Научная статья на тему 'Оптимизация процесса обучения провизоров в условиях современной экономической ситуации'

Оптимизация процесса обучения провизоров в условиях современной экономической ситуации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ПРОВИЗОР / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / EDUCATION / PHARMACIST / TRAINING STUFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонов С. А., Шурупова Р. В.

В данной статье авторы проводят анализ мотивации к обучению и выбору профессиональной деятельности у будущих провизоров с применением метода анкетирования. В результате обобщения полученных данных был сделан вывод о необходимости оптимизации образовательной программы с учетом сложившихся тенденций и настроений студентов. Разработан ряд рекомендаций для преподавателей высшей школы с целью коррекции процесса обучения в условиях современной экономической ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of education process of pharmaceutists in conditions of modern economic situation

Authors made analysis of motivation to education and selection of future profession of young specialists in this article. As a result of analysis of actual data conclusion was made that there is a necessity of optimization of educational programs, with consideration of modern trends and students opinions. Several recommendations were made to correct educational process in conditions of modern situation.

Текст научной работы на тему «Оптимизация процесса обучения провизоров в условиях современной экономической ситуации»

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПРОВИЗОРОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

С.А. Антонов

Ассистент

Кафедра фармацевтической химии с курсом токсикологической химии Фармацевтический факультет, ММА им. И.М. Сеченова ул. Трубецкая, 8, стр. 2, Москва, Россия, 119992 тел. +79114636467, эл. почта: [email protected]

Р.В. Шурупова

Доцент Кафедра педагогики Факультет дополнительного профессионального образования преподавателей, ММА им. И.М. Сеченова ул. Трубецкая, 8, стр. 2, Москва, Россия, 119992 тел. +79114636467, эл. почта: [email protected]

В данной статье авторы проводят анализ мотивации к обучению и выбору профессиональной деятельности у будущих провизоров с применением метода анкетирования. В результате обобщения полученных данных был сделан вывод о необходимости оптимизации образовательной программы с учетом сложившихся тенденций и настроений студентов. Разработан ряд рекомендаций для преподавателей высшей школы с целью коррекции процесса обучения в условиях современной экономической ситуации.

Ключевые слова: обучение, провизор, преподаватель высшей школы.

Образовательная парадигма существенно изменилась за последнее десятилетие. Среди политиков и экономистов стало «хорошим тоном» при обсуждении вопросов, которые стоят перед национальными экономиками, системами подготовки кадров, ссылаться на непрерывное образование как основное средство решения этих проблем [4].

Раскрывая деятельностные способы реагирования различных социальных групп на меняющиеся социальные ситуации, пытаясь оценить ресурсы для превращения России в конкурентоспособное, развивающееся общество, социологи и политики возлагали надежды на новые поколения. Естественно было ожидать, что ресурсом нового поколения будет более высокое и качественно новое образование. Однако на протяжении последних десятилетий на ориентации и социальное поведение молодежи в сфере образования оказывал влияние разносторонний комплекс факторов — трансформация ценностных ориентаций в обществе, подвижки в престиже образования, формирование «элитных» и «массовых» образовательных учреждений, усиление неравенства в сфере образования, поэтому и люди, получающие образование, располагают разными ресурсами. Для обще-

ства важно, с каким образовательным потенциалом вступят люди нового поколения в трудовую жизнь, как будут изменяться условия, развиваться конкуренция на рынке труда [3].

Со вступления нашей страны в период рыночных отношений особую актуальность приобрела специальность «Фармация» (квалификация провизор). Ведь люди данной профессии изначально готовятся как управленцы в области фармации. Список будущих должностей поражает разнообразием: заведующий аптекой, аптечным складом, лабораторией на производстве или в контрольном институте, технолог на производстве и т.д. Кроме химии, технологии, экономики, фармацевтического маркетинга, студенты — будущие провизоры — также изучают и классические лечебные дисциплины, что делает их более универсальными специалистами. Поэтому и открывается широкий спектр возможностей для самореализации в области научных исследований: разработка новых современных лекарственных форм, методик анализа уже известных препаратов и еще масса других направлений [2].

К сожалению, отечественная фармацевтическая промышленность на сегодняшний момент находится в упадочном состоянии, исключение — производство спирта и некоторые наукоемкие производства, но имеются предпосылки для изменения в лучшую сторону, что говорит о еще большей востребованности специалистов фармацевтического профиля в будущем.

В анкетировании, проводившемся в ходе исследования, принял участие 61 будущий провизор, в том числе 21 студент 3 курса дневного отделения, 10 студентов 5 курса дневного отделения, 18 студентов 4 курса вечернего отделения и 12 аспирантов.

