Научная статья на тему 'Силовые параметры трансмиссии геохода с гидроприводом'

Силовые параметры трансмиссии геохода с гидроприводом Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
133
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОХОД / ТРАНСМИССИЯ / ВРАЩАЮЩИЙ МОМЕНТ / ГИДРОЦИЛИНДР / GEOHOD / TRANSMISSION / TORQUE / HYDROCYLINDER

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Аксенов В. В., Хорешок А. А., Нестеров В. И., Блащук М. Ю.

Силовые параметры трансмиссии геохода с гидроприводом / Аксенов В.В., Хорешок А.А., Нестеров В.И., Блащук М.Ю. // Вестник КузГТУ. 2012. №4. С. 21-24 Рассмотрены полученные аналитические выражения для определения развиваемого трансмиссией геохода вращающего момента, а также влияние на силовые параметры трансмиссии её функционально-конструктивных особенностей и геометрических параметров геохода. Илл.2. Табл.1. Библиогр.3 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Аксенов В. В., Хорешок А. А., Нестеров В. И., Блащук М. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Geohod power transmission parameters with hydraulic drive / Aksenov V.V., Horeshok A.A., Nesterov V.I., Blashchuk M.Yu. // The bulletin of KuzSTU. 2012. No4.P.21-24. We consider the obtained analytic expressions for geohod transmission developed by rotating moment and the impact on power transmission parameters of functional and structural features and geometrical parameters.

Текст научной работы на тему «Силовые параметры трансмиссии геохода с гидроприводом»

УДК 622.002.5

В.В. Аксенов, А.А. Хорешок, В.И. Нестеров, М.Ю. Блащук СИЛОВЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТРАНСМИССИИ ГЕОХОДА С ГИДРОПРИВОДОМ

Трансмиссия является одной из основных систем геохода. Трансмиссия передаёт усилие внешнему движителю, и обеспечивает формирование напорного усилия на исполнительном органе. Отсутствие конструктивных решений трансмиссии, а также методик определения их основных параметров затрудняют дальнейшее совершенствование и разработку геоходов нового поколения. Поэтому исследования в этом направлении являются актуальными.

Одним из направлений развития схемных и конструктивных решений трансмиссии геоходов, реализующих непрерывный режим его работы, является использование гидропривода с гидроцилиндрами, работающими в разных фазах [1, 2]. При разработке новых конструктивных решений трансмиссий особый интерес представляют её основные параметры - силовые, кинематические, конструктивные. В данной статье рассмотрено влияние пространственно-компоновочного расположения гидроцилиндров трансмиссии на основной параметр - развиваемый вращающий момент.

На расчетной схеме (рис. 1) гидроцилиндры расположены внутри секций по хордам в одной плоскости, перпендикулярной оси секций геохода. При этом корпус гидроцилиндра закреплен шарнирно на хвостовой (неподвижной) секции, а шток гидроцилиндра соединен с механизмом свободного хода, передающим вращение на головную секцию. Данная схема расположения является кулисным механизмом и служит для преобразования поступательного движения штоков гидроцилиндров во вращательное движение головной секции. При выдвижении штоков будет наблюдаться из-

менение пространственного положения гидроцилиндров относительно секций.

Вращающий момент Mgpi развиваемый одним гидроцилиндром, определяется выражением (рис.

1)

MBPi ~ F ' ^ГЦ (1)

где Fi - усилие на штоке i -го гидроцилиндра, Н; НГщ - плечо приложения силы i-го гидроцилиндра, м.

Усилие на штоке гидроцилиндра Fi при условии подачи жидкости в поршневую полость

Fi — SП ' РТР (2)

о n' Dn2

где о ^ =---------- - площадь поршня гидро-

4

цилиндра, м2; Dn - диаметр поршня гидроцилиндра, м;

p - давление, подводимое в поршневую полость гидроцилиндра, Па.

Плечо ^ определяется из конструктивных

размеров геохода. Для расчетной схемы (рис. 1) в произвольном положении штока гидроцилиндра

плечо ИГщ будет определяться как

hm - °УСТ2Ш • sin а, (3)

где D - диаметр окружности вращения

цапфы (установки цапфы) штока на головной секции, м;

а - угол между направлением действия силы на штоке гидроцилиндра и линией, проведенной через центр вращения O и точку B на цапфе штока.

По «теореме косинусов» из треугольника OAB cos а =T, (4)

D.

