Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009
4. Обозов, H. Н. Совместимость и срабатываемость людей. - СПб., 2000.
5. Психологическая теория коллектива / под ред. А. В. Петровского; науч.-исслед. ин-т
общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. - М., 1979.
Literature
1. Kolpakov, V. J., Kosobutskij, A. O., Menjega, U. D. etc. Features of educational work on rallying multinational military collective. - St. Petersburg, 2005.
2. Leonov, A. A., Lebedev, V. E. To a problem of psychological compatibility in interplanetary flight // Questions of philosophy. - Moscow, 1982. - № 9.
3. The review about condemnation of military men of internal armies, about a condition of military discipline and the law and order in internal armies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in 1-st halfyear 2009. - Moscow, 2009.
4. Obozov, N. N. Compatibility’s transports and common work of people. - St. Petersburg, 2000.
5. The psychological theory of collective / Ed. A.V. Petrovskij. - Moscow, 1979.
УДК 159.9:34.01 Н.П. Маюров*
Теоретико-методологические проблемы психологии правопорядка и безопасности
В данной статье рассматриваются теоретико-методологические проблемы психологии правопорядка - системы, состоящей из элементов правовой, духовной и технологической безопасности, направленных на создание благоприятных условий для воспроизводства и функционирования культуры правоотношений, ценностей человеческого достоинства и общественной нравственности.
Ключевые слова: психология правопорядка, культура правоотношений, проблемы безопасности, психология безопасности, профессиональная деятельность.
N.P. Mayurov*. Theoretical-methodological problems of psychology of law and safety
In this article are examined the theoretical-methodological problems of psychology of law - the system, which consists of the elements of the legal, spiritual and technological safety, directed toward the creation of favorable conditions for the reproduction and the fUnctioning’s of the culture ofjuridical relationships, values of human dignity and public morals.
Keywords: psychology of law, the culture ofjuridical relationships, problem of safety, psychology of safety, professional activity.
Практическая значимость постановки теоретических проблем психологии правопорядка и безопасности обоснована целым рядом существующих сегодня угроз в политической, экономической и гуманитарной сферах. Имеются в виду такие риски, как усиление радикальных экстремистских политических течений, вопросы энергетической безопасности, обострение конкуренции на внешних рынках, глобальные социальные угрозы и многие другие, которые не могут не представлять интереса со стороны психолого-юридической науки. Теория, как правило, дает общий взгляд на проблему в целом, позволяя тем самым выявлять общие закономерности генезиса новых видов криминальных угроз без чего невозможно управлять правотворческой, правоприменительной и правозащитной деятельностью. Необходимо обратить внимание на то, что данная проблематика еще недостаточно полно освещена в научной литературе, не осмыслена ее конфигурация, элементный состав, поскольку наш опыт интенсивного применения юридической психологии в интересах укрепления правопорядка пока незначителен. Концептуальный анализ обеспечения безопасности и правопорядка на современном этапе развития России позволит в первом приближении сформулировать наиболее оптимальную модель психологии правопорядка и безопасности личности, государства и общества, определить основные направления ее реализации.
Исторический анализ показывает, что проблемы безопасности и правопорядка относятся к числу перманентно-тотальных. Человечество с самых ранних стадий своего развития обращало
* Маюров, Николай Петрович, доктор юридических наук, Заслуженный юрист РФ, доцент, начальник кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России, полковник милиции. Санкт-Петербургский университет МВД России. Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Д.т. 752-62-24, Мб. 8-921-315-28-51
* Mayurov, Nikolai Petrovich, the doctor of juridical sciences, the deserved jurist RF, docent, the chief of the department of cadre and educational work of the St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the Colonel of the police. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1.
пристальное внимание на вопросы повседневного порядка и безопасности. Это обусловливалось гибельными последствиями природных катастроф, аварий, пожаров и болезней для здоровья и жизни людей. Опасности существовали всегда и везде, они объективны по своей природе, лишь видоизменяются вместе с развитием человеческого сообщества.
Анализ статистических данных с полной определенностью свидетельствуют о принципиальной трансформации существующих опасностей: усилении негативных воздействий на здоровье и жизнь людей в современном мире, техногенных катастроф, дефицита жизненно важных ресурсов, роста преступности и болезней, международной нестабильности. Логическим следствием такого положения выступает появление интегративной науки - безопасности жизнедеятельности, которая претендует на роль общей теоретико-методологической основой для частных наук, изучающих конкретные опасности и способы защиты от них1. В соответствии с этой наукой по характеру воздействия на организм человека опасности подразделяются на пять групп: механические, физические, химические, биологические, психофизиологические. При этом степень приверженности человека опасностям обусловливается его профессией, личностными особенностями и возрастом. Таким образом, в пространстве и времени функция безопасности на уровне индивида по своей природе остается непрерывной. Этим обстоятельством предопределяется и потребность в непрерывном и адекватном комплексном сопровождении личности в течение всей ее активной жизнедеятельности.
