Научная статья на тему 'Элементарное музицирование как здоровьесберегающий феномен в системе общего образования'

Элементарное музицирование как здоровьесберегающий феномен в системе общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
941
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МУЗИЦИРОВАНИЕ / ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА / MUSIC-MAKING / ELEMENTAL MUSIC-MAKING / HEALTH PROMOTING POTENTIAL OF MUSIC TEACHING / HEALTH PROMOTING PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубева Наталья Викторовна

Обращение некоторых современных исследователей к теме использования концепции элементарного музицирования в сфере общего образования связано с катастрофически ухудшающимся состоянием здоровья детей. Задача публикации – обратить внимание педагогической общественности на воспитательный, развивающий и здоровьесберегающий потенциал музицирования, который в практической деятельности общеобразовательных учреждений явно недооценивается и не применяется в полной мере. Традиционное музыкальное образование, ориентированное на музыковедение, как это принято в профессиональном обучении, не только ведет к искусственной интеллектуализации и почти не оставляет места для развития воображения, интуиции, творческих способностей, но и лишает ребенка естественных потребностей в движении, полисенсорных ощущениях, переживании радости, возможности и права на ошибку. Автор статьи показывает специфику элементарного музицирования, концепция которого была создана Карлом Орфом и продолжает развиваться его последователями. Такая музыкальная деятельность характеризуется комплексным пониманием человека, его истории, среды обитания и привлекательна следованием генетическим законам, вседоступностью и отсутствием насилия над природой ребенка. Элементарное музицирование, с одной стороны, учитывает психологические особенности и индивидуальные наклонности детей, с другой – оказывает синкретичное воздействие на многие их важные жизненные функции: общение, речь, движение и т. д., а также противостоит переутомлению и гиподинамии – т. е. позволяет эффективно справиться с задачами развития и здоровьесбережения. Однако полноценное, продуктивное применение музыкальных занятий в целях сохранения здоровья детей требует соответствующей подготовки педагогических кадров. В статье представлен опыт работы кафедры музыкального образования Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета, где студентам преподаются дисциплины «Элементарное музицирование в учебном процессе» и «Здоровьесберегающий потенциал музыкальной педагогики». Описаны результаты цикла практических семинаров и экспериментальной деятельности учителей школы № 3 г. Пыть-Ях Ханты-Мансийского автономного округа ЮГРЫ. В учреждении разработаны и успешно реализуются авторские программы, в которых различные виды искусств интегрированы в предметы начальной ступени обучения, дисциплины среднего звена – гуманитарные, математические и естественнонаучные (географию, биологию, физику). Учителя с удовлетворением отмечают, что создание специальных педагогических условий, использование художественно-эстетических приемов и музыкальных средств на занятиях при активном участии самих школьников способствуют поддержанию доминанты положительных эмоций, значительно повышают мотивацию учебной и здоровьетворческой деятельности, оказывают действенное влияние на двигательное, речевое, коммуникативное и психологическое развитие школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elemental Music-Making as a Health Saving Phenomenon in the System of General Education

The paper aims at drawing the attention of teaching community to the health promoting potential of music making disregarded nowadays by educational establishments. The traditional musical education focused mainly on musicology leads to artificial intellectualization, and leaves no room for children's imagination, intuition, creativity, joyful feelings and activities. The author discusses the specificity of the music teaching concept, developed by Carl Orff and his followers, and based on the complex understanding of human nature, history, living conditions, and corresponding with genetic laws. On the one hand, the music-making involves consideration of the learners' psychological features and individual propensities, and on the other hand, it has a syncretic effect on the main psychological and physiological functions including communication, speech, motion, etc. As the result, it resists the hypodynamia and fatigue, and promotes health. The paper reveals the experience of the Music Education Department in the Institute of Psychology and Pedagogy of Tumen State University, providing specializations in the Elemental Music-Making in Educational Process and Health Saving Potential of Music Teaching. The outcomes of the practical seminars and experimental teaching in the Primary School № 3 in Pytyah Town of Khanty-Mansi Autonomous Region confirm the author’s theory of the positive emotional impact of music-making on the learning and health saving activities.