T =

V (D V

устшИ + (Lq + S)2 _

2 ) ^ 2

2

D

УСТ .ШТ

2

(5)

(Lo + S)

где ^стщ - диаметр окружности установки

цапф корпусов гидроцилиндров на обечайке хвостовой секции, м (фиксированное значение, определяемое конструктивно); (Х0 + 8) - расстояние

между осью цапфы корпуса гидроцилиндра А и осью цапфы штока в произвольном положении, м;

£0 - расстояние между цапфами корпуса и штока гидроцилиндра в сложенном состоянии (при минимальной раздвижности), м; 8 - текущая величина выдвижения штока гидроцилиндра, м.

После подстановки выражения (4-5) в (3) получим

и _ DУСТ.ШТ Пщі = 2

•V і _ т2

(6)

После подстановки выражений (6) и (2) в (1) получим выражение для определения момента, развиваемого одним гидроцилиндром

M = v • D •п'Dn •л/1 _т2

M ВРі рТР DyCT.ШТ g v 1 т

(7)

Возможен конструктивный вариант, когда цапфы штока корпуса гидроцилиндра размещаются на одной окружности, т. е.

Еуст шт = гц = Ещ. В этом случае выражение (7) примет вид

ж-Б 2

МВРг = РТР ' БГ

'ГЦ

8

II

, (L +Я)

1 - -------тт— . (8)

D

ГЦ

Из (7) и (8) следует, что по мере выдвижения штока гидроцилиндра расстояние Ь{) будет увеличиваться на величину 8 , Соответственно, расстояние между опорами гидроцилиндра со штоком составит (Ь0 +8) , а плечо ^ силы, реализующей вращающий момент на головной секции, будет изменяться, соответственно, будет изменяться и вращающий момент МВР1. Величина изменения плеча силы и соответственно,

развиваемого момента Мш будет зависеть от геометрических параметров расстановки опор гидроцилиндров - БУСТ ШТ, Оуст гц , Бгц, а

также конструктивных размеров гидроцилиндров

- £0, , и длины хода штока - .

Таким образом, при выдвижении штока гидроцилиндра, развиваемый вращающий момент

М будет носить переменный характер.

В компоновочных схемах, где гидроцилиндры работают в разных фазах, в каждой момент времени штоки гидроцилиндров будут выдвинуты на различную величину, соответственно, будут отличаться величины плеч ^ приложения силы и

развиваемый вращающий момент М на каж-

дом гидроцилиндре

h = УСТШТ • т*

ГЦі

2

(9)

где T*=

1 —

УСТ.ШТ

2

г . Lx (i — 1) L0 +

n — 1

,1ФАЗ 1

+ s,

D

УСТ.ГЦ

2

D I L + Lx (i —

DycT.mT I Lo + ,

ПФАЗ _ 1

+ S,

ПфАз - количество промежуточных положений штоков (фаз) (выражение (10));

n

пГЦ

n =---------—

пФАЗ

n

'ОВР

штока і -го гидроцилиндра; 0

n — 1

пФАЗ 1

h =

ПгЦі 2

1 —

Lo +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lv

n _ 1

пфаз 1

• (i — 1) + 0

D

ГЦ

АЛ — п D ^ Dn

M врі Утр ' DycT.rnT

8

• T*

22

При конструктивном исполнении, когда диаметры окружностей установки цапф штока и корпуса гидроцилиндра совпадают, т. е.

Пуст шт ~ Пустгц= Пщ выражение (9) примет вид

(10)

Пщ - общее количество гидроцилиндров

вращения, задействованных в трансмиссии; ПОБР - количество гидроцилиндров совершающих обратный ход. 1= 1, 2, ... Пщ - порядковый номер

гидроцилиндра в группе; 8 - текущее положение

8= 0... 1х

\ ) Момент, развиваемый і -м гидроцилиндром в группе

Результирующий момент, развиваемый гидроцилиндрами в разных фазах движения, пред ставляет сумму моментов, развиваемых каждым гидроцилиндром в текущем положении

2

+

V

)

2

Мвр, МН-м

14,0 •

12,0 •

10,0

8,0 •

6,0 ■

4,0 •

2,0 •

0,0 ■

- пгц=4

- пгц=7

- пгц-8

- пгц-10 -пгц=12

- пгц;

=14

0,05 0,06 0,07 0,08 0,09 0,10 0,11 0,12 0,13 0,14 0,15 0,16 0,17 0,18 0,19 0,20 0,21 Ог