Концептуально данная проблема изначально формулируется в качестве основной, системной функции государства. Согласно закону Российской Федерации «О безопасности», основным субъектом обеспечения безопасности выступает государство. На него возлагаются следующие задачи: обеспечение прав и свобод личности; сохранение материальных и духовных ценностей общества; защита строя, суверенитета и территориальной целостности государства. В своей речи на церемонии инаугурации Президент России Д.А. Медведев в качестве одной из приоритетных задач своей деятельности назвал обеспечение безопасности и комфорта жизни граждан. Очевидно, что оба этих понятия непосредственно связаны друг с другом.
Планы, которые декларирует руководство страны, невозможно реализовать без стабильного порядка, без нравственно-правового согласования и сочетания различных, зачастую противоположных социальных интересов и позиций отдельных групп населения и общественно-политических движений. Как цельная совокупность внутренних элементов и качеств, воплощающих в себе социальный идеал, феномен правопорядка является одной из форм объективации права, закона и морали. Его содержание фиксирует надличностную и общезначимую сущность права, выражает одновременно его императивную, государственно-принудительную природу и произвольность, т.е. такую представленность права в сознании индивида, которая становится мотивацией его правопослушного поведения.
Неоднородность субъектов правоотношений, законов и принципов функционирования элементов системы права, наличие строго однозначных и многозначных связей и зависимостей между ними создает противоречивую структуру феномена правопорядка, в котором отношения между объектами и системами не являются жестко детерминированными и обязательными. Перед нами классическое множество, т.е. совокупность реальных и идеальных объектов наблюдаемого мира, объединенных одним или несколькими общими главными признаками и разъединенных по второстепенным признакам. Степень порядка в такой системе может изменяться в довольно широких пределах. Более того, в ней могут существовать подсистемы с различной степенью порядка. И хотя порядок в системе - главное, она может содержать элементы хаоса, без чего нет творческого развития. С другой стороны, абсолютизация свободы объектов и субъектов правоотношений ведет к гибели всей системы правопорядка. Умение ощутить и воспринять противоположное, понять разницу между противоположным и противоречивым определяется уровнем интеллектуального развития, образованием, профессиональными способностями тех, кто по долгу своей службы должен управлять политикой безопасности личности, процессами обеспечения ее прав и свобод. Эта задача сегодня предельно сложная и ответственная, к тому же имеет тенденцию к постоянному усложнению. Поэтому синергетический подход здесь не просто дань моде, а объективная необходимость. В рамках данного подхода важна не сила воздействия, а его адресность и своевременность, нацеленность на достижение интегративного или синергетического эффекта. Увлечение, например, только правотворческой, судебной или технической стороной, политическим или финансово-экономическим развитием вместо усиления потенциала правоохранительной системы часто приводит к ослаблению ее нравственной, духовной активности.
Другими словами, теоретические и методологические проблемы правопорядка - это естественный результат непрерывной рефлексии противоречивого функционирования стабильных, традиционных общекультурных идеалов истины, справедливости, красоты и общественного блага, которые подвергаются непрерывной атаке со стороны представителей маргинальных ценностей, потребительски настроенных умов. При этом речь не идет об отрицании естественного стремления людей к богатству и роскоши. Просто удовлетворять эти постоянно растущие потребности нужно достойно. Кроме того, в мире есть нечто более высокое, нежели утилитарное поклонение внешним жизненным благам.
Однако с каких духовно-нравственных или научных позиций оценивать это «высокое» отношение к миропорядку? Наша современность описывается как эпоха «духовного кризиса». Причина в том, что ни одно из направлений общественной мысли не способно взять на себя ответственность и стать основанием нашего системного мировоззрения, прояснить перспективы эволюции человека. Сама психологическая наука в погоне за решением утилитарных задач переполнена ныне эмпирикой и замкнута в собственных построениях. Она нелепо противопоставляет себя культуре, философии и
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009
религии, открещивается от гуманизма. К тому же она сама лишена целостности и давно уже, хотя и полуофициально, поделена на множества школ, отраслей и направлений. При этом сознательно игнорируется вопрос о функционально-разных уровнях построения и функциональных ограничениях элементов существующей теории личности, трактовки деятельности и общения. Не случайно Д.А. Леонтьев и А.Г. Асмолов предлагают создать принципиально новую психологию личности как истории изменяющегося человека в изменяющемся мире2. Догматически-институциональный подход к психологии, в соответствии с которым она должна заниматься только внутренними, душевными проблемами человека, принципиально ограничивает ее возможности. При этом считается, что психология не может и не должна вмешиваться в решение широкого круга практических задач.
