В1СНИК ВДНЗУ «Украгнська медична стоматологЫна академЫ»
Summary
SOME ASPECTS ON INSTRUCTION OF GENERAL SURGERY FOR STUDENTS OF INTERNATIONAL MEDICAL FACULTY Borota A.V., Lykov V.A., Borota A.A., Ksenofontov S.S., Gyulmamedov V.A. Keywords: international students, teaching, general surgery.
An academic group may involve students of different nationalities, who have completely different political and religious views, quite dissimilar characteristics and cultural traditions. Each of the students has different educational background as school training ranges considerably from country to country. Teaching international students to general surgery presumes overcoming numerous difficulties caused by language barriers and group multinationality. But these difficulties should not affect the quality of teaching and may be considered just stimuli for further searching of effective teaching approaches.
УДК 378.146/.147:616
Борота А.В., Лыков В.А., Полунин Г.Е., Джеломанова С.А., Енгенов Н.М.. ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького
Обобщен опыт преподавания клинических дисциплин в условиях в условиях кредитно-модульной системы. Тестовый контроль следует использовать как рубежный и при проведении итогового модульного контроля. На практических занятиях необходимо использовать ситуационные задачи, курацию тематических больных. Для отработки практических навыков нужно шире использовать тренажеры и интерактивное обучение. Следует изменить методику проведения производственной практики на втором и третьем курсах.
Ключевые слова: кредитно-модульная система, клинические дисциплины
Вступление
Вхождение в единое европейское образовательное пространство, провозглашенное Болонской декларацией, для каждой страны представляет собой достаточно сложный, напряженный и подчас болезненный процесс преобразований [3]. Кредитно-модульная система была предложена Европейским Союзом для повышения конкурентоспособности европейского образования [4]. Как известно, смысл Бо-лонского движения состоит в расширении гражданских прав участников образовательного процесса, обеспечении мобильности обучающих и обучающихся по всему формируемому образовательному пространству, повышении престижности и привлекательности европейской системы образования для молодежи других континентов путем обеспечения высокого уровня и рациональности подготовки [1, 2].
Цель работы
Проанализировать опыт преподавания клинических дисциплин в условиях кредитно-модульной системы.
Результаты и их обсуждение
В 2012 году в нашем университете состоялся первый выпуск специалистов, которые обучались в рамках кредитно-модульной системы. Следовательно, можно подвести некоторые итоги ее внедрения, обобщить опыт работы и обучения на клинических кафедрах.
Индивидуальное обучение подразумевает выбор студентом преподавателя и времени изучения того или иного предмета. К сожалению дальше создания «индивидуального плана» обучения дело не двинулось, то есть принцип соблюден чисто формально. Студенты идут на занятия сформированными деканатами группами, по жесткому расписанию, составленному учебной частью. Соответственно, обучающийся может перейти в другой ВУЗ только после окончания семестра или учебного года. Кто из преподавателей пользуется большим авторитетом и «популярностью» у студентов неизвестно (тестирование «преподава-
тель глазами студента» нельзя считать объективным). Перевод наших студентов в учебные учреждения других стран, входящих в Болонский процесс вообще мало вероятен. Среди стран ее подписавших практически нет лидеров в области медицинского образования и здравоохранения. Кроме того, номенклатура предметов, изучаемых в наших вузах не соответствует зарубежной - там общая хирургия преподается с топографической анатомией и включает технику основных хирургических вмешательств. То же самое касается и многих других предметов.
Система подразумевает самостоятельное обучение за счет высокой мотивации обучающегося, преподаватель должен только контролировать процесс. Следует отметить недостаточную мотивацию многих студентов, что в сочетании с акцентом на тестовый контроль (ТК) приводит к тому, что студенты исключительно учатся решать тестовые задания. Это не позволят им в полной мере овладеть профессиональной лексикой и соответственно профессиональным мышлением. Некоторые преподаватели используют ТК для решения других задач - оставляют студентов без присмотра (раздал тесты и ушел), что снижает эффективность Тк.
