http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statis-tics/population/healthcare/#, свободный доступ (дата обращения 16.09.2014).
Сон И.М., Леонов С.А, Данилова Н.В., Мирсков Ю.А. Характеристика и объемы основных трудовых ресурсов системы здравоохранения. Социальные аспекты здоровья населения. 2012; 25(3): 1—19.
Стародубов В.И., Михайлова Ю.В., Леонов С.А. Кадровые ресурсы здравоохранения Российской Федерации: состояние, проблемы и основные тенденции развития. Социальные аспекты здоровья населения. 2010; 23(1): 1—11.
Шипова В.М. Планирование численности персонала амбула-торно-поликлинических учреждений / Под ред. акад. РАМН О.П. Щепина. М.: ГРАНТЪ; 2003.
Казанова С.Ю. Профессиональный портрет регионального поликлинического офтальмолога. Национальный журнал «Глаукома». 2014; (1): 47—54.
Поступила 21.10.2014 Принята в печать 01.12.2014
REFERENCES Zdravookhranenie. Zabolevaemost'. Available at: http://www.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ healthcare/# (accessed 16 September 2014). (in Russian)
Education and personnel
2. Vydrov A.S., Komarovskih E.N.Primary oftal'mopatologia of different age groups of the urban and rural population of the Amur region. Byulleten' fiziologii i patologii dykhaniya. 2012; (45): 88—90. (in Russian)
3. Zdravookhranenie. Lechebno-profilakticheskaya pomoshch'. Chis-lennost' vrachey po otdel'nym special'nostyam. Available at: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/healthcare/# (accessed 16 September 2014). (in Russian)
4. Son I.M., Leonov S.A, Danilova N.V., Mirskov Yu.A.The characteristic and the amount of the basic health system human resources. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya. 2012; 25(3): 1—19. (in Russian)
5. Starodubov V.I., Mihaylova Yu.V., Leonov S.A. Human resources for health in the Russian Federation: current status, problems and development trends. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya. 2010; 23(1): 1—11. (in Russian)
6. Shipova V.M. Planning of Outpatient Clinics. [Planirovanie chislen-nosti personala ambulatorno-poliklinicheskikh uchrezhdeniy] / Ed. O.P. Shchepina. Moscow: GRANT; 2003. (in Russian)
7. Kazanova S.Yu. Portrait professional refional outpatient specialist. Natsional'nyy zhurnal «Glaukoma». 2014; (1): 47—54. (in Russian)
© Коллектив авторов, 2017 УДК 615.15:37
Голикова Н.С., Савосина Е.Ф., Присяжная Н.В., Тарасов В.В. О ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ ПРОВИЗОРА СТУДЕНТАМИ ВУЗОВ Г. МОСКВЫ
ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет),
119991, г Москва
Соответствие выбранной профессии способностям и интересам, востребованность специалиста на рынке труда, возможность для карьерного роста значительно влияют на развитие личности. Определенная динамика наблюдается в изменении представления о профессиях и профессиональной деятельности - информационная революция привела к смещению от монопрофессионализма к овладению сразу несколькими специальностями. Профессия провизора также претерпела ряд изменений вслед за развивающейся фармацевтической отраслью. Результаты исследования мнения студентов фармацевтических факультетов о выборе профессии провизора демонстрируют современную ситуацию на отраслевом рынке труда и дают возможность прогнозировать его развитие в Москве в ближайшие годы.
Ключевые слова: фармацевтическое образование; провизор; анкетирование; студент; профессиональная ориентация.
Для цитирования: Голикова Н.С., Савосина Е.Ф., Присяжная Н.В., Тарсов В.В. О выборе профессии провизора студентами вузов г. Москвы. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25(6): 366-370. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2017-25-6-366-370
Для корреспонденции: Голикова Наталия Сергеевна, начальник отдела стратегического менеджмента, e-mail: [email protected]
Golikova N.S., Savosina E.F., Prisiajnaya N. V, Tarasov V.V ON CHOICE OF PROFESSION OF PHARMACIST BY STUDENTS OF MOSCOW UNIVERSITIES
The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «The I.M. Sechenov First Moscow State
Medical University» of Minzdrav of Russia, 119991 Moscow, Russia The development ofpersonality strongly depends on correspondence of chosen profession to capacities and interests ofspecialist, labor market demand and possibility of career making. The particular dynamics is observed in alteration of conception of professions and professional activities because information revolution resulted in shifting from mono-professionalism to mastering of several professions at once. The profession ofpharmacist also passed through several alterations following development ofpharmaceutical industry. The results of survey of opinions of students of pharmaceutical faculties concerning choice ofprofession ofpharmacist demonstrate an actual situation at industry market and give an opportunity of forecasting its development in Moscow for nearest years.