Текст научной работы на тему «Элементарное музицирование как здоровьесберегающий феномен в системе общего образования»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 373:614

Н. В.Голубева

ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ФЕНОМЕН В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Обращение некоторых современных исследователей к теме использования концепции элементарного музицирования в сфере общего образования связано с катастрофически ухудшающимся состоянием здоровья детей. Задача публикации - обратить внимание педагогической общественности на воспитательный, развивающий и здоровьесбе-регающий потенциал музицирования, который в практической деятельности общеобразовательных учреждений явно недооценивается и не применяется в полной мере. Традиционное музыкальное образование, ориентированное на музыковедение, как это принято в профессиональном обучении, не только ведет к искусственной интеллектуализации и почти не оставляет места для развития воображения, интуиции, творческих способностей, но и лишает ребенка естественных потребностей в движении, полисенсорных ощущениях, переживании радости, возможности и права на ошибку.

Автор статьи показывает специфику элементарного музицирования, концепция которого была создана Карлом Орфом и продолжает развиваться его последователями. Такая музыкальная деятельность характеризуется комплексным пониманием человека, его истории, среды обитания и привлекательна следованием генетическим законам, вседоступно-стью и отсутствием насилия над природой ребенка. Элементарное музицирование, с одной стороны, учитывает психологические особенности и индивидуальные наклонности детей, с другой - оказывает синкретичное воздействие на многие их важные жизненные функции: общение, речь, движение и т. д., а также противостоит переутомлению и гиподинамии - т. е. позволяет эффективно справиться с задачами развития и здо-ровьесбережения.

Однако полноценное, продуктивное применение музыкальных занятий в целях сохранения здоровья детей требует соответствующей подготовки педагогических кадров. В статье представлен опыт работы кафедры музыкального образования Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета, где студентам преподаются дисциплины «Элементарное музицирование в учебном процессе» и «Здоровьесберегающий потенциал музыкальной педагогики». Описаны результаты цикла практических семинаров и экспериментальной деятельности учителей школы № 3 г. Пыть-Ях Ханты-Мансийского автономного округа ЮГРЫ. В учреждении разработаны и успешно реализуются авторские программы, в которых различные виды искусств интегрированы в предметы начальной ступени обучения, дисциплины среднего звена - гуманитарные, математические и естественнонаучные (географию, биологию, физику). Учителя с удовлетворением отмечают, что создание специальных педагогических условий, использование художественно-эстетических приемов и музыкальных средств на занятиях при активном участии самих школьников способствуют поддержанию доминанты положительных эмоций, значительно повышают мотивацию учебной и здо-ровьетворческой деятельности, оказывают действенное влияние на двигательное, речевое, коммуникативное и психологическое развитие школьников.

Ключевые слова: музицирование, элементарное музицирование, здоровьесберегающий потенциал музыкальной педагогики, здоровьесбере-гающая педагогика.

Abstract. The paper aims at drawing the attention of teaching community to the health promoting potential of music making disregarded nowadays by educational establishments. The traditional musical education focused mainly on musicology leads to artificial intellectualization, and leaves no room for children's imagination, intuition, creativity, joyful feelings and activities.

The author discusses the specificity of the music teaching concept, developed by Carl Orff and his followers, and based on the complex understanding of human nature, history, living conditions, and corresponding with genetic laws. On the one hand, the music-making involves consideration of the learners' psychological features and individual propensities, and on the other hand, it has a syncretic effect on the main psychological and physiological functions including communication, speech, motion, etc. As the result, it resists the hypodynamia and fatigue, and promotes health.

The paper reveals the experience of the Music Education Department in the Institute of Psychology and Pedagogy of Tumen State University, providing specializations in the Elemental Music-Making in Educational Process and

Health Saving Potential of Music Teaching. The outcomes of the practical seminars and experimental teaching in the Primary School № 3 in Pytyah Town of Khanty-Mansi Autonomous Region confirm the author's theory of the positive emotional impact of music-making on the learning and health saving activities.

Keywords: music-making, elemental music-making, health promoting potential of music teaching, health promoting pedagogy.

