Научная статья на тему 'Оптимизация музыкального образования младших школьников: здоровьесбережение и содействие здоровью'

Оптимизация музыкального образования младших школьников: здоровьесбережение и содействие здоровью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / СОДЕЙСТВИЕ ЗДОРОВЬЮ / ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / MUSICAL EDUCATION / OPTIMIZATION / PRIMARY SCHOOLCHILDREN / HEALTH CARE / INTEGRAL APPROACH / DIFFERENTIATED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ким Ольга Германовна

В статье освещены задачи музыкального образования школьников в контексте основных положений современной программы «Школы содействия здоровью». Статья адресована широкому кругу специалистов и призвана способствовать оптимизации их педагогической деятельности в свете современных требований к учебновоспитательному процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE PRIMARY SCHOOLCHILDREN’S MUSICAL EDUCATION: HEALTH CARE ASPECT

The author discusses objectives of the schoolchildren’s musical education in the context of the principle regulations of the Programme “Health care school". The article is addressed to a wide audience of specialists and serves to promote optimization of their teaching activities in view of the modern requirements to the educational process.

Текст научной работы на тему «Оптимизация музыкального образования младших школьников: здоровьесбережение и содействие здоровью»

УДК 78 Ким Ольга Германовна

аспирант кафедры истории и теории музыки и музыкального образования Московского городского педагогического университета [email protected]

ОПТИМИЗАЦИЯ

МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И СОДЕЙСТВИЕ ЗДОРОВЬЮ

Kim Olga Germanovna

PhD student of the History and Theory of Music and Musical Education Department, Moscow City Teachers’ Training University [email protected]

OPTIMIZATION OF THE PRIMARY SCHOOLCHILDREN’S MUSICAL EDUCATION: HEALTH CARE ASPECT

Аннотация:

В статье освещены задачи музыкального образования школьников в контексте основных положений современной программы «Школы содействия здоровью». Статья адресована широкому кругу специалистов и призвана способствовать оптимизации их педагогической деятельности в свете современных требований к учебновоспитательному процессу.

Ключевые слова:

музыкальное образование, оптимизация, младшие школьники, здоровьесбережение, содействие здоровью, целостный подход, дифференцированное обучение.

Summary:

The author discusses objectives of the schoolchildren’s musical education in the context of the principle regulations of the Programme “Health care school". The article is addressed to a wide audience of specialists and serves to promote optimization of their teaching activities in view of the modern requirements to the educational process.

Keywords:

musical education, optimization, primary schoolchildren, health care, integral approach, differentiated education.

В современном обществе проблема укрепления и сбережения здоровья младших школьников является весьма актуальной. Это подтверждается тем, что к современным учащимся предъявляются крайне высокие требования, которым могут соответствовать исключительно учащиеся с неплохим здоровьем. Здоровым считается тот школьник, который не только не имеет каких-либо заболеваний, а обладает гармоничным нервно-психологическим развитием, высокой умственной и физической работоспособностью.

Здоровьесберегающее образование - это несомненный способ достижения и реализации высокого качества образования. Главным его результатом является обретение состояния гармонии, душевного равновесия и жизненных сил [1].

К огромному сожалению, в области сохранения здоровья будущего поколения младших школьников в российском обществе сформировались отрицательные тенденции. В школу учащиеся приходят далеко не с первой группой здоровья. Кроме этого, анализ научных исследований указывает на то, что начиная с младшего школьного возраста, здоровых школьников становится намного меньше. Большая часть младших школьников обладает различными нарушениями в психологическом и физическом развитии.

В течение одиннадцати лет нахождения в общеобразовательном учреждении у школьников выявляют какие-либо хронические заболевания. Это обусловлено сочетанием генетической предрасположенности и условий, которые способствуют их осуществлению. Укреплять здоровье необходимо начинать с детского возраста, так как собственно в раннем детстве формируются его основы, навыки и привычки здорового образа жизни, а также нравственные, культурные и интеллектуальные возможности личности. Следовательно, сегодняшнее образование встретилось с относительно новой задачей: требуется не только воспитать, обучить и развить будущее поколение, но и предоставить благоприятные условия для крепкого здоровья младших школьников. Для того чтобы решить поставленные задачи, которые направлены на здоровьесберегательную педагогику в образовательных учреждениях, необходимо познакомиться с программой «Школа содействия здоровью».

