЛЕННАЯ МОДЕЛЬ / INCLUSIVE EDUCATION / ADAPTED EDUCATIONAL PROGRAM / BASIC PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION / INTERACTION MODELS / IDENTICAL DISTRIBUTED MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоров Виктор Викторович

В статье рассматривается один из подходов к взаимодействию ПОО по организации профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. Предлагается вариант выстраивания данного взаимодействия в виде идентичной распределенной модели. Раскрываются цели, задачи и направления деятельности базовой профессиональной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидоров Виктор Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF INTERACTION OF VOCATIONAL EDUCATIONAL ORGANISATIONS OF SVE ON PROFESSIONAL TRAINING AND FORMATION OF DISABLED PEOPLE AND PERSONS WITH DISABILITIES

The article discusses one of the approaches to the interaction of vocational educational organisations of SVE on the organization of vocational training for disabled people and persons with disabilities. A variant of construction this interaction in the form of an identical distributed model is proposed. The aims, objectives and activities of the basic professional educational organization are disclosed.

Текст научной работы на тему «Модель взаимодействия ПОО по профессиональному обучению и образованию инвалидов и лиц с ОВЗ»

ENSURING ACCESSIBILITY OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION FOR DISABLED PEOPLE AND PERSONS WITH DISABILITIES IN THE URAL FEDERAL DISTRICT

D. F. Romanenkova

Ensuring the availability of secondary vocational education for disabled persons and persons with disabilities is one of the urgent tasks of modern state social policy. The article discusses the main indicators of the development of inclusive vocational education in the Russian Federation and the Urals Federal District, obtained during the monitoring of inclusive education, carried out in the framework of monitoring the quality of training. The data on the contingent of students in this category, on the educational programs for which they are trained, including adapted educational programs, on the availability of specialists who accompany people with disabilities and disabilities in educational organizations, on advanced training in the field of inclusion, on the availability of special technical and software training are analyzed.

Key words: inclusive vocational education, accessibility of education, monitoring, disabled people, people with disabilities.

References

1. Romanenkova D. F. Realizacija meroprijatij po obespecheniju dostupnosti srednego professional'nogo obrazovanija dlja invalidov i lic s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v Rossijskoj Federacii. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija, 2016, no 3 (11), pp. 25-30. (In Russian)

2. Romanenkova D. F. Osnovnye podhody k razrabotke informacionno-analiticheskoj sistemy podderzhki dejatel'nosti professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij v sfere inkljuzivnogo obrazovanija invalidov i lic s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja. Innovacionnye, informacionnye i kommunikacionnye tehnologii: sb. trudov XV Mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konferencii, 2018, pp. 137-141. (In Russian)

Романенкова Дарья Феликсовна, заместитель начальника Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент, г. Челябинск, e-mail: droman@csu.ru

Romanenkova D. F., deputy head, Resource educational and methodological center for teaching disabled persons and persons with disabilities, Chelyabinsk state university, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Chelyabinsk, e-mail: droman@csu.ru

Сведения для цитирования: Сидоров, В. В. Модель взаимодействия ПОО по профессиональному обучению и образованию инвалидов и лиц с ОВЗ [Текст] / В. В. Сидоров // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 4 (20). — С. 81-86.

УДК 376 ББК 74.57

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОО ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ

В. В. Сидоров

В статье рассматривается один из подходов к взаимодействию ПОО по организации профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. Предлагается вариант выстраивания данного

взаимодействия в виде идентичной распределенной модели. Раскрываются цели, задачи и направления деятельности базовой профессиональной образовательной организации.

Ключевые слова: инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа, базовая профессиональная образовательная организация, модели взаимодействия, идентичная распределенная модель.

Инклюзивное образование сегодня является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики.

Инклюзивное образование — это особый подход к построению общего образования, ко -торый подразумевает доступность образования для каждого независимо от его особых нужд и потребностей.

Однако его внедрение в систему профессионального образования несколько осложнено, так как требует значительных преобразований методического и материально-технического характера. Перед профессиональными образовательными организациями остро встают вопросы поиска оптимальных моделей и технологий реализации инклюзивного профессионального образования, позволяющих, с одной стороны, формировать профессиональные компетенции, зафиксированные в ФГОС СПО, а с другой — обеспечивать социально-психологическую адаптацию обучающихся с особыми образовательными потребностями и их дальнейшую успешную интеграцию в общество.

