© В.В. Аксенов, М.Ю. Блащук, 2012
В.В. Аксенов, М.Ю. Блащук
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕРАВНОМЕРНОСТИ ВРАЩАЮЩЕГО МОМЕНТА ТРАНСМИССИИ ГЕОХОДА С ГИДРОЦИЛИНДРАМИ В РАЗНЫХ ФАЗАХ
Рассмотрены особенности возникновения неравномерности вращения в трансмиссии геохода с гидроцилиндрами в разных фазах. Описана методика определения неравномерности вращающего момента, а также определено влияние параметров трансмиссии на величину неравномерности. Ключевые слова: геоход, трансмиссия с гидроцилиндрами в разных фазах, неравномерность вращающего момента.
Трансмиссия является одной из основных систем геохода, обеспечивающих передачу усилия внешнему движителю, и формирование напорного усилия на исполнительном органе. Отсутствие конструктивных решений трансмиссии, а также методик определения их основных параметров затрудняют дальнейшее совершенствование и разработку геоходов нового поколения, что и определяет актуальность исследований в этом направлении.
В результате проведенных исследований были разработаны схемные решения трансмиссии геохода с гидроприводом на основе гидроцилиндров, работающих в разных фазах [1, 2]. Данные схемы в набольшей степени отвечают требованиям, предъявляемым к трансмиссии геохода и обеспечивают непрерывный режим его работы [2, 3].
Ранее были выведены основные зависимости развиваемого трансмиссией вращающего момента [4]. Момент, развиваемый каждым гидроцилиндром
где — D| — диаметр поршня гидроцилиндра, м; рйв — давление, подводимое в поршневую полость гидроцилиндра, Па; D6N0 0д — диаметр окружности вращения цапфы (установки
цапфы) штока на головной секции, м; D6N0Ю — диаметр
окружности установки цапфы корпуса гидроцилиндра на обечайке хвостовой секции, м (фиксированное значение, определяемое конструктивно); +5) — расстояние между осью цапфы корпуса гидроцилиндра и осью цапфы штока в произвольном положении, м; L0 — расстояние между цапфами корпуса и штока гидроцилиндра в сложенном состоянии (при минимальной раздвижности), м; 5 — текущая величина выдвижения штока гидроцилиндра, м.
Из выражения (1) следует, что по мере выдвижения штока гидроцилиндра расстояние L0 будет увеличиваться на величину 5, (Соответственно длина гидроцилиндра со штоком составит L0+ 5) а плечо hЮj силы, реализующей вращающий момент на головной секции, будет изменяться, а соответственно, будет изменяться и вращающий момент МАв . Величина изменения плеча силы hЮj, а, соответственно, и развиваемого момента МАв будет зависеть от геометрических параметров расстановки гидроцилиндров — D6NO0O, D6N0Ю , а также конструктивных размеров гидроцилиндров — L0, Lв.
В компоновочных схемах [2], где гидроцилиндры работают в разных фазах, в каждой момент времени штоки гидроцилиндров будут выдвинуты на различную величину, а результирующий момент будет представлять собой сумму моментов, развиваемых каждым гидроцилиндром в текущем положении
ПВАА .РВ ^ . D.. 2
МАв = ПРВ ^ р0в ' D6N0.00
I =1
8
1 -х
\2 / Л2 \2 Л
1 -
D
( L. Y ( D...... Л
l + l0 (' - 1) + 5, dono.ao
0 П-- -1 '
V_ oap _
2
ONO.0O I +
DONO.ÄÖ
L0 + -1) + 5' "oaq 1
(2)
где nдд — количество групп гидроцилиндров, находящихся в разных фазах выдвижения; n€AA g — число гидроцилиндров в группе, совершающих рабочий ход; nOAp — количество промежуточных положений штоков (фаз); i = 1, 2, ... nÖ —
порядковый номер гидроцилиндра в группе; 5, = 0...———
nOAp - 1
— текущее положение штока i - го гидроцилиндра.
Как видно из приведенных выражений величина изменения момента AM для заданных конструктивных размеров DONo0O , DONOö , Dj будет зависеть от величины выдвижения штока 5 в пределах изменения длины хода L0 . Подобное изменение момента наблюдается также в поршневых насосах и в роторно-поршневых гидромашинах (радиально- и аксиально поршневых насосах и гидромоторах) [5]. При циклической работе такое изменение момента принято называть неравномерностью (пульсацией) момента, а для ее оценки вводят коэффициент неравномерности вращающего момента AM . Без учета влияния сжатия и инерции рабочей жидкости, поступающей в гидроцилиндры коэффициент AM можно приближенно определить по выражениям A = M max - M min = 2 (M max - M min)
M Mm M max + M mjn ' ^
где M max и M min — максимальное и минимальное значение
■ 1 max min
M + M
вращающего момента MÄa , H-м; MK = ——— — среднее значение вращающего момента за ход штока L0 .
