УДК 622.002.5
В.В. Аксенов, А.А. Хорешок, В.И. Нестеров, М.Ю. Блащук СИЛОВЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТРАНСМИССИИ ГЕОХОДА С ГИДРОПРИВОДОМ
Трансмиссия является одной из основных систем геохода. Трансмиссия передаёт усилие внешнему движителю, и обеспечивает формирование напорного усилия на исполнительном органе. Отсутствие конструктивных решений трансмиссии, а также методик определения их основных параметров затрудняют дальнейшее совершенствование и разработку геоходов нового поколения. Поэтому исследования в этом направлении являются актуальными.
Одним из направлений развития схемных и конструктивных решений трансмиссии геоходов, реализующих непрерывный режим его работы, является использование гидропривода с гидроцилиндрами, работающими в разных фазах [1, 2]. При разработке новых конструктивных решений трансмиссий особый интерес представляют её основные параметры - силовые, кинематические, конструктивные. В данной статье рассмотрено влияние пространственно-компоновочного расположения гидроцилиндров трансмиссии на основной параметр - развиваемый вращающий момент.
На расчетной схеме (рис. 1) гидроцилиндры расположены внутри секций по хордам в одной плоскости, перпендикулярной оси секций геохода. При этом корпус гидроцилиндра закреплен шарнирно на хвостовой (неподвижной) секции, а шток гидроцилиндра соединен с механизмом свободного хода, передающим вращение на головную секцию. Данная схема расположения является кулисным механизмом и служит для преобразования поступательного движения штоков гидроцилиндров во вращательное движение головной секции. При выдвижении штоков будет наблюдаться из-
менение пространственного положения гидроцилиндров относительно секций.
Вращающий момент Mgpi развиваемый одним гидроцилиндром, определяется выражением (рис.
1)
MBPi ~ F ' ^ГЦ (1)
где Fi - усилие на штоке i -го гидроцилиндра, Н; НГщ - плечо приложения силы i-го гидроцилиндра, м.
Усилие на штоке гидроцилиндра Fi при условии подачи жидкости в поршневую полость
Fi — SП ' РТР (2)
о n' Dn2
где о ^ =---------- - площадь поршня гидро-
4
цилиндра, м2; Dn - диаметр поршня гидроцилиндра, м;
p - давление, подводимое в поршневую полость гидроцилиндра, Па.
Плечо ^ определяется из конструктивных
размеров геохода. Для расчетной схемы (рис. 1) в произвольном положении штока гидроцилиндра
плечо ИГщ будет определяться как
hm - °УСТ2Ш • sin а, (3)
где D - диаметр окружности вращения
цапфы (установки цапфы) штока на головной секции, м;
а - угол между направлением действия силы на штоке гидроцилиндра и линией, проведенной через центр вращения O и точку B на цапфе штока.
По «теореме косинусов» из треугольника OAB cos а =T, (4)
D.
T =
V (D V
устшИ + (Lq + S)2 _
2 ) ^ 2
2
D
УСТ .ШТ
2
(5)
(Lo + S)
где ^стщ - диаметр окружности установки
цапф корпусов гидроцилиндров на обечайке хвостовой секции, м (фиксированное значение, определяемое конструктивно); (Х0 + 8) - расстояние
между осью цапфы корпуса гидроцилиндра А и осью цапфы штока в произвольном положении, м;
£0 - расстояние между цапфами корпуса и штока гидроцилиндра в сложенном состоянии (при минимальной раздвижности), м; 8 - текущая величина выдвижения штока гидроцилиндра, м.
После подстановки выражения (4-5) в (3) получим
и _ DУСТ.ШТ Пщі = 2
•V і _ т2
(6)
После подстановки выражений (6) и (2) в (1) получим выражение для определения момента, развиваемого одним гидроцилиндром
M = v • D •п'Dn •л/1 _т2
M ВРі рТР DyCT.ШТ g v 1 т
(7)
Возможен конструктивный вариант, когда цапфы штока корпуса гидроцилиндра размещаются на одной окружности, т. е.
