Научная статья на тему '«Опережающий» контроль развития социально-психологического процесса в КСД: образовательная методика'

«Опережающий» контроль развития социально-психологического процесса в КСД: образовательная методика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / КОНТРОЛЬ / ПРОЦЕСС / КОЛЛЕКТИВНЫЙ СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / DEVELOPMENT / CONTROL / PROCESS / COLLECTIVE SUBJECT OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Галина Валентиновна

В настоящей статье представлены результаты педагогического проектирования методики прогностического контроля развития социально-психологического процесса в коллективном субъекте деятельности (КСД) на основе психолого-педагогической и математической методологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Forestalling» control of the development of social-psychological process in CSA: educational methodic

The paper presents results of pedagogical design of the methodic of prognostic control over social-psychological process in collective subject of activity (CSA). The results are based on psychological-pedagogical and mathematical methodology.

Текст научной работы на тему ««Опережающий» контроль развития социально-психологического процесса в КСД: образовательная методика»

13 См. Скородумов A.A. Социально-психологический анализ дезадаптации личности (на примере современных внеконфессиональных течений). Автореф. дисс. СПб., 1996. С. 11.

14 Дело А.Кузнецова. «Закон в нокауте» //Литературная газета. 2008. 5 февраля.

15 Зазулин Г.В. Противодействие незаконному обороту синтезированных наркотиков.СПб., 2000. С. 14.

16 Бобнева М.И. Социально-психологические аспекты исследования состояний напряженности и надежности работы человека в экстремальных и аварийных ситуациях. // Психическая напряженность в трудовой деятельности. М., 1989. С. 250-272.

17 Кожухарь Г.С. Модель усиленной мотивации: взаимодействие базовых механизмов межличностной толерантности // Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 23.

18 Идрисов З.Ш. Научные технологии в государственном управлении (теоретический и организационно-правовой аспект). Автореф. дисс. СПб., 1998. С. 4.

19 Юзиханов Э.Г. Эластичность преступности и моделирование каузальных связей в криминологии // Государство и право. 2006. № 2. С. 96.

20 Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч. в 6 т. Т. 1. М., 1982.

21 Пряжников Н.С. Этические проблемы психологии. Москва-Воронеж, 2002.

УДК 159.99. 37.041 Г.В. Попова*

«Опережающий» контроль развития социально-психологического процесса в КСД: образовательная методика

В настоящей статье представлены результаты педагогического проектирования методики прогностического контроля развития социально-психологического процесса в коллективном субъекте деятельности (КСД) на основе психолого-педагогической и математической методологии.

Ключевые слова: развитие, контроль, процесс, коллективный субъект деятельности.

G.V. Popova*. «Forestalling» control of the development of social-psychological process in CSA: educational methodic The paper presents results of pedagogical design ofthe methodic of prognostic control over social-psychological process in collective subject of activity (CSA). The results are based on psychological-pedagogical and mathematical methodology.

Keywords: development, control, process, collective subject of activity.

Актуальность, теоретико-методологическая основа и значимость

Проблема эффективности управления коллективной деятельностью актуальна практически постоянно, поскольку по мере преобразования объекта управления преобразуются и способы управления им, порождая все новые усложняющиеся задачи. Проблема подготовленности к решению этих все усложняющихся задач рано или поздно неизбежно столкнется с проблемой методологической. В этом нам представляется общность проблем - профессиональной деятельности, среды ее реализации и исследователей теоретических способов их разрешения. Любая профессиональная среда содержит в себе информационный потенциал для обнаружения общих принципов и закономерностей развития профессиональных явлений, поэтому выбор профессиональной среды деятельности для систематизированного исследования связан, по существу, с ситуативной доступностью этого потенциала. Накапливание научных результатов изучения тенденций профессиональных явлений в различных видах профессиональной деятельности рано или поздно позволит получить четкое и ясное понимание закономерностей и условий-ограничений развития процесса профессионализации, возможности вначале контроля, а затем и самоконтроля (т.е. управления) этими процессами. Одним из путей решения вопроса поиска информационного потенциала для изучения развития профессионального социально-психологического процесса может стать обращение к тем видам профессиональной деятельности, где определены профессиональные требования к социально-психологическому качеству кадров как профессиональной компетенции и практически существует методическая возможность его измерения. К одному из таких видов профессиональной деятельности можно отнести военно-профессиональную среду деятельности, поскольку система ее организации предъявляет повышенную требовательность к уровню социально-психологической подготовленности кадров и поэтому включает объективно необходимый входной социально-психологический контроль как элемент обязательного профессионального отбора, одного из доступных методов психологического управления качеством профессиональной деятельности, хорошо отработанный на практике в течение многих лет. Этот вид профессиональной деятельности объективно содержит общие закономерности как деятельности в