Как общество в целом, так и отдельные его институты, в том числе система образования, переживают сегодня период существенных изменений. Повсеместно происходит стремительный пересмотр ценностей, увы, не в сторону гуманизации, нравственности и духовности. Так, гуманитарная составляющая образования постепенно утрачивает свои приоритетные позиции, вследствие чего у молодого поколения сужаются возможности творческого развития, самореализации, погружения в коллективную импровизацию, осознания, что есть подлинная художественная среда, и др. Значительное сокращение предметов художественно-эстетического цикла в школе ограничило источники эмоционально-образного насыщения, так необходимого для полноценного гармоничного, здорового существования детей.

Особую тревогу в последнее время вызывают проблемы, связанные не только с гармоничным существованием, состоянием внутреннего мира подрастающего человека, но и с его здоровьем. Долгое время наше образование не уделяло этому должного внимания, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесбережения, уходило от негативных оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние учеников. Проблема ухудшения здоровья детей продолжает усугубляться, что обусловливает необходимость поиска новых методов, оптимальных форм организации образовательной, творческой среды, способствующей хорошему самочувствию и препятствующей приобретению разного рода заболеваний и нарушений развития.

На наш взгляд, перечисленные недостатки можно было бы минимизировать, если среди прочего переосмыслить, например, педагогическую тактику преподавания предмета «Музыка», таящего в себе немало возможностей. Современные учителя явно недооценивают и не используют в полной мере воспитательный, развивающий и здо-

ровьесберегающий потенциал музыкального образования. При традиционном стиле ведения уроков музыки, особенно в младшем школьном звене, детям не хватает эмоционального выплеска, свободного творческого самовыражения - двигательного, инструментального, драматического. И здесь следует очень серьезно задуматься. Существующая школьная программа ориентирует на музыковедческую сторону освоения дисциплины, что свойственно профессиональному обучению. Традиционное музыкальное образование, опираясь на восприятие и память, ведет к искусственной интеллектуализации, почти не оставляя места для воображения, интуиции, чувства, развития творческих способностей. Подобное обучение лишает ребенка естественных потребностей в движении, полисенсорных ощущениях, радости, возможности и права на ошибку, готовит личность воспроизводящую или рассуждающую, но не творческую.

Между тем важность духовно-нравственного, творческого развития детей еще в двадцатые и тридцатые годы XX столетия подчеркивали известные ученые-просветители в области музыки Б. Л. Яворский и Б. В. Асафьев. Они искали не столько методические приемы обучения, сколько способы к внедрению «глубоко ценного принципа импровизации», стимулы, способные побудить детей к творчеству. Такими стимулами, по их мнению, могут служить умения слушать музыку, сочетать в разных последовательностях музыкально-интонационные обороты, продумывать звукоре-чевые краски, наблюдать за ритмом движений людей, сочинять мелодию на понравившийся литературный текст, играть в ансамбле на простейших инструментах - барабане, бубне, треугольнике и т. д. То есть педагоги предлагали использовать простейшее музицирование - то, что сегодня мы, вслед за К. Орфом, именуем «элементарной музыкой» [1].

Давно известны и терапевтические возможности музыкального искусства: существуют и успешно применяются музыкотера-пия, вокалотерапия, танцетерапия и т. д. Научные и практические работы в области педагогики, психологии, музыкальной педагогики, музыкальной психологии показывают благотворность влияния музыки на процесс формирования как интеллектуальных, так и творческих способностей человека, а также на сохранение его здоровья [4].

Интерес к элементарному музицированию как особой учебно-педагогической системе, способствующей решению вопроса общего музыкального образования детей и взрослых, сбережению здоровья давно отмечен во многих странах - Германии, Австрии, Швеции, США, Англии, Японии и др., а с 80-х гг. прошлого столетия - в России.

Воспитательные аспекты элементарной музыки, которая, на наш взгляд, является необходимым условием развития духовной личности, уходят корнями в народную педагогику. Сохранившиеся жанры и произведения устного народного творчества, обычаи, обряды, детские игры, танцы, попевки, музыкальные игрушки, традиционные формы досуга, художественного творчества и т. д. представляют собой кладезь педагогических сведений о национальных видах оздоровления и социальной реабилитации [12]. Народная педагогика всегда существовала наряду с официальной, никуда не исчезла она и сейчас. Обращение к ее методам и приемам весьма перспективно и плодотворно для обновления методик воспитания и обучения [10].