Что касается практического обучения, здесь тоже есть проблемы, которые требуют своего решения. Предыдущей программой (до введения кредитно-модульной системы) были предусмотрены практика по уходу за больными на втором и сестринская практика на третьем курсах. Студенты имели возможность овладевать практическими навыками в различных медицинских учреждениях области и всей республики, в некоторых случаях даже за рубежом (по обмену опытом). Кроме того, в течение четвертого семестра проводилось три практических занятия, что способствовало теоретической подготовке к практике студентов второго курса. Такая система позволяла рассредоточить обучающихся, что с одной стороны создавало благоприятные условия для овладения навыками по уходу за больными, с другой - уменьшало нагрузку на медицинский персонал лечебных учреждений. Теперь мы проводим практику в течение семест-
Актуальт проблеми сучасно'1 медицини
ра: девять 3-х часовых занятий - 1 час теории и 2 часа самостоятельной работы студентов в отделении. В теории это выглядит довольно приемлемо. Но если рассмотреть эту ситуацию с реальной точки зрения, то оптимизм сразу испаряется. Если на практику приходят сразу 4-6 групп студентов второго и третьего курса по 10-15 человек, а не по 4-6 в соответствии с Болонской системой [4], то на практическое освоение навыков в отделения приходят одновременно от 40 до 90 человек. Сразу возникает несколько вопросов: «Что им делать в отделении? Как оценить овладение студентами практических навыков в конце занятия?». В этой ситуации приходится использовать все хирургические отделения областной больницы, преподаватель должен развести студентов по рабочим местам и тут же начинать прием практических навыков, чтобы закончить практическую часть занятия вовремя. В таких условиях мы встречаем молчаливый отпор больничных работников. Студенты не могут овладеть самыми необходимыми и элементарными навыками по уходу за больными и сестринскими манипуляциями. Такая ситуация никого не устраивает, следовательно, все три стороны, участвующие в процессе обучения остаются при своих интересах. Надо еще и учитывать сокращение коечного фонда лечебных учреждений в рамках проводимой правительством реформы. Таким образом, студенты все больше отдаляются от больного и клинической работы, что показал профессионально ориентированный экзамен - выпускники испытывают значительные трудности во время курации больного и установлении первичного диагноза, не говоря уже о дифференциальной диагностике.
Касательно профессорско-преподавательского состава: в настоящее время плановая педагогическая нагрузка на ассистента клинической кафедры составляет 900 часов, а на доцента - 860 часов. Если доценты и профессора читают лекции и принимают итоговый модульный контроль, то ассистенты могут выполнить педагогическую нагрузку только за счет проведения практических занятий. Следовательно, ассистент должен вести 9-10 групп в неделю (2 группы по 3 часа в день все 5 дней рабочей недели), притом, что количество студентов останется 10-15 человек в группе, нагрузка на преподавателя составляет 60-90 студентов. Тут же возникают вопросы: «Когда ассистент или доцент должны заниматься методической, научной и лечебной деятельностью? Кто захочет работать в таких условиях? Захочет ли опытный клиницист идти на кафедру или останется работать в практическом здравоохранении?». В этом случае может сложиться ситуация, когда на кафедры придут неопытные вчерашние выпускники, которые не нашли себе рабочее место в практическом здравоохранении. Чему они смогут научить студентов? К чему приведет такое развитие ситуации в медицинском образовании после ухода нынешнего поколения преподавателей?