* Попова, Галина Валентиновна, докторант кафедры математики ИМОП СПбГПУ, кандидат педагогических наук. Россия, 188540, г. Сосновый Бор, Ленинградской области, ул. Ленинградская, д. 66, кв. 49. Тел.: 8 (812) 552-6417. E-mail: [email protected].

* Popova, Galina Valentinovna, the senior lecturer of chairs of mathematics of IMOP SPbGPU, the candidate of pedagogical sciences. Russia, 188540, Sosnovyj Bor, Leningrad region, street Leningradskaja, 66, apt. 49. Ph.: 8(812) 552-6417. E-mail: [email protected].

Психология

системе «человек-человек», объективно связанной с повышенным риском «человеческого фактора». Следовательно, именно такие условия могут содержать и методическое обеспечение диагностики социально-психологических состояний.

Вообще проблемы управления изучаются и в педагогике, и в психологии, где рассматриваются вопросы психолого-педагогических аспектов управления и психологических особенностей руководителя (А.Г. Ковалев, В.Г. Иванов, В.Ю. Рыбников, В.Е. Адрианова, Т.С. Кабаченко, А.В. Карпов, Г.С. Никифоров, Е.В. Маркова, А.М. Бандурка, С.П. Бочарова, Е.В. Землянская и др.), психологии профессионального развития и акмеологии (А.А. Реан, Н.В. Кузьмина, Е.А. Климов, Р.А. Белоусов, А.А. Деркач и др.), психологии и педагогики факторов, определяющих успешность профессиональной деятельности и субъектов ее управления (В.В. Карпов, В.И. Хальзов, С.В. Кошелева, А.Г. Шестаков, В.Ю. Рыбников, В.Я. Слепов и др.). Интеграция же их в одной научной проблеме хотя и сопряжена с определенными трудностями формализации и согласования, однако содержит в себе потенциальные возможности достаточно оперативного поиска ее решения.

Итак, необходимыми задачами исследования являются проектирование универсальной образовательной методики изучения развития социально-психологических процессов как фактора профессиональной деятельности на основе классической и современной научной методологии, ее экспериментальное применение. Для их решения в целях изучения развития социально-психологического явления как вида ресурса управления коллективной деятельностью принят к рассмотрению комплекс социально-психологических качеств «Психологическая совместимость», применяемый в военно-профессиональной среде деятельности (Военно-Морском флоте) для прогностического изучения психологической совместимости как обязательного элемента профессиональной управленческой компетенции военно-профессиональной деятельности, проанализирован и применен методический инструментарий психологии управления, теории статистики, риска и страхования. В результате разработан комплексный методический инструментарий самоконтроля прогностического типа (методика «опережающего» контроля «МОК»), процесс проектирования которого представлен как образовательная методика развивающего типа, ориентированная на «взрослого» обучаемого, обладающего опытом и способностями к профессиональной управленческой деятельности. В целях исследования применено педагогическое условие-ограничение в виде безусловности достижения успешного результата -достижения научного решения, заключающегося в построении модели решения в ходе практической апробации возможности и выявления условий-ограничений такого решения.

В контексте заданной цели осуществлено теоретическое изучение психологической сущности, профессиональной роли управления и управленческой деятельности, экспериментальное изучение эмпирического процесса развития личностных качеств в условном (смоделированном для целей исследования) коллективном субъекте деятельности.