Народные культурные традиции основаны на тонком знании человеческой психологии, что подтверждается строгой возрастной адресностью устного игрового музыкального фольклора. Народная педагогика и элементарное музицирование объединены гуманистическим подходом к воспитанию ребенка, сплавом звучащего слова, жеста, движения, танца, музыки, что обусловлено синтетической природой искусства вообще.

Обращение к истории позволяет убедиться в стойкости традиций непрофессионального (любительского) музицирования, хотя с течением времени видоизменялись его формы, приоритеты: вокальные, инструментальные, фоновое сопровождение лирической поэзии и драмы и т. д.

Современная музыкальная энциклопедия трактует «музицирование» как свободное времяпрепровождение за роялем, гитарой или другими инструментами в кругу друзей, семьи. Популярная энциклопедия для детей определяет этот вид деятельности как важный показатель музыкальной культуры общества и культуры вообще, наравне с чтением, занятием поэзией, участием в любительских театральных постановках, рисованием, рукоделием и т. д. -

т. е. с любым активным приобщением к искусству через собственное творчество независимо от того, профессиональное оно или любительское [9].

В области музыкальной педагогики появилось следующее определение: «Музицирование - это коллективная и (или) индивидуальная разнообразная музыкальная деятельность индивидуумов, основанная на музыкальных и жизненных впечатлениях, определяемая внутренней потребностью общения с музыкой, являющаяся творческим самовыражением и развитием» [6].

Более узкое понятие «элементарное музицирование» введено, как уже упоминалось выше, немецким композитором Карлом Ор-фом. Элементарное - значит доступное, состоящее из первичных коренных элементов, из которых складывается что-то более сложное.

В основу своей педагогической концепции, названной «Шуль-верк. Музыка для детей», Орф положил этнографические формы музицирования. Шульверк - попытка возвратиться к гармоничному сочетанию речи, движения, ритма как важнейшим праосновам музыки, ее коренным истокам [11]. Среди тех, чьи идеи непосредственно повлияли на создание данной концепции, необходимо назвать И. Песталоцци и К. Сакса. Оба эти человека, разделенные в истории столетием, помогли осознать К. Орфу важность обращения в педагогических целях к накопленной в ходе истории человечества и записанной в его генетическом коде информации. Речь идет о необходимом и естественном, без ущерба для развития, приобщении детей к музыке.

Автор педагогической концепции элементарного музицирования отмечал, что привитые желание и умение творить в музыке скажутся в любой сфере деятельности человека. Более того, элементарное музицирование доступно всем и не зависит от специального образования, так как есть акт элементарного самовыражения, к которому человек приспособлен самой природой [12].

Музыка наряду с элементарными формами движения, словесными текстами является равноправным компонентом и средством объединения праоснов культуры. К. Орф отмечал, что элементарное музицирование - это не музыка сама по себе: она связана с движением, танцем, словом, ее нужно самому создавать, в нее нужно включиться не как слушателю, а как участнику [1].

Позиция Т. Н. Грум-Гржимайло, который во многом вторит К. Орфу, сводится к тому, что элементарная музыка никогда не была и не могла быть чистой музыкой, она всегда неразрывно связана с другими творческими выражениями. Ими могут являться различные песенные, танцевальные действа, включающие хоровод с запевалами, маскарад, драматизированную игру и т. п. В коллективе каждый из участников - своего рода универсал: он и певец, и инструменталист, и танцор, и драматический артист одновременно [5].

По мнению нашего современника, известного педагога-музыканта из Подмосковья, автора школьной программы по музьже Л. В. Виноградова (образовательная система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова), элементарное музицирование - процесс конкретно-практической музыкальной деятельности, в которой осуществляется рождение музыкального чувства. Такая деятельность строится на основе двух компонентов - непроизвольного обучения и обнаружения самим ребенком новых знаний о музыке. Роль учителя заключается в организации совместных действий учеников, их самоконтроля и самооценки при решении учебной задачи [2].

Современная педагогическая концепция элементарного музицирования характеризуется комплексным пониманием человека, его истории, среды обитания и привлекательна для нас следованием генетическим законам и отсутствием насилия над природой ребенка.

Концепция строится:

• на синкретизме музыки, движения и речи, исключающем возможность переутомления, эмоциональной статичности, гиподинамии;

• креативности, развивающей способность находить нетрадиционные, многовариантные подходы к музыкальному материалу;

• общении, выраженном в сотворчестве, сопереживании субъектов образовательного процесса.