Например, известная проблема коррупции. В откликах на проведенную в ноябре прошлого года кафедрой юридической психологии нашего университета и Санкт-Петербургской акмеологической академией научно-практическую конференцию по психологии коррупции3 в средствах массовой информации встречались откровенно иронические отклики: вот, мол, психологи изобретают инструмент для измерения уровня коррумпированности чиновников, тогда как это социальная, а не психологическая проблема. Обращение психологов к этой и другим проблемам является закономерной реакцией на запросы культуры. Невозможно быть ученым или практиком и не работать на культуру, не отвечать на вызовы времени. Психология вынуждена заниматься реальными вопросами, чтобы не утратить своего авторитета4. При этом психолог вынужден самоопределяться, т.к. проблемы, которые ставит сама жизнь, действительно, не всегда напрямую относятся к предмету психологии. В этой связи редукция на непсихологические предметы изучения неизбежна, и всякий раз возникает трудная задача выделения и конструирования своего, специфического, не сводящегося к иным основаниям научного знания предмета, ракурса психологического анализа. Соблазн заимствования уже готового, но чужого всегда имеется. Например, механическое использование юридического знания в психологических рассуждениях. Научная ценность и практическое значение таких заимствований сомнительна. Только органическая встроенность психологического в иной контекст или объект придает ценность психологии как науки. Если это отсутствует, то психологический компонент не берется во внимание совсем или в контексте соответствующих подходов, концепций утрачивает свою определенность и особенность. Например, по мнению юристов, в широком смысле общественный порядок включает в себя материальное, государственно-волевое и собственно юридическое содержание5. При этом в качестве психологического компонента, как правило, фигурирует «психо-мотивационная природа волевых актов». Понятие личной безопасности чаще всего специально рассмотрению не подвергается6. Подобная «теоретическая кастрация» давно уже стала стереотипной позицией в юридических работах. И виноваты в этом сами психологи. Много ли можно назвать теорий и концепций современной юридической психологии, которые бы концентрировали в себе не только эмпирические материалы, но и объяснительный, преобразующий потенциал? Собственно господство эмпирических данных, зачастую противоречащих друг другу, доказывает дефицит обобщающих методологических подходов, особенно в практической психологии. В науке продолжает господствовать всякого рода теоретические абстракции, основанные на рационалистской позиции по отношению к человеку. Классическая психология в рамках европейской научной традиции (в отличие от неоклассической и постмодернисткой) опирается на абстракцию «разумного человека», сущность которого выражается в закономерно проявляющихся свойствах в условиях строго закономерного хода истории. Все, что не укладывается в эту схему, не замечается, т.к. преходящие, случайные явления, действующие совокупности вариативных свойств человека труднообъяснимы. Кроме того, наука имеет дело только с закономерными фактами и явлениями. Тем самым человек с его активностью, спонтанностью, творческим началом деятельности упрощается, высшее сводится к низшему. Более того, без определенной доли редукции ни один психологический тест просто не будет работать. Таким образом, сегодня можно констатировать отсутствие целостной психолого-юридической теории правопорядка. Это затрудняет процесс выявления и установления межпредметных связей, толкование и применение смежных категорий, учет особенностей взаимодействия правопорядка со смежными социально-правовыми явлениями в сфере правотворчества, применения принудительных мер в правоохранительной деятельности, квалификации правонарушений и др7.
С определенной долью абстракции можно указать на те компоненты психолого-юридической теории правопорядка, без которой она не может существовать и выполнять методологические функции. В свое время Ч. Ломброзо уже представлял развернутый перечень причин преступности от климатических факторов, до профессиональной принадлежности, семейного положения и наследственности. Однако дело не в количестве таких факторов, а в их системности и историчности, т.е. актуальности сегодня. Таких основных компонентов пять: закон, порядок, традиции, технологии и духовность.
Закон в сфере юридической безопасности как особой разновидности социальной безопасности является системным образованием. С этой точки зрения самым угрожающим для правопорядка становится ситуация, когда вся государственная машина разрешает себе использование любых средств, в т.ч. и незаконных для достижения своих политических целей8. В качестве сдерживающей силы развития такой ситуации выступает независимая судебная система. Такая система в России создана. Однако юридическая безопасность обеспечивается в полной мере тогда, когда судебные органы не только последовательно и в полном объеме воплощают в жизнь те законы, которые принимает законодатель. Главное, чтобы суды проявляли собственную активность по отношению к праву, создавая собственные нормы, в т.ч. и за счет отмены других норм (или толкования законодательных актов). Только тогда идея приоритетности судебной власти может быть реальной и тем самым действительно обеспечить права и свободы гражданина, гарантированные ему
Конституцией. Пока этот принцип на уровне государственного аппарата осознается крайне медленно и с большим трудом9. В психологических концепциях данный принцип также не представлен. Поэтому феномен правового сознания трактуется в юридической психологии с позиций правовой теории 80-х гг.10 Например, правовая психология ставится в подчиненную зависимость от правовой идеологии и трактуется при этом как низший, более простой уровень отражения правовой действительности. Однако действительно ли правовая психология является низшим и более простым уровнем отражения правовой действительности по сравнению с правовой идеологией? Конечно, нет11. Некоторые ее стороны отражают более глубокое и разностороннее общественное явление, нежели правовая идеология. Это относится и к отражению в сознании людей соотношения общественной и личной безопасности как органически взаимосвязанных между собой социальных явлений, но при доминировании на практике государственной, общественной безопасности.