Еуст шт = гц = Ещ. В этом случае выражение (7) примет вид
ж-Б 2
МВРг = РТР ' БГ
'ГЦ
8
II
, (L +Я)
1 - -------тт— . (8)
D
ГЦ
Из (7) и (8) следует, что по мере выдвижения штока гидроцилиндра расстояние Ь{) будет увеличиваться на величину 8 , Соответственно, расстояние между опорами гидроцилиндра со штоком составит (Ь0 +8) , а плечо ^ силы, реализующей вращающий момент на головной секции, будет изменяться, соответственно, будет изменяться и вращающий момент МВР1. Величина изменения плеча силы и соответственно,
развиваемого момента Мш будет зависеть от геометрических параметров расстановки опор гидроцилиндров - БУСТ ШТ, Оуст гц , Бгц, а
также конструктивных размеров гидроцилиндров
- £0, , и длины хода штока - .
Таким образом, при выдвижении штока гидроцилиндра, развиваемый вращающий момент
М будет носить переменный характер.
В компоновочных схемах, где гидроцилиндры работают в разных фазах, в каждой момент времени штоки гидроцилиндров будут выдвинуты на различную величину, соответственно, будут отличаться величины плеч ^ приложения силы и
развиваемый вращающий момент М на каж-
дом гидроцилиндре
h = УСТШТ • т*
ГЦі
2
(9)
где T*=
1 —
УСТ.ШТ
2
г . Lx (i — 1) L0 +
n — 1
,1ФАЗ 1
+ s,
D
УСТ.ГЦ
2
D I L + Lx (i —
DycT.mT I Lo + ,
ПФАЗ _ 1
+ S,
ПфАз - количество промежуточных положений штоков (фаз) (выражение (10));
n
пГЦ
n =---------—
пФАЗ
n
'ОВР
штока і -го гидроцилиндра; 0
n — 1
пФАЗ 1
h =
ПгЦі 2
1 —
Lo +
Lv
n _ 1
пфаз 1
• (i — 1) + 0
D
ГЦ
АЛ — п D ^ Dn
M врі Утр ' DycT.rnT
8
• T*
22
При конструктивном исполнении, когда диаметры окружностей установки цапф штока и корпуса гидроцилиндра совпадают, т. е.
Пуст шт ~ Пустгц= Пщ выражение (9) примет вид
(10)
Пщ - общее количество гидроцилиндров
вращения, задействованных в трансмиссии; ПОБР - количество гидроцилиндров совершающих обратный ход. 1= 1, 2, ... Пщ - порядковый номер
гидроцилиндра в группе; 8 - текущее положение
8= 0... 1х
\ ) Момент, развиваемый і -м гидроцилиндром в группе
Результирующий момент, развиваемый гидроцилиндрами в разных фазах движения, пред ставляет сумму моментов, развиваемых каждым гидроцилиндром в текущем положении
2
+
V
)
2
Мвр, МН-м
14,0 •
12,0 •
10,0
8,0 •
6,0 ■
4,0 •
2,0 •
0,0 ■
- пгц=4
- пгц=7
- пгц-8
- пгц-10 -пгц=12
- пгц;
=14
0,05 0,06 0,07 0,08 0,09 0,10 0,11 0,12 0,13 0,14 0,15 0,16 0,17 0,18 0,19 0,20 0,21 Ог
Рис. 2. Зависимости развиваемого трансмиссией вращающего момента от количества гидроцилиндров Пщ и диаметра поршня (Оп)
Таблица 1. Силовые параметры трансмиссии геоходов типоразмерного ряда проходческих щитов
ЦНИИподземмаша
Параметры геохода пГц, шт
Вгс=2,1 м; _Мвртр=0,37 ІМН-м 4 5 6 7 8 10 12 14
м 0,125 0,09 0,08 0,07 0,063 0,056 0,05 0,045
Мвр, МН-м 0,447 0,381 0,406 0,393 0,383 0,403 0,402 0,391
Вгс=2,6 м; Мвр.тр=0,73 МН-м
Dп, м 0,16 0,125 0,1 0,09 0,08 0,07 0,063 0,056