Специфика элементарного музицирования заключается в том, что оно, с одной стороны, учитывает психологические особенности, индивидуальные наклонности детей, с другой - оказывает синкретичное воздействие на многие их важные жизненные функ-

ции: общение, речь, движение и т. д. - т. е. позволяет реализовать задачи развития и здоровьесбережения.

В нашей стране элементарное музицирование в целях сохранения здоровья ребенка, его гармоничного развития стало применяться сравнительно недавно - с первой половины 1990-х гг. Его пытались адаптировать к своей ежедневной практике музыкальные воспитатели детских садов, учителя музыки общеобразовательных школ, преподаватели детских музыкальных и художественных школ, специалисты среднего и высшего звена образования, психологи, логопеды, социальные работники (С. А. Черноскутова, И. Э. Сафа-рова, Т. Е. Потехина, Е. А. Суханова, Е. В. Донгаузер, С. М. Истомина, И. А. Ахьямова и др.).

В их научных и методических работах представлена и охарактеризована педагогическая тактика, раскрыты музыкальные средства, направленные на эмоциональное, двигательное, речевое, коммуникативное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста; отмечено, что ритмическая основа музицирования с ее эмоционально-художественной направленностью отвечает активно-двигательной природе ребенка, а интегративная ориентированность метода элементарного музицирования расширяет художественный кругозор, активизирует интеллектуальное и социальное созревание ребенка.

Наш собственный опыт использования орфовской педагогики в ходе специального длительного эксперимента в оздоровительно-образовательном учреждении № 90 «Крепыш» г. Тюмени, а также во время кружковой и вузовской работы показал, что музыкальное воспитание, в основу которого положено элементарное музицирование, создает положительный эмоциональный фон, является эффективным коррекционно-развивающим средством, улучшает двигательные возможности учащихся, способствует их более успешному речевому развитию, раскрытию природных задатков, полноценному здоровому образу жизни и в целом является важным компонентом комплекса «лечебной педагогики». В коллективной музыкальной деятельности реализуются творческие задатки каждого ребенка независимо от уровня его способностей, развития, состояния здоровья [3].

Однако полноценное, продуктивное применение музыкальных занятий в целях сохранения здоровья детей требует соответствующей подготовки педагогических кадров. Учителю необходимо владеть специальными знаниями, чтобы с помощью различных сочетаний музыки, танца, песни, инструментальной игры можно было снять напряжение, предупредить усталость, повысить мотивацию детей к освоению предмета, стимулировать творческую деятельность. В этом смысле элементарное музицирование - уникальное средство, которое дает учителю творческую свободу, позволяет выйти на межпредметные связи, исходя из конкретных ситуаций, варьировать формы урока и нестандартные методы работы с учащимися.

На кафедре музыкального образования Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета студентам преподаются дисциплины «Элементарное музицирование в учебном процессе» и «Здоровьесберегающий потенциал музыкальной педагогики», которые предлагаются в качестве одного из возможных путей решения острейшей проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения. Указанные курсы содержат теоретический, методический и практический материал, раскрывающий своеобразие и уникальность элементарного музицирования, его благотворного влияния на формирование гармоничной личности обучающегося. Значимое место в содержании курсов отведено обучению художественным здоровьесберегающим приемам на основе элементарных речевых, двигательных, музыкальных игр и упражнений.

В процессе освоения данных курсов будущие учителя музыки овладевают суммой психолого-педагогических, антропологических знаний, которые позволят профессионально ориентироваться в применении методов элементарного музицирования как здо-ровьесберегающего средства, учитывать филогенетические особенности становления голосового и певческого интонирования, осознанно применять в работе с детьми элементарные голосовые игры, фонопедические упражнения для подготовки голосового аппарата к пению.

