УДК 377.35
Федосимова Оксана Геннадьевна
Соискатель ученой степени, преподаватель МОУ ДОД ДМШ№ 4 г. Курган, oksfedosm@ mail.ru, Курган
здоровьесберегающее сопровождение
УЧАЩИХСЯ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛьНОЙ ШКОЛЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОДЫ
Fedosimova Oksana Gennadevna
The competitor of a scientific degree, MOUDOD ДМШ№ 4 the Kurgan, [email protected], Kurgan
HEALTH SAVING SUPPORT OF CHILDREN'S MUSICAL SCHOOL: HISTORICAL AND ACTUAL APPROACHES
Одной из наиболее актуальных проблем современности является сохранение здоровья населения и, в частности, учащихся. Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет в России за последние пять лет возросла на 16%, две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания, и только 10% выпускников общеобразовательных учреждений без психических и физических отклонений от здоровья. Из 13,4 миллиона детей школьного возраста более половины (53%) имеют ослабленное здоровье [2]. В связи с этим особое значение придается проблеме сохранения здоровья детей, обучающихся одновременно в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования, испытывающих большую нагрузку на организм.
Проблема здоровьесбережения учащихся имеет исторический характер. Изучение историко-педагогических источников выявляет начальные элементы осуществления здоровьесберегающего сопровождения уже у учащихся школ античной и средневековой эпох. Так, знаменитый врач Гиппократ, античный философ Платон, древнеримский ритор Квинтилиан проявляли заботу о сохранении и укреплении здоровья детей, одновременно с музыкальным воспитанием уделяя особое внимание физическому, а также ведению здорового образа жизни.
В эпоху раннего средневековья в Европе господствовала схоластика, на состояние здоровья учащихся практически не обращали внимания, в школах применялись физические наказания. В основном вопросы о состоянии здоровья поднимались в трактатах философов Востока, а в IX в. гиппократовой общиной в г. Солерно был разработан Солернский кодекс здоровья с рекомендациями по диете и гигиене. В эпоху Возрождения начали появляться школы, в которых обращалось внимание на здоровье учащихся. Так, Витторино да Фельтре, итальянский педагог-гуманист, в 1423 г. организовал «Дом радости», в котором наравне с музыкой упражнения и
игры на воздухе были обязательными для учащихся в любое время года и в любую погоду. Наставники следили за личной гигиеной и умеренностью в еде учащихся [5]. В ХУ1-ХУП вв. в Центральной и Восточной Европе образовались братские школы, а в Западной Европе иезуиты заняли ведущие позиции в образовании, создав широкую сеть школ. Высокую оценку им давали Ф. Бэкон, Р. Декарт и другие ученые, в частности, И. Штурм отмечал: «Что до педагогики, то можно сказать следующее: бери пример с иезуитских школ, потому что лучших не существует в мире» [5]. В колледжах наставники проявляли заботу о здоровье учащихся, ввели регулярные занятия верховой ездой, гимнастикой, плаванием, следили за чистотой и освещением школьных помещений [6, с. 47].
В эпоху Просвещения в иерархии европейских духовных ценностей важное место занимала музыка, отражающая события времени. Разрабатывались новые проблемы эстетического воспитания и вкуса, выделилось субъективное начало в восприятии прекрасного [7, с. 99].
Р. Оуэн, социалист-утопист, в Ныо-Лэнарке (Шотландия) создал ряд воспитательно-образовательных детских учреждений, в том числе и школ, в которых дети учились пению и танцам, много времени проводили на свежем воздухе. Большое внимание уделялось эстетическому воспитанию, музыкальным и ритмическим занятиям, а особое значение придавалось физическому воспитанию: учащиеся под присмотром преподавателей занимались гимнастикой, играми.
Изучение отечественных историко-педагогических источников показывает, что у древних славян проявлялась забота о здоровье и физическом развитии детей. Основными средствами были закаливание, подвижные игры и физический труд [5]. После крещения Руси обучение детей в основном проходило при церквях и монастырях, где соблюдался режим питания, распорядка дня, обращалось внимание на личную гигиену. Содержание индивидуального и группового обучения составляли чтение, письмо и пение. В Древнерусском государстве также проявляли беспокойство о здоровье учащихся: возникли первые попытки регламентации учебных нагрузок в школах и гигиенические требования к учащимся.
В России в ХУ1-ХУП вв. начинают распространяться гуманистические взгляды на человека (деятели братских школ, Симеон Полоцкий, Епифа-ний Славинецкий и др.). В XVI в. выходит книга «Домострой», в которой затрагиваются и темы воспитания детей: «И хранить, и блюсти чистоту телесную...» [1]. В уставах братских школ встречаются упоминания о профилактике болезней, присмотру за учащимися [5]. Книга «Гражданство обычаев детских» Епифания Славинецкого в основном была посвящена гигиене детей и их физическому воспитанию. В качестве одного из средств попечения детей для укрепления их здоровья и физического развития он рекомендовал бег и прыжки [1].