Keywords: pharmaceutical education; pharmacist; questionnaire survey; student; professional orientation For citation: Golikova N.S., Savosina E.F., Prisiajnaya N.V., Tarasov V.V. On choice of profession of pharmacist by students of Moscow Universities. Problemy sotsialnoy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2017; 25(6): 366-370. (In Russ.) DOI: http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2017-25-6-366-370
For correspondence: Golikova N.S., the head of the department of strategic management of the Federal state autonomous educational institution of higher education «The I.M. Sechenov first Moscow state medical university». E-mail: [email protected]
Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support.
Received 01.12.2016 Accepted 19.01.2017
Образование и кадры
Выбору профессии и трансформации профессионализма в современном мире посвящен целый пласт социологических исследований. Исторически профессиональное разделение труда было одним из факторов социального неравенства в обществе [1]. Принадлежность к соответствующей профессии определяла достаток, положение в обществе и зачастую наследовалась в династии. Определено, что вид профессиональной деятельности накладывает отпечаток на взгляды и характер человека. Понятие профессиональной деформации было впервые сформулировано Питиримом Сорокиным в начале XX века и описано в работах таких учёных, как С.Г. Геллер-штейн, А.К. Маркова, Э.Ф. Зеер, М. Бохуал. В целом это явление связано с определённым когнитивным и психологическим изменением человека под влиянием постоянных факторов профессиональной деятельности, что приводит к формированию специфически профессионального типа личности. Авторами отмечено, что подобные профессиональные типажи наиболее явно формируются в областях, связанных с работой с людьми: у военных, актеров, педагогов и медицинских работников, что непосредственно связано с формированием тесных профессиональных сообществ. Подобное медицинское сообщество нередко носило обособленный характер и служило предметом повышенного интереса выпускников средних общеобразовательных учебных заведений.
Врач, провизор и другой специалист, получивший медицинскую профессию, мог рассчитывать на уровень жизни среднего класса, а в некоторых случаях, обладая определённым талантом и сделав успешную карьеру, реализовать себя как состоятельный человек. Образованность представителей медицинской профессии (интеллигентность), социальная значимость медицинской помощи и гуманитарный род деятельности сформировали престиж специальности как важнейший критерий профессиональной ориентации.
В то же время медицинская и фармацевтическая деятельность являются в определённой степени закрытыми для общества. Если профессия врача и его деятельность знакома обывателю (абитуриенту, родителю абитуриента) по собственному опыту посещения докторов разных специальностей в поликлиниках, стоматологических кабинетах, госпитализации, обращения в службу скорой медицинской помощи, родильные дома, хосписы и т.д., то профессию провизора до последнего времени большинство ассоциировало с работой за прилавком аптеки, где основная масса сотрудников в действительности имеет среднее профессиональное образование. В подтверждение этого аргумента также можно привести факт часто возникающей путаницы при попытке определить (разделить) профессии фармацевта и провизора. Подобное представление стало основой закрепления за фармацией репутации женской специальности на протяжении советского и постсоветского времени.
Современная ситуация, вызванная развитием прорывных технологий в фармации, биотехнологии, генной инженерии и молекулярной медицине, бур-
ным ростом фармацевтической отрасли и модернизацией промышленности, значительно отличается от описанной ранее.
Переходный период трансформации профессии можно охарактеризовать увеличением спроса фармацевтических организаций на коммерчески ориентированных специалистов с базовым фармацевтическим (медицинским) образованием. Так, в этот период на российском отраслевом рынке труда появляются медицинские представители, региональные представители, специалисты по продукту (продакт-менеджеры), маркетологи и специалисты по продажам с фармацевтическим образованием и т.д. Одновременное усложнение требований к формированию пакета сопроводительных документов на продукт (досье) и тенденция к общему ужесточению регулирования и упорядочиванию обращения лекарственных средств, медицинских изделий и сопутствующих товаров формируют в этот период профессиональные требования к специалистам по регистрации лекарственных средств и других продуктов, специалистам по фармаконадзору и компла-енс-менеджерам.
Изменение общей исторической ситуации в последние годы, отражённое в отраслевых документах государственного стратегического планирования, повлекло за собой резкий рост потребности фармацевтической промышленности в технологах, специалистах аналитических и токсикологических лабораторий, разработчиках воспроизведенных и инновационных лекарственных средств и биомедицинских продуктов.
