РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ СБЕРЕЖЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
IMPLEMENTATION OF THE PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF SAVING THE HEALTH OF CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENTS IN THE PROCESS OF EDUCATION AND UPBRINGING
Речицкая Е. Г., Хедхуд Ноурас
В статье рассматриваются основные педагогические принципы сбережения здоровья глухих и слабослышащих школьников и приводятся примеры реализации здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха.
Ключевые слова: сурдопедагогика, дети с нарушениями слуха, здоровьесбережение, принципы и технологии здоровьесбережения, развитие, воспитание, обучение.
E. G. Rechitskaja, Hedhud Nouras
The article focuses on the basic principles of teaching school health savings and provides examples of the implementation of health-technology for education of children with hearing impairments.
Keywords: Sign Language Pedagogy, health preservation, children with hearing impairments, the principle health saving technology.
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе развития общества. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, оказали влияние на их творческую активность и психофизическое развитие, вызвали нарушения в социальном поведении.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану физического и психологического здоровья школьников. По словам Н. К. Смирнова, здоровье-сберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся [1], это качественная характеристика любой образовательной технологии. Опираясь на это определение и труды кафедры сурдопедагогики Московского педагогического государственного университета [2-7], попробуем сформулировать некоторые принципы здоровьесбере-жения в сурдопедагогике.
1. Принцип реализации гуманистических идей в кор-рекционно-образовательной работе с детьми, имеющими нарушениями слуха. Имеется в виду оптимизация педагогического процесса в контексте реализации личностно-ориентированного подхода к обучению, воспитанию и оздоровлению детей с нарушениями слуха. Принцип лич-ностно ориентированного подхода предполагает прежде всего изучение особенностей развития ребенка, требует изучения ребенка как целостной личности. На основе анализа данных психолого-медико-педагогических обследований и наблюдений, которые лежат в процессе коррекционно-образовательной работы, специалисты дают общую оценку уровня развития ребенка. Затем определяют характер и степень выраженности первично-
го нарушения, структуру вторичных отклонений, оценивают сущность трудностей, выделив систему причинно-следственных факторов, обусловливающих феноменологию дефекта, и определяет пути коррекционно-компенса-торного воздействия, составляют индивидуальную образовательную программу развития в целях устранения или ослабления остроты проблемы.
2. Принцип развивающего обучения, обогащения детского развития, когда коррекционно-образовательная работа ориентирована на здоровые сохранные силы ребенка и обеспечение соответствующего возрасту уровня психического развития, а также реализацию деятельност-ного подхода в здоровьесбережении. Знание диапазона возможностей каждого ребенка, его специфических трудностей и здорового сохранного «начала» дает возможность выстроить целенаправленную и эффективную программу обучения каждого ребенка в соответствии с его возможностями, особенностями и потребностями.
3. Принцип создания интегративной образовательно-воспитательной среды. Его реализация является условием формирования адекватного взаимодействия с социальной средой, обеспечения высокого уровня речевого, личностного и психофизического развития, чувства защищенности, атмосферы психологического комфорта, оптимистического настроения у ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и уверенности в своих силах, что предполагает комплексный междисциплинарный подход, единство в действиях сурдопедагога, учителя-дефектолога, специального психолога, учителей-предметников, руководителей кружков и тренеров, социального педагога и медицинских работников при реализации здоровьесберегающих технологий.
4. Содействие социализации личности ребенка с ОВЗ при формировании культуры здоровья и реального во-
площения «культуры жизненного самоопределения» предполагает использование деятельностного подхода, активную субъектную позицию самого ребенка. Принцип деятельностного подхода отражает основную направленность современной системы обучения лиц с нарушениями слуха, в которой реализуется связь обучения языку неслышащих с деятельностью. Особое место в реализации принципа отводится предметно-практической деятельности (С. А. Зыков, Г. С. Зыкова, Е. Г. Речицкая), которая рассматривается в сурдопедагогике как средство коррекции и компенсации всех сторон психики глухого школьника в соответствии с психологической теорией о дея-тельностной детерминации психики (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. А. Гальперин). В последнее время широкое признание получило использование новой группы методов - арт-методов.