Рис. 2. Зависимости развиваемого трансмиссией вращающего момента от количества гидроцилиндров Пщ и диаметра поршня (Оп)

Таблица 1. Силовые параметры трансмиссии геоходов типоразмерного ряда проходческих щитов

ЦНИИподземмаша

Параметры геохода пГц, шт

Вгс=2,1 м; _Мвртр=0,37 ІМН-м 4 5 6 7 8 10 12 14

м 0,125 0,09 0,08 0,07 0,063 0,056 0,05 0,045

Мвр, МН-м 0,447 0,381 0,406 0,393 0,383 0,403 0,402 0,391

Вгс=2,6 м; Мвр.тр=0,73 МН-м

Dп, м 0,16 0,125 0,1 0,09 0,08 0,07 0,063 0,056

Мвр, МН-м 0,896 0,887 0,785 0,799 0,763 0,78 0,789 0,75

Вгс=3,2 м; Мвр.тр=1,43 МН-м

Dп, м 0,18 0,16 0,125 0,1 0,09 0,08 0,07 0,063

^Мвр, МН-м 1,441 1,597 1,505 1,471 1,465 1,578 1,561 1,44

Вгс=4,1 м; Мвр.тр=4,43 МН-м

Dп, м - 0,2 0,18 0,16 0,125 0,1 0,09 0,08

Мвр, МН-м — 4,119 4,096 4,032 3,631 3,86 3,751 3,752

Вгс=5,6 м; МВр тр=10,7 ІМН-м

Dп, м - - - - 0,22 0,18 0,16 0,16

Мвр, МН-м - - - - 11,96 10,85 10,76 12,79

М ВР = ПГР

пРАБ. ГР

£ мВРІ ь і=і

где Прр - количество групп гидроцилиндров, находящихся в разных фазах выдвижения; прш гр - число гидроцилиндров в группе, совершающих рабочий ход.

При совпадении диаметров окружностей размещения цапф корпусов и штоков гидроцилиндров, т. е. ШГ = ВуСт щ = Пщ , момент,

развиваемый і -м гидроцилиндром будет определяться выражением

1 -

т Л

То +-------(і -1) + 8і

ПФАЗ — 1

Б

ГЦ

Результирующий момент, развиваемый всеми гидроцилиндрами совершающими рабочий ход

ПРАБ

МВР = ПГР £ МВРі і=1

По полученным аналитическим выражениям построены зависимости и определено влияние конструктивных параметров (диаметр поршня) и количества гидроцилиндров на величину развива-

2

емого трансмиссией вращающего момента (рис. 2) для заданного диаметра головной секции геохода (ДтС) и величины давления в гидросистеме РТР .

Полученные графические зависимости (рис.

2), построенные для диаметров геоходов типоразмерного ряда проходческих щитов ЦНИИподзем-маша (таблица) позволяют определить соотноше-

ние количества гидроцилиндров (ПГц) в трансмиссии и диаметра поршня (0П) в зависимости от требуемого вращающего момента (Мвртр) на головной секции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Разработка и анализ возможных вариантов гидропривода в трансмиссии геохода / Аксенов В.В. , Ефременков А.Б., Тимофеев В.Ю., Блащук М.Ю. // Горный информационно-аналитический бюллетень. -2010. - ОВ № 3. - С. 184-193.

2. Разработка вариантов компоновочных решений гидравлической трансмиссии геохода / Аксенов В.В. , Ефременков А.Б., Тимофеев В.Ю., Блащук М.Ю. // Инновационные технологии и экономика в машиностроении: Сборник трудов Междунар. научно-практ. конф. с элементами научной школы для молодых ученых. - Томск, 2010. - С. 461-466.

3. ВыгодскийМ.Я. Справочник по элементарной математике. - М: АСТ: Астрель, 2006. - 509 с.

□ Авторы статьи:

Аксенов Владимир Валерьевич, докт. техн. наук, профессор ЮТИ ТПУ, зав. лаб. угольной геотехники Института угля СО РАН.

E-mail:

v. aksenov@icc. kemsc. ru

Хорешок Алексей Алексеевич, докт.техн. наук, профессор., зав. кафедрой горных машин и комплексов КузГТУ, тел. 8(3842) 39-69-40.

Нестеров Валерий Иванович, докт.техн. наук, профессор, зав. кафедрой горных машин и комплексов, президент КузГТУ, тел. 8(3842) 39-69-40.

Блащук Михаил Юрьевич, ст. преп. каф. горношахтного оборудования ЮТИ ТПУ. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.