Для успешной реализации программы применены следующие принципы:

1. Учет особенностей двигательной и познавательной деятельности школьников и поддержание к ним интереса.

2. Единство психического и физического развития школьников.

3. Наглядность обучения.

4. Принцип целостности человека, его социально-культурного и психосоматического единства. Кроме этого, важнейшими компонентами деятельности считают саморазвитие, самореализацию и творчество, которое находится в гармонии с двигательной деятельностью человека.

5. Учет возрастных половых особенностей учеников в содержании обучения.

При выполнении вышеперечисленных принципов на практике, педагог неизбежно сталкивается с потребностью самостоятельно принимать конкретные действия, которые устремлены на реализацию поставленных перед ним целей. Деятельность учащихся становится более поисково-творческой и осмысленной.

Кроме этого, педагогам общеобразовательного учреждения следует четко представлять конечный результат, полученный в процессе их деятельности и направленный на здоровьесбе-режение учащихся. Для этого требуется создать такую будущую модель личности ученика, при котором физический, духовно-нравственный и образованный человек будет адаптирован к условиям нестабильного социума. Учащимся необходимо вести здоровый образ жизни, иметь стойкий интерес к двигательной и познавательной деятельности, заниматься личностным саморазвитием и самоконтролем, стремиться к самостоятельным и регулярным занятиям по физическому воспитанию [2].

Ожидаемые итоговые результаты выполнения программы «Школа содействия здоровью» связаны с улучшением физического состояния учащихся и пониманием приоритета здорового образа жизни, с повышением самостоятельности и активности младших школьников, ростом заинтересованности и профессиональной компетенции педагогов в укреплении и сохранении здоровья школьников.

Предназначение данной программы заключается в формировании культуры отношения учащихся к собственному здоровью и включает в себя:

- физиологическую культуру (возможность наращивать резервные силы организма);

- физическую культуру (способность контролировать свои физические движения);

- психологическую культуру (возможность контролировать свои эмоции и чувства);

- интеллектуальную культуру (умение управлять своими мыслями).

В программе «Школа содействия здоровью» решаются такие серьезнейшие проблемы, как:

- применение различных методик преподавания в учебные дисциплины, которые основаны на здоровьесбережении младших школьников;

- правильная организация учебной деятельности (расписание занятий, перемен, режим групп продленного дня);

- формирование в коллективе благоприятной психологической среды и развитие сознательного отношения педагогов к собственному здоровью;

- организация досуга учащихся во внеурочное время;

- разносторонняя просветительская работа с учителями, младшими школьниками и их родителями.

В итоге учебно-воспитательный процесс общеобразовательного учреждения включает два блока: учебно-педагогический и оздоровительно-воспитательный [3].

Учебно-педагогический блок направлен на:

- организацию условий для комфортного пребывания учащихся в школе, для его всестороннего сохранения здоровья;

- создание наилучших условий для познания своих физиологических, умственных, психологических и способностей, сущности здорового образа жизни.

Оздоровительно-воспитательный блок призван:

- распространять и популяризировать здоровый образ жизни;

- приобщать учащихся к занятиям физического воспитания;

- создавать благоприятные условия для физического развития учащихся;

В программе «Школа содействия здоровью» решаются такие серьезнейшие проблемы, как:

- использование различных методик преподавания в учебные дисциплины, которые основаны на здоровьесбережении младших школьников;

- правильная организация учебной деятельности (расписание занятий, перемен, режим групп продленного дня);

- формирование в коллективе благоприятной психологической среды и развитие сознательного отношения педагогов к своему здоровью.

Используя данную программу, требуется учитывать организацию учебно-воспитательного процесса согласно педагогическим условиям, которые способствуют всестороннему развитию ученика.

Социальная необходимость и важность решения проблемы укрепления здоровья младших школьников в ходе их обучения и воспитания предъявляет особые требования к организации музыкального образования школьников.

С самого начала подчеркнем, что музыкальное образование становится мощным резервом здоровьесбережения младших школьников, профилактики эмоциональных и физических перегрузок. Так, занятия музыкой связаны с эмоциональной сферой ребенка, а значит, могут благоприятно влиять на его нервную систему и здоровье в целом. Музыка активизирует чувства маленького человека, способствует его отдыху от интеллектуального напряжения на уроках естественнонаучного цикла, обеспечивает релаксацию, развивает и наполняет яркими эмоциями его духовный мир.