5. Принцип компенсаторно-коррекционной направленности работы, то есть индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на учете первичного характера структуры и степени выраженности нарушения, выявления потенциальных возможностей личности, использование для этого интерактивных методов и технологий обучения: информационно-коммуникационных, специальных сурдопедагогических (предметно-практическое обучение, социально-бытовая ориентировка); активизация слухового восприятия и речевого развития; использование разных форм речи (устной и письменной словесной, дактильной, жестовой) в их различных сочетаниях на разных годах обучения (на уроках и во внеклассное время при проведении различных мероприятий здо-ровьесберегающей направленности).
6. Принцип формирования речевого общения при реализации здоровьесберегающих технологий, прямо связанный с необходимостью реализации потребности детей в коммуникации, взаимодействии, сотрудничестве, прежде всего с помощью речи на основе развития слухового восприятия при широком использовании современной звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного использования.
Для детей с нарушениями слуха использование здоро-вьесберегающих технологий имеет особое значение. В результате комплексного психолого-медико-педагогического обследования выявляется, что большинство имеющихся у таких детей проблем связано не столько с нарушением слуховой функции, сколько с ее последствиями: своеобразием речевого и психофизического развития, эмоционально-личностными особенностями. Эти проблемы возникают у детей в дошкольном детстве, если не были проведены вовремя абилитационные мероприятия или если не были своевременно выявлены и, следовательно, вовремя не подверглись целенаправленной коррекции. На этапе школьного обучения часть этих проблем может быть решена с помощью здоровьесберегающих технологий как на занятиях в классе, так и в процессе внеклассных занятий, большая часть проблем может быть разрешена только в ходе комплексной работы сурдопедагогами, социальными педагогами и специальными психологами.
Учебный процесс должен быть организован с учетом психологического комфорта и ценности каждой индивидуальной личности, индивидуальных психофизиологических особенностей учеников, включать в себя не только педагогическую деятельность, но и социально-психологическую и медико-профилактическую. Чтобы сохранить и укрепить здоровье обучающихся воспитанников, необходимо не только сформировать навыки и положительное отношение к здоровому образу жизни [2], но и постоянно соблюдать режимы двигательной активности воспитанников с ОВЗ. Систематические двигательные упражнения повышают адаптационные и расширяют функциональные возможности организма, оказывают благотворное влияние и на эмоциональное состояние, воспитывают «стойкий иммунитет» к вредным привычкам [2]. Поэтому в расписание уроков (в распорядок дня - в школе-интернате) необходимо широко включать физическую зарядку, динамические паузы и физкультминутки, динамический час, занятия спортивных секций, подвижные и спортивные игры и др. Таким образом будут реализоваться принципы 2, 3, 4, 5.
Для эффективной коррекционно-развивающей работы, в соответствии с вышеназванными принципами, очень важна позитивная составляющая педагогического общения. Хорошее настроение, доброжелательность, внимание к каждому ребенку, улыбка учителя, пиктограммы с обозначением радости - это мощный противовес состоянию утомления. Важное значение приобретает работа по формированию у детей с нарушением слуха умения бесконфликтного общения, доброжелательного взаимодействия с окружающими людьми, поощрение отзывчивости и готовности к сотрудничеству, являясь также предпосылкой к успешной адаптации к жизни в обществе.
Также важно реализовывать педагогические технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса. От правильной организации урока, уровня его рациональности и в том числе нормативно допустимого по времени использования компьютеров во многом зависят функциональное состояние школьников, имеющих нарушения здоровья, в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о таких факторах, влияющих на физическое состояние здоровья учащихся с ОВЗ и учителя-дефектолога, как свежий воздух, комфортная температура, чистота помещения, использование экологически чистых материалов (мебель, наглядные пособия и т. п.), удобная одежда и обувь.