Увеличивающийся кадровый спрос фармацевтической отрасли при отсутствии необходимых специалистов с фармацевтическим образованием спровоцировал массовый переход профессиональных врачей, химиков, биологов, микробиологов, пищевых технологов из профессии в профессию. Подобная глобальная тенденция способствовала размыванию не только границ профессии провизора, но и границ смежных профессий: классические социальные и культурные смыслы профессий видоизменяются под влиянием процессов, происходящих в промышленности. Одновременно возрастают государственное регулирование фармацевтической отрасти, роль управленческого (менеджерского) звена предприятий в процессе принятия решений и изменение зоны ответственности профильного специалиста.
Описанная динамика на рынке труда сопровождается ростом количества специалистов, сменивших направление деятельности внутри отрасли от медицинского представителя в специалиста по фармако-надзору, от специалиста по регистрации в область разработки продуктов. Другой тенденцией является переход от монопрофессионализма к полипрофессионализму - стремление овладеть не одной, а несколькими профессиями для повышения ценности на рынке труда. При получении второго и третьего образования зачастую приобретаются профессиональные знания в области юриспруденции, экономики, лингвистики и менеджмента.
Education and personnel
Необходимость получения высококвалифицированных специалистов-провизоров нового поколения и усложнение задач, стоящих перед российскими фармацевтическими и биотехнологическими предприятиями, обеспечили пристальное внимание к профильным высшим учебным заведениям и программам профессиональной подготовки студентов. Роль университетов как центров компетенций в области разработки и исследований инновационных продуктов для фармации продолжает возрастать.
В этой связи интересны предпосылки и особенности подхода к выбору профессии современного студента вуза профильного направления подготовки.
Материалы и методы
С февраля по декабрь 2015 г. авторами проведено сплошное опросное исследование мнения студентов старших курсов фармацевтических факультетов и профильных выпускающих кафедр московских вузов в рамках изучения кадровой потребности фармацевтической отрасли в г. Москве. Опрос был организован анкетным методом, в анкетировании приняли участие 708 студентов старших курсов (начиная с III курса) очной формы обучения 6 высших учебных заведений г. Москвы (Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, опрос студентов старших курсов, обучающихся по специальности «Фармация», ФГБОУ ВО Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», ФГБОУ ВО РНИМУ им. НИ. Пирогова Минздрава России, Российский химико-технологический университет (РХТУ) им. Д.И. Менделеева, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова», ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»). Общее число студентов старших курсов фармацевтического профиля, обучающихся по очной форме, в период проведения анкетирования составило 969 человек, (выборка составила 73%).
Основные проблемы исследования были связаны с возвратом анкет и значительной долей обработки первичного материала.
Результаты исследования
Анализ результатов исследования показал, что 68% опрошенных студентов старших курсов на вопрос о причинах выбора фармацевтического факультета в качестве места обучения отмечают желание иметь полезную профессию, 49% указали на хорошую репутацию учебного учреждения.
Суммарно около половины студентов (34,3 и 22,6% соответственно) называют причины, связанные с будущим трудоустройством: гарантированное трудоустройство и возможность работать за рубежом соответственно (см. рисунок).
Интересно, что фактически получение диплома о высшем фармацевтическом образовании по окончании российского вуза в большинстве зарубежных стран не является достаточным условием для трудоустройства по профессии, необходимо прохождение дополнительного обучения в соответствии с установленными в странах требованиями. Однако почти 74 обучающихся указывают эту причину при выборе профессии провизора.
Каждый десятый студент связывает своё обучение с преемственностью, существующей в семье, либо с решением родителей или называют свой выбор случайным. Причины, связанные с лёгким прохождением конкурса, наличием связей или знакомств в данном учреждении, а также допустимый размер оплаты за обучение встречаются единично.
Вариант ответа «другое» выбрали 7,3% студентов, причины выбора можно условно отнести в одну из трёх групп: «в школе нравилась химия или биология», «не хватило баллов для поступления на лечебный факультет» или «считаю профессию интересной и перспективной».
Таким образом, на сегодняшний день основной причиной профессионального выбора студен-
I 68,1%
49%
I 34,3%
I 22,6%
Причины выбора студентами фармацевтического факультета .