Что касается физиологического состояния организма ребенка на уроках музыки, то подчеркнем следующее. Урок искусства позволяет значительно разнообразить виды деятельности и переключаться с одного на другой, в том числе, с относительно пассивного (с точки зрения физиологии движений) слушания музыки переходить к ее исполнению, связанному с разнообразными движениями, требующими хорошей координации, развитой пальцевой моторики, умения эмоционально переключаться на выразительное исполнение мелодии, ритма и пр.

Слушание музыки позволяет физиологически расслабиться, погрузиться в художественно-образное содержание, стимулирующее воображение ребенка, его фантазию, способность внутренне-слуховых представлений. При этом слушание музыки развивает способность сопереживать музыкальному содержанию или художественному герою произведения, проживать отраженные в музыке эмоции и «события» как свои собственные, испытывать катарсис - психологическую разрядку как результат восприятия и понимания музыки.

Важнейшей разновидностью музыкальной деятельности учащихся является пение. Пение полезно для всего организма ребенка и вот почему. Процесс вокального звукоизвлечения связан с правильным дыханием, осмысление которого дает пищу уму и эмоциям ребенка. Обучение легкому, полетному звуку во время пения позволяет минимизировать физические усилия ребенка, сделать процесс пения физиологически и физически комфортным и психологически приятным. Благодаря пению мозг ребенка насыщается кислородом, что способствует активизации не только музыкальной деятельности, но и вне меньшей степени - интеллектуальной.

Следовательно, музыкальная деятельность способствует оптимизации любой другой, повышению ее результативности и продуктивности.

Одним из активно развивающихся и популярных у учащихся видов музыкальной деятельности является пластическое интонирование - движения под музыку, выражающие ее характер, настроение, драматургическое развитие, специфику отдельных образов, их взаимосвязь. Движения под музыку всегда эмоционально окрашены, свободны, выразительны. Двигаясь, ребенок получает мощный энергетический импульс, стимул для развития фантазии и ее немедленного практического претворения в движениях.

Значимыми становятся и подвижные игры под музыку, которые положительно влияют на психическое и физиологическое развитие ребенка, причем, с учетом возрастных особенностей, специфики развития в определенных условиях.

Большое здоровьесберегающее значение приобретает игра на детских музыкальных инструментах. Как известно, они легки в использовании и не требуют физического напряжения. Зато игра на блок-флейте или ксилофоне доставляет радость самореализации, тренирует внимание и память, развивает умение координировать свои движения, а также играть в ансамбле с другими учащимися. Получается, что комплекс умений, которые развивает игра на детских инструментах, становится, в известной мере, универсальным и положительно сказывается на здоровье ребенка и его обучении не только музыке, но и другим дисциплинам.

Отметим еще одну особенность искусства, связанную со здоровьесбережением. Искусство - это один из самых емких и экономичных способов знакомства с окружающим миром, его деятельностного освоения. В искусстве сконцентрированы чувства, интеллект и духовный потенциал многих поколений - бесценный опыт освоения окружающего мира, причем, что особенно важно, эмоционально окрашенный.

Занятия музыкой обусловливают развитие потребности и интереса у учащихся к искусству в целом, стимулируют посещение концертов, театров, музеев, выставок и пр. В этом смысле музыка «разогревает» психику и направляет ее в русло развития художественно-творческих потребностей и способностей ребенка. А последние, в свою очередь, влияют на весь процесс жизнедеятельности учащегося, его обучение, духовное развитие.

Ссылки:

1. Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников // Человек. Культура. Здоровье. М., 1997.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. (Педагогика. Психология. Управление). М., 2004.

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М., 2003.

References (transliterated):

1. Kalinova G.S., Myagkova A.N. Uchebnaya nagruzka i zdorov'e shkol'nikov // Chelovek. Kul'tura. Zdorov'e. M., 1997.

2. Koval'ko V.I. Zdorov'esberegayushchie tekhnologii v nachal'noy shkole. 1-4 klassy. (Pedagogika. Psikhologiya. Upravlenie). M., 2004.

3. Smirnov N.K. Zdorov'esberegayushchie obrazovatel'nie tekhnologii v rabote uchitelya i shkoly. M., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.