Как показывает наша опытно-экспериментальная работа, для реализации принципов здоровьесбережения 3, 4, 5 одним из важных моментов при планировании уроков и индивидуальных занятий является обеспечение смены видов работ и видов деятельности [2-3; 6]. Так, собственно изучение учебного материала должно чередоваться с игровыми моментами. Например, началом урока в школах I и II вида является фонетическая зарядка. В се-
редине урока, как правило, проводится игровая физкультминутка (например, для укрепления мышц спины и правильной осанки, фитбол-гимнастика) и дыхательные упражнения. Здесь в коррекционно-развивающих целях (развитие слухового восприятия) сурдопедагогами используется и музыкальное сопровождение движений, а также сопровождение соответствующим текстом с иллюстрациями. В целях слухозрительного развития желательно текст представлять на экране с помощью компьютера. Закончить занятие можно упражнениями для профилактики зрительного утомления и самомассажем ушных раковин для снятия усталости и улучшения кровообращения с показом этих упражнений медсестрой или педагогом. Важно, чтобы дети осознавали пользу таких упражнений и научились делать их в будущем самостоятельно.
Другой пример. На уроке детям предстоит познакомиться с каким-либо текстом. Работу с текстом рекомендуется выполнять также с использованием разнообразных приемов, в число которых входят: восприятие текста на слух, зарисовки, ответы на вопросы по тексту, работа с рассыпным текстом, пересказ по сюжетным картинкам, инсценировка текста [8]. Таким образом, на уроке будет реализовано несколько видов речевой и игровой деятельности. Отметим развивающее значение широкого использования театрализованной деятельности в работе с детьми, имеющими нарушения слуха. Театрализованная деятельность в коррекционно-образовательной работе способствует развитию слухового восприятия, выразительная интонация придает голосу нужную окраску, силу и громкость. Она оказывает непосредственное влияние на чувства, развивая и обогащая их, содействует развитию воображения, без которого невозможно понять состояние другого человека, а следовательно, сопереживать ему. Эмоционально насыщенная работа дает выход детской жизнерадостности, фантазии, учит взаимопониманию в коллективной деятельности [2-3; 5].
Для реализации основных принципов большое значение имеет обогащение содержания учебной работы системой разнообразных упражнений по развитию восприятия, внимания, памяти, воображения, наглядно-образного и словесно-логического мышления учащихся с нарушениями слуха. Использование таких упражнений способствует активизации мыслительной деятельности, пробуждает интерес к учению, обогащает словарный запас, расширяет кругозор неслышащих и слабослышащих детей [2; 4; 6].
Существует тесная связь между когнитивными и аффективными процессами (Л. С. Выготский). Учебная деятельность, построенная с использованием элементов, форм и правил игровой деятельности, с ее живостью, непосредственностью и эмоциональностью, способствует желанию учиться с радостью и удовольствием [5]. На всех уроках в младших классах (предметно-практическое обучение, окружающий мир, развитие речи, чтение, математика, социально-бытовая ориентировка) используются игры, загадки, ребусы, кроссворды, яркая наглядность, в том числе знаково-символическая, предметно-практическая деятельность самих детей [3; 6]. Известно, что к кон-
цу урока у детей притупляется внимание, падает работоспособность, нарастает торможение, поэтому следует использовать нестандартные приемы подведения итога урока, помогающие привлечь внимание ребенка к завершающему этапу урока, развивать рефлексию. В конце необходимо поощрить каждого ребенка, подвести итоги с помощью лесенки достижений, предложить детям высказаться по пройденной теме, отметить, что узнали, чему научились, куда сходить на экскурсию, что увидеть и чему научиться, придумать или отгадать загадки [2-3]. Таким образом, ребенок будет постоянно находиться в зоне комфорта и будут соблюдены принципы 2 и 3.
