События 2013 года в мясной отрасли / ГЛАВНАЯ ТЕМА
ЁР
«Агропродмаш 2013»:
рынок инвестиционных товаров не верит в кризис
А. А. Кубышко,
ГНУ ВНИИМП им. В.М. Горбатова Россельхозакадемии
В Москве 7-11 октября прошла выставка «Агропродмаш 2013». Крупнейший смотр достижений пищевого машиностроения и технологий переработки собрал в «Экспоцентре» 803 компании из 36 стран мира. Экспозицию «Агропродмаш 2013» посетили 18 780 человек, 95% из которых - специалисты отрасли. Общее количество посещений составило 25 120 (данные официального аудита «РуссКом Ай-Ти Системс»}. Национальными стендами были представлены Германия, Испания, Китай, Франция, впервые на государственном уровне в Агропродмаше участвовала Дания. Выставка проводится при содействии Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, под патронатом Торгово-промышленной палаты РФ и Правительства Москвы.
^ Выставка «Агропродмаш» на протяжении восемнадцати лет, с начала своей деятельности, является индикатором инвестиционных процессов в мясной отрасли и её технических перспектив. И если с инвестициями всё не так гладко, как хотелось бы, то технические перспективы только радуют. Инвестиции в пищевую промышленность и её ресурсную базу за пять лет не достигли показателя, который был запланирован «Государственной программой развития сельского хозяйства и агропродо-вольственного рынка на 20082012 годы». Это, в общем, беда не только АПК, но и всех перерабатывающих отраслей, попавших в трудное положение из-за мирового кризиса и присоединения России к ВТО. Число участников «Агропродмаша» в период кризиса также несколько сократилось: в 2009 году их было всего 513, в следующие три года число экспонентов колебалось в пределах 650-700, а в 2013 году превысило 800.
Общая экспозиционная площадь выставки составила 23 409 м2 (нетто), заметно увеличившись по сравнению с прошлым годом — 21 000 м2. Увеличение площади экспозиции особенно заметно было в павильоне №2, традиционно принимающем пищевое
УДК 637.5.02:061.43
Ключевые слова: «Агропродмаш», экспозиция, оборудование, ингредиенты, мясная промышленность.
машиностроение: там свободных площадей практически не осталось, если не считать небольшие «пятна» в глухих углах.
На фоне не самой благостной за последнее десятилетие макроэкономической ситуации в России, хронического недоинвес-тирования перерабатывающих отраслей экономики подобная динамика вселяет оптимизм. Маркетинговые устремления участников рынка инвестиционных товаров для перерабатывающией промышленности, как правило, отражают и настроения инвесторов, поэтому есть вполне обоснованные надежды, что инвестиционный голод
в пищевой промышленности будет не таким острым, как в других отраслях.
Независимая исследовательская компания «РуссКом Ай-Ти Системс» провела в 2011 году исследования коммерческого потенциала выставки «Агропродмаш 2011». В абсолютных цифрах, по состоянию на 24.06.2011 года, расчетная оценка средней суммы инвестиций одного посетителя, планирующего осуществить закупки в течение 3 месяцев после окончания работы выставки «Агропродмаш 2011», в доверительном интервале колебалась от 4 758 000 до 6 927 000 рублей.
ЕР
ГЛАВНАЯ TEMA / События 2013 года в мясной отрасли
Оценка минимального 3-месячного баерского (от англ. Bayer — закупщик, ред.) потенциала выставки «Агропродмаш 2011» (рассчитанная только по посетителям 2010 года, без учета новых посетителей, при условии их нормального распределения), по состоянию на 24.06.2011 г., находилась в доверительном интервале от 22 до 32 миллиардов рублей.
Среди иностранных участников самую масштабную коллективную экспозицию представила Германия. По словам Юдит Конс, главы отдела продовольствия, сельского хозяйства и защиты потребителей Посольства ФРГ в России, национальную экспозицию Германии представила 51 компания на площади почти 1900 м2. Российский рынок мясоперерабатывающего оборудования для немецких машиностроителей остаётся одним из наиболее важных и занимает третье место по размерам экспорта после США и Китая. Государственное участие ФРГ в крупнейшей российской специализированной выставке, которое практикуется много лет, — эффективный инструмент экономической политики государства. Жаль, что не нашего, российского.
Впрочем, оно не совсем безнадёжно. Недавно принятая «Государственная комплексная программа развития машиностроительного комплекса России» содержит и меры по развитию пищевого машиностроения. Согласно программе, к 2020 году производство машин и оборудования для пищевой промышленности вырастет как минимум в два раза. Но, учитывая долю отечественного оборудования на российском рынке (около 20%),
планы всё же нельзя назвать смелыми и, если от продовольственной зависимости как-то ещё страна имеет шансы избавиться, то оборудование для мясной промышленности останется преимущественно импортным.
