ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ
О.А. Победин, Р.В. Шурупова
Кафедра педагогики факультета дополнительного профессионального образования преподавателей Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова ул. Трубецкая, 8, стр. 2, Москва, Россия, 199991 тел. +79114636467, эл. почта:[email protected]
В статье представлены результаты анкетирования участников учебного процесса в ММА им. И.М. Сеченова по изучению основных качеств педагога медицинского вуза, проведен анализ полученных результатов, высказаны суждения по корректировке работы преподавателя.
Ключевые слова: высшее медицинское образование, педагогическое мастерство, профессиональная деятельность.
Модернизация системы высшего медицинского образования немыслима без совершенствования педагогических кадров. В этой связи представляют интерес социологические исследования, охватывающие непосредственных участников, занятых учебным процессом: студентов, аспирантов и преподавателей. Если первые две группы могут быть опрошены в контексте с оценкой обучения, то последняя — с преподаванием. Во всех случаях не исключены субъективные мнения респондентов, однако получить приблизительную картину о ситуации здесь можно. Одна из таких попыток предпринята аспирантом факультета дополнительного профессионального образования преподавателей (ФДПОП) ММА им. И.М. Сеченова Ю.М. Васильевым в 2007/08 учебном году. Совместно с доцентом Р.В. Шурупо-вой им были составлены анкеты, в которых нашли отражения деловые и психоло-го-личностные качества педагога. Остановимся на некоторых из них.
Предпочтение знанию преподавателем учебного предмета (дисциплины) отдали (в %): студенты — 84,7; аспиранты — 58,2; педагоги — 22,5; эрудицию нашли необходимой: студенты — 15,7; аспиранты — 64,1; педагоги — 36,5; интеллект был оценен: аспиранты — 27,2; педагоги — 7,6; открытость назвали: студенты — 28,6; аспиранты — 84,2; педагоги — 51,2; ораторское искусство в качестве обязательного компонента отметили: студенты — 9,8; аспиранты — 34,6; педагоги — 14,9; непредвзятость назвали: студенты младших курсов — 91,2; студенты старших курсов — 86,4; аспиранты — 84,2. [1].
Разброс цифр закономерен, поскольку отвечали на вопросы люди с разным жизненным опытом, своими идеалами, неодинаковым статусом. Нельзя сбрасывать со счетов присущий молодежи максимализм, несерьезное отношение к анкетированию опрошенных из числа педагогов (заниженные ими роли эрудиции, знания предмета, ораторского искусства).
Важное значение имеет стиль общения педагога с обучаемыми. Большинство учащихся ориентируются на демократический подход в общении, хотя, как из-
вестно, есть и такие среди них, кто воспринимает только авторитарное управление, требует постоянного контроля. Отсюда разные пути к достижению педагогического сотрудничества, требующего взаимного понимания и уважения сторон.
Среди привлекательных качеств педагога студенты нередко называют наличие чувства юмора. Но стоит попросить привести их конкретный пример, как они затрудняются сделать это. Причины разные: что-то прошло мимо, что-то забыто. Сохранились лишь ассоциации, интонации, общая реакция на меткое слово педагога.
Преподаватель может выдать шутку экспромтом, прибегнуть к некогда услышанному анекдоту, сослаться на литературный источник. Последний вариант предпочтительней, так как он почти всегда персонифицирован.
Инновационный проект, тем более в области медицины, предполагает наличие адекватных исполнителей и управление кадровыми ресурсами как один из основных рычагов реализации. Каждый сотрудник высшей медицинской школы, в первую очередь профессорско-преподавательский состав, должны представлять свою служебную траекторию, а также условия и перспективы карьерного роста.
Для решения этих проблем преподавателям необходимо подняться на уровень мастерства в обучении, воспитании и управлении учебно-воспитательным процессом, создании разработок, способных конкурировать на мировых рынках высокотехнологичной продукции [2].
Проведение нами творческих практических занятий «Педагогическое мастерство преподавателя в профессиональной деятельности», как отмечают обучающиеся, активизирует процесс научного поиска, формирует инновационные подходы к разработке сценария дискуссии, развивает креативность, способствует культуре преподнесения информации, культуре речи, ораторскому мастерству, культуре оформления презентации, проявлению искренней патетики. Все участники занятия оценивают их психолого-педагогические эффекты положительно.
Врачи-педагоги в инновационном образовательном пространстве выполняют не только функцию непосредственно воплощения инноваций, но также реализуют механизмы обратной связи.
Творческим педагогам необходимо широко использовать различные формы работы, способствующие развитию у студентов таких важных качеств для будущего врача, как гуманизм, гражданственность, патриотизм, нравственность, сочетание свободы и ответственности, позволяющие раскрыть их творческий потенциал [3].
ЛИТЕРАТУРА
[1] Васильев Ю.М. Врачи-педагоги в инновационном образовательном пространстве медицинского вуза // Тезисы итоговой научной конференции «Татьянин день» (Научный и инновационный проект молодых ученых ММА). — 2009. — С. 40.
[2] Пальцев М.А. Основные направления развития высшей медицинской школы в России // Форум. — 2007. — № 4. — С. 2—11.
[3] Косарев И.И. Слово об идеальном педагоге // Врач. — 2007. — № 6.— С. 8.
58З
THE PROFESSIONAL FORMATION OF HIGH SCHOOL TEACHERS
О.А. Pobedin, R.V. Shurupova
Department of pedagogic Faculty additional professional education of teachers Sechenov Moscow medical academy Trubetskaya str., 8, bld. 2, Moscow, Russia, 199991 tel. +79114636467, email:[email protected]
The investigation of High School teacher essential qualities are discussed. The results of questionnaire among the participants of educational process in Sechenov Moscow Academy are represented and analyzed. Some suggestions in the improvement of teacher’s work are proposed and discussed.
Key words: highter medical education, educational skill, professional activity.