В «Духовном регламенте», изданном в 1721 г., указывалось на необходимость соблюдения основных правил школьной гигиены и надзора за
здоровьем учащихся [5]. В XVIII в. продолжают открываться новые школы и училища, в уставах которых встречаются упоминания о присмотре за здоровьем учащихся и необходимости соблюдения ими режима дня, питания, физических упражнений [7]. В XVIII в. в России образуется первая государственная система школ, закрепленная уставом 1786 г., начинает развиваться дидактика. В трудах выдающихся ученых и деятелей того времени Ф. Прокоповича, В. Н. Татищева, И. И. Бецкого, М. В. Ломоносова,
Н. И. Новикова обращается внимание на надзор за здоровьем учащихся, на их физическое воспитание, выполнение специальных упражнений, поднимается вопрос о перегрузках учащихся.
С середины XIX в. врачи начали отмечать распространение некоторых заболеваний и патологических состояний именно в среде школьников: нарушения зрения, искривления позвоночника, расстройства пищеварения, наличие нервных болезней - из-за плохой организации обучения и проживания. Немецкий врач Р. Вирхов в 1870 г. ввел понятие «школьные болезни» [4], в это же время в России вводится врачебный надзор за школами с рекомендациями по организации заботы о здоровье учащихся. В 1904 г. на Всероссийском съезде детских врачей в Петербурге были заложены основы концепции здоровьесбережения в России. Внимание было обращено на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся». В XIX в. появляются первые детские музыкальные школы, количество которых постепенно увеличивалось. В СССР музыкальное образование и воспитание становится составной частью общего образования и воспитания, возникла государственная система музыкального образования, которая действует до сих пор.
Проведенный историко-педагогический анализ позволил выявить актуальные формы, методы и технологии здоровьесбережения учащихся детских музыкальных школ. В ходе исследования установлено, что в музыкальных школах одной из актуальных проблем является сохранение и укрепление здоровья учащихся в связи с их ранней профессионализацией. Исторически в России в области музыкального, изобразительного и хореографического искусств сложилась трехуровневая система профессиональной подготовки, включающая школы, училища и вузы. Данная система обеспечивает доступность, качество и эффективность подготовки профессиональных кадров. В Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 гг. определено: «Задачу ранней профессионализации призваны решать детские школы искусств (по видам искусств), функционирующие сегодня в рамках дополнительного образования детей.» [3]. В них осуществляется ранняя профессиональная подготовка в течение 5-8 лет.
Профессиональная подготовка в области музыкального искусства начинается в раннем возрасте и требует повышенного внимания к сохранению и укреплению здоровья учащихся. Как и в общеобразовательной школе, учащиеся детской музыкальной школы основную часть времени на уроках
проводят в статичном положении, уровень двигательной активности значителен один раз в неделю у учащихся 1 класса. На остальных занятиях учащиеся или сидят неподвижно за партами (сольфеджио, слушанье музыки, теория), или поют в хоре, или занимаются на музыкальных инструментах, в процессе игры на которых нагрузка в основном идет на руки, а другие части тела остаются малоподвижными. В связи с этим возникает проблема недостаточной двигательной активности, утомления и переутомления детей, которая может привести к ухудшению состояния их здоровья.
В психолого-педагогической литературе отдельными исследователями используется понятие «сопровождение». Валеологическое сопровождение рассматривается М. Ю. Кирилловой, Е. О. Школой и Н. Н. Чактуровой, здоровьесберегающее - Е. В. Литовских. Е. К. Александрова, М. В. Быв-шева, Н. К. Чанилова выделяют педагогическое сопровождение обучения учащихся, Т. С. Горолатова, Л. Г. Субботина - психолого-педагогическое, М. Р. Битянова - психологическое, Е. О. Вержуцкая - индивидуальное, М. Б. Федорцова - методическое сопровождение.
Здоровьесберегающее сопровождение является видом валеологического сопровождения. Как любое педагогическое явление здоровьесберегающее сопровождение имеет свою структуру, которая детерминирована, с одной стороны, особенностями сопровождения, предполагающего совместную деятельность субъектов по формированию чего-либо, а с другой, термины с сущностными характеристиками «здоровьесбережение» и «сопровождение» предполагают использование термина «охрана». На основе проведенного теоретического анализа, исторических и актуальных форм и методов здоровьесберегающее сопровождение в музыкальной школе имеет следующую структуру: первой составляющей является охрана здоровья учащихся в музыкальных школах. В подструктуру охраны здоровья мы включаем защиту, поддержку и заботу о здоровье учащихся. Второй составляющей сопровождения является деятельность педагогов музыкальных школ по информированию учащихся о формах, методах, приемах сохранения физического и психического здоровья при обучении в музыкальной школе и выборе оптимального режима и сохранения здоровья при обучении одновременно в двух школах. Третьей является реализация, включающая контроль за поведением и самореализацию.
