высить конкурентоспособность отечественной мясо-переработки (А.Б. Лисицын), разработка и производство новых ингредиентов для продуктов функционального питания и повышения рентабельности производства (А.П. Нечаев).
Обзор мирового и российского рынка упаковки и этикетки представила конференция «Упаковка продуктов питания. Новые тенденции — новые идеи». О перспективах использования новых видов упаковочных материалов рассказали представители компаний «Соджиц» (Япония), «Атлантис-Пак», «Пакин-торг», «Мир упаковки», «Тетра Пак» и других фирм.
В рамках 13-й международной выставки «Агро-продмаш 2008» прошел Российский инвестиционный форум «Привлечение инвестиций в АПК, развитие животноводства и продуктов его переработки», организованный Министерством сельского хозяйства РФ, ЗАО «Корпорация «Инвестиции» и фирмой «Агроэкспосервис».
Инвестиционный форум стал площадкой для открытого диалога власти, финансового капитала и
агропромышленного бизнеса. Иногда диалог принимал неожиданный оборот: живую полемику вызвал вопрос капиталовложений в первичную переработку. Условия софинансирования строительства боен, которые озвучил представитель Минсельхоза, вызвали одно существенное замечание аудитории. Предложение выделить в отдельное юридическое лицо убойный цех, чтобы получить государственные преференции на развитие этого подразделения, явно не вызвало энтузиазма у бизнеса. Государство, таким образом, желает контролировать целевой характер использования бюджетных средств, предоставляемых компаниям, но их владельцы, явно не готовы дробить, пусть даже формально, свои активы. Было обещано, что доводы бизнеса изучат и, возможно, способы контроля откорректируют.
Выставка сфокусировала все проблемы и позитивные перемены, характерные для мясной отрасли страны и всей промышленности, так или иначе с ней связанной. Их отметили участники выставки, комментарии которых следуют далее.
Оптимизм сохраняется,
но он стал осторожнее
Так можно резюмировать комментарии к выставке «Агропродмаш 2008» и тем реалиям, которые сложились в отрасли ко времени её проведения. Своими мыслями, оценками и прогнозами с нашим журналом поделились участники выставки и форума «Инновационные технологии и оборудование в пищевой промышленности».
«Мясники заняли выжидательную позицию»
М.П. Воякин, канд. техн. наук, группа компаний ПТИ, председатель совета директоров
^ На этапе подготовки к выставке были опасения, что посетители не дойдут до павильона, где представлены ингредиенты. Но страхи оказались напрасными: посетителей здесь не меньше, а, может быть, и больше, чем прежде, — во втором павильоне.
Мы очень ждали эту выставку, поскольку с начала года многое изменилось, и перемены надо было обсудить с партнерами и клиентами. 2008 год был для рынка ингредиентов временем хаоса и ужаса: цены на многие продукты
не просто выросли, а взлетели — в 2-4 раза! Мы старались держаться до последнего, но при таких колебаниях цен обстоятельства своё возьмут рано или поздно. На выставке мы смогли донести сложившуюся ситуацию до партнёров, посетивших наш стенд, объяснить
им причины происходящего и, в целом, нашли понимание с их стороны.
Перерабатывающая отрасль сейчас и сама оказалась в непростой ситуации. По моим наблюдениям, большинство компаний
Никто не строит планы на длительную перспективу, опасаясь, что завтра все может измениться и пойти не так, как задумывалось.
ГЛАВНАЯ ТЕМА / 2008 год: события, итоги, тенденции
сейчас заняли выжидательную позицию: если в прежние годы мы согласовывали на выставке контракты, то в этот раз общение на стенде чаще всего заканчивалось чем-то вроде «поживем — увидим». Никто не строит планы на длительную перспективу, опасаясь, что завтра все может измениться и пойти не так, как задумывалось. Мясники сейчас в очень трудном положении: ножницы между стоимостью сырья и готовой продукции приближают рентабельность производства к нулю, а потребительский рынок не готов принять цену, которая устроила бы производителя. Но я уверен, что корректировка цен произойдет, и до конца текущего года они вырастут примерно на 15 %. Не только потому, что мы подняли цены — наша доля в себестоимости колбасы 5-7 %. Цены выросли на основное сырье и энергоресурсы; мясникам трудно не только у нас — во всем мире ситуация похожая. На самочувствие перера-
ботчиков в ближайшее время сильнее всего будет влиять свинина — она вызывает тревогу. В Европе её цена выросла в текущем году на 30 %, а в Бразилии — на 60. Вообще продукция животного происхождения имеет тенденцию расти в цене, это относится и к добавкам на основе животного белка: в ближайшие месяцы они могут подорожать процентов на 10.