Сегодня на эффективность мер по укреплению юридической безопасности и правопорядка оказывают влияние три основные группы факторов:
- факторы, связанные с существующей доктриной безопасности и общественного порядка: степень теоретической разработки проблемы государственной безопасности в отечественной юриспруденции и психологии; уровень теоретических разработок в правотворческой и правоприменительной деятельности;
- факторы эффективности, связанные с действующим законодательством: наличие систематизированного и стабильного законодательства; степень информированности граждан о способах и процедурах применения закона, правовая воспитанность субъектов права;
- факторы эффективности, связанные с реализацией мер принуждения и профилактики правонарушений: оперативность и реальность применения норм права; достаточная репрессивность мер принуждения; стабильность практики применения законных мер регулирования; законность и справедливость применяемых мер; правовая культура субъектов права; авторитет правоприменительного органа.
Данный подход в своей основе опирается на логическое обращение к факторам теории безопасности и факторам практического применения права.
Естественно, что данный подход не имеет преимущества перед другими, но представляет возможность следовать заданной логике и при анализе психологической составляющей феномена правопорядка и безопасности.
Второй компонент - порядок, отражает традиционный образ жизни людей, стабильность соционормативной культуры, способы и средства ее соблюдения, механизмы и атрибуты преемственности системы социальных характеристик идентичности субъекта.
Происшедшие изменения в экономике и социальной сфере нарушили стабильность порядка воспроизводства традиционных стандартов жизни людей, привели в неравновесное, конфликтное состояние порядок социализации личности12. Первой жертвой разрушения социальной инфраструктуры стала семья. Как следствие этого, наблюдается ослабление связей личности с привычной средой, повышается ее уязвимость перед вовлечением в современные экстремистские течения. Исследования показывают, что в структуре источников дезадаптации личности первые три места занимают «сложность социальной адаптации», «неустойчивость эмоций», «эмоциональная незрелость»13. Это свидетельствует о разбалансированности и противоречивости личностных свойств, состояние которых описывается формулой: конфликт - тревога - защитные реакции14. При этом поведенческие реакции деструктивной направленности не осознаются личностью. Для того чтобы выйти из этого состояния, субъект должен пройти процедуру самоопределения и совместить нормативное и реальное представление о своем существовании. В связи с вовлеченностью человека в разные типы социального, социально-экономического и социально-правового самоопределения подобная процедура многократно усложняется, а для многих становится неразрешимой задачей. Отсюда нарастают явления катастрофизма сознания и невротического поведения личности, усиливается приверженность к аддиктивной стратегии выхода из трудных ситуаций, в т.ч. формирование наркозависимости у определенных категорий лиц15. Криминальный потенциал среды концентрируется вокруг личности и ее ближайшего окружения. При этом речь идет не только о подростках, молодежи, но и зрелых людях. М.И. Бобнева считает16, что «многие болезни современного общества - конформизм, мощное социальное давление на человека, насаждение идей вседозволенности, нигилизм, экстремизм, насилие, обесценивание нравственных категорий» возникают в результате расшатывания традиционных, исторически сложившихся систем социальных норм: правовых, политических, религиозных, культурных, этнических, нравственных и моральных. Усвоение социальных норм и ценностей толерантности и ненасилия как культурных универсалий и их превращение в индивидуально-личностные ценностные ориентации возможно только в адекватных им социально-культурных условиях: в обществе, в семье, в трудовой сфере и в кругу друзей»17. Создание таких условий во многом зависит от уровня профессиональной компетентности представителей помогающих профессий: психологов, педагогов, воспитателей, конфликтологов и др. специалистов.
В свою очередь, психолого-правовое значение традиций заключается в обязательном следовании общепринятым обычаям, ритуалам, в процессе реализации которых переживаются, осознаются и закрепляются базовые модели и стандарты свободы и ответственности поведения личности. Проекция этих ценностей на проблемы социальной нормативности и отношения к праву проявляется в придании ценности долгу, социальному порядку и безопасности. В традициях отражается
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009
своеобразие стиля социальной детерминации и процесса интеграции в Я-концепции исторического опыта жизни многих поколений. Благодаря этому сами традиции непрерывно должны развиваться и выражать историческое и практическое состояние их приверженцев. Вот почему процессы воспроизводства и функционирования традиций должны находиться в центре внимания специалистов. Другими словами, предлагается инструментальный подход к традициям - рассматривать их в качестве символических инструментов (у Л.С. Выготского - психологических орудий) или систем регуляции общественных отношений.
