Теория и методика профессионального образования
УДК 378.026+378.146 ББК Ч448.44
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ
Е.А. Мартынова Челябинский государственный университет
Актуальность обращения к проблеме повышения качества образования сту-дентов-инвалидов связана с образовательной стратегией, направленной на формирование социального и человеческого капитала в системе образования. Это определяет необходимость создания условий для получения качественного высшего образования социальной группой инвалидов. Обоснована эффективность инклюзивного обучения как условия повышения качества образования студентов-инвалидов с позиции удовлетворения потребности человека в эффективной социализации, т. е. приобретения средств выстраивания личной, профессиональной и общественной жизни, что имеет особую жизненную значимость для людей с инвалидностью. На примере образования студентов-инвалидов Челябинского государственного университета приведено практическое подтверждение эффективности инклюзивного обучения с помощью экспертных оценок их удовлетворенности выбором профессии, результатов обучения и развития, а также данных по трудоустройству.
Ключевые слова: качество образования, инклюзивное обучение, инвалид, социализация, классический университет.
Современная ситуация вносит совершенно новые аспекты и смыслы в образовательную стратегию. Российский общественный совет по развитию образования, формируя эту стратегию, полагает, что приоритетными задачами государства в области развития образования являются: синхронизация процессов в России и в мире, повышение капитализации человеческих ресурсов, совмещение трех подходов к развитию образования - создания рынка образовательных услуг и продуктов, обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке, формирования социального капитала в системе образования [3, 4].
В связи с проведением активных мероприятий по достижению сопоставимости образовательной деятельности в России с основными требованиями Болонского процесса и в связи с вступлением во Всемирную Торговую Организацию Россия становится полноценным участником как международного сотрудничества, так и конкуренции в области образования [2, 6]. Существенным фактором успешности этого процесса является переход на европейские стандарты в области контроля и оценки качества образования. Проблема ка-
чества образования в современном понимании отражает объективные закономерности развития образования с позиции цели и потенциала образования, а также нового взгляда на результат образования: пожизненное образование, система компетенций, человеческий капитал [7, 9, 18-20].
Отметим, что наши дальнейшие рассуждения будут относиться к сфере высшего профессионального образования. Стратегия формирования человеческого и социального капитала в этой важнейшей социальной сфере во многом связана с успешным решением проблемы равной доступности высшего образования для всех социальных групп общества, которая означает учет разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся. Существует консенсус в смысле признания актуального влияния этой проблемы не только на социальные, культурные, гуманистические и демократические основы развития общества, но и на сближение, в том числе по совместимости критериев качества, национальных образовательных систем [12, 15].
Общепризнанным является и тот факт,
Теория и методика профессионального образования
что наиболее сильно проблема доступности высшего образования, в том числе и в развитых странах, затрагивает жизненные интересы социальной группы инвалидов, число которых во всем мире постоянно растет. Признавая остроту проблемы, Российская Федерация 3 мая 2012 года ратифицировала Конвенцию ООН «О правах инвалидов», принимая на себя обязанность реализации инклюзивного обучения инвалидов на всех уровнях обучения, в том числе высшего [12]. В основу инклюзивного обучения положена идеология, которая обосновывает равное отношение ко всем учащимся, но при создании особых условий для тех из них, кто имеет особые образовательные потребности.
Сегодня для инвалидов подлинными мотивами к получению образования являются ощущаемые личностью разрывы в образе окружающей реальности, в ее практике и в собственном мироощущении. «Во-первых, реальная образовательная потребность возникает в пространстве помощи и поддержки, но не знания как такового; да и сама педагогическая практика конструируется, скорее, как выбор альтернатив, принятие ситуативных решений, нежели реализация той или иной теоретической концепции» [3].
Социализирующие и реабилитирующие возможности инклюзивного обучения инвалидов, имеющих физические ограничения, в высшей школе несомненны. Инклюзивное образование подразумевает образование для всех в плане приспособления к различным нуждам и физическим нарушениям и может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений, когда уже в студенческие годы молодыми инвалидами осваиваются разнообразные виды деятельности, общения, регулируется самооценка, приобретается поддержка и дружба ровесников, уверенность в своих силах, формируется мировоззрение и духовное содержание человека с инвалидностью, готовность жить и работать в быстро меняющемся мире [8, 17]. Инклюзивное обучение подразумевает как техническое оснащение архитектурной среды образовательных учреждений, так и специальные технологии и педагогические программы, направленные на реализацию инклюзии [14].