В настоящее время разрабатываются различные подходы к реализации инклюзивного профессионального образования. Растет число профессиональных образовательных организаций, которые самостоятельно определяют задачи по созданию инклюзивной образовательной среды и модели их практической реализации [1].

Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова не стал исключением. Еще с 1949 г. в Златоустовском индустриальном техникуме, как он тогда назывался, начинается профессиональное обучение глухих и слабослышащих студентов. С 1949 г. и по настоящее время более шестисот выпускников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) начали трудовую деятельность по специальностям «холодная обработка металла», «программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», «программирование в компьютерных системах», «технология машиностроения».

С сентября 2013 г. колледж обучает инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В 2017 г. состоялся первый выпуск

студентов данной категории по специальности «программирование в компьютерных системах».

За столь продолжительное время в колледже накоплен богатый опыт профессионального обучения и социальной адаптации студентов-инвалидов. Создана доступная архитектурная среда, приобретено учебное и учебно-лабораторное оборудование, разработаны и утверждены в установленном порядке паспорта объектов социальной инфраструктуры (ОСИ) на четыре объекта, разработаны и внедряются в образовательный процесс адаптированные образовательные программы.

Адаптированная образовательная программа представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. В образовательном процессе используются социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации: электронные курсы, размещенные в АСУ Procollege, цифровые образовательные ресурсы с элементами жестового языка, электронные учебные пособия, адаптированные к образовательным потребностям инвалидов и их индивидуальным возможностям, видеопортал по информационным технологиям, тестовая обучающая оболочка, позволяющая осуществлять индивидуальный подход при обучении студентов с ОВЗ, действует сайт «Преодоление».

На 1 сентября 2018 г. в колледже обучается 64 студента из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, из них: по программам среднего профессионального образования — 25 человек, по программам профессионального обучения — 39 человек. Глухие и слабослышащие студенты (9 человек) обучаются по специальности «технология машиностроения». Студенты с нарушением опорно-двигательного аппарата, а их у нас 16, получают профессиональное образование по специальностям: «программирование в компьютерных системах», «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)», по профессии «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)». Студенты с нарушением интеллекта (39 человек) получают профессии «швея» или «штукатур».

С 2016 г. колледж является одним из организаторов регионального конкурса профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс», реализуя компетенцию «Токарные работы на станках с ЧПУ». С 2017 г Златоустовский индустриальный колледж — сертифицированный центр компетенций «Аби-лимпикс».

В процессе выработки подходов к реализации инклюзивного профессионального образования намечены следующие проблемы, требующие решения:

- недостаточное количество адаптированных программ для профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ;

- отсутствие развитой инфраструктуры для обеспечения сопровождения лиц из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, от профессиональной ориентации до трудоустройства, самозанятости или организации собственного дела;

- невысокий уровень развития дистанционных технологий профессионального образования и обучения инвалидов и лиц с ОВЗ;

- недостаточное развитие кадрового потенциала для организации профессионального образования, обучения и адаптации инвалидов и лиц с ОВЗ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2016 г. № 328 «О внесении изменений в государственную программу РФ "Доступная среда" на 2011-2020 гг.» в субъектах РФ стали создаваться базовые профессиональные образовательные организации, призванные обеспечивать поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов.

Существует множество подходов к разработке модели взаимодействия профессиональных образовательных организаций по профессиональному обучению инвалидов и лиц с ОВЗ. Мы предлагаем модель взаимодействия профессиональных образовательных организаций выстроить в виде идентичной распределенной модели, т. е. модели, ориентированной на формулирование общей цели и включающей в себя некоторое количество организаций, заинтересованных в совместном решении проблемы [2].

Основным принципом взаимодействия участников в данной модели, а это могут быть ПОО области, лаборатория инклюзивного образования ГБУ ДПО ЧИРПО, службы социальной защиты населения, общества инвалидов и т. д., является саморегуляция. Каждый участник на определенном этапе поддерживает отношение с определенным количеством органи-

заций. Структура взаимосвязей имеет гибкий характер и может меняться в зависимости от конкретных решаемых задач (разработка и реализация адаптированных программ, подготовка и проведение конкурса профессионального мастерства «Абилимпикс», взаимодействие с работодателями и т. п.).