Как видите, возникают вопросы, на которые очень сложно найти ответы, и они нужны немедленно. Пути решения проблем, возникших при внедрении кредит-но-модульной системы в различных плоскостях. Проанализировав собственный опыт преподавания, мы пришли к ряду выводов. Слепо перенимать чужой опыт без учета имеющихся условий и традиций отечественного медицинского образования на наш взгляд нецелесообразно. ТК целесообразно использовать как рубежный и при проведении итогового модульного контроля. На практических занятиях следует акцентировать внимание на устном опросе студентов с использованием решения ситуационных задач, ку-рации тематических больных с отработкой практических навыков опроса и объективного обследования, работе в перевязочной и операционной. Необходимо внедрение альтернативных методов освоения практических навыков - для этого в нашем университете создан специализированный центр, где студенты как минимум 2 раза в семестр отрабатывают практические навыки, входящие в перечень по общей хирургии на тренажерах. Возможно использование ролевых игр, в которых студенты старших курсов будут исполнять роль больного, симулируя то или иное заболевание. Однако, стоит рассмотреть и различные варианты прохождения практики на втором и третьем курсах: например по цикловому принципу путем участия студентов в вечерних и ночных дежурствах. Это позволит правильно распределить поток студентов во времени и естественно снимет напряженность в процессе обучения в условиях отделения. Адаптировавшись к распорядку работы, студенты смогут не только овладеть навыками, но и оказать реальную помощь лечебному учреждению в условиях дефицита среднего и младшего медицинского персонала.
Перед коллективами вузов стоят непростые задачи по совершенствованию кредитно-модульной системы обучения. Только совместно, за счет кооперации и объединения усилий возможно решение поставленных задач. Но это проблематично без единой государственной концепции и адекватного финансирования, пересмотра действующих норм педагогической нагрузки.
Литература
1. Болонський процес у фактах i документах / [Я.Я.Болюбаш, В.Д. Шинкарук та ш.]. - К. - Терношль : Вид-во ТДПУ iм. В. Гнатюка, 2003. - 52 с.
2. Ван дер Венде М.К. Болонская декларация: расширение доступности и повышение конкурентноспособности высшего образования в Европе / М.К. Ван дер Венде // Вища освта в бврош. -2000. - Т. XXV, №3. - С. 32-37.
3. Думанский Ю. В. О целесообразности кредитно-модульной организации учебного процесса в системе высшего стоматологического образования/ Ю. В.Думанский, А. Н.Талалаенко, А. А.Удод, Л. И Косарева // Укр. Стомат. Альм. - 2011. - № 4. - С. 71-73.
4. Пидаев А.В. Болонский процесс в Европе / А.В. Пидаев, В.Г. Передерий. - Одесса : Одесский государственный медицинский университет. - 2004. - 192 с.
Реферат
ДОСВ1Д ТА ПЕРСПЕКТИВИ ВИКЛАДАННЯ КЛ1НИЧНИХ ДИСЦИПЛ1Н В УМОВАХ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНО1 системи. Борота О.В., Ликов В.О., Полунин Г.е., Джеломанова С.О., енгенов Н.М. Ключов1 слова: кредитно-модульна система, клшннл дисциплЫи.
Проанал1зовано досвщ викладання кглычних дисциплш в умовах кредитно-модульноТ системи. Тестовий контроль слщ використовувати як руб1жний або при проведены пщсумкового модульного контролю. На практичних заняттях необхщно використовувати ситуацшы задачу курацю тематичних хворих. Для засвоення практичних на-вичок необхщно бтьше використовувати тренажери та штерактивне навчання. Слщ змшити методику проведен-ня виробничоТ практики на другому та третьому курсах.
Том 13, Випуск 1(41) 283
В1СНИК ВДНЗУ «Укршиська медична стоматологЫна академхя»
Summary
TEACHING EXPERIENCE AND PROSPECTS OF CLINICAL DISCIPLINES ACCORDING TO ECTS Borota A.V., Lykov V.A., Polunin G.E., Dzhelomanova S.A., Yengenov N.M.. Keywords: credit-modular system, clinical disciplines.
Teaching experience in clinical disciplines according to ECTS is analyzed in the article. The tests should only be used for periodic and final module control. Case studies and patient's supervision should be applied in practical classes. Simulators and interactive learning is effective when students acquire certain practical skills. The methodology for carrying out practical training for the 2nd and 3rd year students should be improved.