Автор фонопедического метода развития голоса В. В. Емельянов назвал один из его разделов «Развивающими голосовыми иг-

рами». Эти игры можно считать элементарным голосовым музицированием, по аналогии с элементарным музицированием в Орф-педагогике. Они предназначены для введения детей дошкольного и младшего школьного возраста в голосовую деятельность неречевого характера (игры голосом в высоком и низком регистрах, вибрация губ, колебания расслабленных голосовых складок, имитация смеха и т. д.) в сочетании с ее метроритмической и звуковысотной организацией. Например, упражнение «Штро-бас» («Кот-воркот») произносится рычащим звуком, без фиксированной звуковысот-ности:

Кот запрыгнул ко мне на колени,

Громко урчит, развалился в лени.

Я осторожно чешу за ушком.

Ласково глажу урчащее брюшко.

При проговаривании текста лицевые мышцы расслаблены, пальцы совершают колебательные движения, помогая формировать грудные вибрационные ощущения. А, к примеру, в игре «Вопросы - ответы» организуется диалог героев какой-либо сказки, мультфильма. В эмоциональном отношении в действе присутствует вопрос-недоумение (восходящая интонация) и ответ-утверждение (нисходящая интонация). Этим игровым упражнением педагог добивается целесообразного использования ребенком режимов работы гортани [7, с. 17, 19].

Для педагогической «копилки» фонопедический метод очень ценен, так как несет в себе общеоздоровительный, профилактический эффект, который заключается в запуске оптимального режима голосовой функции через тренировку мышечных систем, участвующих в голосообразовании.

Обучению технике игры на музыкальных инструментах: барабане, треугольнике, блоктроммеле, пандейре и др. - должна предшествовать игра «звучащими» жестами или движениями -хлопками, щелчками, шлепками, притопами. Такие занятия развивают музыкальный ритм, обогащают сенсорный, тактильный опыт детей, подобная игра постепенно осознается исполнителями как небольшой тембровый ансамбль.

Инструментальная игра в зависимости от программного материала может сопровождаться пением, движениями либо упражнениями, придуманными детьми в рамках темы урока. Владея приемами игры на инструментах, учащиеся на ходу варьируют их звучание, «делают свою музыку», свой неповторимый аккомпанемент. Такие импровизации не следует рассматривать как произведения, предназначенные для концертного исполнения. Это модели, которые дают толчок детской фантазии, творческому мышлению. Причем в данных ситуациях творит и учитель - выбирая тактику, способы мотивации учащихся к совместной деятельности, к освоению предмета. В различных видах музыкальной деятельности приветствуются самодельные элементарные музыкальные инструменты (звенящие, гремящие, шуршащие и др.), а также театральные атрибуты, декорации, изготовленные учениками и их родителями.

Педагог может предложить детям придумать сюжет, пофантазировать над началом и окончанием песни, хоровода или народной игры. Его мастерство выражается в том, чтобы незаметно для детей ставить их в позицию исследователей, первооткрывателей новых музыжальных понятий и терминов. В условиях «тотального» творчества у детей поддерживается положительный эмоциональный тонус, реализуется естественная потребность в двигательной активности, общении друг с другом, появляется желание выразить свое отношение к музыке.

Применение элементарного музицирования в силу его синкретичной природы позволяет без затрат дополнительного времени проводить диагностику не только музыкального, но и эмоционального, двигательного, речевого, коммуникативного развития. В коллективно-распределительной музыкальной деятельности, где каждый учащийся выбирает себе роль по интересам (пение, речь, танец, инструментальная игра), учитель имеет возможность наблюдать и фиксировать развитие моторной сферы, коммуникативных навыжов, координацию движений, речь.

В качестве предупреждения или снятия переутомления у детей можно использовать телодвижения типа потягивания, вращения, дыхательные упражнения с чередованием фаз напряжения и расслабления, что способствует предупреждению гиподинамии,

эмоциональной инфантильности и позволяет поддерживать работоспособность учащихся в течение всего урока.

Обеспечению здоровьесбережения способствуют самые разнообразные музыкальные и художественные приемы. Например, изучение музыкального термина rondo (наиболее распространенной музыкальной формы с рефреном) можно преподнести как через инструментальное, так и через речевое или двигательное исполнение, а понятия forte или piano возможно вывести вместе с детьми с помощью звучащих жестов (хлопков в ладоши, шлепков по коленям, щелчков пальцами, притопов ногами), меняя силу удара. Изучению вокального или инструментального произведений поможет их «облачение» в сюжет, в котором будут присутствовать движение, танец, пантомима и речь. Предлагаемые приемы элементарного музицирования, преследующие цель здоровьесбереже-ния школьников, одновременно развивают творческие способности детей.

