11.6. НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Абазов Ислам Султанович. Должность: старший преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра деятельности ОВД в особых условиях. E-mail: Abazov. 70@mail.ru
Аннотация: Уровень готовности сотрудников правоохранительных органов к применению огнестрельного оружия тесно связан с процессом обучения основам стрельбы и с психологической подготовкой. В совокупности это создает оптимальное психологическое состояние и внутреннюю уверенность способствующие бессознательной реакции в условиях стрессовых ситуаций.
Ключевые слова: огнестрельное оружие, психологическая подготовка, огневая подготовка, стрессовая ситуация, эмоциональное состояние, стрелок, самовнушение.
SOME PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE FIRE TRAINING OF OFFICERS OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abazov Islam Sultanovich. Position: senior lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North-Caucasian Advanced Training Institute. Department: Internal bodies' activities in special conditions chair. E-mail: Abazov.70@mail.ru
Аnnotation: The level of readiness of law enforcement officers for the use of firearms is closely related to the process of teaching the basics of shooting and with psychological training. From the aggregate, this creates an optimal psychological state and internal confidence that contributes to an unconscious response in a stressful situation.
Keywords: firearms, psychological preparation, fire training, stressful situation, emotional state, shooter, self-hypnosis.
Преодоление вредных стрелковых рефлексов является основной задачей психологической подготовки сотрудников органов правопорядка на начальном этапе. В последующем, в психологическом плане, приоритетной задачей будет выработка и совершенствование конкретных качеств и навыков, необходимых для достижения наилучших результатов. Направленность психологической подготовки, ее содержание и методические приемы должны меняться по мере совершенствования уровня подготовки обучаемого. В данном направлении необходимо учитывать и эмоции, как проявления психики, которые могут оказывать непосредственное влияние на качество стрельбы слушателя. Они могут вызывать как состояние неуверенности, боязливости, робости, упадка сил, так и состояние мобилизации, внутренней уверенности, концентрации.
С практической точки зрения, эмоциональные состояния слушателей, проходящих обучение по огневой подготовке можно разделить на несколько, казалось бы, взаимоисключающих типов. У некоторых эмоциональный фон характеризуется бодростью, жизнерадо-
стностью и активностью, в то время как у других он выражается безразличием, усталостью, сожалением и неудовлетворённостью. Обучаемый может быть как решительным и уверенным, так и боязливым и тревожным, а иногда и апатичным. Следует отметить, что перечисленные эмоции могут сменяться у слушателя достаточно быстро, за короткий период времени выполнения упражнения на огневом рубеже. Также эти эмоции могут стать главенствующими у некоторой категории слушателей в зависимости от его личностных качеств, способности выполнять задачи в стрессовых ситуациях, в том числе в ходе выполнения различных видов упражнений в тире. Категорически нельзя недооценивать значение эмоций при стрельбе. Именно они являются основной составляющей мотивов волевых действий, под влиянием которых слушатель выполняет поставленные задачи. Эмоции зависят от характера и темперамента слушателя и проявляются под воздействием внешних факторов вследствие внутренних процессов.[1]
Следует учесть, что сами по себе эмоции, в случае если они положительные, способствуют достижению высоких результатов, мобилизуют на борьбу, способствуют познавательному процессу. В то же время ухудшение внимания и координации, дезорганизация мышечных функций являются следствием стресса, сопровождающегося отрицательными эмоциями. «Ожидание выстрела», «окончание работы до её завершения» «боязнь выстрела» являются основными ошибками, совершаемыми обучаемыми при негативном эмоциональном фоне.
Также следует отметить, что психическое состояние может быть, как личностным, то есть являющимся свойством личности, так и ситуативным, то есть возникающим в конкретных условиях. При этом зачастую эти психические состояния при определенных обстоятельствах проявляются одновременно, что в разы увеличивает стрессовость ситуации. Поэтому преподаватель в процессе обучения, особенно на первоначальном этапе, должен выявить предрасположенности каждого слушателя к тому или иному психическому состоянию и на основе этого подобрать наиболее эффективные методы его обучения.