Теоретическую основу исследования составили: принцип рассмотрения явления в его диалектическом развитии; принципы системного анализа психических и педагогических явлений; теория вероятностей и теория статистики (Н.Н. Ряузов, 1999); теория риска и страхования (А.Б. Крутик, Т.В. Никитина, 1999); психологическая теория управления и менеджмента (Т.С. Кабаченко, 2001; А.М. Бандурка, С.П. Бочаров, Е.В. Землянская, 1998; А.В. Карпов, 2003; Г.С. Никифоров, 2002); теория мотивации (Е.П. Ильин и др.); подходы к обучению как к процессу управления психическим развитием человека (Л.С. Выготский и др.) и как к процессу управления (В.А. Якунин и др.). Для достижения цели научного исследования применены следующие методы: методы сбора информации - теоретический и эмпирический; методы научного познания - дедукция и индукция, сравнение, измерение, аналогия, естественный эксперимент («осознание работником себя как испытуемого» - в формулировке психологии труда, или «мысленная постановка обучающего на место обучаемого» - моделирование условий-ограничений для решаемой задачи - с позиций педагогики и педагогической психологии); профессиональные методики - изучения психологической совместимости специалистов руководящего профиля (на основе личностных опросников СМИЛ, 16-ФЛО, УСК, МОС в редакции В.Ю. Рыбникова) и психограммы; методы обработки и анализа данных - математико-вероятностные методы, статистический анализ, психограммы, интерпретация. Достоверность результатов исследования обеспечена качественной теоретико-методологической основой; адекватным применением научных теорий, принципов, положений и моделей; использованием хорошо известных методов и методик.

Восприятие «Психологической совместимости» через призму развития состояний профессиональной социально-психологической компетенции может рассматриваться как одно из направлений теоретических исследований психолого-педагогического саморазвития, как прикладная основа для создания образовательных технологий, ориентированных на подготовленного, «зрелого» обучаемого, как направление активной стабилизации социально-психологических процессов в коллективных субъектах деятельности, а спроектированная и апробированная методика «МОК» - как комплексная методика, доступная для повторения на аналогичных, но не тождественных психограммах, позволяющая изучать тенденции развития такого специфического явления, как социально-психологический процесс. Это, в свою очередь, открывает перспективы изучения возможностей технической алгоритмизации и создания методик для прикладной диагностики пределов управляемости КСД, относящихся к закрытым типам систем. Методика может быть положена в основу самообразовательной программы изучения психологии управления и, в частности, психологии управления персоналом.

Теоретический анализ назначения и роли социально-психологического ресурса в управленческой деятельности позволил сделать выводы о том, что изучение проблем деятельности вообще и управленческой, в частности, возможно через «призму» компонентов психологической структуры

деятельности, в т.ч. и через оценку ресурсной составляющей управленческой деятельности, например, личностных качеств субъектов управленческой деятельности; что психологическая совместимость как некоторый комплекс социально-психологических качеств может рассматриваться как один из «ресурсных» компонентов деятельности и фактор эффективности коллективной деятельности, «связующее» между управленческой деятельностью и субъектом управления («деятельностным» и «личностным»), одна из составляющих профессиональной управленческой компетенции; что в качестве средства управления может применяться управленческое взаимодействие, что «средством и механизмом обеспечения эффективности» функционирования системы управления является контроль, а в условиях инерционности системы - «опережающий» контроль [1].

Анализ методов управления позволил упорядочить их укрупненной классификацией: методы управления «Личностью» (самоуправление или воздействие на подчиненного), методы управления «Средой» деятельности (групповыми процессами), методы управления «Деятельностью» (целевая направленность на решение индивидуальных и совместных задач группы или организации). Теоретический анализ также показал, что:

- под психолого-педагогической сущностью деятельности можно понимать сам факт наличия некоторых «образцов», представляющих собой либо критериальные «вершины» вероятностной достижимости предыдущих субъектов деятельности, либо «точку отсчета» - для последующих. Иначе говоря, их можно принимать в качестве некоторого идеального ориентира выбора, вектора профессионального уровня развития субъектами деятельности;

- психолого-педагогическая сущность личности состоит в том, что, вовлекаемая в определенную среду деятельности в качестве субъекта (индивидуального или коллективного), она неизбежно начинает очередной период своего совершенствования - «от достигнутого» ею ранее -посредством решения новых (для нее) задач, определяемых средой деятельности. Тем самым она как бы вступает во взаимодействие с деятельностью, последовательно пополняя ее собственным вкладом, новыми для этой деятельности решениями, «плодами» собственных усилий (осознаваемой активности) на основе собственного деятельностного ресурса.

