ПРОБЛЕМЫ В ВЫБОРЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФЕССИИ
Р.В. Шурупова
Кафедра педагогики факультета дополнительного профессионального образования преподавателей, доцент Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова ул. Трубецкая, 8, стр. 2, Москва, Россия, 199 991 эл. почта: nocdrom@ mail.ru
В статье представлены результаты анкетирования первокурсников и аспирантов по изучению основной мотивации их поступления в ММА им. И.М. Сеченова, даны предложения по корректировке работы преподавателя по изучению мотивации студентов к профессиональному самоопределению.
Ключевые слова: мотивация, самоопределение, будущая профессия, карьерные возможности.
В России, как и в других развитых индустриальных странах, медицина и фармация относятся к числу высококвалифицированных занятий. Врачи и провизоры проходят длительное обучение в специализированных университетах и включены в социальный слой интеллигенции — профессионалов интеллектуального труда. В то же время российские врачи были и по-прежнему остаются группой, подчиненной контролю государства; рыночному воздействию они подверглись лишь в незначительной мере.
М. Моран в статье, посвященной изучению взаимоотношения государства с профессиональными группами в Великобритании, Соединенных Штатах и Германии, утверждает, что в разных странах рынок и государство оказали различное влияние на интеллектуальные профессии [1]. Реформирование отраслей привело к увеличению интереса к англо-американским теориям социологии профессии и к расширению возможностей их применения в России [2].
Российские врачи и провизоры/фармацевты представляют собой классический пример группы, контролируемой государством.
Нестабильность жизни, неуверенность многих людей в завтрашнем дне, страх потерять работу при высоком уровне безработицы и другие неблагоприятные составляющие нашей современной жизни не могут не накладывать свой отпечаток на профессиональный выбор современной молодежи. С одной стороны, в связи с переходом к рыночной экономике появилась потребность в новых профессиях. С другой — происходит изменение традиционных стереотипов, касающихся престижности и общественной значимости профессий.
В процессе педагогических экспериментов и наблюдений, а также в ходе устных бесед со студентами, аспирантами — провизорами, врачами автором были разработаны педагогические приемы мотивации к профессиональному самоопределению. Следует отметить, что аспиранты уже взрослые люди и психологический
климат обучения основан на взаимном уважении и совместной работе; планирование учебного процесса происходит совместно с преподавателем-андрагогом, а вот к обучению студентов, как показал опыт, применима больше педагогическая модель, когда планирование учебного процесса осуществляется преподавателем и психологический климат обучения ориентирован на авторитет преподавателя-педагога [3].
В перерыве или в конце занятия, иногда даже во время опросов, на коллоквиуме (в этот момент студенты наиболее психологически уязвимы перед авторитетом преподавателя) следует проводить беседы разъяснительного характера. Многие студенты сами задают вопросы о будущем трудоустройстве, престиже, имидже профессии. Задача преподавателя: максимально подробно и красочно осветить плюсы и минусы будущей профессии.
Иногда имеет смысл задать наводящий вопрос студенту: «А вы знаете, зачем сейчас вы это учите/производите эксперимент/отвечаете»? В случае если не будет дан утвердительный ответ, преподаватель обязан рассказать и объяснить, как в дальнейшей карьере могут пригодиться полученные знания и навыки. Такой подход к обучению будет стимулировать студента изучать предмет и способствовать его профессиональному самоопределению.
Часто работникам академии приходится совмещать научную, преподавательскую деятельность с работой по специальности (в силу недостаточного материального вознаграждения). Этот факт не стоит скрывать. Именно откровенная беседа со студентами может помочь определиться в жизни, выбрать тот вид деятельности, который им больше подходит. Например, специальность «Фармация» предоставляет богатый выбор карьерных возможностей.
Проведенные исследования показали, что около 30% абитуриентов плохо представляли себе суть будущей профессии, а лишь 42% провизоров — студентов/аспирантов и 50% врачей-аспирантов отметили правильность выбора профессии. Можно предположить необходимость профессионального отбора на этапе поступления в вуз в виде тестирования или личного собеседования для исключения попадания в ряды студентов случайных людей, поступающих от безысходности, под давлением родителей или по случайному стечению обстоятельств. Это позволит сократить отчисления по посещаемости и неуспеваемости обучающихся и повысить эффективность подготовки специалистов в перспективе. Необходима разработка специального учебного курса «Введение в специальность». Изучение спецкурса считаем целесообразным как абитуриентами на этапе подготовки к поступлению в вуз, студентами на младших курсах обучения, так и преподавателями.
И, пожалуй, самое главное, корректировка работы преподавателя по изучению мотивации студентов к профессиональному самоопределению. В следующих диаграммах представлены результаты анкетирования первокурсников и аспирантов по изучению основной мотивации их поступления в качестве студентов и аспирантов в ММА им. И.М. Сеченова (рис. 1, 2, 3).
Рис. 1. Результаты анкетирования первокурсников ММА им. И.М. Сеченова 2007—2008 гг.: основная мотивация поступления в ММА им. И.М. Сеченова (в % от общего количества ответов)
Рис. 2. Результаты анкетирования аспирантов ММА им. И.М. Сеченова январь 2008 года: основная мотивация поступления в аспирантуру (в % от общего числа ответов)
Рис. 3. Основная мотивация поступления в аспирантуру по годам обучения (в % от общего числа ответов)
Выводы. Многие обучающиеся выбирают медицинскую профессию не по велению сердца, а из чисто меркантильных побуждений. Профессия врача для кого-то интересна, кому-то кажется престижной. Для будущих провизоров важен статус и имидж профессии в глазах окружающих. Будущую карьеру молодые специалисты видят по-разному: кто-то хочет остаться в том лечебном учреждении, где уже начал работу в процессе обучения, а многие мечтают заняться собственным делом (частной практикой или открыть аптеку). На этапе обучения в вузе есть возможность сформировать профессиональное самоопределение у студентов с применением определенных психолого-педагогических моделей.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Moran M. Governing the Health Care State: A Comparative Study of the United Kingdom, the United States and Germany. — Manchester: Manchester University Press, 1999.
[2] Мансуров В.А. Исследование профессиональных групп российской интеллигенции: ситуация, методология, методика // Профессиональные группы интеллигенции. — М.: Издательство Института социологии РАН, 2003. — С. 62—63.
[3] Змеёв C.H. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. — М.: Per Se, 2007. — 272 с.
PROBLEMS IN THE CHOICE OF THE MEDICAL PROFESSION
R.V. Shurupova
Department of pedagogic Sechenov Moscow medical academy Trubetskaya str., 8, bld. 2, Moscow, Russia, 199991 email: [email protected]
The analysis of a sample of 127 questionnaires in Sechenov Moscow medical academy shows that the students and PhD-students have different motives about education in academy. The findings draw attention upon the way in which teachers look on motives of students to their professional self-determination.
Key words: motivation, self-determination, future profession, career chances.