Утрата отдельных ритуализированных (инструментальных) форм фиксации социально значимых событий в жизни современных поколений приводит к разрывам во временном контуре истории. Появление приверженцев фашисткой идеологии - очевидное доказательство данного факта. Одновременно складываются новые традиции, наблюдается процесс модификации ценностей национальной культуры. Например, молодежь от 23 до 35 лет уже представляет и правильно оценивает историю Великой Отечественной Войны. Однако идеологический вакуум, незавершенность процесса формирования идейно-целевого единства российского общества создает значительное пространство субъективной неопределенности. Ведущим принципом здесь выступает приведение ценностной основы традиций к духовной специфике русского философско-религиозного наследия.
Духовность в системе обеспечения правопорядка и безопасности общества является решающим фактором. Однако духовный кризис, который переживает Россия, является реальной угрозой разрушения духовного здоровья нации. Среди явлений, которые угрожают российской цивилизации, наиболее опасными считаются следующие: некритичное заимствование и насильственное внедрение экономических и политических моделей; разрушение базовых ценностей христианской культуры в результате экспансии нетрадиционных религий; манипулирование с помощью СМИ общественным сознанием (дезинформация, избыточно натуралистическая демонстрация сцен жестокости, убийств, расправ, распущенности); целенаправленное навязывание асоциальных и противоправных эталонов поведения и стилей жизни; стимулирование противоправного поведения за счет подачи без оценки информации о формах и способах преступного поведения, акцентирования беспомощности органов правопорядка, что создает иллюзию безнаказанности преступников и т.д. В погоне за коммерческой выгодой СМИ сеют страхи, формируют катастрофический тип сознания, обесценивают любые позитивные усилия в устройстве собственной судьбы. Тем самым повышается уровень общественной виктимности. Следует подчеркнуть, что отличительной особенностью терроризма, касающейся его природы и мотивации, является как раз эмоциональное воздействие на общественное мнение, которое порождает в обществе страх, панику, подрывает доверие к власти и, как следствие, вызывает политическую нестабильность. Опасность духовного кризиса - в его невидимости, отсроченности. Например, способны ли мы сегодня, задумываясь о феномене Гарри Поттера, осознать его вред? По всей видимости, нам, очарованным сверхсовременными технологиями зрелищности, трудно заметить иллюзорность «доброты» этого персонажа. Таким образом, духовная безопасность - это система условий, позволяющая субъектам социальных отношений сохранять свои жизненные, исторически сложившие ценностно-нормативные характеристики культуры, а также обеспечивать их самовоспроизводство через общественные институты и механизмы социализации и культурной преемственности. Важнейшим таким институтом является образование.
В совокупности порядок, традиции, культура составляют содержание духовной безопасности общества, среды обитания и деятельности человека.
В настоящее время ощущается потребность в выработке промежуточных концепций и теорий, которые должны исследовать закономерности отношений, использования, применения и передачи нормативно-ценностных феноменов повседневного порядка и культурных традиций. Речь идет о тех медиаторах, которые опосредуют привнесение значений и смыслов в социальную практику. Тем самым мы уйдем от распространенной сегодня схемы теоретизирования, в основе которой апеллирование к социальной среде, ее мнимым и реальным проблемам, как источнику дезадаптации и деформации личности. Воздействие среды действительно важно в продуцировании конфликтов, кризисов и преступлений, но ее действие многократно опосредствовано. Еще Л.С. Выготский указывал на трудность изучения высших психических функций из-за того, что биологическое и культурное измерение развития оказываются в онтогенезе слитыми в единый и комплексный процесс. Поэтому следует сосредоточить усилия на выявлении закономерно действующих медиаторах, участвующих в соответствующих трансформациях социальных объектов как материальной, вещественной, так и культурно-символической, психологической природы. Без этого практически невозможно выстраивать технологические процедуры работы психологов в сфере права и психологии безопасности профессиональной деятельности. При этом психология безопасности рассматривается как отрасль психологической науки, изучающей психологический аспект безопасности в разнообразных видах деятельности, психические процессы, порождаемые деятельностью и влияющие на неё безопасность, психические состояния человека, сказывающиеся на безопасности его деятельности, свойства личности, отражающиеся на безопасности деятельности, пути использования психологии для повышения безопасности деятельности.