Исходя из существующих дефиниций мы определяем здоровьесберегающее сопровождение как взаимодействие администрации, преподавателей детских музыкальных школ, учителей общеобразовательных школ, родителей по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Осуществленная в ходе экспериментальной работы экспертная оценка выявила актуальность проблемы здоровьесбережения учащихся музыкальных школ. Ее отмечает абсолютное большинство экспертов (95,4%). Проведенное исследование показало в целом недостаточный уровень здоровьесберегающей компетентности администрации, преподавателей и учащихся детских музыкальных школ. Учащиеся музыкальных школ в основном
используют здоровьесберегающие знания и умения, полученные в общеобразовательных учреждениях.
В ходе исследования было выявлено, что одним из условий реализации модели здоровьесберегающего сопровождения учащихся детской музыкальной школы является повышение здоровьесберегающей информированности выпускников средних музыкальных учреждений и преподавателей детских музыкальных школ. Изучение государственных стандартов и учебных планов, рабочих программ профессиональной подготовки будущих преподавателей детских музыкальных школ показывает, что студентам музыкальных колледжей и училищ даются только основы педагогики и психологии. Вместе с тем в детских музыкальных школах, как правило, в штатном расписании нет ставок медицинских работников, психологов и валеологов.
Одним из критериев здоровьесбережения является наличие усталости у учащихся детских музыкальных школ. По оценке опрошенных учащихся и выпускников, в отличие от общеобразовательных школ, у них в детской музыкальной школе бывает очень часто состояние усталости. Каждый десятый их респондентов указывает на это. В ходе констатирующего эксперимента была выявлена приоритетная роль в здоровьесберегающем сопровождении преподавателя детской музыкальной школы.
Проведенный анализ ответов родителей на вопросы анкеты «Здоровьесберегающее сопровождение учащихся в детской музыкальной школе», осуществленное интервью показывают, что среди организационных факторов сопровождения значительную неудовлетворенность вызывает распределение учебной нагрузки в течение недели. Количество неудовлетворенных расписанием родителей составляет более 1/3.
Для организации здоровьесберегающего сопровождения нами были определены следующие направления: повышение здоровьесберегающей информированности выпускников средних музыкальных учреждений и преподавателей детских музыкальных школ; организация взаимодействия преподавателей музыкальной школы, учителей общеобразовательного учреждения и родителей; разработка и использование спецкурса и программы по здоровьесберегающему сопровождению.
Спецкурс «Особенности использования здоровьесберегающих технологий в детских музыкальных школах», предназначенный для выпускников средних музыкальных учреждений, дополняет материал по предмету «Основы педагогики и психологии» и содержит исторические и актуальные проблемы здоровьесбережения, позволяет сформировать его основы у студентов.
Программа здоровьесберегающего сопровождения в детской музыкальной школе, построенная на основе обобщенного позитивного опыта работы ведущих преподавателей музыкальных школ г. Кургана и Курганской области, помогает в создании содержательного и информационного обеспечения работы по приобщению учащихся к здоровому образу жизни и
внедрении программы по укреплению и сохранению здоровья учащихся детских музыкальных школ. Данная программа может быть реализована не только в музыкальных школах, но и в других учреждениях дополнительного образования детей.
Таким образом, анализ теоретических источников, изучение практики выявили особенности использования здоровьесберегающих технологий и позволили разработать и внедрить мероприятия по сохранению здоровья у учащихся детских музыкальных школ.
Библиографический список
1. Андреева, И. Н. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России [Текст]: учеб. пособие для студ.высш.пед. учеб. заведений / Андреева, И. Н., Буторина Т. С., Васильева З. И., и др. /Под ред. З. И. Васильевой. - М.: изд. центр «Академия», 2002 - 416 с.
2. Доклад Левитской А., д-ра Департамента гос. политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/ruk/dir/levitskaya/dok/5188/
3. Доклад Мин. Культуры РФ «О Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации». (К заседанию Координационного совета по культуре при Минкультуры России. 25-27 сентября 2008 г., г. Оренбург). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mkrf.ru/activity/council/ detail.php?ID=60660
4. Здоровьесберегающее образование. История вопроса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zpzr.ru/healthcare_education/4171.html
5. Константинов, Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. detskiysad.ru/ped/ped103.html
6. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч. 1, гл. 6. - М., 1988.
7. Розеншильд, К. История зарубежной музыки. В четырех книгах. Книга 1. [Текст]/ К. Розеншильд. - М.: Музыка, 1978.