Научная статья на тему 'Развитие ПВК педагога на занятиях по дисциплинам управленческого цикла'

Развитие ПВК педагога на занятиях по дисциплинам управленческого цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Т. Б.

Статья посвящена проблеме значения личностных профессионально важных качеств для профессионального развития педагога и методике их развития на занятиях по дисциплинам управленческого цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Т. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problems of personal professional important qualities in the process of professional development and the methods of its training in the management studies disciplines.

Текст научной работы на тему «Развитие ПВК педагога на занятиях по дисциплинам управленческого цикла»

Литература

1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года: П. 1.2. [Текст] / Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 1756-Р // Бюллетень Минобразования РФ. 2009. № 2. - К58.

2. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: Электронный учебник [Электронный ресурс] / Б.Б. Айсмонтас. - М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2004 / URL: http: psf.grsu.by - А39.

РАЗВИТИЕ ПВК ПЕДАГОГА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНАМ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ЦИКЛА

Ильина Т.Б., аспирантка Уральский государственный педагогический университет г. Екатеринбург, Россия.

Статья посвящена проблеме значения личностных профессионально важных качеств для профессионального развития педагога и методике их развития на занятиях по дисциплинам управленческого цикла.

The article is devoted to the problems of personal professional important qualities in the process of professional development and the methods of its training in the management studies disciplines.

В ХХ веке изменились подходы к управлению персоналом: работодатель стал ориентироваться не на знания и умения потенциального сотрудника, а на качества будущего сотрудника, его компетентности и компетенции. Компетенции «стали противопоставляться специальным знаниям и умениям, непосредственно связанным с реализацией конкретной профессиональной деятельности. Тем самым они стали противопоставляться понятию «квалификация» и начали рассматриваться как универсальные составляющие любой профессиональной деятельности, влияющие на её успешность» [3,с.90]. В. Музыченко утверждает, что произошёл переход от вопроса «Что должен делать сотрудник?» к вопросу: «Каким должен быть сотрудник?» [9, с.29]. В соответствии с запросами работодателей, перейдя от знаниевой парадигмы образования к компе-тентностной, высшее профессиональное педагогическое образование столкнулось с проблемой развития профессионально важных качеств, которые являются основой для формирования компетентностей.

В отечественной науке сегодня профессиональную компетентность определяют как «психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком умением и способностью выполнять определённые трудовые функции» [6, с.84]; как «профессиональную подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей в профессиональной деятельности» [1, с.56]; компетентность учителя определяется также соотношением профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств - с другой[7, с.8-9]. Компетентный специалист - это человек, обладающий набором специальных, специфических знаний, умений и навыков и определёнными личностными, поведенческими характеристиками. Компетентность и её различные виды напрямую связаны и во многом вытекают из комплекса качеств, которые необходимы людям разных профессий для эффективного, то есть результативного, поведения и которые должны формироваться в процессе профессиональной подготовки. Эти качества и рассматриваются учёными как профессионально важные (значимые).

В.А.Бодров так определяет состав ПВК: «...вся совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности. Конкретный перечень этих качеств для каждой деятельности специфичен (по их составу, по необходимой степени выраженности, по характеру взаимосвязи между ними) и определяется по результатам психологического анализа деятельности и составления её профессиограммы и психограммы» [2, с.99]. Для профессии педагога профессионально важными (значимыми) характеристиками являются личностные, так как давно признано, что личность - главный инструмент педагогического воздействия. Ещё К.Д.Ушинский настаивал на том, что « в каждом наставнике.важно не только умение преподавать, но также характер, нравственность и убеждения» [по 5, с.144].

Исследователи устанавливают взаимосвязь между развитием ПВК и профессиональным развитием. Л.М.Митина определяет профессиональное развитие учителя как «рост, становление, интеграцию и реализацию в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, знаний и умений, но главное -как активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности» [8, с.15].

Значение ПВК осознавалось и создателями проекта стандарта педагогической деятельности, разработанного в рамках Федеральной целевой программы развития образования. В стандарте выделены блоки компетентностей, причём на первом месте стоит блок личностных качеств: вера в силы и возможности обучающихся (воспитанников); интерес к внутреннему миру ребёнка (воспитанника, обучающегося); открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеологизированное мышление педагога); общая культура педагога; эмоциональная устойчивость; позитивная направленность на педагогическую деятельность; уверенность в себе [10].

Задачи формирования и развития этих качеств можно решать на дисциплинах управленческого цикла («Стратегическое управление в сфере образования», «Кадровый менеджмент в сфере образования»), так как именно они дают представление о педагогической системе в целом, тенденциях, закономерностях, перспективах её развития, а следовательно, позволяют студенту увидеть своё предполагаемое место и роль в этой системе и в мире в целом. Однако необходимо организовать деятельность студента, заменив иерархическое распределение обязанностей преподавателей и студентов (преподаватель учит, то есть даёт информацию, студенты её получают и под давлением системы отработок, зачётов, экзаменов в той или иной мере усваивают ) обеспечением необходимых учебных процессов и возложением ответственности не только на преподавателя как организатора учебного процесса, но и на обучающегося. Преподаватель оказывается в роли менеджера, который ищет и находит управленческий механизм, в данном случае вопросы или задания, которые подтолкнут студента к овладению компетенциями и развитию ПВК. Он (преподаватель) должен исходить из известного положения процессного подхода о том, что нет плохих людей-исполнителей, есть плохо организованные процессы.

Имея в виду, что «человек и его психика формируются и проявляются в ходе деятельности, всегда социальной, творческой, самостоятельной, преобразующей» [2, с.48], предлагаем технологию опережающих заданий для организации самостоятельной работы студентов в вузе, ориентированную на включение студентов в деятельность по разрешению практических проблем и выполнению практикоориентированных заданий. В процессе такой работы будут развиваться и общая культура, и позитивная направленность на педагогическую деятельность, и эмоциональная устойчивость, и другие личностные ПВК.