Технологии - это наиболее динамично развивающийся сегмент в социальном управлении18. Успех объяснения, прогнозирования и управления преступностью напрямую зависит от тех инструментов, от уровня технических систем, которыми мы пользуемся в ходе наших научных изысканий и профессиональной деятельности19. В настоящее время существует множество концепций, позволяющих понять технологию как науку. Ведется борьба за технологическое превосходство, а технологические проблемы являются универсальными. Например, современным предприятиям адекватный уровень
развития в области безопасности информационных технологий нужен в настоящее время больше, чем когда-либо. Однако современные государственные и общественные структуры неспособны в полной мере обеспечить проведение эффективной политики по созданию оптимальных условий существования общества, его безопасности, защиты от техногенных, природных, криминальных угроз, опасных болезней, несущих реальную угрозу для каждой личности. Государственные и правоохранительные органы не могут в полной мере обеспечить контроль за соблюдением нормативно-правовых актов, прав и свобод граждан, экономической свободы, полностью осмыслить, систематизировать свой огромный эмпирический опыт, что проявляется на практике постоянным воспроизводством одних и тех же ошибок, недостатков, нерешенных проблем. Поэтому с практической точки зрения принципиально важно соединить процессы укрепления правопорядка и безопасности с созданием эффективной системы разработки и внедрения научных технологий в деятельность правоохранительных органов.
Следует напомнить отношение Л.С. Выготского к психотехнологиям. Отдавая дань психотехнике Мюнстерберга, он в то же время видит в психотехнике ту психологию, которая «толкает к разрыву со старой и оформляет реальную психологию», т.к. «направлена на действие», объективна и каузальна. Выготский выделяет то, что «именно эта психология создает железную методологию». Значение ее огромно, т.к. именно психотехника потребовала переноса «сложнейших противоречий и споров в практику», где они и могут найти свое разрешение. И от методологии психотехники, т.е. от философии практики можно ожидать разрешения проблем психологии20.
Основными признаками научной технологии являются, во-первых, разграничение, разделение известного процесса на внутренне между собой связанные этапы, фазы, операции. Смысл этой процедуры - точно определить границы имманентных требований к субъекту, действующему по данной технологии, обеспечить оптимальную или близкую к оптимальной динамику развития процесса. Чем точнее описание процесса будет соответствовать его объективной логике, тем вероятнее возможность достичь высокого эффекта деятельности. Во-вторых, признаком любой технологии выступает координированность и поэтапность действий, направленных к достижению искомого результата. Третий признак - однозначность выполнения включенных в технологический процесс процедур и операций. Отклонения за определенные границы нормы могут приводить к снижению эффективности всей работы.
В органах внутренних дел существует множество подразделений и служб, обладающих различным уровнем развития и научно-технологической емкостью профессиональной деятельности. Для психологической службы, например, возникают трудности с выбором ведущих теорий и концепций, основных объектов технологической разработки и сопровождения, определения стандартов и этических образцов оценки эффективности результатов деятельности. Требуется в связи с этим уточнение критериев и видов ответственности за ошибки психолога. Это может быть наиболее важный вопрос сегодня, т.к. психологи, зачастую оперируя самыми разнообразными психологическими практиками, манипулируют с душой человека без каких-либо правил и ограничений, не неся за причинение вреда никакой ответственности. Никто не учитывает факты негативных последствий от вмешательства психологов в душевно-духовный мир личности21.
В качестве приоритетных проблем, которые стоят перед психологией, следует определить следующие:
- разработка психологических технологий прогнозирования и расследования тяжких и особо тяжких преступлений против личности - убийства (особенно серийные), разбойные нападения, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и др.;
- разработка психологических технологий прогнозирования роста определенных видов преступных посягательств в связи с изменениями в структуре рыночной экономики, психологии встречи и столкновения современных и прежних стереотипов восприятия мира, этнических предубеждений, роста террористических угроз;
- разработка психотехнологий профилактики стресса, профессионального выгорания и чрезмерного насилия в деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Таким образом, психология правопорядка - это система, состоящая из элементов правовой, духовной и технологической безопасности, направленных на создание благоприятных условий для воспроизводства и функционирования культуры правоотношений, ценностей человеческого достоинства и общественной нравственности.
Список литературы
1. Асмолов, А. Г. Психология личности (принципы общепсихологического анализа) : учебник для вузов. - М., 2001.
2. Бобнева, М. И. Социально-психологические аспекты исследования состояний напряженности и надежности работы человека в экстремальных и аварийных ситуациях. // Психическая напряженность в трудовой деятельности. - М., 1989. С. 250-272.
3. Выготский, Л. С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч. в 6 т. Т.
1. М., 1982.
4. Ефремова, Г. X., Андрианов, Д. С., Малиновский, А. А. Злоупотребление свободой массовой информации при освещении проблем преступности: природа, формы, пути противодействия // Юридическая психология. Сб. научн. тр. - Вып. 2. - М., 2001. С. 23-34.