Например, в Челябинском государственном университете инклюзивное обучение инвалидов обеспечивается комплексом специально разработанных образовательнореабилитационных программ: учебно-адапта-
ционная программа довузовской подготовки, профориентационная программа, программа сопровождения интегрированного обучения студентов-инвалидов (организационно-педагогическое, психолого-педагогическое, про-филактически-оздоровительное, социальное
сопровождение), программы информационнотехнологического сопровождения, дистанционного обучения, социокультурной реабилитации содействия трудоустройству. Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата создается безбарьерная архитектурная среда. Наличие в университете специальной компьютерной, реабилитационной техники, современного учебного программного обеспечения, предназначенного для инвалидов, системы дистанционного обучения позволяет осуществлять свободный обмен информацией между всеми участниками учебного процесса и эффективный доступ к образовательным ресурсам вне зависимости от нозологий и тяжести физических нарушений. Все это и составляет основу системы инклюзивного обучения, которая на практике позволяет студентам-инвалидам с различными видами нарушений и различной степенью тяжести совместно учиться наравне с остальными студентами. Сегодня в университете на всех пятнадцати факультетах обучаются сто девяносто четыре студента-инвалида с различными нарушениями: опорно-двигатель-
ного аппарата (в том числе 14 человек, передвигающихся на коляске), зрения, слуха, различных органов и систем организма.
В результате приведенного анализа и имеющегося практического опыта мы делаем вывод о значимости и актуальности проблемы повышения качества образования студентов-инвалидов за счет эффективной реализации потенциала инклюзивного обучения в вузе. Дальнейшая часть наших рассуждений посвящена обоснованию этого условия, исходя из резюмированных на сегодняшний день представлений о качестве образования [9], а также имеющегося опыта реализации инклюзивного обучения инвалидов в вузе, опирающегося на классические труды развития и обучения детей с нарушениями здоровья [5, 10, 16] и на исследования, связанные с современными разработками вопросов обучения инвалидов [1, 8, 11, 13, 14].
Понятие качества образования многоаспектно и полисубъектно. Оно относится не только к студентам, отражая удовлетворение их потребностей в индивидуальном развитии,
достижении планируемых результатов и определении своего места в обществе, но и к работодателям, государству, обществу, его образовательной системе и академическому сообществу в целом [3, 9]. Для работодателя качество образования связано с наличием у выпускников требуемых профессиональных компетенций и личностных качеств. Для государства и общества качество образования предполагает удовлетворение требований, которые способствуют воспроизводству, профессионализации социально-экономической системы, ее социальной интегрированности и развитию, демократизации и гуманизации. Качество образования применительно к национальной образовательной системе связано с ее соответствием приоритетам современной государственной образовательной политики, с учетом мировых образовательных тенденций, применением современных образовательных технологий и научных достижений в образовательном процессе, способностью адаптироваться к изменениям общества и к самосовершенствованию.
Качество образования не есть некая объективная оценка образования. Это, по большому счету, вопрос экспертного заключения, общественного консенсуса по поводу того, что считать наиболее важными компонентами деятельности человека и его личной и общественной позиции. Далее мы раскроем наиболее значимые позиции в аспекте конкретной проблемы повышения качества образования студентов-инвалидов за счет эффективной реализации потенциала инклюзивного обучения в вузе.