Общеизвестно, что у большинства слушателей результаты контрольных занятий (контрольных стрельб) значительно ниже результатов выполнения упражнений по огневой подготовке на практическом занятии. На наш взгляд, причиной этого является значимость вида занятия и поэтому для одних обучающихся выстрел и связанные с ним процессы, воспринимаются как объект страха либо как угрозы, от которых можно избавиться только путём нажатия на спусковой крючок пистолета. То есть, если выполнение упражнения по огневой подготовке вызывает у слушателя негативные эмоции, то он пытается произвести выстрел как можно быстрее, чтобы вернуться в зону эмоционального комфорта. Поэтому желание избавиться от причины страха провоцирует осуществление выстрела быстрее, путем более грубого нажатия на спусковой крючок, что приводит к ошибке «сдёргивания» спускового крючка. Слушатели у которых практические занятия по огневой подготовке вызывают негативные эмоции перед проведением контрольного практического занятия (стрельб) находятся в еще большем состоянии беспокойства и напряжения, мрачных предчувствий. При этом выполнение упражнения, а в частности выстрела, они считают «неизбежным злом» от которого нужно избавиться максимально быстро.[2]
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОВД
Абазов И.С.
Чтобы освободить слушателя от причин страха, снять его тревожность, преподавателю необходимо выяснить уровень психологической подготовленности каждого обучающегося, а также способов воздействия на него с учётом личностных характеристик.
Педагог со временем должен знать и учитывать внешние проявления психического состояния, такие как: изменения мимики, дыхания, движений, походки, интонации, повышенный тремор рук, покраснение кожных покровов лица, шеи. Необходимый уровень психологической готовности обучаемого часто характеризуется повышенным вниманием, восприятием, самоуверенностью, умением контролировать свои мысли, желанием достигнуть положительный результат, самосовершенствоваться. Одновременно оно должно частично включать в себя факторы сомнения в положительном исходе контрольных стрельб.[3]
Основным условием обучения слушателя является воспитание силы воли, то есть привитие ему качеств, позволяющих в экстремальных ситуациях мобилизовать практические знания, полученные в процессе обучения. Достигнуть этой цели можно только путем выработки специальных навыков позволяющих снизить эмоциональное напряжение, негативно влияющее на качественное выполнение поставленной цели.
Для того чтобы слушатель мог посредством воли контролировать свое психоэмоциональное состояние, концентрировать свое внимание на стоящих перед ним задачах, необходимо, чтобы ему были четко понятны алгоритм и порядок их реализации.
Преподавателю необходимо планировать весь процесс учебно-тренировочного цикла. При проведении практических занятий педагогу необходимо разъяснять слушателям порядок проведения и цели занятия. На начальных этапах обучения стрелок должен приступать к тренировке с оружием без патрона, так как не в полной мере способен контролировать свои действия, не обладает достаточными навыками техники изготовки, хвата, выноса оружия на цели и обработки спуска. Обучающий обязан следить за стрелком, при этом выявлять допущенные им ошибки, указывать их обучаемому, совместно разрабатывать механизм самостоятельной отработки выявленных недочетов. В тех случаях если недостатки в стрельбе остались незамеченными, в дальнейшем закрепляясь, они сильно влияют на конечный результат. Стрельба, а особенно стрельба в ограниченное время не позволяет контролировать свои действия, слишком мал зазор между командой на открытие огня и временем окончания упражнения, в таких условиях только навык в выполнении основных технических действий позволяет поразить мишень и показать высокий результат.[4]
Формирование волевых усилий стрелка производится использованием разнообразных способов и методов практических занятий. Каждый способ имеет свои психологические особенности. В обучении стрелковому делу для создания эмоционально-напряжённого фона применяются различные формы тренировочных занятий: контрольные стрельбы, соревнования, конкурсы, турниры.