5. Жильский, Н. Н. Органы внутренних дел и внутренние войска: взаимодействие при охране общественного порядка: Монография. - СПб., 1997.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009
6. Зазулин, Г. В. Противодействие незаконному обороту синтезированных наркотиков. -СПб., 2000.
7. Идрисов, З. Ш. Научные технологии в государственном управлении (теоретический и организационно-правовой аспект). - СПб., 1998.
8. Кожухарь, Г. С. Модель усиленной мотивации: взаимодействие базовых механизмов межличностной толерантности // Вопросы психологии. - 2007. - № 2.
9. Макарейко, Н. В. Государственное принуждение как средство обеспечения общественного порядка. - СПб., 1996.
10. Найсер, У. Познание и реальность. - М., 1981.
11. Потопейко. Д. А. Правосознание как особое общественное явление. - М., 1971.
12. Прикладная юридическая психология. - М., 2001
13. Пряжников, Н. С. Этические проблемы психологии. - М.-Воронеж, 2002.
14. Сальников, М. В. Правовое государство, законность и деятельность милиции. - СПб.. 1998.
15. Фомин, А. А. Юридическая безопасность - особая разновидность социальной безопасности: понятие и общая характеристика // Государство и право. 2006. № 2.
16. Энциклопедия юридической психологии. - М., 2003.
17. Юзиханов, Э. Г. Эластичность преступности и моделирование каузальных связей в криминологии // Государство и право. 2006. № 2. С. 96.
Literature
1. Applied legal psychology. - Moscow, 2001.
2. Asmolov, A. G. Psychology of the person - Moscow, 2001.
3. Bobneva, M. I. Socially-psychological aspects of research of conditions of intensity and reliability of work of the person in extreme and emergencies // Mental intensity in labor activity. - Moscow, 1989. - P. 250-272.
4. Efremova, G. H., Andrianov, D. S., Malinovsky, A. A. Abusing freedom of the mass information in publicationls about problems of criminality // Legal psychology. - Moscow, 2001.
- P. 23-34.
5. Encyclopedia of legal psychology. - Moscow, 2003.
6. Fomin, A. A. Legal safety: special version of social safety: concept and a general characteristic // State and Right. - 2006. № 2.
7. Idrisov, Z. S. Scientific of technology in the government (theoretical and organizational-legal aspect). - SPb., 1998.
8. Kozhuhar, G. S. Model of the strengthened motivation: interaction of base mechanisms of interpersonal tolerance // Psychology questions. - 2007. № 2.
9. Makarejko, N. V. State compulsion as means of maintenance of a public order. - St.Petersburg, 1996.
10. Nicer, U. Knowledge and a reality. - Moscow, 1981.
11. Potopeiko, D. A. Sense as the special public phenomenon. - Moscow, 1971.
12. Priyazhnikov, N. S. Ethical of a psychology problem. - Moscow-Voronezh, 2002.
13. Salnikov. M. V. Lawful state, legality and militia activity. - St.Petersburg, 1998.
14. Vygotsky, L. S. Historical sense of psychological crisis. - Moscow, 1982.
15. Yuzikhanov, E. G. Elasticity of criminality and modeling of causal communications in criminology // State and Right. - 2006. № 2.
16. Zazulin, G. V. Counteraction to illegal circulation ofthe synthesized drugs. - St.Petersburg, 2000.
17. Zhilsky, N. N. Organs of the internal affairs and internal troops: interaction at public order protection. - St.Petersburg, 1997.
1 Проблемы безопасности и непрерывное образование по экологии и БЖД. Материалы конференции. 17-19 апреля 1996 года. СПб., 1996.
2 Асмолов А.Г. Психология личности (принципы общепсихологического анализа): Учебник для вузов. М., 2001.
3 Психология коррупции: анализ, теория, практика. Материалы межвуз. науч.-практ. конф. ст., аспир., препод. 22 ноября 2007 года. СПб., 2007.
4 Найсер У Познание и реальность. М., 1981. С. 24.
5 Макарейко Н.В. Государственное принуждение как средство обеспечения общественного порядка. СПб., 1996. С. 13.
6 Жильский Н.Н. Органы внутренних дел и внутренние войска: взаимодействие при охране общественного порядка: Монография. СПб., 1997. С. 17.
7 Ефремова Г.Х., Андрианов Д. С., Малиновский А.А. Злоупотребление свободой массовой информации при освещении проблем преступности: природа, формы, пути противодействия // Юридическая психология. Сб. научн. тр. Вып. 2. М., 2001. С. 23-34.
8 Именно для этатического подхода свойственно отождествление права и закона, созданного государством и выражающим его волю, т.е. огосударствление права. При таком подходе любое решение государства по отношению к гражданам считается правовым. // Сальников М.В. Правовое государство, законность и деятельность милиции: Автореф. дисс. СПб., 1998. С. 8.
9 См. Фомин А.А. Юридическая безопасность - особая разновидность социальной безопасности: понятие и общая характеристика // Государство и право. 2006. № 2. С. 73.