Анализ данных, полученных в результате анкетирования, показал, что более чем для половины будущих провизоров — студентов и аспирантов важно признание окружающих именно как специалиста, важен социальный статус, имидж профессии, что говорит об определенном способе реализации жизненных амбиций. До поступления в вуз лишь 68% опрошенных хорошо представляли себе суть будущей профессии. Карьера важна более чем для 60% опрошенных провизоров, что нетрудно объяснить — в области фармации уровень зарплат на порядок увеличивается с карьерным ростом, также есть масса возможностей вырасти по карьерной лестнице, будь то производство или крупная компания, поэтому нет смыла работать в бесперспективном месте. Что для будущих провизоров их профессия? Как показал опрос — возможность самореализации. Важнейшим качеством провизора является коммуникабельность, что актуально с учетом специфики профессии [1].

Свою будущую карьеру молодые специалисты видят по-разному, однако все же можно выделить два основных направления: карьера в области здравоохранения или открытие собственного дела, что показывает амбициозность будущих профессионалов.

В процессе педагогических экспериментов и наблюдений, а также в ходе устного общения со студентами-провизорами автором были разработаны педагоги-

ческие приемы мотивации к профессиональному самоопределению, суть которых кратко изложена ниже.

Беседа разъяснительного характера в перерыве или в конце занятия — отвечая на вопросы студентов преподаватель должен максимально подробно и красочно осветить плюсы и минусы будущей профессии. Наводящие вопросы студентам, например: «А вы знаете, зачем сейчас вы это учите/производите эксперимент/отвечаете»? В случае если не будет дан утвердительный ответ, преподаватель обязан рассказать и объяснить, как в дальнейшей карьере могут пригодиться полученные знания и навыки. Такой подход к обучению будет стимулировать студента изучать предмет. Наконец, еще один действенный прием. Часто работникам академии приходится совмещать научную, преподавательскую деятельность с работой по специальности. Не стоит этого скрывать, порой откровенная беседа со студентами может помочь определиться в жизни выбрать тот вид деятельности, который им больше подходит, ведь, как неоднократно повторялось ранее, специальность «Фармация» предоставляет богатый выбор карьерных возможностей.

Конечно, имидж профессии складывается из ее социального статуса, возможностей для профессиональной самореализации и достойного материального вознаграждения за труд. В ходе исследования выявлено, что довольно большой процент провизоров не желает работать по специальности, что меркантильные интересы часто оказываются выше профессиональных. Установлено, что уровень профессионально-личностного самоопределения провизоров не всегда соответствует ожиданиям общества.

Для исправления ситуации в лучшую сторону в ходе исследования разработана педагогическая модель профессионально-личностного самоопределения студентов, состоящая из трех этапов: адекватной диагностики, мотивации студентов к профессиональному самоопределению и оптимизации педагогических условий с учетом современной экономической ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Антонов С.А. Имиджеологические аспекты самоопределения медицинских и фармацевтических работников // Кафедра педагогики ММА им И.М. Сеченова, выпускная квалификационная работа. — 2009. — С 58

[2] Врачебная газета. — 2004. — № 3(54). Март.

[3] Лукша О.В. Провинциальная медицина на распутье // Рубеж: Альманах социологических исследований. — 1998. — № 13.

[4] Мансуров В.А. Исследование профессиональных групп российской интеллигенции: ситуация, методология, методика // Профессиональные группы ителлигенции. — М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003.

OPTIMIZATION OF EDUCATION PROCESS OF PHARMACEUTISTS IN CONDITIONS OF MODERN ECONOMIC SITUATION

S.A. Antonov

Assistant

Chair of pharmaceutical chemistry with the course of toxicological, Pharmaceutical faculty I.M. Sechenov Moscow Medical Academy Trubetskaya str., 8-2, Moscow, Russia, 119992 tel. +79114636467, email: [email protected]

R.V. Shurupova

Senior lecturer, Chair of pedagogics,

Faculty of Additional Professional Education of Training Stuff I.M. Sechenov Moscow Medical Academy Trubetskaya str., 8-2, Moscow, Russia, 119992 tel. +79114636467, email: [email protected]

Authors made analysis of motivation to education and selection of future profession of young specialists in this article. As a result of analysis of actual data conclusion was made that there is a necessity of optimization of educational programs, with consideration of modern trends and students opinions. Several recommendations were made to correct educational process in conditions of modern situation.

Key words: education, pharmacist, training stuff.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.