Здоровьесберегающая педагогика, основанная на принципах элементарного музицирования, в последние годы раскрылась еще и как новое направление организации образовательного процесса, охватывающее начальное звено, а также естественнонаучный и математический предметные циклы старшей школы. Примером служит опыт педагогического коллектива средней общеобразовательной школы № 3 г. Пыть-Ях Ханты-Мансийского автономного округа ЮГРЫ, накопленный в режиме воплощения экспериментального проекта «Комплексная программа развития 2006-2011 гг.» (директор школы - выпускник ТюмГУ К. Е. Данилов).

Бесспорно, повышение здоровьесохраняющего и здоровьесо-зидающего потенциала в малом северном городе, существующем в зоне климатического риска и неблагоприятной социально-демографической ситуации, должно быть стратегическим направлением деятельности образовательного учреждения. При этом здоровье учащихся возможно и необходимо рассматривать не только в медицинском, психологическом, социальном форматах, но и как педагогическую категорию.

Проблема подготовки педагогов новой формации, понимающих свою ответственность за сохранение здоровья учащихся и стремящихся к поиску новых, нестандартных подходов к ее ре-

шению, с определенных пор стала очевидной для коллектива школы и требовала конкретных эффективных мер. В общей системе здоровьесбережения образовательного учреждения была разработана и стала реализовываться подпрограмма «Художественно-эстетические средства как фактор формирования здоровьесберегаю-щего образовательного пространства». В 2006-2011 гг. в МБОУ СОШ № 3 был организован цикл семинаров по элементарному музицированию. Учителя танцевали, пели, играли, постигали мудрость пальчиковых упражнений, составляли коллективные двигательные и речевые модели здоровьесбережения, причем, как правило, с учетом специфики преподаваемых ими предметов. Взрослые с переживанием особой радости сочиняли текстовые композиции под собственный аккомпанемент на народных инструментах -ложках, бубнах, барабанах и т. д. Постоянные участники семинаров (18 чел.) отмечали, что спонтанное самовыражение, свободная экспрессия, различные виды импровизаций положительно сказались на креативности их мышления, способствовали более широкому видению своего предмета, развитию умений находить нестандартные интересные методические приемы по его освоению детьми. Как показали итоги экспериментальных занятий, творческий педагог, даже не имея музыкального образования, при соответствующей подготовке может с успехом использовать на уроках музыкальные, игровые, речевые и двигательные приемы здоровь-есбережения.

Особый интерес представляют находки учителей по интегрированию различных видов искусств в математику, географию, биологию, физику и предметы начального звена школы. Важным результатом осмысления практических семинарских занятий стала разработка, а затем реализация авторских программ группы учителей по преподаваемым дисциплинам: «Физическая география» (Н. С. Голубенко), «Физика» (Т. Н. Рязанцева), «Математика» (В. А. Се-кисова), а также цикла занятий по лечебной физкультуре в школьном центре «Здоровье» (В. А. Леготина), пришкольном лагере «Здо-ровячок» (З. У. Кудзиева) и др. Работы объединены общей здоровь-еберегающей направленностью, целью и задачами. В тематические планы по общеобразовательным предметам был внесен раздел «Художественно-эстетическое здоровьесберегающее сопровождение»,

в котором перечислены дидактический материал, приемы, средства, способствующие сохранению здоровья и, одновременно освоению, закреплению темы. Художественные тексты, игры, двигательные разминки, упражнения с предметами, музыкальные фонограммы и др. органично сочетаются с программным учебным материалом.

Например, к теме «Реки и моря» (география, 3-й класс) самими учащимися было предложено упражнение с канатом под фонограмму шума волн. Дети по периметру класса растягивают канат и под речезвуковое (или музыкальное) сопровождение изображают вздымающиеся или успокаивающиеся волны. Тема «Отталкивающая сила» (физика, 6-й класс) стала более понятна ученикам через двигательное упражнение «Бильярдные шары» с использованием хлопков. Стихотворные тексты (литература, 7-й класс), сопровождающиеся хлопками, притопами или звуками бубна, помогли школьникам овладеть поэтической и музыкальной ритмикой. Это лишь несколько иллюстраций из обширных методических наработок, позволяющих добиться триединой цели: профилактики гиподинамии, закрепления темы урока и экономии учебного времени.