Перед проведением занятий преподаватель должен доступно объяснить и дать установку обучаемым, на что необходимо обратить внимание, на каких моментах сосредоточиться в ходе выполнения какого-либо упражнения или действия. Другими словами, подготовить стрелка путём воздействия на его психическое состояние, создание словесным внушением состояние воодушевления, уверенности в своих силах, реши-
тельности в достижении поставленных целей и задач. В ходе проведения занятия преподаватель должен постоянно подбадривать и воодушевлять стрелка на проявление повышенных волевых усилий, помогая преодолевать стоящие перед ним вызовы. Известно, что эмоциональные возбуждения глубоко и прочно закрепляют в памяти человека пережитые события. У каждого стрелка были моменты, когда, он показывал отличные результаты. Чтобы он мог самостоятельно владеть способностью вызывать такое состояние в ответственный момент стрельб, ему необходимо постоянно упражняться в этом, то есть владеть аутогенной тренировкой, самовнушением. Самовнушение - форма воздействия, когда стрелок убеждает себя мотивированными доказательствами, стремясь настроиться на нужные действия. Например, при сильном волнении успокоить себя, убеждая: «Я себя приведу в норму -тогда будет результат». В другом случае, когда стрельба идёт хорошо, стрелку бывает трудно полноценно закончить упражнение, в связи с ожиданием хорошего или даже отличного результата, тогда он внушает себе, что ему нужно произвести не один-два заключительных выстрела, а несколько и результат ещё не так уж и близок. Эти, может быть наивные на первый взгляд приёмы помогали стрелкам сохранять своё рабочее состояние до конца выполнения упражнения. Немаловажным является владение стрелком волевым воздействием. Базируясь на самовнушении, такое воздействие применяется в ходе стрельбы, в соответствии со складывающейся обстановкой. Одной из таких форм является «самоприказ» - побуждение к выполнению требуемых действий или выполнению усилий без размышления о причинах, побуждающих к их выполнению. «Самоприказ» является крайней мерой воздействия на психику и должен применяться в условиях сильного утомления, когда стрелок побуждает себя к полноценному завершению усилий, либо должен использоваться лицами с определённым складом психики.
Таким образом, психические состояния стреляющего должны прежде всего регулироваться непосредственно им самим, чтобы ему самому не оказаться заложником своих эмоций в ответственный момент производства выстрела.
Список литературы:
1. Жуковский В., Ковалев С., Петров И. Психология стрельбы, Изд-во Гелиос, 2005. - 156 с.
2. Хамгоков, М., Арипшев А. Огневая подготовка для слушателей профессионального обучения. Уч.прак.пособ. Нальчик, 2018. - 276 с.
3. Иткис, М.Г. Специальная подготовка стрелка-спортсмена / М.Г. Иткис. - М.: Изд-во ДОСААФ, 1982. -128 с.
4. Вайнштейн, Л.М. Психология в пулевой стрельбе / Л.М. Вайнштейн, - М.: Физкультура и спорт, 1981. -198с.
Рецензия
на статью «Некоторые психологические особенности огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»
В статье, представленной на рецензирование, автором Абазовым И.С. рассмотрены достаточно актуальные вопросы, связанные с подготовкой сотрудников правоохранительных органов к применению огнестрельного оружия, процессом обучения основам
стрельбы, внутренней психологической готовностью к действиям в стрессовых ситуациях.
Важным фактором обучения слушателей является психофизическая подготовка стрелка, которая обеспечивает состояние внутреннего контроля, уверенности в своих действиях, способности абстрагироваться от стрессовых ситуаций. Правильный и точный выстрел может быть осуществлен при совокупности двух элементов: практических навыков и психологической готовности. При производстве выстрела сотрудник не должен допускать возникновения ситуации, где внутренние противоречия подавляли представляемую стрелком правильную схему действий и приводили двигательный аппарат стреляющего в неконтролируемое состояние. Сотрудник должен приучать себя к постоянному анализу своих действий с оружием и уметь определять ошибки.
В статье автором проведен анализ и обозначены вопросы, связанные с особенностями психологической подготовки сотрудника.
Считаю, что в статье «Некоторые психологические особенности огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», представленной Абазовым И.С. рассматриваются достаточно актуальные вопросы, и она может быть рекомендована к опубликованию.
Начальник кафедры огневой подготовки СевероКавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России к.ю.н., полковник полиции М.М.Хамгоков
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 82,15%