10 Потопейко Д.А. Правосознание как особое общественное явление. М., 1971.
11 Прикладная юридическая психология. М., 2001; Энциклопедия юридической психологии. М., 2003.
12 Опыт Парижа и Лондона в деле интернациональной адаптации эмигрантов. Последние сохраняют «бунт корней».
13 См. Скородумов A.A. Социально-психологический анализ дезадаптации личности (на примере современных внеконфессиональных течений). Автореф. дисс. СПб., 1996. С. 11.
14 Дело А.Кузнецова. «Закон в нокауте» //Литературная газета. 2008. 5 февраля.
15 Зазулин Г.В. Противодействие незаконному обороту синтезированных наркотиков.СПб., 2000. С. 14.
16 Бобнева М.И. Социально-психологические аспекты исследования состояний напряженности и надежности работы человека в экстремальных и аварийных ситуациях. // Психическая напряженность в трудовой деятельности. М., 1989. С. 250-272.
17 Кожухарь Г.С. Модель усиленной мотивации: взаимодействие базовых механизмов межличностной толерантности // Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 23.
18 Идрисов З.Ш. Научные технологии в государственном управлении (теоретический и организационно-правовой аспект). Автореф. дисс. СПб., 1998. С. 4.
19 Юзиханов Э.Г. Эластичность преступности и моделирование каузальных связей в криминологии // Государство и право. 2006. № 2. С. 96.
20 Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч. в 6 т. Т. 1. М., 1982.
21 Пряжников Н.С. Этические проблемы психологии. Москва-Воронеж, 2002.
УДК 159.99. 37.041 Г.В. Попова*
«Опережающий» контроль развития социально-психологического процесса в КСД: образовательная методика
В настоящей статье представлены результаты педагогического проектирования методики прогностического контроля развития социально-психологического процесса в коллективном субъекте деятельности (КСД) на основе психолого-педагогической и математической методологии.
Ключевые слова: развитие, контроль, процесс, коллективный субъект деятельности.
G.V. Popova*. «Forestalling» control of the development of social-psychological process in CSA: educational methodic The paper presents results of pedagogical design ofthe methodic of prognostic control over social-psychological process in collective subject of activity (CSA). The results are based on psychological-pedagogical and mathematical methodology.
Keywords: development, control, process, collective subject of activity.
Актуальность, теоретико-методологическая основа и значимость
Проблема эффективности управления коллективной деятельностью актуальна практически постоянно, поскольку по мере преобразования объекта управления преобразуются и способы управления им, порождая все новые усложняющиеся задачи. Проблема подготовленности к решению этих все усложняющихся задач рано или поздно неизбежно столкнется с проблемой методологической. В этом нам представляется общность проблем - профессиональной деятельности, среды ее реализации и исследователей теоретических способов их разрешения. Любая профессиональная среда содержит в себе информационный потенциал для обнаружения общих принципов и закономерностей развития профессиональных явлений, поэтому выбор профессиональной среды деятельности для систематизированного исследования связан, по существу, с ситуативной доступностью этого потенциала. Накапливание научных результатов изучения тенденций профессиональных явлений в различных видах профессиональной деятельности рано или поздно позволит получить четкое и ясное понимание закономерностей и условий-ограничений развития процесса профессионализации, возможности вначале контроля, а затем и самоконтроля (т.е. управления) этими процессами. Одним из путей решения вопроса поиска информационного потенциала для изучения развития профессионального социальнопсихологического процесса может стать обращение к тем видам профессиональной деятельности, где определены профессиональные требования к социально-психологическому качеству кадров как профессиональной компетенции и практически существует методическая возможность его измерения. К одному из таких видов профессиональной деятельности можно отнести военно-профессиональную среду деятельности, поскольку система ее организации предъявляет повышенную требовательность к уровню социально-психологической подготовленности кадров и поэтому включает объективно необходимый входной социально-психологический контроль как элемент обязательного профессионального отбора, одного из доступных методов психологического управления качеством профессиональной деятельности, хорошо отработанный на практике в течение многих лет. Этот вид профессиональной деятельности объективно содержит общие закономерности как деятельности в
* Попова, Галина Валентиновна, докторант кафедры математики ИМОП СПбГПУ, кандидат педагогических наук. Россия, 188540, г. Сосновый Бор, Ленинградской области, ул. Ленинградская, д. 66, кв. 49. Тел.: 8 (812) 552-6417. E-mail: [email protected].
* Popova, Galina Valentinovna, the senior lecturer of chairs of mathematics of IMOP SPbGPU, the candidate of pedagogical sciences. Russia, 188540, Sosnovyj Bor, Leningrad region, street Leningradskaja, 66, apt. 49. Ph.: 8(812) 552-6417. E-mail: [email protected].
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009