Выступая на открытии выставки «Агропродмаш 2013», начальник отдела департамента транспортного и специального машиностроения Николай Безъязычный сказал, что рост производства оборудования необходим на качественно новом технологическом уровне, который сейчас формируется в военно-промышленном комплексе и который демонстрируют лучшие образцы зарубежного оборудования на выставке «Агропродмаш 2013». «Как ни странно, некоторые вещи у наших малых предприятий машиностроения получаются лучше, чем у крупных, — отметил Н. Г. Безъязычный. — Среди них есть такие (в частности производители мясоперерабатывающего оборудования), которые поставляют комплектующие в Европу».
Может ли в таком случае бизнес обойтись без участия государства и составить конкуренцию немецкому или хотя бы китай-
скому оборудованию? С этим вопросом корреспондент ВоМ в кулуарах выставки обратился к президенту Российского союза машиностроителей пищевого и перерабатывающего оборудования Юрию Розову. «Необходима поддержка государства, чтобы довести технический уровень конкретных образцов оборудования до конкурентоспособного, остальные вопросы предприятия в основном способны решить сами, — считает Ю. А. Розов. — Образцы отечественного оборудования, представленные здесь на выставке, не уступают аналогичному импортному: у производителей есть возможность покупать лучшие материалы (особенно — нержавейку) в России или за границей, выбирать комплектацию, какая нужна им, например, импортные точные подшипники». Юрий Анатольевич вспомнил, как в конце 80-х предприятия военно-промышленного комплекса начали выпускать по конверсии оборудование для мясопереработки; оно отлично зарекомендовало себя на практике, но иностранные компании, получив ничем не ограниченный доступ на российский рынок, вытеснили оттуда конверсионные предприятия, не дав им стать на ноги.
Правительственные программы поддержки экспорта, активное лоббирование интересов экспортоориентированных отраслей и даже отдельных компаний на дипломатическом уровне — общемировая практика, на фоне которой наша открытость граничит с разгромом собственной экономики. В той же Германии суще-
8
ВСЁ О МЯСЕ № 6 декабрь 2013
События 2013 года в мясной отрасли / ГЛАВНАЯ ТЕМА
ЙР
ствует несколько программ экспортного кредитования бизнеса, например, программа «Гермес», которой активно пользуются экспортёры мясоперерабатывающего оборудования.
Главный конструктор одного из ныне не существующих конверсионных предприятий, производивших ещё в начале 2000-х оборудование для производства колбас, на такой же выставке 10 лет назад поделился с автором своими бедами. Главная из них — отсутствие оборотных средств, из-за чего любую самую перспективную разработку ожидает судьба мелкосерийного образца. Несколько своих разработок (видоизменённых чисто символически) он находил на стендах иностранных компаний. В одной из них немцы скопировали всё, даже конструкционно не очень удачные решения и продавали потом по всему миру. Компания эта успешно торгует на российском рынке и поныне, потому что за ней стоит собственная индустриальная и финансовая мощь, выгодные кредиты немецких банков покупателям их про-дукциии бренд «Made in Germany».
Выходит, что «дьявол» и впрямь кроется в деталях, но не обязательно — в точных подшипниках.
Однако, после небольшого исторического отступления, всё же вернёмся на «Агропродмаш 2013» к его выставочным будням.
Чем была интересна и полезна выставка, и какие достижения технологической и конструкторской мысли можно назвать достойными внимания? — с такими традиционными вопросами мы обратились к её участникам.
Виталий Смурыгин, директор по продажам компании «Логос»:
— Мы давно уже рассматриваем «Агропродмаш», как некий клуб, в котором собираются люди заинтересованные в получении актуальной информации о сфере своей деятельности, о конкурентах и партнёрах. В клуб ходят, чтобы на других посмотреть и себя показать, случайных людей здесь почти не бывает, а если появляются новые лица, значит, произошли какие-то изменения в соответствующей компании или на рынке. И поскольку мы постоянно отслеживаем все изменения на рынке, ассортимент, инновации, то от выставки мы не ждём каких-то открытий. Но, она позволяет сверить картину, которую мы имеем благодаря мониторингу отрасли, с той, которую весьма точно отражает «Агропродмаш» и убедиться, как правило, что они совпадают.