Цель работы
УДК 004.9(075.8):616.31
Борота А.В., Христуленко А.А., Куницкий Ю.Л., Христуленко А.Л., Кирьякулова Т.Г. ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ МНОГОУРОВНЕГО ТИПА - НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького.
В статье проанализированы современные тенденции в медицинском образовании. К обсуждению предложена концепция и структура электронного учебного пособия многоуровнего типа на примере пособия для изучения хирургических болезней.
Ключевые слова: многоуровневое электронное учебное пособие; структура.
Вступление
Электронное обучение (E-learning, сокращение от Electronic Learning) — система электронного обучения, обучение при помощи информационных, электронных технологий.
К электронному обучению относятся электронные учебники, образовательные услуги и технологии.
Современные студенты и школьники - в основном сетевое поколение, для которых электронный способ получения информации (в данном случае именно учебной) является нормальной составляющей жизни. В целом высокие технологии в образовании приветствуются студентами. Информационные коммуникационные технологии стали их рабочим инструментом. [1]
Еще в 80-х годах ХХ века в Советском Союзе была начата разработка многоуровневых учебников по математике для школьников, реализованных в виде серии «МГУ - школе». В них были заложены следующие принципы:
- Учебник не должен ограничиваться интересами «среднего» ученика, поэтому изложение учебного материала в учебнике должно быть выдержано с научной точки зрения.
- Развитие материала в учебнике должно отражать современные представления математиков об изучаемом в школе материале, который в учебнике должен быть изложен доступно.
- Учебник должен обеспечивать любой желаемый уровень глубины изучения материала.
- Математика едина и может быть изложена в одном учебнике для работы по разным программам.
- Способ изложения учебного материала в учебнике, организация учебных текстов и системы упражнений должны обеспечивать достижения разных целей обучения при работе по разным программам. [2]
Несмотря на интерес к предложенной концепции, полноценно реализовать ее без использования электронных средств обучения не представляется возможным. В связи с изменением приоритетов в образовании, сегодня все более широкое распространение получают электронные учебники и учебные пособия. Это требует от преподавателей уточнения их структуры с использованием предоставляемых компьютерами преимуществ.
Предложить к обсуждению структуру многоуровневого электронного учебного пособия для студентов-медиков на примере учебного пособия по хирургическим болезням.
С помощью электронного учебного пособия могут быть реализованы следующие информационные аспекты: мультимедийные элементы (деятельное пространство, схемы, диаграммы, видео- и звуковые фрагменты), словари, показчики, предметные и межпредметные справочники, гиперссылки, средств поиска, самопроверки и др. [3]
Исходя из реальностей в оценке подходов студента к изучению темы, следует отметить, что в зависимости от ситуации (глубокое изучение темы, повторение и систематизация знаний к экзамену или модульному контролю, шпаргалка при ответе, отечественный или иностранный студент), требуется различный объем информации. Наполнение же информацией учебного пособия должно быть максимальным с возможностью осознанного выбора уровня знаний самим обучающимся.
Нами предложена концепция единого электронного учебного пособия, при которой студент самостоятельно выбирает нужный ему уровень, а информация представляется в следующих возможных вариантах:
1. Элементарный уровень - шпаргалка. Ступень -студент.
Цель - поставить предварительный диагноз. Разделы: симптомы заболевания, классификация, перечисление методов исследования, тактика оказания помощи, неотложные ситуации.
1. Промежуточный уровень - учебник по предмету. Ступень - врач. Цель: дифференциальный диагноз, методики лечения (практический подход). Разделы: умение провести осмотр и объективное обследование больного; знание авторских симптомов, классификация, перечисление методов исследования с их расшифровкой; знание норм основных показателей; дифференциальный диагноз; правильность формулировки основного диагноза; общеизвестные методики лечения; неотложные ситуации; техника элементарных операций.
2. Высший уровень - монографии плюс Интернет. Ступень: врач - эрудит. Цель: лечение плюс возможность прогресса в знаниях по теме (научный подход).