Качество образования в первую очередь, как было отмечено выше, связано с удовлетворением потребности каждого человека в эффективной социализации, т. е. в приобретении средств выстраивания личной, профессиональной и общественной деятельности в общественной жизни. Как известно [16], социализация осуществляется в трех основных сферах: деятельность, общение и самосознание. При инклюзивном обучении происходит полноценное и эффективное наполнение этих сфер социализации студента-инвалида. Конечно, в первую очередь социализирующее и интегрирующее значение инклюзии сказывается в совместной учебной деятельности. С точки зрения приобретения социальноличностных и профессиональных компетенций на первый план, как и у любого студента, у студента-инвалида выходят те качества
личности, которые инвариантны специфике учебной деятельности - направленность личности, познавательные качества, трудовые профессиональные качества, коммуникативность. Причем они проявляются и развиваются посредством сравнения себя в этой деятельности с другими. Важнейший принцип инклюзивного обучения - равные со всеми академические требования. Такой подход демонстрирует студентам-инвалидам их собственный реалистический образ, развивает самооценку и уверенность в своих силах. Погружение в учебную деятельность и ощущение успеха от ее процесса и результатов дает новые стимулы к развитию, приводит к становлению таких личностных качеств как инициатива, характер, воля, способности. Развиваются общественные навыки, коллективизм, организаторские, а в ряде случаев и лидерские качества. С профессиональной точки зрения при инклюзивном обучении инвалид получает возможность самостоятельного и сознательного выбора направления профессионального обучения. Это, в свою очередь, создает ситуацию равных социальных возможностей. Внеучебная деятельность также представляет собой отличную базу для социализации: культурно-досуговые мероприятия, спорт, студенческое самоуправление, да и сама студенческая жизнь с ее разнообразными традициями насыщает эмоциональную сферу студента-инвалида, развивает его способности и таланты. Личность становится более разносторонней, вызывает интерес и симпатию окружающих. Снимаются переживания по поводу своих недостатков, регулируется поведение, происходит сближение с людьми. Именно в этих условиях инклюзии личность гармонизируется, сводится к минимуму статус обособленности инвалида, приобретаются общенаучные, инструментальные, социальноличностные, общекультурные и профессиональные компетенции.
Возвращаясь к современным представлениям о качестве образования в аспекте постоянной ориентации всех потребителей образовательных услуг на удовлетворенность образовательными результатами, можно привести следующие данные, полученные в Челябинском государственном университете, где реализовано инклюзивное обучение студентов-инвалидов.
Во-первых, при выборе направления подготовки, т. е. будущего места в обществе, инклюзивное обучение дает возможность ин-
Теория и методика профессионального образования
валидам ориентироваться не на субъективные, зачастую вынужденные обстоятельства,
а, как отмечают они сами, на свои интересы, способности, востребованность профессии. 80% из них, уже обучаясь на старших курсах, отвечают, что они полностью удовлетворены сделанным выбором, и лишь единицы избрали бы другую специальность.
Во-вторых, оценочный мониторинг показывает достаточно высокий уровень успеваемости студентов-инвалидов. Их абсолютная успеваемость составляет 88 %, качественная успеваемость - 45 %, средний балл защиты дипломов - 4,4. Так, в этом учебном году средний балл учебы девятнадцати студентов-инвалидов юридического факультета составляет 4,13, а средний балл учебы двадцати восьми студентов-инвалидов экономического факультета - 4,28, что превышает общие показатели на этих достаточно сложных для учебы факультетах. Экспертные оценки и ответы самих студентов-инвалидов подтверждают удовлетворенность результатами обучения и своего индивидуального развития. С 1998 года около двухсот семидесяти инвалидов успешно окончили университет, в том числе двадцать пять человек получили диплом с отличием.
В-третьих, одним из самых важных аспектов качества образования студентов-инвалидов является их востребованность на рынке труда. В этом аспекте инклюзивное обучение позволяет получить хорошие результаты в плане приобретения необходимых социальных и профессиональных компетенций, основанных на передовых научно-технологических достижениях в результате изучения фундаментальных университетских дисциплин. При общей трудовой занятости инвалидов в России, не превышающей 15 % от числа трудоспособных инвалидов, доля трудоустройства выпускников-инвалидов Челябинского государственного университета составляет более 80 %. Спектр деятельности, где они находят работу, широк: законодательные и исполнительные органы власти, промышленные предприятия, правоохранительные органы, общественные организации, сервис, сфера информационных технологий, финансовоэкономическая сфера, индивидуальное предпринимательство, образовательные учреждения и т. д. Часть выпускников продолжает свое обучение в магистратуре и аспирантуре своего и других вузов.
История общественного отношения к ин-
валидам прошла очень непростой путь разрешения многих противоречий: от неприятия и простого оказания медицинской помощи до концепции независимой жизни, основанной на культуре достоинства, а в настоящее время -до безусловного признания социальной группы инвалидов как важной и неотделимой составляющей человеческого и профессионального капитала общества. Инклюзивное обучение инвалидов закрепляет эту гуманистическую направленность общества в отношении инвалидов, создавая условия для повышения качества образования инвалидов, а следовательно, для приобретения ими средств выстраивания личной, профессиональной и общественной деятельности и для полноценной интеграции в социум.