Хотя, элемент неожиданности всегда присутствует. В этот раз, например, приехал человек из США, о котором мы, в принципе, знали, но не ожидали встретить его здесь. Он привёз свою технологию, называется она «бон гард» — это специальная плёнка, устойчивая к проколам при вакуумировании продуктов на кости. Наш американский партнёр работает у нас на стенде и оказалось, что он очень доходчиво и интересно может рассказать о преимуществах своего продукта, хотя и является человеком другого мира, другого менталитета. Посетители стенда и постоянные клиенты отнеслись к
ГЛАВНАЯ ТЕМА / События 2013 года в мясной отрасли
новой технологии с большой заинтересованностью и во многом это заслуга нашего американского партнёра. Так, благодаря удачному стечению обстоятельств, новое направление получило дополнительный импульс.
Николай Пестов, генеральный директор компании «Ин-термик-Рустех»:
— Заметно вырос интерес посетителей к услугам проектирования боен и к оборудованию для убоя скота, в основном — свиней. Кто-то начинает реанимировать убой на старых комбинатах; там, где ещё можно что-то восстановить, где осталась хотя бы коробка, в которую можно вписаться с новым оборудованием. Насколько удачен такой путь развития единого ответа нет — в каждом отдельно взятом проекте свои исходные условия, которые определяют многое. Это, в каком-то смысле, вынужденное решение в условиях роста поголовья свиней, но уже примерно половина свинокомплексов обзавелась собственными убойными цехами и дефицит мощностей для убоя свиней в отрасли постепенно ликвидируется.
В этом году на выставке появилось много новых людей. Преимущественно это те, кто занимается переработкой мяса. Очень активно проявляют себя переработчики птицы — стараются прийти к глубокой переработке, а мы им в этом помогаем.
В производстве колбас заметна тенденция укрупнения: наши клиенты увеличивают мощности и нуждаются в более производитель-
ном оборудовании, ИФФА ясно показала, что растут мощности куттеров. Во Франкфурте было три компании, которые выставляли куттеры по 750 литров, в том числе — «Интермик». Сюда мы тоже привезли 750-литровый кут-тер и к нему в отрасли есть активный интерес.
Руслан Тюрин, директор ООО «Русская броня»:
— Выставка очень информативная, но, количество посетителей немного сократилось по сравнению с предыдущими годами. Обновление техники идёт медленно, какие-то серьёзные изменения появляются не часто, видимо, поэтому интерес к ней стал меньше. Каждый раз что-то принципиально новое в нашей отрасли найти трудно, хотя тенденции развития прослеживаются, и надо не упускать их из виду, чтобы нет отстать от жизни. Это относится и к нам, производителям оборудования, и к нашим клиентам.
Самая заметная тенденция в мировой практике и у нас тоже — уход от ручного труда, автоматизация и механизация процессов производства, внедрение информационных технологий. В сфере производственного оборудования в России пока господствуют зарубежные компании, но тенденция импортозамещения видна и то, что предлагают отечественные компании по некоторым параметрам не уступает импортному. В качестве примера я могу привести и наше оборудование, которое превосходит аналогичные образцы импортного по надёжности, качеству, но
выигрывает по цене.
Пока для своего производства мы используем много импортных комплектующих, которые вполне можно было бы выпускать и в России. Честно говоря, я не вижу чисто технических сложностей, которые могут мешать их производству. Но есть в этом направлении положительные сдвиги: уже сейчас предлагают отечественные конвейерные ленты — пытаются производить в России. Думаю, если в экономике страны будет стабильность, то пищевое машиностроение будет развиваться успешно.
С запросом отечественных машиностроителей на стабильность нельзя не согласиться. Она нужна во всех отраслях, как и промышленная политика государства, осознающего свои интересы в индустриальном развитии страны, максимальной диверсификации экономики. Не трудно заметить, что крупнейшие выставки в мире проходят в тех странах, которые имеют высокие показатели в соответствующих отраслях экономики. Например, ИФФА подтверждает этот тезис безоговорочно.
Без всякого сомнения, выставка «Агропродмаш» уже 18 лет развивается очень успешно, однако она все эти годы показывает, насколько деформирован в России рынок инвестиционных товаров в мясной отрасли. Она может и впредь оставаться счастливым исключением из правила, но увеличение потенциала выставки за счёт отечественных производителей может послужить увеличению её экспозиции и ассортимента. Отечественная продукция — самый доступный источник увеличения экспозиции и потенциально привлекательный товар для посетителей. Российский выставочный бизнес и агропромышленный комплекс заслуживают того, чтобы выставка «Агропродмаш» имела надёжный фундамент и самый высокий статус в международном масштабе. _|
Контакты:
Анатолий Александрович Кубышко +7 (918) 557-2962
10
ВСё 0 МЯСЕ № 6 декабрь 2013