Теоретический анализ особенности требований военно-профессиональной среды деятельности как частного случая среды профессиональной управленческой деятельности показал, что основными особенностями этой военно-профессиональной среды деятельности как условий управленческой деятельности являются: 1) представленность управляющего субъекта явлением массовым; 2) экстремальность условий и внешних воздействий; 3) наличие методического инструментария, позволяющего осуществлять управленческий контроль качества деятельности на этапе предварительной профессиональной диагностики, в т.ч. социально-психологической готовности субъектов управления к профессиональной управленческой деятельности.

Прикладной автоматизированный диагностический комплекс как часть комплекса обучающего позволил применить его в процессе проектирования в целях сбора эмпирических данных. В целом этот комплекс включает батарею психодиагностических тестов по методике «Психологическая совместимость», предназначенной для прогностической оценки состояний психологической совместимости как обязательного элемента профессиональной управленческой компетентности субъекта управления. Анализ изучения этого инструментария показал, что применение такого метода в практике военно-профессиональной среды обусловлено объективно повышенной сложностью и опасностью условий реализации деятельности, а сама опасность является в этой сфере деятельности событием не редким, определяя особенность самой профессиональной деятельности, однако применение этой методики ограничивается диагностической направленностью, но может рассматриваться как перспективная, потенциальная ценность, в качестве инструмента управленческого самоконтроля или компонента социально-психологической самоподготовки субъектов управления. В целях исследования методика «Психологическая совместимость» включена в моделируемую методику «опережающего» контроля в качестве инструментального средства для проведения педагогического эксперимента изучения социально-психологического процесса.

В эмпирической части исследования для экспериментального изучения статистически был смоделирован субъект коллективной деятельности, составлена программа статистического исследования - структуры, динамики и особенностей развития социально-психологического процесса. Применение целого комплекса статистических и математических методов показало реальную возможность проведения математического (статистического) анализа динамического социально-психологического процесса, но при этом выявило безусловную необходимость владения исследователем специальных психологических понятий и закономерностей для того, чтобы иметь возможность интерпретировать результаты статистического анализа. Настоящий эксперимент опирался на положение теории статистики о том, что для статистического анализа исследуемого явления/процесса необходимо выявление его сущности (что, собственно, и было реализовано в теоретической части нашего исследования). В целом структура экспериментальной части может быть представлена как последовательность действий: постановка задач - формализация - сбор данных - сводка данных - статистический анализ - психологическая интерпретация.

После определения сущности и роли управления, субъекта управленческой деятельности, социально-психологической составляющей управленческих способностей и критерия-классификатора качества этой составляющей формирование (конструирование) методики становится «делом техники»: определение «базового» - эталонного уровня развития комплекса личностных качеств «Психологическая совместимость»; расчет и классификация в типологические подгруппы с

Психология

однородным классом результирующего показателя; статистическое исследование классифицированных подгрупп, которые на этом этапе выступают в роли аналитических группировок; формирование статистически эмпирических «образов» полярных по качеству уровню соответствия эталон-критерию состояний социально-психологической составляющей управленческой способности; оценка соответствия этих состояний эталон-критерию (принятому как базовому), а также взаимного соответствия; оценка направления и интенсивности динамики (развития/регресса) относительно базового состояния; оценка уровня риска социально-психологической неуправляемости текущего состояния совокупности; определение направлений и способов оптимизации текущего состояния всей совокупности; психологическая интерпретация результатов статистического исследования, «стыкование» полученных результатов анализа и положений психолого-педагогических теорий, достижение их согласованности; формулирование возможных корректирующих мероприятий (что, собственно, представляет собой по существу ответ на вопрос, возможно ли и если да, то посредством чего, конструктивное урегулирование ситуации противоречия).