Желание иметь полезную профессию Хорошая репутация учебного учреждения Гарантированное трудоустройство Возможность работать за рубежом Семейные традиции, преемственность Выбор был случайным Решение родителей Территориальное расположение
Другое
Прошел по конкурсу только в этот вуз Наличие связей, знакомств в этом учреждении Размер платы за обучение
И 12%
И 9,7%
И 9,6%
И 7,8%
И 7,3%
] 3,2% □ 2,6% И 1,3%
Образование и кадры
тов-провизоров является возможность получить полезную для общества, социально значимую профессию. Подобное распределение описано Е.Э. Волковой при исследовании мотивации выбора медицинской профессии студентами лечебного факультета Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, медицинскими сестрами и действующими врачами: «Можно предположить, что для студентов ведущими мотивами являются побуждения общественного характера — осознание необходимости приносить пользу обществу, желание оказывать помощь другим людям, что проявляется в желании лечить людей, облегчать страдания тяжелобольных». Автор отмечает, что с увеличением стажа работы у респондентов снижается частота мотиваций «желание лечить людей», «решать научные медицинские проблемы», «семейные традиции» и «престиж профессии», процентное распределение смещается в сторону личностных смыслов (возможность поддержать здоровье близких, доступность медикаментов, определённая власть и материальное обеспечение) [2].
Важнейшую роль в формировании профессиональной мотивации играет престиж работы в фармацевтической отрасли. Так, 56% студентов считают работу в фармацевтической отрасли престижной, а 40,8% отмечают, что престижными являются некоторые виды фармацевтической деятельности. Менее 1% не считают работу в фармацевтической отрасли престижной и 2,3% затруднились ответить.
Значительное число (14,7%) студентов старших курсов, обучающихся по специальности «фармация», выбирают работу медицинским представителем фармацевтической компании, около 10% хотели бы заниматься разработкой лекарственных средств и столько же затруднились ответить; 8,9% проявили интерес к деятельности в области регистрации лекарственных средств, 7,8 и 7,6% — к работе на производстве и в маркетинге. Далее в порядке убывания представлены ответы «в аптеке», «в дистрибьюции», «на государственной службе», «в аналитической лаборатории», «преподавателем».
В вопросе анкеты были представлены варианты, связанные с преподавательской деятельностью, работой в аналитической лаборатории, на государственной службе, в аптеке, в дистрибьюции, в маркетинге, на производстве, в разработке лекарственных средств, в регистрации лекарственных средств, в фармацевтической компании медицинским представителем. Несмотря на широкий спектр вариантов, максимальное число ответов в процентном соотношении отнесено к варианту «другое», также отсутствовал вариант ответа «фармаконадзор».
Однако в достаточной степени равномерное распределение ответов по вариантам демонстрирует отсутствие явно лидирующих сфер фармацевтической деятельности в понимании обучающихся. При подобном процентном распределении достоверно выделить наиболее престижные с точки зрения студентов старших курсов сферы деятельности не представляется возможным. Можно предположить, что
обозначенный фактор не оказывает значительного влияния на формирование конкурса на вакантные должности на отраслевом рынке труда.
Данные исследований различных авторов показали, что выпускники медицинских вузов, в том числе фармацевтической специальности, испытывают значительные трудности в профессиональном самоопределении и адаптации к профессиональной деятельности в первые годы после окончания вуза. Описана важнейшая роль как общей, так и специальной ориентации выпускника медицинского вуза, которую необходимо осуществлять в процессе подготовки студента. Молодого специалиста необходимо знакомить с общей информацией о возможных организациях работодателях, размерах и формах оплаты труда, социальных льготах, а при специальной ориентации — с должностными обязанностями, нормативами качества труда, гигиеническими стандартами, функциями различных подразделений и требуемой отчётностью [3].
Авторами сформулированы некоторые показатели общей осведомлённости студентов о будущей профессиональной деятельности. Респондентам было предложено отметить наиболее подходящий уровень осведомлённости по каждому вопросу на шкале от 0 (не осведомлен) до 5 (осведомлен).
О размере заработной платы в фармацевтической отрасли осведомлены 13,7% студентов и не осведомлены 2%. Наибольший процент ответов сконцентрирован на значениях 3 и 4 (суммарно 58,9%), таким образом, студенты скорее осведомлены о размере заработной платы, чем не осведомлены.
Анализ ответов на вопрос об организации труда специалистов фармацевтического профиля выявил средний уровень осведомленности студентов (для значения 3 — 33%, значения 2 и 4 — 17,8 и 22,6% соответственно). Подобное распределение отмечено и при оценке возможности профессионального роста (значения 3 и 4 — 30,1 и 31,1% соответственно). Понимание длительности периода профессионального роста студенты старших курсов также демонстрируют на среднем уровне: 28,7% отметили значение 3, 19,0% и 19,1% — значения 2 и 4 соответственно, 21,4% практически не осведомлены (значение 1).