Модель создается на основе общей цели, задач и совместного использования ресурсов. Каждый из участников вносит определенный вклад в реализацию профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ и несет определенную функциональную нагрузку (рис. 1).

Модель взаимодействия профессиональных образовательных организаций не является статичным образованием, это саморазвивающаяся структура, ее жизнеспособность и эффективность ее деятельности во многом зависит от взаимодействия с внешней средой (т. е. факторами, возникающими независимо от деятельности организации и оказывающими существенное воздействие на нее; способствующими функционированию и эффективности ее работы) [3].

Факторы внешней среды подразделяют на факторы прямого и косвенного воздействия. Факторы прямого воздействия оказывают непосредственное влияние на деятельность организации, к ним относятся:

- контингент студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ (количество данных студентов, их образовательные потребности, разнообразие нозологий);

- идеологический (отношение в обществе, в студенческой и преподавательской среде к проблеме профессионального обучения инвалидов, к самой идее инклюзивного образования);

- профессиональный (наличие кадров, педагогически подкованных и психологически готовых к обучению инвалидов; наличие тьюторов);

- исследовательский (разработка методов, приемов и технологий обучения инвалидов различных нозологических групп);

- информационно-методический (развитие системы дистанционного обучения, формирование информационной культуры).

Факторы косвенного воздействия не оказывают непосредственного влияния на деятельность организации, но их следует учитывать для выработки правильной стратегии. К числу таких факторов принадлежат:

- экономический (наличие финансирования, его объемы со стороны как государственных органов, так и негосударственных учреждений);

- политический (политика государства и органов власти разных уровней по отношению

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

р.

>

о <и

Нормативные Кадровые

Материально-технические

Информативные

Методические

Психологические

Финансовые

Базовая профессиональная образовательная организация Челябинской области

Цель: обеспечение общедоступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, способствующего их социализации и социальной адаптации, поддержка функционирования региональной системы профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в Челябинской области

Задачи

1. Совершенствование условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, независимо от места проживания студентов.

2. Осуществление методического сопровождения и реализации программ СПО в образовательных организациях.

3. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации кадров для работы с инвалидами и лицами с ОВЗ в системе СПО.

4. Организация взаимодействия с негосударственными организациями, осуществляющими деятельность по доступности объектов и услуг для инвалидов, по содействию их трудоустройству.

Направления деятельности

1. Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ по востребованным профессиям и специальностям по адаптированным образовательным программам, учитывающим особенности ограничений здоровья, в том числе с использованием дистанционных и сетевых технологий. Создание банка адаптированных программ.

2. Предоставление для коллективного пользования специальных информационных и технических средств, дистанционных образовательных технологий, учебно-методических материалов.

3. Повышение квалификации педагогических работников ПОО Челябинской области, в том числе в форме стажировок.

4. Организационно-методическое и программно-правовое обеспечение.

5. Трудоустройство выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ.

6. Психолого-педагогическое и социальное сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ.

Увеличение количества инвалидов и лиц

с ОВЗ, обучающихся по профессиональным программам

Увеличение доли трудоустроенных

выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ

Создание инфраструктуры, обеспечивающей реализацию проф.

образования инвалидов и лиц с ОВЗ

Создание системы информационной поддержки возможностей

получения инклюзивного проф. образования

Участники: профессиональные образовательные организации Челябинской области, ГБУ ДПО ЧИРПО, ООО «ВОИ», ООО «ВОГ», ВОС, Центр занятости населения, УСЗН

Рис. 1. Модель взаимодействия ПОО по профессиональному обучению и образованию инвалидов и лиц с ОВЗ

к проблеме профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, наличие или отсутствие директивного влияния на систему взаимодействия ПОО по данной проблеме);

- правовой (политика государства и органов власти по нормативно-правовому обеспечению процесса взаимодействия организаций по решению проблемы профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ);

- социокультурный (формирование в обществе, в среде работодателей толерантного отношения к проблемам инвалидов и лиц с ОВЗ);

- научный (выработка единой научной кон -цепции по профессиональному обучению ин-

валидов и создание на государственном уровне возможности ее реализации) (рис. 2).