X
В зависимости от взаимного расположения опор гидроцилиндров, а именно от соотношения конструктивных размеров D6NO0O, D6N0Ю минимальные Мт,п и максимальные
М тах значения моментов могут реализовываться при различных положениях штока гидроцилиндра (рис. 1). Наибольший момент реализуется при равноудаленности опор гидроцилиндра от продольной оси секции, т. е. при равенстве диаметров установки опор — D6NO0O = D6N0Ю . С увеличением
разности в диаметрах установки опор развиваемый момент будет снижаться. Соотношение диаметров расстановки опор будет влиять на изменение момента по мере выдвижения штоков. При разности диаметров до 15 % максимальный момент реализуется в начале хода, а минимальный — в конце хода штока. При разности диаметров от 15 до 25 % будет наблюдаться пик развиваемого момента, который будет смещаться от начала к концу хода штока. При увеличении свыше 25 % — максимальный момент будет реализовывать-ся в конце хода штока гидроцилиндра.
Отношение размеров установки опор гидроцилиндров D6N0 0О / D6N0Ю , а также их количество пю будет оказывать
влияние на величину неравномерности момента (рис. 2).
С увеличением количества гидроцилиндров от 5 до 14 соотношение диаметров установки опор, когда коэффициент неравномерности меняется незначительно (в пределах 5 %), уменьшается с 30 до 6 %, что связано с уменьшением расстояния между опорами.
О 0,05 0,10 0,15 0,20 0,25 0,30 0,35 ОАО OAS 0,50 0,55 8 Рис. 1. Зависимость развиваемого трансмиссией вращающего момента M Ав от взаимного расположения опор гидроцилиндра
DONd.0d, DdNd.Ao
// —т—'
//
1, Ш
А- —*—ч- -Д-, -М--_. Уу
'С ж
С 6 10 15 га 25 ОусгипЮюглг *
Рис. 2. Зависимость неравномерности момента &, от взаимного расположения опор гидроцилиндра D6NO0O и D6N016
Для трансмиссии геохода с гидроцилиндрами в разных фазах коэффициент неравномерности момента Дм определяется выражением:
"ЬЛА "ЬЛА
ЕК - V К
тах I / . п
Дм = 2 •
I=1
I=1
' УЧА ' ЬЛА
ЦК тах I
(4)
I =1
I =1
где К тах, — соответствует началу движения штока в фазе
К„
= 1 -
Л2 ' 2 '
+ П^-Г •(-1)
. "олд '_
V Г D...... ^
^амо.АО
(
D,
СМЭ.00
"о +
и
поАд 1
• (' -1)
,(5)
а К I — концу движения штока в фазе
Рис. 3. Зависимость неравномерности момента Дм от количества гидроцилиндров пм
2
2
к
= 1 -
и- '
2
Ц> +
V
П- - 1
"олд '
• /
(п.-.... \
'-'ОМО .АО
2 \
п
0М0 .00
^ +
о п -1
"олд 1
;(б)
По полученным выражениям были построены зависимости коэффициента неравномерности развиваемого трансмиссией вращающего момента (рис. 3).
Зависимости неравномерности момента для синхронно выдвигающихся гидроцилиндров и гидроцилиндров в разных фазах показывают, что увеличение количества гидроцилиндров в разных фазах с 4 до 14, способствует уменьшению коэффициента неравномерности развиваемого вращающего момента с 8 % до 0,1 %. При этом коэффициент неравномерности момента уменьшается в 2,5...13,4 раза по сравнению с синхронным движением штоков.
Необходимо отметить, что помимо неравномерности момента будут наблюдаться колебания угловой скорости вращения головной секции, причем величина неравномерности угловой скорости будет определяться по аналогичным выражениям как и для неравномерности вращающего момента. - СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2
2
L
2
1. Разработка и анализ возможных вариантов гидропривода в трансмиссии геохода / В.В. Аксенов, А.Б. Ефременков, В.Ю. Тимофеев, М.Ю. Блащук // Горный информационный аналитический бюллетень. Горное машиностроение / Москва, МГГУ, 2010 — ОВ № 3. С. 184-193.
2. Аксенов В.В., Ефременков А.Б., Блащук М.Ю. Особенности трансмиссии геохода с гидроцилиндрами в разных фазах выдвижения / Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал) Перспективы развития горно-транспортного оборудования / Москва, МГГУ, — 2012, Вып. ОВ2 — С. 37-42.
3. Разработка требований к трансмиссии геоходов / А.Б. Ефременков, В.В. Аксенов, М.Ю. Блащук, В.Ю. Тимофеев // Известия вузов. Горный журнал / Екатеринбург, 2009-№ 8. С. 101-103.
4. Аксенов В.В., Хорешок А.А., Нестеров В.И., Блащук М.Ю. Силовые параметры трансмиссии геохода с гидроприводом / Вестник Кузбасского государственного технического университета. — 2012 — № . 4 — С. 21-24.
5. Башта Т.М. Объемные насосы и гидравлические двигатели гидросистем. Учебник для ВУЗов. М.: Машиностроение, 1974, С. 606 ЕШ
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -
Аксенов Владимир Валерьевич — доктор технических наук, профессор Юр-гинского технологического института (филиала) ТПУ, зав. лабораторией угольной геотехники Института угля СО РАН, [email protected], Блащук Михаил Юрьевич — кандидат технических наук, старший преподаватель Юргинского технологического института (филиала) ТПУ, [email protected].