Сложившийся в ходе исследования методический инструментарий - методика «опережающего» контроля развития социально-психологического процесса как субъективного фактора (МОК) можно представить алгоритмической последовательностью:

1. Психологическая диагностика ситуации и формулирование задачи.

2. Определение исходных данных и условий-ограничений для решения сформулированной психологической задачи.

3. Составление алгоритма решения задачи.

4. Формализация промежуточных задач.

5. Определение критерия.

6. Статистическое исследование, в т.ч.: а) определение отдельных реализаций психологического процесса - эмпирических экстремумов и среднего (состояний); б) оценка динамики и структуры процесса.

1. Психологическая интерпретация и согласование результатов психологического и статистического анализа.

2. Определение направления управляющих корректирующих мероприятий.

Методика «МОК», разработанная как обучающая, сохраняет потенциал прикладной направленности: «опережающего» контроля за развитием социально-психологического процесса в контексте управленческой деятельности в коллективном субъекте деятельности.

Расчетная основа настоящей методики - статистический анализ (расчет статистик, оценка динамики и интенсивности развития психологической совместимости КСД как процесса) - типовой метод, хорошо проработанный в практике анализа социально-экономических, но не характерный для изучения психолого-педагогических явлений.

Собственно содержательная основа методики - комплекс показателей личностных качеств (свойств), который в настоящей методике представлен в виде психограмм субъектов управления. Методика «психологическая совместимость» представляет собой выборку показателей из трех хорошо известных опросников: СМИЛ, 16-ФЛО, УСК, которая используется в практике психофизиологического отбора. Методика предназначена для предварительного диагностирования состояний процесса «Психологическая совместимость» - до момента принятия управленческих решений по выбору психологических методов управления в коллективном субъекте деятельности или при ситуативной необходимости диагностики причин деструктивных проявлений на внешнем плане при управлении КСД. Таким образом, эта методика может быть практически востребована как в ситуациях уже укомплектованных, но еще не «сработанных» в деятельности КСД, так и для распознавания причин «сбоев» (деструктивных проявлений) на «внешнем плане» (по Г.В. Суходольскому) управленческой деятельности в КСД и своевременной коррекции управленческих действий стабилизирующего характера.

Методической основой настоящей методики является типовой модуль «контура обратной связи управленческого контроля» для замкнутой системы [3]. Для изолированного коллективного субъекта деятельности такой контур возможно использовать для контроля вероятных последствий управляющих воздействий на управляемые субъекты деятельности в коллективном субъекте (изолированного типа, такого как экипажи подводных лодок).

По существу, методика опережающего контроля («МОК») представляет собой: а) мотивационную основу самоконтроля субъекта управления; б) замкнутый контур «внутреннее-внешнее», а потому в общем виде может быть положена в основу системы управленческого регулирования («опережающего» управления субъективного фактора) успешности коллективной деятельности; в) дидактическую основу программы самообучения психологии управления коллективной деятельностью. По своей структуре («сделана из»), как совокупность методов и операций, является универсальным методическим средством, поскольку включает в себя: а) общий метод контроля

- «типовой контур обратной связи» (психология управления); б) нормативный метод - «классификатор»

- научно разработанную и давно применяемую в практике психофизиологических обследований в военно-морском флоте методику оценки психологической совместимости; в) общий психографический метод «психограммы» - для представления результатов психографического исследования, основанный на методе математическом - «множества»; г) статистическое исследование закономерностей развития социально-психологических явлений (процессов); д) обучающую программу самообразовательного направления.