Хорошие перспективы, на мой взгляд, у соевых продуктов — это подтверждают и наши контакты на выставке. Настороженное отношение к ним сменяется деловым интересом, хотя цена сои выросла с начала года примерно в два раза. Интерес к животному белку по-прежнему сохраняется, но, специалисты всё отчетливее понимают, что альтернативы сое нет — по цене, стабильности качества и питательным свойствам она превосходит все другие аналоги. Поэтому у соевых ингредиентов на российском рынке большое будущее, и,
сразу хочу успокоить наших партнёров и всех читателей журнала, в среднесрочном периоде их цена останется стабильной.
Кроме того, есть перспективные инновации, которые также быстро завоёвывают рынок. В первую очередь я имею в виду добавки, продлевающие срок годности мясных продуктов. Для нас было знаковым сотрудничество в этом направлении с Институтом мясной промышленности имени Горбатова. Результатом его стала новая добавка «Баксолан», которая удлиняет сроки годности мясных продуктов. Это отличный пример коммерциализации отличной разработки: добавка имеет колоссальный спрос, потому что её свойства очень востребованы рынком, и она прекрасно работает. Данный продукт лучше всяких слов подтверждает преимущества инновационного пути развития и возможность успешного конвертирования научных открытий в промышленные технологии.
«По всему видно, что отрасль интенсивно
перевооружается»
Петр Кухажевски, президент компании «КМТ-технолоджи», Польша
^ В отличие от предыдущих лет, «Агропродмаш 2008» не показал каких-то новинок оборудования для первичной переработки скота. Л могу это объяснить тем, что всего год назад состоялась ИФФА; все самое новое и перспективное ведущие компании этой отрасли готовили к ней. Так всегда бывает: раз в три года во Франкфурте европейские компании демонстрируют свои последние достижения. К настоящему времени те разработки потеряли свою новизну, а взамен им ещё ничего не создано.
Но, чем интересна эта выставка и другие успешные выставки в России - все они имеют реальную коммерческую функцию, здесь есть «живой покупатель». Люди встречаются, работают над контрактами, приобретают партнеров, что-то продают и покупают и по масштабам она будет, наверное,
второй в Европе. После ИФФА на европейских выставках такого уже нет, а главная цель экспонентов -показать партнерам и конкурентам, что они ещё держатся «на плаву», при том деловая активность очень низкая.
По нашей тематике здесь много всего представлено, есть и очень современное сложное оборудование, отвечающее самым строгим санитарным нормам, есть такое, которое не соответствует европейским регламентам, примитивное, сделанное почти полукустарным способом. И если в прошлом году выставлялось всего три фирмы-поставщика боенного оборудования, то на этот раз таких уже около 12, и на стендах у них, как правило, не бывает пусто. По всему видно, что отрасль (первичная переработка, ред.) интенсивно перевооружается, ориентируясь на
нормы Евросоюза и ВТО. Это хорошо и для предприятий, и для потребителя. Посетители многие не очень хорошо представляют, что им нужно, вероятно, в этом бизнесе появилось много новых людей, которые пока слабо владеют предметом.
Пока нельзя даже сказать, что кризис заметно сказался на решимости мясного бизнеса инвестировать в строительство и реконструкцию боен. Мы работаем с предприятиями мощностью свыше 30 тонн в смену и, судя по настроениям наших клиентов, есть озабоченность по поводу возможностей получить кредит и найти внутренние резервы для инвестиций, но от своих планов они пока не отказываются. Все говорят, что жить надо, развиваться надо, людей кормить надо, а значит надо искать возможности.