Учителя с удовлетворением отмечают, что создание специальных педагогических условий, использование художественно-эстетических приемов и музыкальных средств на уроках при активном участии самих школьников способствует поддержанию у них доминанты положительных эмоций, значительно повышает мотивацию к учебной и здоровьетворческой деятельности, оказывает действенное влияние на двигательное, речевое, коммуникативное и психологическое развитие.

Литература

1. Баренбойм Л. А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М.: Советский композитор, 1978. 360 с.

2. Виноградов Л. В. Коллективное музицирование. М.; СПб.: НИИ школьных технологий; Образовательные проекты, 2008. 160 с.

3. Голубева Н. В. Музыкальное воспитание как компонент лечебной педагогики в условиях детского реабилитационного учреждения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2000. 21 с.

4. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. М.: NB Магистр, 1993. 193 с.

5. Грум-Гржимайло Т. Н. Музыкальное исполнительство. М.: Знание, 1984. 160 с.

6. Дьяченко И. Ю. Формирование у будущих учителей начальных классов умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах в процессе музыкально-педагогической подготовки в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 23 с.

7. Емельянов В. В., Трифонова И. А. Развивающие голосовые игры: методическая разработка по I уровню обучения многоуровневой обучающей программы В. В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса» (методическое приложение к книге «Развитие голоса. Координация и тренинг»). Ялуторовск, 2011. 40 с.

8. Матейова З., Машура С. Музыкотерапия при заикании. М.: Высшая школа, 1984. 303 с.

9. Рыцарева М. Г. Музыка и я. Популярная энциклопедия для детей. М.: Музыка, 2006. 367 с.

10. Якуб С. К. Вспомним забытые игры. М.: Детскаялитерату-ра, 1990. 160 с.

11. Orff C. The Schulwerk Autobiography // Carl Orff. Documentation. Vol. 3, English Edition. Schott. N. Y., 1978.

12. OJB Orff-Jahrbuch, 1964: Orff-Institutan der Akademie «Mozarteum» Salzburg-Jahrbuch 1963. Mainz, 1964.

Referens

1. Barenboim L. A. Elementary music education system by Carl Orff. M.: Sovetskij kompozitor. 1978. 360 p. (In Russian).

2. Vinogradov L. V. Collective music making. Moscow; St. Petersburg. Institute of Technology School. Educational Projects, 2008. 160 p. (In Russian).

3. Golubeva N. V. Musical education as a component of therapeutic pedagogy in children's rehabilitation institution: а^^п dis.. сandidate. ped. science. Tyumen, 2000. 21 p. (In Russian).

4. Gotsdiner A. L. Music Psychology. M.: NB Masters. 1993. 193 p. (In Russian).

5. Grum-Grzhimailo T. N. Musical performance. M.: Znaniye. 1984. 160 p. (In Russian).

6. Dyachenko I. Y. Formation at the primary school teachers in the elementary skills of playing music instruments in the musical and pedagogical training in high school: author. dis. ... candidate. ped. science. Ekaterinburg: URGPU, 2009. 23 p. (In Russian).

7. Emelyanov V. V., Trifonov I. A. Developing Voice Game. Yalu-torovsk, 2011. 40 p. (In Russian).

8. Kendall Alan. Chronicle of classical music. M. Classic XXI Century. 2006. 288 p. (In Russian).

9. Mateyova Z., Mashura C. Music therapy for stuttering. M.: Higher School, 1984. 303 p. (In Russian).

10. Rytsareva M. G. Music and me.The popular encyclopedia for children. M.: Music. 2006. 367 p. (In Russian).

11. Jakub S. K. Let us remember the forgotten game. M.: Det-skaya literature, 1990. 160 p. (In Russian).

12. Orff C. The Schulwerk Autobiography // Carl Orff. Docu-mentation.Vol. 3, English Edition.Schott. N. Y., 1978. (Translated from English).

13. Orff-Jahrbuch. Orff-Institutan der Akademie «Mozarteum» Salzburg-Jahrbuch. 1963. Mainz, 1964. (Translated from English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.