Алгоритм разработки опережающего задания: ^проанализировать содержание учебного курса; 2)выделить блоки учебных проблем, которые могут быть предложены для изучения в системе опережающих заданий; 3)сформулировать цели и задачи, спрогнозировать учебный результат; 4)оценить время, которое необходимо для выполнения учебного опережающего задания, определить сроки; 5) подобрать источники информации, рекомендуемые для самостоятельного ознакомления; 6)продумать формы отчётности и контроля (они могут быть самыми разными: от эссе до проекта); 7) разработать систему заданий-шагов, которые будут направлять учебную деятельность студентов; 8)ознакомить студентов с заданием, обсудить вопросы и проблемы, которые могут возникнуть при выполнении, при необходимости откорректировать шаги; 9) на предварительной лекции уточнить понятийный и терминологический аппарат; 10) при необходимости провести индивидуальные или групповые консультации; 11)обсудить на практическом занятии работы студентов, проконтролировать, насколько результаты самостоятельной работы соответствуют предъявляемым требованиям к усвоению материала; 12)оценить работу студентов, проанализировать удовлетворённость студентов и свою как преподавателя.

Данная методика была использована для управления изучением нормативно-правовой базы управления образованием и на итоговом занятии курса «Стратегическое управление в сфере образования» (разработка проекта «Моё образовательное учреждение» с представлением управленческой документации, необходимой для лицензирования, аттестации, аккредитации, обоснованием стратегии развития, выбора соответствующих педагогических технологий и т.п.). На её основе по курсу «Кадровый менеджмент в образовании» разработано опережающее задание по темам «Подбор персонала», «Аттестация персонала».

Система опережающих заданий меняет позицию преподавателя. Он перестаёт быть носителем объективного знания. Его главной задачей становится организация деятельности, формирование процессов и среды, в которых развиваются профессионально важные качества.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. - 224с.

2. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. - М.:Изд-во «Институт психологии РАН»,2006, - 623с.(Серия «Достижения психологии»).

3. Иванов Д.А.Экспертиза в образовании: учеб. пособие для студ.высших учеб.заведений/Д.А.Иванов. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 336с.

4. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: Учеб. пособие. - М.:ИНФРА-М, 2007. - 301с.

5. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. - Издательство ЛОЛГУ им.А.А.Жданова, 1967. - 182 с.

6. Маркова А.К. Психологический анализ психологической компетентности учителя//Советская педагогика. - 1990. - N8. - с.82-88

7. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. -М.:Просвещение, 1993. - 192с. - (Психол. наука - школе).

8. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. Пособие для студ.высш. пед.учеб.заведений. - М.:Издательский центр «Академия», 2004. - 320с.

9. Музыченко В.В. Управление персоналом. Лекции: учеб. для студ. высш.учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 304с.

10. http://www.edu.doal.ru/docum/docum/project.pdf

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОИСКА СМЫСЛА

Расстригина М.Б., ст. преподаватель Анапский филиал Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова г-к Анапа, Россия

В статье говорится о проблеме утраты человеком смысла собственной жизни. О том, как рассматривает эту проблему психолог В. Франкл в работе « Человек в поисках смысла». О причинах утраты смысла и путях решения личностью проблемы. Проводятся сравнение поиска смысла с творческим поиском человека в искусстве, и важности направления педагогом учащегося в процессе формирования его личности, в стремлении к реализации своего замысла.

Вопросом о смысле своего существования человечество задавалось на каждом новом его историческом этапе. Не однажды этот вопрос был в сознании каждого человека, размышляющего о бытии. В отличие от животных человек способен понимать конечность собственного и, всякого существования, а потому человеку важно чувствовать, что он живет для чего-то, кого-то и в этом во всем есть уникальность и неповторимость именно его смысла.

Развитие человека и общества связано с изменениями условий бытия людей и, как следствие, их представлений о смысле своего существования. Попытки определить некий вечный смысл бытия изначально были обречены на неудачу, так как, будучи детерминированным общественной средой и социальной ориентацией личности смысл жизни каждый раз выявляется по-новому. В любой исторической эпохе существуют только ей присущие доминанты в определении смысла существования и, по мере развития эпохи, смысл получает существенные изменения.

Сегодняшний мир стал более динамичным, более развитым, более богатым. У людей стало больше выбора, больше возможностей и больше перспектив, но, как это ни парадоксально, люди (особенно молодежь) стали ощущать дефицит осмысленности своего существования. Утрата людьми смысла собственной жизни, ощущение пустоты, все чаще отражает настроение в современном обществе.

Проблема утраты человеком смысла, явилась поводом к написанию работы психолога, философа и психотерапевта Виктора Франкла «Человек в поисках смысла» -проблема, которая всегда была актуальной не только для одной страны или нескольких стран, а для всего общества в целом. Франкл был отнюдь не единственным, кто констатировал еще в 50-60 гг.20-того столетия все более широкое распространение в западном обществе утраты людьми смысла собственной жизни. Однако никому не удалось столь глубоко понять психологические корни этого явления и дать ответ на многие вопросы, которые принесла новая эпоха.

Виктору Франклу в своей работе «Человек в поисках смысла» удалось с большой убедительностью выразить причину дефицита осмысленности существования и дать ответы на многие вопросы, которые принесла с собой новая эпоха.

Франкл говорит в своей работе «Человек в поисках смысла» о том, что смысл надо не просто искать, за него надо бороться, и борьба эта тяжела. Сам он всегда был 106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.