Мвр, МН-м 0,896 0,887 0,785 0,799 0,763 0,78 0,789 0,75
Вгс=3,2 м; Мвр.тр=1,43 МН-м
Dп, м 0,18 0,16 0,125 0,1 0,09 0,08 0,07 0,063
^Мвр, МН-м 1,441 1,597 1,505 1,471 1,465 1,578 1,561 1,44
Вгс=4,1 м; Мвр.тр=4,43 МН-м
Dп, м - 0,2 0,18 0,16 0,125 0,1 0,09 0,08
Мвр, МН-м — 4,119 4,096 4,032 3,631 3,86 3,751 3,752
Вгс=5,6 м; МВр тр=10,7 ІМН-м
Dп, м - - - - 0,22 0,18 0,16 0,16
Мвр, МН-м - - - - 11,96 10,85 10,76 12,79
М ВР = ПГР
пРАБ. ГР
£ мВРІ ь і=і
где Прр - количество групп гидроцилиндров, находящихся в разных фазах выдвижения; прш гр - число гидроцилиндров в группе, совершающих рабочий ход.
При совпадении диаметров окружностей размещения цапф корпусов и штоков гидроцилиндров, т. е. ШГ = ВуСт щ = Пщ , момент,
развиваемый і -м гидроцилиндром будет определяться выражением
1 -
т Л
То +-------(і -1) + 8і
ПФАЗ — 1
Б
ГЦ
Результирующий момент, развиваемый всеми гидроцилиндрами совершающими рабочий ход
ПРАБ
МВР = ПГР £ МВРі і=1
По полученным аналитическим выражениям построены зависимости и определено влияние конструктивных параметров (диаметр поршня) и количества гидроцилиндров на величину развива-
2
емого трансмиссией вращающего момента (рис. 2) для заданного диаметра головной секции геохода (ДтС) и величины давления в гидросистеме РТР .
Полученные графические зависимости (рис.
2), построенные для диаметров геоходов типоразмерного ряда проходческих щитов ЦНИИподзем-маша (таблица) позволяют определить соотноше-
ние количества гидроцилиндров (ПГц) в трансмиссии и диаметра поршня (0П) в зависимости от требуемого вращающего момента (Мвртр) на головной секции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Разработка и анализ возможных вариантов гидропривода в трансмиссии геохода / Аксенов В.В. , Ефременков А.Б., Тимофеев В.Ю., Блащук М.Ю. // Горный информационно-аналитический бюллетень. -2010. - ОВ № 3. - С. 184-193.
2. Разработка вариантов компоновочных решений гидравлической трансмиссии геохода / Аксенов В.В. , Ефременков А.Б., Тимофеев В.Ю., Блащук М.Ю. // Инновационные технологии и экономика в машиностроении: Сборник трудов Междунар. научно-практ. конф. с элементами научной школы для молодых ученых. - Томск, 2010. - С. 461-466.
3. ВыгодскийМ.Я. Справочник по элементарной математике. - М: АСТ: Астрель, 2006. - 509 с.
□ Авторы статьи:
Аксенов Владимир Валерьевич, докт. техн. наук, профессор ЮТИ ТПУ, зав. лаб. угольной геотехники Института угля СО РАН.
E-mail:
v. aksenov@icc. kemsc. ru
Хорешок Алексей Алексеевич, докт.техн. наук, профессор., зав. кафедрой горных машин и комплексов КузГТУ, тел. 8(3842) 39-69-40.
Нестеров Валерий Иванович, докт.техн. наук, профессор, зав. кафедрой горных машин и комплексов, президент КузГТУ, тел. 8(3842) 39-69-40.
Блащук Михаил Юрьевич, ст. преп. каф. горношахтного оборудования ЮТИ ТПУ. E-mail: [email protected].