Литература
1. Аленкина, О.А. Профессионально-трудовая социализация молодежи с ограниченными возможностями здоровья / О.А. Аленкина, Т.В. Черникова. - М. : Глобус, 2009. - 160 с.
2. Байденко, В.И. Болонский процесс: курс лекций / В.И. Байденко. - М. : Логос, 2004. -208 с.
3. Бермус, А.Г. Модернизация образования. Философия, политика, культура /А.Г. Бермус. - М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2008. - 384 с.
4. Вербицкий, А.А. Личностный и компе-тентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции педагогики / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. - М. : Логос, 2009. - 336 с.
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: АСТ: Аст-рель: Хранитель, 2008. - 672 с.
6. Гретченко, А.И. Болонский процесс. Интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А.И. Гретченко, А.А. Гретченко. - М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2009. - 432 с.
7. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. -М. : Академия, 2006. - 240 с.
8. Зозуля, Т. В. Комплексная реабилитация инвалидов: учеб. пособие / Т.В. Зозуля. - М. : Академия, 2005. - 30 с.
9. Иванов, Д.А. Экспертиза в образовании: учеб. пособие для вузов / Д.А. Иванов. -М. : Академия, 2008. - 330 с.
10. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Я.А. Коменский. -М. : Педагогика, 1982. - 1232 с.
11. Кавокин, С.Н. Профессиональная реа-
билитация инвалидов в России / С.Н. Каво-кин // ИНТЕЛРОС. - № 28. - http://www. intelros.ru/readroom/index/28_08_2008/2588-professionalnaja-reabilitacija.html
12. Конвенция о правах инвалидов. Равные среди равных. - М. : Алекс, 2008. - 112 с.
13. Малофеев, Н.Н. Основы управления специальным образованием: учеб. пособие / Н.Н. Малофеев. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
14. Мартынова, Е.А. Профессиональное образование инвалидов как особой социальной группы // Социальная работа: региональный аспект: моногр. /Е.А. Мартынова, Д.Ф. Рома-ненкова, Л.Н. Смирнова. - Челябинск: Взгляд, 2006. - С. 430-441.
15. Мартынова, Е.А. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья: моногр. / Е.А. Мартынова. -Челябинск, 2002. - 383 с.
16. Мудрик, А.В. Основы социальной педагогики: учеб. пособие / А.В. Мудрик. - М. : Академия, 2006. - 205 с.
17. Образование как фактор социальной мобильности инвалидов // Сб. науч. тр. / под ред. Д.В. Зайцева. - Саратов: Науч. кн., 2007. -275 с.
18. Образовательный мониторинг - главный аспект качества образования / сост.: В.Н. Кеспиков и др. - Челябинск, 1998. -120 с.
19. Проблемы качества образования, его нормирования и управления // Сб. науч. тр. / под ред. Н.А. Селезневой, В.Г. Казановича. -М. : Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 1999. - 192 с.
20. Федоров, В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования: учеб. пособие / В.А. Федоров, Е.Д. Колегова. - М.: Академия, 2008. -208 с.
Мартынова Елена Александровна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики, Челябинский государственный университет, martea@csu.ru
INCLUSIVE TRAINING AS A CONDITION OF RISING EDUCATION QUALITY OF DISABLED STUDENTS
E.A. Martynova Chelyabinsk State University
The topicality of considering the problem of rising education quality of disabled students is connected with an educational strategy concentrated on forming social and human capital in an educational system. It determines the necessity of creating conditions for getting higher education of high quality by the social group of disabled people. The effectiveness of inclusive training as a condition of rising education quality of disabled students from the point of satisfying a personal need for effective socialization that is the need for gaining means for building personal, professional, and social life. All the needs have special vital significance for disabled people. On the example of education of disabled people from Chelyabinsk State University practical confirmation of the effectiveness of the inclusive training by means of expert evaluation of the satisfaction with the choice of profession, results of education and development and with the data of the employed people.
Keywords: quality of education, inclusive training, a disabled person, socialization, classical university.
Martynova Elena, Doctor of Pedagogical Sciences (Grand PhD), professor of General and Professional Pedagogics Department, Chelyabinsk State University, martea@csu.ru
Поступила в редакцию 8 декабря 2012 г.