Деятельность ПОО в рамках идентичной распределенной модели позволит реализовать поставленные цель и задачи при условии соблюдения следующих организационных условий:

1) наличие у каждого из участников взаимодействия некоторого, пусть ограниченного, но качественного ресурса;

2) добровольное распределение направлений (разделов, блоков и т. п.) между участниками взаимодействия для более эффективного решения задач по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ;

Контингент студентов-

Рис. 2. Схема взаимодействия организации с внешней средой

3) возможность проявления участниками собственной инициативы;

4) наличие различных учреждений и организаций, предоставляющих инвалидам и лицам с ОВЗ возможность выбора занятий, обеспечивающих максимальное удовлетворение их потребностей;

5) возможность участия каждого в формировании общих критериев эффективности совместной деятельности.

Реализация предложенной модели взаимодействия ПОО по обучению и образованию инвалидов и лиц с ОВЗ предполагает следующие этапы:

1) формирование открытой группы участников взаимодействия;

2) распределение задач совместной работы между участниками взаимодействия;

3) формирование пакета услуг, стратегическое планирование;

4) подготовка пакета документов (нормативно-правовая, организационная документация, формирование глоссария);

5) заключение соглашений между участниками взаимодействия;

6) осуществление взаимодействия по профессиональному образованию инвалидов и лиц с ОВЗ, их социальной адаптации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возвращаясь к проблемам, стоящим перед профессиональными образовательными организациями, осуществляющими профессиональное образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, хотелось бы отметить, что, на наш взгляд, идентичная распределенная модель взаимодействия ПОО позволит эффективно решать эти проблемы, поскольку предполагает реализацию общих задач, добровольное объединение имеющихся ресурсов и взаимообогащение накопленным опытом.

Библиографический список

1. Пугачев, А. С. Инклюзивное образование [Текст] / А. С. Пугачев // Молодой ученый. — 2012. — № 10.

2. Самсонова, Е. В. Модели сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций для решения задач развития инклюзивного образования [Текст] / Е. В. Самсонова // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3.

3. Чернышев, М. А. Основы менеджмента [Текст] / М. А. Чернышев, Э. М. Коротков, И. Ю. Солдатова. — Ростов н/Д : Наука-Пресс, 2006.

4. Новиков, Д. А. Сетевые структуры и организационные системы [Текст] / Д. А. Новиков. — М. : ИПУ РАН, 2003.

For citation: Sidorov, V V. Model of interaction of vocational educational organisations of SVE on professional training and formation of disabled people and persons with disabilities [Text] / V. V. Sidorov // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 4 (20). — P. 81-86.

MODEL OF INTERACTION OF VOCATIONAL EDUCATIONAL ORGANISATIONS OF SVE ON PROFESSIONAL TRAINING AND FORMATION OF DISABLED PEOPLE AND PERSONS WITH DISABILITIES

V. V. Sidorov

The article discusses one of the approaches to the interaction of vocational educational organisations of SVE on the organization of vocational training for disabled people and persons with disabilities. A variant of construction this interaction in the form of an identical distributed model is proposed. The aims, objectives and activities of the basic professional educational organization are disclosed.

Key words: inclusive education, adapted educational program, basic professional educational organization, interaction models, identical distributed model.

References

1. Pugachev A. S. Inkljuzivnoe obrazovanie Molodoj uchenyj, 2012, no 10.

2. Samsonova E. V. Modeli setevogo vzaimodejstvija obrazovatel'nyh i inyh organizacij dlja reshenija zadach razvitija inkljuzivnogo obrazovanija. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2015, № 3. (In Russian)

3. Chernyshev M. A., Korotkov Je. M., Soldatova I. Ju. Osnovy menedzhmenta. Rostov n/D: Nauka-Press, 2006. (In Russian)

4. Novikov D. A. Setevye struktury i organizacionnye sistemy. Moskva: IPU RAN, 2003.

Сидоров Виктор Викторович, директор ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова», кандидат педагогических наук, Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: zlatik@anosov.ru

Sidorov V. V., director, Zlatoust industrial college, candidate of pedagogical sciences, Chelyabinsk region, Zlatoust, e-mail: zlatik@anosov.ru

Сведения для цитирования: Ткачук, О. А. Агрессивное поведение подростков : Причины возникновения и проблемы коррекции [Текст] / О. А. Ткачук, К А. Корнилов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 4 (20). — С. 86-92.

УДК 376 ББК 74.3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.