По своему назначению («целепреобразованию») соответствует педагогической методологии, поскольку отвечает общим дидактическим принципам:

(1) доступности, поскольку все расчеты произведены с помощью простого в пользовании статистического пакета в программе Excel, ход исследования построен на типовой логике «от общего к частному»; а совокупность примененных методов носит общий характер;

(2) наглядности, поскольку методика не просто представлена как последовательность действий, а апробирована в исследовании, что может рассматриваться как пример решения задач подобного типа;

(3) сознательности и активности, поскольку применение этой методики предполагает объективное разнообразие ситуаций подобного типа, а потому понимание, ответственность и осознанность (неалгоритмизируемость) в процессе анализа результатов;

(4) систематичности и последовательности, поскольку, во-первых, выполнение действий согласно предлагаемой методике предполагает строгую последовательность их выполнения и, во-вторых, систематичность применения ее для последующих практических целей в управленческой деятельности обучаемых, исходя из того, что психологическое явление «психологическая совместимость» носит динамический, развивающийся характер и объективно предполагает контроля этого развития в динамике;

(5) прочности, поскольку предполагает «сверку» результатов формализованного решения с положениями современных психолого-педагогических теорий в процессе итогового анализа;

(6) научности, поскольку все составные методы научные;

(7) связи теории с практикой, поскольку включает не просто теоретические методы и методику, а методы хорошо и успешно применяемые в других отраслях науки, а результаты ее применения могут быть применены как в теоретическом, так и в прикладном назначении.

По своей сложности («на какого пользователя рассчитана») предполагает «взрослый» уровень обучаемого [5], поскольку рассчитана на:

а) самостоятельное овладение методикой решения ситуативных управленческих задач подобного типа;

б) самостоятельную психолого-педагогическую интерпретацию результатов решения.

По педагогической направленности - перспективной, поскольку инновационна по своему содержанию, что согласуется с современными тенденциями развития систем образования и обучения [2]:

а) как методика обучения управленческому предвидению, прогнозированию динамики развития ситуаций - прогностически;

б) позволяет анализировать психологическую совместимость в КСД типа «экипаж» как динамическое психолого-педагогическое явление (процесс) - содержательно;

в) вводит в практику психолого-педагогических явлений комплексный аппарат исследования закономерностей явлений (процессов), происходящих в объекте изучения - метод «статистическое исследование» - методически;

г) отрывает целый тип управленческих задач, который может рассматриваться как потенциальный самостоятельный элемент командирской подготовки действующего состава военных руководителей - педагогически.

Заключение

1. Теоретическая часть исследования позволяет заключить, что: а) сам факт наличия профессиональных «образцов», результатов деятельности представляет собой одновременно и «вершинный» критерий предыдущего этапа деятельности, и «исход», точку отсчета последующего; б) личность, вовлекаемая в среду деятельности в качестве субъекта деятельности, неизбежно «начинает» очередной период своего совершенствования по принципу «от достигнутого» ею ранее посредством решения новых (для нее) задач, задаваемых средой деятельности, тем самым «вступая во взаимодействие» с деятельностью, последовательно пополняя ее собственным вкладом, новым как для этой среды деятельности, так и для деятельности и своего собственного личностного саморазвития; в) развитие социально-психологического процесса можно изучать интегративной методологией - психологической и математической.

2. Эмпирическая и теоретическая часть в целом позволяют заключить, что методика «МОК» представляет собой образовательную методику изучения социально-психологического процесса в коллективном субъекте деятельности (КСД) как одного из психологических методов управления коллективной деятельности в условиях неизбежного риска «человеческого фактора».

Список литературы

1. Бандурка, А. М., Бочарова, С. П., Землянская, Е. В. Психология управления. - Харьков: ООО «Фортуна-пресс», 1998.

2. Бордовская, Н. В., Реан, А. А. Педагогика. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

3. Кабаченко, Т. С. Психология управления. - М.: Педагогическое общество России, 2001.

4. Психология труда / под ред. À. В. Карпова. - М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003.

Literature

1. Bandurka, A M., Bocharova, S. P., Zemlianskaja, E V. Psychology of management. - Kharkov, 1998.

2. Bordowskaja, N. V., Rean, A. A. Pédagogies. - St. Petersburg, 2000.

3. Kabachenko, T. S. Psychology of management. - Moscow, 2000.

4. Psychology of labor / Ed. A.V. Karpov. - Moscow, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.