Ведущим принципом обучения глухих и слабослышащих детей, начиная с дошкольного возраста, является принцип коммуникативно-деятельностного подхода. Примером реализации может служить использование музыки в образовательно-коррекционном процессе в специальных школах для детей с нарушениями слуха [9]. Музыкально-ритмические занятия направлены на слухоречевую реабилитацию, эмоционально-психическое, художественное развитие детей, их социальную адаптацию. На занятиях школьники учатся воспринимать музыку (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов), правильно, выразительно и ритмично исполнять под музыку танцы и гимнастические упражнения. Школьники могут декламировать песни не только под музыкальное сопровождение учителя, но и под караоке. Если есть возможность, необходимо учить детей (младшие классы) играть на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле с использованием одинакового ритмического рисунка (а в более старших классах - с различным ритмическим рисунком), а также знакомить их с классической и современной музыкой. На таких уроках обогащаются представления детей о звучащем мире, развивается восприятие разнообразной акустической информации - речи, неречевых звучаний, музыки. Работа над произношением на музыкально-ритмических занятиях включает закрепление произносительных навыков с применением фонетической ритмики - методического приема, разработанного в поликлинике (Загреб, Хорватия). Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, темпа и ритма могут проводиться как с музыкальным сопровождением, так и без него. В содержание занятий включены также упражнения, содержащие только движения, без проговариваний -музыкально-ритмические стимуляции. Цель этих упражнений - нормализация дыхания, развитие чувства ритма, развитие движений. Это сочетание двигательных упражнений с элементами танца. Они являются обязательным компонентом каждого занятия и проводятся под музыку. При выборе музыкального сопровождения предпочтение отдается танцевальной музыке, в которой ученики без труда различают ритмические удары. Она должна быть веселой, энергичной, так как именно такая музыка дает возможность детям с нарушениями слуха выражать движениями ее ритмический характер [7; 9].
В работе со школьниками с ограниченными возможностями здоровья, как и со здоровыми детьми, следует
исходить из того, что детство - особый, уникальный период в жизни человека, это не подготовка к жизни, а сама жизнь с определенным присущим ей кругом потребностей и возможностей, развивающаяся по своим законам, имеющая свою ценность. Соблюдение здоровьесберега-ющих принципов в образовательном процессе позволяет детям с нарушениями слуха легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолевать трудности, повысить самооценку, мотивацию к обучению, улучшить психологический микроклимат в классе, расширить возможности самореализации, социализации и интеграции с нормально слышащими сверстниками. Конечно, использование различных коррекционно-компенсаторных методов и приемов, здоровьесберегающих образовательных технологий зависит от многих условий: от профессионализма педагога, от его личной заинтересованности, от уровня общего и речевого развития учащегося. Но только при условии, что все виды деятельности будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьесберегающее пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей сурдопедагогики.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПКиПРО, 2002.
2. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах 1-11 вида / под ред. Е. Г. Речицкой. М.: Владос, 2009.
3. Речицкая Е. Г., Филоненко-Алексеева А. Л. Солнечный зайчик: учебник для подготовит. и пер-
вого класса спец. коррекц. образоват. школ 1-11 вида. М.: Владос, 2000.
4. Речицкая Е. Г., Гущина Т. К. Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих детей с задержкой психологического развития. М.: Владос, 2012 .
5. Речицкая Е. Г., Кулигина Т. Ю. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушением слуха. М.: Книголюб, 2006.
6. Речицкая Е. Г. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с нарушением слуха. М.: Прометей, 2012.
7. Яхнина Е. З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха. М.: Владос, 2003.
8. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей / под ред. Л. М. Быковой. М.: Вла-дос, 2002.
9. Руленкова Л. И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить на основе верботонального метода. М.: Парадигма, 2010.
10. Ахметзянова Р. В, Обыйвовк О. А., Поршина С. М. Обогащение содержания учебной работы системой разнообразных коррекционно-развивающих упражнений как средство создания адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе // Систем. подход к образованию детей с огранич. возможностями здоровья: материалы всерос. конф. «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт. проблемы, перспективы». Самара: Соврем. образоват. технологии, 2010. 320 с.