Студенты скорее осведомлены о статусе в профессиональном сообществе (значения 3, 4 и 5 суммарно составляют 68,5%), при этом наибольшее число ответов в процентном соотношении приходится на значение 4 — 30,8%. Схожее распределение характерно и для вопроса о профессиональных рисках: 18% осведомлены о профессиональных рисках (выбрано максимальное значение 5), 26,6 и 22,5% отметили значения 4 и 3 соответственно.
Исследуя ожидания студентов от выбранной специальности, авторы выяснили, что 61,8% респондентов обозначают возможность сделать карьеру, 59,2% — высокий доход, 56,5% — возможность заниматься интересным делом, 54% — реализацию профессионального потенциала. Достаточно часто (42,1%) фигурирует возможность приносить пользу обществу, реже — высокий социальный статус и
Education and personnel
удовлетворение научных интересов, затруднились ответить 2% опрошенных.
Получение образования в профильном высшем учебном заведении не всегда является результатом профессионального самоопределения в юности. Не зависимо от того, был ли выбор вуза сделан осознанно или вынужденно, многие молодые люди в период студенчества переживают разочарование в выборе профессии, некоторые предпринимают попытки ухода из профессии в период обучения или после получения диплома о высшем образовании.
Менее половины (45,9%) студентов, завершающих обучение в высших учебных заведениях Москвы по специальности фармация, подтвердили, что получаемая профессия подходит им больше всего, 24,1% затруднились ответить и 21,6% отметили, что другая специальность подошла бы им больше. Незначительный процент старшекурсников (4,1%) уже знают, что после окончания обучения будут получать другую специальность.
Однако, несмотря на то что многие студенты выражают сомнения в правильности профессионального выбора, 83,7% подтверждают намерения в ближайшие 1—3 года выйти на отраслевой рынок труда.
Заключение
Исследование показало, что сохранение обученных специалистов в профессии и в отрасли во многом будет зависеть от первых лет их профессиональной трудовой деятельности. Значительную роль в укреплении уверенности в правильности профессионального выбора играют первый опыт работы, организация и коллектив, где молодой специалист начнет применять свои знания и умения на практике, в некоторых случаях получит первый опыт ведения научных исследований. Принимая во внимание тот факт, что около половины современных выпускников в период студенчества задумываются о смене профессии, негативный начальный опыт работы в фармацевтической организации, ощущение невозможности реализовать собственные профессиональные планы, психологическая усталость от определенного вида деятельности неизбежно повлекут за собой попытки части молодых специалистов выбрать смежную специальность или новую профессию.
В то же время осуществление грамотного самостоятельного выбора места работы молодыми выпускниками вузов зачастую затруднено, что связано с недостатком опыта, обилием предложений на рынке труда и отсутствием понимания реального положения дел в отрасли. В подобной ситуации значительную помощь начинающим специалистам могут оказать сами вузы, развивая сотрудничество с лучшими организациями фармацевтической отрасли, в том числе в области практической подготовки студентов, и выстраивая системную работу по организации базовых кафедр университетов на предприятиях и реализации сетевого образования. Планомерное внедрение выпускников в профессию, поддержка со стороны опытных педагогов и взаимное участие вузов и предприятий в образовательном процессе сыграют решающую роль в формировании специалистов-провизоров нового поколения.
Исследование не имело спонссорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сорокин П. Влияние профессии на поведение людей и рефлексология профессиональных групп. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука; 1994; 334-54.
2. Волкова Е. Э. Исследование мотивации выбора медицинской профессии. Психологический вестник Уральского государственного университета. 2005; Вып. 5. 156-60.
3. Цымбал Д.Е., Коршевер Н.Г., Завалёва Е.В. Управление адаптацией выпускников медицинских вузов к условиям самостоятельной профессиональной деятельности. Вестник Росздрав-надзора. 2014; (1):62-5.
Поступила 01.12.2016 Принята в печать 19.01.2017
REFERENCES
1. Sorokin P. The Impact of the profession on human behaviour and reflexology occupational groups. Public textbook of sociology. Articles of different years. [Vliyanie professii na povedeniye lyudei I reflexologiya professionalnyh grupp. Stat'i raznyh let]. Moscow: Nauka; 1994; 334-4. (in Russian)
2. Volkova E.E. Investigation of the motivation of choice of the medical profession. Psychological Bulletin of the Ural state University. 2005; 5;156-60. (in Russian)
3. Tsymbal D.E., Korshever N.G., Zavaleva E.V. Management of adaptation of graduates of medical schools to conditions of independent professional activity. Vestnik Roszdravnadzora. 2014; (1):62-5. (in Russian)