14
ВСЁ 0 МЯСЕ №6 декабрь 2008
«Ситуация не располагает
к пессимистическим прогнозам»
А.Г. Бойко, исполнительный директор «Национальной конфедерации упаковщиков», председатель подкомитета ТПП России по развитию индустрии упаковки
— В России упаковочная отрасль изначально развивалась, обслуживая, в первую очередь, интересы продовольственного сектора. Сегодня производители товаров народного потребления проявляют большой интерес к упаковке, но по-прежнему более половины объема её производства используют пищевики. Пищевая отрасль и сейчас определяет спрос на упаковку и тенденции развития её производства.
Тенденции развития пищевой упаковки хорошо видны по содержанию выставки «Агропродмаш 2008»: увеличение сроков годности, полуфабрикаты промышленного производства, повышение рекламоспособности упаковки, стремление сделать её удобной в использовании. Отдельный павильон для экспозиции современных упаковочных материалов и технологий — уже показатель высокого уровня интереса пищевиков к этой теме.
Форум «Инновационные технологии и оборудование в пищевой промышленности», прошедший в рамках выставки, предоставил хорошую возможность для знакомства переработчиков с последними достиже-
ниями упаковочных технологий, для того, чтобы мы могли лучше понять друг друга и понять, что нас объединяет.
Пищевики решительно настроены на увеличение объемов производства, брендирования продукции, а значит и спрос на упаковку и оборудование сохранится на высоком уровне. То есть, имеется устойчивый спрос на такой наукоемкий продукт глубокой переработки, как упаковка, к тому же, — продукт с высокой добавленной стоимостью. Но индустрия упаковки пока не пользуется должным интересом со стороны государственных органов власти, не находит адекватного отражения в государственных программах развития, в документах, определяющих промышленную политику. Необходимы инвестиционные стимулы для тех, кто желает заниматься разработкой и производством сложных полимеров, других наукоёмких высокотехнологичных продуктов и материалов, от которых зависит инновационная составляющая упаковки. Производителям упаковки и пищевикам пора объединить усилия, чтобы на отрасль обратили внимание те, кто составляет федеральные программы, выделяет средства на субсидирование инвестиционных кредитов.
У нас есть общий интерес в том, чтобы шире использовалась упаковка, чтобы инновационное развитие её отвечало задачам, которые перед нами ставит сегодня рынок продовольствия. Задачи, которые стоят перед упаковкой мясных продуктов, — весьма сложные и требуют прогрессивных научно-технических решений, поэтому мясной бизнес только выиграет от успеха инновационного развития упаковочной отрасли, расширив применением современных материалов и технологий собственные возможности
производства новых продуктов, логистические возможности бизнеса и так далее.
Некоторые эксперты, правда, склонны считать, что в случае углубления кризисных явлений в экономике, пищевая промышленность будет вынуждена сокращать использование упаковки. Снижение покупательской способности населения вынудит производителей выпускать более дешёвые продукты, и упаковкой некоторых товаров предприятия пожертвуют, как необязательным атрибутом, увеличивающим себестоимость продукции. Но вряд ли эта тенденция станет определяющей для развития пищевой отрасли и производства упаковки. Вне всякого сомнения, упаковка сегодня выполняет такое множество функций, что невозможно отказаться от неё, как от примитивной емкости, вмещающей некий продукт. Есть масса примеров, в том числе — из отечественной истории, которые свидетельствуют, что возврат в пошлое если и возможен, то не надолго, и положительного результата он дать не может.
Ситуация, которая сложилась на сегодня в пищевом производстве, не располагает к пессимистическим прогнозам. И оптимизм внушает, как ни странно, определённое отставание России в потреблении упаковки. Оно не дотягивает пока до среднемировых показателей, но, согласно теории, которой придерживаются многие видные экономисты, в условиях нарастающего кризиса мировой экономической системы отрасли национальной экономики, отстающие (не много) в своём развитии от среднемировых показателей, как раз и находятся в более выгодных условиях. Им грозят меньшие потрясения, чем аналогичным более развитым отраслям в других странах. —Н